Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 19. С. 82-92. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 19. P. 82-92.
Научная статья УДК 159.923
doi : 10.24412/2712-827Х-2024-19-82-92
КРАТКИЙ ОПРОСНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА: КОНСТРУКТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ
1 2 Бронислав Александрович Вяткин , Алексей Юрьевич Калугин ,
Ольга Юрьевна Каракулова
' ' Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия
Аннотация. В статье приведены психометрические характеристики краткого опросника педагогического познания жизненных проявлений индивидуальности школьника. Опросник измеряет свойства нервной системы (сила процесса возбуждения, сила процесса торможения, подвижность нервных процессов), темперамента (пластичность, активность, темп, эмоциональная возбудимость, экстраверсия-интроверсия, импульсивность), личности (отношение к себе, отношение к учебе, отношение к другим, отношение к вещам, отношение к природе, отношение к жизни), социально-психологические свойства индивидуальности (положительный социометрический статус в группе, отрицательный социометрический статус в группе). Данный опросник входит в психодиагностический комплекс, который позволяет получить интегрированный образ индивидуальности школьника: со стороны самого учащегося, с позиции учителя и с позиции родителя. В исследовании приняли участие 34 педагога, которые совокупно оценили 117 учащихся по различным жизненным проявлениям свойств индивидуальности. Была подтверждена конструктная валидность, одномоментная надежность и дискриминативность. Таким образом, опросник может быть использован для быстрого изучения разноуровневых свойств интегральной индивидуальности школьника.
Ключевые слова: познание, интегральная индивидуальность, жизненные проявления, школьник, учитель, валидность, надежность, опросник.
Для цитирования: Вяткин Б. А., Калугин А. Ю., Каракулова О. Ю. Краткий опросник педагогического познания жизненных проявлений индивидуальности школьника: конструктная валидность и надежность // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 19. С.82-92. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-82-92
Original article
BRIEF QUESTIONNAIRE ON PEDAGOGICAL KNOWLEDGE OF THE LIFE MANIFESTATIONS OF A STUDENT'S INDIVIDUALITY: CONSTRUCT VALIDITY AND RELIABILITY
12 3
Bronislav A. Vyatkin , Alexey Yu. Kalugin , Olga Yu. Karakulova
1'2'ъ Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia
Abstract. The article presents psychometric characteristics of a brief questionnaire on pedagogical knowledge of the life manifestations of a student's individuality. The questionnaire measures the properties of the nervous system (strength of the excitation process, strength of the inhibition process, mobility of nervous processes), temperament (plasticity, activity, tempo, emotional excitability, extroversion-introversion, impulsivity), personality (attitude to oneself, attitude to study, attitude to others, attitude to things, attitude to nature, attitude to life), and socio-psychological properties of individuality (positive sociometric status in a group, negative sociometric status in a group). This questionnaire is part of a psychodiagnostic complex that allows for an integrated picture of a student's individuality to be obtained:
© Вяткин Б. А., Калугин А. Ю., Каракулова О. Ю., 2024
from the student's point of view, from the teacher's point of view and from the parents' point of view. The study involved 34 teachers who collectively assessed 117 students on various life manifestations of individuality properties. Construct validity, concurrent reliability, and discriminativeness were confirmed. Thus, the questionnaire can be used for a quick assessment of the multi-level properties of a student's integral individuality.
Keywords: knowledge, integral individuality, life manifestations, student, teacher, validity, reliability, questionnaire.
For citation: Vyatkin B. A., Kalugin A. Yu., Karakulova O. Yu. Brief questionnaire on pedagogical knowledge of the life manifestations of a student's individuality: construct validity and reliability. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;19:82-92. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2024-19-82-92
Введение
В последние годы в Пермской научной психологической школе разрабатывается системно-интегративный подход [Вяткин, Дорфман 2018] применительно к целостной характеристике индивидуальных свойств школьника - его интегральной индивидуальности, в основе которого соединяются три взаимосвязанные психологические теории: субъекта, интегральной индивидуальности, педагогического познания учителем учащихся [Вяткин, Щукин 2016]. Целостное представление об индивидуальности субъекта среднего общего образования возможно только тогда, когда его интегральная индивидуальность становится объектом разностороннего познания: во-первых, со стороны учителя (с позиции классного руководителя и/или преподавателя учебного предмета), во-вторых, со стороны родителя (отца или матери, бабушки или дедушки), в-третьих, со стороны самого ученика (субъекта познания). Такой подход к познанию индивидуальности школьника развивает как саму теорию интегральной индивидуальности, так и системный подход к практике психолого-педагогических исследований в системе современного образования. В качестве инструмента целостного познания индивидуальности в Пермской научной психологической школе разработан диагностический комплекс интегрального познания индивидуальности школьника, включающий опросники для школьника, педагога и родителя. Краткий опросник познания жизненных проявлений индивидуальности школьника для педагогов представлен в данной статье.
Актуальность и теоретическая значимость данной работы определяется тем, что ее тема включается в востребованное направление психологических исследований в педагогической практике - психодиагностику. Практическое значение заключается в том, что она расширяет диапазон инструментария и технологий исследования человеческой индивидуальности в образовательной среде. В основе понимания индивидуальности человека в Пермской научной психологической школе лежит теория интегрального исследования индивидуальности В. С. Мерлина [1986]. Свойства интегральной индивидуальности организованы в подсистемы индивидуальных свойств и структурированы по иерархическому принципу: нейродинамический уровень (свойства нервной системы), психодинамический уровень (свойства темперамента), психический уровень (внимание, память, мышление), личностный уровень (отношения личности), социально-психологический уровень (социальные статусы в группе и коллективе). В свете этой теории индивидуальность школьника рассматривается как живая саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система, состоящая из относительно автономных подсистем или уровней индивидуальных свойств, начиная от биохимических особенностей и кончая социальным статусом личности в обществе. Жизненные проявления их внешне очевидны и, следовательно, доступны для наблюдения другими людьми (учителями, родителями, практическими психологами образования и т. д.).
Педагогическое познание этой самоорганизующейся и саморазвивающейся системы происходит также в живой системе взаимоотношений диады «учитель-ученик». Учитель наблюдает и интерпретирует индивидуальные проявления психологических свойств ученика и одновременно сам включается во взаимодействие с его индивидуальностью, преломляя ее через призму собственного опыта и индивидуальных свойств. Стремление к целостности в познании способствует интеграции научного объективного психологического знания педагога о свойствах индивидуальности школьника и одновременно интерсубъектного педагогического участия в образовательно-воспитательной деятельности. Задачей познания индивидуальности как объекта является установление объективных закономерностей, объясняющих субъективную природу познаваемого, в результате которого приобретается новое научное знание учителя об ученике. В этом случае педагог находится в позиции исследователя, а процесс познания задан научно-обоснованной структурой и предметом
исследовательской программы. Познание индивидуальности как субъекта деятельности включает выявление педагогом индивидуальной системы внешних проявлений свойств в действиях, поступках, речевых актах, эмоциональных реакциях ученика (жизненных проявлений свойств индивидуальности), которое происходит в непосредственном субъект-субъектном контакте. В таком подходе интегративная модель познания педагогом индивидуальности школьника представляет собой научно-практическое исследование индивидуальности ученика как объекта познания и как субъекта деятельности, основанное на научно-теоретических психологических знаниях о свойствах интегральной индивидуальности ученика в единстве с практическими педагогическими знаниями о проявлении этих свойств в его жизни [Каракулова 2022]. На такое исследование влияют структуры индивидуальности самого педагога, рефлексия педагога о своем и родительском взаимодействии с учеником в триаде «учитель - ученик - родитель». В результате во внутреннем мире учителя интегрируются части в единый непротиворечивый комплекс и создается многоаспектное знание о своем ученике.
Краткий опросник педагогического познания жизненных проявлений индивидуальности школьника разработан в рамках предлагаемой интегративной модели педагогического познания [Вяткин, Калугин, Каракулова 20236]. Он обеспечивает специально организованное исследование такого многоаспектного педагогического знания о жизненных проявлениях свойств интегральной индивидуальности школьника. Непосредственное и включенное наблюдение за жизненными проявлениями свойств интегральной индивидуальности школьника позволяет педагогу обнаружить различные факты вербального и невербального поведения ученика, а последующий рефлексивный анализ - выявить индивидуальное своеобразие его стиля деятельности. Опросник предполагается универсальным: его могут использовать учителя начальных классов, классные руководители, учителя по предмету для разных возрастных групп школьников, что позволяет увидеть динамику развития индивидуальных свойств ученика от начальной школы до старших классов.
Структура опросника. Опросник позволяет выявить следующие разноуровневые свойства интегральной индивидуальности, как они видятся с позиции учителя: свойства нервной системы (сила процесса возбуждения, сила процесса торможения, подвижность нервных процессов); свойства темперамента (пластичность, активность, темп, эмоциональная возбудимость, экстраверсия-интроверсия, импульсивность); свойства личности (отношение к себе, отношение к учебе, отношение к другим, отношение к вещам, отношение к природе, отношение к жизни); социально-психологические свойства (положительный социометрический статус в группе, отрицательный социометрический статус в группе).
Краткое описание шкал:
Сила процесса возбуждения (СПВ) - свойство нервной системы, проявляющееся в функциональной выносливости и связанное со способностью школьника выдерживать длительные нагрузки, сохранять высокую работоспособность в течение учебного процесса.
Сила процесса торможения (СПТ) - свойство нервной системы, проявляющаяся в функциональной работоспособности к тормозным условным реакциям и связанное со способностью школьника при необходимости воздержаться от определенных действий и отсрочить реакцию, выдерживать нормы и правила в ходе учебного процесса.
Подвижность нервных процессов (ПНП) - свойство нервной системы, проявляющееся в скорости переключения между процессами возбуждения и торможения, на поведенческом уровне проявляющееся в быстроте изменения поведения в соответствии с условиями и требованиями жизни и связанное со способностью школьника включаться в учебную деятельность и, приспосабливаясь к изменениям, не снижать темпа работы.
Пластичность (П) - свойство темперамента, характеризующее способность к адаптации к внешним воздействиям и связанное со способностью школьника легко и гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности, устанавливать контакты с новыми людьми.
Активность (А) - свойство темперамента, характеризующее силу энергии, с которой человек воздействует на внешний мир, и связанное со способностью школьника преодолевать препятствия при достижении целей.
Темп (Т) - свойство темперамента, характеризующее скорость протекания различных психических реакций и процессов, проявляющееся в движениях, темпе речи, подвижности школьника.
Эмоциональность (ЭМ) - свойство темперамента, характеризующее силу и скорость возникновения эмоциональной реакции на стимул, и связанное с уровнем эмоциональных переживаний школьника на замечания, критику, оскорбления.
Экстраверсия/интроверсия (ЭИ) - свойство темперамента, которое характеризует зависимость реакции и деятельности человека от внешней (окружающий мир) и внутренней (субъективный мир собственных представлений) ориентированности. При высоких значениях, выраженной экстраверсии, школьник проявляет высокую общительность с окружающими людьми, имеет широкий круг социальных контактов, при низких, выраженной интроверсии, наоборот.
Импульсивность (И) - свойство темперамента, которое характеризуется силой непроизвольной реакции на внешние или внутренние воздействия и низкой способностью школьника удерживать эмоциональные реакции, соблюдать нормы и правила учебного процесса.
Отношение к себе (ОС) - свойство личности, характеризующее уровень самоуважения и отношения к себе, и связанное с высоким уровнем притязаний у школьника, чувством уверенности в различных ситуациях.
Отношение к учебе (ОУ) - свойство личности, характеризующее отношение к учебе, высокий уровень ответственности школьника, готовности проявлять усердие, трудолюбие и старание в учебной деятельности.
Отношение к другим людям (ОД) - свойство личности, характеризующее отношение к другим людям, способность школьника прийти на помощь, проявить заботу и внимание к нуждам другим людей.
Отношение к вещам (ОВ) - свойство личности, характеризующее отношение школьника к вещам, степень бережливости и аккуратности по отношению к материальным ценностям.
Отношение к природе (ОП) - свойство личности, характеризующее отношение школьника к природе, бережливость к окружающим объектам природы, заинтересованность и готовность к активным действиям для сохранения естественной природной среды.
Отношение к жизни (ОЖ) - свойство личности, характеризующее отношение школьника к жизни и готовность к наполнению ее интересными событиями и оптимистичным настроем.
Положительный статус в группе (ПСТ) - социально-психологическое свойство, характеризующее благоприятное социальное положение школьника в контактной социальной группе (классе), когда он ощущает свою принадлежность к группе, чувствует, что находится в социальной сети дружеских поддерживающих взаимоотношений со сверстниками.
Отрицательный статус в группе (ОСТ) - социально-психологическое свойство, характеризующее неблагоприятное положение школьника в контактной социальной группе (классе), когда он ощущает свою изолированность и отверженность со стороны сверстников.
Метод
Участники исследования
Выборку исследования составили 34 педагога (15 учителей начальных классов, 9 классных руководителей, 10 учителей по предмету) МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» города Перми, которые совокупно оценили 117 учащихся данной школы (62 девочки, 55 мальчиков). По полу педагоги распределились следующим образом: 33 педагога были женского пола, 1 - мужского. Возраст учителей варьировал от 22 до 60 лет (М = 42.79, SD = 12.83). Наличие категории: без категории - 13 человек, первая категория - 9 человек, высшая категория - 12 человек. Педагогический стаж варьировал от 1 до 41 года (М = 18.06, SD = 13.93).
Процедура исследования
Учителям была предложена анкета «Жизненные проявления свойств интегральной индивидуальности у школьников», разработанная Б. А. Вяткин ым, А. Ю. Калугиным и О. Ю. Каракуловой [2023а]. При заполнении анкеты учителя отвечали на вопросы, касающиеся свойств общего типа нервной системы, темперамента, психических процессов, личности и социально-психологических свойств индивидуальности школьника.
На основе данной анкеты был разработан настоящий краткий опросник жизненных проявлений индивидуальности школьника. Было принято решение отказаться от уровня психических свойств, чтобы иметь возможность сопоставить в дальнейшем результаты опросника для учителей с результатами опросника для учащихся.
Анализ данных
Проблема пропущенных значений решалась путем удаления наблюдений. Нормальность распределения шкал определялась на основе критерия Шапиро-Уилка, а также путем оценки асимметрии и эксцесса. Многомерная нормальность изучалась с помощью теста Мардиа (Mardia's test). Конструктная валидность изучалась с помощью конфирматорного факторного анализа. Для оценки соответствия теоретической модели эмпирическим данным использовались следующие индексы пригодности: статистика х , сравнительный индекс соответствия (CFI), корень среднеквадратичной ошибки аппроксимации (RMSEA), стандартизованный корень среднеквадратического остатка (SRMR). Были приняты следующие пороговые значения индексов: CFI > 0.90 - приемлемое соответствие, CFI > 0.95 - хорошее соответствие [Awang 2012]; RMSEA < 0.08 - приемлемое соответствие, RMSEA < 0.05 - хорошее соответствие [Brown 2015]; SRMR < 0.08 - хорошее соответствие [Hu, Bentler 1999]. Согласно К. Форнелл и Д. Ф. Ларкер [Fornell, Larcker 1981] была рассчитана усредненная извлеченная дисперсия (average variance extracted, AVE). Если значения AVE > 0.5 [Hair et al. 2019], то переменные фактора достаточно однородны и внутренняя конвергентная валидность подтверждается. Внутренняя дискриминантная валидность определялась на основе корня квадратного из AVE (square root of AVE, srAVE), который сравнивался с корреляцией целевой переменной с другими переменными методики. Данный критерий должен быть выше коэффициентов корреляции [Ibid.]. Надежность по внутренней согласованности опросника проверялась с помощью Альфы Кронбаха и Омеги МакДональда. Значения выше 0.7 говорят об удовлетворительной надежности, выше 0.8 -хорошей, выше 0.9 - отличной. Дискриминативность шкал, то есть их способность различать респондентов по выраженности рассматриваемого признака, изучалась с помощью коэффициента А Фергюсона, модифицированного для политомических шкал [Hankins 2007]. Значения дельты Фергюсона варьируют от 0 до 1, показатель выше 0,9 свидетельствует о хорошей дискриминативности шкалы [Kline 2015], чем ближе значение к нулю, тем хуже дискриминация. Анализ данных проводился в среде языка программирования R.
Результаты
Описательные статистики
В табл. 1 приведены описательные статистики для каждого пункта разработанной методики.
Таблица 1. Описательные статистики
Пункты Среднее Ст.откл. Минимум Максимум Асимметрия (ст. ош.) Эксцесс Критерий Шапиро-Уилка
СПВ 1 3.42 1.18 1 5 -0.32(0.22) -0.69(0.44) 0 90***
СПВ 2 2.91 0.95 1 5 0.05(0.22) -0.35(0.44) 0 90***
СПТ 1 3.62 1.27 1 5 -0.46(0.22) -0.85(0.44) 0 g7***
СПТ 2 3.61 1.18 1 5 -0.47(0.22) -0.69(0.44) 0.88***
ПНП 1 3.15 1.16 1 5 -0.27(0.22) -0.72(0.44) 0 91***
ПНП 2 3.26 1.09 1 5 -0.20(0.22) -0.61(0.44) 0 91***
П 1 3.11 0.88 1 5 -0.69(0.22) 0.03(0.44) 0 84***
П 2 3.18 0.95 1 5 -0.06(0.22) -0.07(0.44) 0 90***
А 1 2.98 0.95 1 5 -0.15(0.22) -0.15(0.44) 0 90***
А 2 3 1.07 1 5 -0.26(0.22) -0.64(0.44) 0 90***
Т 1 2.81 0.95 1 5 -0.11(0.22) -0.02(0.44) 0 89***
Т 2 3.05 0.96 1 5 0.07(0.22) -0.08(0.44) 0 90***
ЭМ 1 2.99 1.05 1 5 -0.21(0.22) -0.47(0.44) 0 91***
ЭМ 2 2.74 1.04 1 5 0.06(0.22) -0.28(0.44) 0 90***
ЭИ 1 3.6 1.09 1 5 -0.52(0.22) -0.21(0.44) 0 89***
ЭИ 2 3.22 1.18 1 5 -0.09(0.22) -0.73(0.44) 0 91***
И 1 2.69 1.07 1 5 0.34(0.22) -0.30(0.44) 0 90***
И 2 2.74 0.9 1 5 0.69(0.22) 0.57(0.44) 0.85***
ОС 1 3.32 0.95 1 5 -0.25(0.22) -0.17(0.44) 0 90***
ОС 2 3.15 1.03 1 5 -0.05(0.22) -0.30(0.44) 0 91***
ОУ 1 3.28 1.13 1 5 -0.32(0.22) -0.45(0.44) 0 91***
ОУ 2 3.23 1.08 1 5 -0.47(0.22) -0.39(0.44) 0 89***
ОД 1 3.37 0.92 1 5 -0.47(0.22) 0.33(0.44) 0.88***
ОД 2 3.81 1.01 1 5 -0.64(0.22) 0.02(0.44) 0 87***
Пункты Среднее Ст.откл. Минимум Максимум Асимметрия (ст. ош.) Эксцесс Критерий Шапиро-Уилка
ОВ 1 3.55 1.06 1 5 -0.45(0.22) -0.29(0.44) 0 90***
ОВ 2 3.32 0.98 1 5 -0.42(0.22) < 0.001(0.44) 0 89***
ОП 1 3.26 1.04 1 5 -0.13(0.22) -0.34(0.44) 0 91***
ОП 2 3.11 1.02 1 5 -0.28(0.22) -0.13(0.44) 0 90***
ОЖ 1 3.37 0.91 1 5 -0.66(0.22) 0.72(0.44) 0.86***
ОЖ 2 3.52 0.82 1 5 -0.17(0.22) 0.04(0.44) 0 87***
ПСТ 1 3.18 0.95 1 5 -0.13(0.22) -0.15(0.44) 0 90***
ПСТ 2 3.18 1.06 1 5 -0.05(0.22) -0.58(0.44) 0 91***
ОСТ 1 2.05 1.14 1 5 0.85(0.22) -0.09(0.44) 0.82***
ОСТ 2 1.98 1.12 1 5 0.82(0.22) -0.33(0.44) 0.80***
Примечание'. СПВ - Сила процесса возбуждения, СПТ - Сила процесса торможения, ПНП - Подвижность нервных процессов, П - Пластичность, А - Активность, Т - Темп, ЭМ -Эмоциональность, ЭИ - Экстраверсия-интроверсия, И - Импульсивность, ОС - Отношение к себе, ОУ - Отношение к учебе, ОД - Отношение к другим, ОВ - Отношение к вещам, ОП -Отношение к природе, ОЖ - Отношение к жизни, ПСТ - Положительный статус в группе, ОСТ - Отрицательный статус в группе
*** - р < 0,001.
Согласно критерию Шапиро-Уилка одномерная нормальность нарушалась (р < 0,001). Критерий многомерной нормальности Мардиа также указывал на нарушение нормальности (асимметрия Мардиа = 6742.5, р < 0,001; эксцесс Мардиа = 12.1, р < 0,001).
Конструктная валидность
Была построена модель КФА, включающая 17 коррелирующих латентных факторов, отражающих шкалы методики, по две манифестные переменные в каждом. Формулировки пунктов и их факторные нагрузки приведены в табл. 2.
Таблица 2. Формулировки пунктов и факторные нагрузки
Индекс Формулировка пункта Факторная нагрузка
СПВ 1 До конца урока и учебного дня сохраняет высокую работоспособность. 0.982
СПВ 2 Не испытывает потребности в отдыхе при длительной работе. 0.676
СПТ 1 Не допускает нарушения дисциплины во время урока. 0.907
СПТ 2 Терпеливо слушает объяснения учителя и ответы одноклассников. 0.931
ПНП 1 На уроке работает в высоком темпе. 0.925
ПНП 2 Легко и быстро втягивается в работу. 0.917
П_1 Способен легко и быстро перестроиться, если это необходимо (например, к новым условиям жизни, условиям учебной деятельности). 0.628
П 2 Легко и быстро сходится с новыми или малознакомыми людьми. 0.848
А 1 Легко преодолевает трудности на пути к достижению цели. 0.784
А 2 В учении рвется вперед. 0.816
Т_1 Быстрота походки, речи, мышления, реакции на раздражители. 0.714
Т_2 Склонен к быстрым и ловким действиям и движениям. 0.849
ЭМ 1 Болезненно реагирует на критические замечания, ругань, оскорбление. 0.963
ЭМ_2 Долго помнит и переживает обиду, несправедливость, унижения. 0.720
ЭИ_1 Проявляет общительность с одноклассниками, взрослыми, учителями. 0.837
ЭИ_2 Имеет широкий круг друзей, приятелей, знакомых. 0.817
И_1 Не способен сдерживать излишние эмоции, недисциплинирован. 0.849
И_2 Несклонен обдумывать предварительно свои высказывания и действия. 0.803
ОС_1 Высоко оценивает свои возможности, достижения, результаты деятельности (уровень притязаний). 0.927
ОС 2 Уверен в себе в различных обстоятельствах. 0.803
ОУ 1 Проявляет ответственность и добросовестность к учебе в школе. 0.908
ОУ 2 Системен и аккуратен в выполнении домашних заданий. 0.877
ОД 1 Стремится к оказанию помощи слабым, младшим, старым, больным. 0.846
ОД_2 Проявляет уважительное отношение к старшим, учителям, обслуживающему персоналу, родителям. 0.853
ОВ_1 Бережлив и аккуратен по отношению к собственным вещам, одежде, учебникам, записям. 0.849
ОВ 2 Осуждает поступки, ведущие к порче вещей, мебели, интерьера и т. д. 0.752
Индекс Формулировка пункта Факторная нагрузка
ОП_1 Заботится о сохранении природы, участвует в мероприятиях по ее сохранению. 0.956
ОП 2 Проявляет активную заботу о природе. 0.837
ОЖ 1 Стремится наполнить жизнь интересными и увлекательными делами. 0.813
ОЖ 2 Воспринимает события своей жизни как приятные и интересные. 0.812
ПСТ 1 Одноклассники его приглашают на свой день рождения. 0.898
ПСТ 2 Одноклассники его приглашают на все групповые игры и мероприятия. 0.957
ОСТ_1 Одноклассники не приглашают его к участию в личных мероприятиях (например, день рождения), но и не демонстрируют явного отвержения. 0.836
ОСТ 2 Одноклассники могут его игнорировать и/или критиковать. 0.885
Примечание', см. к табл. 1.
2
Модель имела приемлемые индексы пригодности. х (391) = 666.4, p < 0.001; CFI = 0.913; RMSEA[CI 90 %] = 0.078[0.068, 0.088]; SRMR = 0.071.
Внутренние дискриминантная и конвергентная валидности
Для проверки внутренней конвергентной валидности использовался критерий AVE. Все значения критерия были выше 0.5 (см. табл. 3), что говорит о хорошей согласованности шкал методики. Для проверки внутренней дискриминантной валидности корень квадратный из AVE соотносился с максимальной корреляцией шкалы с другими шкалами. Все шкалы опросника, кроме Активности, имели более высокие значения srAVE в сравнении с корреляциями (см. табл. 3).
Надежность и дискриминативность шкал
Оценка надежности осуществлялась с использованием двух критериев. Альфы Кронбаха и Омеги Макдональда. Все шкалы превышали рекомендуемый порог равный 0.7, имели удовлетворительную (Активность, Темп, Отношение к вещам), хорошую (Сила процесса возбуждения, Пластичность, Эмоциональность, Экстраверсия, Импульсивность, Отношение к себе, Отношение к учебе, Отношение к другим, Отношение к природе, Отношение к Жизни) и отличную (Сила процесса торможения, Подвижность нервных процессов) надежность. Подробнее см. табл. 3. Дискриминативность шкал изучалась с помощью критерия Дельта Фергюсона, модифицированного для шкал Ликерта. Дискриминативность по всем шкалам была хорошей (А > 0.9) кроме шкал Пластичность, Отношение к жизни и Отрицательный статус в группе, которые приближались к хорошей дискриминативности (А = 0.88, А = 0.87 и А = 0.85 соответственно). Результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3. Характеристики валидности, надежности и дискриминативности шкал методики
Шкалы AVE Square root of AVE Максимальная абсолютная корреляция Альфа Омега А Фергюсона [CI 95]
Сила процесса возбуждения (СПВ) 0.76 0.87 0.78 0.79 0.86 0.95 [0.92; 0.97]
Сила процесса торможения (СПТ) 0.84 0.92 0.72 0.91 0.91 0.94 [0.90; 0.97]
Подвижность нервных процессов (ПНП) 0.85 0.92 0.88 0.92 0.92 0.96 [0.92; 0.98]
Пластичность (П) 0.57 0.75 0.77 0.69 0.72 0.88 [0.83; 0.92]
Активность (А) 0.64 0.80 0.88 0.78 0.78 0.93 [0.90; 0.96]
Темп (Т) 0.62 0.79 0.49 0.75 0.76 0.90 [0.84; 0.94]
Эмоциональность (ЭМ) 0.73 0.85 0.25 0.82 0.84 0.94 [0.90; 0.96]
Экстраверсия (ЭИ) 0.68 0.83 0.77 0.81 0.81 0.96 [0.94; 0.98]
Импульсивность (И) 0.69 0.83 0.72 0.80 0.81 0.93 [0.90; 0.96]
Отношение к себе (ОС) 0.74 0.86 0.58 0.85 0.85 0.92 [0.88; 0.96]
Отношение к учебе (ОУ) 0.80 0.89 0.71 0.89 0.89 0.94 [0.91; 0.97]
Отношение к другим (ОД) 0.72 0.85 0.68 0.84 0.84 0.91
Шкалы AVE Square root of AVE Максимальная абсолютная корреляция Альфа Омега Д Фергюсона [CI 95]
[0.86; 0.94]
Отношение к вещам (ОВ) 0.65 0.81 0.73 0.78 0.79 0.92 [0.88; 0.95]
Отношение к природе (ОП) 0.81 0.90 0.73 0.89 0.89 0.90 [0.85; 0.94]
Отношение к жизни (ОЖ) 0.66 0.81 0.59 0.79 0.79 0.87 [0.81; 0.91]
Положительный статус в группе (ПСТ) 0.87 0.93 0.59 0.92 0.93 0.91 [0.86; 0.95]
Отрицательный статус в группе (ОСТ) 0.74 0.86 0.52 0.85 0.85 0.85 [0.79; 0.91]
Обсуждение
Проверка многомерной и одномерной нормальности показала, что пункты методики распределены ненормально, поэтому в дальнейшем были использованы робастные методы статистики: в КФА использовался метод оценки MLR, коэффициенты корреляции вычислялась на основе критерия Спирмена. Конструктная валидность изучалась с помощью конфирматорного факторного анализа, было выявлено приемлемое соответствие теоретической модели эмпирическим данным. Все факторные нагрузки были выше 0.5, что говорит о хорошей манифестации пунктами латентных факторов. Согласно теоретической модели, 17 латентных факторов отражают 17 разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, при этом факторы-свойства коррелируют между собой.
Разработанный опросник имеет внутреннюю конвергентную валидность (AVE > 0.5), а также характеризуется дискриминантной валидностью: каждый латентный фактор объясняет собственную часть дисперсии переменных, не объясняемую другими факторами (srAVE больше максимальной абсолютной корреляции). Из этого ряда выбивается Активность, имеющая более высокую корреляцию с Подвижностью нервных процессов (r = 0.88, p < 0.001). Вероятно, это связано с особенностями структуры интегральной индивидуальности, где нижележащие уровни имплицитно входят в вышележащие: психодинамическая характеристика Активность может опираться на нейродинамическую характеристику Подвижность нервных процессов. Альтернативной интерпретацией может быть следующая: учителя, которые оценивали школьников, наблюдают проявления Активности и Подвижности нервных процессов в комплексе и им трудно развести эти феномены при ответах на вопросы. Надежность по внутренней согласованности (Альфа Кронбаха и Омега Макдональда) для разных шкал была удовлетворительной, хорошей и отличной. Дискриминативная способность шкал разделять респондентов по выраженности измеряемого признака была хорошей. Таким образом, разработанный краткий опросник жизненных проявлений интегральной индивидуальности школьника обладает конструктной валидностью и надежностью по внутренней согласованности и может быть использован при проведении скрининговых замеров разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.
Заключение
70-летняя история разработки проблем психологии индивидуальности, начатая основателем Пермской научной психологической школы В. С. Мерлиным и его учениками, позволяет сегодня реально осуществить комплексное исследование целостной индивидуальности современного школьника. Знания об индивидуальности каждого ученика, полученные в результате использования системно-интегративного подхода к познанию учащихся, позволяют обеспечить оптимальный выбор средств и технологий, направленных на повышение эффективности педагогических воздействий в учебно-воспитательном пространстве семьи и школы.
В соответствии с теорией интегральной индивидуальности [Мерлин 1986] был разработан опросник для школьников и комплементарный ему краткий опросник жизненных проявлений интегральной индивидуальности школьника, предназначенный для опроса учителей. Вместе они позволяют получить более интегрированное понимание индивидуальности школьника: со стороны самого учащегося и со стороны учителя. Третьей составляющей интегрированного познания индивидуальности школьника является взгляд на нее со стороны родителя. Это перспективы ближайших исследований.
Проверка психометрических качеств методики подтвердила ее конструктную валидность, одномоментную надежность и дискриминативность. Таким образом, опросник может быть использован в научных исследованиях для изучения свойств интегральной индивидуальности школьника. Представленное исследование имеет некоторые ограничения и связанные с этим перспективы. Выборка состояла преимущественно из учителей женского пола (97 %), что не позволяет в полной мере экстраполировать полученные результаты на учителей-мужчин. В дальнейшем следует увеличить объем выборки и включить в нее представителей мужского пола. Необходимо проверить связь шкал методики с близкими феноменами (конвергентная валидность), а также проверить надежность по устойчивости во времени (ретестовая надежность).
Приложение
Краткий опросник педагогического познания жизненных проявлений индивидуальности школьника
Инструкция
Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале, в какой степени обычно выражены у каждого конкретного Вашего ученика показатели отдельных свойств, особенностей поведения и деятельности.
Каждое из проявлений какого-либо свойства оценивается следующим образом:
«5» - свойство сильно выражено;
«4» - значительно выражено;
«3» - выражено в средней степени;
«2» - незначительно выражено;
«1» - слабо выражено.
Степень выраженности каждого свойства интегральной индивидуальности у данного
ученика оценивается суммой баллов по всем показателям его проявления.
№ п/п Формулировка пункта Оценка свойства
1 До конца урока и учебного дня сохраняет высокую работоспособность.
2 Не испытывает потребности в отдыхе при длительной работе.
3 Не допускает нарушения дисциплины во время урока.
4 Терпеливо слушает объяснения учителя и ответы одноклассников.
5 На уроке работает в высоком темпе.
6 Легко и быстро втягивается в работу.
7 Способен легко и быстро перестроиться, если это необходимо (например, к новым условиям жизни, условиям учебной деятельности).
8 Легко и быстро сходится с новыми или малознакомыми людьми.
9 Легко преодолевает трудности на пути к достижению цели.
10 В учении рвется вперед.
11 Быстрота походки, речи, мышления, реакции на раздражители.
12 Склонен к быстрым и ловким действиям и движениям.
13 Болезненно реагирует на критические замечания, ругань, оскорбление.
14 Долго помнит и переживает обиду, несправедливость, унижения.
15 Проявляет общительность с одноклассниками, взрослыми, учителями.
16 Имеет широкий круг друзей, приятелей, знакомых.
17 Не способен сдерживать излишние эмоции, недисциплинирован.
18 Несклонен обдумывать предварительно свои высказывания и действия.
19 Высоко оценивает свои возможности, достижения, результаты деятельности (уровень притязаний).
20 Уверен в себе в различных обстоятельствах.
21 Проявляет ответственность и добросовестность к учебе в школе.
22 Системен и аккуратен в выполнении домашних заданий.
23 Стремится к оказанию помощи слабым, младшим, старым, больным.
24 Проявляет уважительное отношение к старшим, учителям, обслуживающему персоналу, родителям.
25 Бережлив и аккуратен по отношению к собственным вещам, одежде, учебникам, записям.
26 Осуждает поступки, ведущие к порче вещей, мебели, интерьера и т. д.
27 Заботится о сохранении природы, участвует в мероприятиях по ее сохранению.
28 Проявляет активную заботу о природе.
29 Стремится наполнить жизнь интересными и увлекательными делами.
30 Воспринимает события своей жизни как приятные и интересные.
31 Одноклассники его приглашают на свой день рождения.
№ п/п Формулировка пункта Оценка свойства
32 Одноклассники его приглашают на все групповые игры и мероприятия.
33 Одноклассники не приглашают его к участию в личных мероприятиях (например, день рождения), но и не демонстрируют явного отвержения.
34 Одноклассники могут его игнорировать и/или критиковать.
Ключ
Свойства Пункты Среднее Стандартное отклонение
Нейродинамический уровень интегральной индивидуальности
Сила процесса возбуждения (СПВ) 1, 2 6,33 1,94
Сила процесса торможения (СПТ) 3, 4 7,22 2,35
Подвижность нервных процессов (ПНП) 5, 6 6,41 2,16
Психодинамический уровень интегральной индивидуальности
Пластичность (П) 7, 8 6,29 1,6
Активность (А) 9, 10 5,98 1,82
Темп (Т) 11, 12 5,86 1,71
Эмоциональность (ЭМ) 13, 14 5,74 1,92
Экстраверсия-интроверсия (ЭИ) 15, 16 6,82 2,09
Импульсивность (И) 17, 18 5,43 1,81
Личностный уровень интегральной индивидуальности
Отношение к себе (ОС) 19, 20 6,46 1,85
Отношение к учебе (ОУ) 21, 22 6,51 2,09
Отношение к другим (ОД) 23, 24 7,18 1,79
Отношение к вещам (ОВ) 25, 26 6,87 1,85
Отношение к природе (ОП) 27, 28 6,38 1,96
Отношение к жизни (ОЖ) 29, 30 6,89 1,57
Социально-психологический уровень интегральной индивидуальности
Положительный статус в группе (ПСТ) 31, 32 6,36 1,94
Отрицательный статус в группе (ОСТ) 33, 34 4,03 2,11
Список литературы
1. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Системная интеграция индивидуальности человека. М. : Институт психологии РАН, 2018. 176 с.
2. Вяткин Б. А., Калугин А. Ю., Каракулова О.Ю. Жизненные проявления свойств интегральной индивидуальности у школьников : методическое пособие. Пермь : Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2023а. 38 с.
3. Вяткин Б. А., Калугин А. Ю., Каракулова О. Ю. Системно-интегративный подход к целостному познанию индивидуальности растущего человека как субъекта образования // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023б. № 2. С. 219-228.
4. Вяткин Б. А., Щукин М. Р. Об интеграции теорий и подходов целостного познания человека // Вестник Удмуртского Университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26. № 2. С. 4757.
5. Каракулова О. Ю. Интегративная модель целостного познания индивидуальности школьника учителем. Сообщение 1. Теоретическое обоснование и задачи исследования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32. № 4. С. 405-412.
6. Awang Z. Structural equation modeling using Amos Graphic. Malaysia : University Technology MARA Press, 2012. 167 p.
7. Brown T. Confirmatory factor analysis for applied research. New York, London : The Guilford Press, 2015.462 p.
8. Fornell C., Larcker D. F. Evaluating Structural Equation Models with Unobservable Variables and Measurement Error // Journal of Marketing Research. 1981. V. 18(1). P. 39-50. DOI: 10.2307/3151312
9. Hair J. F., Black W. C., Babin B. J., Anderson R. E. Multivariate data analysis (8th ed.). England : Pearson Prentice, 2019. 834 p.
10. Hankins M. Questionnaire discrimination:(re)-introducing coefficient 5 // BMC Medical Research Methodology. 2007. V. 7(1). P. 19. DOI: 10.1186/1471-2288-7-19
11. Hu L., Bentler P. M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives // Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal. 1999. V. 6(1). P. 155. DOI: 10.1080/10705519909540118
12. Kline P. A Handbook of Test Construction: Introduction to Psychometric Design. New York, London : Routledge, 2015. 260 p.
References
1. Vyatkin B. A., Dorfman L. Ya. Sistemnaya integratsiya individual'nosti cheloveka [Systemic integration of human individuality]. Moscow, Institut psikhologii RAN, 2018, 176 p. (In Russ.).
2. Vyatkin B. A., Kalugin A. Yu., Karakulova O.Yu. Zhiznennye proyavleniya svoystv integral'noy individual'nosti u shkol'nikov [Life manifestations of the properties of integral individuality in schoolchildren]. Perm, Izd-vo «Permskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet», 2023a, 38 p. (In Russ.).
3. Vyatkin B. A., Kalugin A. Yu., Karakulova O. Yu. Sistemno-integrativnyy podkhod k tselostnomu poznaniyu individual'nosti rastushchego cheloveka kak sub"ekta obrazovaniya [A systemic-integrative approach to the holistic knowledge of the individuality of a growing person as a subject of education]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology]. 2023b, no. 2, pp. 219-228. (In Russ.).
4. Vyatkin B. A., Shchukin M. R. Ob integratsii teoriy i podkhodov tselostnogo poznaniya cheloveka [On the integration of theories and approaches to holistic human cognition]. Vestnik Udmurtskogo Universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy]. 2016, vol. 26, no. 2, pp. 47-57. (In Russ.).
5. Karakulova O. Yu. Integrativnaya model' tselostnogo poznaniya individual'nosti shkol'nika uchitelem. Soobshchenie 1. Teoreticheskoe obosnovanie i zadachi issledovaniya [Integrative model of holistic knowledge of a schoolchild's individuality by a teacher. Message 1. Theoretical basis and objectives of the study]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy]. 2022, vol. 32, no. 4, pp. 405-412. (In Russ.).
6. Awang Z. Structural equation modeling using Amos Graphic. Malaysia : University Technology MARA Press, 2012. 167 p.
7. Brown T. Confirmatory factor analysis for applied research. New York, London : The Guilford Press, 2015.462 p.
8. Fornell C., Larcker D. F. Evaluating Structural Equation Models with Unobservable Variables and Measurement Error // Journal of Marketing Research. 1981. V. 18(1). P. 39-50. DOI: 10.2307/3151312
9. Hair J. F., Black W. C., Babin B. J., Anderson R. E. Multivariate data analysis (8th ed.). England : Pearson Prentice, 2019. 834 p.
10. Hankins M. Questionnaire discrimination:(re)-introducing coefficient 5 // BMC Medical Research Methodology. 2007. V. 7(1). P. 19. DOI: 10.1186/1471-2288-7-19
11. Hu L., Bentler P. M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives // Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal. 1999. V. 6(1). P. 155. DOI: 10.1080/10705519909540118
12. Kline P. A Handbook of Test Construction: Introduction to Psychometric Design. New York, London : Routledge, 2015. 260 p.
Информация об авторах Б. А. Вяткин - член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, кафедра теоретической и прикладной психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;
А. Ю. Калугин - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;
О. Ю. Каракулова - аспирант, кафедра теоретической и прикладной психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Information about the authors B. A. Vyatkin - Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Grand Ph. D. (Psychology), Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University;
A. Yu. Kalugin - Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Head of the Department of Theoretical and Applied Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University;
O. Yu. Karakulova - Postgraduate Student, Department of Theoretical and Applied Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University.
Статья поступила в редакцию 19.01.2024; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 15.08.2024.
The article was submitted to the editorial office on 19.01.2024; approved after review on 20.02.2024; accepted for publication on 15.08.2024.