Научная статья на тему 'Краснодарский камерный хор и его художественный руководитель В. М. Яковлев: слагаемые профессионального мастерства'

Краснодарский камерный хор и его художественный руководитель В. М. Яковлев: слагаемые профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРМЕЙСТЕР / ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ХОР / В.М. ЯКОВЛЕВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Краснобородько Лариса Викторовна, Бабенко Елена Владимировна

Авторы обращаются к деятельности краснодарского камерного хора в аспекте взаимодействия коллектива и его руководителя. В статье содержатся сведения об особенностях построения репетиционной работы коллектива, формирования репертуара, полученные в процессе бесед с хормейстером В.М. Яковлевым, а также наблюдениями за творческой жизнью коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Краснобородько Лариса Викторовна, Бабенко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краснодарский камерный хор и его художественный руководитель В. М. Яковлев: слагаемые профессионального мастерства»

№ 1 (72), 2019

жизнь регионов ^^

подлинные предметы вытеснялись вспомогательными материалами. Принцип научности экспозиции, понимаемый в рамках марксистско-ленинской теории с опорой на партийность, отрицательно влиял и на принцип коммуникативности, ориентированный на политическое просвещение и коммунистическое воспитание. В целом утвердившийся партийно-государственный контроль в сфере культуры привел к идеологическому ограничению и в деятельности музеев. Литература

1. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-365. ОП. 1. Д. 277.

2. ГАКК. Фонд. Р-365. Опись. 1. Дело. 103.

3. ГАКК. Ф. Р-365. ОП. 1. Д. 155.

4. ГАКК. Ф. Р-365. ОП. 1. Д. 175.

5. ГАКК. Ф. Р-411. ОП. 2. Д. 143.

6. ГАКК. Ф. Р-411. ОП. 2. Д. 150.

7. ГАКК. Ф. Р-890. ОП. 1. Д. 18.

8. ГАКК. Ф. Р-890. ОП. 1. Д. 1657.

9. ГАКК. Ф. Р-1547. ОП. 1. Д. 31.

10. ГАКК. Ф. Р-1547. ОП. 1. Д. 155.

11. Кубань и Черноморье. Краснодар, 1927. Referenсes

1. State archive of the Krasnodar region (SAKR). F. R-365. Inv. 1. С. 277.

2. SAKR. F. R-365. Inv. 1. С. 103.

3. SAKR. F. R-365. Inv. 1. С. 155.

4. SAKR. F. R-365. Inv. 1. С. 175.

5. SAKR. F. R-411. Inv. 2. С. 143.

6. SAKR. F. R-411. Inv. 2. С. 150.

7. SAKR. F. R-890. Inv. 1. С. 18.

8. SAKR. F. R-890. Inv. 1. С. 1657.

9. SAKR. F. R-1547. Inv. 1. С. 31.

10. SAKR. F. R-1547. Inv. 1. С. 155.

11. Kuban i Chernomorye [Kuban and the Black Sea Coast]. Krasnodar, 1927.

УДК 7.071

Л.В. КРАСНОБОРОДЬКО, Е.В. БАБЕНКО

КРАСНОДАРСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В.М. ЯКОВЛЕВ: СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Краснобородько Лариса Викторовна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), krasnoborodko-lara@mail.ru

Бабенко Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), elena_babenko@inbox.ru

Аннотация. Авторы обращаются к деятельности краснодарского камерного хора в аспекте взаимодействия коллектива и его руководителя. В статье содержатся сведения об особенностях построения репетиционной работы коллектива, формирования репертуара, полученные в процессе бесед с хормейстером В.М. Яковлевым, а также наблюдениями за творческой жизнью коллектива. Ключевые слова: хормейстер, хоровое искусство, Краснодарский государственный камерный хор, В.М. Яковлев.

UDC 7.071

L.V. KRASNOBORODKO, E.V. BABENKO

KRASNODAR CHAMBER CHOIR AND ITS ARTISTIC DIRECTOR V.M. YAKOVLEV: COMPONENTS OF PROFESSIONAL SKILL

Krasnoborodko Larisa Viktorovna, master student of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), krasnoborodko-lara@mail.ru

Babenko Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the cathedra of musicology, composition and methods of music education of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), elena_babenko@inbox.ru

Abstract. The authors refer to the activities of the Krasnodar chamber choir in the aspect of interaction between the collective and its leader. The article contains information about the peculiarities of constructing of the rehearsal work of the collective, the formation of the repertoire, obtained in process of conversations with choirmaster V.M. Yakovlev, as well as observations of the creative life of the collective.

Keywords, choirmaster, choral art, Krasnodar state chamber choir, V.M. Yakovlev.

Краснодарский государственный камерный хор под руководством В.М. Яковлева, его концертная и просветительская деятельность до настоящего времени не являлись объектом научного осмысления. Вместе с тем изучение истории становления коллектива, анализ опыта творческой деятельности хора способны существенно дополнить представление о состоянии и перспективах развития не только музыкальной культуры края, но и отечественной музыкальной культуры в целом. В этой связи обращение к различным аспектам деятельности камерного хора представляется актуальным.

Изучение творческой практики исполнительского коллектива немыслимо без анализа деятельности его руководителя: как хор не может существовать без своего руководителя-хормейстера, так и в свою очередь хормейстер есть единое целое с хором. Хоровой коллектив - живой инструмент дирижера-хормейстера, который не подчиняется его воле, а проживает каждое произведение вместе с ним [1]. В свою очередь хормейстер - человек, который должен обладать целым рядом качеств и выполнять ряд функций, для того чтобы в итоге зритель услышал профессиональное исполнение произведения хором. Помимо необходимых профессиональных качеств дирижера-хормейстера - музыкального слуха, знания теории и техники пения, формирования того или иного голоса, пластичности рук, гибкой мимики, руководитель хора должен обладать организаторскими способностями [2].

Как заметил Вячеслав Михайлович: «Профессия хормейстера - это профессия очень сложная, с одной стороны, а с другой - очень простая. Простая в том, что человек проучился в музыкальной школе, в училище, в консерватории и все - ты уже хоровой дирижер, иди и работай с хором, но дело в том, что кроме навыков, которые ты получаешь, учась в консерватории, в училище, нужно чтобы что-то у тебя было свое: талант, работоспособность»1.

Данные качества в полной мере присущи художественному руководителю камерного хора. Профессиональное мастерство Вячеслава Яковлева явилось залогом становления и успешного существования коллектива, история создания которого совпала с непростым временем в жизни страны - рубежом восьмидесятых-девяностых годов. Художественный руководитель камерного хора так вспоминает время создания коллектива:

1 Интервью Л.В. Краснобородько с профессором, народным артистом России, заслуженным деятелем искусств Республики Адыгея, художественным руководителем Краснодарского государственного камерного хора В.М. Яковлевым от 25 января 2019 года.

№ 1 (72), 2019

жизнь регионов ^

«Мы записываем «Всенощное бдение» Григория Пономаренко на Всесоюзном радио, а там за окном путч начался, деньги «полетели», весь коллектив в панике...»2. Несмотря на столь неблагоприятные события, во многом благодаря личности руководителя удалось сформировать хор, который уже более тридцати лет продолжает активную творческую деятельность.

Пытаясь осмыслить факторы, способствующие стабильности и успешности исполнительской практики хора, мы акцентировали внимание на следующих составляющих в работе художественного руководителя коллектива: подбор певцов, репетиционная работа, формирование репертуара.

В процессе общения с В.М. Яковлевым было выяснено, что при отборе певцов особое значение имеет не только музыкальное образование потенциальных артистов хора, но и навык беглого чтения с листа. Это обусловлено насыщенной концертной деятельностью хора, связанной с ежемесячной подготовкой новых программ. Согласно замечанию Вячеслава Михайловича, «учеба» в самом коллективе идет, но в значительной мере это больше художественная работа над произведением, нежели его технический разбор.

Как известно, управление хором на выступлениях - это лишь малая часть деятельности хормейстера. Преобладающая часть времени отводится репетиционной работе, которая начинается задолго до начала самой репетиции, а точнее - с подготовки к ней хормейстера. В этой связи приведем слова руководителя: «Не бывает так, что я пришел на репетицию и спрашиваю у хора, чем мы будем заниматься. Обязательно я знаю, что мы делаем»3.

Зачастую процесс подготовки репетиционной работы хормейстера В.М. Яковлева предполагает аранжировку, а иногда и сочинение хоровых партий произведения для камерного хора. Таким образом, хормейстерская работа художественного руководителя органично включает и композиторскую деятельность. Посещение репетиций камерного хора позволило отметить, что их ход, общий репетиционный план в определенной мере отличаются. Согласно комментарию, данному В.М. Яковлевым, это обусловлено степенью сложности музыкальных произведений. Традиционно репетиционный процесс начинается с распевания хорового коллектива, при этом уже на данном этапе в распевки включаются отдельные элементы прорабатываемого во время репетиции музыкального материала. Тем самым на начальном этапе, разогревая голосовые аппараты певцов, хормейстер задает нужный эмоциональный настрой хористов. Следующим этапом является непосредственная работа с музыкальным текстом хоровых произведений.

Во время посещения репетиции концертной программы «Утомленное солнце» нами было отмечено, что основная часть времени была отведена работе над нюансировкой произведения «Желтый ангел» (слова и музыка А. Вертинского). Несмотря на то что данный номер уже не первый год входит в репертуар хорового коллектива, в процессе работы хормейстера большое внимание уделялось общению с хором. Для того чтобы певцы смогли максимально прочувствовать, а затем наиболее верно интонационно передать стиль исполняемой песни, В.М. Яковлев предложил прослушать оригинальное исполнение произведения Александром Вертинским (хору была предложена запись 1931 года). Кроме того, Вячеслав Михайлович неоднократно сам декламировал текст, демонстрируя необходимую манеру его интонирования.

Наиболее точно охарактеризовать принцип работы хормейстера с певцами, передать особую атмосферу творческого процесса, на наш взгляд, можно следующим образом: художественный руководитель хора не требует, а умело подводит исполнителей к пониманию своей интерпретации музыкального произведения. При этом стиль работы

2-3 Интервью Л.В. Краснобородько с профессором, народным артистом России, заслуженным деятелем искусств Республики Адыгея, художественным руководителем Краснодарского государственного

камерного хора В.М. Яковлевым от 29 января 2019 года.

хормейстера отличается кропотливым, детальным подходом, вниманием к тончайшим оттенкам и нюансам музыкально-поэтического целого.

Впечатления от репетиционного процесса под управлением В.М. Яковлева В.Г. Ко-миссинский сформулировал следующим образом: «Присутствовать на репетициях Яковлева ... - сплошная мука! Бесконечные остановки, объяснения, повторы... И подлинная эстетическая радость - слышать хор на сцене, когда видишь одухотворенные лица певцов, каждая мелодическая фраза - мысль, каждое музыкальное произведение - картина, состояние, целый мир» [3, с. 83].

Обращаясь к вопросам формирования репертуара хора, отметим, что, согласно мнению В.М. Яковлева, выбор тех или иных музыкальных произведений всегда остается прерогативой художественного руководителя. На сегодняшний день репертуар камерного хора весьма обширный, разноплановый с точки зрения жанровой и стилевой принадлежности хоровых сочинений. Это шедевры русской и зарубежной классики, русская народная песня и музыка XX века [4].

Начиналась концертная жизнь хора с духовной музыки, а именно с исполнения «Литургии» П.И. Чайковского. Духовные произведения неслучайно вошли в репертуар данного коллектива. Время возникновения академического хора почти совпало с возрождением интереса к духовной музыке, на исполнение и создание которой в нашей стране длительное время существовал запрет. Ориентированный изначально на возрождение русской духовной музыки, академический хоровой коллектив в определенной мере явился стимулом для обращения композиторов Кубани к вокально-хоровой жанрам духовной тематики [5].

Музыке кубанских композиторов принадлежит особое место в репертуаре хора. Неразрывное сотрудничество с региональным отделением Союза композиторов Кубани с момента основания Краснодарского государственного камерного хора позволило коллективу стать первым исполнителем многих хоровых произведений кубанских авторов. В числе последних выступлений хора, включающих музыку композиторов края, отметим концерт «Кубанские синие ночи», посвященный 100-летию Г.М. Плотниченко и состоявшийся в октябре прошлого года.

Помимо академической музыки, репертуар хора включает лучшие образцы популярной музыки: вальсы XX века, песни из кинофильмов, фокстроты, танго, романсы. Есть в репертуаре коллектива программы, звучащие ежегодно на праздничных концертах города: «Песни Великой Победы», «Поклонимся великим тем годам».

Наряду с продуманной репертуарной политикой, залогом успешного существования коллектива является установка его руководителя на высочайший профессионализм: «Мы музыканты, мы живем для того, чтобы прийти на сцену и спеть очень здорово»4.

Представленные в данной статье наблюдения, касающиеся деятельности камерного хора, роли художественного руководителя в формировании творческого облика коллектива, лишь приоткрывают отдельные грани профессионального мастерства хора. Перспективным представляется дальнейшее более глубокое осмысление исполнительской деятельности хора, выявление роли коллектива и его влияния на современную музыкальную культуру края.

Литература

1. Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле. М., 1984. 240 с.

2. Ольхов К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. Л., 1979. 200 с.

4 Интервью Л.В. Краснобородько с профессором, народным артистом России, заслуженным деятелем искусств Республики Адыгея, художественным руководителем Краснодарского государственного камерного хора В.М. Яковлевым от 29 января 2019 года.

№ 1 (72), 2019

"Культурная жизнь регионов"

3. Комиссинский В.Г. Хоровых дел мастер // Музыка, творчество, жизнь. Статьи, материалы, документы. Краснодар, 2007. С. 81-83.

4. Краснобородько Л.В. Феномен Краснодарского государственного камерного хора в музыкальной культуре Кубани // Научная палитра. 2018. № 2. URL: http:// culture .esrae. ru/pdf/2 018/2(20)/568.pdf

5. Бабенко Е.В. Духовная музыка композиторов Кубани: проблемы изучения // Культурная жизнь Юга России: Социальная память. Актуализация. Модернизация: материалы III Международной научно-практической конференции (Краснодар, 18-19 октября 2018 г.). Краснодар, 2018. С. 16-22.

References

1. Haykin B.E. Besedy o dirizherskom remesle [Conversations about the conductor's craft]. Moscow, 1984. 240 p.

2. Olkhov K.A. Voprosy teorii dirizherskoy tekhniki i obucheniya horovyh dirizherov [Questions of the theory of conducting technique and training of choral conductors]. Leningrad, 1979. 200 p.

3. Komissinskiy V.G. Choir master // Music, creativity, life. Articles, materials, documents. Krasnodar, 2007. P. 81-83.

4. Krasnoborodko L.V. Phenomenon of the Krasnodar state chamber choir in the musical culture of the Kuban // Nauchnaya palitra. 2018. № 2. URL: http://culture.esrae.ru/pdf/2018/ 2(20)/568.pdf

5. Babenko E.V. Sacred music of the Kuban composers: problems of research // Cultural life of the South of Russia: Social memory. Actualization. Modernization: materials of the III International scientific-practical conference (Krasnodar, 18-19 October, 2018). Krasnodar, 2018. P. 16-22.

УДК 008.2;351.85

В.П. ГРИЦЕНКО, Ю.С. ПОПРУЖЕНКО

ПРОБЛЕМА НОВОЙ МЕТРОПОЛИЗАЦИИ И РЕБРЕНДИНГА КРАСНОДАРА1

Гриценко Василий Петрович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и общественных дисциплин Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), grbasile@yandex.ru

Попруженко Юнона Сергеевна, аспирант кафедры истории, культурологии и музееведения Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), уиш-box@inbox.ru

Аннотация. В статье анализируется проблема модернизации городского пространства Краснодара, новый подход к его метрополизации. Используется метод аналогии с образом Барселоны как с нормативной моделью в контексте современного тренда Smart City. Делается вывод о необходимости антропологического подхода к оценке города и его среды, а также о доминировании логики, этики и эстетики при гуманитарной оценке городского пространства и города в целом. Ключевые слова: город, образ города, урбанизация, метрополизация, Smart City.

1 Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Краснодарского края в 2018 г. Проект 18-411-230011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.