КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Файзиев Я.З.1, Зиёев Д.Я.2
1Файзиев Яхши Зиёевич - преподаватель,
кафедра физкультуры и спорта, Бухарский государственный университет; 2Зиёев Дилшод Яхши угли - студент, направление: общая профилактика, Бухарский медицинский институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и обучения, на производстве, в быту, в структуре досуга; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.
Ключевые слова: физическая культура, система физического воспитания, здоровье, эстетика, здоровое тело.
Система физического воспитания - одна из древнейших и наиболее динамичных форм целенаправленного воздействия на внешность человека, на уровень его физического развития. По мнению Н. Пономарева, физическое воспитание возникает, когда «человек сознательно применяет особые движения - физические упражнения -для развития своих физических и других способностей, когда существуют определенные формы специально организованной двигательной активности».
В «Пособии по физическому воспитанию детей школьного возраста» П. Лесгафт выделяет три основных периода в развитии физической культуры и образования человека:
Эмпирический период (из древних - Персия, Греция и Рим), основанный на наблюдениях и опыте, «образование направлено на физическое развитие подростка, на проявление его физической силы и скорости, энергичности и терпения». Лесгафт определяет Древнюю Грецию как классический период физического воспитания. Как один из главных моментов в жизни идеал каждого гражданина Греции - «здоровое, сильное, правильное телосложение, красивое тело с бодрым и живым духом». Гимнастика была разделена на: диетическую - для развития и поддержания здорового, хорошо сложенного тела; эстетическую - направлена на развитие красивых форм, правильности движений, тело должно быть олицетворением души; военную гимнастику - направлена на развитие силы и устойчивости тела и ловкости движений; этичность - развитие решительности, осознанного и ответственного отношения к своим действиям.
В Древней Греции умение плавать было настолько широко распространено и ценилось, что поговорка «он не умеет ни читать, ни плавать» означала, что человек ничего не знал и не мог.
Цели физического воспитания в Древнем Риме заключались в поддержании здоровья ребенка и подготовке подростка к военным действиям. Известны публичные соревнования - упражнения по борьбе, бегу, верховой езде и др. зрелищные упражнения и показательные выступления.
Учебный период. Связан с развитием внешних приемов и привычек, типичных для физического воспитания рыцарства и овладения семью рыцарскими искусствами (добродетелями): верховой ездой, плаванием, стрельбой, фехтованием, охотой, шахматами и многим другим.
Научный период. В развитии физического воспитания характерно создание комплексных, обоснованных и подкрепленных множеством экспериментальных исследований и теорий - постановок Дж. Локка о необходимости гармоничного развития ребенка умственно и физически; важность движения на свежем воздухе, ходьбы, бега, различных игр и т. д., которые приводят к улучшению внешнего вида человека.
Позже в Германии была основана новая школа «Филантроп», которая реализовала идею художественного и физического развития детей, чтобы закалить и укрепить их тела. Исследуя важность физического воспитания, Дж. Фит утверждает, что простые и сложные упражнения должны подчиняться определенным правилам: необходимость разнообразия; поддержание внимания и интереса детей; переход от более простого к более сложному при смене и чередовании упражнений; совместный -соревновательный результат; соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.
В истории физического воспитания П. Линг определен как основатель так называемой шведской или «рациональной школы гимнастики». Физическое развитие человека связано с его анатомическими и физиологическими знаниями. Разработал систему физических упражнений: педагогическую гимнастику, военную, лечебную и эстетическую.
Цель педагогической гимнастики - научить человека подчинять свое тело влиянию своей воли. П. Лесгафт в своем «Историческом очерке» рассматривает физическое воспитание в совместный-соревновательный результат; соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей. А Иоганн Кристоф Фридрих Гутс-Мутс раскрывает важность различных мобильных игр для развития наблюдательности, внимания, памяти, ума и воображения игроков.
П. Лесгафт в своем «Историческом очерке» рассматривает физическое воспитание в Англия. Это делается с помощью различных видов спорта и в основном игр. Представлены футбол, крикет, легкая атлетика, стрельба, плавание, гребля и туризм. Факт, который производит сильное впечатление на автора, заключается в том, что в недельных расписаниях в разных школах обязательные занятия физкультурой были от 15 до 28 часов.
Позднее К. Ушинский раскрыл важность антропологического подхода к теории физического воспитания, подчеркнув роль гимнастические упражнения для развития мышц, нервной системы, органов чувств и их взаимосвязь с общим воспитанием и развитием ребенка.
Физическая культура - органическая часть культуры человека, ее особая самостоятельная сфера и одна из сфер общественной деятельности, направленная на улучшение здоровья и развитие физических возможностей человека. Однако это специфический процесс и результат деятельности человека, средство и метод физического совершенствования человека. Физическая культура влияет на жизненно важные аспекты личности, получаемые в виде композиций, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.
Физическое воспитание - одно из направлений социальной активности, направленное на улучшение здоровья, развитие физических возможностей человека и их использование в соответствии с потребностями социальной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и обучения, на производстве, в быту, в структуре досуга; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.
Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечениях, в некоторых формах самовыражения человека посредством социально активной полезной деятельности.
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает очень важное место в исследованиях, работе людей. Упражнение играет важную роль в деятельности членов общества, поэтому знания и навыки по физическому воспитанию необходимо поэтапно определять в образовательных учреждениях на разных уровнях. Высшие учебные заведения также играют важную роль в образовании и обучении физическому воспитанию, где преподавание должно основываться на четких методах, методах, которые вместе образуют хорошо организованную и оптимизированную методологию обучения и воспитания студентов.
Список литературы
1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. Р.Голощапов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 312 с.
2. Хрестоматия по истории физической культуры и спорта. / Сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. М.: Физическая культура, 2005. Ч. 1-2.