the problem not only about individual abilities,but also about abilities of society in the whole,on social system of abilities,on abilities of different groups and subsystem of society and the last, about abilities of concrete society,standing on conrete(certain) stage of historic development,on abilities of people in various periods of history. It is stated that namely the idea of social abilities as historic worked out abilities of genus "human" formed in the direction of activeivity concept.
Key words: reguired active abilities, theory of activity, individual abilities, social abilities, historic process, material and spiritual culture, essential powers of human being.
Сведения об авторе: Аминов Файзали Азимович - старший преподаватель общеуниверситетской кафедры философии Таджикского национального университета, тел.: (+992) 918-63-47-45
Information about the author: Aminov Fayzali Azimovich, senior lecturer, Chair of General -university of Philosophy, Tajik National University, phone: (+992) 918-63-47-45
КРАСОТА ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КАТЕГОРИЙ
Атоев Атоулло Мухторович
Худжанский государственный университет имени академика Б. Гафурова
По произведению «Шахнамэ» Фирдавси мы можем воспроизвести не только историю средневековья, но и историю иранского (можно сказать персо-таджикского) духа, его мировоззрение и, конечно же, его эстетические взгляды, которые являются тем средством, без которого невозможно передать многомерные художественно-философские образы. Безусловно, поэтика Фирдавси не может охватить множество эстетических элементов, характерных для мусульманского средневекового мира, но посредством нее отражены ключевые, можно сказать кодовые элементы персо-таджикской идентичности.
Нельзя требовать от художественно-философского произведения Фирдавси логически-проверенных исторических фактов или следования каким-либо историческим событиям. Однако, при этом Фирдавси позволяет нам, как это впоследствии будет осуществлено Ф.Г.Гегелем, «проследить не столько историю фактов, сколько историю идей, выраженных в эстетической форме» (1).
Фирдавси в «Шахнамэ» показывает нам связь между мифологическими, героическими и историческими параметрами нашей реальности. Иногда мифологические и героические элементы и образы героев намного больше дают нам возможность для понимания реальной истории иранского народа, нежели сами исторические факты.
В этой связи не случайно эстетика есть предтеча логического дискурса, и именно через эстетические категории, которые несмотря на то, что дедуцируются из настоящего времени к эпохе Фирдавси, все же позволяют выявить средневековые образы и представления иранского народа, сквозь призму которых они раскрывают не только исторический, но и настоящий мир. Известно, что мифологическое сознание синкретично, так как оно включено в мировой космический порядок и отражает человеческие представления о своей социальной и культурной реальности. Как только происходит рефлексия мифа, мы уже переходим к новой форме отражения реальности -а именно, к философии мифа. Полагаю, что эстетические элементы «Шахнамэ» дают нам основание утверждать, что перед нами не только поэтическое и мифологическое произведение, но и философское, где многие этические и эстетические параметры выражены через философское осмысление мира.
Стоит согласиться с известным специалистом по эстетике «Шахнамэ» Фирдавси Акназаром Курбанмамадовым относительно его тезиса: «Никто до Фирдавси так убедительно не доказал, что жизнь - прекрасна и ради нее стоит бороться» (3, 10). Эта
идея прослеживается у Фирдавси на протяжении всей его творческой жизни. Именно поэтому через его эстетическое осмысление бытийных вопросов мы способны проникать в глубину тех исторических и культурных событий, в которых проходило мировоззренческое становление персо-таджикского менталитета.
Несмотря на то, что существуют множество концептуальных и философских работ по теории эстетики, нам бы хотелось все же контекстуализировать эти категории к смысловому содержанию текста «Шахнамэ» Фирдавси. Это важно для того, чтобы за интерпретацией текста не включать, зачастую свои собственные представления и концептуальные эстетические шаблоны, которые зачастую искажают само действительное содержание и смысл первоисточника. Возможно, это происходит неосознанно, иногда осознанно с тем, чтобы создать иную матрицу восприятия относительно тех или иных мифологических представлений, которые в дальнейшем могут стать механизмом «сокрытия источника», а значит и истины.
В этой связи стоит отметить работу таджикского искусствоведа и культуролога М.Ш. Шукурова: «Шахнаме» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция», в которой автор достаточно концептуально и содержательно анализирует и сопоставляет текст «Шахнамэ» и иллюстрации к нему на базе «иранской» культурной иллюстративной традиции 11-14вв. (5. 57-59).
Анализируя эстетические воззрения А. Фирдавси, мы не можем пройти мимо рассмотрения категории красоты. Безусловно, что многие эстетические категории в восточном средневековье еще не дифференцировались от этических категорий. Во многом это отражалось в том, что красота выступает во многих событиях «Шахнамэ» высшим мерилом нравственности.
Однако, мировоззренческие рациональные ориентации Фирдавси позволили ему дать достаточно автономную и содержательную интерпретацию категории красоты. Именно через его описание красоты мы можем увидеть не только историческую эпоху, которую он описывает, но и его эстетические нормативы, которыми он определяет то, что есть красота. Фирдавси создал прекрасную галерею женского эталона того, какой она должна быть.
«За его занавесом была некая девушка
С лицом краше солнца.
С головы до ног подобна клену.
Обликом прекрасна, станом стройна.
Щеки подобны цветку граната, губы - зерну граната
На белой груди произросли два гранатоподобных соска
Ее глаза подобны нарциссу в саду
Чернота ее ресниц подобна черноте крыльев ворона.
Если ищешь луну - все это ее лицо.
Если ищешь мускус - все это ее косы» (4.251).
Все это показывает, что для Фирдавси не было идеологических или религиозных преград, которые могли бы даже в косвенной форме довлеть над ним, учитывая, что исламская ортодоксия во время жизни Фирдавси не могла не влиять на позицию многих выдающихся мусульманских интеллектуалов и поэтов. Такое открытое эстетическое описание красоты женщин отражал мировоззренческий взгляд Фирдоуси, который несмотря на то, что опирался на многие этические компоненты при описании красоты, тем не менее сохранял самодостаточность для основных параметров эстетического взгляда на реальность. Это возможно было только при условии следования рациональному взгляду на жизнь.
Для Фирдавси внешняя красота также является критерием идеала женщин, но она должна обязательно дополняться внутренними качествами.
Прекрасная внешне Судоба и Ширин тем не менее внутренне являются коварными, эгоистичными и мстительными. В тоже время красота Гурдофарид, Фарангис, Манижа, Марьям и Гульнур помимо внешних прекрасных качеств обладают высокими нравственными достоинствами.
Красота с точки зрения Фирдавси может исходить и от силы духа, физической силы, мужества. Восхищение Залем со стороны Рудабы происходит по причине его физического богатырского телосложения и огромного роста. Все эти детали являются важными для мыслителя: во что одет герой или героиня, как одеты они и т.д.
Фирдавси следующим образом описывает красоту Заля: «Залую, как наезднику, нет равного в мире, Нет подобного ему человека, обладающего Божественным сиянием. Стан его прямой, как тростник. Он Обладает красивой внешностью и царским Сиянием.
Запястье и плечи могучие, подобно льву. Разумен и равен царю» (4. 269, 270).
В этом плане Фирдавси усиливает эстетическое восприятие Заля посредством включения ключевого элемента в образ героя, а именно - наличие божественного фарра (или сияния), которое дано только избранным. Таким образом, избранность и героический образ уже сам включает в себя ключевые параметры эстетической категории красоты.
Красота является важным критерием избранности человека. Человек должен обладать хорошим здоровьем, красотой, физической силой, чистотой помыслов и гармоничного мышления.
В этой связи стоит отметить некоторые детали, которые отмечает А. Курбанмамадов в эстетических воззрениях Фирдавси относительно того, каков должен быть эталон женской красоты.
«Женщина хороша тремя качествами: Первое, чтобы она была красивой, стеснительной Второе, чтобы она была плодовитой и милой Родила красивого сына, приносящего радость и благополучие
Третье, чтобы она была стройной и волосы ее были длинными, густыми и прикрытыми платком ...(5)
Интересно, что красота у Фирдавси должна не выпячиваться, а исходит от самой себя, так как красота не нуждается в усилении, она и так красива. В этом контексте Фирдавси рассматривает то, что красота женщин должна быть стеснительной. Скорее это стоит понимать не столько в этическом плане, сколько в эстетическом, а именно - та красота, которая постоянно выпячивает себя не может быть настоящей красотой, так как она только пытается казаться быть красивой. Это напоминает дискуссию Сократа о том, что есть красота. В конечном итоге, с точки зрения Сократа - красота не может стремиться к красоте, так как она уже прекрасна.
Эта эстетическая концепция Фирдавси очень логично вписывается в мировоззренческие взгляды мыслителя, жившего в период подъема мусульманской культуры, где обращение к чувственному и эмпирическому миру еще не было подавлено ортодоксальным духовенством. Не случайно эстетическая концепция, ориентированная на жизнь и эмпирическую реальность во многом была схожа по своим внутренним тенденциям с расцветом науки и рациональной философской мыслью. Можно сказать, чем больше выражена рациональная мысль в культуре, тем более эстетика приобретает самостоятельный статус от других форм изображения реальности.
Красота женщины должна быть продуктивной как сама жизнь, но в тоже время окрашена эстетическим шлейфом - миловидности. Плодовитость есть важный зороастрийский принцип возрождения и жизни. Женщина должна нести в себе жизнь и бороться за нее. Плодовитость и есть отражение того, что настоящая женщина должна стремиться к самой жизни, которая в свою очередь прекрасна, а значит и красива.
Красота женщины, с точки зрения Фирдавси как нами уже описано выше, выражается в ее стройности и изяществе. Это отражает достаточно аристократический
эстетический вкус на эталон красоты женщины, так как в сельской местности эстетический взгляд, возможно, был иным, что очень хорошо нашло свое отражение в эстетике Чернышевского Н.Г. (7, 132).
Можно сказать, что эстетические категории в иерархическом отношении тем сильнее и значимей выражены, чем они ближе находятся к мировоззренческим ценностям зороастризма. Если солнце есть выражение красоты мужской стороны, то луна и включения природных стихий в описании человека связаны с женской стороной.
Другим эстетическим средством, которым Фирдавси показывает нам природу и контекст того или иного героя или события, является категория безобразного. Безусловно, эта категория выражает прямо противоположно тому, что дано у Фирдавси в категории прекрасного. Однако Фирдавси не был бы великим поэтическим мыслителем, если бы не включил все палитру сложности и многозначности данных эстетических категорий.
Судаба и Ширин внешне являются красивыми, но эта красота входит в противоречие с внутренней красотой, которая в большей мере выражена в моральных ценностях. Возникает вопрос о том, как быть с эстетикой зороастризма, которая опирается на культ прекрасной природы и красоты тела, где внешняя красота является важным отражением красоты - внутренней.
В современной западноевропейской эстетике - она имеет свою ценность, выраженную через категорию красоты (или прекрасное), тогда как в этике - добро и справедливость. Эти категории разделены: красота воспринимается эстетически внешне, как она есть без всякой этической коннотации. Включение в оценку красоты категорий морали является нарушением границы между эстетикой и моралью или этикой.
Однако в зороастрийской традиции существует главная триада: добрая мысль, доброе слово и доброе дело. Можно сказать, что все эти элементы связаны с этическими принципами, и поэтому эстетика зороастризма не может быть оторвана от этого начала. Другое дело, что зло может менять свою форму и казаться красивым. Получается, что красота и добро едины, но если они разделены, то красивое в данном случае есть кажимость, за которой скрывается Ахриман. Можно сказать, что у Фирдавси, эти категории не являются абсолютно заданными, но могут изменяться.
Безусловно, отражение безобразного находит свое отображение в физическом облике человека или дива. Таким, например, представляется нам шах Мазандарана, с которым сражается шах Ковус.
«Якезиштру буду болодароз,
Сару гардануашкхамчунгуроз» (2, 110).
[«Был некий безобразный лицом и высоким ростом,
(Его) голова, шея и глаза, как у кабана»].
В этой связи М. Курбанмамадов отмечает: «Словом «зишт» Фирдавси передает различные модификации безобразного. Так, например, злой умысел, злонравный, опозоренный, уродливый, мерзкий, отвратительный поступок»...
А вот безобразный облик, представленный Фирдавси:
«Ему сказал, что он злой и горбатый,
Если спросить, ответить грубо.
Он и свиноносный и сонливый,
Скажешь: душа наполнена злобой
Взором окинешь его безобразие
В этом мире он является врагом бога».
Физическое уродство, (горбатый, свиноносный, сонливые глаза), является выражением сути безобразного. Но, такое безобразное переходит в низменное, если оно сопровождается еще такими отрицательными чертами: злобой, местью, зависть, и т.д.» (5. 96-97).
Однако у Фирдавси есть также часть героев, которые выражаются в этическом плане негативно, а показываются в произведении эстетически красиво, как например,
Судаба, Ширин, Афрасияб, Гаштасп, Исфандиар и др. Безусловно, этический компонент является ключевым для понимании природы человека, но внешняя сторона, иногда у Фирдавси отделяется от внутренней. В этом контексте эстетическое суждение основывается иногда параллельно моральному. В тех случаях, когда Фирдавси желает показать абсолютное разделение добра и зла, то в этих случаях и эстетическое непременно связано с моральными оценками.
Все это говорит о том, что Фирдавси уже начал закладывать некоторую автономность эстетического суждения от моральных коннотаций, как это начнет развиваться в эстетике западноевропейского искусства.
В этом контексте верно отмечает А.Курбанмамадов: «По Фирдоуси, безобразное встречается очень часто в жизнедеятельности человека, ибо он изначально является антиподом прекрасного. Безобразное это то, что разрушает жизнь, нарушает гармонию, меру, целостность и порядок, внося дисгармонию, хаос и тьму. Оно- дух злого Ахримана является вечным спутником человека. И человеку необходимо вести с ним борьбу не только вне себя, но и самом себе» (3.34).
Фирдавси особое внимание уделяет в «Шахнамэ» эстетическому описанию природы, которая является для него не абстрактным воплощением прекрасного, а реальным воплощением божественного провидения и человеческой деятельности. Конечно, мыслитель восхищается природой, в особенности, в момент рождения ее в весенний период. «Не случайно, праздник весеннего равноденствия - Навруз является национальным праздником, который есть символ равновесия жизненных и природных стихий, что непосредственно связано с зороастрийскими ценностями персо-таджикских народностей. Нельзя согласиться с утверждением, что ночь всегда является символом безнравственного, зла и беды человека, а день с нравственностью, добром и правдой» (3.44).
Можно сказать, что Фирдавси посредством своего поэтико-философского гения выходит за пределы жестко заданных эстетических шаблонов, тесно привязанных с этическими зороастрийскими принципами, которые при глубоком понимании говорит нам о том, что природа зороастрийских принципов связана прежде всего, с силой и красотой самой природы, которая иногда позволяет вдохновлять и придавать новые не только физические, но и духовные силы для борьбы со злом и неправдой.
И самое интересное то, что в Шахнамэ обнаруживается не только чисто эстетическое наслаждение природой и прагматического отношения к ней. Уважение к природным стихиям, облагораживание и следования им с целью создания большей урожайности, продуктивности, орошения и т.д.
Воспевание прекрасного в природе сопровождается у Фирдавси любовью к своей Родине и патриотическому отношению к своей земле. Это особо ярко отражено у Фирдавси в словах Нушинравона, который, обходя свои владения (дворцы, степи, озера, реки и т.д.) и восторгаясь ими, восклицает о том, что «если царь, действительно мудрый, он не должен допускать врагов к своей земле, чтобы они уничтожали ее красоту, топтали поля, сады, луга копытами лошадей. Он велел повсюду в Индии и Руме, по всей стране, разыскать мастеров с тем, чтобы они возвели высокие стены вокруг Ирана, чтобы враг не ступил на землю Ирана и не увез богатства, не обижал дехканина - землепашца и не уничтожил красоту земли» (5, 96-97).
Литература:
1. Гегель Ф.Г. Работы разных лет. В 2-х томах. - М., 1970.
2. «Илм ва хдёт». - Душанбе, 1992, № 9.
3. Курбанмамадов А. Эстетика Фирдавси. - Ташкент: Фан, 2007.
4. Раджабов М.Р. Фирдоуси и современность. - Душанбе, 1976.
5. Фирдавси А. -Шахнамэ. В 9-ти томах. , Т. 8., Душанбе, Изд-во «Адиб», 1999.
6. Шукуров Ш.М. - «Шахнамэ» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция». -
М.: Наука, 1983.
7. Чернышевский Н.Г. - Полн. собр., соч. Т.Х11. М., 1949.
КРАСОТА ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КАТЕГОРИЙ
Атоев А.
В статье рассматривается эстетическая категория прекрасного в «Шахнамэ» Абулкасима Фирдавси. Проведён анализ передачи многомерных художественно-философских образов. Безусловно, что многие эстетические категории в восточном средневековье еще не дифференцировались от этических категорий. Это отражалось в том, что красота выступает во многих событиях «Шахнамэ» высшим мерилом нравственности. Однако, мировоззренческие рациональные ориентации Фирдавси позволили ему дать достаточно автономную и содержательную интерпретацию категории красоты. Именно через его описание красоты мы можем увидеть не только историческую эпоху, которую он описывает, но и его эстетические нормативы, которыми он определяет то, что есть красота. Фирдавси создал прекрасную галерею женского эталона того, какой она должна быть.
Все это показывает, что для Фирдавси не было идеологических или религиозных преград, которые могли бы даже в косвенной форме довлеть над ним, учитывая, что исламская ортодоксия во время жизни Фирдавси не могла не влиять на позицию многих выдающихся мусульманских интеллектуалов и поэтов. Такое открытое эстетическое описание красоты женщин отражал мировоззренческий взгляд Фирдавси, который несмотря на то, что опирался на многие этические компоненты при описании красоты тем не менее сохранял самодостаточность для основных параметров эстетического взгляда на реальность. Это возможно было только при условии следования рациональному взгляду на жизнь.
Для Фирдавси внешняя красота также является критерием идеала женщин, но она должна обязательно дополняться внутренними качествами.
Ключевые слова: эстетические параметры, космический порядок, красота, критерий отражения реальности, благополучие.
BEAUTY AS ONE OF THE MOST IMPORTANT CATEGORIES
Atoyev A.
The article discusses the aesthetic category of beauty in the "Shahnameh" Abylkasim Firdausi. The transmission of multidimensional artistic and philosophical images is analysed in the article as well. Of course, many aesthetic category in the Eastern middle ages were not differentiated from the ethical categories. This was reflected in the fact that beauty is in many events of "Shahnameh" the ultimate measure of morality.However, rational worldview orientation of Firdausi allowed him to give a sufficiently autonomous and meaningful interpretation of the category of beauty. Namely through his description of the beauty, we can see not only the historical era in which he describes, but his aesthetic standards that it defines what beauty is. Firdausi created beautiful gallery female standard of what it should be.
All this shows that Firdausi was not ideological or religious obstacles that might even indirectly to weigh on him, given that Islamic Orthodoxy during the lifetime of Firdausi could not affect the position of many prominent Muslim intellectuals and poets. Such open aesthetic description of the beauty of women reflected the ideological opinion Firdausi, who despite the fact that relied on many ethical components in the description of beauty nevertheless maintained self-sufficiency for the main parameters of the aesthetic view of reality. This was possible only under the condition of following rational Outlook on life. For Firdausi external beauty is also a criterion of the ideal women, but it must necessarily be complemented by internal qualities.
Key words: aesthetic parameters, cosmic order, the beauty, the criteria reflect reality of well-being.
Сведения об авторе: Атоев Атоулло Мухторович - кандидат философских наук, доцент, Худжанский государственный университет имени академика Б. Гафурова, тел.: (+992) 918 670143, е-mail: Otella64@mail. ru
Information about the author: Atoev Atoullo Muhtorovich, Ph.D. in Philosophy, docent, Khujand State University named after academician B. Gafurova, phone.: (+992) 918 670 143, е-mail: Otella64@mail.ru