Научная статья на тему 'Краткосрочное прогнозирование налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Мордовия'

Краткосрочное прогнозирование налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ / МОДЕЛЬ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тактаров Николай Николаевич, Тактарова Людмила Олеговна

Прогнозирование налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта имеет основной целью определить финансовые возможности региона и оказывает влияние на формирование бюджетной политики. Поэтому необходимо обеспечить приемлемую точность прогнозов налоговых поступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Short term forecasting of tax revenues to the Republic of Mordovia consolidated budget

Forecasting of tax revenues to the territorial entity consolidated budget is aimed to define financial possibilities of a region and influences the budgetary policy formation. These are the reasons why it’s necessary to provide acceptable accuracy of the tax revenues forecast.

Текст научной работы на тему «Краткосрочное прогнозирование налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Мордовия»

© 2014 г.

Н. Н. Тактаров Л. О. Тактарова

краткосрочное прогнозирование налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики мордовия

Тактаров Николай Николаевич — заместитель начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия, канд. экон. наук.

(E-mail: [email protected] )

Тактарова Людмила Олеговна — ведущий специалист-эксперт аналитического отдела Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия.

(E-mail: [email protected] )

Прогнозирование налоговых поступлений - это процесс формирования вероятностных представлений о поступлении налогов и сборов в будущем. Проблемы налогового прогнозирования всегда актуальны, так как достижение максимально возможного уровня налоговых поступлений является важным условием поступательного развития любого государства. Одной из основных проблем является выбор метода прогнозирования.

Методы, применяемые при краткосрочном прогнозировании налоговых поступлений, можно разбить на следующие группы:

- экспертное прогнозирование;

- детерминистическое прогнозирование;

- прогнозирование, основанное на анализе временных рядов (прогнозирование временных рядов);

- прогнозирование с использованием моделей с несколькими переменными.

Сущность экспертного метода прогнозирования заключается в том, что в основе прогноза налоговых поступлений лежит мнение одного или нескольких специалистов, основанное на их личном опыте. Качество прогноза определяется квалификацией экспертов, которые привлекаются к разработке прогноза. Экспертное прогнозирование не требует значительных затрат и может быть достаточно точным, однако носит субъективный характер.

При детерминистическом методе прогнозирование налоговых поступлений осуществляется на основании расчета коэффициента изменения социальной, экономической или иной переменной, от которой зависит величина налоговых доходов. Наиболее часто для прогнозирования применяется заранее разработанная формула. Данный метод позволяет учитывать с помощью коэффициентов влияние разных факторов на налоговые поступления.

Экспертное и детерминистическое прогнозирование широко используются в территориальных налоговых органах при краткосрочном прогнозировании налоговых поступлений.

При применении моделей временных рядов прогноз строится на основе использования только прошлых значений показателя налоговых поступлений. Однако эти модели не способны в полной мере учесть влияние социально-экономических факторов на налоговые поступления.

Модели налоговых поступлений с использованием нескольких переменных позволяют повысить точность прогнозов, но требуют большого объема исходных данных и значительных затрат. Для применения данного метода прогнозирования необходимо наличие статистической информации по налоговым базам или показателям, характеризующим налоговые базы, которые выступают в качестве объясняющих переменных.

Несмотря на недостатки, свойственные прогнозированию временных рядов, данный метод следует применять в практической деятельности налоговых органов при прогнозировании налоговых поступлений наряду с экспертным и детерминистическим прогнозированием, так как в сочетании с последними можно добиться высокой точности прогнозов.

Основными бюджетообразующими налогами в Республике Мордовия являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы (акцизы на пиво, акцизы на алкогольную продукцию), налог на имущество организаций. Прогнозы налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Мордовия получены с использованием авторегресси-оннных моделей скользящего среднего, сочетающих процессы авторегрессии (AR) и скользящего среднего (MA). Расчеты основаны на ежемесячных налоговых поступлениях за период с января 2006 года по июнь 2013 года, а по налогу на имущество организаций также и на ежеквартальных данных за указанный период. При моделировании поступлений налога на прибыль организаций исключены данные по группе налогоплательщиков, поступления по которым носят нестабильный характер. Выбор наилучшей модели осуществлялся на основе информационных критериев Акаике и Шварца, анализа остатков моделей (отсутствие автокорреляции, гетероскедастично-сти, нормальность) и точности прогнозов в расчетном периоде, полученных с помощью этих моделей.

В моделях используются: 1) сезонные фиктивные переменные sdmi (sdj), принимающие значение 1 в i месяце (j квартале) года и 0 во все остальные месяцы (кварталы) года; 2) фиктивные переменные, учитывающие пики поступлений, изменения в налоговом законодательстве и иных факторов, dk , принимающие значение 1 в периоде к и 0 во всех остальных периодах1.

Налог на доходы физических лиц

По данным отчета по форме № 1-НМ2 по итогам 2013 года, поступления налога на доходы физических лиц (NDFL) составили 7,3 млрд руб., или 43,4 % поступлений в консолидированный бюджет Республики Мордовия.

1. Модель поступлений налога на доходы физических лиц (R = 0,94)3 :

d (NDFL) = 5,885 -179,788 • sdm01 + 53,266 • sdm07 + 273,200 • sdm12 +

+ 95,706 • dm07.2008 + 427,320 • dm07.2009 - 0,865 • dm01.2008-m12.2009 'trend -

- 0,737 • d (NDFL (-1)) - 0,495 • d (NDFL (-2)) - 0,296 • d (NDFL(-3)) + + 0,362 • MA(1) + 0,582 • MA(12).

Среднее абсолютное отклонение прогнозных значений от фактических поступлений налога на доходы физических лиц, выраженное в процентах, за июль - декабрь 2013 года составило 3,96 %, однако в июле и декабре 2013 года наблюдалось более низкое качество прогноза по-ступлени й (табл. 1). В основном это обусловлено следующими факторами, которые, несмотря

1 Например, сезонная фиктивная переменная sdm08 равна 1 в августе и 0 во все остальные месяцы года, сезонная фиктивная переменная sdq2 равна 1 во втором квартале и 0 во все остальные кварталы года, фиктивная переменная dm02.2012 равна 1 в феврале 2012 года и 0 во всех остальных периодах, фиктивная переменная dm01.2011-m12.2012 равна 1 с января 2011 года по декабрь 2012 года и 0 во всех остальных периодах.

2 URL: http://www.nalog.ru/rn13/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 18.05.2014).

3 R2 (коэффициент детерминации) - доля дисперсии зависимой переменной, объясняемая рассматриваемой моделью. Если регрессия оценена методом наименьших квадратов, то значение коэффициента детерминации изменяется от 0 до 1. При этом, чем ближе значение коэффициента к 1, тем сильнее зависимость и выше объясняющие свойства модели.

на включение сезонных фиктивных переменных, не удалось в полной мере учесть в модели. В июле уплачивается налог на доходы физических лиц налогоплательщиками, самостоятельно исчисляющими налог [1, ст. 227, 228], в декабре производятся выплаты по итогам работы за год.

Таблица 1

прогноз поступлений налога на доходы физических лиц на июль - декабрь 2013 года

(МЛРЭ = 3,96 %)4

Показатель Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Фактические поступления, млн руб. 679,5 634,0 589,3 602,1 632,4 1 031,4

Прогноз, млн руб. 632,7 625,1 599,9 623,7 648,4 953,2

Абсолютное отклонение, % 6,88 1,39 1,80 3,58 2,54 7,58

Акцизы

Поступления акцизов за 2013 год составили 3,9 млрд руб., или 22,9 % совокупных налоговых поступлений. В связи с банкротством предприятий, занимавшихся производством алкогольной продукции, в расчетном периоде происходили значительные колебания поступлений акцизов на алкогольную продукцию, поэтому была разработана модель поступлений только по акцизам на пиво (ЛР1УО).

2. Модель поступлений акцизов на пиво (К = 0,91):

ЛР1УО = 102,024 -19,681- &&т02 +14,616 • -

18,700 • &

т01.2009- т12.2009

+ 0,899 • ЛК(1) + 0,623 • МЛ(12).

Значительные отклонения прогнозных значений от фактических поступлений акцизов на пиво наблюдались практически во все месяцы (табл. 2), что обусловлено влиянием изменений законодательства и социально-экономических факторов. В частности, рост поступлений акцизов на пиво в ко нсолидированный бюджет Республики Мордовия обеспечивается лишь ежегодным увеличением налоговой ставки, так как налоговая база имеет тенденцию к снижению.

Таблица 2

прогноз поступлений акцизов на пиво на июль - декабрь 2013 года (МЛРЭ = 12,39 %)

Показатель Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Фактические поступления, млн руб. 191,0 228,8 199,6 136,5 130,5 133,7

Прогноз, млн руб. 187,0 190,6 158,3 146,0 143,5 157,7

Абсолютное отклонение, % 2,11 16,68 20,69 6,89 10,01 17,96

Налог на прибыль организаций

По итогам 2013 года поступления налога на прибыль организаций (ЫРЫБ) составили 2,4 млрд руб., или 14,1 % поступлений в консолидированный бюджет Республики Мордовия.

4 МЛРБ (среднее абсолютное отклонение, выраженное в процентах) - среднее абсолютное отклонение прогнозных значений временного ряда от истинных значений временного ряда, выраженное в процентах.

Чем ближе значение коэффициента к 0, тем выше точность прогноза.

2

3. Модель поступлений налога на прибыль организаций (R = 0,81):

d (NPRIB) = -48,219 + 263,265 • sdm03 +182,446 • sdm04 + 85,565 • sdm07 + +107,583 • sdmio +170,901 • dmo12ooi +176,828 • d^coT +

+ 475,113 • ^^07.2008 - 51,358 • dmoX2oo8- „122009 - 0,893 • d (МРЯ1Б(-1)) -- 0,219 • d (ЫРШБ{-2)) + 0,354 • МА(1) - 0,771 • МА(2) + 0,134 • МА(12).

Нев ысокое качество прогноза поступлений налога на прибыль организаций (табл. 3) является следствием влияния нескольких причин. Во-первых, итоги социально-экономического развития Республики Мордовия. Во-вторых, особенность исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, в том числе ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, определяется ими расчетным путем [1, ст. 288] и может не соответствовать фактическим результатам деятельности в регио не.

Таблица 3

Прогноз поступлений налога на прибыль организаций на июль - декабрь 2013 года

(МЛРЭ = 16,97 %)

Показатель Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Фактические поступления, млн руб. 259,1 95,3 192,6 304,4 146,7 159,9

Прогноз, млн руб. 324,1 119,6 211,4 252,0 153,9 190,8

Абсолютное отклонение, % 25,11 25,55 9,75 17,20 4,90 19,33

Налог на имущество организаций

По итогам 2013 года поступления налога на имущество организаций (№МУО) составили 1,1 млрд руб., или 6,6 % поступлений в консолидированный бюджет Республики Мордовия.

Полученная модель поступлений налога на имущество организаций5, несмотря на высокие объясняющие свойства (К- = 0,97), не обеспечивала приемлемую точность прогнозов, что было связано в основном со сроком уплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество ганизаций.

Согласно ст. 4 Закона Республики Мордовия от 27.11.2003 № 54-З «О налоге на имущество организаций», срок уплаты авансовых платежей - 28 апреля, 28 июля, 28 октября, срок уплаты налога - 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом6. В результате платежи по налогу на имущество организаций в месяцы, на которые не приходится срок уплаты налога или а ансовых платежей, поступают в основном от должников и тяжело поддаются прогнозу, так как практически не зависят от динамики поступлений в прошлом. Именно в эти месяцы были аименее точные прогнозы. В связи с этим была построена модель поступлений налога на имущество организаций, основанная на ежеквартальных данных.

5 Модель поступлений налога на имущество, построенная на ежемесячных данных, в тексте не приводится.

6 О налоге на имущество организаций: закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 года № 54-З. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW314;n=59032/.

4. Модель поступлений налога на имущество организаций, основанная на ежеквартальных данных (К2 = 0,93):

&(ЫЫУО) = -8,790 + 87,542• 2 - 21,841-^ю-94.2011 -- 0,366 • & (ЛШУО(-1)) - 0,310 • & (МЫУО(-3)) - 0,871 • МЛ(4).

Среднее аб олютное отклонение прогнозных значений от фактических поступлений налога имущество организаций за 3-й - 4-й кварталы 2013 года составило 8,73 %.

Данные от лонения обусловлены, во-первых, значительной суммой возврата в 4-м квартале 2013 года излишне уплаченного налога на имущество организаций7, во-вторых, изменениями в налоговом законодательстве, в частности, отменой льгот в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи [1, ст. 380, 381].

Таким образом, самое высокое качество прогноза налоговых поступлений достигнуто по налогу на дох ды физических лиц. Это связано с тем, что в рассматриваемом периоде не происходило существенных изменений налогового законодательства, поступления налога на доходы физических лиц характеризуются относительно выраженной динамикой и структурой. Наиболее сложная ситу ция с прогнозированием поступлений налога на прибыль организаций и акцизов. Здесь значительное влияние оказывают изменения налогового законодательства и социально-экономическ факторов поэтому для получения высокой точности прогнозов по указанным налогам необходимы экспертные корректировки. Кроме того, по налогу на прибыль организаций качество прогноза может быть улучшено за счет прогнозирования поступлений по категориям налогоплательщиков (в частности, по крупным налогоплательщикам, осуществляющим деятельность на территории региона через обособленные подразделения).

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ и вторая о т 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (с изм. и доп.).

2. Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп./Под ред. М.Романовского, О.Врублевской. -СПб.: Питер, 2010. 528 с.

7 В предыдущих налоговых периодах, как правило, основные суммы возврата излишне уплаченного налога на имущество организаций приходились на 2-й - 3-й кварталы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.