Научная статья на тему 'КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ Б.П. КНЯЖИНСКОГО)'

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ Б.П. КНЯЖИНСКОГО) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Неофилология
Область наук
Ключевые слова
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КРАЕВЕДЕНИЕ / ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ / ЦЕРКОВНАЯ ПРЕССА / Б.П. КНЯЖИНСКИЙ / УСМАНЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Видная Ольга Евгеньевна, Середа Максим Сергеевич

Со временем краеведческие материалы не устаревают, а наоборот, приобретают ещё большую актуальность. В связи с этим исследование краеведческой тематики дореволюционной прессы способно ликвидировать белые пятна в изучении регионов. Цель исследования - оценить вклад врача и публициста Б.П. Княжинского в развитие тамбовского краеведения. Применён принцип историзма, системный подход, метод контент-анализа содержания. Проанализирован исторический очерк «Древне-Усманский Успенский девичий монастырь». Отмечено, что Епархиальные ведомости, в которых был опубликован очерк, выполняли в дореволюционной России просветительскую и образовательную функцию в рамках системы средств массовой информации, а духовенство играло прогрессивную функцию в региональном сообществе. Выявлена краеведческая ценность очерка и его исследовательский характер, связанный с использованием документальных и научных источников того времени. Публикация Б.П. Княжинского об истории женского монастыря в XVII-XVIII веках, раскрывая аспекты жизни населения самой Усмани, расширяет возможности применения очерка в современной региональной историографии. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения истории Тамбовского края и соседних территорий, а также для полноценного описания системы СМИ региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL HISTORY ASPECT OF PRE-REVOLUTIONARY JOURNALISM (ON THE EXAMPLE OF B.P. KNYAZHINSKIY’S PUBLICATIONS)

Over time, local history materials do not become obsolete, but, on the contrary, become even more relevant. In this regard, the study of local history topics of the pre-revolutionary press can eliminate white spots in the study of regions. The purpose of the study is to evaluate the contribution of the doctor and publicist B.P. Knyazhinskiy in the development of Tambov local history. We apply the principle of historicism, a systematic approach, the content analysis method of the content. We analyze the historical essay “Ancient Usmansky Assumption Maiden Monastery”. It is noted that the Diocesan Gazette, in which the essay was published, performed an enlightening and educational function in pre-revolutionary Russia within the framework of the mass media system, and the clergy played a progressive function in the regional community. We reveal the local history value of the essay and its research nature associated with the use of documentary and scientific sources of that time. B.P. Knyazhinsky’s publication about the history of the convent in the 17th-18th centuries, revealing aspects of the life of the population of Usman itself, expands the possibilities of using the essay in modern regional historiography. The study results can be used to further study the history of the Tambov region and neighboring territories, as well as to fully describe the media system in the region.

Текст научной работы на тему «КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ Б.П. КНЯЖИНСКОГО)»

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(1):165-172 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК / UDC 070

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-165-172 Шифр научной специальности 5.9.9

Краеведческий аспект дореволюционной журналистики (на примере публикаций Б.П. Княжинского)

Ольга Евгеньевна ВИДНАЯ , Максим Сергеевич СЕРЕДА Н

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Н maksimus.sereda@yandex.ru

Аннотация. Со временем краеведческие материалы не устаревают, а наоборот, приобретают ещё большую актуальность. В связи с этим исследование краеведческой тематики дореволюционной прессы способно ликвидировать белые пятна в изучении регионов. Цель исследования - оценить вклад врача и публициста Б.П. Княжинского в развитие тамбовского краеведения. Применён принцип историзма, системный подход, метод контент-анализа содержания. Проанализирован исторический очерк «Древне-Усманский Успенский девичий монастырь». Отмечено, что Епархиальные ведомости, в которых был опубликован очерк, выполняли в дореволюционной России просветительскую и образовательную функцию в рамках системы средств массовой информации, а духовенство играло прогрессивную функцию в региональном сообществе. Выявлена краеведческая ценность очерка и его исследовательский характер, связанный с использованием документальных и научных источников того времени. Публикация Б.П. Княжинского об истории женского монастыря в XVII-XVIII веках, раскрывая аспекты жизни населения самой Усмани, расширяет возможности применения очерка в современной региональной историографии. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения истории Тамбовского края и соседних территорий, а также для полноценного описания системы СМИ региона.

Ключевые слова: дореволюционная журналистика, краеведение, Тамбовские епархиальные ведомости, церковная пресса, Б.П. Княжинский, Усмань

Для цитирования: Видная О.Е., Середа М.С. Краеведческий аспект дореволюционной журналистики (на примере публикаций Б.П. Княжинского) // Неофилология. 2023. Т. 9. № 1. С. 165-172. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-165-172

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная OPEN ACCESS

© Видная О.Е., Середа М.С., 2023

165

2023;9(1):165-172 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Local history aspect of pre-revolutionary journalism (on the example of B.P. Knyazhinskiy's publications)

Olga E. VIDNAIA , Maksim S. SEREDA H

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation H maksimus.sereda@yandex.ru

Abstract. Over time, local history materials do not become obsolete, but, on the contrary, become even more relevant. In this regard, the study of local history topics of the pre-revolutionary press can eliminate white spots in the study of regions. The purpose of the study is to evaluate the contribution of the doctor and publicist B.P. Knyazhinskiy in the development of Tambov local history. We apply the principle of historicism, a systematic approach, the content analysis method of the content. We analyze the historical essay "Ancient Usmansky Assumption Maiden Monastery". It is noted that the Diocesan Gazette, in which the essay was published, performed an enlightening and educational function in pre-revolutionary Russia within the framework of the mass media system, and the clergy played a progressive function in the regional community. We reveal the local history value of the essay and its research nature associated with the use of documentary and scientific sources of that time. B.P. Knyazhinsky's publication about the history of the convent in the 17th-18th centuries, revealing aspects of the life of the population of Usman itself, expands the possibilities of using the essay in modern regional historiography. The study results can be used to further study the history of the Tambov region and neighboring territories, as well as to fully describe the media system in the region.

Keywords: pre-revolutionary journalism, local history, Tambov Diocesan Gazette, church press, B.P. Knyazhinskiy, Usman

For citation: Vidnaia, O.E., & Sereda, M.S. Local history aspect of pre-revolutionary journalism (on the example of B.P. Knyazhinskiy's publications). Neofilologiya = Neophilology, 2023;9(1):165-172. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-165-172

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License OPEN /7] ACCESS

ВВЕДЕНИЕ

Краеведение как междисциплинарная сфера, предполагающая «изучение какого-нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т. п., производимое преимущественно местными силами»1, является важнейшей сферой духовной деятельности, позволяющей нам сохранить наследие прошлых лет во всём его многообразии.

1 Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ, 1935-1940. Т. 1. Стб. 1494.

«Краеведение предполагает максимально возможно исчерпывающее постижение того или иного пространства и превращение его в семантически нагруженное, заполненное смыслами «место» [1, c. 10].

Специалисты называют краеведение «малой наукой», подчёркивая большой интерес к этому явлению среди обычных людей, непрофессионалов. Именно поэтому краеведение постепенно стало восприниматься как «феномен русской культуры» [2], «культурно-социальное явление» [3] и т. п.

Становление тамбовского краеведения началось в дореволюционный период. Определённую роль в увеличении интереса к ло-

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(1):165-172 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

кальной истории и культуре в дореволюционной России играли печатные СМИ, о чём свидетельствует тематика провинциальных газет и журналов. Справедливо отмечено, что попытка аккумулировать знание по истории малой родины коррелирует с просветительской функцией прессы. Считается, что «одним из главных уроков, достоинств прошлой, дореволюционной журналистики, была её просветительская роль» [4, с. 73].

Отмечено, что важную роль в развитии исторической науки о Тамбовском крае играли представители духовенства, протоиерей С.А. Березнеговский назван «отцом-основателем» краеведения [3]. Одним из важнейших СМИ, ставших источником информации для современников и потомков, являются Епархиальные ведомости. О.И. Лепилкина при анализе типа издания Епархиальных ведомостей отмечает, что «большинство епархиальных ведомостей публиковали много материалов по истории приходов, монастырей, церквей и стали важным источником информации для последующих поколений краеведов» [5, с. 105]. Поэтому изучение этого важнейшего ресурса развития краеведческих дискурсов является актуальным, ведь именно клерикальная периодика дала многим энтузиастам изучения истории родного края возможность для публикации результатов исследований.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

Одним из начинающих любителей-краеведов, чьи первые работы были опубликованы в епархиальном издании, являлся писатель, журналист, врач, уроженец Тамбов-щины Борис Княжинский. К нему в полной мере можно применить слова курского историка и философа С.П. Щавелёва, который писал о различных этапах развития краеведения в России: «Ревнителями локальной истории и культуры были повсеместно основаны музеи, архивы, проведены раскопки и этнографические сборы; опубликованы ценные материалы по краеведению» [2, с. 39]. Его имя необходимо поставить в число истинных собирателей ценной информации по истории края, что является целью данного

исследования. В задачи работы входит выявление краеведческого потенциала дореволюционной прессы на примере публикаций Б.П. Княжинского, определение тематики и формы подачи материала, демонстрация значения данного канала распространения знаний об истории края.

В исследовании использовался принцип историзма и системный метод, при которых средства массовой информации рассматриваются как системный объект в конкретный исторический период. Также применялись методы исследования текстов. В основном это материалы, представленные в официальном церковном издании «Тамбовские епархиальные ведомости», выходившем в Тамбовской губернии с 1861 по 1918 г. В развитии данного издания большую роль сыграл видный церковный деятель епископ Тамбовский и Шацкий Феофан. Цель журнала - информирование о событиях церковной жизни, влияние на религиозно-духовную сферу, создание проверенного и всеобъемлющего сборника церковно-религиозной, исторической, справочно-статистической информации. О.Ю. Левин отмечает, что с началом ХХ века в издании «стало появляться огромное количество полемических статей, авторы их активно обсуждали насущные проблемы церковной жизни. Практиковалось и опубликование отдельными брошюрами некоторых наиболее значительных работ» [6, с. 45]. Просветительский характер имели и выходившие в разное время приложения: одно из них - «Церковная старина» - было создано специально для публикаций материалов по истории епархии.

Современные учёные в последние годы всё чаще используют религиозную печать в качестве источника документальной информации. Е.И. Хабарова называет «Тамбовские епархиальные ведомости» «одним из наиболее ценных исторических источников при изучении патриотической деятельности тамбовского духовенства» [7, с. 234]. Иерей В. Лисюнин отмечает просветительскую функцию духовенства, а епархиальной прессе придаёт особое значение, подчёркивая, что «церковная пресса используется как официальное средство формирования обще-

ственного мнения по важнейшим общественно-политическим проблемам» [8, с. 338].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Борис Петрович Княжинский (18921975) хорошо известен в Липецкой области, Воронеже, однако в Тамбове о нём вспоминают нечасто, хотя он имеет непосредственное отношение к культурному наследию Тамбовского края. Борис Княжинский (псевдоним Борский) - писатель, врач, краевед, журналист, уроженец Тамбовской губернии, посвятивший много сил изучению своей малой родины Усмани (с 1779 до 1923 г. город входил в состав Тамбовской губернии), основатель Усманского музея, автор историко-краеведческих работ.

Публикации Б.П. Княжинского носят краеведческий характер и дают представление о жизни населения губернских поселений, в первую очередь города Усмани, в разные периоды.

Одна из первых публикаций Б.П. Кня-жинского в Приложении к «Тамбовским епархиальным ведомостям» от 1912 г. «Тамбовская церковная старина» № 3 носила название «Древне-Усманский Успенский девичий монастырь (Краткий исторический очерк)». Стоит отметить, что «статья напечатана во исполнение утверждённого Его Преосвященством постановления Тамбовского епархиального церковно-археологического комитета»2. «Тамбовские епархиальные ведомости» публиковали не только материалы, касающиеся жизни церкви или духовной жизни, духовного развития населения губернии, но и обширные исторические, краеведческие исследования, в неофициальной части журнала, занимавшей большую его часть, обсуждали и светские темы.

Первые же строки очерка демонстрируют, что он носит краеведческий, исследовательский характер: «...почти о всех прежде

2 Княжинский Б.П. Древне-Усманский Успенский

девичий монастырь (Краткий исторический очерк) //

Тамбовские епархиальные ведомости № 27. 1912. 7 ию-

ля. Приложение «Тамбовская церковная старина», № 3.

С. 12. URL: https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=1844#n=1

бывших и ныне существующих православных монастырях Российской империи имеются более или менее подробные исторические сведения, об Успенской обители, бывшей предшественницей современного Ус-манского Софийского женского монастыря, при всём желании, найти в печати можно только очень немногое»3. Таким образом, Княжинский берёт за основу исторического очерка в первую очередь публикации в периодической печати. Источниками очерка послужили такие периодические печатные издания, как «Воронежская старина», «Известия Тамбовской учёной архивной комиссии», «Тамбовские епархиальные ведомости». Также источниками послужили различные выпуски: Описание документов Московского архива Мин. юст. Кн. 13. М., 1903. Стб. 1187; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей. СПб., 1878; История российской иерархии, Арх. Амвросий. М., 1815. Ч. VI. С. 468-471. Всего для написания очерка было использовано 22 источника.

В очерке «Древне-Усманский Успенский девичий монастырь» Б.П. Княжинский ставил перед собой цель заполнить существующие пробелы в истории Успенского монастыря. Княжинский придаёт краеведческой деятельности в Тамбовской губернии большое значение: «Будем надеяться, что при возникновении у нас, в Тамбовской епархии, собственного Церковно-Археологического Комитета, более уже не придётся предоставлять соседям изучения родной истории, вследствие достаточного обследования ея местными работниками»4.

Княжинский, ссылаясь на «Тамбовские епархиальные ведомости» за 1903 г., отмечает, что и в ней монастырю посвящено всего несколько строк, основанных на предположениях и догадках. Причина - отсутствие материала, освещающего историю Успенского монастыря. Настоящим источником для Княжинского стал печатный орган Воронежского церковно-археологического комитета «Воронежская старина».

3 Там же. С. 1.

4 Там же. С. 2.

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(1):165-172 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Не вызывает сомнений, что и эта публикация, предполагавшая описание условий жизни женского монастыря в ХУН-ХУШ веках, носит широкий краеведческий характер и раскрывает многие аспекты жизни населения самой Усмани. Таким образом, в тексте очерка мы находим описание не только монастыря и монашеского уклада, но и истории самой Усмани.

Социальный состав города можно определить по следующим строкам: «население... состояло из незадумывающихся о своей душе, огрубевших в стычках с кочевниками солдат и ссылаемых со всех концов Московского государства закоренелых преступни-

ков»5.

Автор очерка, основываясь на «строель-ных книгах»6 первых воевод г. Усмани, предполагает, что обитель основана в конце 70-х или начале 80-х гг. XVII столетия. «Около города, а не где-нибудь в пустынном месте, была построена Усманская обитель вследствие опасности со стороны хищных кочевников, постоянно тревоживших своими набегами Усманский край»7. Таким образом, город служил для защиты не только монастыря, но и рубежей страны от набегов в целом, что указывает на важное стратегическое и экономико-географическое положение города. Будучи пограничным городом, Усмань одновременно в силу своего географического положения не имела выгодных внешнеэкономических связей, но служила оборонительной крепостью при военной угрозе. Даже мужской Преображенский монастырь являлся не только обителью, но и оборонительным сооружением: имел осадный двор напротив Пушкарской слободы, в котором укрывались монашествующие во время прихода татар.

Экономическое положение Усмани и её жителей Княжинский также описывает через связь с монастырём. Успенский монастырь, существующий исключительно на пожертво-

5 Княжинский Б.П. Древне-Усманский Успенский девичий монастырь ... С. 2.

6 Строельные, или строительные книги - книги о постройке новых и восстановлении укреплений старых городов в ХУ!-ХУП вв.

7 Княжинский Б.П. Древне-Усманский Успенский девичий монастырь ... С. 2.

вания, находился в сложном материальном положении. Бедность эта связана с бедностью Усмани вообще: городских доходов иногда едва хватало на свечи и бумагу для приказных расходов, а служилые люди получали жалование с большими задержками -«часто вследствие хищений местной админи-страции»8.

Хищениям подвергалась не только городская казна, но и сами монастыри, что было вполне в обычаях конца XVII века. Бедность, однако, приводила в том числе к решительным действиям от самих монахинь: в 1690 г. игуменья Марина обратилась «к царям Петру и Иоанну Алексеевичам с просьбою о материальной поддержке обители»9 -в результате на имя воеводы Петра Амена поступила грамота о жаловании хлеба монастырю, которое выдавалось довольно аккуратно. Об экономическом положении города говорит и следующая история, связанная с хлебным жалованием: в Усмани вследствие увоза всех хлебных запасов в Донской отпуск недоставало собственного хлеба - монастырь получил довольствие из Воронежа. Как обходились жители города, остаётся только догадываться.

Так, в краеведческом очерке появляются личности - игуменья Марина, воеводы Игнат Иванович Дулов (1693 г.) и Богдан Васильевич Лавров (1699 г.). Роль настоятельницы монастыря и её авторитет и власть были достаточными для этого, на месте указ царя исполнялся исправно: хлебное жалование монастырю выдавалось довольно аккуратно, причём даже тогда, когда хлеба не хватало самому населению города. Несмотря на существовавший произвол среди чиновников и землевладельцев, в том числе в отношении монастырей: «Так в 1685 году землевладельцем, сыном боярским Флором-Никиф. Сони-ным, была захвачена мельница, отказанная монастырю священником села Пчельников Никифором Антоновым»10, с игуменьей маленького монастыря считались, и она продолжала пользоваться поддержкой властей для улучшения условий жизни монастыря.

8 Там же. С. 3.

9 Там же.

10 Там же.

Игуменья Марина не остановилась на одном ходатайстве и обратилась с просьбой о пожаловании земельного угодья, и снова её просьба была услышана, однако позже по неизвестным причинам земли были утрачены монастырём. Также в дальнейшем пропадают сведения и о выдаче хлебного довольствия.

Благосостояние монастыря улучшилось после передачи Усмани в ведение Воронежского епископа от Рязанской митрополии. Монастырю неоднократно посылалась денежная милостыня.

Но стоит отметить в развитии монастыря именно роль настоятельницы Марины -женщины, занимавшей в то время единственный доступный руководящий пост. Хотя напрямую об этом в очерке и исторических документах не говорится, но, видимо, именно при Марине монастырь переживал определённый подъём: во-первых, экономическая поддержка со стороны властей, во-вторых, количество только постриженных монахинь, кроме тех, кто просто жил при монастыре, в 1700 г. было 17 человек, в 1701 г. - 25 человек, в 1703 г. - 13. Развитие монастыря, однако, скоро завершилось, что связано не только с общей бедностью города, но и с общей обстановкой и политикой в отношении церквей и монастырей. Княжин-ский, ссылаясь на архивные источники, пишет: «Пётр I смотрел на монахов, как на людей, которые «поддают чужие труды», распространяют «забобоны11, ереси и суеверия»12. Были изданы ограничивающие монастыри указы, смягчение законов относительно монастырей произошло лишь при императрице Елизавете Петровне. Усман-ский монастырь уже переживал упадок: ещё в 1730 г. в нём оставалось два человека: настоятельница и монахиня, затем в 1763 г. -настоятельница и 8 монахинь.

В 1764 г. в жизнь монастыря снова вмешалась царская воля: Екатерина II установила нормы количества монашествующих в монастырях. Не соответствующие этой норме монастыри были упразднены, в том числе

11 Забобоны - суеверия.

12 Княжинский Б.П. Древне-Усманский Успенский девичий монастырь ... С. 7.

Успенский монастырь. Из 9 монахинь 3 перешли в Воронежский Покровский девичий монастырь, 5 монахинь и настоятельница Ирина остались на месте. Подаяния они не имели, вероятно, из-за общей бедности города. После их переезда в Покровский монастырь была составлена опись монастыря, которая показала его бедность. В кельях оставались только старицы, жившие на подаяние местной помещицы и благотворительницы Надежды Георгиевны Фёдоровой.

ВЫВОДЫ

Таким образом, различные аспекты жизни города: политику, экономику, социальный состав и духовную жизнь - Княжинский описывает через жизнь монастыря, неразрывную связь монастыря с жизнью и жителями Усмани. Через историю монастыря показана история города Усмани и её населения.

На основании очерка читатели знакомятся с историей города. Также в очерке встречаются имена личностей, которые влияли на жизнь не только монастыря, но и всего города. Например, отказ земли игуменье Марине мог сказаться на чьём-то личном благосостоянии, а история закрытия и возобновления монастыря связана с именами местных помещиков и купцов-меценатов, что даёт представление об условиях жизни города (часто тяжёлых), социальном составе, экономическом положении и влиянии на развитие города политики.

Важно отметить: Борис Княжинский использует для воссоздания исторических реалий распространённую для того времени форму очерка, сочетая в своём исследовании публицистический и научный стили, базирующиеся на обращении ко всем доступным документам и источникам информации. Публикация в приложении к Епархиальным ведомостям давала автору возможность получить заинтересованную аудиторию.

Всё это представляет несомненный краеведческий интерес с точки зрения истории не только монастыря, но и всего города Усмани и Тамбовской губернии.

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(1):165-172 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Список источников

1. Чернов А.В. Культурные исследования: сюжетика российской провинции. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2019. 132 с. https://elibrary.ru/igyyjf

2. Щавелёв С.П. Краеведение как феномен русской культуры // Наука. Искусство. Культура. 2020. № 1 (25). С. 39-57. https://elibrary.ru/grexhj

3. Пирожков Г.П., Пирожкова Г.И. Дискурсивные краеведческие практики: Тамбовский край // Наука сегодня: теория, практика, инновации: XXIII Междунар. науч.-практ. конф. М.: Научный центр «Олимп», 2017. С. 24-31. https://elibrary.ru/yjkjze

4. Вахрушев А.А. О просветительской миссии журналистики (исторический опыт вятской печати) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2022. № 3. С. 73-77. https://elibrary.ru/dtoyuy

5. Лепилкина О.И. Становление и типологические характеристики Епархиальных ведомостей в XIX -начале XX века // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. № 2. С. 103-107. https://elibrary.ru/tsjmcj

6. Левин О.Ю. «Тамбовские епархиальные ведомости» - периодическое издание, основанное святителем Феофаном затворником // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2015. № 2. С. 43-46. https://elibrary.ru/jxckvy

7. Хабарова Е.И. «Тамбовские епархиальные ведомости» как исторический источник для изучения патриотической деятельности тамбовского духовенства в период войн XIX - начала XX в. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 2 (82). С 233-236. https://elibrary.ru/mbdgij

8. Иерей Виктор Лисюнин. Просветительская функция православного духовенства в конце XIX - начале XX в. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 335-343. https://elibrary.ru/ndlctv

References

1. Chernov A.V. Kul'turnye issledovaniya: syuzhetika rossiiskoi provintsii [Cultural Studies: Plot of the Russian Province]. Cherepovets, Cherepovets State University Publ., 2019, 132 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/igyyjf

2. Shchavelev S.P. Local history studies as a phenomenon of Russian culture. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura = Science. Art. Culture, 2020, no. 1 (25), pp. 39-57. (In Russ.) https://elibrary.ru/grexhj

3. Pirozhkov G.P., Pirozhkova G.I. Diskursivnye kraevedcheskie praktiki: Tambovskii krai [Discursive local history practices: Tambov Region]. 23 Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Nauka segodnya: teoriya, praktika, innovatsiI» [23rd International Scientific and Practical Conference "Science Today: Theory, Practice, Innovations"]. Moscow, Science Center "Olimp" Publ., 2017, pp. 24-31. (In Russ.) https://elibrary.ru/yjkjze

4. Vakhrushev A.A. O prosvetitel'skoi missii zhurnalistiki (istoricheskii opyt vyatskoi pechati) [About the educational mission of journalism (historical experience of the Vyatka press)]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika = Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 2022, no. 3, pp. 73-77. (In Russ.) https://elibrary.ru/dtoyuy

5. Lepilkina O.I. Stanovlenie i tipologicheskie kharakteristiki Eparkhial'nykh vedomostei v XIX - nachale XX veka [Formation and typological characteristics of the Diocesan Gazette in the 19th - early 20th century]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova = Vestnik of Nekrasov Kostroma State University, 2009, no. 2, pp. 103-107. (In Russ.) https://elibrary.ru/tsjmcj

6. Levin O.Yu. «Tambovskie eparkhial'nye vedomosti» - periodicheskoe izdanie, osnovannoe svyatitelem Feofanom zatvornikom ["Tambov Diocesan Gazette" - a periodical founded by St. Theophan the Recluse]. Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii = Theological Collection of Tambov Theological Seminary, 2015, no. 2, pp. 43-46. (In Russ.) https://elibrary.ru/jxckvy

7. Khabarova E.I. Tambov diocesan bulletin as a historical source for studying of patriotic activity of the Tambov clergy during the period of wars of the 19th - beginnings of the 20th centuries. Vestnik Tambovskogo

universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, 2010, no. 2 (82), pp. 233-236. (In Russ.) https://elibrary.ru/mbdgij 8. Ierei Viktor Lisyunin. Enlightment function of orthodoxies clergy in the end of 19th - beginning of 20th centuries. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, 2011, no. 2, pp. 335-343. (In Russ.) https://elibrary.ru/ndlctv

Информация об авторах

Видная Ольга Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0002-6760-1578, olga0871@mail.ru

Вклад в статью: разработка общей концепции статьи, анализ научной литературы и архивных источников, анализ полученных результатов, написание части текста статьи.

Середа Максим Сергеевич, аспирант, кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0001-8678-7657, такзтш^еге(1а@уаМех. га

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад в статью: поиск и анализ литературы, изучение эмпирического материала, изучение газетного материала, написание части текста статьи.

Конфликт интересов отсутствует.

Поступила в редакцию 02.11.2022 Поступила после рецензирования 30.01.2023 Принята к публикации 17.02.2023

Information about the authors

Olga E. Vidnaia, Cand. Sci. (Philology), Associate Professor, Associate Professor of Journalism, Advertising and Public Relations Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, https://orcid.org/ 0000-0002-6760-1578, olga0871@mail.ru

Contribution: main concept development, scientific literature analysis and archival sources, obtained results analysis, part manuscript text drafting.

Maksim S. Sereda, Post-Graduate Student, Journalism, Advertising and Public Relations Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0001-8678-7657, maksi-mus.sereda@yandex.ru

Contribution: literature search and analysis, empirical material study, newspaper material study, part manuscript text drafting.

There is no conflict of interests.

Received: November 2, 2022 Revised: January 30, 2023 Accepted: February 17, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.