268
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 159.923:37(045) О.Ю. Каракулова
ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Актуальность исследования отвечает современной тенденции изучения индивидуальности человека как целостной системы. Познание педагогом индивидуальности школьника определяется как многоуровневый процесс научно-практического исследования интегральной индивидуальности ученика. Цель: изучение педагогического познания интегральной индивидуальности школьника как объекта познания и субъекта деятельности. Гипотеза: наблюдаемые педагогами жизненные проявления свойств интегральной индивидуальности школьников взаимосвязаны со свойствами интегральной индивидуальности самих школьников. Выборка: школьники (N=565), мальчиков - 306, девочек - 259, в возрасте от 9 до14 лет (М=11,2); педагоги (N=34), мужчин - 1, женщин - 33, в возрасте от 22 до 60 лет (М=43,1). Методы исследования: эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрическое измерение; методы математической статистки: корреляционный анализ по Ч. Пирсону, факторный анализ методом главных компонент. Результаты: разработан диагностический комплекс «Поуровневый опросник интегральной индивидуальности школьника». Выявлены два фокуса педагогического познания (свойства нейродинамического, психодинамического и личностного уровня; свойства познавательных процессов и социального статуса); три факторные структуры познания: «Психические познавательные процессы как основной фактор благоприятного социального статуса в школе»; «Адаптивное поведение к школьной жизни», «Сдержанность и контроль реакций в отношении к окружающим людям и вещам». Свойства «Отношение к учебе», «Активность», «Темп» имеют разноуровневую детерминацию в системе свойств интегральной индивидуальности у учеников с метаиндивидуальным характером связей.
Ключевые слова: целостное познание, интегративная модель познания, интегральная индивидуальность, жизненные проявления индивидуальности, педагогическое наблюдение.
DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-3-268-284 Введение
Актуальность. Современной тенденцией изучения индивидуальности человека является стремление к целостному, интегральному, междисциплинарному исследованию человеческой индивидуальности [21]. Исследование познания педагогом индивидуальности школьника включается в процесс целостной взаимообусловленной системы отношений познающего и познаваемого субъектов образовательного процесса и обосновывается взаимосвязанными между собой теориями субъекта, интегральной индивидуальности, педагогического познания [19; 24].
Познание педагогом индивидуальности ученика может быть определено как многоуровневый процесс научно-практического исследования индивидуальности ученика. Такое понимание познания разрабатывается в Пермской научной психологической школе в русле системно-интегративного подхода к целостному познанию человеческой индивидуальности. Цель познания педагога определяется необходимостью объективного, научного понимания индивидуальности школьника и поиском индивидуальных инструментов взаимодействия с ним, потому что истинно педагогическая работа всегда есть исследовательская по отношению к ребенку [3], при этом учитель в поиске оптимальной практической модели понимания и взаимодействия с учеником испытывает дефицит целостного научного знания об ученике и инструментов его познания.
Научная новизна определяется углублением понимания субъект-ориентированного познания индивидуальности ученика как целостного, динамического образования, а также разработкой модели целостного педагогического познания ученика
Цель исследования - изучение педагогического познания интегральной индивидуальности школьника как объекта познания и субъекта деятельности.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что наблюдаемые педагогами жизненные проявления свойств интегральной индивидуальности школьников взаимосвязаны со свойствами интегральной индивидуальности школьников, основанными на их знаниях о самих себе. Основная гипотеза исследования конкретизуется в ряде частных гипотез, в том числе: структура связей жизненных проявлений свойств интегральной индивидуальности имеет свои особенности; между жизненными
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
проявлениями свойств интегральной индивидуальности и свойствами интегральной индивидуальности школьников, основанными на их знаниях о самих себе, существуют опосредующие метаиндиви-дуальные свойства и характеристики [11].
Исследовательские гипотезы конкретизируются в следующих задачах:
1. Разработать модель целостного педагогического познания индивидуальности школьника.
2. Сформировать оптимальный диагностический пакет для изучения свойств интегральной индивидуальности школьника.
2.1. Разработать поуровневый опросник интегральной индивидуальности для изучения свойств нейродинамического, психодинамического, личностного уровней интегральной индивидуальности школьника.
2.2. Сформировать оптимальный диагностический пакет для изучения свойств психологического (познавательных процессов) и социально-психологического уровней школьников.
2.3. Провести диагностическое обследование выраженности свойств интегральной индивидуальности учащихся 3, 4, 6, 7 классов.
2.4. Провести оценку валидности и надежности поуровневого опросника интегральной индивидуальности школьника.
3. Разработать педагогическую программу наблюдения жизненных проявлений свойств интегральной индивидуальности у школьников, адекватную диагностическому пакету для изучения свойств интегральной индивидуальности школьника.
4. Сформировать выборку исследования из числа педагогов 3, 4, 6, 7 классов общей выборки учащихся.
5. Изучить структуру педагогических знаний о свойствах нейродинамического, психодинамического, психологического, личностного, социально-психологического уровней интегральной индивидуальности учеников.
6. Выявить особенности связей педагогических знаний о свойствах интегральной индивидуальности школьников и выявленных свойствах у самих школьников.
Теоретическим концептом исследования является интеграция теорий интегральной индивидуальности человека (В.С. Мерлин, Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин, Л.Я. Дорфман, С.Ю. Жданова и др.); теория субъекта (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.В. Сергиенко, В.А. Петровский, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн и др.); теория познания индивидуальности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, A.A. Бодалев, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, В.Н. Панферов, А.А. Реан, С.Ю. Жданова и др.).
Теоретическое значение исследования заключается в дополнении научных данных о целостном познании индивидуальности, а также познании другого человека с позиции познающего субъекта и в связи с особенностями профессиональной деятельности педагога.
Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического комплекса, включающего опросник интегральной индивидуальности школьников, и адекватной ему программы научно-практического наблюдения педагога за «жизненными проявлениями» свойств интегральной индивидуальности у этих школьников. Данный комплекс может быть использован в педагогической деятельности.
Интегральная индивидуальность школьника рассматривается как целостная и динамическая система многоуровневых и многомерных связей, которая одновременно является носителем и источником субъектности [13], может изучаться и как объект наблюдения, и как субъект деятельности [17; 18]. Целостность познания предполагает оптимальное соотношение этих двух модусов и может быть рассмотрена в русле концепции метаиндивидуальности. Свойства метаиндивидуальности обнаруживаются и в том, как внешний наблюдатель (педагог) воспринимает и оценивает индивидуальность, и в том, как он включает в себя «инобытие» ученика как «отраженную субъектность» [23]. Целое соединяет части в единый непротиворечивый комплекс и создает необходимые методологические ориентиры для многоаспектного видения жизненного мира, показывает разнокачественность его целостности. [16]. Одним из возможных опосредующих звеньев на этом пути является индивидуальный стиль деятельности школьника [12; 14; 26]. Индивидуальный стиль деятельности, с одной стороны, имеет эффект интегрального взаимодействия субъекта и объекта, а с другой стороны, стиль вырабатывает сам субъект через свою активность [7]. Задачей познания индивидуальности как объекта является установление объективных закономерностей, объясняющих субъективную природу познаваемого, в результате которого приобретается новое научное знание учителя об ученике. В этом случае педагог находится в пози-
ции исследователя, а процесс познания задан научно-обоснованной структурой и предметом исследовательской программы. Познание индивидуальности как субъекта деятельности включает изучение педагогом индивидуальной системы действий и операций у ученика (проявлений индивидуального стиля деятельности), которое происходит в непосредственном взаимодействии в диаде «ученик-учитель». Человек в процессе взаимодействия получает определенное представление о той или иной индивидуальности, зависящее от специфики ее индивидуального стиля жизнедеятельности, деятельности, общения и активности [11]. В этом случае педагогическая позиция исследователя дополняется опытом переживания; педагогическое знание обогащается рефлексивным знанием «о нас» во взаимодействии «ученик-педагог-родитель». Процесс педагогического познания субъекта деятельности задан индикаторами наблюдения жизненных проявлений как компонентами стиля деятельности.
Разрабатываемая модель целостного познания [19] педагогом индивидуальности школьника представляет собой метаиндивидуальное исследование индивидуальности ученика как объекта познания и как субъекта деятельности, основанное на научно-теоретических знаниях свойств интегральной индивидуальности ученика в единстве с практическими знаниями о проявлении этих свойств в жизни ученика; рефлексивными знаниями педагога о себе, своем и родительском взаимодействии с учеником, формирующимися в процессе межличностного взаимодействия в триаде «учитель - ученик - родитель» [13]. Источником знаний педагога является деятельность ученика, рефлексивный анализ процесса взаимодействия с ним. Структуры родительского познания индивидуальности ребенка дополняют познание педагога об ученике. Схематично такую модель можно представить как слияние отдельных информационных кейсов в едином процессе целостного познания индивидуальности школьника (см. рис.).
Рис. Интегративная модель целостного педагогического познания индивидуальности школьника
Методом познания является педагогическое наблюдение за жизненными проявлениями свойств интегральной индивидуальности школьника [9; 10]. Метод педагогического наблюдения определяется как научно-практическое педагогическое исследование в законченном виде, представляющее собой сбор, фиксацию и оценку выраженности жизненных проявлений целостной совокупности свойств интегральной индивидуальности школьника в учебно-воспитательной деятельности [20]. Разработанная исследовательская программа на основе метода наблюдения позволяет интегрировать психологические научные знания в практику педагога и объяснить, вследствие каких психологиче-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
ских причин данное педагогическое действие оказывается правильным и целесообразным [15]. Управляемость психическим развитием и достижение ожидаемого педагогического эффекта будут критериями результата исследования педагога [21]. Программа педагогического наблюдения входит в диагностический комплекс «Диагностика интегральной индивидуальности школьника»: имеет общий конструкт с опросником интегральной индивидуальности школьника, аналогичные диагностические шкалы, адекватные формулировки утверждений (пунктов).
Организация и методика исследования
Эмпирическое исследование проводилось в два этапа, а именно: разработка и апробация методики научно-обоснованного психологического познания интегральной индивидуальности ученика как объекта познания для учеников; разработка и апробация методики практико-ориентированного познания ученика как субъекта деятельности для педагогов. На первом этапе проводилось диагностическое обследование учащихся, выборка составила 565 школьников 3, 4, 6, 7 классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» города Перми, из них: мальчиков - 306, девочек - 259, в возрасте от 9 до14 лет. На втором этапе проводилось диагностическое обследование педагогов. Педагоги, в количестве 34 человек (мужчин - 1, женщин - 33), заполнили программу наблюдения на 117 школьников, выбранных случайным образом (по жребию) из выборки первого этапа тех же 3, 4, 6, 7 классов. Средний возраст школьников - 11,2 лет, педагогов - 43,1 года.
В данной статье более подробно остановимся на описании второго этапа исследования - результатах изучения познания педагогами жизненных проявлений свойств интегральной индивидуальности их учеников.
Методы исследования
Для определения структуры и взаимосвязей свойств интегральной индивидуальности нейроди-намического, психодинамического, личностного, социально-психологического уровней школьников был разработан и использован «Поуровневый опросник интегральной индивидуальности школьника» (Б.А. Вяткин, А.Ю. Калугин, О.Ю. Каракулова). Для замера концентрации и устойчивости внимания использовалась корректурная проба по Э. Ландольту [5]. Уровень кратковременной памяти замерялся методикой исследования кратковременной памяти по Джекобсону [25]. Для оценки словесно-логического мышления использовались шкалы общей осведомленности, классификации, аналогии, обобщения тестов: «Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ)» Арсланьян В.П., Борисовой Е.М. [1]; «Школьный тест умственного развития-2 (ШТУР-2)» Гуревич К.М., Акимова М.К., Борисова Е.М., Зархина В.Г., Козлова В.Т., Логиновой Г.П. [22]. Для изучения абстрактно-символического (наглядно-образного) мышления использовалась «Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков» П. Ржичан в адаптации лаборатории клинической психологии Санкт-Петербургского психоневрологического Института им. Бехтерева В.М. [6] Для оценки практического (наглядно-образного) мышления использовались субтесты (8 и 12) теста Векслера [2; 27] и разработана авторская анкета-кейс «Практические задачи» (О.Ю. Каракулова). Для изучения социально-психологических свойств школьников использовался социометрический тест социального статуса ученика [4], измеряющий три противоположных параметра: благоприятный/неблагоприятный деловой статус (авторитет в учебе), благоприятный/неблагоприятный эмоциональный статус, благоприятный/неблагоприятный личный статус.
Для определения структуры знаний педагогов об интегральной индивидуальности школьников (нейродинамического, психодинамического, личностного, психологического, социально-психологического уровней) была разработана и использована «Программа педагогического наблюдения за жизненными проявлениями интегральной индивидуальности школьников» [9]. Цель педагогической программы наблюдений - выявить и оценить выраженность свойств интегральной индивидуальности ученика, которые проявляются в деятельности и общении в школьной жизни.
В рамках проводимого исследования использовались экспериментальный метод наблюдения, метод тестирования и анкетирования. Для статистической обработки данных использовался коэффициент альфа Кронбаха, корреляционный анализ по Ч. Пирсону, факторный анализ по методу главных компонент с последующим Уаптах-вращением с помощью пакета STATISTICA10.0.
Результаты и их обсуждение
Первичная версия самооценочного опросника для школьников «Поуровневый опросник интегральной индивидуальности школьника» включала 16 параметров (198 пунктов). Показатели внутренней согласованности (надежности - согласованности) опросника, оцененные с помощью коэффициента а-Кронбаха, представлены в таблице 1. Итоговая версия опросника для школьников включает 15 параметров (30 пунктов): сила процесса возбуждения (СВ), сила процесса торможения (СТ), подвижность нервных процессов (ПНП), активность (эргичность) (А), темп (скорость) (Т), эмоциональность (эмоциональная возбудимость) (Эм), экстраверсия/интроверсия (ЭИ), импульсивность (реактивность) (ИР), пластичность-ригидность (П), отношение к себе (ОС), отношение к другим людям (ОД), отношение к учебе (ОУ), отношение к вещам (ОВ), отношение к природе (ОП), отношение к жизни (ОЖ). Опросник для школьников адаптирован для разных возрастов.
Итоговый вариант программы педагогического наблюдения «Программа педагогического наблюдения за жизненными проявлениями интегральной индивидуальности школьников» адекватен опроснику для школьников. Критерии наблюдения в программе для педагогов соответствуют шкалам опросника для школьников, индикаторы программы для педагогов согласовываются с утверждениями (пунктами) опросника для школьников, названия критериев аналогичны опроснику для школьников. Программа для педагогов также включает критерии наблюдений за жизненными проявлениями познавательных процессов (памяти, внимания, мышления) и социальным статусом, а именно: концентрация внимания, устойчивость внимания, память, общая осведомленность, классификация, аналогии, обобщение, наглядно-образное мышление, практическое (предметно-действенное) мышление, благоприятный деловой статус, благоприятный эмоциональный статус, благоприятный личный статус, неблагоприятный деловой статус, неблагоприятный эмоциональный статус (непринятый, прене-брегаемый), неблагоприятный личный статус (изолированный, отверженный). Для оценки социального статуса школьников были использованы 3 пары противоположных вопросов в соответствии с видом статуса: деловой, эмоциональный, личный:
1. «Кого бы из класса ты попросил(а)/не попросил(а) о помощи в подготовке к занятиям?»
2. «Кого бы из класса ты пригласил(а)/не пригласил(а) на свой день рождения?»
3. «Когда тебе грустно, кого бы из класса ты хотел(а)/не хотел(а) видеть рядом с собой?»
В табл. 1 представлены примеры соответствий утверждений (пунктов) опросника для школьников и индикаторов программы наблюдения педагогов. В табл. 2 представлен пример соответствия шкалы теста психологического уровня (познавательных процессов) для школьников и индикаторов программы наблюдения педагогов. В табл. 3 представлен пример соответствия шкалы социально-психологического уровня для школьников и индикаторов программы наблюдения педагогов.
Таблица 1
Соответствие утверждений (пунктов) «Поуровневого опросника интегральной индивидуальности школьника» и индикаторов педагогической программы наблюдения «Жизненные проявления свойств интегральной индивидуальности школьников»
Шкала-критерий Утверждения (пункты) поуровневого опросника для школьников Знач. альфа Кронбаха Индикаторы программы наблюдения для педагогов
Сила торможения В ситуации ожидания я всегда сосредоточен и терпелив 0,70 Терпеливо слушает объяснения учителя и ответы одноклассников
Темп Я люблю подвижные игры 0,79 Подвижен в мыслях и суждениях
эмоциональность Я легко обижаюсь 0,62 Обидчив и легко раним в отношениях
Экстраверсия-интроверсия Мне нравится общаться с другими ребятами 0,67 Проявляет общительность с одноклассниками, взрослыми, учителями
Отношение к учебе Я ответственно отношусь к учебе 0,76 Проявляет ответственность и добросовестность к учебе в школе
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Таблица 2
Соответствие шкалы психологического уровня (память) и индикаторов педагогической программы наблюдения «Жизненные проявления свойств интегральной индивидуальности
школьников»
Шкала-критерий Тест Индикаторы программы наблюдения для педагогов
Память Исследование памяти по Джекобсону 1.Хорошо запоминает новую информацию на уроке или внеучебном мероприятии 2.Может легко повторить предложенную информацию сразу же после ее предъявления 3.Легко производит «в уме» арифметические действия
Таблица 3
Соответствие шкалы социально-психологического уровня (благоприятный эмоциональный статус) и индикаторов педагогической программы наблюдения «Жизненные проявления свойств интегральной индивидуальности школьников»
Шкала-критерий Шкала Индикаторы программы наблюдения для педагогов
Благоприятный эмоциональный статус Кого бы из класса ты пригласил(а)/ не пригласил(а) на свой день рождения? 1.Одноклассники его приглашают на свой день рождения. 2. Он находится в центре дружеской компании одноклассников. 3.Одноклассники его приглашают на все групповые игры и мероприятия.
Для статистической проверки гипотезы результаты обследования были стандартизированы, приведены к единой шкале, «стандартной десятке Кеттелла», поскольку две из выбранных для исследования методики уже предполагали перевод «сырых» баллов в «стэны». Нормальность распределения значений обеспечила возможность использования коэффициента линейной корреляции по Ч. Пирсону.
Для исследования структуры педагогических знаний о свойствах нейродинамического, психодинамического, психологического, личностного, социально-психологического уровней интегральной индивидуальности учеников проведен корреляционный анализ по Ч. Пирсону. Результаты корреляционного анализа представлены в таблицах 4-9.
Как видно из таблиц 4-6, корреляционный анализ выявил два блока связей с высокой степенью значимости. Первый блок (см. табл. 4) обнаруживает связи свойств нейродинамического уровня со свойствами психодинамического уровня, свойствами личностного уровня, с меньшей степенью значимости с психологическим уровнем (память, мышление).
Так, например, «Сила возбуждения» коррелирует со свойствами («Пластичность» (г = 0,71, р < 0,001), «Активность» (г = 0,32, р < 0,001), «Экстраверсия - интроверсия» (г = 0,45, р < 0,001); свойствами личностного уровня: «Отношение к себе» (г = 0,41, р < 0,001), «Отношение к другим людям» (г = 0,39, р < 0,001), «Отношение к учебе» (г = 0,47, р < 0,001), «Отношение к вещам» (г = 0,43, р < 0,001), «Отношение к природе» (г = 0,20, р < 0,05), «Отношение к жизни» (г = 0,50, р < 0,001); свойствами «Память» (г = 0,20, р < 0,05), «Общая осведомлённость» (г = 0,23, р < 0,05), «Классификация» (г = 0,18, р < 0,05), «Аналогии» (г = 0,23, р < 0,05), «Наглядно-образное мышление» (г = 0,22, р < 0,05) и имеет отрицательную корреляцию с «Импульсивность» (г = -0,18, р < 0,05).
Показатели жизненных проявлений психодинамического уровня «Темп», «Эмоциональность», «Импульсивность» обнаружили противоположные корреляции с личностным уровнем. Показатель «Темп» положительно коррелирует с «Отношение к себе» (г = 0,28, р < 0,01) и отрицательно - с «Отношение к другим людям» (г = -0,47, р < 0,001), «Отношение к учебе» (г = -0,28, р < 0,01), «Отношение к вещам» (г = -0,38, р < 0,001), «Отношение к природе» (г = -0,35, р < 0,001). Показатель «Эмоциональность» обнаружил положительную корреляцию с «Отношение к себе» (г = 0,19, р < 0,05) и отрицательные корреляции - с «Отношение к другим людям» (г = -0,20, р < 0,05), «Отношение к вещам» (г = -0,21, р < 0,05), «Отношение к природе» (г = -0,22, р < 0,05), «Предметно-действенное мышление» (г = -0,19, р < 0,05). Показатель «Импульсивность» обнаружил отрицательные корреляции с «Отношение к другим людям» (г = -0,44, р < 0,001), «Отношение к учебе» (г = -0,49, р < 0,001), «Отношение к вещам» (г = -0,58, р < 0,001), «Отношение к природе» (г = -0,39, р < 0,001).
Вероятно, педагоги связывают повышенную подвижность, эмоциональность, импульсивность с высоким самоотношением и с низким уровнем отношения к окружающему миру: люди, учебная деятельность, материальный мир, природа.
Таблица 4
Корреляционные связи показателей педагогического наблюдения жизненных проявлений свойств нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности
Показатели Сила возбуждения Сила торможения Подвижность нервных процессов
Пластичность 0,71* 0,36* 0,86*
Активность 0,32* 0,33* 0,51*
Темп -0,41*
Эмоциональность -0,27**
Экстравертированность-интровертированность 0,45* 0,060*
Импульсивность -0,18*** -0,65* -0,21***
Уровень значимости: * р < 0,001, ** р < 0,01, *** р < 0,05
Таблица 5
Корреляционные связи показателей педагогического наблюдения жизненных проявлений свойств нейродинамического и личностного уровней интегральной индивидуальности
Показатели Сила возбуждения Сила торможения Подвижность нервных процессов
Отношение к себе 0,41* 0,37*
Отношение к другим 0,39* 0,59* 0,43*
Отношение к учебе 0,47* 0,62* 0,63*
Отношение к вещам 0,43* 0,72* 0,52*
Отношение к природе 0,20*** 0,44* 0,27**
Отношение к жизни 0,50* 0,36* 0,51*
Уровень значимости: * р < 0,001, ** р < 0,01, *** р < 0,05
Таблица 6
Корреляционные связи показателей педагогического наблюдения жизненных проявлений свойств психодинамического и личностного уровней интегральной индивидуальности
Показатели Активность Пластичность Темп Эмоциональность Экстраверти-рованность Импульсивность
Отношение к себе 0,48* 0,29** 0,28** 0,19*** 0,52*
Отношение к другим 0,39* 0,19*** -0,47* -0,20*** 0,21*** -0,44*
Отношение к учебе 0,57* 0,37* -0,28** 0,36* -0,49*
Отношение к вещам 0,51* 0,33* -0,38* -0,21*** 0,25** -0,58*
Отношение к природе 0,25** -0,35* -0,22*** -0,39*
Отношение к жизни 0,57* 0,34* 0,59*
Уровень значимости: * р < 0,001, ** р < 0,01, *** р < 0,05
Второй блок свойств с высокой степенью значимости представлен в таблицах 7-9. Как видно из таблицы, свойства психологического уровня (познавательные психические процессы) с высокой степенью значимости положительно коррелируют с благоприятным социальным статусом и отрицательно -с неблагоприятными свойствами социально-психологического уровня. Так, например, показатель «Концентрация внимания» обнаружил положительные корреляции с «Память» (г = 0,82, р < 0,001), «Общая осведомленность» (г = 0,79, р < 0,001), «Классификация» (г = 0,73, р < 0,001), «Аналогии» (г = 0,74, р < 0,001), «Обобщение» (г = 0,74, р < 0,001), «Наглядно-образное мышление» (г = 0,67, р < 0,001), «Предметно-действенное мышление» (г = 0,69, р < 0,001), «Благоприятный деловой статус» (г = 0,70, р < 0,001), «Благоприятный личностный статус» (г = 0,48, р < 0,001), «Благоприятный эмоциональный статус» (г = 0,49, р < 0,001) и отрицательные корреляции с «Неблагоприятный деловой статус» (г = -0,59, р < 0,001), «Неблагоприятный личностный статус» (г = -0,49, р < 0,001), «Неблагоприятный эмоциональный статус» (г = -0,37, р < 0,001).
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Можем предположить, что наблюдения за жизненными проявлениями у педагогов имеют два фокуса: первый назовем «Нейродинамические и психодинамические свойства, связанные с личностью ученика», второй назовем «Познавательные психические процессы, связанные с социальным статусом ученика».
Таблица 7
Корреляционные связи показателей педагогического наблюдения жизненных проявлений свойств психологического (познавательные процессы) и социально-психологического уровней
интегральной индивидуальности
Жизненные проявления свойств КВн УсВн Пам МОс МКл МАн МОб МНОбр МНДе
Благоприятный 0,70* 0,72* 0,74* 0,75* 0,63* 0,63* 0,64* 0,60* 0,73*
деловой статус
Неблагоприятный -0,59* -0,51* -0,51* -0,44* -0,39* -0,41* -0,46* -0,33* -0,35*
деловой статус
Благоприятный 0,49* 0,50* 0,52* 0,48* 0,51* 0,50* 0,54* 0,48* 0,60*
эмоциональный статус
Неблагоприятный -0,37* -0,29** -0,34* -0,35* -0,32* -0,27** -0,29** -0,22*** -0,36*
эмоциональный статус
Благоприятный 0,48* 0,52* 0,52* 0,48* 0,49* 0,45* 0,48* 0,50* 0,60*
личный статус
Неблагоприятный -0,49* -0,41* -0,42* -0,42* -0,42* -0,38* -0,42* -0,31** -0,40*
личный статус
Уровень значимости: * р < 0,001, ** р < 0,01, *** р < 0,05
Примечания: КВн - концентрация внимания, УВн - устойчивость внимания, Пам. - память; МОс. - словесно-логическое мышление - общая осведомленность, МКл. - словесно-логическое мышление-классификации, МАн-аналогии - словесно-логическое мышление, Моб - обобщение - словесно-логическое мышление; МНОбр - наглядно-образное мышление; МНДе - наглядно-действенное (практическое) мышление.
Для уточнения структуры взаимосвязей жизненных проявлений свойств интегральной индивидуальности школьника в представлении педагога был проведен факторный анализ по методу главных компонент с последующим Уагтах-вращением. Структура, выявленная при факторном анализе, представлена в табл.10.
Первый фактор с удельным весом 9,58 и с долей объяснимой дисперсии 32 % определил следующие характеристики: Память (0,899), Общая осведомленность (0,898), Обобщение (0,889), Устойчивость внимания (0,883), Наглядно-действенное мышление (0,881), Классификация (0,875), Аналогии (0,869), Концентрация внимания (0,863), Наглядно-образное мышление (0,829), Благоприятный деловой статус (0,818), Благоприятный эмоциональный статус (0,700). Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель Память. Фактор 1 получил название «Психические познавательные процессы как основной фактор благоприятного социального статуса в школе».
Второй фактор с удельным весом 4,84 и с долей объяснимой дисперсии 16 % определил следующие характеристики: Пластичность - ригидность (0,886), Подвижность нервных процессов (0,825), Экстраверсия - интроверсия (0,819), Сила процесса возбуждения (0,713), Отношение к себе (0,713), Отношение к жизни (0,712). Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель Пластичность - ригидность. Фактор 2 получил название «Адаптивное поведение к школьной жизни».
Третий фактор с удельным весом 4,41 и с долей объяснимой дисперсии 15 % определил следующие характеристики: Сила процесса торможения (0,795), Отношение к вещам (0,768), Отношение к другим людям (0,722), а с противоположным знаком на другом полюсе: Импульсивность (0,793), Темп (0,739). Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель Сила процесса торможения. Фактор 3 получил название «Сдержанность и контроль реакций в отношении к окружающим людям и вещам».
Таблица 8
Корреляционные связи показателей педагогического наблюдения жизненных проявлений свойств нейродинамического уровня и показателей свойств личностного, психологического и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности
Жизненные проявления свойств Жизненные проявления свойств (педагоги)
СВ СТ ПНП
Личностный уровень интегральной индивидуальности
Отношение к учебе (личностный уровень интегральной индивидуальности) 0,23*** 0,28**
Психологический уровень (познавательные процессы) интегральной индивидуальности
Концентрация внимания 0,18***
Общая осведомленность (словесно-логическое мышление) 0 23***
Классификации (словесно-логическое мышление) 0,21***
Аналогии (словесно-логическое мышление) 0,26** 0,21***
Обобщение (словесно-логическое мышление) 0,32* 0,20**
Наглядно-образное мышление 0,34* 0,27** 0,26**
Последовательность действий (наглядно-действенное мышление) 0,33*
Аналитико-синтетические способности (наглядно-действенное мышление) 0,26**
Социально-психологический уровень интегральной индивидуальности
Благоприятный деловой статус 0,37* 0,33* 0,47*
Неблагоприятный деловой статус -0,39* -0,46* -0,36*
Благоприятный эмоциональный статус 0,23*** 0,42*
Неблагоприятный эмоциональный статус -0,33* -039* -0,30**
Благоприятный личный статус 0 19*** 0,26** 0,40*
Неблагоприятный личный статус -0,34* -0,40* -0,33*
Уровень значимости: * р < 0,001, ** р < 0,01, *** р < 0,05
Примечания: СВ - сила возбуждения нервных процессов, СТ - сила торможения нервных процессов, ПНП - подвижность нервных процессов.
Таблица 9
Корреляционные связи показателей жизненных проявлений свойств психодинамического уровня у педагогов и показателей свойств разных уровней интегральной индивидуальности
у школьников
Показатели А П Т Эм ЭИ ИР
Сила возбуждения нервных процессов 0,19***
Эмоциональность -0,19***
Экстравертированность-интеровертированность 0,20***
Отношение к учебе 0,29** 0,25**
Отношение к природе -0,22*** -0 29***
Общая осведомленность (словесно-логическое мышление) 0,26**
Аналогии (словесно-логическое мышление) 019***
Обобщение (словесно-логическое мышление) 0,26** -0,20***
_Интегративная модель целостного педагогического познания..._277
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2024. Т. 34, вып. 3
Окончание табл. 9
Наглядно-образное мышление 0,22*** -0,27** -0,25**
Последовательность действий (наглядно-действенное мышление) -0,24**
Аналитико-синтетические способности (наглядно-действенное мышление) -0,27** -0,28** -0,28**
Внимание к деталям (практические ситуации) -0,18***
Благоприятный деловой статус 0,40* 0,46* 0,27** -0,32*
Неблагоприятный деловой статус -0,33* -0,37* 0,21*** 0,20*** 0,37*
Благоприятный эмоциональный статус 0,26** 0,37* 0,33*
Неблагоприятный эмоциональный статус -0,27** -0,26** 0,26** 0,31* 0,38*
Благоприятный личный статус 0,31* 0,36* -0,21*** 0,27** -0,20***
Неблагоприятный личный статус -0,31* -0,28** 0,20*** 0,24** 0,36*
Уровень значимости: * р < 0,001, ** р < 0,01, *** р < 0,05
Примечания: А - активность, П - пластичность, Т - темп, Эи - эмоциональность, ЭИ - экстравертирован-ность-интровертированность, ИР - импульсивность-реактивность.
Таблица 10
Факторная структура показателей исследования по программе наблюдения жизненных проявлений свойств интегральной индивидуальности у школьников
Показатель Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
Сила возбуждения 0,713
Сила торможения 0,795
Подвижность нервных процессов 0,825
Пластичность 0,886
Темп -0,793
Импульсивность-реактивность -0,739
Экстравертированность-интровертированность 0,819
Отношение к себе 0,713
Отношение к другим 0,722
Отношение к вещам 0,768
Отношение к жизни 0,712
Концентрация внимания 0,863
Устойчивость внимания 0,883
Память 0,899
Словесно-логическое мышление (общая осведомленность) 0,898
Словесно-логическое мышление (классификации) 0,875
Словесно-логическое мышление (аналогии) 0,869
Словесно-логическое мышление (обобщение) 0,889
Наглядно-образное мышление 0,829
Практическое (наглядно-действенное) мышление 0,881
Благоприятный деловой статус 0,818
Благоприятный эмоциональный статус 0,7
Собст.числ.факт 9,57 4,837 4,414
Процент от общ.дисп. 32 % 16 % 15 %
Для выявления особенностей связей педагогических знаний о жизненных проявлениях свойств интегральной индивидуальности школьников и выявленными свойствами у самих школьников проведен корреляционный анализ по Ч. Пирсону. Результаты представлены в табл. 11-12.
Таблица 11
Корреляционные связи показателей жизненных проявлений свойств нейродинамического уровня у педагогов и показателей свойств разных уровней интегральной индивидуальности
у школьников
Свойства (школьники) Жизненные проявления свойств (педагоги)
СВ СТ ПНП
Личностный уровень интегральной индивидуальности
Отношение к учебе (личностный уровень интегральной индивидуальности) 0,23*** 0,28**
Психологический уровень (познавательные процессы) интегральной индивидуальности
Концентрация внимания 0,18***
Общая осведомленность (словесно-логическое мышление) 0,23***
Классификации (словесно-логическое мышление) 0,21***
Аналогии (словесно-логическое мышление) 0,26** 0,21***
Обобщение (словесно-логическое мышление) 0,32* 0,20**
Наглядно-образное мышление 0,34* 0,27** 0,26**
Последовательность действий (наглядно-действенное мышление) 0,33*
Аналитико-синтетические способности (наглядно-действенное мышление) 0,26**
Социально-психологический уровень интегральной индивидуальности
Благоприятный деловой статус 0,37* 0,33* 0,47*
Неблагоприятный деловой статус -0,39* -0,46* -0,36*
Благоприятный эмоциональный статус 0,23*** 0,42*
Неблагоприятный эмоциональный статус -0,33* -039* -0,30**
Благоприятный личный статус 019*** 0,26** 0,40*
Неблагоприятный личный статус -0,34* -0,40* -0,33*
Уровень значимости: * р < 0,001, ** р < 0,01, *** р < 0,05
Примечания: СВ - сила возбуждения нервных процессов, СТ - сила торможения нервных процессов, ПНП - подвижность нервных процессов.
Как видно из табл. 11-12, показатели нейродинамического уровня (педагоги) коррелируют с показателями психологического (познавательные процессы) и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности (ученики). Так, например, «Сила возбуждения (педагоги)» обнаружил положительные корреляции с «Концентрация внимания (ученики)» (г = 0,18, р < 0,05), «Общая осведомлённость (ученики)» (г = 0,23, р < 0,05), «Классификация (ученики)» (г = 0,21, р < 0,05), «Обобщение (ученики)» (г = 0,32, р < 0,001), «Наглядно-образное мышление (ученики)» (г = 0,34, р < 0,001), «Благоприятный деловой статус (ученики)» (г = 0,37, р < 0,001), «Благоприятный личностный статус (ученики)» (г = 0,19, р < 0,05), «Благоприятный эмоциональный статус (ученики)» (г = 0,23, р < 0,05) и отрицательные корреляции с «Неблагоприятный деловой статус (ученики)» (г = -0,46, р < 0,001), «Неблагоприятный личностный статус (ученики)» (г = -0,40, р < 0,001), «Неблагоприятный эмоциональный статус (ученики)» (г = -0,39, р < 0,001).
Показатели психодинамического уровня (педагоги) преимущественно связаны с показателями психологического (познавательные процессы) и социально-психологического уровней (ученики).
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Таблица 12
Корреляционные связи показателей жизненных проявлений свойств психодинамического уровня у педагогов и показателей свойств разных уровней интегральной индивидуальности
у школьников
Свойства (школьники) Жизненные проявления свойств (педагоги)
А П Т Эм ЭИ ИР
Сила возбуждения нервных процессов 0,19***
Эмоциональность -0,19***
Экстравертированность-интровертированность 0,20***
Отношение к учебе 0,29** 0,25**
Отношение к природе -0,22*** -0 29***
Общая осведомленность (словесно-логическое мышление) 0,26**
Аналогии (словесно-логическое мышление) 019***
Обобщение (словесно-логическое мышление) 0,26** -0,20***
Наглядно-образное мышление 0,22*** -0,27** -0,25**
Последовательность действий (наглядно-действенное мышление) -0,24**
Аналитико-синтетические способности (наглядно-действенное мышление) -0,27** -0,28** -0,28**
Внимание к деталям (практические ситуации) -0,18***
Благоприятный деловой статус 0,40* 0,46* 0,27** -0,32*
Неблагоприятный деловой статус -0,33* -0,37* 0,21*** 0,20*** 0,37*
Благоприятный эмоциональный статус 0,26** 0,37* 0,33*
Неблагоприятный эмоциональный статус -0,27** -0,26** 0,26** 0,31* 0,38*
Благоприятный личный статус 0,31* 0,36* -0,21*** 0,27** -0,20***
Неблагоприятный личный статус -0,31* -0,28** 0,20*** 0,24** 0,36*
Уровень значимости: * р < 0,001, ** р < 0,01, *** р < 0,05
Примечания: А - активность, П - пластичность, Т - темп, Эи - эмоциональность, ЭИ - Экстравертирован-ность-интровертированность, ИР - импульсивность-реактивность.
Разноуровневые связи обнаружили психодинамические показатели жизненных проявлений свойств Активность и Темп. Показатель «Активность (педагоги)» обнаружил положительные корреляции с «Отношение к учебе (ученики)» (г = 0,29, р < 0,01), «Общая осведомлённость (ученики)» (г = 0,26, р < 0,05), «Аналогии (ученики)» (г = 0,19, р < 0,05), «Обобщение (ученики)» (г = 0,26, р < 0,01), «Невербальный интеллектуальный потенциал (ученики)» (г = 0,22, р < 0,05), «Благоприятный деловой статус (ученики)» (г = 0,40, р < 0,001), «Благоприятный личностный статус (ученики)» (г = 0,31, р < 0,001), «Благоприятный эмоциональный статус (ученики)» (г = 0,26, р < 0,01) и отрицательные корреляции с «Отношение к природе и животным (ученики)» (г = -0,22, р < 0,05), «Неблагоприятный деловой статус (ученики)» (г = -0,33, р < 0,001), «Неблагоприятный личностный статус (ученики)» (г
= -0,31, р < 0,001), «Неблагоприятный эмоциональный статус (ученики)» (г = -0,27, р < 0,01). Показатель «Темп (педагоги)» обнаружил положительные корреляции с «Сила процесса возбуждения (ученики) (г = 0,19, р < 0,05), «Экстраверсия (ученики)» (г = 0,20, р < 0,05), «Неблагоприятный деловой статус (ученики)» (г = 0,21, р < 0,05), «Неблагоприятный личностный статус (ученики)» (г = 0,20, р < 0,05), «Неблагоприятный эмоциональный статус (ученики)» (г = 0,26, р < 0,01) и отрицательные корреляции с «Обобщение (ученики)» (г = -0,20, р < 0,05), «Наглядно-образное мышление» (ученики)» (г = -0,25, р < 0,01), «Аналитико-синтетические способности (ученики)» (г = -0,27, р < 0,01).
Свойства Активность и Темп связаны с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности у ученика, несут интегральный характер и могут быть значимыми в структуре знаний педагога об ученике, влиять на процесс взаимодействия с учеником.
Особый характер корреляционных связей обнаружили показатели темперамента: «Эмоциональность» и «Импульсивность». Показатель «Эмоциональность (педагоги)» обнаружил положительные корреляции с «Неблагоприятный деловой статус (ученики) (г = 0,20, р < 0,05), «Неблагоприятный личностный статус (ученики)» (г = 0,24, р < 0,01), «Неблагоприятный деловой статус (ученики)» (г = 0,31, р < 0,001) и отрицательные корреляции с «Аналитико-синтетические способности (ученики)» (г = -0,28, р < 0,05), «Внимание к деталям (ученики)» (г = -0,18, р < 0,01), «Благоприятный личностный статус (ученики)» (г = -0,21, р < 0,05).
Показатель «Импульсивность (педагоги)» обнаружил положительные корреляции с «Неблагоприятный деловой статус (ученики) (г = 0,37, р < 0,001), «Неблагоприятный личностный статус (ученики)» (г = 0,36, р < 0,001), «Неблагоприятный деловой статус (ученики)» (г = 0,38, р < 0,001) и отрицательные корреляции с «Наглядно-образное мышление (ученики)» (г = -0,25, р < 0,01), «Последовательность действий (ученики)» (г = -0,24, р < 0,01), «Аналитико-синтетические способности (ученики)» (г = -0,28, р < 0,01), «Благоприятный деловой статус (ученики) (г = -0,32, р < 0,001), «Благоприятный личностный статус (ученики)» (г = -0,20, р < 0,05).
Можно предположить, что в структуре познаваемых педагогами жизненных проявлений интегральной индивидуальности существуют свойства темперамента, которые педагоги могут интерпретировать неоднозначно. Возможно, когда педагог встречается со свойствами «Темп», «Эмоциональность», «Импульсивность», он испытывает дефицит педагогических приемов реагирования, что, соответственно, снижает педагогический прогресс и повышает риск неблагоприятного социального статуса.
В табл. 13 представлены результаты корреляционного анализа показателей наблюдения педагогов за проявлениями свойств личностного, психологического (познавательные процессы) и социально-психологического уровней и показателями свойств у самих школьников. Наибольшее количество связей личностного уровня (педагоги) с высокой степенью значимости обнаружено с социально-психологическим и психологическим (познавательные процессы) уровнями у школьников. Так, например, Показатель «Отношение к другим людям (педагоги)» обнаружил положительные корреляции с «Наглядно-образное мышление (ученики)» (г = 0,29, р < 0,01), «Последовательность действий (ученики)» (г = 0,18, р < 0,05), «Аналитико-синтетические способности (ученики)» (г = 0,29, р < 0,01), «Благоприятный деловой статус (ученики)» (г = 0,30, р < 0,01), «Благоприятный личностный статус (ученики)» (г = 0,20, р < 0,05), «Благоприятный эмоциональный статус (ученики)» (г = 0,19, р < 0,05) и отрицательные корреляции с «Сила возбуждения (ученики)» (г = -0,23, р < 0,05), «Неблагоприятный деловой статус (ученики)» (г = -0,37, р < 0,001), «Неблагоприятный личностный статус (ученики)» (г = -0,33, р < 0,001), «Неблагоприятный эмоциональный статус (ученики)» (г = -0,32, р < 0,001).
Корреляционный анализ выявил одно прямое пересечение между свойствами интегральной индивидуальности школьников и их наблюдаемыми жизненными проявлениями педагогов - показатель личностного уровня «Отношение к учебе». Показатель «Отношение к учебе» (педагоги) обнаружил связь с «Отношение к учебе (ученики)» (г = 0,24, р < 0,01).
Корреляционный анализ связей показателя «Отношение к учебе (ученики)» свойств разных уровней интегральной индивидуальности школьников обнаружил положительные корреляции с «Сила возбуждения» (г = 0,47, р < 0,001), «Сила процесса торможения» (г = 0,62, р < 0,001) «Подвижность нервных процессов» (г = 0,63, р < 0,001), «Пластичность» (г = 0,48, р < 0,001) «Активность» (г = 0,37, р < 0,001) «Темп» » (г = -0,28, р < 0,01) «Экстраверсия-интроверсия» (г = 0,36, р < 0,001) «Импульсивность» (г = -0,49, р < 0,001). «Продуктивность и устойчивость внимания» (г = 0,21, р < 0,05), «Общая осведомленность» (г = 0,19, р < 0,05), «Благоприятный деловой социальный статус» (г = 0,30, р < 0,01), «Благоприятный личный социальный статус» (г = 0,28, р < 0,01). Корреляционный анализ свя-
_Интегративная модель целостного педагогического познания..._281
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2024. Т. 34, вып. 3
зей жизненных проявлений показателя «Отношение к учебе (педагоги)» обнаружил положительные корреляции с «Наглядно-образное мышление (ученики)» (г = 0,26, р < 0,01), «Последовательность действий (ученики)» (г = 0,31, р < 0,001), «Аналитико-синтетические способности (ученики)» (г = 0,29, р < 0,01), «Благоприятный деловой статус (ученики)» (г = 0,48, р < 0,001), «Благоприятный личностный статус (ученики)» (г = 0,41, р < 0,001), «Благоприятный эмоциональный статус (ученики)» (г = 0,38, р < 0,001) и отрицательные корреляции с «Неблагоприятный деловой статус (ученики)» (г = -0,47, р < 0,001), «Неблагоприятный личностный статус (ученики)» (г = -0,40, р < 0,001), «Неблагоприятный эмоциональный статус (ученики)» (г = -0,36, р < 0,001).
Таблица 13
Корреляционные связи показателей жизненных проявлений свойств личностного уровня у педагогов и показателей свойств разных уровней интегральной индивидуальности
у школьников
Свойства (школьники) Жизненные проявления свойств (педагоги)
ОС ОД ОУ ОВ ОП ОЖ
Сила возбуждения нервных процессов -0,23***
Сила торможения нервных процессов 0,21***
Экстравертированность- -0,19***
интровертированность
Отношение к учебе 0,24**
Отношение к природе -0,22***
Классификации (словесно-логическое мышление) 0,19***
Аналогии 0,20***
(словесно-логическое мышление)
Наглядно-образное мышление 0,29** 0,26** 0,29** 0 23***
Последовательность действий 0,18*** 0,31* 0,26** 0,24**
(наглядно-действенное мышление)
Аналитико-синтетические способности 0,29** 0,29** 0,29** 0,31*
(наглядно-действенное мышление)
Внимание к деталям -0,20***
(практические ситуации)
Благоприятный деловой статус 0,35* 0,30** 0,48* 0,38* 0,26** 0,36*
Неблагоприятный деловой статус -0,37* -0,47* -0,47* -0,23*** -0,33*
Благоприятный 0 23*** 019*** 0,38* 0,29** 0,20***
эмоциональный статус
Неблагоприятный -0,32* -0,36* -0,36* -0,22**
эмоциональный статус
Благоприятный личный статус 0,20** 0,41* 0,31* 0,21***
Неблагоприятный личный статус -0,33* -0,40* -0,36* -0,24** -0,24**
Уровень значимости: * р < 0,001, ** р < 0,01, *** р < 0,05
Примечания: ОС - отношение к себе, ОД - отношение к другим, ОУ - отношение к учебе, ОВ - отношение к вещам, ОП - отношение к природе, ОЖ - отношение к жизни.
Таким образом, наблюдаемые педагогами жизненные проявления отношения к учебе школьников положительно связаны со свойствами нейродинамического уровня, с продуктивностью внимания и общей осведомленностью, свойствами психодинамического уровня, связанными с адаптивностью, активностью, открытостью к контактам с внешним миром, с авторитетом в учебе и благоприятными личными контактами и противоположно повышенной подвижностью и контролю эмоциональных реакций. Свойство «Отношение к учебе» детерминировано разными уровнями интегральной индивидуальности у школьников, имеет воплощенный и интегративный характер, проявляется как наиболее значимо в структуре знаний об ученике, напрямую влияет на процесс взаимодействия педагога с учеником.
Выводы
1. Модель педагогического познания индивидуальности школьника представляет собой целостное метаиндивидуальное исследование всех уровней интегральной индивидуальности ученика через его проявления в деятельности и во взаимодействии в диаде «Ученик-учитель». Источником знаний педагога об ученике являются наблюдения педагогов с последующим рефлексивным анализом. Педагогическое познание об ученике дополняют отдельные структуры родительского познания индивидуальности ребенка.
2. Общая структура педагогических знаний об ученике имеет два фокуса педагогического познания школьников: первый фокус объединяет внутренние факторы - свойства нервной системы, темперамента и личности, второй фокус - внешние факторы, проявляющиеся в деятельности: учебная деятельность, поведение, общение. Таким образом, педагогические знания об индивидуальности школьника включают одновременно два модуса: объект познания и субъект деятельности.
3. Познание педагогом внутренних и внешних факторов индивидуальности учеников дифференцировано, то есть педагоги обнаруживают небольшое количество закономерных связей внутренних факторов (свойств нервной системы, темперамента и личности) с внешними проявлениями в деятельности, а следовательно, могут испытывать трудности в обосновании поведенческих актов внутренними причинами. Что может подтверждать выявленная отрицательная корреляционная связь жизненных проявлений психодинамических свойств: Темп, Эмоциональность, Импульсивность со свойствами личности. Подобная тенденция выявлена и в анализе связей жизненных проявлений свойств (педагоги) и самих свойств у школьников. Жизненные проявления свойств «Эмоциональность», «Темп», «Импульсивность» отрицательно связаны со свойствами мышления.
4. В структуре связей педагогических знаний о свойствах индивидуальности школьников обнаружено три фактора: «Психические познавательные процессы как основной фактор благоприятного социального статуса в школе»; «Адаптивное поведение к школьной жизни», «Сдержанность и контроль реакций в отношении к окружающим людям и вещам». Полученные данные характеризуют деятельностные проявления индивидуальности ученика в связи с благоприятным прогнозом в учебно-воспитательном процессе с позиции педагога.
5. Анализ взаимосвязей познаваемых педагогами жизненных проявлений свойств со свойствами интегральной индивидуальности самих школьников показал, что жизненные проявления свойств нейродинамического и психодинамического уровней связаны у школьников преимущественно со свойствами мышления, отношением к учебе и природе, социальным статусом, что подтверждает общую тенденцию педагогического познания через деятельность.
6. Жизненные проявления свойств «Отношение к учебе», «Активность», «Темп» имеют разноуровневую детерминацию в системе свойств интегральной индивидуальности у учеников, носят ме-таиндивидуальный характер связей. Причем свойство «Отношение к учебе», имея прямое пересечение, воплощается в структуре индивидуальности школьников, имеет опосредующее значение в педагогическом познании школьника как объекта познания и субъекта деятельности, напрямую влияет на процесс взаимодействия педагога и ученика.
Проведенное исследование позволило рассмотреть модель педагогического познания только в части школьника как субъекта образования, однако аспекты влияния индивидуальности педагога и родителя на познание ими школьника остаются нераскрытыми. Разработанная программа педагогического познания построена на методе наблюдения, который имеет свои ограничения. Расширение методов целостного познания позволит исследовать феномен наиболее объемно. Результаты исследования построены на выборке школьников начальных и средних классов одной городской школы. Вероятно, познание педагогами старшеклассников будет иметь свои особенности, а данные других образовательных организаций позволят уточнить полученные выводы.
Полученные результаты исследования намечают перспективы дальнейших исследований по нескольким направлениям: эмпирическое подтверждение всех структурных компонентов модели целостного познания школьника; исследование динамики педагогического познания растущего школьника в ходе лонгитюдного исследования; опосредующие звенья в целостном познании школьника; разработка новых программ и технологий педагогического познания индивидуальности школьника.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсланьян В.П., Борисова Е.М. Методическое руководство «Тест умственного развития младшего школьника», М.: ПИРАО, 1997.
2. Баранская Л.Т. Особенности психодиагностики интеллекта с помощью шкалы Д. Векслера в различных возрастных группах учащихся средней школы // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 2. Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2001. С. 92-98.
3. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения за детьми. М.: Педагогика, 1975. С. 16-78.
4. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе. Социометрический метод в школьной практике. Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». М.: ООО «Чистые пруды», 2005. 32 с. URL: https://psychlib.ru/mgppu/b05/b05-001-.htm
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.: Питер, 2001. С. 136-137.
6. Вассерман Л.И., Чередникова Т.В., Щелкова О.Ю., Малкова Е.Е., Ананьева Е.И. Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков: стандартизация и практическая апробация. Пособие для врачей и медицинских психологов. Спб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2008. 29 с.
7. Волочков А.А. Проблема соотношения объектного и субъектного в исследованиях индивидуального стиля деятельности / Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа. М.: Смысл, 2011. С.213-219.
8. Вяткин Б.А. Жизненные проявления свойств нервной системы и темперамента у школьников: методические рекомендации для учителей, школьных психологов и родителей. Пермь, 2013.
9. Вяткин Б.А., Калугин А.Ю., Каракулова О.Ю. Жизненные проявления свойств интегральной индивидуальности у школьников: методическое пособие. Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2023. 38 с.
10. Вяткин Б.А. Понятие интегральной индивидуальности / Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа. М.: Смысл, 2011. С.49-70.
11. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявления в труде учителя / Психология метаиндивидуальности учителя начальных классов: монография. Пермь, 2008. С. 16-42.
12. Вяткин Б.А. Школьник как интегральная индивидуальность // Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы / под ред. Б.А. Вяткина. Пермь, 2015. С. 14-19.
13. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. О триединстве теории и подходов к целостному познанию человека в современной психологии // Педагогика, психология, общество - 2016: сборник статей 1-й сессии междунар. науч. конф. (Россия, Москва, 29-30 марта 2016 г.). М.: РусАльянс Сова, 2016. С. 102-115.
14. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Новый подход к исследованию стиля в научной школе В.С. Мерлина // Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология. 2008. № 1-2.
15. Вяткин Б.А., Силина Е.А., Щукин М.Р. Психологическая подготовка учителя в школе В.С. Мерлина: традиции и современность // Вестник ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 1/2013. С. 5-18. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-podgotovka-uchitelya-v-shkole-v-s-merlina-traditsii-i-sovremennost/viewer
16. Дорфман Л.Я. Каузуальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуальности мира // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2016. Т. 13. № 1. С. 115-153.
17. Жданова С.Ю. Интегральная индивидуальность как объект и как субъект познания // Вестник Перм. гос. пед. ун-та. Сер. 1. Псих. № 1-2. 2004. С. 3-11.
18. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека / Перм.гос.ун-т.; Ин-т психологии. Пермь, 2005. 190 с.
19. Каракулова О.Ю. Интегративная модель целостного познания индивидуальности школьника учителем. Сообщение 1. Теоретическое обоснование и задачи исследования // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32, вып. 4. С. 405-412.
20. Мудрик А.В. Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 109-116.
21. Логинова Г.П. Диагностика умственного развития детей подросткового возраста. М.: МГППУ, 2002. 133 с.
22. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: «НПО МДЭК», 2005. 544 с.
23. Петровский В.А. «Я» в персонологической перспективе. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 81-105.
24. Ткачева О.Ю. Интегральная индивидуальность школьника как предмет научно-педагогического исследования учителя: системно-интегративный подход // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе: сборник статей II международной научно-практической конференции / под ред. Т.В. Белых, Г.В. Грачева. Саратов: ИЦ «Наука», 2021. С. 163-167.
25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. СПб: Питер, 2000. 560 с.
26. Самбикина О.С. Индивидуальный стиль учебной деятельности (на материале лонгитюдного исследования школьников разного пола). Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Пермь. 1998.
27. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант). Методическое руководство. Госстандарт России. Комплексное обеспечение психологической практики. СПб.: Иматон, 2020.
Поступила в редакцию 18.04.2024
Каракулова Ольга Юрьевна, аспирант
ФГБУВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» 614990, Россия, г. Пермь, ул. Сибирская, 24 E-mail: [email protected]
O. Yu. Karakulova
INTEGRATIVE MODEL OF HOLISTIC PEDAGOGICAL KNOWLEDGE OF STUDENT's INDIVIDUALITY
DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-3-268-284
The relevance of the study corresponds to the modern trend of studying human individuality as an integral system. The teacher's holistic knowledge of student's individuality makes it possible to develop an optimal pedagogical model of training and education. Teacher's knowledge of student's individuality is defined as a multi-level process of scientific and practical research into the student's integral individuality.
Purpose: to study the pedagogical knowledge of the integral individuality of a schoolchild as an object of knowledge and a subject of activity.
Hypothesis: life manifestations of the properties of schoolchildren's integral individuality observed by teachers are interconnected with the properties of integral individuality of schoolchildren themselves.
Sample: schoolchildren (N=565), boys - 306, girls - 259, aged from 9 to 14 years (M=11.2); teachers (N=34), men - 1, women - 33, aged from 22 to 60 years (M=43.1). Research methods: scientific experiment, observation, testing, questioning, sociometric measurement; correlation analysis (according to Charles Pearson), factor analysis. Results: a diagnostic complex "Level-by-level questionnaire of the integral individuality of a schoolchild" was developed. Two focuses of pedagogical cognition were discovered (properties of neurodynamic, psychodynamic and personal level; properties of cognitive processes and social status).Three factor structures of cognition were revealed: "Mental cognitive processes as the main factor of favorable social status at school"; "Adaptive behavior to school life", "Restraint and control of reactions in relation to surrounding people and things." The property "Attitude to learning" can be defined as a meta-individual characteristic of the pedagogical knowledge of the student's individuality.
Keywords: integral individuality, holistic cognition, life manifestations of individuality, pedagogical observation, levels of integral individuality.
Received 18.04.2024
Karakulova O.Yu., postgraduate student
Perm State Humanitarian and Pedagogical University
Sibirskaya st., 24, Perm, Russia, 614990
E-mail: [email protected]