Научная статья на тему 'Краудфандинг в социальном предпринимательстве'

Краудфандинг в социальном предпринимательстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5976
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БЕКЕР / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / PLANETA.RU / БУМСТАРТЕР / РУНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Позднякова С. В.

Социальное предпринимательство, набирающее обороты в Российской Федерации, имеет потребностью использовать такой инструмент как краудфандинг. Опыт краудфандинга в нашей стране недооценивается, между тем продвинутые пользователи сети интернет считают революционным данное направление, позволяющее с нулевым собственным бюджетом реализовывать с помощью привлеченных средств грандиозные проекты. Краудфандинг мотивирует тех, кто может ставить себе амбициозные цели и не всегда доводит их до завершения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWD FUNDING IN SOCIAL BUSINESS

The social business gaining steam in the Russian Federation has requirement to use such tool as crowd funding. Experience crowd funding underestimated in our country, meanwhile advanced Internet users consider this a revolutionary direction, allowing zero implement its own budget with the help of borrowed funds ambitious projects. Crowd funding motivates those who can set to himself ambitious goals and not always brings them to end. Crowd Technology (crowd sourcing, crowd funding) is an interesting and effective tool for the solution of problems of business.

Текст научной работы на тему «Краудфандинг в социальном предпринимательстве»

Позднякова С.В.

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

КРАУДФАНДИНГ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Аннотация: Социальное предпринимательство, набирающее обороты в Российской Федерации, имеет потребностью использовать такой инструмент как краудфандинг. Опыт краудфандинга в нашей стране недооценивается, между тем продвинутые пользователи сети интернет считают революционным данное направление, позволяющее с нулевым собственным бюджетом реализовывать с помощью привлеченных средств грандиозные проекты. Краудфандинг мотивирует тех, кто может ставить себе амбициозные цели и не всегда доводит их до завершения.

Крауд-технологии (краудсорсинг, краудфандинг) - это интересный и эффективный инструмент для решения задач бизнеса.

Ключевые слова: краудфандинг, социальное предпринимательство, бекер, социальные сети, Planeta.ru, Бумстартер, Рунет.

Pozdnyakova S.V.

Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration

Tambov, Russia

CROWD FUNDING IN SOCIAL BUSINESS Abstract: The social business gaining steam in the Russian Federation has requirement to use such tool as crowd funding. Experience crowd funding underestimated in our country, meanwhile advanced Internet users consider this a revolutionary direction, allowing zero implement its own budget with the help of borrowed funds ambitious projects. Crowd funding motivates those who can set to himself ambitious goals and not always brings them to end.

Crowd Technology (crowd sourcing, crowd funding) is an interesting and effective tool for the solution of problems of business.

Keywords: crowd funding, social business, beker, social networks, Planeta.ru, Bumstarter, Runet.

Рыночная система адаптивна, но не любой продукт рынок готов принять, тем более такой инновационный, как результат работы социального предпринимательства. Целесообразно протестировать продукцию, какой бы замечательной она не казалась производителю, перед тем как представить её широкой общественности [4].

Очевидно, что формат отношений продавца и покупателя должен быть удобен для обоих. Интернет уверенно стал таким пространством. Замечательным тестовым инструментом и одновременно инструментом маркетинга и пиара является краудфандинг, алгоритм работы которого не сложен: на интернет-платформе размещается описательная часть проекта, формулируется его цель, определяются задачи, закладывается сумма и сроки, в которые необходимо набрать это пороговое значение. Пользователи могут пожертвовать сумму на свое усмотрение, смысловая нагрузка краудфандинга состоит в привлечении небольших сумм от многочисленных пользователей, которые социализируются посредством сети Facebook, Вконтакте. Интернет-платформа, являясь проекций мыслей, позволяет быстро и беззатратно рекламировать и продвигать свой продукт, краудфандинг служит своего рода индикатором востребованности его на рынке, позволяя трансформировать социальный эффект в финансовый [3].

Опыт краудфандинга в нашей стране недооценивается, потому как отождествляется с попрошайничеством, между тем продвинутые пользователи сети интернет считают революционным данное направление, позволяющее с нулевым собственным бюджетом реализовывать с помощью привлеченных средств грандиозные проекты. Краудфандинг мотивирует тех, кто может ставить себе амбициозные цели и не всегда доводит их до завершения. Обнародовав свою цель и собрав определенную сумму, на попятную идти не этично.

Planeta.ru - один из первых сервисов коллективного финансирования проектов в Рунете, позиционирующий себя евангелистами краудфандинга в России, постоянно совершенствующий свой ресурс. На сегодняшний день писатели, ученые, музыканты страдают от «возможности скачивания». Например, видеоверсии спектаклей Гришковца выложены в интернете, с торрентов каждый спектакль скачали порядка миллиона раз, а DVD-дисков на спектаклях и в магазинах продается порядка 10 тысяч в год. Получается, что официальной продажей дисков не окупаются даже затраты на съемку спектакля. На «Планете» человек видит конкретные цифры за понятные и осязаемые вещи, как HD-версию концерта или билет [2]

Краудфандинг замечательно работает: те люди, которые вложили деньги в проект, волей-неволей начинают заинтересовывать им все свое окружение. Все начинает расти, как дерево. Планета» - это социальный интернет-проект, представляющий собой новую онлайновую экосистему создания, оплаты и распространения цифрового и материального контента в России. Миссия данного проекта состоит в том, чтобы максимально упростить отношения между авторами и их сторонниками, между генераторами идей и теми, кого эти идеи интересуют, и способствовать самореализации людей.

Все проекты краудфандинга по-своему интересные, и у каждого есть потенциал для монетизации. Интересно, когда люди создают что-то по-настоящему новое и не бояться рисковать, несмотря на сложности.

Социальное предпринимательство, набирающее обороты в Российской Федерации, имеет потребностью использовать такой инструмент как краудфандинг. Например, 6 марта 2015 года запущен первый в России краудфандинговый книжный проект — «Сборник» [3], который имеет явную актуальность в год литературы в нашей стране. Концепция его проста: автор публикует начало произведения (на собственное усмотрение: от сборника стихотворений до научной монографии) и объявляет сбор средств, которые позволят его дописать. Дальше всё зависит от читателей: жертвуют деньги

они. Автор, который собирает заявленную сумму, получает деньги, затем дописывает произведение и публикует его на сайте в открытом доступе. За платформой «Сборник» стоит Вадим Нестеров - автор литературного проекта «Большая игра» и создатель легендарного «экспресс-конкурса» фантастического рассказа «Рваная грелка».

На Западе успешных платформ десятки, в России пока что всего две -это Planeta.ru и Boomstarter, универсальные широкого спектра, выходящие за рамки исключительно творческих областей. У «Сборника» в сравнении с вышеупомянутыми площадками принципиальная новизна. Обе упомянутые площадки «всеядные» - там собирают деньги на все что угодно, в этом их сила, но в этом же и их слабость. Самая большая проблема «универсальных» сайтов - у них практически нет собственной, стабильной аудитории. Посетителей к ним приводят авторы проектов, и, как правило, ненадолго. Вадим Нестеров: «Примерно 95% моих спонсоров на Boomstarter были моими читателями, которых я туда и привел. По сути, российские краудфандинговые платформы просто предоставляют площадку для сбора денег. Осознав это, я пошел строить тематическую, узконаправленную площадку, чтобы собрать там людей, которые до сих пор любят рыться в книгах. На мое счастье, двое таких людей тоже загорелись этой идеей, и этой командой мы и строили сайт».

Суть проекта «Сборник» — это попытка сложения аудиторий разных писателей. Если на площадке выставляются только книги, а каждый автор приводит людей, готовых не только читать книги, но и платить за них авторам, логично предположить, что хотя бы часть из посетителей заинтересуется и другими выставленными книгами. По задумке должен произойти взаимный переток и аудитория каждого увеличится.

На Planeta.ru комиссия составляет 10% — половина уходит платежным системам, половина — площадке. Boomstarter берет комиссию порядка 13%. «Сборник» как на Planeta.ru планирует 10% комиссии, из которых 5% площадке, а 5% — платежным системам.

По статистике на ноябрь 2014 года на Планете.ру было 103 завершенных книжных проекта, из которых всего 21 успешный. Это 20%. Остальные не вызвали интереса и искомой суммы не собрали, получается что на каждый успешный проект приходится четыре провальных. Но стоит учесть, что на «Планете» обычно выставляются «статусные проекты», известные авторы, у которых есть и широкая аудитория, и рекламные возможности. Статистика на «Бумстартере» - больше 80% книг, выставленных на сбор денег, так никогда и не пересекают отметку в 10%, больше половины не набирают и 2%. Если кто-то собрал хотя бы 20%, почти наверняка его текст стоит внимания.

«Сборник» - первая в России платформа, которая специализируется только на литературе. В свою очередь, на Западе таких платформ несколько: Pubslush, Authr, unglue.it и unbound. С одной стороны, это говорит о том, что в западном краудфандинге на смену площадкам широкого спектра приходят нишевые ресурсы. С другой стороны, можно сделать вывод, что книжный краудфандинг - предприятие востребованное. Основное преимущество таких платформ - это реклама. Там даже обыватель очень неплохо знает, как надо продвигать свой проект. В России примерно у 85% населения разработка рекламной кампании завершается информацией в блоге. Краудфандинг -дословно «народное финансирование», уже устоявшийся англицизм, микс словосочетания ^owd - «толпа», funding - «финансирование», коллективное сотрудничество людей («бекеров»), которые добровольно спонсируют проект других людей или организаций. «Сборник» является «народным издательством». Цепочка «писатель — издатель — читатель» всегда будет оставаться базовой, формы взаимодействия автора и читателя становятся все более разнообразными, «Сборник» целесообразно рассмотреть как дополнение к традиционным издательствам, а не вместо них [3].

При подготовке запуска кампании самое важное это: экономическая модель, общение со СМИ, общение с «бекерами», логистика доставки.

При запуске кампании в России необходимо: привести свою аудиторию со стороны; четко объяснить зачем нужны деньги, не бояться критики (а ее от российской аудитории всегда много).

Если запускать проект на заграничной площадке, то важно учесть следующее: вам понадобится человек с гражданством той страны; принято делать доставку бесплатной, вшивая её в цену; важно использовать кросс-рекламу (рекомендации) в другом успешном проекте на той же площадке.

Рассматривая краудфандинг как источник финансирования социального предпринимательства [5], целесообразно:

1) Подробно расписать свою кампанию по всем подробностям - даты обновлений, площадки для дополнительной рекламы.

2) Знать типы «бекеров» и учесть это в системе наград, чтоб привлечь их всех.

3) Изучить подводные камни платежных систем. Например, чтобы через PayPal получать деньги для физического лица, нужно заключать отдельное соглашение. Обязательно надо разместить на своей странице наиподробнейшие инструкции о том, как перевести деньги через платежные системы на ваш проект. Технические сложности отбивают часть аудитории.

4) Нанять отдельного человека, который будет делать опросы и приглашения во Вконтакте. На примере этой кампании вы заплатите человеку на фуллтайме за 1 месяц 30 тысяч, а он принесет вам аудиторию на 90 тысяч рублей.

5) Не делать платной рекламы у рекламных агентств, это неэффективно. Покупка баннеров - тоже. Надо напрямую работать с аудиторией.

6) Быть честным. Если будете кривить душой - это скорее всего распознают. Подорванное доверие может подорвать и вашу кампанию. Есть сложности - не стесняйтесь говорить о них честно. Успешное решение проблем, возникших в процессе кампании, даст вам дополнительные очки в глазах аудитории.

7) Делать весь проект стильно - одна гамма картинок, качественный ролик, единый визуальный ряд.

8) Подготовить хороший промо-ролик с обращением на ютубе.

9) Продумать фишку проекта, которая могла бы стать инфоповодом.

10) Заменить логотип своего сайта на логотип с подписью «Поддержи наш проект (ссылка)» [1].

Крауд-технологии (краудсорсинг, краудфандинг) - это интересный и эффективный инструмент для решения социальных перспективных задач бизнеса, и каждый может его использовать.

Список литературы

1. «Как описать проект» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak-39010-kak-opisat-proekt#ixzz3X7fEyiiA

2. Planeta.ru - Краудфандинг в России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://planeta.m/faq/artirie/11!paragraph90

3. «Литературный проект. Вадим Нестеров» Электронный ресурс. Режим доступа: https://godliteratury.ru/tags-events-post/literaturnyy-proekt

4. Интеграционные связи субъектов предпринимательства на мезоуровне. Позднякова С.В. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 11 (103). С. 43-48.

5. Реализация социально-экономических интересов общества через систему социального партнерства. Какушкина М.А. Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 12. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011.

6. Беспалов М.В. Формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы в условиях экономического кризиса на примере Тамбовской области / Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 38. С. 2-11

7. Беспалов М.В. Предпринимательство России: перспективы и направления развития / М.В. Беспалов; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.