Научная статья на тему 'Краеведение как фактор воспитания патриотизма'

Краеведение как фактор воспитания патриотизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ахмет Байтурсынов / патриотизм / краеведение / исследование / творчество / Ахмет Байтұрсынов / патриотизм / өлкетану / зерттеу / шығармашылық / Akhmet Baitursynov / patriotism / local history / research / creativity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Н.Н.

Автор рассуждает о том, что такое патриотизм: патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Почему малая родина? Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Показано, как краеведение способствует развитию у школьников научного и исследовательского мышления, а также раскрывает и формирует творческий потенциал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local history as a factor for the patriotic education

The author considers what patriotism is: patriotism begins with love to the land, aul, city, region, with love to a small homeland. Why a small homeland? Man is a creature not only rational, but also emotional. A small homeland is the place where you were born and raised, and sometimes have been living for all your life. A special attitude to the native land, its culture, customs, traditions is the most important feature of patriotism. It is shown how local history contributes to the development of scientifc and research thinking among schoolchildren, as well as reveals and forms creative potential.

Текст научной работы на тему «Краеведение как фактор воспитания патриотизма»

112

УДК 373.1.02

ГРНТИ 14.25.05

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР

ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аңдатпа

Автор «Патриотизм дегеніміз не: патриотизм өз

жеріне, ауылына, қаласына, аймағына деген сүйіспеншіліктен, кіші отанға деген сүйіспеншіліктен басталады» - деп қарастырады. Неліктен кіші Отан? Адам

тек тиімді ғана емес, сонымен бірге эмоционалды тіршілік иесі. Кішкентай Отан - сен туып-өскен, кейде

өмір бойы өмір сүрген жер. Туған жерге, оның мәдениетіне, әдет – ғұрпына, салт-дәстүріне ерекше қарау

- патриотизмнің маңызды белгісі. Өлкетану оқушылардың ғылыми және зерттеушілік ойлауын дамытуға, сондай-ақ шығармашылық әлеуетін ашуға және

қалыптастыруға ықпал етеді.

Аннотация

Автор рассуждает о том, что такое патриотизм:

патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине.

Почему малая родина? Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина

– это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Особое отношение к родной земле, ее

культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта

патриотизма. Показано, как краеведение способствует

развитию у школьников научного и исследовательского мышления, а также раскрывает и формирует творческий потенциал.

Annotation

The author considers what patriotism is: patriotism

begins with love to the land, aul, city, region, with love

to a small homeland. Why a small homeland? Man is

a creature not only rational, but also emotional. A small

homeland is the place where you were born and raised,

and sometimes have been living or all your lie. A special

attitude to the native land, its culture, customs, traditions is

the most important eature o patriotism. It is shown how

local history contributes to the development o scientic

and research thinking among schoolchildren, as well as

reveals and orms creative potential.

Жукова Н.Н.,

учитель географии,

Арзамасская общеобразовательная школа,

Узункольский район

Негізгі сөздер: Ахмет

Байтұрсынов,

патриотизм, өлкетану, зерттеу,

шығармашылық.

Ключевые слова: Ахмет

Байтурсынов,

патриотизм, краеведение, исследование, творчество.

Keywords: Akhmet Baitursynov, patriotism, local history, research, creativity.

В современной школе необходимо

менять методы школьного обучения.

Это лишь часть вопросов, которые ещё

в прошлом веке поднимал Ахмет Байтурсынулы.

Ахмет Байтурсынов -–известный

казахский ученый, переводчик, крупный государственный, общественный

деятель, писатель и лингвист. После

себя казахский просветитель оставил

множество научных трудов. Политик,

педагог, литературовед и филолог – талантов у Ахмета Байтурсынова было

много. Трудно переоценить его вклад в

развитие казахской письменности. Для

своего времени он был прогрессивной

личностью, что не могло остаться без

внимания современников.

Ахмет Байтурсынов был одним из

первых просветителей Казахстана, который осознал, что просвещение, образование принесет ощутимую пользу

народу.

Для нашего и будущего поколения

Ахмет Байурсынов является образцом

казахского патриотизма, человек, который горячо любил свою Родину и

сильно переживал за будущее казахского народа. Он призывал молодежь

любить, развивать свой родной язык и

никогда его не терять!

Изучая и рассматривая вклад такого педагога, как Ахмет Байтурсынов,

хочется следовать его основам просветительской и педагогической деятельности.

В своей педагогической деятельности огромное внимание уделяю развитию краеведения на уроках географии

и внеклассных мероприятиях. Провожу экскурсии и экспедиции по родным

местам и близлежащим поселкам. На

основе проведенных нами работ и собранного материала, учащиеся пишут

научно-исследовательские проекты.

С учащимися 7 класса проводили экскурсии в местные органы: ФАП и акимат села Ряжское, где смогли собрать

материал о населении села – смертности, рождаемости, естественном и

механическом приросте, миграции,

половозрастной состав населения. В

2016 году с учениками Кобец Тимуром и Куртибаевой Кариной написана

научная работа под названием «Демографическая ситуация в селе Ряжское

Узункольского района Костанайской

области за 2013-2015 гг.». С данной

работой учащиеся выступали на районном конкурсе научных проектов. Ребятами раскрыта не только проблема

убывания населения, но и предложено

решение

социально-экономических

проблем по их устранению.

В рамках летнего отдыха 2013 года

была проведена географическая экспедиция по «Изучению горизонтов почвы». Мною организована поездка на

велосипедах в ближайший лес от школы.

В экспедиции участвовали учащиеся 7-го класса. Ребятами собран гербарий из представителей местной флоры.

Проведено изучение горизонтов почвы, взяты пробы почвы для дальнейшего изучения механического состава

почвы. Работа по изучению и исследованию почвы также проведена с учащимися 8-го класса по теме «Почвы

Казахстана» (по старой программе за

курс физической географии Казахстана 8-го класса).

Также в рамках летнего отдыха

проведена вторая историко-географическая экспедиция по исследованию

сел Королевка – Ряжское – Стретенка. Участники экспедиции – учащиеся

6-го класса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

113

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

114

Мною рассказаны истории об образовании поселков, их дальнейшей

судьбе. Затрагивались многие моменты жизни тех людей, которые внесли

огромный вклад для процветания и

развития поселков, и кто внес неизгладимый след в жизнь и судьбы людей.

Ребята посетили могилу Комахи –

героя гражданской войны; памятник

Солдату Великой Отечественной Войны на территории села Королевка.

Дальнейшее путешествие лежало к

реке Карасу, у берегов которой расположено само село. Изучены обитатели

флоры и фауны данной реки. Нами выловлен представитель двустворчатых

моллюсков – беззубка.

Село Стретенка давно прекратило

свое существование. Ребята посетили

территорию бывшего поселка и старое

православное кладбище. На кладбище

обнаружена мемориальная плита, сделанная из чугуна, на ней выбитана надпись на старославянском языке. Если

считать из даты смерти усопшего, то

этой плите более 100 лет.

На территории села Ряжское исследовано соленое озеро Малый Куртуколь. Ребята посетили памятник русскому солдату, спасшему немецкую

девочку в годы Великой Отечественной Войны.

В ходе экспедиций собран объемный

материал, который использован при

написании научных работ. С другими

учащимися и в другое время написаны

научные работы, такие, как «Историко-географическое изучение сел родного края (Королёвка, Стретенка, Ряжское)»; «Образование и исчезновение

села Королёвка Узункольского района

Костанайской области»; «Жизнь людей

села Королёвка Узункольского района

Костанайской области, внесших вклад

в историю страны».

С научной работой «Жизнь людей

села Королёвка Узункольского района

Костанайской области, внесших вклад

в историю страны» ученица 9 класса

Мулдахметова Даяна принимала участие в областном конкурсе «Зерде».

Научные работы: «Образование и

исчезновение села Королёвка Узункольского района Костанайской области» и «Жизнь людей села Королёвка

Узункольского района Костанайской

области, внесших вклад в историю

страны» направлены на конкурс «Сто

лучших научных проектов года-2020»,

где заняли призовые места, и данные

работы были опубликованы в сборнике.

Накопленный материал по краеведению использую для участия в различных конкурсах. В 2020 году с учащимися 9 и 11 класса приняли участие в

заочном районном онлайн-слете юных

краеведов и туристов «Ұзынкɵл жерiне тағзым». Мы с ребятами составили

презентацию, в которой изложили свой

туристический маршрут по родным

местам. При создании видеоролика использована песня о туризме у костра.

Ребята заняли призовое 2 место.

С ребятами среднего звена организованы прогулки по родным местам.

Ими совершены экскурсии по мелким

маршрутам к ближайшему озеру и

лесу по компасу и азимуту. По составленным картам они искали клад в лесу.

Летом 2022 года выбирались с ребятами в лес за ягодами. Им всегда нравятся такие походы. Из одного такого

похода сохранились фотографии осеннего леса.

С ученицей 5 класса Жуковой Татья-

115

дициям – это важнейшая черта патриотизма».

ЛИТЕРАТУРА:

1.Омаров И. Учёная деятельность

А.Б. Байтурсынова. Труды общества

изучения Киргизского края. Вып. 3. –

Оренбург, 1923.

2.Абубакиров Э. Выше, дальше,

ниже. Новейшие опыты краеведения

Поволжья / Эдуард Абубакиров, Евгений Стрелков, Вадим Филиппов. - М.:

Три квадрата, 2018. - 160 c.

3.Ашурнов В.Н. Историческое краеведение / В.Н. Ашурнов, Д.В. Кацюба,

Г.Н. Матюшин. – М.: Просвещение,

2014. - 192 c.

4.Борисов В.И. Занимательное краеведение / В.И. Борисов. - М.: Краснодар: Книжное издательство, 2015. –

795 c.

5.Буруковская Т. Занимательное краеведение / Т. Буруковская. - М.: Калининградское книжное издательство, 2014. –

191 c.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

ной в 2022 году приняли участие в районном экологическом конкурсе – заочный форум юных краеведов, экологов

и натуралистов «Табиғатты аяла» в

номинации «Краски родного края». В

этом конкурсе ученица заняла 2 место.

Одним из направлений при изучении краеведения можно выделить топонимику. Топонимика – это источник

изучения родного края. С ученицей 6

класса Баглай Александрой, в 20212022 учебном году мы написали научную работу на тему «Ойконимы Узункольского района», которая отправлена

на конкурс «Автор лучшего научного

проекта», проводимый национальным

инновационным

научно-исследовательским центром «Bilim-orkenieti»,

посвященный 30-летию Независимости Республики Казахстан. В этом конкурсе ученица заняла 3 место. Данная

научная работа вошла в книгу-сборник

«Автор лучшего научного проекта».

Тема этой научной работы натолкнула

ученика 7 класса Гусейнова Романа в

этом учебном году заняться изучением топонимики родного села. Сейчас с

ребенком занимаемся изучением местных названий улиц, озер, лесов.

Изучение краеведения способствует

развитию у школьников научного и исследовательского мышления, а также

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

раскрывает и формирует творческий

потенциал.

«Патриотизм начинается с любви к

своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Почему малая родина? Человек – существо

не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где

ты родился и вырос, а порой и прожил

всю жизнь. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, тра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.