ИССЛЕДОВАНИЕ
1 11 Спиридонова Е.В. , Шумовская А.С. , Сошников Д.С.
1 Новосибирский государственный технический университет
Инновационные способы финансирования проектов: теория и практика краудфандинга
АННОТАЦИЯ:
Поиск финансовых ресурсов для реализации проектов - актуальная проблема для большинства начинающих предпринимателей. Краудфандинг - современный, набирающий популярность инструмент для привлечения средств граждан, так называемого «народного финансирования». В данной статье раскрыто понятие «краудфандинг». На примере международных и российских краудфандинговых платформ рассмотрен механизм их работы, а также выявлены некоторые технологии проведения успешных кампаний. В заключении определены перспективы развития краудфандинга.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, краудфандинг, проект, финансирование
JEL: E22, M13, 030
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Спиридонова Е.В., Шумовская А.С., Сошников Д.С. Инновационные способы финансирования проектов: теория и практика краудфандинга // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 17. — С. 2179-2192. — doi: 10.18334/rp.17.17.36531
Спиридонова Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Новосибирский государственный технический университет ([email protected])
Шумовская Анастасия Сергеевна, магистрант кафедры менеджмента, Новосибирский государственный технический университет
Сошников Дмитрий Сергеевич, магистрант кафедры менеджмента, Новосибирский государственный технический университет
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 18.08.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 15.09.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.17.36531
(с) Спиридонова Е.В., Шумовская А.С., Сошников Д.С. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
2180
Введение
Предприниматели, изобретатели, некоммерческие организации и инновационные компании регулярно сталкиваются с проблемой поиска финансирования для своих проектов. Краудфандинг становится все более популярным источником привлечения средств. Темпы расширения краудфандинговых платформ в России и в мире очень высоки. Уже сегодня они приносят суммы, измеряющиеся миллиардами долларов в год.
Основная цель данной статьи: определить понятие «краудфандинг», механизмы работы краудфандинговых платформ и перспективы его развития в России.
«Краудфандинг» - термин заимствованный и достаточно новый для России, его определения пока нет в солидных отечественных финансово-экономических справочниках и словарях. В данном исследовании будем трактовать это понятие следующим образом:
Краудфандинг - народное финансирование (от англ. crowdfunding, crowd - толпа, funding - финансирование), предполагающее добровольное сотрудничество людей (доноров), объединяющих свои ресурсы, как правило, через Интернет, чтобы поддержать проекты других людей или организаций (реципиентов).
История развития краудфандинга
В 1997 году поклонники британской группы Marillion без участия самой группы собрали 60000 долл. для финансирования музыкального тура группы по всей территории США. После чего в 2000-2001 гг. была организована компания ArtistShare, отмеченная как первый краудфандинговый сайт, направленный на сбор средств для поддержки музыкантов.
Наиболее успешным стал американский сайт Kickstarter.com, запущенный в 2009 году. Целью разработчиков было расширение возможностей художников и творческих проектов по получению ресурсов для реализации идей через «народное финансирование». Kickstarter.com стал платформой для объединения друзей, родственников и поклонников вокруг стартапов. Реципиенты получали возможность претворить в жизнь свой проект, а доноры - стать причастными к реализации интересных им идей и одними из первых попробовать продукт или протестировать новое изобретение [1].
2181
Сегодня на Kickstarter.com 15 тематических разделов. Помимо творчества в их числе «технологии», «журналистика», «еда» и другие.
В мировой практике краудфандинг стал легальным, когда президент США Барак Обама подписал закон о Jumpstart Our Business Startups Act (JOBS) 5 апреля 2012 года. Закон был создан для помощи в развитии и поддержке предпринимательства и роста малого бизнеса. Раздел II Закона JOBS вступил в силу 23 сентября 2013 года, и теперь компании могут публично рекламировать то, на что они ищут инвестиции [1].
В России краудфандиговые платформы начали создаваться с 2009 г. Первыми были Kroogi (создавался как сайт творческого сообщества, работает до сих пор), Startapp (создавался для поддержки инновационных проектов, но так и не стал полноценно работающей платформой) и другие. Согласно обзорам аналитиков сайта rusbase.com, в России создано более двадцати краудфандинговых интернет-площадок, из них функционирует только половина. Объемы привлекаемых средств и число поддержанных проектов на российских краудфандинговых платформах значительно меньше, чем на Kickstarter.com. Тем не менее, в качестве наиболее успешных можно выделить две созданные в 2012 г. платформы: planeta.ru (Планета) и boomstarter.ru (Boomstarter) [4].
Обе платформы успешно работают и развиваются уже четыре года. Рассмотрим их особенности и проведем анализ механики работы этих платформ. Результаты сравнения представлены в таблице.
Как видно из таблицы, каждая платформа пошла по своему пути. Они различаются по большинству параметров (начиная с тематики, определения успешности проекта и взимаемой комиссии, заканчивая системой вознаграждения доноров и способами взаимодействия с социально-ответственными компаниями). Грамотная работа с авторами проектов (обучение и сопровождение во время краудфандинговой кампании), интуитивно понятный интерфейс, простота расчетов в сети (доступны все возможные операторы) и активное продвижение платформ позволяют им оставаться успешными и расширять аудиторию.
Необходимо отметить, что в России в последние годы активно развивается некоммерческий сектор, благотворительные фонды и организации. Некоторые краудфандинговые платформы создаются специально для социальных целей (например, один из самых первых до сих пор работающих социальных ресурсов - «Электронный благотворительный ящик», наиболее популярный и активно
2182
развивающийся сервис - «Добро@таП.ги»). Помимо отдельно выделенных сайтов, тематические разделы «Благотворительность», «Социальное предпринимательство» есть на большинстве крупных российских платформ (в т.ч. на «Планете»).
Таблица
Результаты сравнения краудфандинговых платформ
«Планета» и Boomstarter
Планета Boomstarter
Лидирует по количеству собранных денег отдельных успешных проектов
Создавался как сообщество с функцией сбора денег сервис, коммерческое предприятие
Направленность проектов широкая, значительная доля социальных и благотворительных проектов творческие и бизнес идеи и мероприятия
Условия получения средств авторами собрано более половины заявленной суммы собрана вся сумма или более
Комиссия платформы 15% при сборе 50-99% от заявленной суммы 10% при сборе 100% и более заявленной суммы 5% при сборе 100% и более заявленной суммы (+5% -комиссия платежных систем)
Вознаграждение донора Не является обязательным Обязательно (модель Kickstarter)
Прочие особенности - реализует специальные тематические проекты, например, «Он-лайн кампус» -специальная площадка для учебных заведений; - привлекает крупных корпоративных доноров, например, «Территория РУСАЛа», «МегаФон помогает», «Технологии возможностей» - сотрудничает с некоммерческими и социальноответственными компаниями, которые являются кураторами проектов; - есть возможность отдельно просматривать: новые, завершающиеся, популярные проекты и др.; - бесплатный on-line курс по краудфандингу (35 видеороликов)
Источник: составлено автором по материалам [8, 9]
Механика работы краудфандинговой платформы
Рассмотрим базовую механику работы краудфандинговой платформы. В общем виде сбор средств через краудфандинг можно представить следующей схемой (рис.).
2183
Идея, проект Ресурсы
Авторы проектов Комиссия платформы Краудфандинговая платформа Причастность к реализации идеи Посетители сайта
Реципиенты Ресурсы Доноры
Вознаграждение ---------------►
Рисунок. Схема работы краудфандинговой платформы. Источник: составлено автором
Краудфандинговая платформа является посредником, предоставляющим площадку, на которой «встречаются» доноры и реципиенты, а также средства расчетов (например, электронные кошельки Яндекс.Деньги, QIWI и др.). За свои услуги организаторы платформ взимают с авторов проектов комиссию от 5 до 15% собранной суммы.
По способу получения средств авторами проектов можно выделить следующие виды краудфандинга:
—краудфандинг с жесткими условиями получения средств. Автор проекта получает средства только в том случае, если собрана вся сумма. Если цель не достигнута, деньги возвращаются в электронные кошельки доноров. Они повторно могут вкладывать их в проекты, представленные на платформе;
—краудфандинг с мягкими условиями получения средств. Все собранные средства отправляются создателям проектов, несмотря на то, была ли достигнута финансовая цель или нет. Если авторам идеи не хватает средств для реализации проекта, то они сами ответственны за возвращение средств донорам или поиск дополнительных источников финансирования;
—краудфандинг со свободной ценой. Доноры сами определяют цену уже созданного продукта, например, аудиозаписи или книги;
—благотворительный краудфандинг. Некоторые платформы не взимают комиссию с социальных благотворительных проектов.
Российские платформы используют в своей практике различные виды краудфандинга по способу получения средств авторами проектов. На Boomstarter выбран краудфандинг с жесткими условиями получения средств, т.е. автор получает деньги, только если собраны все 100% суммы (или более) [9]. На «Планете» условие более мягкое - достаточно набрать не менее 50% заявленной цели [8]. А на Kroogi практикуют краудфандинг со свободной ценой, т.е. каждый посетитель сайта сам
2184
определяет, сколько он заплатит за выбранный контент [4]. Добро@шай.гц - благотворительный ресурс, все проекты здесь имеют специфическую тематику и проходят серьезнейшую проверку. Комиссия платформы с таких проектов не взимается, а модераторы принимают активное участие в продвижении каждого проекта.
Вкладывая собственные средства, донор становится «причастным к реализации» понравившейся ему идеи или проекта. Понимание того, что донор сделал доброе дело и без его поддержки, возможно, проект так никогда и не был бы реализован, для большинства участников народного финансирования является основным стимулом к участию в краудфандинге. На некоторых платформах принято предлагать донорам вознаграждения. По виду вознаграждений для донора выделяют три модели краудфандинга:
— без вознаграждения (донор осуществляет безвозмездное пожертвование);
— нефинансовое вознаграждение (модель «Кикстартера», предполагающая возможность первым попробовать продукт или протестировать новое изобретение);
— финансовое вознаграждение (краудинвестинг). Возможны следующие формы реализации: модель роялти, народное кредитование и акционерный краудфандинг.
Даже когда речь идет об акционерном краудфандинге или роялти, в рамках которых люди поддерживают проект в обмен на долю в бизнесе и его доходах, они все равно опираются на заинтересованность в компании, вере в ее будущее и находятся в постоянном контакте с создателями. Только народное кредитование базируется исключительно на личной выгоде. Данный подход позволяет человеку или компании взять кредит у неограниченного количества людей под проценты существенно ниже банковских. Система выплат полностью автоматизирована.
Первая российская площадка для краудинвестинга, SmartMarket, стартовала в 2012 г., но сегодня она не работает в этом качестве [4]. Краудинвестиг в России до сих пор практически не развит.
Технологии успешного сбора средств
Подготовка и проведение краудфандинговой кампании - это большая работа. Для того чтобы достичь финансовой цели, необходимо привлечь к проекту внимание людей, потенциальных доноров. По
2185
мнению экспертов, сбор - это только последние 10% времени, затраченные на кампанию. Он начинается после того, как становится ясно, что людей, мотивированных интересом к проекту, достаточно.
Три неотъемлемых компонента успешного сбора:
1. Качественный контент.
2. Умение пользоваться социальными сетями и другими средствами массовой информации.
3. Регулярные новости о жизни проекта, его авторов, смежных проектов.
Перед выходом с предложением на солидную платформу авторам проекта необходимо проделать масштабную предварительную работу при подготовке контента.
Во-первых, необходимо детально проработать сам проект. Безусловно, содержание стартапа, социального, творческого и инфраструктурного проектов будет различаться по структуре и в деталях. Но в целом должны быть определены цели, задачи и мероприятия (по SMART), четко выстроены прямая и обратная взаимосвязи между ними. Необходимо знать рынок (свою аудиторию) и пути взаимодействия с потенциальными потребителями (благополучателями социальных проектов). Доноры в краудфандинге зачастую не видят детальное описание проекта, но у реципиента появляются обязательства, которые необходимо выполнять. Чем больше проработан проект, тем выше вероятность его успешной реализации. Проработанный проект также является основой содержательной части контента, представляемого на сайте.
Во-вторых, следует описать проект в новом для российских предпринимателей и инноваторов жанре - storytelling (сторителлинг). Неподготовленному читателю проще воспринимать проект через историю (простую, понятную, трогательную, а может быть, и фантастическую, но содержащую суть и важнейшие детали).
Основные элементы сторителлинга:
—Драма и интрига. Например, сюжет о первопроходцах, юных «Кулибиных» или о специфической проблеме, не очевидной, но актуальной в т.ч. и для широкого круга читателей.
— Точность. Люди готовы вкладывать деньги, если уверены в реализуемости проекта и целевом использовании средств. Поэтому четкие целевые формулировки и укрупненный бюджет должны найти свое отражение в истории.
2186
— Понятность. Вся информация о проекте должна быть представлена грамотно, но доступно для широкого круга доноров. Краудфандинговая платформа - ресурс, доступный всем пользователям сети Интернет, поэтому требования к простоте изложения крайне высоки. Если нет возможности обойтись без терминологии, придется найти простые слова, чтобы ее объяснить.
Самое главное: история должна быть короткой. Большинству авторов сложно представить, что суть проекта, описанная в истории, может уложиться в размер одного экрана. Но чем длиннее история, тем меньше вероятность, что она будет дочитана до конца.
Описание проекта в формате истории позволяет добавить эмоциональности сухим техническим и экономическим формулировкам. Социальные проекты, напротив, насыщают фактами и конкретными целевыми индикаторами.
В-третьих, важно подобрать средства визуализации. Это могут быть видеоролики, фото, наглядные 3D модели или компьютерные имитации создаваемых продуктов.
Основные требования к иллюстрациям: авторские, качественные, позитивные.
В основу видеоролика может лечь описанная выше история, демонстрация возможностей создаваемого продукта или обращение автора. К видеоматериалам выдвигаются совокупные требования, как к текстовой истории и к иллюстрации: краткость (до 2 мин.), точность, понятность, эмоциональность, позитивность и качественное исполнение.
Подготовка качественного контента - важная и объемная часть работы по организации «народного финансирования». Но после появления проекта на краудфандинговой платформе работа автора по подготовке сбора не заканчивается. По заявлениям большинства экспертов, едва ли удастся собрать необходимую сумму средств, рассчитывая лишь на то, что регулярные посетители платформы заинтересуются идеей. Согласно аналитическим материалам Kickstarter.com, в большинстве успешных проектов наблюдается два всплеска финансирования [2]. Первый - старт проекта (первые 5-10% времени от общего срока), его связывают с поддержкой семьи и друзей автора проекта, а также лиц, которые заметили этот проект или слышали о нем ранее. Второй всплеск финансирования - последняя треть общего срока, когда уже собрано более половины требуемой суммы. В этот период число сторонников и количество вложенных денег
2187
экспоненциально увеличилось. Это явление называется эффектом конечного рубежа. Люди хотят быть уверены в том, что проект станет успешным. Порой они продолжают вкладывать в проекты, которые уже достигли и даже превысили свою финансовую цель.
Это наблюдение справедливо и для российских краудфандинговых платформ. Поэтому для успешного сбора необходимо привлекать внимание заинтересованной аудитории к проекту и рассказывать о возможности поддержать его через платформу. Следует задействовать все информационные каналы: сайт компании, личные страницы в социальных сетях и специальные группы сообществ и другие. По статистике Kickstarter.com, авторы успешных проектов имеют значительно больше друзей в социальной сети (Facebook) [2]. Это свидетельствует об их высокой активности в сети и больших возможностях распространения информации.
Интерес потенциального донора к проекту это не гарантия его финансовой поддержки. Услышав об интересной идее, посмотрев удачный видеоролик на краудфандинговой платформе, человек может взять паузу для принятия решения о финансировании, которая продлится слишком долго. Поэтому проект должен жить. Во-первых, необходимо оперативное обновление информации о проекте на платформе. По данным Kickstarter.com, количество обновлений в успешных проектах в разы превышает данный показатель неудачных проектов и составляет в среднем 2-3 раза в неделю [2]. Количество комментариев в успешных проектах также значительно выше, что говорит об активном диалоге с потенциальными донорами. Большое значение имеет также формирование списка часто задаваемых вопросов. Не каждый, просмотрев проект, решит написать вопрос автору, а при наличии списка популярных, возможно, найдет на него ответ. По статистике Kickstarter.com, в успешных проектах списки часто задаваемых вопросов встречаются вдвое чаще, чем в неудачных [2].
Кураторы проектов российских платформ также советуют не реже одного раза в неделю публиковать новости. Главная сложность заключается в том, что писать в новостях, если авторы еще не приступили к реализации проекта, а только ищут на него средства. Необходимо иметь как предварительные заготовки, так и создавать информационные поводы по ходу кампании. Основными темами могут быть:
—благодарность первым донорам;
2188
— сообщение об участии в выставках, ярмарках, конференциях и прочих массовых мероприятиях, где представленная идея (прототип) получила высокую оценку общественности;
— получение патентов, сертификатов и т.д.;
— заключение договоров (соглашений) с потенциальными партнерами;
— участие автора проекта в мероприятиях, повышающих его квалификацию и шансы проекта на успех;
— информация о предыдущих успешных проектах автора и др.
Завершая тему об успешных технологиях краудфандинга, следует
обратить внимание еще на три формальности [8, 9].
1. Заголовок лаконично и емко должен отражать суть проекта.
2. Бюджет проекта должен быть точно просчитан и прозрачен.
3. Срок проекта не должен быть затянут (оптимально 3040 дней).
Преимущества и сложности краудфандинга
Краудфандинг имеет два основных преимущества перед традиционными источниками финансирования:
1. Средства, собранные на краудфандинговых платформах, не надо возвращать. Размещая проект на платформе, автор не рискует собственными деньгами, в худшем случае сбор просто не состоится.
2. Помимо возможности получить средства для реализации идеи, краудфандинговая кампания - это способ протестировать проект. В процессе сбора происходит массовая оценка перспективности идеи и качества контента, а автор может проверить себя в качестве модератора группы в социальных сетях, маркетолога и специалиста по работе с возражениями.
Тем не менее, краудфандинг подойдет не для всех проектов. Принимая решение о выборе источников финансирования, следует учитывать следующее.
Проект должен быть близок и понятен широкому кругу пользователей сети Интернет. Простейшее техническое устройство, применимое в массовом сегменте (например, складной самокат с мотором), скорее найдет отклик среди частных доноров, чем сложнейшая разработка, ценность которой высока, но понятна лишь узкому кругу лиц. Если проект крайне важен для науки, развития городской инфраструктуры или решения других проблем, абсолютно не
2189
очевидных для неподготовленного читателя, следует обратиться в фонд или государственную структуру, эксперты которых оценят идею по достоинству.
Финансовая цель краудфандинговых кампаний, как правило, составляет от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. Доноры, поддерживающие проекты на платформах, по статистике готовы вкладывать в среднем 450-1000 руб. (данные разных платформ варьируются). Даже для успешного сбора нескольких сотен тысяч рублей необходимо привлечь несколько сотен доноров, готовых профинансировать проект. Если бюджет проекта - миллионы рублей, нельзя полностью полагаться на народное финансирование. Следует разбить его на этапы, использовать несколько источников финансирования или отказаться от краудфандинга в пользу крупных частных или корпоративных доноров и возможных партнеров.
Должна быть возможность отложить старт проекта в связи с тем, что сбор не состоялся. Если средства нужны во что бы то ни стало и в ограниченные сроки, следует поискать альтернативные источники финансирования.
Заключение
Развитие краудфандинга в России происходит на фоне затянувшегося экономического кризиса и смены приоритетов государственной политики. Например, в бюджете РФ на 2016 г. расходы на гражданские исследования и разработки снизились на 13,8%. В том числе расходы на «прикладные научные исследования в области национальной экономики» на 39,2% [6].
Объем средств, поступающих от частных жертвователей, растет, несмотря на снижение реальных доходов граждан. В 2015 году 50% взрослого городского населения РФ - 44,5 млн человек - совершали денежные пожертвования (40% в 2014 г.) [7]. По данным сервиса Добро@тай.ги, «средний чек» частного пожертвования возрос с 350 р. в 2014 г. до 435 р. в 2015 г., а по данным Boomstarter, самая популярная сумма вноса на портале составляет 1000 руб. За четыре года на «Планете» собрано более 480 млн руб., а на Boomstarter успешно реализовано почти 1200 проектов [8, 9].
Локомотивами развития народного финансирования выступают ведущие краудфандинговые платформы, они формируют следующие тренды.
2190
Во-первых, уровень представленных на сайтах проектов возрастает с каждым годом благодаря информационным и обучающим материалам, размещенным в открытом доступе для авторов идей.
Во-вторых, делать пожертвования в сети становится удобно. На «Планете», Boomstarter, Добро@тай.гц предложены всевозможные средства расчетов в сети, а на последнем есть даже возможность рекуррентных платежей (регулярных платежей в пользу одного из благотворительных фондов).
В-третьих, в краудфандинг вовлекаются не только частные доноры, но и социально ответственные компании. На «Планете» проводят специальные акции, например, «Территория РУСАЛа», «МегаФон помогает» и др. Boomstarter также привлекает корпоративных партнеров в качестве кураторов проектов.
Тенденции к развитию краудфандинга в России, несмотря на затянувшийся кризис, очевидны. Выбирая источник финансирования проекта, необходимо рассматривать все варианты, не стоит пренебрегать и народным финансированием.
ИСТОЧНИКИ:
1. Schroter W. Top 10 Business Crowdfunding Campaigns Of All Time [Electronic resource] //
Forbes. - 2014. - April 16. - Mode of access:
http://www.forbes.com/sites/wilschroter/2014/04/16/top-10-business-crowdfunding-campaigns-of-all-time/#c943e85203da
2. Jinwook Chung Long-term Study of Crowdfunding Platform: Predicting Project Success and
Fundraising Amount [Electronic resource] // DigitalCommons@USU. - 2015. - Mode of access: http://digitalcommons.usu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=5486&context=etd
3. Седельников С.Р. Коллективное финансирование инноваций - современное состояние и
перспективы краудфандинга // Креативная экономика. - 2015. - Т. 9. - № 4. - С. 495-508.
4. Краудфандинг в России [Электронный ресурс] // Rusbase. - 2012. - 6 августа. - Режим
доступа: http://rusbase.com/news/kraudfanding-v-rossii/
5. Мечик С.В. Краудфандинг как метод привлечения источников финансирования в
стартап // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-4. - С. 690-692.
6. Онищенко Е. Бюджет-2016 и наука [Электронный ресурс] // Российская академия наук.
- 2016. - 13 января. - Режим доступа:
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=b4fee3e3-ce3c-4225-8939-22dbf5c8d08f
2191
7. Ходорова Ю., Черток М. Исследование частных пожертвований в России 2014-2015 год
[Электронный ресурс] // Филантроп. - 2015. - Режим доступа: http://philanthropy.ru/wp-
content/uploads/2015/CAF%20Russia%20Report_RUS_2014-2015.pdf
8. Сайт Planeta.ru.
9. Сайт Boomstarter.
2192
Ekaterina V. Spiridonova, Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Management, Novosibirsk State Technical University
Anastasia S. Shumovskaya, Master's student, Novosibirsk State Technical University
Dmitriy S. Soshnikov, Master's student, Novosibirsk State Technical University
Innovational ways of project funding: theory and practice of crowd-
funding
ABSTRACT
The search for financial resources of project realization is a relevant problem for most firsttime entrepreneurs. Crowd-funding is a modern and increasingly popular instrument for the attraction of financial resources of citizens or the so-called "national funding". The author explains the definition "crowd-funding" and discusses the mechanism of work of crowd-funding platforms through the example of international and domestic ones. He also reveals certain technologies of successful campaigns and, finally, identifies the development prospects of crowd-funding.
KEYWORDS: innovations, crowd-funding, project, funding