Научная статья на тему 'Краснодарский край в восстановительный период 1943-1945 гг. : задачи и перспективы'

Краснодарский край в восстановительный период 1943-1945 гг. : задачи и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11270
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОККУПАЦИЯ / УЩЕРБ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ / OCCUPATION / DAMAGE / RECONSTRUCTION / OIL INDUSTRY / RAILWAY COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Седой Евгений Юрьевич

В статье рассмотрено состояние хозяйства Краснодарского края после оккупации, причиненный немецкими войсками ущерб. Исследованы задачи восстановления и перспективы развития промышленности и народного хозяйства Кубани, особое внимание уделено такой приоритетной отрасли, как нефтяная промышленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KRASNODAR REGION during THE RECOVERY PERIOD 1943-1945: tasks AND Prospects

The article considers the condition of the economy of Krasnodar region after the occupation and the damage caused by the German troops. The problems of reconstruction and prospects of development of Kuban industry and economy are investigated. Special attention is paid to such sector of priority as the oil industry.

Текст научной работы на тему «Краснодарский край в восстановительный период 1943-1945 гг. : задачи и перспективы»

УДК 338.246.8 (470.62)

Седой Евгений Юрьевич

соискатель кафедры истории и социальных коммуникаций Кубанского государственного технологического университета тел.: (952) 844-31-75

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД 1943-1945 гг.: ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассмотрено состояние хозяйства Краснодарского края после оккупации, причиненный немецкими войсками ущерб. Исследованы задачи восстановления и перспективы развития промышленности и народного хозяйства Кубани, особое внимание уделено такой приоритетной отрасли, как нефтяная промышленность.

Ключевые слова: оккупация, ущерб, восстановление, нефтяная промышленность, железнодорожное сообщение.

Sedoy Evgeny Yurievich

Postgraduate Student of the Department of History and Social Communications of Kuban State University of Technology tel.: (952) 844-31-75

KRASNODAR REGION DURING THE RECOVERY PERIOD 1943-1945: TASKS AND PROSPECTS

The article considers the condition of the economy of Krasnodar region after the occupation and the damage caused by the German troops. The problems of reconstruction and prospects of development of Kuban industry and economy are investigated. Special attention is paid to such sector of priority as the oil industry.

Key words: occupation, damage, reconstruction, oil industry, railway communication.

За время оккупации территории Краснодарского края немецкими захватчиками был причинен колоссальный ущерб народному хозяйству края. Отступая, немецкие войска стремились оставить после себя как можно больше разрушений.

Война превратила города, села и станицы в груды развалин. В городах Краснодаре, Армавире, Тихорецке, Кропоткине и др. были уничтожены все крупные предприятия, здания, театры, 7 электростанций, водопроводы, трамвай в г. Краснодаре, здания жилых фондов и др. Сумма убытков составляла более 340 млн р. [1, л. 34-36.]. Ряд населенных пунктов - Крымская, Абинская, Шаумян, Навагин-ская - были уничтожены полностью. Немецкие войска уничтожали все, что могло оказаться полезным для Красной Армии: дороги, плотины, рельсы с железных дорог снимались, шпалы сжигались. Общая стоимость причиненных разрушений по Северокавказской железной дороге определяется в 903,7 млн р., из них по Краснодарскому краю - 600,9 млн р. [2, л. 84].

Ущерб, причиненный народному хозяйству края, определяется миллиардами рублей. Нет ни одной отрасли народного хозяйства, которая не пострадала бы в той или иной мере от захватчиков. В сельском хозяйстве тракторный парк снизился на 20%, парк комбайнов - на 35%, поголовье скота уменьшилось: лошадей - на 64%, крупного рогатого скота - на 77, свиней - на 91, овец - на 67, птицы - на 89% [2, л. 144-146].

Были полностью уничтожены предприятия: завод имени Седина, компрессорный завод, заводы «Октябрь», «Краснолит», «Армалит», Майкопский дубильный, Краснодарский маслозавод № 2, «Главмаргарин», Крымский и Адыгейский консервные комбинаты, Краснодарский и Армавирский мясокомбинаты, Краснодарский ликероводочный завод, 4 спиртзавода, 11 мельниц Главмука, крупнейшие заводы и предприятия холодильной и рыбной промышленности. Объем убытков составил более 100 млн р. [2, л. 84].

Перед угрозой оккупации и в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны были выведены из строя все предприятия нефтепромыслов Майнефтекомбината, ликвидировано 850 скважин, компрессоры, ТЭЦ, нефтенасосы, нефтеперерабатывающий завод № 5 и все оборудование были уничтожены. Уже в ходе боевых действий на территории Краснодарского края было уничтожено более 52 тыс. м3 нефти, повреждены емкости, коммуникации, так чтобы об использовании нефти Кубани и Адыгеи захватчиками не могло быть и речи [3, с. 53].

Война нанесла огромный ущерб социальной сфере. По здравоохранению было уничтожено 607 лечебных учреждений. Наибольшим разрушениям подвергся Краснодар. Было уничтожено 807 домов жилой площадью почти 120 тыс. м2, среди них - 420 крупных зданий, в том числе 98 общественных, 66 культурно-просветительских и 120 жилых. Были разрушены здания четырех высших учебных заведений. В руинах лежали драматический театр и театр музыкальной комедии, Дворец пионеров, почти все школы, кинотеатры, клубы, больницы, детские дома.

Мобилизация, гибель гражданского населения за время оккупации и в результате бомбежек,

эвакуация жителей в другие районы страны, угон тысяч кубанцев в Германию, добровольный уход части населения с немцами - все это привело к существенному сокращению численности края. На 1 февраля 1944 г. на Кубани проживало около 2,5 млн чел. Городское население сократилось на треть. Население Краснодара составляло около 130 тыс. чел.

Восстановительные работы начались сразу же после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. 22 мая 1943 г. Совнарком СССР принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства города Краснодара и Краснодарского края», а 21 августа 1943 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Советское государство особое внимание уделяло восстановлению и развитию нефтяной промышленности, что нашло отражение в постановлениях ГКО от 28 октября 1943 г. «О восстановлении керосинопровода Тихорецкая - Трудовая и увеличении пропускной способности участка Грозный - Трудовая», от 30 октября 1943 г. «О восстановлении нефтебаз Азово-Черноморского побережья», от 6 ноября 1943 г. «О мерах по восстановлению нефтяной промышленности Краснодарского края», от 11 мая 1944 г. «О мероприятиях по увеличению добычи нефти в 1944 году за счет освоения высокодебитных нефтяных месторождений».

Под руководством советских органов менее чем за год, к середине 1944 г. были восстановлены нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие мощности. Добыча нефти в июле достигла 1 200 т в сутки. Сверх плана нефтяники Кубани дали стране три эшелона высококачественной нефти, 2 000 т бензина и керосина [4, л. 44]. А за 5,5 месяцев оккупантам, разместившим для освоения Майкопского нефтеносного района в Майкопе специальные части немецких специалистов по нефтяному делу, из-за диверсий и срыва нефтеразработок рабочих-партизан так и не удалось восстановить работу нефтепромыслов.

События Великой отечественной войны также показали недостатки развития нефтяной промышленности, устранение которых и определило основные направления восстановления и развития отрасли. Во-первых, это малая сеть хранилищ нефтепродуктов и их сосредоточенность в одном месте. Так, значительные запасы нефтепродуктов, созданные в предвоенный период на территории западных военных округов, были потеряны в связи с отступлением частей Красной Армии эвакуация большого количества автомобильного, танкового и тракторного горючего оказалась крайне затрудненной и осложненной. Во-вторых, дефицит железнодорожных цистерн и наливных емкостей, большая часть которых была заполнена подготовленным к эвакуации горючим, но из-за загруженности железнодорожных линий простаивала.

Восстановлению и развитию железнодорожного сообщения в крае также было уделено большое внимание. В первую очередь восстанавливали железную дорогу Краснодар-Новороссийск. В 1943 г. было восстановлено более 2 500 км пути, 636 мостов, 25 вокзалов, а с января по ноябрь 1944 г. был построен железнодорожный мост через Керченский пролив длиной 4 452 м. К сожалению, 19 февраля 1945 г. мост через Керченский пролив под напором большой массы льда, движимого сильным северовосточным ветром со стороны Азовского моря, был полностью разрушен.

Наряду с промышленными предприятиями, чья продукция была необходима для воюющей армии, большое внимание уделялось и восстановлению жилищно-коммунального хозяйства. Восстанавливали водопровод, проводилась большая работа по обеспечению городов светом и транспортом. Восстановительные работы были сопряжены с огромными трудностями: не хватало строительных материалов, стекол, гвоздей, на заводах и предприятиях не хватало оборудования, станков, электроэнергии, металла, механизмов. Самой большой проблемой была нехватка квалифицированных рабочих, что часто задерживало восстановление того или иного важного предприятия.

Таким образом, война, несмотря на огромный причиненный ущерб, показала и слабые места в народном хозяйстве страны, а именно, неразвитость транспортных артерий и развязок, недостаточное развитие нефтяной, строительной и других отраслей. Эти и многие другие проблемы пришлось решать в сжатые сроки и в непростой ситуации военного времени.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-687. Д. 13.

2. ГАКК. Ф. Р-687. Д. 11.

3. Малышева Е.М. Российская нефть и нефтяники в годы Великой отечественной войны // Экономический журнал.

2008. № 4.

4. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 1774А. Д. 1003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.