Научная статья на тему 'Краткие сведения о Союзе вольных обществ Нагорного Дагестана - «Каралал»'

Краткие сведения о Союзе вольных обществ Нагорного Дагестана - «Каралал» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
694
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ГОРЦЫ / ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / СОЮЗ СЕЛЬСКИХ ОБЩИН / ОБЗОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО / ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азизова Пасихат Магомедовна

В Дагестане, наряду с раннефеодальными структурами, существовали так называемые «вольные» общества, охватывавшие значительные массы свободного населения. К началу XIX в. в Дагестане насчитывалось около 12 «вольных» обществ. В данной статье дается краткий обзор социально-экономического, политического и культурного развития образования вольного общества Дагестана «Каралал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткие сведения о Союзе вольных обществ Нагорного Дагестана - «Каралал»»

УДК 94(470.66)

Азизова Пасихат Магомедовна

доцент кафедры теории и истории государства

и права Дагестанского государственного

института народного хозяйства

тел.8 9288722338

Pasighat M. Azizovа

associate Professor of Theory and history

of state and lawof the Dagestan state

institute of a national economy

ph. 8 9288722338

Краткие сведения о союзе вольных обществ нагорного Дагестана -«Каралал»

Brief information about the Union of voluntary societies of mountainous

Dagestan"Carall"

Аннотация. В Дагестане, наряду с раннефеодальными структурами, существовали так называемые «вольные» общества, охватывавшие значительные массы свободного населения. К началу XIX в. в Дагестане насчитывалось около 12 «вольных» обществ. В данной статье дается краткий обзор социально- экономического, политического и культурного развития образования вольного общества Дагестана «Каралал».

Ключевые слова: Дагестан, горцы, вольное общество, союз сельских общин, обзор социально- экономического, политического и культурного развития.

Abstract. In Dagestan, along with feudal structures existed the so-called "free" society, covering a considerable mass of the free population. By the early nineteenth century in Dagestan, there were about 12 of "free" societies. This article gives a brief overview of the socio - economic, political and cultural development of education, the free society of Dagestan "Carall".

Keywords: Dagestan, the highlanders, the free society, the Union of rural absent socio - economic, political and cultural development.

История каждого народа Дагестана включает пройденные им этапы социально- экономического, политического и культурного развития. Осмысление сегодняшнего и определение перспектив будущего невозможно без объективного изучения и анализа общих черт и особенностей этого развития. Этой необходимостью и определяется интерес к тому или иному этапу истории народа.

Создание подлинной и объективной картины исторического развития Дагестана невозможно без изучения и выявления особенностей и

своеобразий в развитии если не всех, то хотя бы наиболее крупных союзов сельских общин. Одним из таких сельских обществ был Каралал. Изучение особенностей развития хозяйства и своеобразия взаимоотношений его с другими аналогичными союзами сельских общин и феодальными владениями Дагестана существенно дополнит и расширит наши представления по истории Дагестана, даст возможность проследить как особенности, так и общие пути развития разных политических структур, будет способствовать более глубокому изучению истории народов Дагестана в целом. Развиваясь в общем русле истории большинства дагестанских обществ, Каралал в то же время имел ряд отличительных особенностей. Эти особенности, связанные с нахождением в специфических геополитических условиях, в своеобразной естественно - географической зоне, предопределили и своеобразие пути исторического развития Каралал, и отличную от других общин и владений ступень феодализационного процесса внутри союза.

Каратинцы - один из малочисленных народов Дагестана, исторически вошедший в определенной степени в ассоциацию аварцев. Самоназвание-к1к1ирди, но чаще они именуют себя по селениям, в которых проживают. Аварцы и соседние народы аварской группы называют каратинцев к1аралал, другие дагестанцы от аварцев их обычно не отличают. Общая численность, по переписи 1991г., около 7,5 тыс. чел. Каралалцы относятся к андо - цезским народам. Живут они в центральной части Западного Дагестана, в ущельях, образованных правыми притоками реки Андийского Койсу, по отрогам северо-западной оконечности Богосского хребта, на высотах до 1800 м над уровнем моря. Каралалцы расселены компактно в нынешнем Ахвахском районе (селения Карата, Анчих, Арчо, Цумали, Рачабулда, Маштада, Верхний Инхело, Рацитль, а также смешанная с аварцами Тукита) и в Ботлихском районе (с. Нижний Инхело). В советский период часть каратинцев поселилась на кумыкской равнине в селениях Сиух, Кирпич -Кутан, Тукита, Камыш-Кутан Хасавюртовского района и в селении Казиюрт Бабаюртовского района. В пределах этнической территории на севере и северо-западе каралалцы граничат с аварцами и ботлихцами, на западе- с хваршинами и аварцами, на юге- с ахвахцами. Горные склоны в местах проживания каралалцев - в основном пологие, сложенные преимущественно известняками, с участками смешанного леса, главным образом хвойного.

Выше и ниже линии лесных массивов склоны гор, покрытые прекрасным травостоем, изобилуют субальпийскими и альпийскими лугами. Множество родников, ручьёв и рек характеризуют местность как влагообильную. Лето здесь жаркое и сухое, зима холодная и снежная; переходы от одного сезона к другому постепенные и плавные [4,с.56].

Животный мир представлен турами, козами, кабанами, лисицами, зайцами и др. Из хищников тут водятся волки, рыси, изредка забредают медведи. Много куропаток, перепелов, диких голубей; водятся дрофы, фазаны, тетерева и др.

По мнению историков-археологов, на нынешней территории каралалцы проживают примерно с К-УШ вв. до н.э. [2, с. 3,5]. Что же касается древнейшего периода, то его можно рассматривать только как часть процессов (социально-политических и хозяйственно-экономических), происходивших в то время на Северном Кавказе и, в частности, на территории современного Дагестана. Как и другие области, территория эта входила в ареал формирования восточнокавказкой этнокультурной общности V-IV тыс. до н. э., в период возникновения и развития раннеземледельческой культуры Северо-Восточного Кавказа [3,с.35]. Субобщности, выделившиеся с III тыс. до н.э. из распавшейся Кавказско - этнокультурной общности, к I тыс. до н.э. послужили той базой, на которой образовались некоторые дагестанские племена, в том числе и предки нынешних каратинцев. Археологические и другие источники соседних регионов позволяют предполагать, что предки каралалцев вместе с другими народами во второй половине 1 тыс. до н. э. переместились сюда из южных регионов Закавказья. С первых веков нашей эры каралалцы входили в состав объединения народов Западного Дагестана - Дидо, как этоносоциальное территориальное общество. В XIV-XV вв. в результате активизации хунзахцев и гидатлинцев, которые вели наступление на общинные земли под флагом распространения ислама, многие объединения сельских общин Дидо (Дидойского союза) отпали.

Образование Каралалских сельских обществ, как и многих других аварских союзов, являлось следствием ряда причин как внутреннего, так и внешнего характера. Произошло это после распада Серира. Становление и дальнейшее развитие союза происходило на местной основе в процессе дальнейшего разложения общинно - родовых отношений.

С этого периода Каралал существовал уже как самостоятельное этносоциальное и территориальное образование. В местных исторических хрониках каралалцы, или, как по-другому их называли, каратинцы, упоминаются как союз сельских общин с начала XVII века [5.08].

Вместе с другими народами Дагестана каралалцы всегда активно участвовали в борьбе за свободу и независимость против иноземных вторжений, особенно против иранской и турецкой экспансии.

Начиная с 30-х годов XIX века, каралалцы активно участвовали в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни в 20-50-е годы XIX в. К 40 -м годам сельские общества Каралал-Каратинского союза превратились в один из самых значительных опорных пунктов движения Шамиля. Из этого союза назначались военоначальники, наибы, должностные лица. В селении Карата похоронен один из сыновей Шамиля-Джамалудин. В годы Кавказкой войны каралалцы входили в состав военно-теократического государства Шамиля-имамат в статусе Каратинского наибства. После войны и проведения во вновь присоединенном к России Дагестане административных реформ они вошли в состав Каратинского наибства Андийского округа Дагестанской области.

Для Каралал были характерны: сравнительно длительное сохранение пережитков родовых отношений, господство натурального хозяйства, недоразвитость классовых феодальных отношений, преобладание вплоть до начала XX века ориентации в торгово-экономических отношениях на Закавказье (Грузию).

В свете сказанного изучение исторического прошлого, Каралал, как и ряд других, еще не изученных союзов сельских общин, анализ общих закономерностей и специфических особенностей его экономического и общественного развития, игравших заметную роль в истории Дагестана, является одной из актуальных задач дагестанской исторической науки.

Большинство исследований, посвященных изучению сельских обществ Дагестана, доведены, как правило, до середины XIX века. В этом плане новым в данной работе можно считать и выбор для исследования иного исторического периода - XIX - начало XX века.

Период после присоединения к России (вторая половина XIX- начало XX века) стал для Каралала переломным, когда произошли глубокие преобразования и кардинальные изменения в его социально- экономическом развитии и общественно - политической организации. В этот период происходила и постепенная трансформация самого Каралала. При скудности или отсутствии по ряду вопросов достоверных источников по первой половине XIX века и более ранним периодам, подробное изучение и понимание характера, особенностей и преемственности развития хозяйства и общественного строя Караты наиболее полно и объективно возможно именно в хронологических рамках XIX - начала XX века [1,с.234].

Литература:

1. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX века. Сборник документов / Сост. В. Г. Гаджиев, Х. Х. Рамазанов. Махачкала, 1959.

2. Лугуев С. А., Магомедов Д. М. Каратинцы: Историко-этнографическое исследование XIX-начало XXвв., Махачкала, 1991. - C. 3,5.

3. Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Каратинцы: Историко-этнографическое исследование XIX-начало XXвв., 1991. - С.35.

4. Сборник сведений о Кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. 1 Тифлис, 1869. Вып. 2

5. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т. М., Оразаев Г. М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

Literature:

1.The movement of the mountaineers of the North-Eastern Caucasus in 2050 years. XIX century. The collection of documents / Comp. Century, Hajiyev, X. H. Ramazanov. Makhachkala, 1959.

2.Luguev S. A., Magomedov D. M. Caratini: Historical-ethnographic study of the XIX-beginning of XX centuries, Makhachkala, 1991. - Р. 3,5.

3.Luguev S.A., Magomedov D.M. Caratini: Historical - ethnographic study of the XIX-beginning of XX centuries, 1991. - Р. 35.

4.The collection of information about the Caucasian highlanders. Tiflis, 1868. Vol. 1 Tiflis, 1869. Vol. 2

5.The schikhsaidov A.R., Eitarou T. M., Orazaev, M.-R. Dagestan historical works. M., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.