Научная статья на тему 'Использование крауд-технологий в качестве модели для поиска инновационных бизнес-идей'

Использование крауд-технологий в качестве модели для поиска инновационных бизнес-идей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / КРАУДСОРСИНГ / КРАУД-ТЕХНОЛОГИИ / КРАУДСОРСИНГОВЫЙ ПРОЕКТ / КРАУДСТОРМИНГ / КРАУДСОРСИНГ В МАРКЕТИНГЕ / OUTSOURCING / CROWDSOURCING / CROWD-BASED TECHNOLOGY / CROWDSOURCING PROJECT / CROWDSTORMING / CROWDSOURCING IN MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова В. В.

В современных экономических условиях компании все чаще отдают предпочтение использованию краудсорсинговых технологий, которые являются эффективным способом оптимизации функционирования предприятий при помощи использования и внедрения идей сторонних участников для решения актуальных вопросов развития организации или направления ведения бизнеса. Внедрение принципов краудсорсинга позволяет активнее использовать систему обратной связи с клиентами, вовлекая их в процесс создания конечного продукта и получать дополнительные преимущества деятельности предприятий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n modern economic conditions, companies increasingly prefer the use of crowdsourcing technologies, which are an effective way to optimize the functioning of enterprises by using and introducing the ideas of outside participants to address pressing issues of organization development or business direction. The introduction of crowdsourcing principles allows you to more actively use the customer feedback system, involving them in the process of creating the final product and get additional benefits of the enterprises.

Текст научной работы на тему «Использование крауд-технологий в качестве модели для поиска инновационных бизнес-идей»

кредитному донору редко отказывают.

Несмотря на ряд преимуществ, имеется и «обратная сторона медали» - недостатки и риски, к которым можно отнести:

-это незаконный способ получения кредита;

-большой риск мошенничества;

-большая переплата при таком кредите;

-риск для клиента в том, что даже если он погасит долг, донор может подать в суд и заново потребовать возмещения. В данном случае клиенту нужно брать расписку с донора за каждый внесенный платеж;

-минимальная сумма кредита начинается от 100 тысяч рублей. Если заемщик хочет меньше, то с ним работать не будут;

-донор рискует своей репутацией и кредитной историей, если клиент не будет платить или организация его обманет.

Таким образом, кредитный донор может помочь оформить кредит почти любому человеку, которому отказывают в банке. Однако, донорский кредит довольно дорогое удовольствие. За это удобство придется заплатить большие деньги, поэтому стоит подумать, действительно ли так необходим такой кредит и попробовать поискать другие варианты.

Список литературы

1. Гаврилова Э.Н., Толчинская М.Н. Донорский кредит: понятие, особенности, принцип получения // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 5. С.183-185

2. https://bankist.ru

3. http://votbankrot.ru

4. http://kredit-donor.ru

5. http://creditoshka.ru

6. http://кредитв.рф

7. http://mobile-testing.ru/kreditnyy_donor/

8. https://sosed-domosed.ru/donorskij -kredit/

Гончарова В.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАУД-ТЕХНОЛОГИЙ В КАЧЕСТВЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ПОИСКА ИННОВАЦИОННЫХ БИЗНЕС-ИДЕЙ

Институт предпринимательской деятельности

Ключевые слова: аутсорсинг, краудсорсинг, крауд-технологии, краудсорсинговый проект, краудсторминг, краудсорсинг в маркетинге

Key words: outsourcing, crowdsourcing, crowd-based technology, crowdsourcing project, crowdstorming, crowdsourcing in marketing

Аннотация: В современных экономических условиях компании все чаще отдают предпочтение использованию краудсорсинговых технологий, которые являются эффективным способом оптимизации функционирования предприятий при помощи использования и внедрения идей сторонних участников для решения актуальных вопросов развития организации или направления ведения бизнеса. Внедрение принципов краудсорсинга позволяет активнее использовать систему обратной связи с клиентами, вовлекая их в процесс создания конечного продукта и получать дополнительные преимущества деятельности предприятий.

Abstract: In modern economic conditions, companies increasingly prefer the use of crowdsourcing technologies, which are an effective way to optimize the functioning of enterprises by using and introducing the ideas of outside participants to address pressing issues of organization development or business direction. The introduction of crowdsourcing principles allows you to more actively use the customer feedback system, involving them in the process of creating the final product and get additional benefits of the enterprises.

Современный рынок диктует необходимость функционирования современного бизнеса в условиях усиления конкурентной борьбы. Поэтому многие компании вынуждены соответствовать меняющимся запросам потребителей, изменять свой имидж, предоставлять более усовершенствованный продукт. Когда внутренних ресурсов для генерирования инновационных бизнес-идей не хватает, чтобы удовлетворить спрос на инновации, компаниям требуется привлечение дополнительных источников инновационных идей. Одним из способов привлечения идей извне является технология краудсорсинга.

Под краудсорсингом (от англ. crowd - «толпа» и sourcing -«использование ресурсов») понимают передачу определенных бизнес-функций неопределенному кругу лиц (чаще всего, потребителям) на основании публичной оферты (предложения) со стороны компании-производителя без заключения трудового договора [4].

Несмотря на схожесть краудорсинга с определением аутсорсинга (передача второстепенных функций за пределы компании), эти два направления имеют существенные отличия (таблица 1).

Таким образом, если целью аутсорсинга является привлечение ресурсов людей, работающих в других компаниях, то краудсорсинг -

привлечение трудовых ресурсов пользователей сети Интернет на добровольной основе.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика краудсорсинга и аутсорсинга

Признак Краудсорсинг Аутсорсинг

Цель Снижение затрат за счет привлечения широких слоев населения (чаще всего, целевой аудитории) для получения креативных идей. Возможность выбора среди многих вариантов, повышение лояльности, PR. Снижение затрат компании за счет передачи неосновных бизнес-процессов сторонней организации на условиях субподряда.

Договорные отношения Не предполагает заключение договора Заключение договора об оказании аутсорсинговых услуг

Оплата выполненных работ, услуг Вознаграждением может быть продукция компании, незначительное денежное вознаграждение, сертификат, возможность сняться в рекламе компании Фиксированная оплата услуг

Ответственность за результаты работ и решение спорных вопросов Ответственность несет организация, передающая функции на краудсосринг. При спорных вопросах принятие решений лежит на компании-организаторе Ответственность полностью несет организация-аутсорсер. В спорных ситуациях возможно совместное принятие решений

Конфиденциальность Предоставление подробной информации, необходимой для решения поставленной задачи. Организация специальных рекламных кампаний для разглашения условий участия, что положительно влияет на PR компании-организатора Высокая конфиденциальность

Участниками краудсорсингового проекта образуется сообщество, состоящее из неограниченного круга лиц, которые независимо от возраста, статуса или профессиональной деятельности предлагают варианты решений поставленной проблемы. Затем определенная группа ответственных лиц выбирает самое ценное предложение [7].

Крауд-технологии проникают во все большее количество сфер и уже доказали свою эффективность на примере множества проектов.

С практической точки зрения можно выделить несколько видов краудсорсинга.

Crowd Creation - «коллективное творчество», т. е. определенный проект, который формируется усилиями мозговой деятельности целой группы людей, незнакомых друг с другом и абсолютно незаинтересованных в финансовой выгоде, которые делятся своими навыками и знаниями в письменной форме, таким образом создавая уникальный контент (например, Википедия, Хабрахабр).

Crowd Wisdom - «народная мудрость». В качестве примера можно привести форум, на котором высказывается множество мнений, в результате чего можно получить максимум знаний по конкретной теме. При этом вся информация находится в свободном доступе для любого посетителя данного ресурса.

Crowd Voting - «народное голосование», которое используется, например, при составлении рейтингов или всевозможные народные премии.

Crowd Funding - «коллективное финансирование». Иными словами, это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций в реализации конкретной идеи. Одной из известнейших международных краудфандинговых платформ является Kickstarter.com, в России - Planeta.ru. Если говорить о промышленности, то данные платформы активно используют молодые технологические компании и стартапы, которые таким образом не только привлекают финансирование, собирают предзаказы и предоплату, но и тестируют бизнес-модель и продукт, а также получают обратную связь от потенциальных потребителей еще на этапе прототипа [2].

Crowdtesting (краудтестинг) - технология, направленная на онлайн-тестирование программного обеспечения и новых программных продуктов. Примерами платформ, реализующих проекты по тестированию с использованием краудсорсинга могут служить: https://bugcrowd.com, http://www.utest.com., https://www.passbrains.com, https://crowdsourcedtesting.com.

Crowd Recruiting (подбор персонала) - система поиска, подбора и отбора временного или постоянного персонала, в том числе и для целей формирования кадрового резерва на основе показателей работы в краудсорсинговом проекте, т.е. через наблюдения и оценку деятельности участников в модельной ситуации, имитирующих рабочий процесс. Примером краудрекрутинга является проект Госкорпорации «Росатом» по привлечению молодых специалистов «ТеМП», который был реализован с помощью платформы Witology.

Краудсторминг (crowdstorming) и поиск новых идей (ideation) -направление, связанное с поиском в среде потребителей продукта или предложений, которые могут улучшить его качество и потребительские свойства [2].

Краудсорсинг в маркетинге - «инновация с расчетом на пользователя», при которой компания-производитель полагается на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в процессе разработки изделий и их совершенствования. Одни компании получают в свой адрес предложения по усовершенствованию продукции или услуг, другие просят у профессионального интернет-сообщества идеи для создания новых товаров и способов их сбыта.

Технологии краудсорсинга уже использовали многие известные бренды. Так, например, Facebook использовала возможности краудсорсинга для создания версии своего сайта на других языках, а компания Lego при помощи специальных компьютерных программ, созданных для обычного потребителя, получила достаточное количество идей для разработки новых вариантов конструктора. У компании Starbucks есть проект My Starbucks Idea, где клиенты могут поделиться своим мнением и предложить идею по рецептам, технологиям, расположению заведений. Компания Pepsi запустила маркетинговую кампанию, которая предлагала потребителям изменить внешний вид банок напитка Pepsi [7]. В России также есть удачный пример реализации краудстормингового проекта. Сбербанком России накануне своего 170-летия был создан специальный сайт -sberbank21.ru, на котором клиенты банка и пользователи Интернет могли поучаствовать в обсуждении тем «Сбербанк-21-Будущее» и «Россия-21-Прогресс». Белорусская компания «Красный пищевик» завела аккаунт в социальной сети Вконтакте. Время от времени там появляются опросы, касающиеся продуктов фирмы, и с помощью голосования выбираются названия и элементы дизайна [1].

Не смотря на некоторые недостатки (идеи находятся в общем доступе и могут быть использованы конкурентами, сложность отбора идей, «шум» толпы), краудсорсинг, как способ оптимизации функционирования предприятия, приносит ряд конкурентных преимуществ. К ним относятся малые затраты на проведение проекта, использование нестандартных источников инновационных идей, использование идей и информации неограниченного круга лиц и возможность практически бесплатно отобрать лучшую идею, привлечение авторитетных экспертов к развитию бизнеса, а также возможность повысить узнаваемость компании (торговой марки, продукта) и лояльность потребителей.

Подводя итог можно сделать вывод, что в условиях распространения информационных технологий краудсорсинг активно развивается в качестве модели для поиска инновационных бизнес-идей. Крауд-технологии используют для решения любого вида проблем и задач в различных сферах деятельности: бизнесе, науке, образовании, социально-общественной и политической деятельности. При этом предприятия, размещая на онлайн-платформе конкретную проблему и отдавая ее на рассмотрение общественности, имеют возможность не только найти креативный вариант решения, но и грамотного специалиста. За счет чего, в свою очередь, достигается экономия финансовых и временных ресурсов.

Список литературы

1. 7 эффективных форматов краудсорсинга, которые используют в Беларуси // https://ebp.by/stati/7-effektivnyih-formatov-kraudsorsinga

2. Использование инструментов краудсорсинга как элемент усиления конкурентоспособности промышленных предприятий // https://naukovedenie.ru/PDF/57EVN514.pdf

3. Краудсорсинг - новое слово в менеджменте // http://econf.rae.ru/pdf/2012/05/vagner.pdf

4. Краудсорсинг как инструмент повышения эффективности деятельности компаний // https://novainfo.ru/article/11238

5. Краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий // https://naukovedenie.ru/PDF/52EVN115.pdf

6. Примеры краудсорсинга // http://www.pro-biznes.com/organizaciya-i.../primery-kraudsorsinga.html

Давыдова Е.Ю., Гыязов А.Т., Дехканов УА.

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Воронежский экономико-правовой институт, Баткенский государственный университет

Ключевые слова: инновационная деятельность, организация производства, конкурентоспособность, жизненный цикл, научно-технический потенциал.

Keywords: innovative activity, organization of production, competitiveness, life cycle, scientific and technical potential.

Аннотация: в данной статье рассмотрены характерные черты инновационной деятельности предприятия. Приведена подробная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.