Научная статья на тему 'КРАУДСОРСИНГ В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И БИЗНЕС-ЗАДАЧ'

КРАУДСОРСИНГ В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И БИЗНЕС-ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА / КРАУДСОРСИНГ В БИЗНЕСЕ / КРАУДСОРСИНГОВЫЙ ПРОЕКТ / КРАУДСОРСИНГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобова Светлана Владиславльевна, Долженко Руслан Алексеевич

Статья посвящена изучению возможностей использования краудсорсинга для решения государственных, общественных и бизнес-задач. Определена суть краудсорсинга, выделены его преимущества и проблемы. Рассмотрены примеры встраивания механизмов краудсорсинга в решение государственных задач, описаны возможности его использования бизнесом. Приведена классификация краудсорсинговых платформ для решения разнообразных общественных задач, описаны наиболее эффективные зарубежные и отечественные краудсорсинговые платформы.The article is devoted to study of using the crowdsourcing for solutions of government, public and business objectives. The essence of crowdsourcing, its advantages and challenges are defined. Examples of embedding crowdsourcing techniques to the solution of public problems and possibilities of its use by the business are described. The classification of crowdsourcing platforms to solve a variety of public objectives is highlighted. The most effective foreign and domestic crowdsourcing platforms are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРАУДСОРСИНГ В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И БИЗНЕС-ЗАДАЧ»

(физических и юридических лиц), а вырученные от продажи акций деньги направляются в расширение или в организацию нового производства. Рынок финансовых производных (ценных бумаг) - в отличие от строгости, жесткости и косности государственных финансов - является самым свободным, гибким, мобильным и привлекательным для множества субъектов, преследующих интересы своего обогащения.

Литература 1. Маркс.К. Капитал, Политиздат, 1978.

2. Лачинов Ю.Н. Новейшая социально-политическая экономика. М.: «Спутник+», 2004.

3. Лачинов Ю.Н. Единый учебник экономики*Пролог к «экономиксу»*Начала экономической теории. М.: ЛЕНАНД, 2014.

4. «Новая экономическая классика. Российская научно-образовательная школа Лачинова»- M.: ЛЕНАНД, 2012г

5. Лачинов Ю.Н. Новая экономическая классика. LAMBERT, Германия, 2014.

КРАУДСОРСИНГ В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ

И БИЗНЕС-ЗАДАЧ

Лобова Светлана Владиславльевна,

доктор эк. наук, профессор, Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Долженко Руслан Алексеевич,

кандидат эк. наук, доцент, Алтайский государственный университет, г. Барнаул

CROWDSOURCING IN THE SOLUTION OF THE STATE, PUBLIC AND BUSINESS OBJECTIVES

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению возможностей использования краудсорсинга для решения государственных, общественных и бизнес-задач. Определена суть краудсорсинга, выделены его преимущества и проблемы. Рассмотрены примеры встраивания механизмов краудсорсинга в решение государственных задач, описаны возможности его использования бизнесом. Приведена классификация краудсорсинговых платформ для решения разнообразных общественных задач, описаны наиболее эффективные зарубежные и отечественные краудсорсинговые платформы.

ANNOTATION

The article is devoted to study of using the crowdsourcing for solutions of government, public and business objectives. The essence of crowdsourcing, its advantages and challenges are defined. Examples of embedding crowdsourcing techniques to the solution of public problems and possibilities of its use by the business are described. The classification of crowdsourcing platforms to solve a variety of public objectives is highlighted. The most effective foreign and domestic crowdsourcing platforms are considered.

Ключевые слова: Коллективная работа, краудсорсинг в государственном управлении, краудсорсинг в бизнесе, краудсорсинговый проект, краудсорсинговая площадка.

Key words: Collective work, crowdsourcing in government, crowdsourcing in business, crowdsourcing project, crowdsourcing platform.

Введение. Экономика нуждается в новом менеджменте. Этот амбициозный постулат определяет основную идею книги Гари Хэмела «Будущее менеджмента» [1].

Трудно отрицать, что сущность современного менеджмента организации и в целом государственного управления во многом определяют информационные технологии. Под воздействием информационных технологий меняется структура общества - оно освобождается от национальных границ, а интернет инициирует процесс создания новой виртуальной среды обитания, со своими правилами и нормами поведения. Общество в сетевой среде само продуцирует новые технологии, которые могут быть с успехом использованы в системе госуправления, повышения качества предоставляемых государственных услуг, решения государственных задач. Одна из них -краудсорсинг. На эту технологию, как рецепт преодоления системного кризиса госуправления, не только в России, но и в мире, указал в середине апреля 2012 года глава Сбербанка Г. Греф, опубликовав в газете «Ведомости» статью под названием «Государственное управление: эффективность российской власти и модернизация» [2]. По его

мнению, коллективный разум 6% россиян, так называемого креативного класса, сможет найти самое эффективное решение проблем современности, а заодно улучшит социальную атмосферу в стране. К слову сказать, краудсорсинговая площадка Сбербанка - сайт, с помощью которого банк аккумулирует предложения клиентов, сотрудников, общественности, способствующие улучшению его деятельности. В рамках данной крауд-платформы постоянно действует несколько проектов, направленных на решение актуальных для Сбербанка задач, например, такие проекты как «Дизайн новой бизнес-карты», «Новые продукты для малого бизнеса», «Борьба с очередями в офисах», «Отчёт о корпоративной социальной ответственности» и многие другие.

Далее рассмотрим теоретико-методологические основы краудсорсинга, а также представим обзор использования этого инструмента при решении задач бизнеса, государства, общества.

Теоретко-методологические и исторические аспекты «краудсорсинга». Термин краудсорсинг (англ.

crowdsourcing, crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») был введен еще в 2006 году писателем Дж. Хау (англ. Jeff Howe) и редактором журнала Wired М. Робинсоном (англ. Mark Robinson) [3]. Всю необходимую работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые профессионалы-любители, которые тратят свое свободное время на создание контента, прикладывают усилия и выполняют необходимые действия для решения задач, стоящих перед государством, бизнесом, обществом, или даже проведения НИОКР. Данный тезис является важной детерминантой крудсорсинга при его дифференциации с аутсорсингом, когда работа передаётся за пределы компетенции компании профессиональным исполнителям по конкретному договору и за определенные деньги. Также отличительным признаком краудсорсинга, по мнению Дж. Хау, является разбивка дробление крупного проекта на микрозадачи, которые затем формируются в отдельные проекты. С нашей точки зрения, краудсорсинг в ближайшие годы может стать полноценной заменой аутсорсингу при реализации ряда креативных задач, предполагающих работу с информацией.

На сайте computerra.ru представлена информация о том, что сама идея привлечения ресурсов общественности для решения государственных задач, в частности, для России известна очень давно. Так, известен факт, что в середине XVIII века (1748 год), когда библиотека Российской академии наук «стонала» от обилия иноязычной учебной и технической литературы при отсутствии штатных переводчиков, в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было напечатано объявление следующего содержания: «Понеже многие из российских как дворян, так и других разных чинов людей находятся искусны в чужестранных языках: того ради по указу Её И. В-ства канцелярия Академии наук чрез сие охотникам объявляет, ежели кто пожелает какую книгу перевесть с латинского, французского, немецкого, итальянского, английского или с других языков, то б явились в канцелярию Академии наук с тем намерением, что от них сперва будут пробы взяты их переводов, а потом, буде найдётся их искусство довольно к переводу книг, то дана им будет книга для переводу, а как скоро оная будет переведена и, переписав начисто, принесена в канцелярию, то за труды оному, по напечатании с его именем, ежели он пожелает, выдано ему будет в подарок сто печатных экземпляров той же книги». Это был принцип организации работ, который сегодня и называется краудсорсингом.

Современному краудсорсингу, как инструменту использования усилий и ресурсов общественности в целях решения каких-либо задач, присущи следующие основные принципы:

1. добровольность участия в проекте и выполняемых действий;

2. наличие интернет-платформы или контента, специально сконструированного для объединения работы и усилий многих людей, с помощью которой осуществляется коммуникация и деятельность исполнителей осуществляется, а также можно актуализировать текущие цели, отслеживать скорость их достижения, привлекать внимание общественности и денежные средства волонтёров, автоматизировать рутинные процессы;

3. наличие механизма фильтрации информации, а иногда, и селекции лучших участников;

4. оценка предложений, идей, мнений, инициатив, а также выставленных на обсуждение информационных блоков (текста, картинки и др.) осуществляется участниками с использованием приемов простого голосования или биржевых приемов, когда на каждый блок делается ставка.

Возможности использования краудсорсинга крайне вариабельны, однако можно выделить общие моменты, характерные для проявления данной технологии на практике. Прежде всего, краудсорсинг последовательно реализуется, как правило, в рамках следующих этапов [4]:

1. Привлечение заинтересованной общественности к решению актуальной задачи. Чем большее количество участников будет привлечено к краудсорсин-говому проекту, тем выше будет скорость и качество решения задачи.

2. Организация и стимулирование процесса работы над решением задачи. Работа в рамках краудсорсинга требует использования специализированных инструментов вовлечения участников в деятельность, а также заранее определённых стимулов для лидеров краудсорсинга.

3. Селекция лучших решений, предложений, идей, которые позволят решить поставленную задачу. Отбор может осуществляться как силами самих участников (за счёт использования системы рейтингов идей, предложений), так и специально приглашёнными экспертами.

4. Отбор лучших участников краудсорсинга на основе оценки их вклада в коллективную деятельность, влияния на решение задачи, участия в организации сообщества к эффективной деятельности на крауд-сорсинговой площадке.

В условиях использования краудсорсинга для решения задач с помощью вовлечения людей для совместной деятельности через компьютерные сети, следующим общим моментом для всех подобных проектов является наличие специализированной интернет-платформы. Таковой может выступать как специально созданный под проект сайт, так и многосторонняя площадка, на которой организуются разнообразные краудсорсинговые задачи для заказчиков. Этот аспект реализации краудсорсинга будет рассмотрен нами далее, но прежде проанализируем возможности использования данной технологии для решения задач в области государственного управления.

Краудсорсинг в сфере государственного управления.

Если не углубляться в сущность отечественной системы государственного управления, не анализировать предпосылки и основы её эволюции, а выделить только негативные моменты, которые для неё характерны в настоящее время, то среди них могут оказаться:

• оторванность власти от общества;

• нерешённость большого количества актуальных для общества проблем;

• популизм и отсутствие стратегического лидерства на местах;

• исключение целого пласта населения из процесса выработки государственных решений;

• отсутствие или недостаточная прозрачность системы социальных лифтов, позволяющей талантливым людям во всех сферах реализовывать свой потенциал;

• отсутствие ясных критериев оценки эффективности власти.

Решение выделенных проблем невозможно в условиях действующей системы власти, таким образом, необходим прорыв, дальнейшая эволюция механизмов работы государства, которая будет возможна, если удастся вовлечь в работу энергию, активность, интеллект неравнодушных граждан страны. Сделать это можно с помощью краудсорсинга, который позволит сформировать принципиально новую модель государственного управления

Процесс государственного управления можно разделить на пять этапов, на каждом из которых предполагается решение соответствующих вопросов. Уже сейчас этот процесс можно трансформировать с использованием краудсорсинга:

1 этап: Определение целей, которых мы хотим достичь.

Можно находить проблемы, которые в наибольшей степени волнуют людей, и определять цели деятельности власти на всех уровнях. Ликвидируется разрыв в видении власти и потребностях людей.

2 этап: Поиск эффективных решений проблемы. Граждане вовлекаются в процесс выработки и принятия политических и организационных решений, давая им дополнительную политическую легитимность. Публичный процесс нивелирует противодействие тех, кто стремится сохранить текущую ситуацию.

3 этап: Поиск лучших кандидатур на ключевые посты.

Доступ к профессиональному тестированию в режиме онлайн могут получить все желающие, имеющие необходимое образование и опыт. Создаётся поток людей для обновления управленческих кадров, и прозрачная система соц. лифтов на госслужбе.

4 этап: Определение критериев достижения целей. Граждане и власть вместе обсуждают и устанавливают промежуточные и конечные ключевые показатели эффективности деятельности органов власти.

5 этап: Оценка людьми результатов деятельности власти.

Публично подводятся итоги достижения целей, граждане сами определяют эффективность руководителей и влияют на их деятельность, не дожидаясь выборов. Для руководителей обратная связь - компас для поддержки популярности и успеха.

В отечественной практике государственного управления уже существуют отдельные примеры внедрения краудсорсинга. Так, самый известный отечественный пример использования краудсорсинга в системе государственного управления - Российская общественная инициатива (РОИ). Согласно информации, представленной в Ви-кипедии (которая, к слову сказать, сама по себе является самым известным краудсорсинговым проектом современности), РОИ - интернет-ресурс, на котором граждане России, авторизованные через поддерживаемую государством систему идентификации граждан ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации), могут выдвигать различные гражданские инициативы либо голосовать

за таковые. При этом инициативы, набравшие сто тысяч голосов, рассматриваются экспертными группами, наделёнными правом рекомендовать их для рассмотрения Госдумой.

Идея создания данной интернет-платформы была обнародована в публикации в 2012 году в газете «Коммерсантъ» тогда еще премьер-министр РФ В.Путина. А начало работы РОИ было положено Указом Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Вторым основополагающим документом стала «Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года», подписанная Председателем Правительства РФ 28 августа 2012 года.

Сегодня наиболее известными проектами РОИ, преодолевшими голосовой барьер, являются: инициатива А. Навального о запрете чиновникам и сотрудникам компаний с государственным (муниципальным) участием приобретать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 млн рублей, инициатива «О свободе интернета», инициатива «Мой дом - моя крепость». В настоящее время на сайте РОИ обсуждается инициатива о запрете бесплатного обучения курильщиков в вузах.

В апреле 2014 года были введены новые правила функционирования крауд-ресурса: инициативы, не набравшие за один год 100 тысяч и более голосов, снимаются с голосования и отправляются в архив. Однако, министр «Открытого правительства» М. Абызов распорядился передавать снятые с голосования инициативы в экспертный совет при Правительстве РФ для последующего рассмотрения. В случае положительного решения, рекомендации по реализации таких инициатив предположительно будут направляться в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Основным негативными моментами реализации данной крауд-платформы, получившими критику, как со стороны органов управления, так и общественности, являются:

1. невозможность контроля честности подсчета голосов. Для преодоления данной ситуации рассматривается вариант публикации под каждой инициативой упорядоченного списка поданных голосов под контролем независимых наблюдателей;

2. «блокирующее спойлерство», когда первоначальная инициатива отклоняется, а рассматривается аналогичная или сходная инициатива более значимого инициатора. Для преодоления этого явления принято решение о рассмотрении инициатив строго в порядке поступления;

3. использование информационных технологий для так называемой «накрутки» голосов за ту или иную инициативу. Предполагается, что контроль за технологией формирования голосов будут осуществлять независимые наблюдатели. Крауд-технологии в решении задач бизнеса и общества. При написании данного раздела были использованы материалы сайта towave.ru.

В составе крауд-платформ, созданных и используемых в настоящее время для решения задач бизнеса и общества, дифференцируются следующие их виды:

- конкурсные платформы, на которых заказчик организует конкурс, размещая определенное задание, а исполнители присылают свои варианты решения поставленной задачи, одновременно комментируя и оценивая работу друг друга. Таким образом, отбирается одна или несколько лучших работ;

- аккумулирующие платформы, предполагающие совместное использование открыто предоставленных данных для коллективного просмотра лицам, участвующим в выполнении проекта;

- информационно-справочные платформы, на которых пользователь задает вопрос, а другие пользователи отвечают на него, одновременно ранжируя ответы других. При этом наиболее популярные ответы выдвигаются вверх, а пользователь, задавший вопрос в итоге выбирает лучший ответ;

- информационно-рейтинговые платформы, где пользователи формируют контент, а также присваивают ему рейтинг путем голосования. Лучший контент выходит в топ;

- сервисно-рекрутинговые платформы, когда на сайте собираются заказчики и фрилансеры, заказчик указывает цену, условия и публикует задание,

_Примеры использования крауд

фрилансеры предлагают свои услуги. Заказчик выбирает одного из претендентов, который будет выполнять задание; - краудфандинговые платформы, где для решения задачи привлекаются добровольцы, готовые профинансировать проект, чтобы реализовать конечный результат. Проект публикуется на площадке со всей необходимой информацией (цель проекта, задачи, необходимая сумма и срок ее сбора). Чтобы привлечь внимание добровольцев, заказчики придумывают различные награды и символические подарки. Если проект набирает необходимую сумму денег, то заказчику остается лишь вывести их со счета, отблагодарить спонсоров и реализовать проект. В зависимости от площадки иногда можно вывести собранные средства, даже если проект так и не набрал обозначенную сумму. Как нами уже было отмечено ранее, возможности использования краудсорсинга крайне разнообразны, в настоящее время практикой прорабатываются различные способы и формы адаптации данной технологии под разнообразные нужды бизнеса. Некоторые из примеров использования краудсорсинга в бизнесе приведены в таблице.

Таблица

в бизнесе и обществом_

Вид крауд-платформы Примеры (название сайта) Краткое описание технологии использования крауд-ресурса

Конкурсная 99designs.com Компании размещают здесь свои заказы, а квалифицированные специалисты предлагают им варианты дизайнерских решений. Перед публикацией конкурса заказчик оплачивает все дальнейшие расходы (комиссии за внесение и вывод средств), а также награду, которую получит дизайнер, если его работа будет выбрана. Награжденный дизайнер может вывести с сайта деньги благодаря переводу через Western Union или через платежные системы PayPal, Moneybookers или AlertPay

godesigner.ru Заказчик размещает питч (конкурс), формируя бриф. Оплачивает организатору конкурса средства, достаточные для выплаты вознаграждения победителю. Вывести деньги заказчик может на собственную банковскую карту или перевести их на счет WMR. Дизайнеры, вне зависимости от места проживания, предлагают свои решения - обычно уже спустя несколько часов после публикации появляются первые работы. Награда гарантировано достается тому дизайнеру, чья работа будет выбрана заказчиком как победившая. Если заказчику не нравится ни одна из предложенных работ, внесенные деньги ему возвращаются

Аккумулирующая foursquare.com Построена на идее отмечать на картах интересные места, добавляя комментарии, собственные оценки и фотографии. Пользователи, использующие сервис, могут узнать, какие интересные места есть поблизости или в выбранном регионе, а также добавлять новые при помощи мобильных устройств и функции геопозиционирования. В качестве награды пользователи собирают бейджи, которые дают им определенные преимущества в работе над проектом

Яндекс.пробки.ги Этот сервис позволяет пользователям через специальную карту просматривать ситуацию на дорогах в режиме реального времени или в виде средней статистики загруженности дорог в зависимости от дня недели и времени суток. Для формирования карт используются в основном данные от автоматических треков, которые передаются от пользователей мобильной версии Яндекс.Карты, а также благодаря добровольцам, которые сообщают о пробках на дороге по специальному бесплатному номеру телефона

Вид крауд-платформы Примеры (название сайта) Краткое описание технологии использования крауд-ресурса

Информационно-справочная answers.yahoo.com Любой пользователь может создать вопрос, а все добровольцы из сообщества, у которых есть несколько баллов за предыдущую активность — попытаться ответить на него. Если хотя бы один из ответов помог решить проблему, пользователь задававший вопрос может отметить его как лучший и присвоить ему оценку, которая повышает авторитет пользователя

otvet.mail.ru Здесь также можно задать любой вопрос зарегистрированным пользователям, которые предложат свои ответы. Так как сервис косвенно связан с собственной социальной сетью Mail.ru, авторы также использовали непростую систему поощрений, которая позволяет зарабатывать баллы, совершенствовать статусы пользователей и т.д. Таким образом, формируется авторитет пользователя. Все вопросы также систематизируются по категориям

Информационно-рейтинговая digg.com Платформа предлагает большое количество свежих новостей со всех уголков мира, разделенных по категориям, а пользователи могут общаться между собой и делиться ссылками на статьи, Digg-а на своих страницах в социальных сетях

smi2.ru Пользователи портала создают контент, обсуждают его и оценивают. Наиболее популярные статьи и публикации попадают в топ. Здесь отсутствует какая-либо модерация, а часть дохода от размещения на сайте рекламы, получают пользователи: чем популярнее новость или чем больше друзей пользователь приведет на сайт, тем больше его доход. Периодически здесь организуются онлайн-конференции с известными медийными фигурами, политиками, звездами

Сервисно-рекру-тинговая elance.com Фрилансеры создают на сайте портфолио и предлагают свои услуги, а заказчики ищут отдельных исполнителей или целые команды, а также публикуют свои проекты. eLance берет на себя все операции с оплатой, гарантируя фрилансерам получение вознаграждения за проделанную работу. На платформе создано огромное количество различных инструментов, упрощающих взаимодействие и работу между исполнителями и заказчиками. Площадка открыта как для бесплатного использования (доступны основные функции, и присутствуют некоторые ограничения, например, количество заявок от фрилансеров на участие в проекте), так и для желающих приобрести платные аккаунты

Краудфадинговая indiegogo.com Создать проект или стать его спонсором может любой желающий, вне зависимости от страны проживания; в итоге можно вывести все собранные средства, даже если конечная сумма так и не набрана; проекты не поддаются жесткой модерации перед публикацией. Indiegogo позволяет создавать проекты из сфер музыки, кино и благотворительности, а также собирать деньги на запуск стартапа. Комиссия сайта за вывод средств составляет 4-9%.

Как видно из таблицы, потенциал краудсорсинга велик, все, что нужно для эффективной его реализации -это идея, специализированный сайт, механизмы привлечения заинтересованных участников, и система стимулирования их активности.

Организации, которые объединяют в своей структуре десятки тысяч работников, предоставляют услуги множеству клиентов, имеют выход в сеть Интернет, получают возможность с помощью краудсорсинга значительно улучшить свою деятельность, удовлетворить ожидания работников, клиентов, акционеров, общества. Так, например, одно из самых масштабных и эффективных применений краудсорсинга внутри организации было осуществлено Сбербанком, когда значительная часть персонала банка была привлечена к экспертизе и улучшению стратегии организации (проект «Стратегия Сбербанка на период 2014-2018 годы»). Задача вовлечения сотрудников, рассредоточенных по всей России (более 200 тысяч человек), работающих в разных подразделениях, была ре-

шена с помощью краудсорсинга. Идеи и комментарии сотрудников оказали существенное влияние на содержание Стратегии банка, которую они же будут реализовывать в течение 2014-2018 гг. [5].

Заключение.

Ключевым направлением изучения в данной статье выступил краудсорсинг и возможности его использования для решения государственных, общественных и бизнес-задач. Его потенциал огромен, государство, общественность, организации лишь начинают осваивать его в своей практике. Нами были описаны лишь некоторые аспекты использования краудсорсинга для решения самых разнообразных задач: приведены примеры, выделены его особенности, обозначен ареал использования.

В какой-то мере можно утверждать, что в потенциале, многие формы несложной, но кропотливой интеллектуальной деятельности могут быть осуществлены с помощью краудсорсинга. Просто время реализации этой возможности ещё не пришло.

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки России в рамках базовой части Государственного задания на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности (задание № 2014/2-752)

Список литературы

1. Хэмел Г. Будущее менеджмента. — СПб.: Ве$1Ви$1пе$$ВоокБ, 2013. - 276 с.

2. Греф Г. Государственное управление: эффективность российской власти и модернизация // Ведомости. - 2012. - 13 апр.

3. Рыцарева Е. Локальная мудрость // Эксперт. - 2012. - №17 (800). - 30 апр.

4. Долженко Р.А. Краудсорсинг - новая форма организации трудовой деятельности в коммерческом банке // Менеджмент в России и за рубежом. -2012. - №5. - С. 98-104

5. Долженко Р.А. Формирование стратегии организации с использованием краудсорсинга // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №10. - С. 101-106

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Махортова Виктория Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аспирант, Мурманский Государственный Технический Университет, г. Мурманск

MODERN STATE OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE NORTH AND THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION Makhortova Viktoriya Konstantinovna, Post - graduate, Murmansk State Technical University, Murmansk

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в исследовании современного уровня развития Севера и Арктической зоны Российской Федерации (далее - АЗРФ), основных экономических показателей, характеризующих современное состояние данного региона, а также особенностей, проблем и рисков инновационного развития. Использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. В результате исследования составлен SWOT - анализ инновационной конкурентоспособности Севера и АЗРФ, включающий в себя слабые и сильные стороны, а также возможности и угрозы.

ABSTRACT

The purposes of the article are: the research of contemporary level of the North and the Arctic Zone of the Russian Federation (therefore - the AZRF) development, main economic figures which characterize modern state of this region, and also particular qualities, problems and risks of the innovative development. The following methods are being used: analysis, synthesis, comparison, generalization. A SWOT - analysis of competitiveness of the North and the AZRF including strengths, weaknesses, opportunities and threats is compiled as a result of the research.

Ключевые слова: инновационное развитие; Север России; Арктическая зона Российской Федерации; АЗРФ; SWOT - анализ.

Key words: innovative development; the Russian North, the Arctic Zone of the Russian Federation; the AZRF; the SWOT - analysis.

Регионы, относящиеся к Северу России и АЗРФ, в настоящее время играют определяющую роль в позиционировании России как могущественной и конкурентоспособной державы 21 века, а также в вопросах национальной безопасности.

В соответствии с принятыми в 2008 г. «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», под «Арктикой понимается северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. В пределах Арктики расположены пять приарктиче-ских государств - Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане» [2,с. 9].

Приведем лишь некоторые данные по имеющимся запасам природных ресурсов в рассматриваемом регионе.

Так, можно с уверенностью утверждать, что добываемые в данном регионе полезные ископаемые, их разведанные и прогнозные запасы, составляют большую часть всей минерально-сырьевой базы России. «В пределах Арктики производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, более 96% платиновых металлов, извлекается около 80% газа и 60% нефти России.» [6, с.16]. По некоторым видам сырья (а именно: никель, алмазы, платиновые металлы, нефть и газ) арктические районы России занимают лидирующие позиции в мире.

Также, инновационное развитие Севера России и АЗРФ невозможно представить без морской транспортной системы, а именно Северного морского пути (далее -СМП). «При использовании СМП вместо действующих маршрутов через Суэцкий и Панамские каналы, путь из порта Роттердам до порта Иокогама сокращается на 34%, до порта Шанхай — на 23%, до порта Ванкувер — на 22%» [6, с.22]. Другими перспективными направлениями развития данного региона являются: системы связи и информационного обеспечения, обеспечение экологической и военной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.