Научная статья на тему 'Рукописные литературные памятники тверских хранилищ о событиях Смутного времени'

Рукописные литературные памятники тверских хранилищ о событиях Смутного времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
563
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГИОГРАФИЯ / ТВЕРЬ / СМУТНОЕ ВРЕМЯ / TVER’ / HAGIOGRAPHY / THE TIME OF TROUBLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гадалова Галина Сергеевна

Автор изучает рукописи Государственного архива Тверской области (ГАТО), посвященные Смутному времени, главным образом, агиографическую литературу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manuscripts from Tver’ book depositories about the Time of Troubles

The Author studies the manuscripts from Tver’ book depositories about the Time of Troubles, mainly hagiography

Текст научной работы на тему «Рукописные литературные памятники тверских хранилищ о событиях Смутного времени»

Гадалова Галина Сергеевна,

к. и. н., доцент кафедры литературоведения и языкознания

филила ГАСК в г. Твери, главный библиотекарь Научной библиотеки ТвГУ (Тверь)

РУКОПИСНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ТВЕРСКИХ ХРАНИЛИЩ О СОБЫТИЯХ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

В рукописной коллекции Государственного архива Тверской области (ГАТО) сохранились списки ряда литературных памятников по истории Смутного времени (1606-1612 гг.), большая часть из которых не введена в научный оборот.

Прежде всего, следует назвать списки летописей. Так, в Тверском архиве выявлено три списка Нового летописца разной сохранности:

ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 66. Л. 1-81 об. (с утратами) (3-я четверть XVII в.; рукопись кратко описана, см.: Сперанский М. Н. Описание рукописной коллекции Тверского музея. М., 1891. Вып. 1. С. 74);

Там же. Д. 133. Л. 174-180 об., 211-345 (2-я четверть XVII в.; фрагмент, текст со слов: «да д(ь)яка Ивана Болотникова, а с ним государь велел послать столников и стражников...» (Сперанский М. Н. Описание... Вып. 1. С. 168-172));

Там же. Д. 685. Л. 1-125 об. (40-50-е гг. XVIII в.; список атрибутирован в конце XIX в. как «Хронограф. История. Начало Смутного времени»). Кроме того, выявлен один из поздних памятников — список Морозовского летописца:

Там же. Д. 729. Л. 1-22 (середина XVIII в.).

В ГАТО также находятся списки житийной литературы, созданной в период Смутного времени, среди них:

1) Житие царевича Димитрия Угличского:

Там же. Д. 398. Л. 1-21 (начало XIX в.);

Там же. Д. 427. Л. 30-89 (Житие, Проложное житие; Слово на перенесение мощей; конец XVII в. (Сперанский М. Н. Описание рукописной коллекции Тверского музея. Тверь, 1903. Вып. 2. С. 57-60));

Там же. Д. 682. Л. 76-92 об. (80-е гг. XVIII в.);

2) Житие Иринарха, затворника Ростовского:

Там же. Д. 21. Л. 1-40 об. (1794 г.; Сперанский М. Н. Описание... Вып. 1. С. 11-12).

Помимо этого выявлены списки памятников, сюжеты которых непосредственно связаны с Верхневолжьем. Например, сохранился список документа, составленного в 1774 г. архимандритом Феоктистом (1769-1775) под заглавием: «Описания Новоторжскому Борисоглебскому монастырю на присланные пункты от отрочевскаго архимандрита Стефана и семинарии от префекта иеромонаха Макария по резолюции его преосвященства». В Описании кратко изложены события 1609 г. под Торжком, когда «литвяне, опустошившия в то время наиплачевнеишими несчасти-ями отягощенную Россию, не позабыли из Твери приити и в Торжок» (Там же. Д. 580).

Часть из агиографических памятников Верхневолжья введена в научный оборот и изучена как видения, трансформировавшиеся в ходе боевых действий Смутного времени от героических до «анекдотических», когда наказанию подвергались не враги, а светские лица или служители культа (Кузнецов Г. В. События Смутного времени в массовых представлениях современников: Видения и знамения, их значение в этот период. М., 2010; см., например: 1Шр://\у\у\у.[ю rtal-slovo.ru/historv/403/).

Прежде всего, следует назвать списки памятников, которые зафиксировали в чудесах от мощей святых сведения о защите Тверской земли от нахождения иноплеменников в 1606 г., что дало повод первому историку Твери Диомиду Карманову посчитать эту дату временем появления польско-литовских войск на Тверской земле (Карманов Д. И. Исторические известия Тверскаго княжества, почерпнутые из общих российских летописцев с приобщением новейших онаго приключений. 1775 года // Карманов Д. И. Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края / Изд. В. Колосовым. Тверь, 1893. С. 99). Так, в Слове об обретении в 1634 г. мощей св. благоверного князя Михаила Тверского (ум. 1318 г.) приведен ряд посмертных чудес, среди которых — чудо 1606 г., когда великий князь Михаил Тверской с мечом в руках на белом коне защищал город. Однако, как заметил В. А. Кучкин, чудо о князе Михаиле на белом коне, стоящее после рассказа 1634 г., является поздней вставкой. На составление предания, по мнению ученого, повлияло аналогичное чудо из Жития Александра Невского в редакции Ионы Думина (см. публикации: Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. СПб.,

1913. Приложение. С. 105 (ОЛДП. Вып. 280); ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 569). Согласно исследованию В. А. Кучкина, самый ранний сборник, включающий статью об обретении мощей Михаила Тверского, написан между 26 июля 1657 г и 10 июля 1658 г. (РГБ. Ф. 310. № 341; КучкинВ. А. Повести о Михаиле Тверском. С. 194-198). В тверских хранилищах списки статьи вместе с Житием князя Михаила Ярославича второй редакции конца 50-х гг. XVII в. сохранились в трех сборниках:

ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 504. Л. 95-227 (листы перепутаны) (1685-1690-е гг.);

Там же. Д. 1307. Л. 212-329 об. (1732 г. + конец XVIII в.);

ТГОМ. ТвМ. КП-17489. Л. 1-30 об., 33-110 (1-я треть XVIII в.).

Следует отметить, что, несмотря на разность сюжетов, текстологический анализ показывает лексическую близость повествования о чуде св. князя Михаила на белом коне к рассказу о чуде от мощей свт. Арсения Тверского (ум. 1409 г.), произошедшего в том же 7114 (1606) г. («Чудо св. Арсения о св. покрове и о пришествии безбожных поляков в обитель его»; см.: ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1122. Л. 80-82). На сегодняшний день в тверских хранилищах выявлено 14 списков Жития еп. Арсения редакции XVII в., сопровождаемого 28 чудесами (первое совершено в 1566 г., последнее — в 1664 г.; см. списки: Гадалова Г. С. Каталог агиографических, литургических и исторических памятников, посвященных тверским святым, в хранилищах Твери: Предварительные материалы. Тверь, 2006; см. также списки, выявленные в хранилищах страны: Гадалова Г. С. Рукописная традиция Жития епископа Арсения Тверского: Проблемы изучения // Тверские святые и святыни: Материалы конференций... Тверь, 2010. С. 11-25).

Содержание обоих преданий пересказаны «безбожными поляками» тверским жителям (чудо свт. Арсения) или тверскому владыке (чудо о Михаиле). И исповедальные рассказы, и обещания «не вредити ничимже» не соответствуют действительности, поскольку, по данным писцовых книг, в Твери еще в 1626-1629 гг. пустовало 11 церквей и 1450 дворов (см.: Карманов Д. И. Исторические известия Тверскаго княжества... С. 101; ср.: Выпись из Тверских писцовых книг Потапа Нарбекова и подьячего Богдана Фадеева. С. 140-146).

Помимо рассказа о покрове, автор Жития свт. Арсения сообщает еще об одном чуде от мощей святого в период интервенции. Это недатированное чудо о белянине, бежавшем в тверские пределы «от страны западныя

от града Белыя от нашествия безбожных поляков». В чуде рассказано о помощи святителя Арсения Тверского человеку, пострадавшему от «иноплеменник» (см., например: ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1122. Л. 81 об.-83 об.).

Вместе с тем, возле Твери осенью 1606 г. могли быть только отряды И. Болотникова (Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском: Историкотекстологическое исследование. М., 1974. С. 195). Польско-литовские войска появились на Тверской земле значительно позже. Нашествие интервентов воспринималось русичами как кара Божия за грехи, среди которых в литературных памятниках Смутного времени нередко называется пьянство. В связи с этим, были созданы памятники, в которых наказанию подвергались не только иноплеменники, но и русские люди, если они вели неправедный образ жизни. Среди таких памятников — чудо от иконы Богородицы, свидетелем и участником которого был некий пресвитер в селе Пречистая каменка в Новоторжском уезде «во время разорения Московскаго от безбожных ляхов» (чудо не датировано; по мнению Малыгина, события могли иметь место в 1612 г., по мнению Кузнецова — в 1617 г., см.: Малыгин П. Д. Судьбы Торжка и Твери в Смутное время: К 400-летию событий 1609 года. Тверь, 2009. С. 26; Кузнецов Г. В. События Смутного времени в массовых представлениях современников). Рассказ переписывался самостоятельно или в сборниках «Звезда Пресветлая» в составе 15 главы (см. публикацию: Легенда о ляхе и пресвитере // Памятники старинной русской литературы. СПб., 1860. Вып. 1. С. 149; см. также: Романова А. А. Сказание о нашествии ляхов на Каменную пустынь // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 3. СПб., 1998. С. 424-425). В Тверском архиве выявлен новый список памятника в рукописном сборнике XVIII в. (ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 658. Л. 22-22 об.).

В период Смутного времени, как верно заметил П. Д. Малыгин, были расширены пантеоны российских святых (Малыгин П. Д. Судьбы Торжка и Твери в Смутное время. С. 32). Среди них — тверской владыка Феоктист, активно выступавший против отрядов И. И. Болотникова (Письмо митрополита Филарета Ростовского к Устюжскому протоиерею от 30 ноября 1606 г. // Акты археографической экспедиции. СПб., 1836. Т. 2. № 58; о датировке документа см.: Сорина X. Д. Роль Верхневолжья в образовании и развитии русского централизованного государства в Х^Х\Т1 вв. С. 57-59), а затем и польских интервентов. В 1609 г. архиепископ Феоктист был арестован поляками, отвезен в тушинский лагерь, откуда бежал, но был схвачен и убит, о чем поведал Авраамий Палицын (Сказание АвраамияПалицына. М.; Л., 1955. С. 123; см. также: Димитрий

(Самбикин Д. И.), архиеп. Тверский патерик: Краткие сведения о тверских местно-чтимых святых. Казань, 1907. С. 92-94 (далее — Тверской патерик)).

В том же 1609 г. в Введенском храме Новоторжского Борисоглебского монастыря поляками был сожжен архимандрит Константин с братией и частью городских жителей. Панихида по архимандриту Константину совершалась в Введенской церкви 25 января (Тверской патерик. С. 164-165).

В 1610 г. пали защитники Калязинского монастыря во главе с воеводой Д. Жеребцовым, чья память отмечена в синодике Костромского Богоявленского монастыря под № 322 (см.: История Костромского Богоявленского монастыря. Кострома, 1837. С. 45; см. также: Андроник (Трубачев), игумен. Святая Русь // Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. 10-11. Кн. 6. С. 730).

Как известно, в 1605 г. Лже-Димитрием I был свергнут с патриаршего престола и отправлен в заточение в Старицкий Успенский монастырь патриарх Иов (1586-1605/7), который умер в Старице 19 июня 1607 г. (Тверской патерик. С. 42-47). Вероятно, в годы польской интервенции погибла и схимонахиня Пелагия, мать или сестра патриарха Иова (Шитков А. В. Пелагия. Старица, 2011).

В «Истории» о первом патриархе московском есть чудо о явлении 4 июня 1609 г. Богородицы, Николая Чудотворца и патриарха Иова некоему Иоанну Тулупову, когда он «в зелной болезни изступи ума» (см. публикации: История о первом Иове, патриархе Московском и всея России // РИБ. СПб., 1891. Т. 13. Стб. 923-950; История о первом патриархе Иове Московском и всея России (по старицкому списку) / Под ред. А. Н. Вершинского. Старица, 1911; То же // Тверская старина. 1911. № 3-6). Вместе с тем, когда город был разорен иноплеменниками, лишь один Иоанн Тулупов осмелился поносить погромщиков, за что был иссечен мечами. Однако ночью он проснулся невредимым, только рубаха была в крови.

Наконец, в Кашине произошло проявление мощей благоверной княгини Анны Кашинской, которая в 1611 г. явилась к болящему пономарю Герасиму с укором за невнимание к ее гробнице, попросила привести гробницу в порядок и повесить над ней образ Спасителя и лампаду. Исцелившийся Герасим поведал всем о произошедшем с ним чуде (в Тверском архиве выявлено пять списков Жития св. благоверной княгини Анны Кашинской в сборниках ХУ1П-Х1Х вв., см.: ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1634. Л. 1-118 об.; Там же. Д. 951. Л. 1-144 об.; Там же.

Д. 611. JI. 1-19, 19 а.-100 (с утратами); Там же. Ф. 103. On. 1. Д. 2390. JI. 20-59 об.; Там же. Д. 2983. JI. 1-49). В 1650 г. благоверная княгиня Анна Кашинская была причислена к лику святых, и сам царь Алексей Михайлович принял участие в прославлении новоявленной святой.

Кроме того, в 1618 г. заступничеством прп. Ефрема Новоторжского под Торжком, как сообщает летописец, была одержана Победа: «И Бог избавил молитвами преподобного отца нашего Ефрема архимандрита, новоторжского чудотворца, месяца октября во 2 день» (Станиславский A. JI. Краткий летописец Торжка XVII в. // Летописи и хроники. 1984. М., 1984. С. 235-236).

Этот ряд святых — общерусских, местночтимых или новоявленных, можно продолжить по памятникам, созданным в разных регионах страны. Однако следует отметить, что у побед М. В. Скопина-Шуйского под Троицким Макариевским Калязинским монастырем и Троице Сергиевой лаврой в 1609 г. было три святых защитника: благословлял войска Скопина-Шуйского прп. Иринарх, затворник Ростовский, а победный венец держали преподобные Макарий Калязинский и Сергий Радонежский.

Ключевые слова: агиография, Тверь, Смутное время Information about the article:

Author: Gadalova, Galina Sergeyevna, Ph. D. in History, Tver’ brunch of State

Academy of Slavic culture, Tver’, Russia, [email protected]

Title: Manuscripts from Tver’ book depositories about the Time of Troubles

Summary: The Author studies the manuscripts from Tver’ book depositories about the

Time of Troubles, mainly hagiography

Key words: hagiography, Tver’, The Time of Troubles

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.