Научная статья на тему 'Источники новых знаний: краудсорсинг'

Источники новых знаний: краудсорсинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВЫЕ ЗНАНИЯ / КРАУДСОРСИНГ / КРАУДСОРСИНГОВЫЙ ПРОЕКТ / КРАУДСОРСИНГОВАЯ ПЛАТФОРМА / РЕСПОНДЕНТЫ / INNOVATION ACTIVITY / NEW KNOWLEDGE / CROWDSOURCING / CROWDSOURCING PROJECT / CROWDSOURCING PLATFORM / RESPONDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов К.О., Соколова М.И.

В статье рассматривается роль краудсорсинга как источника новых знаний для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Разработана классификация источников новых знаний. Выявлены основные группы проектов краудсорсинга. Определены наиболее значимые этапы проекта краудсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the role of crowdsourcing as a source of new knowledge for enterprises carrying out innovative activities. Classification of sources of new knowledge is developed. The main groups of crowdsourcing projects have been identified. The most significant stages of the crowdsourcing project are determined.

Текст научной работы на тему «Источники новых знаний: краудсорсинг»

УДК 315.422.42. JEL: D71

ББК 65.292

ИСТОЧНИКИ НОВЫХ ЗНАНИЙ: КРАУДСОРСИНГ

К.О. Соколов, доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,

&око1оу_к@шаИ. ги

М.И. Соколова, доцент ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), soшaig@шail. ги

Аннотация

В статье рассматривается роль краудсорсинга как источника новых знаний для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Разработана классификация источников новых знаний. Выявлены основные группы проектов краудсорсинга. Определены наиболее значимые этапы проекта краудсорсинга.

Ключевые слова: инновационная деятельность, новые знания, краудсорсинг, краудсорсинговый проект, краудсорсинговая платформа, респонденты.

Одной из ключевых особенностей организации инновационной деятельности российских предприятий является то, что ресурсная база формируется в том числе и за счет новых знаний. Новые знания обладают свойствами инновационного ресурса, т. к. они способны материально воплощаться в инновационном продукте: «Инновационные ресурсы -это средства, необходимые для производства инновационных товаров и услуг, обеспечивающие инновационное развитие экономики предприятия и получение в итоге экономического, социального, экологического и иных эффектов от их реализации»1.

Сегодня новые знания становятся самостоятельным фактором экономического развития и обладают следующими принципиальными особенностями: изменчивость, целостность, временность, непропорциональность затрат и результатов, тиражируемость, дискретность, неисчерпаемость. При этом новые знания должны быть представлены в доступной форме и находиться в состоянии максимальной готовности к практическому применению. В связи с тем, что «новые знания - это результаты интеллектуальной деятельности, обладающие новизной»2, они иметь государственную защиту как объекты интеллектуальной собственности (ОИС).

Успешность инновационной деятельности во многом зависит от правильности выбора предприятием источников новых знаний, соответствующих инновационному потенциалу и стратегии его развития.

Новые знания могут поступать из многочисленных и разнообразных источников. Источники знаний могут быть как внутренними или внешними, так и коллективными или индивидуальными. С целью классификации этих источников разработана матрица источников знаний, представленная на рисунке 13. В модели выделены источники новых знаний, под которыми понимается совокупность условий, обеспечивающих формирование, воспроизводство и увеличение инновационных ресурсов.

Информация об источниках новых знаний необходима для выявления слабых и сильных сторон интеллектуальной деятельности работников, совершенствования процесса планирования инновационной деятельности.

В первом квадранте матрицы объединены источники новых знаний, в основе которых положены результаты взаимодействия предприятия с внешним окружением на коллективной основе.

III квадрант Консультанты, бизнес-тренеры, биржевые и технологические(инновационные) брокеры 1 квадрат Вузы, отраслевые НИИ, региональные ЦНТИ, краудсорсинг. партнеры, конкуренты

IV квадрант Изобретатели, рационализаторы, интрапренеры II квадрант Инновационные команды. Структурные подразделения, выполняющие НИОКР

Индивидуальное Коллективное

Участие в процессе приобретения новых знаний

Рисунок 1. Матрица источников новых знаний

Российские предприятия, как правило, не располагают достаточными финансовыми ресурсами для проведения полномасштабных рыночных исследований, организации качественной подготовки и переподготовки специалистов, поэтому они редко получают новые знания из источников, расположенных в данном квадранте при организации инновационной деятельности.

Во втором квадранте матрицы расположены источники знаний, которые характеризуют процесс создания, привлечения новых знаний как запланированный предприятием. Источником новых знаний является собственная научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность предприятия. Соответствующие подразделения, как правило, хорошо оснащены и потому имеют большие возможности для поиска путей совершенствования продукции. Очевидно, что большинство отечественных предприятий не обладают кадровыми ресурсами, необходимыми для создания собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделений.

Одно из ключевых мест в первом квадранте принадлежит региональным ЦНТИ, которые, несмотря на существенные перемены в российской системе научно-технической информации, остаются одним из наиболее важных и оперативных каналов получения актуальной информации как основы новых знаний.

Данному квадранту присущи «корпоративные знания» - результаты интеллектуальной деятельности, созданные работниками предприятия и остающиеся его собственностью даже после увольнения работников их создавших. «Корпоративные знания», как правило, наиболее востребованы на втором и третьем этапах инновационного процесса.

К третьему квадранту отнесены источники новых знаний, определяющие роль взаимодействия работников предприятия с внешними партнерами (биржевые и технологические брокеры, консультанты и т. д.). Наиболее важным здесь представляется необходимость создания определенными сотрудниками обширных сетей связи посредством командировок в другие компании, участия в конференциях и посещения торговых выставок.

Для российских предприятий данный способ получения необходимой для генерирования новых знаний как информации о внешнем окружении является наиболее доступным.

К четвертому квадранту отнесены подходы, характеризуемые опорой на индивидуальные способности работников предприятия в процессе создания и привлечения новых знаний. Главным условием успеха инновационной деятельности предприятия является наличие изобретателей и рационализаторов, занятых созданием и практическим применением новых знаний.

В последние годы многие предприятия были вынуждены искать пути и возможности поощрения изобретателей и новаторов, которые проявляют инициативу в процессе разработки новых видов продукции, освоении новых технологий с использованием внутренних ресурсов. Такое внутреннее предпринимательство в рамках крупных фирм получило название интрапренерства. Интрапренеры - это люди, которые берут на себя практическую ответственность за осуществление инноваций любого рода, работающие над тем, каким образом новое знание превратить в инновационный продукт. Предприятию для обеспечения успешности инновационной деятельности необходимо стимулировать творческие способности своих сотрудников, поощряя их к осуществлению изобретательской и рационализаторской деятельности.

Разработанная классификация источников новых знаний позволяет эффективно управлять мотивацией персонала, в том числе выделять с целью дальнейшего поощрения определенных сотрудников или (и) группы сотрудников, способных вносить наибольший вклад в процесс создания, привлечения и использования новых знаний.

В рамках инновационного процесса следует рассмотреть явное и неявное знание. Явное знание легко формализуется (передается) и носит обезличенный характер. Оно реализуется в конструкторской и технологической документации и может быть доступно работникам со специальным образованием. Явное знание востребовано на втором этапе инновационного процесса «Разработка новшества».

Неявное знание формируется в зависимости от индивидуальных особенностей работника, опыта, навыков, умений. Оно полностью или частично не формализовано, т. е. при его передаче могут возникать определенные трудности. Неявное знание используется работниками предприятия в процессе разработки новых идей в рамках первого этапа инновационного процесса.

Выбор источника новых знаний обусловлен приоритетами существующей стратегии инновационного развития предприятия. Каждой инновационной стратегии соответствует определенный квадрант в матрице источников новых знаний: наступательная стратегия -второй квадрант матрицы; интеграционная стратегия - первый квадрант матрицы; оборонительная стратегия - четвертый квадрант матрицы; остаточная стратегия - третий квадрант матрицы.

Современное предприятие должно обладать как возможностью генерировать и привлекать новые знания, так и способностью воплощать новые знания в инновационных продуктах. В связи с этим особое значение приобретает уровень практического использования новых знаний в инновационной деятельности российских предприятий.

Ключевым вызовом для многих предприятий является задача опередить конкурентов в накоплении инновационного потенциала. Часто это является решающим фактором успеха в глобальной экономике, превратившей предыдущую войну за таланты в настоящую войну за идеи, новые знания. В этом контексте важную роль играет краудсорсинг - явление, которое приобрело значительную популярность за последние годы. Краудсорсинг - неологизм, созданный из слов crowd - «толпа» и sousing - «использование ресурсов», описывает возможности использования человеческих ресурсов в решении разнообразных задач. Краудсорсинг - это инструмент решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом на основе способности онлайн-сообщества респондентов генерировать новые знания. В целом проекты краудсорсинга можно разделить на следующие четыре группы:

1.Промежуточные платформы. В этом формате поставщик платформы помогает компании-инициатору проекта краудсорсинга получить доступ к сообществу респондентов, для решения актуальных для нее проблем. Промежуточные платформы обычно создаются

для поддержки групп респондентов, постоянно генерируя новые задачи. Эти платформы ориентированы на решение задач во всех областях знания.

В основном промежуточные платформы делятся на три категории:

- платформы для исследований и разработок. Эти платформы привлекают профессиональных исследователей, и специализированные компании, при этом обычно платят довольно высокое вознаграждение за решение сложных проблем (например, TekScout, InnoCentive и др.). Некоторые платформы предлагают уже готовые результаты исследований и разработок и выступают в качестве посредников между исполнителями и потребителями результатов интеллектуальной деятельности (например: yet2.com, pharmalicensing.com и др.);

- платформы для идей. Предлагаются результаты интеллектуальной деятельности, не имеющие технологической и конструкторской проработки. Эти платформы особенно интересны на ранних этапах инновационного проекта или на стадии start-up развития инновационного предприятия. Идеи на платформе представлены в сжатой форме от нескольких предложений до нескольких страниц (например: atizo.com, jovoto.com, unseraller.de. и др.);

- платформы для маркетинга и дизайна, которые привлекают разработчиков в сфере дизайна и маркетинга для помощи фирмам в создании новых логотипов, веб-сайтов, рекламных буклетов или в проведении маркетинговых исследований (например: 99designs.com , crowdSPRING.com и др.).

2. Платформы бесплатных решений. На этих платформах формируются группы единомышленников для совместного создания решения, за которое впоследствии, скорее всего, никто не заплатит. В отличие от промежуточных платформ, где задача формулируется компанией-инициатором проекта, на платформах бесплатных решений задача формулируется самим сообществом респондентов. В то время как первый тип платформ соответствует стратегии решения проблем сверху вниз, вторая категория представляет собой восходящий подход. По сути бесплатные решения появляются либо как веб-сайты, либо как программные продукты. Самый известный пример в этой категории платформ - Википедия, но есть много подобных проектов меньшего масштаба.

3 Корпоративные платформы. Эти платформы помогают компаниям взаимодействовать с клиентами, выявлять рыночные тенденции и получать обратную связь. Постоянное взаимодействие необходимо, чтобы группа респондентов была мотивирована и занята. Используются две формы корпоративных платформ:

- идеи продуктов и решения: в этой группе компании ищут новые продукты, которые могут быть предложены в будущем;

- брендинг и дизайн: на эти платформах фирмы ждут предложений от своих клиентов, направленных на совершенствование бренда и маркетинговой политики (например, burdastyle.com и др.).

4. Коммерческие платформы. Такие платформы предоставляют изобретателям возможность получить аудиторию. Эти торговые площадки продают уже созданные объекты интеллектуальной собственности, которые нуждаются в финансировании. Эти платформы являются платными, и за последние годы они развивались наиболее интенсивно (например, kickstarter.com, sellaband.com и др.) На коммерческих платформах производители фильмов, музыканты, писатели или предприниматели представляют свои проекты в надежде на получение финансирования.

Из приведенных выше примеров следует, что области применения краудсорсинга разнообразны. Новые идеи постоянно появляются в сети Интернет, что заставляет компании использовать краудсорсинг и учиться извлекать из этого максимальную выгоду, в том числе в виде новых знаний.

Краудсорсинговый проект состоит из пяти этапов.

1. Подготовка. Если компания планирует использование краудсорсинга, это значит, что проблема уже существует, и компания полагает, что решение или, по крайней мере,

значимый вклад может найти кто-то вне корпоративных границ. Например, BMW признает факт старения своих клиентов - потребителей мотоциклов, поэтому ищет инновации с использованием инструментов краудсорсинга, которые способны привлечь более молодую аудиторию.

В целях успешного использования краудсорсинга компания-инициатор проекта должна выбрать правильный подход, при этом ошибки могут произойти на каждом этапе проекта. Рассмотрим вопросы, которые помогают определить, действительно ли краудсорсинг целесообразен, имеет ли смысл использовать существующую платформу краудсорсинга или построить новую.

1. Каков желаемый результат?

Перед началом проекта необходимо ясно представлять желаемый результат, при том, что реальные результаты проектов краудсорсинга не всегда предсказуемы.

2. Какую платформу выбрать?

Существует множество посредников, работающих на принципах краудсорсинга и готовых предоставить соответствующую ИТ-платформу. Тем не менее некоторые компании предпочитают строить свою собственную платформу и, таким образом, свое собственное сообщество респондентов. На первый взгляд, кажется, что не имеет смысла отказываться от сети существующего сообщества, их навыков и опыта работы в проектах краудсорсинга. Тем не менее есть причины, по которым компании выбирают свою собственную новую платформу.

2. Инициация. После принятия решения о краудсорсинге и выбора соответствующей платформы, следующий шаг - формулирование вопроса, который должен быть точно сформулирован и работать на цель проекта.

Через Интернет можно найти респондентов в любой области знаний. Сетевые платформы, такие как Linkedin, Facebook или «Одноклассники», объединяют единомышленников и являются идеальным местом для идентификации людей, которые могут способствовать решению задач в определенной области знаний. Если у кого-то есть конкретный вопрос, то можно не сомневаться, что в Интернете найдется кто -то, кто готов на него ответить. Поэтому нет никаких ограничений (кроме юридических) на задаваемые вопросы.

Краудсорсинг может дать ответ на конкретный вопрос, но он не может заменить внутренние исследования компании или работу по развитию бизнеса. Поэтому важно тщательно продумывать вопросы, выносимые на обсуждение сообществу респондентов.

Существует множество разных причин, по которым респонденты жертвуют своим свободным временем, чтобы помочь компаниям, обычно ничего не получая за свою работу. Начиная проект необходимо знать эти причины. Приведем некоторые из таких причин: интерес к заявленной теме; заинтересованность в улучшении продукта; чистый альтруизм и т. д.

Важно подумать о том, как вознаграждать респондентов за их идеи. В зависимости от проблемы идеи могут быть бесплатными или стоить более миллиона долларов США, как в некоторых проектах InnoCentive. В целом, если респонденты знают ценность их идей и хотят получить адекватное финансовое вознаграждение, можно ожидать более профессиональные результаты.

Основная идея краудсорсинга - открытость и прозрачность, однако они могут негативно влиять на права авторов новых идей. Вопросы защиты интеллектуальной собственности имеют свое законное место при обсуждении темы краудсорсинга. С точки зрения интеллектуальной собственности существуют различные риски и их необходимо решать и обсуждать: раскрытие стратегии и направлений инновационной деятельности компании; новые идеи, которые находятся в свободном доступе рано или поздно будут известны конкурентам.

Эти риски должны влиять на выбор платформы и формы коммуникаций, при этом необходимо найти ответ на следующие вопросы:

- можно ли допустить, чтобы генерируемые сообществом респондентов идеи были видимыми для всех?

- могут ли респонденты комментировать идеи друг друга?

- может ли компания инициировать проект, не скрывая собственного названия?

3. Сбор информации. После того, как проект будет запущен, появятся первые ответы, идеи и комментарии. За короткий промежуток времени может возникнуть множество идей. На этом этапе курс проекта почти задан, однако все еще есть возможности влиять на результат проекта. Принятие проекта краудсорсинга внутри компании является решающим для успеха всей инициативы. Если это еще не сделано, это тот момент, когда все заинтересованные стороны компании должны быть проинформированы о проекте, его целях и ожидаемых результатах.

На предыдущих этапах существует риск того, что сообщество или отдельные респонденты не в полной мере поняли суть вопроса, объявленного на платформе. Поэтому имеет смысл постоянно просматривать поступающую информацию, тем более, что это не требует значительных затрат ресурсов. Необходимо своевременно давать объяснения, комментировать идеи и задавать дополнительные вопросы.

В зависимости от типа проекта и темы вопроса можно собрать значительные объемы информации. В случае онлайн-платформ для мозгового штурма число ответов от респондентов может достигать нескольких тысяч. В этом случае имеет смысл обратиться за внешней помощью для первичного анализа и объединения идей, что облегчает получение окончательной оценки. Такие услуги часто доступны через платформу краудсорсинга. Кроме того, статистический анализ полученных ответов может дать дополнительную ценную информацию. Различные платформы предоставляют своим клиентам такую статистикуй.

4. Оценка. После того, как все возможные варианты решения были получены, проект может быть завершен. Наступает тот момент, когда большая часть работы должна выполняться внутри компании-инициатора проекта. Отбор вариантов решения задачи производится по критериям, которые должны быть четко изложены до начала проекта, и сотрудники компании должны тщательно оценивать идеи в соответствии с этими критериями.

Другим способом добиться высокого уровня объективности и справедливости может стать голосование в сообществе, где респонденты выбирают лучшие идеи. Действительно, этот метод соответствует демократическому идеалу открытого интернет-сообщества. Кроме того, многие платформы предлагают инициаторам проекта возможность прокомментировать полученные идеи. При этом окончательная оценка, как правило, производится внутри компании-инициатора проекта краудсорсинга. Внутренняя команда оценщиков компании может принять во внимание мнение сообщества, но не обязана это делать.

5. Использование. После того, как идеи были собраны и оценены, следующий, зачастую самый сложный, этап - использование полученных идей в практической деятельности компании.

Если респонденты участвуют в проектах краудсорсинга, они верят в свои идеи. Хотя большинству респондентов более интересны единовременные выплаты, некоторые из них предпочитают участвовать в прибыли, полученной в результате практического использования их идеи. Независимо от типа компенсации, участникам должно быть ясно, что произойдет с их идеями. В том случае, если продукт или бизнес-модель были созданы на основе результатов проекта краудсорсинга, необходимо вознаградить авторов использованных идей, даже если это необязательно с юридической точки зрения.

Одним из важнейших результатов от участия компании-инициатора в проекте краудсорсинга является то, что работники компании имеют возможность многому научиться через взаимодействие с респондентами, они приобретают бесценный ресурс -новые знания, которые в дальнейшем могут быть использованы при разработке

инновационных продуктов (товаров, услуг, технологий, бизнес-процессов и т. д.). Очевидно, что краудсорсинг, при грамотном подходе, способен стать эффективным инструментом развития инновационной деятельности на любом уровне.

Примечания

1 Соколов К.О., Маркина Ю.В. Модель инновационного развития экономики агропромышленного комплекса региона // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2012. - № 3. - С. 140-143.

2 Соколов К.О. Инновации в АПК: классификация источников // Вестник ОГУ. Экономические науки. - 2012. -№8. - С. 76-80.

3 Соколова М.И. Совершенствование управления инновационной деятельностью малых предприятий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Челябинск, 2007. 24 с.

SOURCES OF NEW KNOWLEDGE: CROWDSOURCING

K.O. Sokolov, South Ural Institute of Management and Economics,

sokolov_k@mail.ru M.I. Sokolova, South Ural State University (national research university),

somaig@mail.ru

Abstract

The article examines the role of crowdsourcing as a source of new knowledge for enterprises carrying out innovative activities. Classification of sources of new knowledge is developed. The main groups of crowdsourcing projects have been identified. The most significant stages of the crowdsourcing project are determined.

Keywords: innovation activity, new knowledge, crowdsourcing, crowdsourcing project, crowdsourcing platform, respondents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.