Научная статья на тему 'КРАСНЫЕ ЛИНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - СИТУАЦИЯ СЕГОДНЯ'

КРАСНЫЕ ЛИНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - СИТУАЦИЯ СЕГОДНЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
230
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНЫЕ ЛИНИИ / ТЕРРИТОРИИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кириенко Ю.П.

В целом все, что связанно с линиями градостроительного регулирования - красными линиями до недавнего времени было ясно: они устанавливались в утверждаемой части проектов планировки, были учтены в проектах межевания территорий и имели возможность корректировки и изменений с разработкой актов красных линий, как отдельного документа при реконструкции линейных объектов и сооружений улично-дорожной сети. Сегодня, статьей 42 «Проект планировки» Градостроительного Кодекса РФ в пункте 3 предусмотрена единственная возможность установления новых красных линий в, разрабатываемых проектах планировки. К сожалению, в процессе «цифравизации» материалов исходной топографической съемки, орто-фотопланов в масштабе 1:200 многие данные были потеряны или безвозмездно утрачены. Большое количество информации в ранее разработанных актах красных линий подлежат восстановлению с учетом существующей (фактическое использование) градостроительной ситуацией. Таким образом, в сложившейся ситуации не представляется возможным определить границы территорий общего пользования и закрепить их в соответствующих координатах. Следовательно, общественные пространства, линейные сооружения, парки и другие существующие объекты становятся уязвимы при решении вопросов реконструкции элементов планировочной структуры и их эксплуатации. Неизбежно, сложившаяся ситуация негативно скажется не только при подготовке документации по планировке территории, но и возникают проблемы в части, соответствия, принимаемым архитектурных решений документации по территориальному планированию и градостроительного зонирования. В следствии, чего работа с ранее установленными красными линиями практически сведена к нулю. Анализу сложившейся ситуации и посвящена эта статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кириенко Ю.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RED LINES - THE SITUATION TODAY

In general, everything connected with the lines of urban planning regulation - red lines was clear until recently: they were installed in the approved part of the planning projects, were taken into account in the land surveying projects and had the opportunity to adjust and change with the development of acts of red lines as a separate document for the reconstruction of linear objects and structures of the road network. Today, Article 42 "Planning Project" of the Urban Planning Code of the Russian Federation in paragraph 3 provides for the only possibility of establishing new red lines in the planning projects being developed. Unfortunately, in the process of "digitizing" the materials of the original topographic survey, ortho-photoplanes at a scale of 1:200, many data were lost or gratuitously lost. A large amount of information in the previously developed acts of red lines are subject to restoration, taking into account the existing (actual use) urban development situation. Thus, in the current situation, it is not possible to determine the boundaries of public areas and fix them in the appropriate coordinates. Consequently, public spaces, linear structures, parks and other existing facilities become vulnerable when solving issues of reconstruction of elements of the planning structure and their operation. Inevitably, the current situation will negatively affect not only the preparation of documentation on the planning of the territory, but also problems arise in terms of compliance with the adopted architectural decisions of documentation on territorial planning and urban zoning. As a result, the work with previously installed red lines is practically reduced to zero. This article is devoted to the analysis of the current situation.

Текст научной работы на тему «КРАСНЫЕ ЛИНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - СИТУАЦИЯ СЕГОДНЯ»

Красные линии градостроительного регулирования -ситуация сегодня

см сч о сч

Кириенко Юрий Петрович

преподаватель кафедры "Архитектура" Национального исследовательского московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), yuriikirienko@mail.ru

В целом все, что связанно с линиями градостроительного регулирования - красными линиями до недавнего времени было ясно: они устанавливались в утверждаемой части проектов планировки, были учтены в проектах межевания территорий и имели возможность корректировки и изменений с разработкой актов красных линий, как отдельного документа при реконструкции линейных объектов и сооружений улично-дорожной сети. Сегодня, статьей 42 «Проект планировки» Градостроительного Кодекса РФ в пункте 3 предусмотрена единственная возможность установления новых красных линий в, разрабатываемых проектах планировки. К сожалению, в процессе «циф-равизации» материалов исходной топографической съемки, орто-фотопланов в масштабе 1:200 многие данные были потеряны или безвозмездно утрачены. Большое количество информации в ранее разработанных актах красных линий подлежат восстановлению с учетом существующей (фактическое использование) градостроительной ситуацией.

Таким образом, в сложившейся ситуации не представляется возможным определить границы территорий общего пользования и закрепить их в соответствующих координатах. Следовательно, общественные пространства, линейные сооружения, парки и другие существующие объекты становятся уязвимы при решении вопросов реконструкции элементов планировочной структуры и их эксплуатации. Неизбежно, сложившаяся ситуация негативно скажется не только при подготовке документации по планировке территории, но и возникают проблемы в части, соответствия, принимаемым архитектурных решений документации по территориальному планированию и градостроительного зонирования.

В следствии, чего работа с ранее установленными красными линиями практически сведена к нулю. Анализу сложившейся ситуации и посвящена эта статья.

Ключевые слова: красные линии, территории общего пользования, градостроительное регулирование.

Исторически, линии гралостроительного регулирования - красные линии отображались на картографических планшетах в масштабе 1:2000 и являлись основой бумажного градрегулирования. Планшеты систематически обновлялись, информация подкреплялась новыми актами красных линий и в целом формировались сведения оперативной карты городских территорий. Чем больше наработанного аналогового материала, тем больше возможностей у регулятора - уполномоченного органа в области архитектуры и строительства.

Рис. 1 Пример установления красных линий в сложившейся городской застройке.

Красные линии проектировались не только в составе проектов планировки, но и в проектах межевания, а внесение изменений и корректировка выполнялись актами красных линий, как самостоятельным планировочным документом. Отдельное внимание уделялось улично-дорожной сети (УДС): в составе актов красных линий разрабатывались профиля улиц и проездов, характеристики дорожной сети в элементе планировочной структуры и определялись градостроительные и планировочные ограничения.

Пмперечный разрез по проезду, с шириной проезжей части 6.00 м

О Ш СО

<

со о

Рис.2 Пример профиля проезда в составе акта красных линий.

К сожалению, в процессе цифровизации инструментария градостоительной деятельности и первых попыток создания Информационных систем градостроительной деятельности (ИСГД) не было уделено должного внимания сохранению и архивации этого «аналогового» наследия. Огромное количество информации было утеряно, а самое главное не сохранилась правовая документация об утверждении установления красных линий. В меньшей степени это произошло в крупных городах, так, например в Москве в начале 2000-х годов была поведена большая работа по установлению красных линий на всей территории городской улично-дорожной сети и прилегающим участкам природного комплекса города Москвы. Таким образом сегодня ИСОГД не имеют полноценной информации о наличии ранее установленных красных линиях.

Надо понимать, что красные линии - это не только уровень проектов планировки территории (ППТ). Они должны соответствовать документации территориального планирования и градостроительного зонирования, утвержденных для конкретного территориального образования. Данное требование следует из п. 10, ст.45 ГрК РФ, согласно Которому подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании, утвержденной документов по территориальному планированию и правилам землепользования и застройки [1].

Главной целью установления красных линий является обозначение существующих или планируемых границ территорий общего пользования и линейных объектов, на которые не распространяются действие градостроительных регламентов. Трудно переоценить важность определения границ территорий общего пользования при разработке всех видов планировочной документации и последующего строительства и эксплуатации земельных участков и объектов капитального строительства в указанных границах.

К территориям общего пользования в том числе относятся такие жизненно важные для человека элементы среды, как улицы, проезды, скверы, бульвары, то есть такие территории, которыми могут безпрепятственно пользоваться любые лица, что определено п.12, ст. 1 ГрК РФ.

Невозможно разрабатывать проекты линейных сооружений без утвержденных красных линий, даже если имеются отдельные участки в объеме ранее утвержденных проектов планировки. Тоже самое касается проектируемых объектов капитального строительства, размещаемых в пределах красных линий: автозаправочные станции, мойки, автостоянки и другие объекты улично-дорожной сети. Без упомянутой информации не представляется возможной разработка проектов межевания в сложившейся застройке в условиях фактического использования земельных участков. Такие линии учитываются при подготовке схемы расположения земельного участка, которая требуется при образовании участков.

В сельских поселения формирование земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и садоводство, как правило происходит без установления красных линий. Собственник земли силами кадастровых инженеров межует территорию на минимально разрешенные, в части площади участки без формирования территорий общего пользования. Полностью отсутствуют объекты социальной инфраструктуры, объекты торговли и соцкультбыта, общественные пространства, элементы транспортной инфраструктуры (разворотные площадки, места временного хранения автотранспорта,

противопожарные проезды и т.д.). Игнорируются все мероприятия по обеспечению безопасности граждан, создаются не приемлемые условия для создания полноценной жилой среды.

Рис.3 Пример межевания и передачи в собственность земельных участков под садоводство и ИЖС без разработки документации по планировке территории.

При этом федеральным закон от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» п. 8, ст.3 говорится в отношении этих земель об обязательной подготовке документации по планировке территории, не говоря уже об участках индивидуальной жилой застройки [2].

Попытки исправить ситуацию с установлением территорий общего пользования после реализации строительства зачастую приводит к корректировке границ прилегающих иных территориальных зон и соответственно внесению изменения в правила землепользования и застройки.

Рис.4 Пример попытки устройства подъезда к земельному участку ИЖС через кладбище в отсутствие территорий общего пользования (в иной территориальной зоне)

Игнорирование подготовки и своевременного утверждения, установленной законом планировочной документации неминуемо приведет к градостроительному коллапсу: неминуемому самовольному строительству объектов жилья и инженерной инфраструктуры и , как следствие к ухудшению социально-экономических усло-

I I

О

ГО

А П

I ГО

т

о

м о м

N3

сч сч о

CS

о ш m

X

вии проживания на указанных территориях, возникновению проблем техногенного порядка, депрессии социально незащищенных групп населения и возможному нанесению вреда жизни граждан [3].

Можно привести большое количество примеров некорректного применения красных линий или наоборот проблем при их не установлении. В этой статье основное внимание уделено территориям общего пользования в городских поселениях и в сельских населенных пунктах. Аналогичные проблемы в градрегулировании возникают при установлении красных линий на территориях Гослесфонда, сельских и иных лесов; на водных объектах при формировании водоохранных, береговых и прибрежных полос; на участках объектов культурного значения при разработке охранных зон и регламентов использования территории [4, 5].

Первое, что необходимо для решения возникшей ситуации это: изменение нормативно-правовой базы, которая позволила решать вопросы установления красных линий не только в составе утверждаемой части ПДП, но и в составе проекта межевания на застроенных территориях, где красные линии ранее были запроектированы, но не утверждены в установленном порядке [6]. Также, важно установить порядок подготовки актов красных линий в условиях корректировки или внесения изменений в утвержденные чертежи красных линий, как отдельного градостроительного документа.

Необходимо изменение подхода к сбору данных в ИСОГД - не достаточно только нанесение проектируемых или архивных данных в рамках требований Градостроительного кодекса. Требуется постоянный анализ соответствия красных линий документации по территориальному планированию и выявления сложных градостроительных ситуаций для доработки затронутых в статье вопросов. Должна быть проведена инвентаризация земельных участков в рамках земельного контроля с целью фиксации и постановке на кадастровый учет территорий общего пользования.

Сегодня, существует значительный кадровый «голод» в специалистах и разработчиках генеральных планов, занимающихся разработкой чертежей линий градостроительного регулирования. Нет специализированных отделов в проектных институтах и архитектурных бюро.

«Все новое - это хорошо забытое старое». Все вышеописанное не является чем- то новым, но является анализом происходящего сегодня и манифестом к нашему профессиональному будующему в котором повторение ошибок не только недопустимо, но зачастую преступно.

Литература

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. за№190-ФЗ

2. Федеральный закон от 29.07.2017 за № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Воздушный кодекс РФ от19.03.1997г. за № 60-ФЗ

3. Кузьма И.Е. Изымать не изымать, или о некоторых вопросах практической реализации норм Градостроительного кодекса РФ в части застроенных территорий // Законы России: опыт, анализ, практика, 2015, №8.

4. Правила землепользования и застройки городского округа Щелково Московской области ГАУ МО «НИ-иПИ Градостроительства», 2020 г.

5. Положение о территориальном планировании в генеральном плане городского округа Щелково Московской области. ГАУ МО «НИиПИ Градостроительства», 2020 г.

6. Дондыш Н. Красные линии: какие риски с ними связаныи можно ли изменить их месторасположение // журнал «ЭЖ-Юрист», 2011, №11(1062)

Red lines - the situation today Kirienko Yu.P.

National Research Moscow State University of Civil Engineering (NRU MGSU),

Annotation. In general, everything connected with the lines of urban planning regulation - red lines was clear until recently: they were installed in the approved part of the planning projects, were taken into account in the land surveying projects and had the opportunity to adjust and change with the development of acts of red lines as a separate document for the reconstruction of linear objects and structures of the road network. Today, Article 42 "Planning Project" of the Urban Planning Code of the Russian Federation in paragraph 3 provides for the only possibility of establishing new red lines in the planning projects being developed. Unfortunately, in the process of "digitizing" the materials of the original topographic survey, ortho-photoplanes at a scale of 1:200, many data were lost or gratuitously lost. A large amount of information in the previously developed acts of red lines are subject to restoration, taking into account the existing (actual use) urban development situation. Thus, in the current situation, it is not possible to determine the boundaries of public areas and fix them in the appropriate coordinates. Consequently, public spaces, linear structures, parks and other existing facilities become vulnerable when solving issues of reconstruction of elements of the planning structure and their operation. Inevitably, the current situation will negatively affect not only the preparation of documentation on the planning of the territory, but also problems arise in terms of compliance with the adopted architectural decisions of documentation on territorial planning and urban zoning. As a result, the work with previously installed red lines is practically reduced to zero. This article is devoted to the analysis of the current situation. Keywords: red lines, public areas, urban planning regulation. References

1. Town-planning Code of the Russian Federation dated 29.12.2004 for No.

190-FZ

2. Federal Law No. 217-FZ of July 29, 2017 "On the Conduct of gardening

and gardening by Citizens for Their Own Needs and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". The Air Code of the Russian Federation dated 19.03.1997 for No. 60-FZ

3. Kuzma I.E. To withdraw not to withdraw, or about some issues of practical

implementation of the norms of the Town-planning Code of the Russian Federation in terms of built-up areas // Laws of Russia: experience, analysis, practice, 2015, No.8.

4. Rules of land use and development of the Shchelkovo urban district of the

Moscow region of the GAU MO "NIiPI of Urban Planning", 2020

5. The regulations on territorial planning in the general plan of the Shchelkovo

city district of the Moscow region. GAU MO "NliPl of Urban Planning", 2020

6. Dondysh N. Red lines: what risks are associated with them and is it

possible to change their location // EZH-Lawyer magazine, 2011, No. 11(1062)

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.