Научная статья
УДК 343.97
Краткий обзор развития отечественного образования и раскрытие ключевых понятий теории уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде
Сидорова Екатерина Закариевна, Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Россия, кандидат юридических наук
e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлена оценка развития отечественной системы образования, проанализировано ее современное состояние и освещены ключевые понятия теории уголовной политики в области предупреждения криминальных проявлений, присутствующих в современной образовательной среде. Автор дает определение понятию уголовной политики в указанной сфере общественных отношений, раскрывает ее основные цели и принципы, обращает внимание на ее субъекты и историю формирования уголовной политики.
Ключевые слова: уголовная политика, криминологическая безопасность, противодействие преступности, система образования, криминологические угрозы, криминологическая превенция
A brief overview of the development of domestic education and the disclosure of key concepts of the theory of criminal policy in the field of crime prevention in the educational environment
Sidorova Ekaterina Zakarievna,
East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russia, Сandidate of Law
Abstract. The article presents an assessment of the development of the domestic education system, analyzes its current state and highlights the key concepts of the theory of criminal policy in the field of preventing criminal manifestations present in the modern educational environment. The author defines the concept of criminal policy in this sphere of public relations, reveals its main goals and principles, draws attention to its subjects and the history of the formation of criminal policy.
Keywords: criminal policy, criminological security, combating crime, education system, criminological threats, criminological prevention
В настоящее время государство уделяет особое внимание институту воспитания, образования и науки. Это подтверждается тем, что образовательная и научная среда сегодня находятся на стадии совершенствования и реформирования. Одним из направлений развития сферы образования является повышение уровня ее защищенности, в том числе от угроз криминального и криминогенного характера1. Недавний трагический случай скулшутинга, произошедший в мае 2021 г. в Казани, когда подросток произвел массовое убийство учащихся и педагогов, свидетельству-
1 См.: Маслов В. И. Криминологическая безопасность образовательных организаций: проблемы понятийного аппарата // Вестник Омской юридической академии. 2019. Т. 16. № 1. С. 60.
ет о том, что в настоящее время назрела необходимость проведения эффективной криминологической профилактики среди лиц, являющихся участниками образовательных отношений.
Образование предполагает систему обучения, а обучение - один из видов познавательной деятельности человека, результатом которой выступает получение знаний. Известно, что именно познание является самой сложной формой деятельности человека, которая отличает человека от животных. Как указывал Пифагор, люди отличаются от животных, эллины - от варваров, свободнорожденные - от рабов, философы - от простых людей именно образованием2.
2 См.: Шульга Е. Н. Здоровье в контексте философско-истори-ческого анализа // Философия науки и техники. 2008. Вып.
Право на образование - это одно из основных и фундаментальных прав человека, которое подтверждено национальными и международными правовыми актами.
Действительно, роль образования в жизни общества неоценима, особенно в настоящее время в век информационных технологий. Именно образование способствует формированию человека, развивает в человеке такие личностные качества, как самодисциплина, целеустремленность, воспитанность, толерантность, коммуникабельность, тяга к новым источникам информации и многое другое. Можно утверждать, что посредством образования закладывается определенный фундамент дальнейшего развития государства и общества, поскольку от уровня образованности подрастающего поколения зависит будущее страны.
Однако для сравнения важно отметить, что по данным ООН в советский период СССР входил в тройку государств по уровню образования1. Сегодня, по тем же данным ООН, по состоянию на 2019 г. Россия находится на 33 месте после Греции, Сингапура и Турции2. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что советская система обладала только неоспоримыми преимуществами, поскольку недостатки в ней тоже были. В связи с этим до сих пор нет единства во мнении относительно того, действительно ли систему образования Советского Союза можно считать лучшей в мире.
Особый интерес представляет точка зрения В. Ф. Шаталова, который заключал, что множество достижений СССР в областях науки, техники, строительства и в социальном развитии основывалось на образовании, что свидетельствует о его качестве.
В контексте сказанного, интересным представляется тот факт, что после того, как в 1960-х гг. СССР был осуществлен полет первого человека в космос, адмирал США Х. Риковер заявил, что СССР угрожает США не оружием, а именно системой образования. В связи с чем проблему попробовали решить за счет совершенствования системы образования в США, в частности, был переведен ряд советских школьных учебников по математике, физике, химии. Однако в странах Запада не удалось преодолеть практику упрощения образования. Билл Гейтс в наши дни заявил, что американская школа развалилась именно потому, что ушла от классической системы образования3.
Советское образование вобрало в себя все луч-
13. С. 70.
1 См.: Маслов В. И. Роль образования в современном мире // Век глобализации. 2013. № 2. С. 85.
2 Доклад о человеческом развитии 2019. За рамками уровня доходов и средних показателей сегодняшнего дня: неравенство в человеческом развитии в XXI веке: программа развития ООН [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp. org/sites/default/files/hd r_2019_ru.pdf (дата обращения: 01.07.2021).
3 См.: Маслов В. И. Роль образования в современном мире //
Век глобализации. 2013. № 2. С. 86.
шие традиции классической русской школы и новые прогрессивные педагогические идеи. Одним из самых значительных преимуществ советской системы школьного образования являлась его доступность для большинства населения (всеобщее бесплатное среднее образование, весьма распространенное высшее), что гарантировалось ст. 45 Конституции СССР 1977 г., а также массовостью. При этом стоит отметить, что не все эти показатели сохранились.
В ч. 3 ст. 5 ранее действовавшего Закона РФ «Об образовании» от 10 января 1992 г. уточнялось, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые, тогда как в СССР было гарантировано полное, всестороннее и бесплатное образование.
К плюсам системы образования в СССР также относят высокую мотивированность учащихся, уважение общества к образованию, очень качественное высшее техническое образование, сравнительно высокие стипендии и т. п.
Интересным представляется то, что в советское время каждый год насчитывалось огромное количество Нобелевских лауреатов и победителей международных олимпиад. Советские школьники побеждали на международных олимпиадах, в том числе и по естественно-научным дисциплинам. Подчеркнем, что все эти достижения возникали несмотря на то, что общее образование в СССР утвердилось позднее чем в западных странах практически на целый век.
Отметим, что в настоящее время система образования в России требует изменений. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в настоящее время существует проблема нехватки квалифицированных педагогов, недостаточное финансирование системы образования. По оценке некоторых специалистов, сегодня в России на образование приходится 2,9 % ВВП, тогда как в развитых странах - 4-5 %. Наблюдается также падение уровня образования в ВУЗах России. В результате ни одна из версий списка 100 лучших университетов мира на сегодняшний день не включает российские университеты (за исключением МГУ). Добавим, что в российской системе образования помимо вышеперечисленных проблем также наблюдается низкая практическая направленность обучения, слабое законодательство системы образования, коррупция и т. д.
В качестве выхода из сложившейся ситуации звучат предложения прекращения реформы образования и возвращения к советской школе4. Однако какой бы достойной ни была система образования в СССР, думается, что российское общество значительно из-
4 Декан МГУ призвал вернуться к системе советской школы: информационное агентство «Красная Весна» [Электронный ресурс]. - URL: https://rossaprimavera.ru/news/bf572c10 (дата обращения: 01.07.2021).
менилось, появилось огромное количество информации, мир цифровизировался и усложнился. Таким образом, современная система образования не может этого не учитывать, поэтому невозможно ориентироваться на образование, которое существовало 25-30 лет назад, поскольку оно устарело. Однако важно уделять должное внимание опыту СССР, освоив его положительные стороны с учетом современных требований общества.
В рамках развития отечественной системы образования и в целях создания эффективного профилактического поля для образовательных отношений наиболее перспективным, на наш взгляд, представляется развитие такого направления, как уголовная политика в сфере предупреждения преступности в образовательной среде1.
Уголовная политика представляет собой действующую в государстве систему взглядов, идей и направлений борьбы с преступностью. Основным направлением мер уголовной политики является противодействие преступности, устранение ее причин и минимизация последствий за счет деятельности государственных органов и усилий гражданского общества. Иными направлениями уголовной политики является защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности, закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, собственности, безопасности в сфере экологии и транспорта, правосудия, порядка управления, интересов военной службы, мира и безопасности человечества.
Основной целью уголовной политики является воздействие на преступность путем разработки теоретических идей, которые направлены на противодействие и предупреждение преступности. Государственная функция, основанная на Конституции РФ, - осуществление функции борьбы с преступностью, которая несет угрозу безопасности обществу и государству, уголовно-правовыми средствами. Поэтому следующей целью уголовной политики является создание уголовно-правовой основы, в качестве которой выступает уголовное законодательство.
Уголовная политика взаимодействует с уголовным законодательством и в этом взаимодействии уголовный закон имеет приоритет при осуществлении мер уголовно-правового воздействия. В действующем уголовном законодательстве, которое составляет основу уголовной политики, значительное внимание уделяется защите прав и законных интересов личности.
Уголовная политика оказывает содействие поддержанию стабильности государства, проведению оптимальной социально-экономической стратегии России, развитию предпринимательства. Ведет активное противодействие преступности, содействует
1 Сидорова Е. З. Федеральная уголовно-правовая политика в сфере предупреждения преступности в образовательной среде (на примере правовых актов Правительства Российской Федерации) // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2021. № 2 (55). С. 56.
позитивным интегративным процессам и формированию гражданского общества. Проведение эффективной уголовной политики выступает как вспомогательное средство российской государственности.
Принципы уголовной политики представляют собой обязательные для законодательных и правоохранительных органов основные положения, руководящие начала, обусловленные потребностями и закономерностями общественного развития, определяющие генеральные стратегические и тактические направления деятельности по реализации уголовного законодательства. К их числу относят принцип законности, равенства граждан перед законом, справедливости, гуманности, неотвратимости ответственности и другие.
Формирование в России уголовной политики началось в Х1Х-ХХ вв. и проходило по трем основным этапам: зарождение основ уголовной политики (уголовная политика в дореволюционный и послереволюционный период); формирование советской уголовной политики (уголовная политика в период социализма); формирование и развитие уголовной политики России постсоветского периода (уголовная политика в современное время).
Несмотря на то, что в настоящий период российская уголовная политика активно развивается, в ней по-прежнему присутствует достаточно большое количество нерешенных проблем. На сегодняшний день необходимо принятие соответствующих федеральных законов, дополнение и внесение поправок в подзаконные правовые акты. Необходимо привлечение ученых к экспертизе нормативно-правовых актов и принятие участия в их разработке.
Уголовная политика в области предупреждения преступности в образовательной среде представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, ориентированную на борьбу с преступностью, проявляющейся в сфере образования, а также иными негативными социальными явлениями криминального и криминогенного характера в данной области общественных отношений (коррупция, экстремизм, скулшутинг, склонение обучающихся к суицидальному поведению и т. д.).
Основная цель такой деятельности - снизить количество случаев совершения противоправных действий среди участников образовательных отношений. Для этого государственные (федерального и регионального уровней) и муниципальные органы власти используют различные механизмы и способы правового, организационного, экономического, финансового, медицинского, административного и иного характера.
Уголовная политика в сфере предупреждения преступности в образовательной среде является составной частью уголовной политики государства в целом. В настоящий период в нашей стране законодателем прямо не выделяется такое направление, как борьба с преступностью именно в сфере образова-
ния, в этой связи следует заключить, что такая политика реализуется через исполнение общих правовых предписаний и норм, направленных на превенцию преступности в целом.
Можно выделить четыре уровня уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде:
1) уголовная политика, реализуемая на международном уровне посредством международного сотрудничества;
2) уголовная политика, реализуемая на федеральном уровне;
3) уголовная политика, реализуемая на региональном уровне;
4) уголовная политика, реализуемая органами местного самоуправления.
Несмотря на существование нескольких уровней реализации уголовной политики, важно, чтобы их положения и предписания не противостояли друг другу, иначе на практике возникнут неразрешимые противоречия, которые могут негативно сказаться на борьбе с криминальными проявлениями в сфере образования. Важно, чтобы субъекты уголовной политики умели сотрудничать и стремились к единой для всех цели - противодействовать совершаемым правонарушениям.
Под субъектом уголовной политики следует понимать носителя свойств, обеспечивающих разработку и (или) реализацию положений уголовной политики, направленной на противодействие тем или иным криминальным и криминогенным явлениям.
В научной литературе отмечается, что субъектами уголовной политики выступают органы государственной и муниципальной власти, их должностные лица и работники (сотрудники), общественные организации, а также отдельные граждане, активно участвующие в разработке или реализации уголовной политики на соответствующем уровне и наделенные для этого предусмотренными законом полномочиями1.
В общем представлении к субъектам уголовной политики относятся:
1) правоохранительные органы (органы внутренних дел, прокуратура, учреждения уголовно-исполнительной системы, таможенные органы, органы государственной безопасности и иные);
2) судебные органы;
3) государственные и муниципальные органы, не относящиеся к категории правоохранительных (например, Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, главы регионов, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);
4) общественные институты (в частности, институт семьи, школы, педагогические работники);
5) иные лица, так или иначе выполняющие функции, связанные с противодействием девиантным и противоправным проявлениям в обществе.
1 Ревин В. П., Жариков Ю. С., Ревина В. В. Уголовная политика: учебник для вузов. М., 2020. С. 102.
В научной литературе выделяют большое количество субъектов уголовной политики. В целях их систематизации представим их классификацию.
I. В зависимости от предназначения субъекта уголовной политики, т. е. в зависимости от того, для чего они были созданы и функционируют:
1) специализированные субъекты уголовной политики - органы, организации и их представители, работники, основной целью деятельности которых является руководство уголовной политикой страны и реализация ее положений (например, органы внутренних дел Российской Федерации);
2) неспециализированные субъекты уголовной политики - государственные и общественные органы, организации и объединения, занимающиеся реализацией уголовной политики наравне с иной деятельностью, т.е. исполнение уголовной политики не является основным видом деятельности (например, средства массовой информации).
II. В зависимости от направленности деятельности специализированные субъекты уголовной политики можно разделить на следующие:
1) субъекты, осуществляющие руководство уголовной политикой на директивно-политическом уровне (например, Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, Президент Республики Башкортостан);
2) субъекты, выполняющие функции по обеспечению уголовной политики на законодательном уровне (например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Законодательное Собрание Иркутской области);
3) субъекты, занимающиеся непосредственной реализацией уголовно-правовых мер борьбы с преступностью (например, следователи Следственного комитета Российской Федерации, дознаватели и оперуполномоченные органов внутреннихдел, прокуроры, судьи);
4) субъекты, выполняющие функции по информационному, аналитическому, методическому и ресурсному обеспечению уголовной политики (например, сотрудники и руководители соответствующих государственных и муниципальных служб и ведомств; сотрудники правоохранительных органов, занимающиеся связями с общественностью и средствами массовой информации);
III. В зависимости от властных полномочий субъекты уголовной политики подразделяются следующим образом:
1) органы государственной и муниципальной власти (например, Правительство Российской Федерации, Администрация г. Иркутска, органы опеки и попечительства);
2) государственные и муниципальные организации и учреждения (например, учреждения образования и культуры, учреждения здравоохранения и социальной защиты);
3) общественные объединения, общественные институты, граждане (например, добровольные на-
родные дружины, частные охранные организации, детективные службы).
IV. В зависимости от уровня власти выделяются такие субъекты уголовной политики, как:
1) федеральные органы власти (например, Совет Безопасности Российской Федерации);
2) региональные органы власти (например, губернатор Иркутской области);
3) муниципальные органы власти (например, мэр г. Иркутска, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Ангарска).
Уголовная политика в большей степени отражается в действующих на территории государств правовых актах и предписаниях. Анализ правовых актов показывает, что в настоящее время принято большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, рекомендаций и иных документов, в той или иной мере отражающих вопросы превенции преступности в системе образования. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся многочисленность предписаний, единой стратегии уголовной политики (как в целом общегосударственной, так и в области профилактики криминальных явлений в образовательной среде) по-прежнему нет. Каждый документ принимается отдельно друг от друга, нормативно-правовые акты в своем большинстве не корреспондируют и не являются логичным продолжением друг друга. В этой связи считаем целесообразным развивать данное направление уголовной политики, что будет способствовать созданию эффективного защитного криминологического поля для системы образования в целом.
Библиографический список
1. Декан МГУ призвал вернуться к системе советской школы: информационное агентство «Красная Весна» [Электронный ресурс]. - URL: https:// rossaprimavera.ru/news/bf572c10 (дата обращения: 01.07.2021).
2. Доклад о человеческом развитии 2019. За рамками уровня доходов и средних показателей сегодняшнего дня: неравенство в человеческом развитии в XXI веке: программа развития ООН [Электронный ресурс]. - URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/ hdr_2019_ru.pdf (дата обращения: 01.07.2021).
3. Маслов В. И. Криминологическая безопасность образовательных организаций: проблемы понятийного аппарата / В. И. Маслов // Вестник Омской юридической академии. - 2019. - Т. 16. - № 1. - С. 60-65.
4. Маслов В. И. Роль образования в современном мире / В. И. Маслов // Век глобализации. - 2013. - № 2. - С. 83-92.
5. Ревин В. П. Уголовная политика: учебник для вузов / В. П. Ревин, Ю. С. Жариков, В. В. Ревина. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 278 с.
6. Сидорова Е. З. Федеральная уголовно-правовая политика в сфере предупреждения преступности в образовательной среде (на примере правовых актов Правительства Российской Федерации) / Е. З. Сидоро-
ва // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. - 2021. - № 2 (55). - С. 56-62.
7. Шульга Е. Н. Здоровье в контексте философско-исторического анализа / Е. Н. Шульга // Философия науки и техники. - 2008. - Вып. 13. - С. 67-76.
Bibliograficheskij spisok
1. Dekan MGU prizval vernut'sya k sisteme sovetskoj shkoly: informacionnoe agentstvo «Krasnaya Vesna» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://rossaprimavera.ru/ news/bf572c10 (data obrashcheniya: 01.07.2021).
2. Doklad o chelovecheskom razvitii 2019. Za ramkami urovnya dohodov i srednih pokazatelej segodnyashnego dnya: neravenstvo v chelovecheskom razvitii v XXI veke: programma razvitiya OON [Elektronnyj resurs]. - URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2019_ru.pdf (data obrashcheniya: 01.07.2021).
3. Maslov V. I. Kriminologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'nyh organizacij: problemy ponyatijnogo apparata / V. I. Maslov // Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii. - 2019. - T. 16. - № 1. - S. 60-65.
4. Maslov V. I. Rol' obrazovaniya v sovremennom mire / V. I. Maslov // Vek globalizacii. - 2013. - № 2. - S. 83-92.
5. Revin V. P. Ugolovnaya politika: uchebnik dlya vuzov / V. P. Revin, YU. S. ZHarikov, V. V. Revina. - 2-e izd., isp. i dop. - M.: YUrajt, 2020. - 278 s.
6. Sidorova E. Z. Federal'naya ugolovno-pravovaya politika v sfere preduprezhdeniya prestupnosti v obrazovatel'noj srede (na primere pravovyh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii) / E. Z. Sidorova // Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2021. - № 2 (55). - S. 56-62.
7. SHul'ga E. N. Zdorov'e v kontekste filosofsko-istoricheskogo analiza / E. N. SHul'ga // Filosofiya nauki i tekhniki. - 2008. - Vyp. 13. - S. 67-76.