Научная статья на тему 'Красноярская ярмарка книжной культуры'

Красноярская ярмарка книжной культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
82
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Красноярская ярмарка книжной культуры»

^^^ [представляем новые книги. рецензии]

Тема иммиграции, сквозящая во всех разговорах моего детства, так или иначе тревожила сознание, и я, найдя для себя точный ответ на вопрос «Почему я остаюсь», не изменяю однажды принятому решению, хотя и не считаю его догмой. Именно из этого корня выросла вторая основная тема книги. Можно назвать ее патриотической, несмотря на истерзанность этого понятия и его практически полную смысловую обну-ленность в современном языке. Тема любви к Родине прозвучала столь сильно, наверное, потому, что в ней не оказалось пафоса. Историческая мистификация, связанная с изучением тракта эпохи Возрождения, была сделана для того, чтобы задать несколько возможных линий развития всемирной истории, ее бесконечную вариабельность и неумолимость случая. Героиня критична, она не закрывает глаза, она умеет видеть и понимать, но при этом ей важно то, что стоит за такими понятиями, как государство, власть, история, она словно бы нащупывает почву, на которой можно будет построить собственную жизнь.

И здесь набирает силу третья тема — тема лирической героини, сотворения личности, появления и раз-

вития художника. Для меня вопрос формирования творца всегда стоял особенно остро, и каждая биография художника, прочитанная в детстве, становилась не ответом а очередным вопросом. Как появляется художник? Когда он начинает чувствовать себя вправе сказать миру нечто важное?

Эта линия выведена в сны, в отдельные миры, где конкретика и детали воспоминаний растворяются в поэзии образа. От одного сна к другому меняется и язык: синтаксис все усложняется, речь становится красочнее и богаче, словно бы героиня выныривает на поверхность со дна глубокого океана, и чем она ближе к поверхности, тем больше солнца и разноцветных рыбок, тем яснее путь, еще такой туманный в самом начале.

Три темы переплетаются и вьются из начала в конец романа, написанного от первого лица. Мне не удалось уйти от субъективного взгляда, и мнение автора порой сложно отделимо от мнения героини. Осознавая опасность подобной конструкции, я постаралась задать тон самоиронии, которая дает возможность отстраниться от переживаний героини и посмотреть чуть сверху, дав больше воздуха.

КРАСНОЯРСКАЯ ЯРМАРКА КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ

2-6 ноября 2011 года фондом Михаила Прохорова была организована и проведена V Красноярская ярмарка книжной культуры. Подробный отчет о том, что показалось нам интересным в рамках этого события, читайте в следующем номере нашего журнала. Здесь же мы представляем несколько новинок, привлекших внимание участников и посетителей ярмарки.

Новиков Вл. Словарь модных слов. Языковая картина современности. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. — 256 с. — (Словари для интеллектуальных

Эту книгу никак не назовёшь словарём в традиционном смысле: здесь нет чётких критериев отбора материала, нет и единой модели словарной статьи — здесь всё очень субъективно, но от этого не менее интересно. «Словарь модных слов» включает в себя организованные в алфавитном порядке небольшие заметки о некоторых хороших или плохих словах, о каждом из которых, как утверждает лексикограф, можно сказать, что «оно часто звучит в устной речи, мелькает в прессе, то и дело доносится из радиоприёмника или телевизора», но главное — «в них отражаются коло-

ритные особенности нашей жизни». Всего в книге 136 «портретов» модных слов, и они в совокупности дают некоторое представление о современной русской языковой картине. При необходимости из авторских комментариев можно извлечь немало полезной информации. Но стиль Вл. Новикова таков, что его словарь можно читать и как просто занимательную и познавательную книгу. Думается, что знакомство со «Словарём модных слов» поможет читателям осознанно включать или не включать модные слова в свою речь, но главное — избегать злоупотребления ими. Особая же ценность этого труда состоит в том, что автор привлекает внимание исследователей и любителей русского языка к фактору языковой моды, который, на наш взгляд, недооценивается лингвистами и педагогами: в лексикологии нет термина «модное слово», такую помету вряд ли когда-то согласятся использовать составители классических словарей, ведь мода быстро проходит, и модное слово либо лишается своего модного статуса, становясь обычным, либо уходит на периферию языка,

[представляем новые книги. рецензии]

а то и вовсе исчезает. Модное в языке остается не отмеченным, не оцененным, не прокомментированным. Между тем мы убеждены, что невозможно эффективно ни обучать современной русской речи, ни развивать языковую способность, ни корректировать языковой вкус как наших сограждан, так и иностранцев, изучающих русский язык, если профессионалы игнорируют фактор языковой моды.

Текст: теоретические основания и принципы анализа: учебно-научное издание / Под ред.

проф. К. А. Роговой. — СПб.: Златоуст, 2011. — 464 с.

Данное пособие является учебно-научным изданием, поскольку, с одной стороны, в нём обобщаются и получают дальнейшую разработку серьёзные теоретические положения, касающиеся как смысловой, так и структурной организации текста, представленные на базе семи основных текстовых категорий: интенциональности, цельности, связности, информативности, воспринимаемости, ситуативности, интертекстуальности, интерпретированных авторами в связи с моделью коммуникативного акта и с учётом особенностей основных функциональных стилей; с другой стороны, работа и с теоретическим, и практическим материалом в книге дана в диалогизированной форме, где авторское изложение перемежается вопросами и заданиями, адресованными читателю, что облегчает восприятие информации пользователем и обеспечивает для него возможность не только и не столько просто приобщиться к выводам, предлагаемым в этом коллективном труде, сколько вместе с авторами пройти весь путь осмысления важнейших и интереснейших проблем организации такой сложной единицы речи, как текст, с тем, чтобы умело использовать приобретённые знания как в учебных или исследовательских целях, так и в процессе реального общения на русском языке.

Пособие состоит из двух частей — теоретической и практической, каждой текстовой категории отводится по отдельной главе в обеих частях книги. Введение ко всему пособию и предисловие ко второй главе подготавливают читателя к восприятию основного материала. Практическая часть не только включает аутентичные тексты разных функциональных стилей, выступающие образцами современной русской речи, которые предлагаются для наблюдения за воплощением той или иной текстовой категории, но и пред-

полагает выполнение творческих заданий. Учебный характер пособия проявляется и в том, что в конце каждой из глав практического раздела представлены возможные ответы на вопросы и пояснения к заданиям, которыми авторы направляли движение мысли своего читателя при анализе особенностей реализации определённой текстовой категории в текстах каждого из функциональных стилей.

Книга может служить хорошим пособием для курсов теории текста, стилистики, культуры речи; её использование будет уместно в обучении журналистскому мастерству. Книга поможет и школьным учителям осознать особенности структурно-смысловой организации текстов, что позволит найти более эффективные пути формирования у учащихся умений смыслового восприятия речи и повышения их уровня владения продуктивными видами речевой деятельности. Книга, вне всякого сомнения, окажется полезной и для преподавателей русского языка как иностранного, которым она поможет сформулировать, например, основания для создания с учётом текстовых категорий типологии текстов и заданий для разных этапов обучения языку.

Уважаемые филологи-русисты! Эта книга для каждого из вас.

Григоренко А. Мэбэт (История человека тайги). —

Фабула романа — история жизни Мэбэта, любимца богов, каковым его считают все жители тайги и в чём нисколько не сомневается он сам до того момента, когда, получив от вестника смерти уведомление о своей близкой кончине, он пускается в фантастическое путешествие в обитель Матери Земли, где узнаёт, что он прожил не свою жизнь, а прошёл по земному пути как любимая игрушка в забавах богов. Отправиться к богам с просьбой продлить его дни до того времени, пока внук не повзрослеет («не сделает семи шагов своего отца»), Мэбэта заставляет невыносимая мысль о том, что с его исчезновением из «среднего мира» семья останется без мужчин и будет лёгкой добычей для порабощения соседями, жаждущими мести за его прижизненное пренебрежение людскими законами. Мать Земли готова дать ему шанс отсрочить смерть на 11 лет, но для этого ему «предстоит пройти одиннадцать пространств, которые есть граница между миром людей и миром богов. Их на-

М.: Л^Воокз, 2011.

лр£9 т

[мир русского слова № 4 / 2011]

95

[хроника]

зывают чумами искупления. Там обитают дела людей, злые и добрые, за которые человек не успел получить воздаяния, пока дышал и ходил по земле». И читателю дано пронаблюдать пробуждение человека в человеке, всю свою жизнь презиравшего человеческое, и вместе с Мэбэтом понять, что человека по-настоящему сильным делает не физическая сила, а способность к покаянию и искуплению своей вины, способность к милости. Удачливость сильного — лишь игра богов, людское же превосходство — в человечности.

Роман написан таким намеренно остранённым эк-зотизмами языком, который должен убедить читателя, что перед ним — подлинное таёжное сказание, плод сознания, не тронутого цивилизацией. Тем больший воздействующий эффект оказывают на нас рассыпанные по тексту философские размышления, обличённые в вопросы или в формы, близкие к афоризмам: «Страшно быть человеком?», «Все люди добрые, только у них не всегда получается... добрыми быть: вечно какая-нибудь пакость подвернётся», «Есть смерть — и это придумано не людьми. Но право на жизнь достается тому, кому оно по силам. И размышления о смерти — пустая трата времени и сил. Пока жив человек — смерти нет: смерть придёт — человека нет». При знакомстве с романом в голове читателя проходит целый парад аллюзий: история человека тайги строка за строкой отсылает нас к истории и культуре «белого человека». Ну, а два эпизода, проясняющие происхождение Мэбэта, — в начале: «Ходил слух, что мать Мэбэта обольстил кто-то из богов или духов» и в конце романа: «— Мэбэт, — прозвучало в небе. <...> — Иди и возвести <...> Страдание замыкает человека в пещеру и приваливает камень у входа. Будет человек биться о камень — и не сможет выйти. Но та рука, что освободит его и отвалит камень, зовется милостью. О милости возвести, милостью жив человек. <...> Иди. Бедный мой сын, мой покинутый сын» — эти два эпизода превращают текст в своеобразное Евангелие Тайги.

Словом, необычный, многослойный и насыщенный мыслями роман о таёжном сверхчеловеке Мэбэте —

прекрасная возможность для читающей публики открыть для себя творчество талантливого и самобытного красноярского писателя Александра Григоренко.

Настольная игра «Сибирика»

Заметили ли вы, что настольные игры возвращаются в нашу жизнь? И это, вероятно, не случайно, ведь вытеснившие их в своё время компьютерные игры не предполагают настоящего общения между игроками в процессе игры. И вот на волне ностальгии по некогда популярному виду коллективного развлечения, позволяющему в приятной компании скоротать вечерок за увлекательным занятием, соединив шанс на победу с наслаждением от живого обмена репликами с близкими людьми, настольные игры вновь входят в моду. Так что Красноярское творческое объединение «Твори-Гора» очень вовремя предложило оригинальную настольную семейную игру «Сибирика», созданную группой студентов и школьников на основе рассказов Виктора Петровича Астафьева. На красочном игровом поле нарисовано родное село писателя Овсянка с его домиками, коровами, рекой, тайгой. Игроки (а их может быть до десяти человек по числу фишек в комплекте игры) — либо жители села (например, рыбак, пастушка, учительница), либо гости из города, но у каждого из них много дел, и какие именно дела на сегодня им следует выполнить, определяют карточки с заданиями, которые игроки вытягивают наудачу в начале игры. Кто первый выполнит все задания, тот и победитель. Интересно, что среди этих дел немало разговоров, что заставляет игроков вместе обсуждать проблемы игровой, разумеется, реальности, но в то же время и имеющие отношение к настоящей действительности. А значит, «Сибирика» дарит детям не только радость игры, не только общение с близкими людьми, но и учит тому, что пригодится в жизни.

О. В. Хорохордина

ТРАДИЦИОННАЯ НАУЧНАЯ ВСТРЕЧА РУСИСТОВ ЧЕТЫРЕХ СТРАН

(Санкт-Петербург, 29 сентября — 1 октября 2011 года)

Научно-практическая конференция «Русистика и современность» в 14-й раз проведена в Санкт-Петербурге на базе РГПУ им. А. И. Герцена. Она была учреждена под эгидой МАПРЯЛ и ЮНЕСКО, при участии кафедры межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Россия), кафедры русской филологии

Жешувского университета (Польша), кафедры русского языка и кафедры мировой литературы Одесского национального университета им. И. И. Мечникова (Украина), Международной ассоциация преподавателей русского языка и литературы Балтийской международной академии (Латвия). Конференция уникальна тем, что каждый год она проходит по очереди в разных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.