КЕССЕЛЬ С.А.
Краткая история высокоширотных воздушных экспедиций «Север» и дрейфующих станций «Северный полюс»
S. KESSEL
A brief history of high-latitude air expeditions «North» and drifting stations «North Pole»
Сведения об авторе:
Кессель Сергей Аркадьевич, почётный полярник (Санкт-Петербург) kessel1947@gmail.com
About the author:
Sergey Arkady evich Kessel, Honorary polar explorer of Russia (Saint Petersburg) kessel1947@gmail.com
Аннотация
В статье рассматривается история применения методов эффективного изучения Северного Ледовитого океана с помощью самолётов (высокоширотные воздушные экспедиции) и научно-исследовательских дрейфующих станций («Северный полюс», СП). Первый опыт такой работы был осуществлён в 1937 г. Высокоширотные воздушные экспедиции проводились до 1993 г., станции СП работали до 2013 г. В наши дни научные наблюдения в Центральной Арктике ведутся с помощью дрейфующих судов.
Abstract
The article considers the history of applying methods for effective study of the Arctic Ocean by using airplanes (high-latitude air expeditions) and drifting research stations («North Pole», NP). Such work was carried out in 1937 for the first time. High-latitude air expeditions were conducted until 1993, and the NP-stations operated until 2013. Nowadays scientific observations in the Central Arctic are performed by using drifting vessels.
Ключевые слова:
Арктика, дрейфующая станция, высокоширотная воздушная экспедиция, научные исследования.
Keywords:
Arctic, drifting station, high-latitude air expedition, research.
Изучением Центральной Арктики наша страна начала заниматься во второй половине тридцатых годов после успешного завершения плавания ледокольного парохода «Сибиряков» вдоль всего сибирского побережья летом 1932 г. В декабре 1932 г. была создана специальная организация -Главное управление Северного морского пути. В конце 1930-х гг. советские учёные-полярники, опираясь на достигнутый опыт экспедиционных работ и используя технические возможности авиации, разрабатывали методы эффективного изучения Северного Ледовитого океана (СЛО) с помощью самолётов.
В феврале 1936 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) обсуждался перелёт В.П. Чкалова через Северный полюс в Америку на самолёте АНТ-25, и было получено добро на подготовку экспедиции на Северный полюс. Высадка на дрейфующий лёд папанинской четвёрки началась 21 мая 1937 г. В районе географического полюса появилась первая в СССР научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс». Дрейфующие станции - это уникальное средство комплексных исследований в высоких широтах СЛО. Возможность постановки наблюдений в открытом океане в сочетании с подвижностью базы позволяют собрать с помощью дрейфующих станций обширную информацию о природных условиях этого региона. Однако только одни дрейфующие станции, ведущие наблюдения в ограниченном районе по пути вынужденного дрейфа, не могут в короткий срок обследовать значительную площадь Центральной Арктики. Такие исследования проводились высокоширотными воздушными экспедициями (ВВЭ) «Север» и отличались от работ на дрейфующих станциях кратковременностью и большей подвижностью научных групп. Научные группы, или, как их называют, прыгающие отряды, высаживались на лёд на короткий период (от нескольких часов до 3-5 суток), выполняли научные наблюдения по определённой программе и по окончании работ воздушными судами (самолётами или вертолётами) перебрасывались в другую точку. Это давало возможность обеспечивать выполнение квазисинхронной съёмки значительных акваторий.
Первая научная Высокоширотная воздушная экспедиция на четырёхмоторном самолёте АНТ-6 «СССР Н-169» состоялась весной 1941 г. С о. Врангеля было выполнено три полёта с научными работниками в различные точки к северу от острова. В общей сложности работа
на дрейфующих льдах заняла 14 суток. Выполнялись гидрологические станции, наблюдения за течениями, промеры глубин океана, метеорологические и актинометрические наблюдения, отлов планктона до горизонта 2000 м. Ежедневно проводились астрономические и гравиметрические наблюдения. Производилась запись вариаций геомагнитного поля. В полётах велась попутная визуальная ледовая разведка.
Вторая мировая война прервала успешно начатые работы. Они были возобновлены в 1948 г. ВВЭ «Север-2» выполняла научные наблюдения в восьми точках к северу и северо-востоку от Новосибирских островов, в том числе и в районе Северного полюса. Экспедиции «Север» стали работать в Арктике каждый год (за исключением 1953 г.). В 1950 г. в СЛО была организована дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс - 2» (СП-2). А с 1954 г. в Арктике ежегодно работали от двух до четырёх станций СП одновременно.
Как известно, в ходе экспедиций «Север» находили подходящие льдины для дрейфующих станций, исследователи совместно с сотрудниками СП подготавливали на них взлётно-посадочные полосы (ВПП), завозили воздушными или морскими судами оборудование, разборные домики, каркасные палатки, дизельные электростанции, трактора, горюче-смазочные материалы (ГСМ), продукты питания (как правило, на полгода), персонал и пр., словом, всё то, что необходимо для работы и жизни научных посёлков, находящихся на дрейфующих в океане льдах. СП после их открытия могли некоторое время (более шести месяцев) работать полностью автономно. Затем на дрейфующие станции необходимо было завезти свежие продукты, частично поменять личный состав или добавить новые научные группы со своими программами.
Если на льдине станции было невозможно построить ВПП, то участники ВВЭ «Север» находили вблизи молодой лёд, на котором строилась полоса-подскок для приёма самолётов. Как правило, искали малозаснеженный лёд в замёрзшем разводье, пригодный для приёма Ил-14. Такой лёд должен был иметь толщину не менее 75 см, а минимальные размеры ВПП - 900 х 50 м. С аэродрома-подскока грузы и люди на станцию доставлялись самолётами Ан-2 или вертолётами, для которых также приходилось подвозить топливо. С середины 1980-х гг. для завоза грузов на СП стали часто применять метод парашютного десантирования с самолётов Ил-76. Закрытием закончивших работу дрейфующих станций и снятием людей и всего, что возможно, также занимались экспедиции «Север». Для этих целей использовались либо авиация, либо ледоколы.
Время показало, что круглогодичные данные наблюдений, полученные на дрейфующих станциях «Северный полюс», приобретают ещё
большую ценность, когда они дополнены наблюдениями, выполненными в экспедициях «Север». Большая часть научных наблюдений, проводившихся на СП и в ВВЭ «Север», сводилась к изучению океана, льдов, его покрывающих, приземного слоя атмосферы, физического состояния тропосферы, ионосферы и изучению магнитного поля Земли. Эти наблюдения позволяют и в настоящее время решать многие вопросы географии и геофизики Арктического бассейна. Исследования Арктики в течение многих десятилетий были направлены на изучение закономерностей формирования, развития природных процессов различного пространственно-временного масштаба и предвидение их возможных изменений. На различных этапах изучения и освоения Арктики были получены научные результаты, имеющие как фундаментальное, так и прикладное значение.
Многолетние данные наблюдений, полученные на станциях «Северный полюс» и в воздушных экспедициях «Север», являются натурной основой практически всех наших знаний о природных условиях Арктического бассейна. Они широко использованы в таких фундаментальных трудах, как «Атлас Северного Ледовитого океана», «Атлас Арктики», а также при написании целой серии монографий, сборников, справочников и сотен научных статей, опубликованных в различных журналах в нашей стране и за рубежом.
ВВЭ «Север» после 1993 г. в объёмах прошлых лет больше не работали. Две последние советские дрейфующие станции «Северный полюс - 30» и «Северный полюс - 31» были закрыты в 1991 г. И только после 12-летнего перерыва возобновилась работа СП в Арктическом бассейне. В конце апреля 2003 г. была открыта СП-32. В течение 10 лет в Арктике работали дрейфующие станции «Северный полюс» с порядковыми номерами от 32 до 40. Из-за сложных ледовых условий пять станций (СП-32, 34, 35, 37 и 40) были эвакуированы досрочно. В июне 2013 г. последняя, СП-40, была закрыта и всё, что было на льду, перевезено ледоколом «Ямал» на Северную Землю. Там, на мысе Баранова о. Большевик была расконсервирована станция-стационар Арктического и антарктического НИИ, которая получила вторую жизнь. Вызванная глобальным потеплением ледовая обстановка в Арктике, тонкий дрейфующий лёд сделали практически невозможной работу с базированием на льдинах.
Появилась необходимость продолжать научные наблюдения в Центральной Арктике с помощью дрейфующих судов. В настоящее время в СЛО дрейфует вмороженное в лёд немецкое судно «Поларштерн». Научные интернациональные группы выполняют огромный комплекс исследований, а современные оборудование и приборы позволяют
получать большой массив данных о природной среде морских вод, льда и атмосферы. В России для выполнения таких наблюдений строится ле-достойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП), которая позволит учёным продолжить исследования в Центральной Арктике на современном уровне и с достаточным комфортом (спуск состоялся 18 декабря 2020 г.).
Научные исследования, выполненные за несколько десятков лет на дрейфующих станциях и в экспедициях «Север», являются одними из самых значительных по продолжительности, многообразию научного материала, количеству и важности открытий, фундаментальности научного подхода, обилию решённых задач, невероятному сочетанию массового мужества, обдуманного риска и стойкости в тяжелейших условиях работы на дрейфующих льдах Центральной Арктики и по праву могут считаться самой выдающейся экспедиционной программой прошлого столетия.