Научная статья на тему 'Краудлогистика как инновационый инструмент развития бизнеса'

Краудлогистика как инновационый инструмент развития бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краудсорсинг / краудлогистика / бизнес-модель / инновация / интернетторговля / crowdsourcing / crowdlogistics / business model / innovation / e-Commerce

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К. С. Назаренко

В данной статье рассмотрены факторы (рост объема интернетторговли, развитие информационных технологий), которые привели к созданию нового направления в логистике – краудлогистика. Рассмотрен путь возникновения концепции краудлогистики, основа которой краудсорсинг. Было выявлено на примере сервиса «Яндекс.Еда», что использование краудлогистики в процессах транспортировки позволяет снизить логистические издержки и обеспечить надежность доставки до конечного потребителя. В настоящее время задача распространения и внедрения краудсорсинга на российских предприятиях крайне актуальна, так как этот инструмент способен стать конкурентным преимуществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDLOGISTICS AS INNOVATIVE BUSINESS DEVELOPMENT TOOL

This article considers the factors (growth of Internet trade, development of information technologies) that led to the creation of a new direction in logistics – crowdlogistics. Reviewed the way the emergence of the concept of crowdlogistics, based on crowdsourcing. It was revealed on the example of the service «Yandex.Food» is shown that the use of crowdlogistics in the transportation processes can reduce logistics costs and ensure the reliability of delivery to the end user. Currently, the problem of distribution and implementation of crowdsourcing in Russian enterprises is extremely relevant, as this tool can become a competitive advantage.

Текст научной работы на тему «Краудлогистика как инновационый инструмент развития бизнеса»

КРАУДЛОГИСТИКА КАК ИННОВАЦИОНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

К.С. Назаренко, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DO1: 10.24411/2411 -0450-2019-11365

Аннотация. В данной статье рассмотрены факторы (рост объема интернет-торговли, развитие информационных технологий), которые привели к созданию нового направления в логистике - краудлогистика. Рассмотрен путь возникновения концепции краудлогистики, основа которой краудсорсинг. Было выявлено на примере сервиса «Ян-декс.Еда», что использование краудлогистики в процессах транспортировки позволяет снизить логистические издержки и обеспечить надежность доставки до конечного потребителя. В настоящее время задача распространения и внедрения краудсорсинга на российских предприятиях крайне актуальна, так как этот инструмент способен стать конкурентным преимуществом.

Ключевые слова: краудсорсинг, краудлогистика, бизнес-модель, инновация, интернет-торговля.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing, использование внешнего ресурса) первоначально был задуман, чтобы задействовать трудовые ресурсы людей, которые работают в других компаниях, то краудсорсинг (от англ. сrowdsourcing, CTowd - «толпа», «sourcing» - «использование ресурса») -для задействования трудовых ресурсов людей, обитающих в глобальной сети [1].

Термин краудсорсинг обозначает организацию работы группы людей для решения какой-либо задачи в целях достижения наилучшего результата. Появление крауд-сорсинговых технологий обеспечило доступ к информации большому количеству людей. Вследствие этого компании смогли использовать потенциал «коллективного разума», предлагая участие в решении разнообразных задач.

Основой всех проектов, использующих краудсорсинг, считается общество, которое способно жертвовать собственным временем. Как правило, люди, участвующие в подобных проектах, желают получить эмоциональное удовлетворение от работы, поэтому наиболее успешными примерами краудсорсинга все еще являются некоммерческие проекты.

Краудсорсинг - это платформа для взаимодействия бизнес-моделей, которая облегчает распределение ресурсов и способствует полному использованию мощно-

стей. Можно сказать, что основными ресурсами является время людей и их мобильность.

Краудлогистика берет свое начало из термина краудсорсинг и пока общепринятого определения понятия краудлогистики не сложилось. Одним из недавно предложенных определений является - «концепция рынка, обеспечивающая информационную взаимосвязь между спросом и предложением логистических услуг с неопределенной и внешней толпой, имеющей в своем запасе свободное время или пространство, и участвующей на добровольной основе за соответствующую компенсацию» [2].

Это хороший пример использования возможностей информационных технологий и интернета для создания новых способов организации деятельности человека.

Путем использования краудсорсинговой платформы рынок создается там, где спрос и предложение пространственных и временных ресурсов совпадают. В этой бизнес-модели работу выполняет в основном толпа, а не сотрудники компании. Люди внутри толпы или требуют, или обеспечивают услуги в то время, как компания выступает в качестве посредника. Посредник несет ответственность за координацию и создает информационную платформу, фиксирующую взаимодействие элементов, со-

бирает данные и позволяет проводить сделки оплаты.

Рост объема интернет-торговли привел к расширению рынка логистики и умножению числа его операторов (фулфилмент, доставка конечному потребителю) [3].

Краудлогистика позволяет частным лицам и предприятиям использовать уже существующую систему передвижения для доставки товаров. Она базируется на идеи сети, наряду с глобальной тенденцией экономики обмена. Это концепция для перевозки груза, способная улучшить эффективность и обеспечить надежность способа перемещения, хранения, поставки физических объектов, используемая по всему миру.

Иными словами, краудлогистика связана с сетью, поскольку технология позволяет водителям использовать вместимость своего транспортного средства более эффективно, путем доставки груза для других участников сети.

Рассмотрим краудлогистику как инструмент развития бизнеса на примере сервиса «Яндекс.Еда».

«Яндекс.Еда» был основан на базе столичного сервиса доставки еды из ресторанов Foodfox, который был приобретен «Яндекс.Такси» в конце 2017 года. В результате слияния компании с активами Uber в СНГ к сервису также была добавлена команда UberEATS.

Сейчас услугами сервиса «Яндекс.Еда» пользуется более 8 тыс. партнеров, он уже успешно работает в 24 городах России. Пока «Яндекс» публично не озвучивает показатели результатов деятельности «Ян-декс.Еда». Однако в начале нынешнего года сервис сообщил, что в декабре 2018 года количество заказов достигло более 1

Фирсов прокомментировал то, что показатель run-rate выручки (прогноз выполнения плана продаж при схожих показателях) «Яндекс.Еда» за 2019 год по февралю (до вычета субсидий) составлял 2,7 млрд руб., то есть выручка компании за месяц составляла около 225 млн руб. [4].

Внедрение краудсорсинговой бизнес-модели может быть произведено, как на уровне компании, например, сервис «Ян-декс.Еда», так и на уровне отдельных департаментов, например, в отделе логистики или маркетинга.

Подобные инновации способны вывести компанию на принципиально другой уровень.

Сегодня пришло время модернизировать концепцию краудсорсинга в логистике на базе достижений в области информационно-коммуникационных технологий. С увеличением онлайн покупок, розничные торговцы находятся под давлением, так как им необходимо обеспечить быструю и качественную доставку своей продукции. Большинство компаний розничной торговли смотрят с оптимизмом в будущее и стремятся усовершенствовать поставку своей продукции.

Учитывая конкурентные преимущества краудсорсинга, следует рассматривать его распространение и внедрение в российском бизнесе как актуальную и своевременную задачу. В данных условиях требуется подготовка методической базы, которая бы позволила собственникам ресурсов, менеджерам и руководителями подразделений быстро сориентироваться в ситуации, принять технологию на вооружение и внедрять инструменты краутсорсинга максимально эффективно, допуская минимальное количество ошибок.

млн. Руководитель «Яндекс.Еда» Максим

Библиографический список

1. Мясникова Л.А. Крауд-логистика в экономике низких издержек // Сборник трудов конференции «Логистика: современные тенденции развития». - 2015. - С. 256-259.

2. Brian Odongo. How crowdsourcing is transforming the face of last mile delivery «Crowd logistics». - 2017. - С. 18.

3. Клитина Н.А. Тенденции развития российского рынка доставки в условиях роста трансграничной интернет-торговли // Символ науки. - 2016. - № 12-1 (24). - С. 118-122.

4. Посыпкина А., Балашова А., Парфентьева И. Сервис «Яндекс.Еда» начал доставлять товары для дома и продукты. - [Электронный ресурс]. - Режим досту-m:https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/03/2019/5c91f5bd9a794783a7224dfa (дата обращения 01.10.2019).

CROWDLOGISTICS AS INNOVATIVE BUSINESS DEVELOPMENT TOOL

C.S. Nazarenko, Graduate Student Saint-Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. This article considers the factors (growth of Internet trade, development of information technologies) that led to the creation of a new direction in logistics - crowdlogistics. Reviewed the way the emergence of the concept of crowdlogistics, based on crowdsourcing. It was revealed on the example of the service «Yandex.Food» is shown that the use of crowdlogistics in the transportation processes can reduce logistics costs and ensure the reliability of delivery to the end user. Currently, the problem of distribution and implementation of crowdsourcing in Russian enterprises is extremely relevant, as this tool can become a competitive advantage.

Keywords: crowdsourcing, crowdlogistics, business model, innovation, e-Commerce.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.