10. Захарова Л.В. Сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы вуза на основе интегрального подхода: дис... .канд. пед. наук 13.00.04 / Захарова Лариса Вячеславовна. - Красноярск, 2017. - 270 с.
11. Игнатов В.В. Становление личности в образовательном процессе: культурные и педагогические аспекты / В.В Игнатова: издательство СибГТУ. - Красноярск, 2010. - 296 с.
12. Карлов Г.П. Проблема психолого-педагогического сопровождения школьников и студентов с проблемами физического здоровья / Г.П. Карлов, Г.И. Чижакова, В.С. Нургалеев // Проблемы и перспективы интегрированного инклюзивного образования лиц и ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийского обучающего семинара. - Красноярск, 2010. - С. 101-109.
13. Кириллова Я.В. Методы воспитания в процессе педагогического сопровождения студентов вуза физической культуры / Я.В. Кириллова // Актуальные проблемы подготовки и сохранения здоровья спортсменов: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 40-летию кафедры спортивной медицины и физической реабилитации. Уральский государственный университет физической культуры. 2014. С. 135-139.
14. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г. // Рос. газета. -2000. - 13 сентября. С. 6-7.
15. Кураев Г.А. Программа «Здоровье и образование» / Г.А. Кураев. - М.: 2003. - 98 с.
16. Кушнер И.Т. Психологическое сопровождение процесса адаптации к обучению в вузе первокурсников факультета физического воспитания / Психолого-педагогическое образование в системе высшей школы - 2: сборник научных статей Республиканской научно-практической конференции. Могилев, 2014. С. 112-116.
17. Московченко О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека: монография. - М.: ФЛИНТА, Наука. 2012. - 312 с.
18. Московченко О.Н. Захарова Л.В., Люлина Н.В. Социально-психофизиологическая адаптация студенток с ограниченными физическими возможностями в структуре физической реабилитации // Адаптивная физическая культура, 2012, 3 (49), С. 9-12.
19. Московченко О.Н., Захарова Л.В., Люлина Н.В. Модель комплексной реабилитации студентов с заболеванием опорно-двигательного аппарата // Проблемы современного. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 2. С. 173-176.
20. Панчук Н.С. Педагогическое моделирование формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности студентов вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 1 (83). С. 127-131.
21. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений /
B.А. Сластенин, В.П. Кашарин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.
22. Тарабарина Е.В. Сравнительный анализ распределения студентов НГТУ по медицинским группам / Е.В. Тарабарина // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: тезисы докладов 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: изд-во нижегородского госуниверситета, 2005. -
C. 78-80.
23. Толстик Е.А. Актуальные направления психологического сопровождения в физическом воспитании и спорте / Синергия Наук. Ялта. 2017. № 11. С. 1211-1217.
24. Трухачев В.И., Осыченко М.В., Скрипкин В.С. Интегральный метод самосовершенствования студентов в образовательном пространстве вуза // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 3 (19). С. 247-251.
25. Халикова Э.Ш., Борисов А.Н. Опыт медико-биологического сопровождения физического воспитания студентов специальной медицинской группы технического университета // Вестник научных конференций. 2016. № 6-4 (10). С. 111-113.
26. Цыганенко О.С. Педагогико-психологическое сопровождение студентов-инвалидов по слуху как неотъемлемая часть инклюзивного обучения на кафедре «физическое воспитание» МГТУ им. Н.Э. Баумана в процессе освоения специального комплекса по развитию скоростных качеств и динамических дыхательных упражнений / О.С. Цыганенко // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Арзамас. 2016. С. 263-272.
Педагогика
УДК 372.879.6
кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич
Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (г. Новокузнецк); старший преподаватель Шишкина Татьяна Иосифовна
Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ:
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. Физическая культура существовала практически на всем протяжении истории человечества. Ее направленность, средства и методы до XIX века оставались практически идентичными для всех исторических эпох. И только с появление спорта пошло бурное развитие спортивно-игрового направления и появились различные концепции преподавания физической культуры. Вместе с тем, бурное развитие гуманистической педагогики, повлекло за собой отказ от авторитарных методов преподавания и переход на личностно-ориентированное обучение, но если провести исторический анализ преподавания физической культуры и физического воспитания можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение физической культуре было всегда, просто этот термин не был известен до середины XX века. Данная статья рассматривает историческое развитие преподавание и обучение физической культуре с позиции личностно ориентации.
Ключевые слова: физическая культура, личностно ориентированное обучение, история физической культуры, физическое воспитание.
Annotation. Physical culture existed for almost the entire length of human history. Its orientation, means and methods until the XIX century remained almost identical for all historical eras. And only with the advent of sports, the rapid development of the sports-gaming trend went and various concepts of teaching physical culture emerged. At the same time, the rapid development of humanistic pedagogy led to the abandonment of authoritarian teaching methods and the transition to student-centered learning, but if a historical analysis of physical culture and physical education teaching is taken, it can be concluded that physical education has always been the term was simply not known until the middle of the 20th century. This article examines the historical development of teaching and learning physical culture from the perspective of personal orientation.
Keywords: physical culture, personality-oriented learning, history of physical culture, physical education.
Введение. Личностно-ориентированное образование развивается с 50-х гг. XX века. Корни этого явления находятся в трудах педагогов гуманистического направления, которые считали каждого ребёнка уникальным и педагогический процесс, по их мнению, должен строится на этой уникальности, необходимо принимать ребёнка таким какой он есть, любить его, обучать и воспитывать его с учётом его способностей и возможностей. Одним из первых кто начал использовать данный подход в своей работе был английский психолог и педагог К. Роджерс. Он обнаружил, что успешность деятельности психолога и педагога резко возрастают если они обладают эмпатией, принятием ученика или клиента таким какой он есть без всяких предварительных условий, тёплое отношение к ученику или клиенту, искреннее поведение и то, что сейчас принято называть «эмоциональный интеллект». Таким образом он стал одним из пионеров клиент-центрированной терапии, а в педагогике его идеи стали обозначаться как pupl-centered education или образование, центрированное вокруг ученика. В отечественной педагогике вместо термина личностно-центрированное образование используется термин личностно-ориентированное образование. Необходимо согласиться с Н.Э. Гусинским и Ю.И. Турчаниновой [1] которые говорят о том, что это не самый удачный перевод pupl-centered education поскольку допускает неоднозначность трактовки. Однако, в отечественной педагогике этот перевод является общепринятым и используется повсеместно.
Таким образом, личностно-ориентированный подход в обучении в конце XX в начале XXI века становится определяющим. Ориентация строится на предпочтениях, желаниях и возможностях обучающихся. В том числе личностно-ориентированный подход внедряется и в обучении физической культуре. Физическая культура составная часть общечеловеческой культуры, представляющая из себя совокупность ценностей и знаний, которые позволяют решать задачи физического, нравственного, интеллектуального развития. В физическую культуру входят: физическое воспитание, физическая рекреация, спорт, адаптивная физическая культура и спорт, лечебная физическая культура и др. Исходя из этого под личностно-ориентированным обучением физической культуре, понимают процесс физического воспитания, физической рекреации, физической адаптации направленный на решение широкого спектра задач, которые будут способствовать самореализации личности в жизни. Стоит заметить важную, личность может не осознавать значимость задач, решаемых физическим воспитанием на данном этапе онтогенеза, например.
В современной педагогической практике существует четыре концепции преподавания, которые позволяют решать задачи, стоящие перед физической культурой, и все из них можно назвать личностно-ориентированными. Первая концепция преподавания физической культуры — это спортивная концепция. Ученикам, обучающимся, студентам предлагается выбрать один из видов спорта которые реализуются в образовательном учреждении, и на уроках или учебных занятиях они занимаются избранным видом спорта. Как правило, это какие-то игровые виды: футбол, баскетбол, волейбол, гимнастика, единоборства и т.д. Оценкой успешности таких занятий служит рейтинг, определяемый занятыми местами на соревнованиях, а также сдачей контрольных нормативов по ОФП и СФП если таковые предусмотрены программой. Вторая концепция преподавания физической культуры - это оздоровительная концепция. Во главу угла здесь ставится здоровье ученика или обучающегося, студента и вся физкультурная деятельность направлена на достижение этой цели. Как правило используются аэробные средства, направленные на укрепление (тренировку) кардиореспираторной системы: длительный (оздоровительный) бег, ходьба на лыжах, плавание, спортивные игры умеренной интенсивности, а также узко специализированные средства: хатха-йога, дыхательные упражнения, пилатес и т.д. Оценкой успешности таких занятий служит количество занятий посещённых учениками, обучающимися или студентами, изменения в состоянии здоровья и другие основания. Третья концепция интеллектуальная, направленная на изучение широкого пласта знаний, входящих в физическую культуру. Это знания по истории физической культуры, по теории и методике физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировке, а также другим аспектам физкультурных знаний. В данной концепции есть теоретические и практические занятия, может использоваться широкий спектр средств и методов педагогики. Оценкой успешности таких занятий служит качество знаний, продемонстрированное учениками при ответах на вопросы, тестах и других формах оценки, а также сдачей контрольных нормативов по ОФП. Четвёртая концепция — это личностная концепция, её направленность определяется потребностями личности конкретного человека или коллектива. Могут быть использованы различные типы занятий: теоретические, практические, смешанные и др., а также использован обширный спектр средств физического воспитания. Оценкой успешности таких занятий служит качество усвоенных знаний, качество выполнения каких-либо физических упражнений, сдача нормативов по ОФП. Таким образом, все эти концепции преподавания так или иначе соответствуют определению личностно-ориентированного обучения физической культуре и так или иначе используются во всех учебных заведениях, и как правило это не одна концепция в чистом виде, а некий симбиоз из двух, трёх, а иногда и всех четырёх концепций.
Однако, возникает вопрос, как ученик, обучающийся или студент определяет для себя ту концепцию которая будет для него основной? На этот вопрос, как правило отвечают сиюминутным интересом, не просчитывая возможное будущее и не определяя те качества, которые необходимы будут в дальнейшей жизни.
Формулировка цели статьи. Исходя из вышеизложенной дилеммы представляется интересным, а как раньше применялись средства физического воспитания, какие они были и были ли они личностно-ориентированными, и если были, то как это выражалось.
Изложение основного материала статьи. Как указывалось, ранее, феномен личностно-ориентированного образования возник во второй половине XX века, и сейчас в начале XXI века трактуется
весьма широко. Исходя из этого представляется интересным, как происходило физическое воспитание во всех исторических периодах и какова была его направленность в свете сегодняшней теории личностно-ориентированного обучения физической культуре. Анализируя исторические материалы, складывается впечатление, что преподавание физической культуры всегда было личностно-ориентированным, просто ранее этот термин известен не был. Ориентация на личность происходила на основе его сословия и той роли которую он будет играть в своей взрослой жизни [2].
Проводя исторический экскурс необходимо отметить следующее. В доисторической эпохе физическое воспитание, было фрагментарным и направленность его была на ведение охоты. Древние люди рисовали силуэты различных животных на грунте и упражнялись в нанесении ударов копьём, палкой, топором по ним. В дальнейшем они обозначали наиболее «уязвимые» места животного куда следовало наносить удары.
С переходом к рабовладельческому строю обучение физическому воспитанию претерпело изменения. У рабов не было никакой системы воспитания, тем более системы физического воспитания. У правящего класса физическое воспитание существовало и было направлено на поддержание высокого уровня физической подготовленности и высокого уровня военно-боевых навыков чтобы управлять захваченными народами (рабами). Так же из-за перераспределения труда у правящего класса появилось много времени которое они стали тратить на занятия науками в том числе философии, риторике, познанию мира и это вызвало необходимость развития в человеке не только телесной и физической составляющей, но и духовного и интеллектуального начал. Эта идея заняла умы мыслителей и выражалась в различных педагогических идеях. Например, в Древней Греции, в Спарте идея физического воспитания достигла наибольшего развития. Уже с рождения, всех детей готовили к занятию военным делом, основное содержание такой подготовки занимала военно-физическая подготовка. Она имела весьма одностороннюю направленность и сводилась к упражнениям в беге, метаниях копья и диска, кулачным боям, управлению колесницей и другим упражнениям, направленным на развитие физических качеств: выносливости, ловкости, быстроты и силы. Причём воспитанники делились на возрастные группы: до семи лет, до 15 лет где после испытаний переходили в группу эйретов, затем в 20 лет после испытаний они переходили в группу эфебов. Причём эта направленность воспитания до 20 лет была одинаковой для мужчин и женщин. Все остальные предметы изучались в минимально необходимых объёмах. В другой части Древней Греции, в Афинах, роль физического воспитания была сопоставима с умственным. В Афинах обучали чтению, письму, счёту, музыке, красноречию в так называемых мусических школах, а физическое воспитание преподавалось в палестрах и включало в себя: бег, прыжки, метания, борьбу, гимнастические упражнения, плавание. По достижении 16 лет дети могли продолжить обучение в гимназиях, где время обучения разделялось на две части, в одной осваивались физические упражнения в другой уделялось время философии, беседам с государственными мужами, посещением театров, судов, других собраний. В 18 лет обучение заканчивалось в эфебии, трёхлетней военной службой. Таким образом обучение физической культуре в Древней Греции было личностно-ориентированным и определялось будущим предназначением: военной службой, управлением рабами, управлением государством. В Древнем Риме, система обучения была сходной с Древне Греческой. Дети до 12 лет обучались в семье, затем до 16 - 17 лет в школе, затем римские юноши поступали в армию. Изучались письмо, счёт, ораторское искусство, владение оружием, бег, метания, борьба, фехтование и др. В армии юноши обучались бою на мечах, обращению с другим оружием, умению действовать в строю, уметь преодолевать препятствия и т.д. Таким образом, анализируя воспитание в Древнем Риме можно сделать вывод, что оно было так же личностно-ориентированным и направленным на воспитание война, государственного мужа, который мог проявит силу не только словом, но и делом [2].
В эпоху раннего феодализма на воспитание человека начинают влиять основные мировые религии. Так в Европе идеалом тела становится тело Христа распятого на кресте, и идеи античных мыслителей о воспитании на некоторое время предаются забвению, в школах исключаются занятия физическим воспитанием, различные игры типа Олимпийских предаются анафеме. В это время на востоке в Индии и Китае наоборот физическая культура начинает играть значительную роль. В Индии развивается Йога которая включает в себя следующие ступени освоения: Яма (всеобщие моральные заповеди), Нияма (кодекс личного поведения на основе самодисциплины), Асаны (позы тела), Пранаяма (управление дыханием), Пратьяхара (отход от чувственного восприятия), Дхарана (сосредоточение), Дхияна (созерцание, процесс вникания в сущность объекта), Самадхи (состояние сверхсознания в котором занимающийся мысленно сливается с объектом созерцания). Первые четыре ступени называются Хатаха-йога. В этот же период появляются основные виды йоги: Раджа-йога, Карма-йога, Джнанна-йога, Бхакти-йога, эти направления йоги становятся «сословными». Каждое сословие начинает практиковать ту или иную йогу. В это время возникают и «динамические» формы йоги, которые сначала в Индии, а затем в Китае превращаются в цюань-шу или ву-шу или ушу. Которое в дальнейшем дробиться на внешнее и внутреннее, на боевое и оздоровительное, на буддийское, даоиское и мусульманское, на северное и южное и из этих «стилей» в дальнейшем бурно развиваются боевые единоборства, называющиеся в современном мире восточными [2].
К началу этапа развитого феодализма в Западной Европе получают распространение рыцарские системы воспитания. Нормы рыцарского воспитания включали семь умений: езду верхом, плавание, охоту, стрельбу из лука, владение холодным оружием и бою без оружия, умению играть в развлекательные игры, владению хорошими манерами и танцы. В XIV веке рыцарские войска потерпели серию поражений от различных государств, у которых армии были вооружены огнестрельным оружием, что повлекло к утере своей значимости рыцарской системы подготовки.
С XIV века начинается период Возрождение. Он характеризуется бурным развитием искусства, литературы, философии, педагогики и т.д. Снова становятся актуальными идеи Древних философов о гармоничном развитии человека. Физическому воспитанию начинают уделять большое внимание. Появляется книга И. Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики». Появляются различные игры, обучают плаванию, фехтованию, играм с мячом, бегу и т.д. В это время Я.А. Коменский пишет работы «Великая дидактика» которая становится определяющей в организации обучения и воспитания детей, и используется до сегодняшнего времени [2].
На востоке бурно развивается система ушу. Она проникает во все сословия и занимает одно из ведущих мест в воспитании аристократии согласно идеям конфуцианства. Возникают так называемые «дворцовые» стили ушу, это такие направления, которым обучались члены императорской семьи, также появляются стили охранников, священнослужителей, крестьян, отшельников, дворян и т.д. В дальнейшем ушу и конфуцианство
определяют систему образования и воспитания людей в Азии, а также государственного устройства и управления, где для того чтобы занять должность необходимо было сдать экзамен в том числе включающий знание приёмов рукопашного боя. Таким образом, система физического воспитания в средние века так же по сути являлась личностно-ориентированной. Для того, чтобы занять какой-либо пост в государственной иерархии необходимо было сдать экзамен, который включал в себя и демонстрацию физических навыков.
После буржуазной революции 1648 года которая ознаменовала переход к новому времени физическая культура бурно начинает развиваться в Европе, а её развитие в странах Азии замедляется. Наряду с гимнастическими методами обучения физической культуре появляется спорт. Который повсеместно начинает культивироваться в Англии и Америке. И к началу XX века всё физическое воспитание сводится к двум направлениям гимнастическому и спортивно-игровому. Первое направление включает в себя: немецкое гимнастическое направление, шведское гимнастическое направление, сокольскую гимнастику. Эти направление характеризовались занятиями на различных снарядах: перекладина, брусья, бум, лестницы, гимнастический конь, шест, кольца и т.д. В дальнейшем сюда же стали относить и упражнения с различными снарядами: гантелями, палицами, пиками, луками и т.д., а также массовыми выступлениями и боевыми упражнениями. Спортивно-игровое направление включало в себя непосредственно спортивные игры: регби, футбол, крикет и первоначально преследовало воспитательные цели. В начале XX века также появилось бойскаутское движение, которое ставит своей целью воспитание ребёнка через ощущение единства с природой. В России это явление называется туризм. Анализируя физическое воспитание осуществляемое в данный исторический период, можно также сделать вывод о том, что оно по сути является личностно-ориентированным и направлено на воспитание человека, укрепление его здоровья, подготовке к защите своего отечества [2].
В XX веке основные направления развития физической культуры остаются теми же. Появляется профессионально-прикладная физическая подготовка. Суть её в развитии физических качеств и двигательных умений которые непосредственно необходимы при осуществлении той или иной профессиональной деятельности.
В XXI веке потребность в профессионально прикладной физической подготовки только возрастает. Это обусловлено интенсификацией всей жизни общества. Возрастание количества информации, повышение сложности работы, широкого применения компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий, общее снижение двигательной активности (гиподинамия), изменение структуры питания и т.д. Снизить влияние этих неблагоприятных факторов и призвана профессионально прикладная физическая подготовка, и само собой разумеется, что она должна отвечать запросам самого человека т.е. быть личностно-ориентированной.
Выводы:
1. В Древнем мире физическая культура была эпизодической и направлена на развитие и совершенствование навыков охоты, которые резко повышали способность к выживанию родоплеменного сообщества.
2. В Древней Греции и Древнем Риме направленность физической культуры и физического воспитания была на обучение навыкам военного дела, что помогало существовать данным государствам в условиях рабовладельческого строя.
3. В эпоху раннего средневековья физическое воспитание в Европе утрачивает своё значение, но в дальнейшем оно возрождается в рыцарском воспитании и достигает своего пика в эпоху Возрождения. Это обусловлено той ролью, которую играли рыцари в данную эпоху, а затем и изменения в социальном строе.
4. В новое время физическое воспитание играет роль с одной стороны, как средства физического развития для эффективной службы в армии, а с другой, как средства воспитания и укрепления здоровья.
5. В современном обществе физическое воспитание играет ведущую роль в поддержании здоровья, а также овладении необходимыми навыками для осуществления профессиональной деятельности и поддержанию высокого уровня работоспособности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что физическое воспитание на всём протяжении истории человечества носило признаки личностно-ориентированного так как помогала людям решать их насущные проблемы.
Литература:
1. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // - М.: Логос, 2003. - 248 с.
2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. Пособие для студ. высших. пед. учеб. заведений. / Б.Р. Голощапов // - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
Педагогика
УДК: 376 (045)
кандидат педагогических наук, доцент Золоткова Евгения Вячеславовна
Федеральноегосударственноебюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Попова Олеся Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
Аннотация. В статье рассматривается важная проблема коррекции эмоциональной и поведенческой сферы умственно отсталых детей средствами сенсорной комнаты. Автором представлены результаты диагностики особенностей эмоциональных и поведенческих нарушений умственно отсталых младших школьников, а так же предложена программа коррекции агрессивности и гиперактивности у детей данной категории в сенсорной комнате.