Научная статья на тему 'КРАУДСОРСИНГ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫМИ ПРОЕКТАМИ'

КРАУДСОРСИНГ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫМИ ПРОЕКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ ОФИС / ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ / КРАУДСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болтенков Иван Алексеевич, Грошева Надежда Борисовна, Чанчиков Андрей Александрович

Краудсорсинг как способ управления общественно-значимыми проектами. В статье рассматривается необходимость и эффективность привлечения местного сообщества для инициации, планирования и реализации общественно-значимых проектов. Предлагается создание краудсорсингового проектного офиса как внешней площадки управления проектами на уровне муниципалитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDSOURCING AS A MANAGEMENT MECHANISM OF PUBLIC IMPORTANT PROJECTS

Crowdsourcing as a way to manage socially significant projects The article discusses the need and efficiency of attracting local community to initiate, plan and implement public significant projects. Creation of a crowdsourced project office is proposed as an external project management platform at the municipality level.

Текст научной работы на тему «КРАУДСОРСИНГ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫМИ ПРОЕКТАМИ»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Алексеева, Д. Г. Банковское кредитование : учебник и практикум для вузов / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 128 с. — (Высшее образование).

Деньги, кредит, банки: Учебник / Ю.А. Ровенский, Бунич Г.А.; Под ред. Ю.А. Ровенского. -М.: ПРОСПЕКТ, 2016. - 315с.

Кредитная линия [Электронный ресурс] // Banki.ru: сайт. - URL

https ://www.banki.ru/wikibank/kreditnaya_liniya/ (Дата обращения 30.03.2021)

Хисамиев И.Ф. Развитие рынка потребительского кредитования в России // Интеграция наук. 2019 № 1 (24). С. 209-211.

Varieties and forms of loans in Russia

© Boiko V., Kurin V., 2021

This article examines the methods and forms of lending in Russia. Lending is one of the most effective tools for the development of the country's economy, because its maintenance and improvement is not possible without providing the financial resources necessary to balance the system of turnover of income and goods.

Keywords: lending, forms of lending, credit, lending concept, bank lending

УДК 334.7

КРАУДСОРСИНГ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫМИ ПРОЕКТАМИ

© Болтенков И. А., Грошева Н. Б., Чанчиков А. А., 2021

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Краудсорсинг как способ управления общественно-значимыми проектами. В статье рассматривается необходимость и эффективность привлечения местного сообщества для инициации, планирования и реализации общественно-значимых проектов. Предлагается создание краудсорсингового проектного офиса как внешней площадки управления проектами на уровне муниципалитета.

Ключевые слова: проектный офис, общественно-значимые проекты, краудсорсинг.

В рамках глобальной концепции устойчивого развития, утвержденной и неоднократно корректируемой ООН, территории (регионы, муниципалитеты) должны активно

взаимодействовать со стейкхолдерами — местными жителями, общественными движениями, компаниями-резидентами, компаниями-

инвесторами, соседними территориями. Такое взаимодействие предполагает не только открытость власти, прозрачность принимаемых решений, но и вовлечение представителей стейкхолдеров в практическую деятельность.

Например, если есть потребность инициации и реализации общественно-значимого проекта (развитие социальной инфраструктуры, экологии, благоустройства территорий или иных проектов), то вовлечение дополнительных заинтересованных сторон решает проблемы на этапе инициации проектов (появление новых идей и мнений), на этапе финансирования проектов (краудфандинг), на этапе реализации проектов (дополнительные ресурсы и снижение рисков), на этапе контроля проекта. Если говорить о рисках, то вовлечение общественности в территориальные проекты снижает негативное восприятие деятельности власти, повышает лояльность населения, снижает перспективный отток населения, а самостоятельное управление проектами повышает гибкость проектов [3,5].

В руководстве PMI [2] отражены основные стадии жизненного цикла проектов, и объем трудозатрат по каждой стадии, и видно, что все стадии жизненного цикла требуют значительных управленческих усилий. В случае реализации большого количества проектов (и даже в случае простой инициации значительного количества проектов) у представителей органов власти не хватит ресурсов не только для реализации, но и для рассмотрения и согласования проектов.

Эту проблему может решить внешний проектный офис, созданный на краудсорсинговой основе. Краудсорсинг предполагает вовлечение широкого круга участников для решения каких-либо проблем.

Такой проектный офис предполагает наличие постоянного перечня участников из числа представителей общественности и компаний-резидентов и дополнительных участников при реализации отдельных проектов (заинтересованных сторон).

Задачи проектного офиса:

• участие в разработке стратегии развития территории;

• определение портфеля проектов исходя из стратегии;

• выявление точек роста или проблем (фактически предпосылок проекта);

• формирование перечня потенциальных проектов (в рамках портфеля проектов);

• информирование о необходимости предложения проектов или проектных идей;

• сбор и оценка идей (в случае, если инициаторы предлагают дополнительные проекты

— оценка необходимости реализации проекта);

• приоритезация проектов;

• в случае положительного решения — согласование параметров проекта с курирующими органами регионального или муниципального управления;

• формирование плана проекта;

• привлечение ресурсов для реализации проекта;

• управление реализацией проектов.

Рассмотрим пример реализации такой схемы на

примере развития одной из территорий г.Иркутска

— микрорайона Ново-Ленино. Микрорайон изначально проектировался как спальный, находится на значительном отдалении от города, на территории микрорайона нет точек притяжения туристов и местных жителей (развлечений, отдыха, и т.д.). Создается постоянный миграционный поток в центр города, большая нагрузка на уже имеющиеся в центре города объекты, значительный траффик на дорогах.

Объективно есть необходимость создания нового инфраструктурного проекта на данной территории, но у администрации города нет «творческого» и ресурсного потенциала для самостоятельной реализации данного проекта.

Отметим, что имеется значительное количество потенциальных инвесторов федерального уровня, однако для их вовлечения в проект необходима визуализация идеи и перспектив развития территории, базовая финансовая

модель проекта, схема муниципально-частного партнерства в реализации данного проекта.

Администрация совместно с КРИО (Корпорацией развития Иркутской области) инициировала проект привлечения студентов к разработке идеи проекта, формализации идеи, презентации ее потенциальным инвесторам, и участия в реализации проекта.

В настоящее время координацией проекта совместно занимаются представители КРИО, администрации, и Иркутского государственного университета, и основная задача данного проекта — формализация процедур взаимодействия администрации и внешних стейхолдеров, разработка системы требований к проекту, процедур управления и согласования проекта, процедур управления рисками, создание и утверждение пакета документов по реализации проектов муниципально-частного партнерства. В г.Иркутск за последние 8 лет реализовано несколько проектов трансформации территорий в точки притяжения горожан (парк «Патриот», спортивный парк «Поляна», проект «Солнечная дорога»), но все эти

проекты были реализованы по инициативе частных инвесторов и практически без участия администрации. Для формирования портфеля проектов, интеграции усилий общественности, инвесторов, и иных стейкхолдеров и необходим проектный офис, в задачи которого будет, в том числе, входить привлечение более широкого круга участников (в том числе школьников), координация их усилий, максимизация результативности проектов и как результат — повышение удовлетворенности населения и устойчивости территориального развития [4].

Исследование проведено при финансовой' поддержке гранта Иркутского государственного университета для молодых ученых № 091-20-324. ■

1. Ларсон, Э. У. Управление проектами : учебник / Э. У. Ларсон, К. Ф. Грей ; пер.В. В. Дедюхин. - 5-го полн. Перераб. Изд. - Москва : Издательство Дело исервис, 2013. - 784 с. - ISBN 978-5-801-80356-2.

2. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство РМВОК*).- 5-е изд. - Москва : Издательство Олимп-Бизнес65 , 2014. - 586 с. -ISBN9785969302860.

1. З.Сазерленд, Д. Scrum. Революционный метод управления проектами / Дж.Сазерленд ; пер. М. Гескина.

- Москва : Издательство Манн, Иванов и Фербер ,2016. -288 с. - ISBN 978-5-000-57722-6.

3. Hinde, D. Prince2 Study Guide / D. Hindle - United Kingdom : Издательство JohnWiley and Sons, 2012. - 528 с.

- ISBN 978-1-119-97078-1.

4. Стиллмен Э. Head First Agile. Гибкое управление проектами / Э. Стиллмен, Дж.Грин. - Санкт-Петербург : Издательство Питер, 2019. - 464 с. - (Серия ''IT длябизнеса''). - ISBN 978-5-4461-0992-0.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Hinde, D. Prince2 Study Guide / D. Hindle - United Kingdom : Издательство JohnWiley and Sons, 2012. -528 с. - ISBN 978-1-119-97078-1.

Ларсон, Э. У. Управление проектами : учебник / Э. У. Ларсон, К. Ф. Грей ; пер.В. В. Дедюхин. - 5-го полн. Перераб. Изд. - Москва : Издательство Дело исервис, 2013. - 784 с. - ISBN 978-5-801-80356-2.

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство РМВОК*).- 5-е изд. -Москва : Издательство Олимп-Бизнес65 , 2014. -586 с. - ISBN9785969302860.

Сазерленд, Д. Scrum. Революционный метод управления проектами / Дж.Сазерленд ; пер. М. Гескина. - Москва : Издательство Манн, Иванов и Фербер ,2016. - 288 с. - ISBN 978-5-000-57722-6.

Стиллмен Э. Head First Agile. Гибкое управление проектами / Э. Стиллмен, Дж.Грин.- Санкт-Петербург : Издательство Питер, 2019. - 464 с. -(Серия ''IT длябизнеса''). - ISBN 978-5-4461-0992-0.

Crowdsourcing as a management mechanism of public important projects

© Boltenkov I., Grosheva N., Chanchikov A., 2021

№ 2 • 2021

Бизнес-образование в экономике знаний 26

Crowdsourcing as a way to manage socially significant projects The article discusses the need and efficiency of attracting local community to initiate, plan and implement public significant projects. Creation of a crowdsourced project

office is proposed as an external project management platform at the municipality level.

Keywords: project office, socially significant projects, crowdsourcing

УДК 336.7

ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ

© Гимельштейн Е. А., Годван Д. Ф., 2021

Иркутский государственный университет, г. Иркутска

После стремительного роста популярности криптовалют стало очевидно, что цифровизация валютного сектора неизбежна. Возможность повсеместного использования классических криптовалют (биткоин, эфир и т.д.) все же вызывает сомнения. Однако правительства многих стран уже разрабатывают альтернативу — так называемые цифровые валюты центральных банков. В данной работе рассмотрены преимущества и возможные риски «цифровизации» национальных валют.

Ключевые слова: цифровые валюты центральных банков, криптовалюты, биткоин, цифровой рубль

Деньги являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, мы используем их все время, чтобы заплатить и получить оплату и на протяжении сотен лет мы доверяли эмиссию денег центральным банкам чтобы убедиться, что можем положиться на деньги.

Однако технология в настоящее время быстро меняет то, как мы живем и как совершаем сделки друг с другом. Как это уже случалось в прошлом, технологии меняют формы денег, которые мы используем в нашей повседневная жизнь.

В последнее время появилось много новостей о цифровых валютах. Такие компании, как Tesla, Square и PayPal, активно вкладываются в криптовалюты, продают свою продукцию за крипотвалюты и рассматривают из для совершения сделок. При этом наибольшие, миллиардные ставки делаются именно на биткоин. Крупные инвесторы и крупные компании теперь вкладывают деньги в биткойн, что добавляет общественного доверия к знаменитой волатильной цифровой валюте. Citibank недавно заявил, что биткоин может стать «валютой выбора для мировой торговли». Превратит ли все это Биткойн в жизнеспособную валюту вместо объекта спекулятивных инвестиций еще предстоит увидеть, но во всем мире растет число правительств, которые не собираются ждать.

Банк Англии разрабатывает свою собственную цифровую валюту. Центральный банк Швеции тестирует электронную крону, а развивающиеся страны ввели пилотные программы. В 2020 году около 60 процентов из 65 опрошенных центральных банков мира заявили, что они экспериментируют над цифровыми валютами. Это на 18 % больше, чем в 2019 году. Сторонники этой идеи говорят, что цифровые деньги могут облегчить трансграничные платежи, способствовать финансовой доступности и стабильность платежной системы. Но есть и масса серьезных рисков. Проблемы конфиденциальности могут возникнуть, если центральный банк сможет контролировать каждую операцию.

Цифровая валюта центрального банка, или CBDC (Central Bank Digital Currency), — это цифровая форма валюты страны, управляемая центральным банком. Подобно наличным деньгам, центральный банк будет выпускать свою цифровую валюту, чтобы позволить людям совершают повседневные сделки [1].

Многие страны вынуждены форсировать разработку, потому что они сталкиваются с давлением со стороны конкурентов как Китай, который опередил своих развитие цифровой валюты. Китай изучает, как он мог бы создать цифровой юань. В прошлом страна проводила массовые пилотные испытания в крупных городах. 4 февраля 2021 года центральный банк Китая также создал совместное предприятие со SWIFT (глобальной системой финансового сообщения и трансграничных платежей) для продвижения цифрового юаня [2].

Многие правительства, включая

Великобританию, Швецию, Гонконг, Австралию, США и Россию продолжают изучение способов внедрения цифровой валюты. Европейский центральный банк работает с Европейской комиссией в экспериментах по рассмотрению преимущества цифрового евро. Он решит, стоит ли запускать цифровой евро в середине 2021 года. Швеция, которая показвает один из самых низких показателей использования наличных денег, в 2019 году запустила пилотную программу для своих цифровых валюта, известную как Е-Крона.

Для конечного пользователя цифровые валюты центральных банков будут работать точно так же, как деньги, которые он видет, когда проверяете свой банковский счет в интернете. Цифровые валюты будут выпускаться центральным банком и храниться непосредственно в банке или цифровом кошелек гражданина. Вместо того,чтобы печатать физические деньги, центральный банк будет использовать электронные монеты или банкноты, которые обладают своим уникальным «номером» —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.