КРАТКО О ТЕОРИИ ДИРИЖЁРСКОГО СТИЛЯ МУХТАРА АШРАФИ
Азимов К.Х.
Азимов Камолиддин Хайритдинович - самостоятельный соискатель (PhD), старший преподаватель, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена краткой теории дирижерского стиля известного дирижера Мухтара Ашрафи. Использовались историко-теоретические, сравнительно-аналитические методы. Автор изучил и проанализировал музейные, архивные данные, научные статьи и литературу по истории узбекского оперного дирижирования, связанную с творчеством Мухтара Ашрафи. В результате была теоретически изучена дирижёрская манера Мухтара Ашрафи и выражены его мнения. Ключевые слова: дирижирование, опера, театр, композитор, стиль, мануальная техника.
BRIEFLY ABOUT THE THEORY OF CONDUCTOR'S STYLE OF MUHTAR
ASHRAFI Azimov K.Kh.
Azimov Kamoliddin Khairitdinovich - independent applicant (PhD), senior lecturer, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to a brief theory of the conducting style of the famous conductor Mukhtar Ashrafi. Historical-theoretical, comparative-analytical methods were used. The author studied and analyzed museum, archival data, scientific articles and literature on the history of Uzbek opera conducting, related to the work of Mukhtar Ashrafi. As a result, the conducting style of Mukhtar Ashrafi was theoretically studied and his opinions were expressed.
Keywords: conducting, opera, theater, composer, style, manual technique.
Как известно, существует множество источников, освещающих творческий портрет дирижера, композитора Мухтара Ашрафи. В целях изучения и анализа его творческого наследия были проведены различные научно-практические конференции и издан ряд сборников. В изученной литературе1 во многих случаях описывалось композиторское творчество, педагогическая и общественная деятельность, но дирижерская деятельность подробно не затрагивалась. Подчеркивая качества Мухтара Ашрафи как оперного дирижера, его мануальная техника и дирижерский стиль имеют свои особенности. Он в совершенстве владел тем, что дирижеры обычно называют мануальной техникой, движения его рук были выразительны и красивы, а наблюдать за пультом доставляло особое удовольствие. Во-первых, оркестр, хор и певцы под его управлением обеспечили чистоту звучания и цельность исполнения2. Поскольку М. Ашрафи начал свою деятельность в Узбекском музыкальном театре (художественный руководитель и главный дирижер с 1937 г.), дирижируя музыкальными драмами и авторскими произведениями, он играет важную роль в профессиональном развитии отрасли. Именно на его образе было основано искусство узбекского оперного дирижирования. Принимая во внимание тот факт, что он заложил фундамент возникновения Национальной оперы и профессионально им дирижировал, укрепил роль симфонического оркестра в театре, стремился создать вполне сформировавшуюся оперную партитуру, его следует назвать основоположником - дирижёр (К.А.). Кроме того, еще одним важным аспектом его карьеры является то, что он выступал в качестве режиссера-дирижера многих театральных постановок. Обладая глубоким чувством оперной драматургии, он считается обладателем высокого мастерства в выражении характеров на сцене через дирижерские действия. "А также его цель - точно и подробно изучить все тонкости исполнения на многочисленных репетициях с певцами и оркестром. Мухтар Ашрафович не ставил певцам короткие сроки обучения, не гнался за временем в постановочном графике выступлений. Для него решающим фактором является КАЧЕСТВО и надежность выполненной работы, что раскрывает индивидуальность исполнителя3.
'Темина Е.А. Теоретические вопросы взаимодействия музыкальных систем устной и композиторской традиции в регионе Востока (на материале в творчества М. Ашрафи) // кандидатская диссертация 1984 г. Ашрафи М. Музыка в моей жизни. Т., 1975. Ашрафи Ф., Соломонова Т. Мухтар Ашрафи. Т., 2004.
Мухтор Ашрафий ва ХХ1аср // Сборник научных и творческих материалов конференции. Т., 2012. Мухтор Ашрафий ва Узбекистан маданий ^аётидан лав^алар // Сборник статей. Т., 2015.
2Слоним А. Неразрывная нить традиций и творчества // Мухтор Ашрафий ва Узбекистон маданий ^аётидан лав^алар // Сборник статей. Т., 2015. 60-61 с.
3Слоним А. Неразрывная нить традиций и творчества // Мухтор Ашрафий ва Узбекистон маданий ^аётидан лав^алар // Сборник статей. Т., 2015. 61 с.
Рис.1. Мухтар Ашрафи (1912-1975).
Здесь следует упомянуть, что он сотрудничал с драматургом К. Яшиным и режиссерами М. Мухаммедовым, З. Кабуловым в таких сценических произведениях, как «Кимга» (1932), «Ичкарида» (1933). Как указывал Я.Б. Пеккер, в чем отличие пьесы «Внутри» от других произведений этого жанра? Прежде всего, он основан на опыте перехода от оркестра узбекских народных инструментов к симфоническому оркестру, который аккомпанирует певцам в унисон. Хотя принципы прежнего музыкального описания персонажей произведения-участника, основанного на фольклорных темах, сохранились, «Внутри» занимает особое место как образец его оригинального произведения4.
Мухтар Ашрафи был не только композитором, создателем произведений, он был страстным пропагандистом музыкального искусства, дирижером, широко исполнявшим произведения своих коллег, русских композиторов и мировых классиков5. Опера «Кармен», считающаяся одной из классических опер Западной Европы, стала первым опытом, поставленным на сцене узбекского музыкального театра. При этом сценаристы обратились к малоизвестной версии оперы, обнаруженной в 1930 году французским музыковедом Марком Дельма. Эта версия была исполнена на сцене театра впервые в Узбекистане. «Опера «Кармен» была важным произведением дирижерской деятельности М. Ашрафи. Непопулярная редакция первой мировой классической оперной партитуры открыла перед дирижером широкие творческие и исполнительские перспективы. Комментарии на премьере свидетельствуют о большом успехе узбекского дирижера»6. В своей статье В. Музалевский делится своими впечатлениями от премьеры и комментирует особенности дирижирования М. Ашрафи оперы «Кармен»: «Мухтар Ашрафи смог глубоко впитать стиль оперного жанра. Сила музыкального исполнения в опере «Кармен» видилась прежде всего в слаженности ансамблей, в гибком монолитном тоне театрального хора, в хорошем звучании увертюры и интермедий оперы (даже если композиция оркестр был неполным). Ашрафи удалось найти живую, но не вполне фиксированную темповую картину выступления, а сам в процессе достиг пика своего дирижерского мастерства'.
М. Ашрафи, работая над оперой Чайковского «Пиковая дама», исполняет ее на узбекском языке под своим художественным и музыкальным руководством. Позже он работал в Русском театре оперы и балета им. Свердлова и дирижировал рядом спектаклей, таких как «Князь Игорь», «Паяцы», «Аида», «Пиковая дама». «Тот факт, что дирижёр Ашрафи впервые дирижировал шедеврами русской классической оперы, показал, что он был разносторонним дирижером, выросшим в театре», — говорится в описании, данном театром.
Список литературы /References
4 Пеккер Я. Цитир. кандидат. диссертация, С. 138-139.
5 Правда Востока. 1982 г. 20 июнь
6 Ашрафи Ф., Соломонова Т. Мухтар Ашрафи. Т., 2004. 72 с.
7 Музалевскяй В. "Кармен на узбекской сцене". "Правда Востока", 6 август 1944.
1. Темина Е.А. Теоретические вопросы взаимодействия музыкальных систем устной и композиторской традиции в регионе Востока (на материале в творчества М. Ашрафи) // кандидатская диссертация 1984 г.
2. Ашрафи М. Музыка в моей жизни. Т., 1975.
3. Ашрафи Ф., Соломонова Т. Мухтар Ашрафи. Т., 2004.
4. Слоним А. Неразрывная нить традиций и творчества//Мухтор Ашрафий ва Узбекистон маданий ^аётидан лав^алар. Сборник статей. Т., 2015. С. 60-66.
5. Музалевскяй В. "Кармен на узбекской сцене". "Правда Востока", 6 август 1944.