Лобова Светлана Александровна
^искатель кафедры теории и истории государства и права Краснодарского университета МВД России ___________________________________________________________________(тел.: 89184833729)
Краснодарская тюрьма в период установления Советской власти на Кубани: 1920-1922 гг.
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению административно-правовых и хозяйственных особенностей и проблем краснодарской Областной тюрьмы, подведомственной Отделу юстиции Кубано-Черноморского облисполкома, на заре Советской власти.
Annotation
The article is dedicated consideration administrative-legal and economic particularities and problems the Krasnodar Regional prison, pertained Division to justice Kuban-Chernomorsky oblispolkom, on the age Soviet authority.
Ключевые слова: тюрьма, Красная армия, заключенный, административный орган управления.
Key words: prison, Red Army, prisoner, administrative authority of management.
конце 1860-х гг. в Кубанской
В области возникла острая необходимость в строительстве Войскового тюремного замка (другое название - Областная тюрьма) в г. Екатеринодаре, поскольку существовавшие на территории Кубани места заключения были переполнены и, по словам видного кубанского историка начала ХХ в. Ф.А. Щербины, "арестанты находились в самых тяжелых условиях" [1]. Так, екатеринодарский полицмейстер в своем рапорте подчеркивал, что "помещение, занимаемое городской тюрьмой по несоразмерному числу арестантов, крайне не соответствует в гигиеническом отношении" [2].
В 1867 г. Главнокомандующий на Кавказе утвердил проект новой тюрьмы: рассчитанная на 450 человек, она была огорожена высокой и толстой кирпичной стеной и состояла из пяти отдельных корпусов, расположенных по радиусам полукруга, в центре которого находился восьмигранный павильон, соединяющийся коридорной системой с корпусами. Здесь же находились всевозможные мастерские для трудовой деятельности заключенных [3]. Постройку планировалось осуществить за четыре года и закончить к осени 1871 г. [4]. Однако строительство затянулось, и только летом 1876 г. Войсковой тюремный замок, расположенный в пяти верстах от Екатеринорадара и строившийся почти десять лет, был освящен [5] и открыл свои двери, как говорили в ту пору, для тюремных "сидельцев",
т.е. арестантов.
Вплоть до Гражданской войны Екатеринодар-ская областная тюрьма неоднократно обустраивалась, воздвигались новые корпуса, хозяйственные помещения, пристройки для работы арестантов и пр. После захвата красными частями 1 марта 1918 г. Екатеринодара и введения в действие с 5 марта в городе и по всей Кубани Конституции РСФСР была образована Кубано-Черноморская область [6]. Екатеринодарская областная тюрьма была переименована в Екате-ринодарское областное место заключения [7]. Однако уже через пять месяцев, в ночь на 4 августа Добровольческая армия заняла Екатери-нодар, причем, отступая, красноармейцы подожгли административное здание тюрьмы, и под угрозой пулеметов не дали возможности его потушить [8].
Екатеринодар был вновь занят войсками Красной Армии 4 марта 1920 г., и Екатеринодарская областная тюрьма (место заключения) перешла в ведение Карательного подотдела Отдела юстиции Кубано-Черноморского Ревкома [9]. В этот период, когда на Кубани повсеместно устанавливалась Советская власть, Екатеринодарская тюрьма испытывала бедственное положение; ни Карательный подотдел, ни Отдел юстиции были не в состоянии решить все тюремные проблемы, в первую очередь, переполненность заключенными и антисанитарию. Кубано-Черно-морский облисполком 25 августа 1921 г. предписал Отделу юстиции навести порядок в местах
15
лишения свободы на Кубани [10]. Уже 8 сентября Отделом юстиции был представлен "доклад по вопросам, относящимся к ведомству юстиции", как нам представляется, носящий достаточно формальный характер. В нем, в частности, указывалось, что "санитарное состояние мест заключения области в общем удовлетворительное. Лучшая постановки этого дела затрудняется отчасти недостатком топлива для регулярного устройства заключенным мытья в банях, а главным образом, отсутствием казенного белья, одежды и постельных принадлежностей, что лишает возможности своевременно производить смену загрязненного, а это благоприятствует распространению среди заключенных паразитов" [11].
11 ноября 1921 г. состоялось заседание Президиума Кубано-Черноморского облисполкома Совета рабочих, крестьянских, красноармейских, казачьих и горских депутатов под председательством Я.В. Полуяна, на котором был заслушан доклад заведующего Рабочекрестьянской инспекцией Гука "Об обследовании Краснодарского места заключения", а также телеграмма командующего войсками Северо-Кавказского военного округа (СКВО) К.Е. Ворошилова об улучшении содержания тюрем [12]. По результатам прений Президиум постановил: "Предложить Областному Отделу Юстиции в срочном порядке разгрузить по возможности Краснодарское место заключения путем ускорения производства следствий по делам заключенных и работы Комиссии по применению амнистии, и вообще принять меры к возможному улучшению положения в тюрьме, сообразно с результатами обследования РКИ" [13].
По приказу № 1310 командующего войсками СКВО К.Е. Ворошилова от 15 ноября 1921 г. при Отделе юстиции была образована Комиссия по разгрузке мест заключения в составе: председатель - член коллегии КубчерЧК Шевринский, члены Комиссии - член коллегии Кубчерревтри-бунала Пелевин, член Совнарсуда Янковский и представитель от РКИ Дорохов. Комиссия немедленно приступила к работе [14].
Между тем, 25 ноября 1921 г. старший врач Краснодарского места заключения Оганезов на заседании Президиума Кубчероблисполкома доложил о бедственном состоянии дел в тюрьме, в результате чего было вынесено постановление:
" а). Обязать Здравотдел увеличить число коек при больнице на 100 дополнительных коек, снабдив соответствующим оборудованием и бельем;
б). Предложить Отделу Юстиции довольствие всех больных заключенных принять на себя за счет отпущенных Отюсту пайков;
в). Предложить Распредкомиссии при Оботюсте усилить работу по разгрузке тюрьмы;
г). Предложить Оботюсту и Областному Отделу Управления в срочном порядке разработать и провести в жизнь организацию пересыльного отделения Краснодарского места заключения при Лагере принудительных работ, где сконцентрировать всех пересыльных..." [15].
23 декабря 1921 г. Комиссия по разгрузке мест заключений при Отделе юстиции, "закончив свои работы по разгрузке Краснодарского областного места заключения от заключенных, осужденных разными судебно-административными органами", составила Акт, в котором, в частности, отметила: "Место заключение совершенно переполнено заключенными, камеры находятся в антисанитарном состоянии, многие из заключенных совершенно раздеты, между тем, в цейхгаузе тюрьмы имеется наличие белья и некоторое количество одежды. Вследствие перегруженности тюрьмы заключенными и антисанитарного состояние камер - царит эпидемия тифа и других заболеваний. Административный аппарат тюрьмы слаб и бездействует." [16]. Как видим, выявленные Комиссией по разгрузке недостатки в Краснодарской тюрьме и ее доклад разительно отличаются от доклада Отдела юстиции от 8 сентября 1921 г.
В день составления Акта Комиссией по разгрузке, т.е. 23 декабря 1921 г., последовал приказ командующего войсками СКВО К.Е. Ворошилова об обследовании всех мест заключения г. Краснодара [17]. В этой связи была создана Комиссия под председательством гарнизонного врача Венгеровского, которая провела обследование: места заключения Особого отдела 22-й дивизии, места заключения Кубано-Черноморс-кой ЧК, Гарнизонной гауптвахты, Концентрационного лагеря и Краснодарской тюрьмы (Областного места заключения). По поводу последней в Акте от 17 февраля 1922 г., в частности, отмечалось, что "по сравнению с предыдущим осмотром, претерпела изменение, главным образом, больница места заключения. Общие же камеры не изменились, если не считать начатой побелки и застекление окон, бывших ранее заложенных тряпками (это зимой-то! - авт.). .Нет топчанов или нар, арестованные расположены на полу. Здание, рассчитанное на 600 человек, размещает 837, так что скученность, хотя и уменьшилась частично, все же остается большой. .В гораздо худшем состоянии находится женское отделение тюрьмы и женская больница. К ремонту еще не приступили, стены сыры, арестованные располагаются на грязном полу, в помещении
_______________________________________16
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2011 № 3 (13)
очень холодно." [18].
По результатам проверки Комиссии Венгеровского 28 февраля 1922 г. последовал приказ начальника Краснодарского гарнизона - начальника 22-й Краснодарской стрелковой дивизии И. Щарскова устранить все выявленные нарушения и недостатки, а также "исполнить в течение 10-ти дней со дня получения настоящего приказа, как боевой приказ, под страхом самой суровой ответственности перед Реввоентрибуналом" [19].
Таким образом, из приведенного следует, что на заре Советской власти в Краснодаре Областная тюрьма, подведомственная Отделу юстиции Кубано-Черноморского облисполкома, находилась в плачевном состоянии. Административные органы управления не смогли навести в ней порядок, и понадобилось вмешательство военных - не только начальника Краснодарского гарнизона, но и командующего войсками СКВО К.Е. Ворошилова - беспрецедентный случай в пенитенциарной практике.
1. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. 2. Краснодар, 1992. С. 803.
2. Государственный архив Краснодарского края (далее - ГАКК). Ф. 454. Оп. 7. Д. 312. Л. 357.
3. Бардадым В.П. Зодчие Екатеринодара. Краснодар, 1995. С. 18.
4. ГАКК. - Кубанские областные ведомости.-1868. - 30 марта.
5. Бардадым В.П. Указ. соч. С. 18-19.
6. ГАКК. Ф. Р-158. Оп. 1. Д. 20. Л. 1.
7. ГАКК. Ф. 657. Оп. 1. Д. 937. Л. 71.
8. ГАКК. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 563. Л. 70.
9. ГАКК. Ф. 461. Оп. 3. Д. 243. Л. 26.
10. ГАКК. Ф. Р-157. Оп. 1. Д. 9. Л. 200.
11. ГАКК. Ф. Р-157. Оп. 1. Д. 9. Л. 201.
12. ГАКК. Ф. 686. Оп. 1. Д. 1. Л. 510.
13. ГАКК. Ф. 686. Оп. 1. Д. 1. Л. 511.
14. ГАКК. Ф. Р-990. Оп. 2. Д. 316. Л. 4.
15. ГАКК. Ф. Р-686. Оп. 1. Д. 1. Л. 537-538.
16. ГАКК. Ф. Р-990. Оп. 2. Д. 316. Л. 4.
17. ГАКК. Ф. Р-990. Оп. 2. Д. 316. Л. 38.
18. ГАКК. Ф. Р-990. Оп. 2. Д. 316. Л. 38-38 об.
19. ГАКК. Ф. Р-990. Оп. 2. Д. 316. Л. 40-41.
1. Sherbina F.A. The History Kuban cossacks army. V. 2. Krasnodar, 1992. P. 803.
2. Legislative archive Krasnodar region (further -GAKK). F. 454. Op. 7. D. 312. L. 357.
3.Bardadjim V.P. Zodchie Ekaterinodar. Krasnodar, 1995. P. 18.
4. GAAK. - Kuban regional vedomosti. - 1868. -March 30.
5. Bardadjim V.P. The same exude. P. 18-19.
6. GAAK. F. R-158. Op. 1. D. 20. L. 1.
7. GAAK. F. 657. Op. 1. D. 937. L. 71.
8. GAAK. F. R-8. Op. 1. D. 563. L. 70.
9. GAAK. F. 461. Op. 3. D. 243. L. 26.
10. GAAK. F. R-157. Op. 1. D. 9. L. 200.
11. GAAK. F. R-157. Op. 1. D. 9. L. 201.
12. GAAK. F. 686. Op. 1. D. 1. L. 510.
13. GAAK. F. 686. Op. 1. D. 1. L. 511.
14. GAAK. F. R-990. Op. 2. D. 316. L. 4.
15. GAAK. F. R-686. Op. 1. D. 1. L. 537-538.
16. GAAK. F. R-990. Op. 2. D. 316. L. 4.
17. GAAK. F. R-990. Op. 2. D. 316. L. 38.
18. GAAK. F. R-990. Op. 2. D. 316. L. 38-38 ob.
19. GAAK. F. R-990. Op. 2. D. 316. L. 40-41.
17