УДК 1(091):7.01
С. А. Шакин КРАСОТА:
ЭТИЧЕСКИЙ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ В ФИЛОСОФИИ Ф М. ДОСТОЕВСКОГО
В статье рассматривается проблема красоты как эстетического идеала в философии Федора Михайловича Достоевского. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что красота всегда была одной из важнейших эстетических категорий, а эстетика как раздел философии в каждом своем моменте развития исходит из наследия прошлых эпох, поскольку многие эстетические, как и этические, ценности со временем не устаревают.
In the article considered problem of beauty as an aesthetics ideal of philosophy Fyodor Mikhailovich Dostoyevsky. Actuality of the problem caused by the fact that beauty has been one of the most important aesthetic categories and aesthetics is based from the legacy of past ages in every moment of its development, because aesthetical and ethical values don’t become obsolete eventually.
Ключевые слова: эстетика Достоевского, этика, красота, идеал, действительность.
Keywords: aesthetics Dostoevsky, ethic, beauty, ideal, reality.
Достоевский - великий русский писатель -оставил не только огромное литературное, но и философское, в частности эстетическое, наследие. Обилие и глубина идей у Достоевского поразительны, а его творчество оказало огромное влияние на философию и художественную литературу абсурдистов и экзистенциалистов. Вопрос красоты для Достоевского был главным вопросом всей его жизни и творчества. Практически в каждом его романе встаёт вопрос об идеале, так как красота для писателя и есть идеал.
Свою философскую позицию он выражал не только и не столько в своих публицистических работах, но и в художественных произведениях. Стоит отметить, что в уста своих героев он вкладывал не только собственные идеи, но и, зачастую, идеи прямо противоположные, так как не признавал наличие какой-либо конечной истины. Особый интерес представляют мысли Достоевского относительно красоты как эстетического и этического идеала.
Эстетическое учение Фёдора Михайловича Достоевского неразрывно связано со всеми его философскими воззрениями, более того, можно сказать, что эстетика лежит в основе всей его философии, что будет показано ниже. Для начала следует вспомнить, что в XIX в. в российском обществе произошел раскол на два противопо-
© Шакин С. А., 2013
ложных лагеря - славянофилов и западников. Никто в мыслящей части общества не мог обойти данный спор стороной. Сам Достоевский относил себя к славянофилам. Однако в некоторых своих воззрениях он расходился с ними, в частности в эстетике. Для Достоевского чрезвычайно важна личность. Одной из важнейших задач искусства он называл - утверждение личности. Согласиться с концепцией славянофилов, принижавших роль личности и растворявших её в социуме, писатель не мог. И на этом расхождение Достоевского со славянофилами не заканчивается. Различие позиции Достоевского и славянофилов проявлялось и в отношении к народу. Писатель с огромным уважением относился к народу, который для него являлся хранителем идеалов. Народ для него - это носитель идей правды, добра и красоты. Это отразилось в идейно-образном мире писателя в виде непреходящей веры в духовную красоту народа. Именно эта мысль и оказала огромное влияние на всю его эстетическую концепцию.
Одной из самых главных трагедий в российской действительности для Достоевского был отрыв высшего общества от народа. Личность, отколовшаяся от народа, потерявшая свою почву, нравственно неустойчива. Народ и высшее общество, по мнению писателя, должны объединиться, а в основе этого единения должна лежать национальная почва. Отсюда и проистекало неприятие Достоевским идей космополитов, для которых понятие национальности было пережитком прошлого.
Высшее благо - гармоническое общество. Удаление человека от единения, от братства ведет к дисгармонии. Единство людей, соборность совпадает у Достоевского с красотой. Счастье человечества заключается в преодолении «противоречия между личным и общественным» [1]. Всеобщее братство, полная гармония личного и общего, такое устройство общества, при котором каждый был бы заинтересован в каждом, -соборность - является общественным идеалом для Достоевского. В своем творчестве Федор Михайлович проповедовал идеи соборности.
Как писатель Достоевский был представителем реализма. Он полагал, что в творчестве на первое место должна выходить действительность. Цель писателя-реалиста - отобразить действительность без всяких приукрашиваний, показать жизнь обычного человека. Реализм как направление в искусстве противостоит романтизму, в котором художник признается единственным источником творчества. Романтики стремятся уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве высшей, духовной реальности, вечности и абсолютной красоты, недоступной рациональному мышлению. В своих
эстетических воззрениях Достоевский очень близок к Шеллингу, который, хоть и был близок к романтикам, отрицал не саму действительность, а неизменный всемирный порядок вещей.
Действительность, по мнению Достоевского, гораздо больше, интереснее и разнообразнее, чем фантазия. Действительность для Достоевского -единственная основа искусства, основа, которая является неисчерпаемой, основа, превосходящая фантазию даже самого гениального художника. Окружающая нас реальность настолько огромна и разнообразна, что никакая ограниченная человеческая фантазия просто не может вырваться за её пределы. Реализм обладает бесконечными возможностями, когда фантазия ограничена самим человеком. Для Достоевского действительность -это многообразие явлений общественной жизни. По мнению Федора Михайловича, чем реальнее будет изображена действительность в художественном произведении, тем менее правдоподобной она будет казаться читателю. Описание должно тяготеть к общим определениям, а не к индивидуализациям. Действительность развивается бесчеловечно, если бы дело обстояло не так, то исследовать её не было бы никакой нужды.
Талант художника необходим, чтобы воссоздавать события и факты окружающей нас реальности, а также находить и выделять эти факты в зависимости от их значимости. Задача художника в процессе творчества, по мнению Достоевского, заключается в том, чтобы не уйти в одну из двух крайностей: излишняя простота или трагическая безысходная прямолинейность.
Художник, воспроизводящий действительность, создает текст, чей смысл неисчерпаем не только для самого автора, но и для последующих его интерпретаторов. Великое произведение не теряет своей значимости и через много веков, когда фактически открывается и понимается по-новому.
Восприятие художника должно быть таким же, как и восприятие ученого, то есть оно должно быть конкретно в противоположность обыденному абстрактному восприятию. Творческая цель художника - отразить «современную минуту» общественной жизни во всей ее полноте, не утаивая и не укрывая ничего, даже если это болезненно и неприятно. «Правда выше вашей боли» [2], - писал Достоевский.
Однако Достоевский не защищает страдание, что, зачастую, ему приписывается. Напротив, он считает страдание противоестественным, но в то же время страдание как искупление вины за преступление исполняет важную нравственную функцию. Здесь заключено различие Достоевского с Ницше, для которого страдание было тем, что уничтожает волю сверхчеловека. Для Достоевского так называемая «натуральная школа» - не только направление в искусстве,
но и мировоззрение, мировоззрение гуманистическое.
Сколь бы ни были мрачны и трагичны сюжеты произведений Достоевского, они всё же полны веры в возможность существования идеального утопического общества, построенного на идеях братства, единства людей. Фактически можно утверждать, что в этом вопросе он соглашался с Белинским, который называл идеалом возможность какого-либо явления, «угаданную умом и воспроизведенную фантазией» [3].
Обычно в своих произведениях Достоевский пренебрегал описанием пейзажа, тем интереснее те случаи, когда он все же уделял внимание пейзажу. Н. В. Кашина в своей работе «Эстетика Достоевского» объясняла подобное следующим образом: «В мире разъединения человек устремлен внутрь себя, но не видит другого, не видит природы; лишь в обществе, где человек откажется от своего я, ему откроется и красота другого человека, и красота природы» [4]. Отсюда проистекают критерии добра и зла у Достоевского. Зло, по Достоевскому, можно определить как несоответствие того, что есть, с тем, что должно быть. В свою очередь, добро - это существование идеала внутри человеческого сознания.
Достоевский придавал решающее значение идеалам и, в первую очередь, идеалам красоты как двигателю человеческого прогресса. Эстетический идеал - важнейшая часть всей философии Достоевского. «Без идеала... ничего не будет» (т. 12, с. 85). Ему приписывают давно ставшую крылатой фразу «Красота спасет мир». Данное высказывание не следует понимать слишком буквально. Здесь подразумевается не некая внешняя красота, а красота как эстетический и этический идеал. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» вкладывает в уста главного персонажа Мити Карамазова слова, следующим образом характеризующие красоту: «...Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей» (т. 9, с. 123). Соблюдение грани между добром и злом и является тем, что определяет силу красоты - созидающую или разрушающую. Впрочем, приведённое свидетельство вовсе не говорит о некой двойственности красоты, так как настоящая истинная красота всегда обращена к свету. Красота - это сумма нравственных качеств. Зло никогда не должно оправдываться. Зло есть зло. Когда все люди придут к мысли о том, что зло является отклонением от нормы, что оно неправильно, тогда люди будут жить, руководствуясь добром. Зло исчезнет, а люди будут прекрасны и счастливы, «не потеряв способности жить на земле».
Рассуждения персонажа романа наполнены глубоким смыслом: «Красота - это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопреде-
лимая, а определить нельзя потому, что бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Я, брат, очень необразован, но я много об этом думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды. Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, - знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей. А впрочем, что у кого болит, тот о том и говорит. Слушай, теперь к самому делу....» (т. 9, с. 123).
Более того, по сути в этом «манифесте» от лица главного героя Достоевский предлагает человечеству дихотомический выбор - между добром и злом, - третьего пути не дано. Человек, избравший идеал содомский, «купившись» на внешнюю её сторону, поддавшись искушению, соблазну, обращается к дьяволу, причём делает это совершенно сознательно. Стремящийся же к свету, к добру, к истине, к божественному преображению изначально ориентируется на красоту одухотворённую - наполненную божественным, созидательным смыслом. Может показаться, что в данном фрагменте автор говорит о существовании двух видов красоты - «красоты Мадонны» и «красоты Содома». Так говорить будет не совсем корректно, Достоевского сложно упрекнуть в дуализме, так как для него существует только один вид красоты - «красота Мадонны». Так же как две правды - не есть правда, так и из двух видов красоты лишь одна является настоящей. Для Достоевского нет никакой «красоты Содома». «Красота Содома» - это неистинная красота, она лишь соблазн, лишь внешняя оболочка. В каждом произведении Достоевского происходит борьба между «красотой Мадонны» и «красотой Содома». И в каждом своем романе он верил в конечную победу «Мадонны» над «Содомом».
Одной из главных проблем буржуазного общества с точки зрения Достоевского являлось то, что старые идеалы, возникшие еще в античности, не совпадают с реальным современным миром, а новых нет. К тому же само общество видит себя идеальным.
Красоту «благообразия» он показывает через образы самых обычных, простых людей из народа.
Достоевский занимается поисками образа того самого человека, который воплотил бы его идеал единения «оторвавшегося общества русского и с душою и силой народной» [5]. Иисус Христос -идеал для Достоевского. Ни одно действие Иисуса не может быть названо некрасивым, или злым, или ложным. Он есть абсолютное воплощение красоты. Таковым, например, в творчестве Достоевского был князь Мышкин. Мышкин - идеал прекрасного человека. Мышкин этакий Иисус Христос в современном Достоевскому обществе. Мышкин всегда верен себе, и ничто не способно заставить его отказаться от идеалов добра.
Сильный человек, который в своих действиях, в своих решениях исходит из собственных убеждений, пусть даже вопреки законам и морали, для Достоевского стоит гораздо выше того, кто подчиняется закону лишь из страха. И ведь действительно: чего стоит закон, чего стоит мораль, основанная на страхе?
Бесчеловечная действительность пожирает и убивает добрых людей, однако, несмотря на то что Достоевский, верный своему реализму, фактически соглашается с мыслью - «вооруженные пророки всегда побеждали, а безоружные гибли» [6], - высказанной еще Макиавелли, он все же сохраняет и передает читателю надежду на выживание прекрасного и более того, он утверждает конечное торжество прекрасного в мире.
Эстетическое чувство прекрасного есть, по Достоевскому, органическое свойство человеческой природы, органически необходимая принадлежность человека. «Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете» (т. 11, с. 76). Чувство красоты - подлинно человеческое чувство, отличающее человека от животного. У многих русских литераторов понятие «звериное» фигурирует в качестве чёткого обозначения всего того, что должно быть отринуто человеком: жестокости, уродства, агрессии, в общем, всего того, что не соответствует христианским представлениям о человеке благодетельном, любящем ближнего своего и созидающем на благо мира.
Следует отметить, что идеи Достоевского относительно трактовки красоты пересекаются с идеями И. Канта, который определил прекрасное как символ морального добра [7]. Нельзя, однако же, не упомянуть в этом свете и о расхождении Достоевского с Кантом:
1. Идеал, о котором говорит Достоевский, вполне достижим, как говорилось выше, в то время как Кант отрицает не только возможность достижения этого идеала, но и возможность его
представить, в силу ограниченных возможностей человека.
2. Кант, фактически, довольствуется «доброй волей», а Достоевский говорит об активном действии по реализации этой самой «доброй воли».
Прекрасное у Достоевского зачастую тождественно искусству. Сущность красоты-искусства заключена в гармонии. Достоевский разграничивал понятия красоты в жизни и красоты в искусстве. Красота искусства - это идеал, избавляющий человека от гнетущего чувства безысходности, это идеал, дарующий мысль о достижимости гармонии. Красота необходима человеку тем более, чем менее гармоничен мир, его окружающий.
Художник гармонизирует раздробленные впечатления действительности, вносит порядок в хаос жизни. Это творчество воплощает красоту, без которой «человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Человек жаждет её, находит и принимает красоту без всяких усилий, а так, потому только, что она красота, и с благоговением преклоняется перед нею, не спрашивая, к чему она полезна и что можно на неё купить» (т. 11, с. 76).
«Гармония понималась писателем как разрешение противоречий, которые раздирали его мир, общество, человеческие души и составляли главное содержание его художественного творчества. Гармония, как писал Гегель, “состоит в совокупности существенных аспектов и разрешении и голого противоположения их друг другу, благодаря чему их со-принадлежность и внутренняя связь проявляются как их единство ”». [8]
Прекрасное - есть абсолютная гармония. Гармония же, в свою очередь, - это идеальное устройство общества. Гармония - это не только идеал, к которому надо стремиться. По мнению Достоевского, гармония уже есть в окружающем нас мире, просто человек разучился видеть её, видеть красоту в нём.
Развитие одной лишь материальной культуры со временем приведет человечество в тупик, потому необходимо вернуться к красоте как духовности.
«Искусство - есть такая же потребность для человека, как есть и пить» (т. 11, с. 76). В эстетике Шиллера, а в ней Достоевский находил много схожего со своими собственными идеями, искусство оценивается и с точки зрения его воздействия на человеческую личность. В задачу красоты должно входить возрождение нравственности в человеческом обществе. Искусство способно изменить человека и изменяет его. Оно создает эстетическое впечатление, которое способно проникнуть в самое сердце, в самую глубину человеческой души.
Источником общественно-политических изменений является нравственная эволюция челове-
ка, поэтому можно сказать, что для Достоевского искусство является двигателем прогресса. Но все же взгляды Достоевского на искусство были куда более широкими, и красота у него не ограничивалась одним лишь искусством. По мнению Достоевского, красота обладает созидательной силой лишь в том случае, если она служит добру. Следовательно, без идеи добра красота теряет свою животворящую силу, ибо в этом случае она утрачивает связь с божественным началом. Красота - это и есть добро.
Мысль о том, что этическое и эстетическое в конечном счете совпадают, была впоследствии развита Владимиром Сергеевичем Соловьевым. Соловьёв писал: «Всякое зло может быть сведено к нарушению взаимной солидарности и равновесия частей и целого; и к тому же, в сущности, сводится всякая ложь и всякое безобразие. Когда частный или единичный элемент утверждает себя в своей особенности, стремясь исключить или подавить чужое бытие, когда частные и единичные элементы порознь или вместе хотят стать на место целого. - всё это: и исключительное самоутверждение (эгоизм), и анархический партикуляризм, и деспотическое объединение мы должны признать злом. И те же самые существенные признаки, которыми определяется зло в сфере нравственной и ложь в сфере умственной, они же определяют безобразие в сфере эстетической» [9].
В эстетике Достоевского идеал - это некая высшая точка, в которой соединяются вместе эстетическая и этическая части. Именно это единство рождает истинно прекрасное. Красота просвечивает сквозь все противоречия, сквозь весь хаос и дисгармонию, как идеал, как перспектива, возможность и необходимость, как цель. Цель является смыслом всемирного исторического процесса. Искусство есть инструмент в руках художника, с помощью которого следует принести в мир идеалы добра, истины и красоты.
Примечания
1. Кашина Н. В. Эстетика Ф. Достоевского. М.: Высш. шк., 1989. С. 56.
2. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 15 т. Л.: Наука, 1988-1996. Т. 12. С. 17. Далее ссылки на это издание даны в тексте в круглых скобках с указанием тома и страниц.
3. Белинский В. Г. Собр. соч.: в 13 т. [Т. VIII]. М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 89.
4. Кашина Н. В. Указ. соч. С. 144.
5. Литературное наследство. Т. 86. М.: Наука, 1973. С. 83.
6. МакиавеллиН. Государь. М.: «Планета», 1990. С. 11.
7. Кант И. Критика способности суждения. М.: «Искусство», 1994. (Сер. История эстетики в памятниках и документах).
8. Кашина Н. В. Указ. соч. С. 149.
9. Соловьёв В. С. Соч.: в 2 т. [Т. II]. М.: Мысль, 1988. С. 395.