Научная статья на тему 'Исследования спорта – социально-философские аспекты'

Исследования спорта – социально-философские аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
714
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алёшина С. Н.

В статье рассматриваются социально-философские аспекты современного спорта, исследования становления спорта, физической культуры, социальные ценности и проблемы спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования спорта – социально-философские аспекты»

ИССЛЕДОВАНИЯ СПОРТА -СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

© Алёшина С.Н.1

Технологический институт Южного федерального университета,

г. Таганрог

В статье рассматриваются социально-философские аспекты современного спорта, исследования становления спорта, физической культуры, социальные ценности и проблемы спорта.

Философия спорта уже вполне утвердила себя как отрасль научного знания, представляя весьма развитую систему специального гуманитарного и социального знания о физической культуре и спорте как с точки зрения их собственной сущности, структуры и закономерностей развития, так и в плане их места и функций в общей системе культуры.

Решающую роль, по мнению У. Моргана, в становлении философии спорта сыграли два события. Первым было появление исследований спорта из старой и сложившейся области физического воспитания. Если традиционное физическое воспитание основывалось исключительно на медицинских и педагогических исследованиях физической активности и спорта, то новая, зарождавшаяся область спортивных исследований преследовала более амбициозные интеллектуальные цели, дополняя традиционные медицинские и педагогические исследования социально-философскими и историческими. Это оттеснение науки и педагогики как основных направлений работы сделало возможным изучение социо-культурных и исторических контекстов спорта.

Физическая культура имеет многовековую историю. Наукой установлено, что ее простейшие элементы появились на самой ранней ступени развития человечества. Этнографические, археологические и другие исследования показывают, что выделение физических упражнений и игр из трудовых движений в относительно самостоятельный социальный вид деятельности человека, в элементы физической культуры прослеживается в период от 40 до 25 тысячелетий до н.э.

Уже первобытнообщинный строй предъявлял к своим членам определенные требования по физической подготовленности, уже в тот период существовали своеобразные системы физического воспитания. Для рабовладельческого общества наиболее типичной являлась физическая культура Древней Греции. Физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах представляет классический пример развития физической культуры в условиях рабовладельческого строя, где каждый ре-

1 Старший преподаватель кафедры Физического воспитания

бенок с 7-летнего возраста наряду с науками занимался в учебных заведениях гимнастикой и фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15-ти лет - борьбой и кулачным боем. Ярким примером, характеризующим развитие физической культуры в этот период, являются Олимпийские игры, которые имели большое культурное значение в жизни Древней Греции.

В период рабовладельческого строя различные физические упражнения (борьба, акробатика, верховая езда, фехтование) довольно широко использовались в Египте, Вавилоне, Персии, Китае, Индии; система физического воспитания существовала и в Древнем Риме. Свою систему физического воспитания имело и феодальное общество. Направленность ее определялась в основном ярко выраженным характером, овладением семью рыцарскими достоинствами - верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы, а также умением слагать стихи - и преследовало главную цель: подготовку физически сильных воинов-рыцарей.

Наибольшего развития физическая культура достигла при капитализме. Как составная часть физической культуры получил широкое распространение спорт - особая социальная сфера выявления и сравнения человеческих возможностей в условиях соревновательной деятельности, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения. Понятие «спорт» - одно из основных понятий физкультурно-спортивной сферы. Хотя спорт в настоящее время очень популярен и широко распространен, общепризнанного его определения пока не сформулировано. Характер отношения к нему в обществе неоднозначен, и такая ситуация сопровождает развитие этого социального явления на всем протяжении его истории. Трудность в определении вызвана отчасти тем обстоятельством, что спорт - это и элемент культуры, и деятельность, и совокупность достижений в области познания, создания и освоения условий, средств и методов формирования способностей, необходимых в сфере двигательной деятельности.

Происхождение понятия «спорт» связывают с Англией, но, например, в работе Д.А. Крадмана [1] говорится о том, что корнем термина «спорт» является латинский глагол disportare, что означает «рассеять, развеять, разнести», и французское слово desport - развлечение, проникшее в английский лексикон. Таким образом, Д.А. Крадман выдвинул гипотезу, что понятие «спорт» возникло во Франции, а широкое распространение этого термина в Англии создало мнение, что и сам термин родился в этой стране.

В России термин «спорт» впервые появился в 50-е гг. XIX столетия, под ним понималось «... все гимнастические забавы... псовая охота, стрельба в цель, фехтование, верховая езда, рыболовство, мореплавание ...» [2]. На протяжении длительного времени в России к спорту отно-

сили различные виды досуга и развлечений. Так, например, в энциклопедическом словаре Брокгаузу и Эфрона (1900г.) дается следующее определение: «...спортом называются всякие вообще занятия, имеющие целью удовольствие или увеселение, но отнюдь не выгоду» [2]. На ряду со сложившимися к тому времени в России «отделами» спорта (гимнастика, борьба, фехтование, плавание и др.) спортом считалась охота, коневодство, собаководство, птицеводство, пчеловодство, коллекционирование, игра в кости, домино, фотографирование [3]. То есть спорт понимался как приятное времяпрепровождение, что говорит о слабом его распространении и развитии в России того времени.

Необычайно широкое развитие спорта в XX в. вызвало повышенный интерес к нему ученых. Несмотря на то, что в дореволюционной России термин «спорт» имел хождение, в СССР его стали употреблять как самостоятельный, отличный от «физической культуры», только в 1930-х гг. [1]. Отчасти это произошло потому, что спорт начал широко развиваться как мощное средство не только физического развития, но и моральноволевого и коммунистического воспитания.

Таким образом, не существует единства взглядов по определению понятия «спорт», в одном случае спорт определяется, как «вид игровой деятельности ...» (Б.А. Ашмарин), в другом, как «.часть культуры общества» (Г.И. Кукушкин), в третьем, как «социально обусловленное явление, выраженное поведением человека ...» (А.А. Логинов), в четвертом, как «руководство физическим развитием личности человека» (Н.И. Пономарев) и др. [2] Профессор Р.А. Пилоян определяет спорт, как «специфическую деятельность, направленную на подготовку и проверку (в соревнованиях) ряда психофизических и интеллектуальных возможностей индивидуумов, и команд в противоборстве (прямом или опосредованном) с соперниками, с использованием (и без) технических средств и животных». В своей монографии А.В. Починкин приводит следующее определение спорта: «спорт - это исторически сложившееся социальное явление, которое выступает специфической, социально организованной, одобряемой обществом, регламентированной правилами сферой (включающей в себя соревнования, подготовку к ним, систему отбора, реабилитации) сопоставления физических и интеллектуальных способностей и подготовленности отдельного человека или команды спортсменов с целью достижения спортивного результата» [2].

Действительно, это «исторически сложившееся социальное явление», ведь спорт был уже известен в Древней Греции, где зародились Олимпийские игры; это «социально организованная, одобряемая обществом, регламентированная правилами сфера сопоставления физических и интеллектуальных способностей» - действительно, спортивная деятельность является социальным институтом, эта деятельность одобрена обществом так, как практически каждый человек занимается или занимался (в школе, институте и т. д.) физической культурой и спортом (не обязательно посто-

янно и профессионально), сопоставляются, как физические (бокс, легкая атлетика и др.) так и интеллектуальные (шахматы, шашки и пр.) способности человека или группы людей (команды) по установленным и всеми признанным правилам.

По высказыванию основателя современных Олимпийских игр Пьера де Кубертена, «Спорт может возбуждать самые благородные и самые низменные страсти. Он может вызывать как бескорыстие и честность, так и корыстолюбие; может быть рыцарским и продажным, гуманным и жестоким». В основе соревновательной деятельности лежит принудительная подгонка личности соревнующегося под усреднённые, но обязательные и единые для всех требования (правила). Такое взаимодействие возможностей юного спортсмена и ценностей, присущих его личности, находится в противоречии с удовлетворенностью. Проведение соревнований среди младших юношей по регламенту взрослых спортсменов неприемлемо. Большие соревновательные перегрузки предъявляют высокие требования, прежде всего, к здоровью юношей, как физическому, так и моральному. Формирование чемпионских притязаний отрицательно сказывается на моральной стороне воспитания детей.

Таким образом, физическая культура и спорт являются сложными многофункциональными социальными явлениями жизни современного общества, которые выполняют ряд важных социальных функций. Специфическая функция физической культуры и спорта состоит в удовлетворении потребности общества в физической подготовке людей к участию в трудовой деятельности, в формировании способностей биосоциальной адаптации к изменяющимся условиям жизни и способности выжить в различных экстремальных условиях.

Современный спорт - продукт эволюции современной цивилизации. Одно из главных его свойств - соперничество, ограниченное рамками установленных правил. Спорт является конфликтогенной сферой социальных отношений. Наряду с позитивными ценностями, он является источником негативных проявлений, таких как насилие, жестокость, пренебрежение к нравственным нормам. Это заставляет общество обратить внимание на одну из главных ценностей спорта - идею Фэйр Плэй - честного, благородного состязания.

Спорт возникает и развивается как игра. Как и любая игра, спорт эстетичен, имеет элемент непредсказуемости, ограничен пространственно и рамками правил. Игровая сущность спорта сказывается на его социальном восприятии. Отношение к нему как к игре, к несерьезному занятию, дает спортсменам моральную санкцию на нарушение принципов Фэйр Плэй. Что не позволено в жизни, то позволено в спорте. Следовательно, спорт -это ситуация нравственного выбора, и сфера социальной ответственности спортсмена.

Таким образом, в физической культуре и спорте в настоящее время пересматриваются сложившиеся подходы к оценке значимости спорта в современном социуме. Новые социально-экономические условия развития общества поставили перед физкультурно-спортивным движением проблемы формирования новых ценностных ориентаций, образцов поведения, смыслов, стиля жизни.

Отмечается важная роль спорта в сохранении и укреплении здоровья людей, их физическом совершенствовании, формировании личности, пробуждении в людях активности, стремления к развитию различных способностей, талантов и умений, приобретению новых знаний и более глубокому самовыражению, установлении контактов и мирных отношений между различными странами и т.д. На основе этого спорту отводится важное место в системе ценностей современной культуры.

Не менее важно изучать проблемы социального формирования личности спортсмена, прогнозировать его поведение в обществе, изучать возможности человека в современном спорте в биохимическом, социокультурном аспекте, а также в контексте информационного общества. В условиях коммерциализации и профессионализации спорта особенно важно исследовать проблемы, касающиеся формирования социально-нравственного поведения спортсменов. Новые экономические условия ставят проблемы взаимоотношений двух социальных субъектов: тренера и спортсмена, работающих на спортивный результат, который сегодня выражается не только в метрах, голах, секундах, но в гонорарах, призовых фондах и других материальных поощрениях.

Не должны оставаться без внимания проблемы социальной адаптации спортсменов к жизни в обществе после завершения карьеры. Даже спортивная элита не всегда имеет благоприятные условия для интеграции. Как избежать кризиса, уберечь спортсмена от психологических срывов, помочь обеспечить ему достойную жизнь после профессиональных занятий спортом - это также важнейшие социальные проблемы современной науки о физической культуре и спорте.

Список литературы:

1. Крадман Д. А. Отвечаем товарищу Ольхову // Физическая культура и спорт. - 1957. - № 2. - С. 35.

2. Починкин А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России: монография / А.В. Починкин. - М.: Советский спорт, 2006. - С. 21.

3. Суник А.Б. Интеллигенция и спорт // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №2. - С. 2-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.