Научная статья на тему 'КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТРУДОВ АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ВЕРЕТЕННИКОВА)'

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТРУДОВ АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ВЕРЕТЕННИКОВА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИМАНДРИТ МАКАРИЙ (ВЕРЕТЕННИКОВ) / КАЛЯЗИН МОНАСТЫРЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокрова Светлана Викторовна

Статья посвящена вкладу архимандрита Макария (Веретенникова) в историческое краеведение Тверской области и города Калязина. Анализ трудов церковного историка, постоянного участника калязинских Никольских чтений исследуется с точки зрения соотнесения их с большими событиями, просветительской работой, популяризацией исторических знаний. Рассматривается краеведение как синтез исторических, географических, этнографических знаний о малой территории, что в дальнейшем приводит к особой специфике понимания «большой» истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOCAL HISTORY ASPECT OF THE WORKS ARCHIM. MAKARIYA (VERETENNIKOVA) IN THE CONTEXT OF RUSSIAN HISTORY

The article is devoted to the contribution of Archimandrite Makarii (Veretennikov) to the historical local lore of the Tver region and the city of Kalyazin. The analysis of the works of the church historian, a regular participant of the Kalyazin St. Nicholas readings, is examined from the point of view of their correlation with major events, educational work, popularization of historical knowledge. Local history is considered as a synthesis of historical, geographical, ethnographic knowledge about a small territory, which further leads to a special specificity of understanding the "big" history.

Текст научной работы на тему «КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТРУДОВ АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ВЕРЕТЕННИКОВА)»

REV

УДК 930.85

ББК 63.5

DOI 10.34685/HI.2021.35.4.006

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТРУДОВ АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ВЕРЕТЕННИКОВА)

Мокрова Светлана Викторовна,

Зав. Калязинским краеведческим музеем им. И.Ф. Никольского ГБУК ТГОМ г. Калязин, ул. Шорина, 15, e-mail: serafima88@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена вкладу архимандрита Макария (Веретенникова) в историческое краеведение Тверской области и города Калязина. Анализ трудов церковного историка, постоянного участника калязинских Никольских чтений исследуется с точки зрения соотнесения их с большими событиями, просветительской работой, популяризацией исторических знаний. Рассматривается краеведение как синтез исторических, географических, этнографических знаний о малой территории, что в дальнейшем приводит к особой специфике понимания «большой» истории.

Ключевые слова

Архимандрит Макарий (Веретенников), Калязин монастырь, краеведение чтения.

В первой половине XV в. в юго-восточной стороне тверского княжества зарождается Каля-зинский Троицкий монастырь, который долгое время будет называться Макарьевским, по имени своего основателя. Вотчиной монастыря становятся собственные земли Преподобного Макария ^ 1483), а позднее и благотворительные наделы соседей. Калязин монастырь будет не единственным в Тверском княжестве, но именно он станет самым богатым и влиятельным в округе. Своим присутствием отметили монастырь представители рода Рюриковичей и Романовых. Потомки Дома Романовых уделяли особое внимание монастырю, поэтому уже к XX веку по своим вкладам, земельным наделам, штатному расписанию монастырь занимал 11-е место в степенной лестнице монастырей России.

В 1920 году Калязинский Троицкий монастырь официально был закрыт. С этого года на его территории начал работать исторический музей, а его первым директором был назначен

Рис. 1. Калязин монастырь нач. XX в. ТГОМ КЗМ библ. 786.

Иван Фёдорович Никольский (1898-1979). В непростые Богоборческие времена, Никольский сохранил не только уникальную коллекцию предметов и документов по истории монастыря, но и мощи молитвенного заступника Калязин-ской земли - Преподобного Макария Калязин-ского. В 2020 году Калязинский музей, который

сегодня носит имя своего первого директора, отметил своё столетие.

С 2000-го года в Калязине стали проводиться краеведческие чтения, и в 2010-м году музей выступил инициатором зарождения молодёжного краеведческого проекта «По пути времени..», целью которого стало привлечение молодого поколения жителей города и района к изучению прошлого большой страны через историческую память малой территории. По итогам ежегодной работы проекта, его завершающим этапом, стали проводимые музеем, Администрацией района и Калязинским колледжем им. Н.М. Полежаева краеведческие конференции. Вместе с заложенными ранее, традиционными выступлениями профессиональных исследователей и краеведов-любителей проект, конференция получила новый формат - к краеведческой работе подключились образовательные и общественные организации города.

С 2012 года почетным членом Калязинс-ких конференций стал архимандрит Свято-Троице-Сергиевой Лавры Макарий (Веретенников) - ученый, богослов, профессор Московских духовных школ, общепризнанный авторитет в изучении церковных древностей. Его первым сообщением на конференции в Калязине стала парадоксальная, на первый взгляд, тема «Служение Русскому Отечеству: Митрополит Максим Грек ^1305)». Парадоксальность темы обусловлена, в первую очередь, тем, что имя Максима Грека для всех, интересующихся русской историей, связано, прежде всего с легендарным старцем-афонитом, беседовавшим с русскими иерархами и царем, рассказывавшим им о Святой горе Афон, переводившим Псалтирь и подвергшимся за допущенные ошибки опале. Поэтому имя греческого митрополита Максима, подвизавшегося в Киеве в начале XIV в., вызвало живой интерес у слушателей самой постановкой вопроса. В этой работе отец Макарий проследил весь земной путь митрополита Максима от его рождения до упокоения. Отдельное внимание ученый уделил служению митрополита на русской земле и перемещению митрополичьей кафедры из Киева во Владимир на Клязьме.

Тогда же ученым было уделено внимание событиям на территории Тверского княжества, зафиксированным в Лаврентьевской летописи: «В лето... 6793 приеха Митрополит Максимъ Суздалю, того же лета заложена бысть церкви

святаго Спаса на Тфери»1. Комментируя эти известия, докладчик отметил, что заслуги построения каменного кафедрального собора принадлежат князю Михаилу, его матери княгине Ксении и первому Тверскому епископу Семиону, а посвящение собора Спасу повторяет аналогичное посвящение собора в Переславле-Залесском, что, по мнению Н.Н. Воронина, свидетельствует о значении Переяславля, к обладанию которым стремились Тверские князья.

Митрополит Максим, как мы узнали от архм. Макария, был свидетелем противостояния тверского князя Михаила Ярославовича и московского князя Ивана Даниловича: «Когда Юрий был во Владимире, блаженный приснопамятный Митрополит Максим со многою мольбою запрещал ему идти в Орду, говоря: «Я обещаю тебе с княгинею, матерью князя Михаила, чего хочешь из отчины вашей, то тебе даст». Он же, обещаясь, говорил: «Хотя, отче, пойду в Орду, но не ищу княжения Великого». Далее в житии Тверского князя говорится: «Но милостью Пречистой Богородицы и всех святых пришел благоверный великий князь Михайло на Русь и посажен был на престоле деда и отца своего у Святей Богородицы во Владимире блаженным и преподобным Максимом, Митрополитом всея Руси». Таким образом, наследие князя Андрея Боголюбского, стольный князь Владимир и его Успенский собор являются главными в то время в Русской земле. А вот князь Юрий Московский, однако, не сдержал своего слова, данного Главе Церкви. Так получило начало борьбы Москвы с Тверью за Великое княжение, развернувшееся уже после Митрополита Максима2».

На примере первого доклада, сделанного отцом Макарием в Калязине, мы попытались показать, насколько глубокой является проработка исторического материала ученым, и какой неподдельный интерес вызвало его выступление у слушателей обычной краеведческой региональной конференции.

Другой, не менее фундаментальный труд исследователя, был представлен на конференции в Калязине в 2013 году. В своем докладе,

1 По пути времени. //Сборник докладов 2011-2012, Тверь, 2013. С. 189.

2 По пути времени..//Сборник докладов 2011-2012,

Тверь, 2013. С. 199.

посвященном Тверскому и Кашинскому Епископу Акакию (+ 1522-1567), архм. Макарий освятил жизнь и деятельность Святителя - иерарха-аскета, деятеля Иисусовой молитвы, постника и подвижника. Он отметил, что в истории Тверской епархии Святитель более всех управлял ею (с 1522 по 1567 гг.), был участником всех знаменитых Соборов Русской церкви XVI века, что в 1550 году, во время казанского похода, когда к царскому войску во Владимир отправился митрополит Мака-рий, «в Москве остались Ростовский архиепископ Никандр и Тверской епископ Акакий»3. Здесь, год спустя заседал Стоглавый Собор, на котором были все русские святители, и среди них - епископ Акакий. Так же ученый обратил внимание слушателей на тот факт, что епископ Акакий был участником Собора 1547 года, когда вместе с Арсением Тверским (+1409) был канонизирован Преподобный Макарий Калязинский.

При епископе Акакии в 1528 году была основана Нило-Столобенская пустынь («положил основание славной ныне пустыни на острове Селигера Столбном, в 8 верстах от Осташкова, преподобный Нил (+ 1554)»)4. Неподдельный интерес слушателей конференции вызвала грамота 1558 года - памятник церковно-административ-ной деятельности Тверского владыки, о которой сообщается: «В Кашинском Клобукове монастыре найдена разъезжая грамота между землями Тверского епископа Акакия и Троицкого Серги-ева монастыря 7066 года»5.

Исследователь очень подробно проследил жизненный путь Святителя Акакия, который управлял Тверскою епархией 45 лет и оставил о себе незабвенную память. Слушателям Каля-зинской конференции была представлена удивительная возможность услышать факты далекого прошлого в логике взаимосвязанных событий.

Нельзя не отметить, что все последующие конференции в Калязине проходили также с участием архимандрита Макария, а каждое его сообщение представляло для слушателей профессиональный интерес. Далее ограничимся

3 По пути времени....//Сборник докладов 2013-2014, Тверь, 2015. С.9.

4 По пути времени. .//Сборник докладов 2013-2014, Тверь, 2015. С. 12.

5 По пути времени. .//Сборник докладов 2013-2014, Тверь, 2015.С. 11.

перечислением, по хронологии, представленных на конференции докладов:

- на конференции 2015 года прозвучал доклад: «Благословенные грамоты о построении храмов»6;

- на конференции 2016 года прозвучал доклад: «Патриарх грек на Московском престоле»7;

- на конференции 2017 года прозвучал доклад: «Подвиг Троицкого архимандрита Кронида»8;

- на конференции 2018 года прозвучал доклад: «Некоторые аспекты первосвятитель-ской деятельности митрополита Петра и его почитание»9;

- на конференции 2019 года прозвучал доклад: «Святейший патриарх Филарет и монастыри»10;

- на конференции 2020 года прозвучал доклад: «Митрополит Сарский и Подонский Сера-пион - постриженик Калязинской обители»11.

На одном из выступлений мы позволим себе остановиться подробнее. Разыскания отца Макария, посвященные жизнеописанию Святите-ляСерапиона, напрямую связаны с Калязинской территорией и служением Владыки в Троицком Калязине монастыре. Если все предыдущие труды ученого касались иерархов Всероссийских и лишь затрагивали пересечения их биографий с Тверским регионом, то в последней работе исследователь вводит в научный оборот и те исторические памятники, которые сохранились в Калязинском краеведческом музее им. И.Ф. Никольского.

Доклад ученого начинается словами: «Он родился в Кашине Тверской епархии. Начальные этапы жизненного пути иерарха восстанавливаются несколько гипотетично. Время

6 По пути времени. .//Сборник докладов 2015-2016, Тверь . 2017. С.3.

7 По пути времени..//Сборник докладов 2015-2016, Тверь . 2017. С.4.

8 По пути времени..//Сборник докладов 2017-2018, Тверь, 2019.С.3.

9 По пути времени..//Сборник докладов 2017-2018, Тверь, 2019.С.4.

10 По пути времени..//Сборник докладов 2019-2020, Тверь, 2021.С.3.

11 По пути времени. .//Сборник докладов 2019-2020,

Тверь, 2021. С.3.

его рождения - это, очевидно, последние годы царствования Иоанна Грозного (+1584). Его родители - протоиерей Савва Максимов Сысоев и Стефанида, в схиме Филонида. Сын продолжил служение своего отца». О храме, в котором служил будущий митрополит, сказано: кашинская церковь «Рождества Богородицы, что на болоте, существует от древних времен, прежде была приписана к Воскресенскому собору, как кладбищенская. При этой церкви родился и был священником митрополит Сарский и Подонский Серапион (+1652 г.), почивающий под спудом в Калязине монастыре. Около храма были погребены и родители его»12. Далее, прослеживая жизненный путь Владыки Серапиона, исследователь знакомит слушателей с Калязи-ным монастырём-обителью, основанную преподобным Макарием Калязинским, куда направил свои стопы Святитель и где он принял монашеский постриг. Подробно анализируя исторические источники, архм. Макарий особое внимание уделяет постригу Калязинского старца, приводит разные мнения относительно этого пострижения, поскольку у П.М. Строева и А. Лебедева список настоятелей монастыря, в период пребывания в нем старца Серапиона, не совпадает. Лебедев, например, датирует настоятельство игумена Феодосия 1609-1618 годами, указывая, что при игумене Боголепе II (1618-1623) в 1619 году обитель посетил Царь Михаил Феодорович во время своей богомольной поездки, когда он пожаловал медь для отливки монастырского колокола. В источниках упоминается также недолгое правление игумена Сергия (1623-1625). Несмотря на все разногласия, непреложным остается тот факт, что будущий митрополит активно участвовал в возрождении обители преподобного Мака-рия Калязинского после ее разорения в Смутное время, а также то, что он принял в обители постриг13.

Дальнейшее рассуждение докладчика подводит слушателей к важному периоду деятельности митрополита Серапиона в период с 1628 по 1653 гг. Глубоко анализируя истори-

ческие данные, ученый погружает слушателей в детальное жизнеописание Святителя, подчеркивая, что возвышение его было связано с патриархом Филаретом (1619-1633).

Интересно было услышать от отца Макария оценку святителя Серапиона Калязину монастырю: «В грамоте в Калязинский монастырь митрополит Серапион называет его «великою обителию», несомненно, он давал вклады в неё. Последний год архиерейства святителя Серапи-она был насыщен различными событиями».14

Подробно докладчик остановился и на последнем году его жизни: «Возраст иерарха был преклонный (Пс. 89, 10), и, по имевшейся традиции, он, оставив кафедру, ушёл на покой в обитель своего пострижения», где и скончался 1653 году. Таким образом, пребывание митрополита Серапиона на покое было очень недолгим, несколько месяцев. Скончавшегося иерарха погребли в Троицком соборе Калязина монастыря, «в западной части паперти с правой стороны от западных дверей соборного храма». На месте его погребения в последующее время была устроена гробница из белого камня. Один из авторов XIX века отмечает, что над гробницей существует тёплый придел во имя Нерукотворного Образа Спасителя, а на самом надгробии е иерарха надпись:

Святитель Серапион под камнем сим лежит. Всяк пришедши ко гробу его да ублажит И Бога дивнаго в святых Своих прославит, Да молитвами преподобных

от бед нас избавит. В 1803 году, насколько известно, над упомянутой гробницей была возведена позолоченная сень, а наверху были представлены митра, крест, посох, трикирий и дикирий. С правой стороны находился портрет Святителя, изображенного во весь рост в полном архиерейском облачении, «одежды и прочее вышито разными шерстями»15. По преданию этот портрет был заказан и изготовлен иждивением Петербургского купца, находившегося в болезни. Согласно преданию, Святитель явился больному во сне и объявив свое имя, повелев изобразить свой

12 По пути времени..//сборник докладов 2019-2020, Тверь /СФК - офис, 2021. С.205.

13 По пути времени..//сборник докладов 2019-2020, Тверь /СФК - офис, 2021. С.207.

14 По пути времени..//сборник докладов 2019-2020, Тверь /СФК - офис, 2021. С.222.

15 По пути времени..//Сборник докладов 2019-2020,

Тверь, 2021.С.225.

образ в таком виде, в каком недужный сподобился увидеть его во сне. Он попросил также отослать изображение в Калязин монастырь, куда оно и было доставлено в 1779 г. чрез Калязин-ского архимандрита Стефана, находивш егося, по случаю, в Петербурге. Из этого предания следует, что шитый покров к надгробию Святителя был выполнен в конце 70-х годов XVIII века в Петербурге.

Отец Макарий рассказал, что на шитом изображении митрополит Серапион представлен «в малом архиерейском облачении, то есть в мантии, омофоре и митре». Такое изображение относится к числу менее распространённых образов. У надгробных икон и образов, помещавшихся «на раках святых и местночти-мых подвижников», что указывало на особое почитание.

Добавим к изложенному, что Покров святителя сохранился до наших дней. Он хранится в Калязинском краеведческом музее. Фон покрова, на котором Святитель изображён в рост - голубой шёлк. На митре иерарха когда-то присутствовали два финифтяных образка XVIII века, но один образок не сохранился. На омофоре написана цепочка, но панагии не видно, т.к. её закрывает Евангелие. К шёлковому синему фону прикреплено шитое изображение святителя, у него светлая архиерейская мантия, большой омофор, синяя ряса, левой рукой он держит Евангелие, правой - благословляет, глаза закрыты. Шелк местами потёрт, поэтому слегка повреждена надпись вокруг покрова. С двух сторон главы Святителя имеются надписи. С одной стороны: «Преосвященный митрополитъ», с другой - «Серапионъ Сарский и Падонский». В целом вся фраза читается: «Преосвященный Серапионъ митрополитъ Сарский и Падон-ский». Затем по периметру, вкруг покрова, вышита, начиная сверху, такая надпись: «Сей до-бропобедный муж уроженецъ горо/да Кашина принялъ на себя монашеский образъ во обители/ Колязина монастиря, преставися в лето/ от сот[ворения] мира 7111 маиа во 2 день и погребен на сем месте»16.

В собрании портретов Калязинского монастыря было и изображение Святителя Се-рапиона, которое сохранилось в Калязинском

музее17. Портрет выписан маслом, защитный слой от времени потемнел. Святитель представлен в архиерейском облачении, в левой руке его жезл, правой он благословляет, саккос расшит цветами. Надпись около головы: «Преосвященный Серапионъ митрополитъ Сарский и По-донский».

Рис. 2. Святитель Серапион ГБУК ТГОМ КзМ КП 887.

Почитанию Святителя Серапиона докладчик также уделил часть своего выступления. Так явление петербургскому купцу и изготовление упомянутого Покрова, почитание святого в самой обители, позволили архимандриту Леониду (Кавелину) включить его имя в справочный труд «Святая Русь». Ещё ранее сведения об иерархе поместил в «Месяцеслове» архиепископ Димитрий (Самбикин), который в 1896-1905 годах был на Тверской кафедре. О святителе Серапионе говорится и в «Тверском патерике», и в «Месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского). В последнем имя митрополита Серапиона названо среди не-канонизованных святых.

В ХХ веке в Русской Церкви было учреждено несколько празднований Соборам

16 ГБУК ТГОМ КзМ КП 528.

17 ГБУК ТГОМ КзМ КП 887.

епархиальных святых. Изображение Святителя Серапиона имелось на иконе Собора Тверских святых, написанной в начале ХХ века. Первое празднование Тверским святым в наши дни было совершено 14-15 июля 1979 года. В лик Тверских святых было включено имя святителя Серапиона, а Святейший Патриарх Пимен обратился с поздравительным Посланием к владыке Алексию по случаю епархиальных торжеств. Это Послание было зачитано в день праздника на Литургии. Таким образом, с 1979 года святитель Серапион почитается, как местночтимый святой18.

В заключение обзора отметим, что в Богоборческие времена XX века большевистская власть проявила огромный интерес к Троицкому Калязинскому монастырю - в первую очередь к его имуществу и денежным счетам. В 1918 году Калязинским уездным исполкомом было инициировано дело по изъятию ценностей Троицкой обители, а 5 февраля 1919 года Калязинская УЧК начинает «Дело о вскрытии раки (гроба) с мощами в Калязинском монастыре»19. Декретом Совнаркома РСФСР от 20 января (2 февраля) любое церковное имущество объявляется народным достоянием20. 23 февраля 1919 года, в исполнение предписаний уездной комиссии (от 28 января 1919 года), в монастыре составляется «Ведомость о капиталах Троицкого Калязина монастыря»21.

1 июня 1920 года имущество монастыря было принято специальной комиссией на баланс Калязинского Совета рабочих и крестьянских депутатов по акту22, по нему же отдельные помещения и монастырские коллекции предметов церковного обихода, живописи и прочие передавались вновь организуемому краеведческому музею.

С 1937 года на территории Верхневолжья начинается реализация проекта «Большая

18 По пути времени..//Сборник докладов 2019-2020, Тверь, 2021.С.228.

19 ГАТО Ф. Р-228, оп.1, д.36, л. 1

20 О свободе совести, церковных и религиозных обществах. Декрет от 20 января (2 февраля) 1918 г. №248 //Декреты Советской власти/ Под ред. С.Н. Валк. Т.1. М., 1957.С. 371-374.

21 ГАТО Ф. Р-228, оп.2, д.88, л. 115

22 ГАТО Ф. Р-488, оп.5, д.20, л. 192

Рис. 3. Колокольня и острова. Фото С.В. Мокровой

Волга», в результате чего старый Калязин теряет две главные городские части и уникальный ансамбль Троицкой обители.

К 1941 году Калязинский Троицкий первоклассный монастырь был разобран и затоплен. От бывшего монастыря остался небольшой остров. Таким образом, была утрачена и могила святителя Серапиона, но память об иерархе-подвижнике сохранилась, как и сохранилась память о Макарьевском монастыре, основанном Преподобным Макарием Калязинском, 500-летие обретения мощей которого в 2021 году отмечал весь Тверской регион.

Рис. 4. Остров.Фото С.В. Мокровой.

Рис. 5. Конференция в Калязине. 29 октября 2021 г. Фото Я.В. Сониной

Подводя итоги вышесказанного, хочется отметить, что роль трудов профессиональных историков, таких, как ученый, богослов, профессор Московских духовных школ архимандрит Мака-рия трудно переоценить. Занимаясь изучением исторических источников на местах, привязывая их к большим событиям, наряду с научной и просветительской работой, ученый открывает большой пласт малоизученного материала, дополняя его все новыми и новыми фактами.

Список литературы

По пути времени. //Сборники докладов 2011-2021 гг. Тверь, 2013-2021.

Декрет от 20 января (2 февраля) 1918 г. №248 //Декреты Советской власти/ Под ред. С.Н. Валк. Т.1. М., 1957. С. 371-374.

THE LOCAL HISTORY ASPECT OF THE WORKS ARCHIM. MAKARIYA (VERETENNIKOVA) IN THE CONTEXT OF RUSSIAN HISTORY

Mokrova Svetlana Viktorovna,

Head of the Kalyazinsky Local History Museum named after I.F. Nikolsky GBUK TSOM Kalyazin, Shorina str., 15, e-mail: serafima88@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the contribution of Archimandrite Makarii (Veretennikov) to the historical local lore of the Tver region and the city of Kalyazin. The analysis of the works of the church historian, a regular participant of the Kalyazin St. Nicholas readings, is examined from the point of view of their correlation with major events, educational work, popularization of historical knowledge. Local history is considered as a synthesis of historical, geographical, ethnographic knowledge about a small territory, which further leads to a special specificity of understanding the "big" history.

Keywords

Архимандрит Макарий (Веретенников), Калязин монастырь, краеведение чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.