Научная статья на тему 'Краевед Иван Бутырский (окончание)'

Краевед Иван Бутырский (окончание) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краевед Иван Бутырский (окончание)»

Страницы псковского краеведения

Н. Ф. Левин, Е. С. Сторокожева

КРАЕВЕД ИВАН БУТЫРСКИЙ (окончание)

«Извлечение из Историко-статистиче-ского описания города Опочки», с которым 24 июня 1840 г. на торжественном акте по случаю окончания учебного года в Опочецком уездном училище ознакомил собравшихся учитель русского языка Иван Бутырский, было напечатано в Прибавлении к «Псковским губернским ведомостям» (111В) № 34 от 21 августа того же года. В нём излагались разные тексты, предлагаемые исследователями по поводу разорения городища Коложе и построения взамен него крепости Опочки. В конце статьи автор пообещал: «Дальнейшие известия о судьбе города Опочки, как-то: о постигавших её пожарах, о двух безуспешных осадах её Великим Князем Литовским Витовтом в 1426 году, знаменитым полководцем Польского Короля Сигизмунда Князем Константином Острожским в 1517 году, о занятии Опочки войсками Батория в 1581 году, и проч. и проч. мы постараемся сообщить в непродолжительном времени». (Примечание соавторов: Оно растянулось на целое десятилетие).

Следующая публикация Бутырского — «О Святогорском Новоржево-Опочецком крестном ходе» (в №№ 41 и 42 ПГВ от 9 и 16 октября 1840 г.) стала продолжением его рассказов о крестных ходах, проходивших с участием опочан в этом направлении. В нём

Левин Натан Феликсович — краевед, Почетный гражданин г. Пскова.

Сторокожева Елена Сергеевна — сотрудник отдела краеведческой литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки. Окончание. Начало в № 44 / 2016.

приводились и сведения о крестохождении из Опочки в Велье. Новые подробности из истории крестного хода к Святым Горам Бутырский привёл в ПГВ 11 июня 1841 г.

То были первые годы существования «Псковских губернских ведомостей», выходивших раз в неделю, с 5 января 1838 г. Через два года, 18 января, вступил в должность новый псковский губернатор генерал-майор Ф. Ф. Бартоломей. Уже 20 марта 1840 г. он через газету пригласил читателей к участию в её издании, а 25 декабря редакция поблагодарила пятерых наиболее активных сотрудников, в том числе и Бутырского, т. к. «их статьи доказывают стремление к пользам общества».

25 июня и 2 июля 1841 г. под рубрикой «Археология» ПГВ опубликовали «Материалы для истории Псковской губернии». Бутырский нашёл их на листе рукописи с собственным жизнеописанием, оставшимся после «покойного опочецкого помещика, провинциального секретаря Леонтия Авто-номовича Травина». Этот первый опочецкий краевед скопировал на нём в церкви Николая чудотворца старинные документы бывшего Николаевского мужского монастыря на Вы-ползовой горе (выписки из расходной книги и расписки в получении денег, ржи и овса, дарственную запись на передачу духовнику пожинков под Опочкой на помин души), относящиеся к 1579-1619 гг.

За подписью «Ив. Бутырский» 3 сентября 1841 г. газета напечатала его сообще-

ние о приезде в Опочку вечером 5 августа архиепископа Псковского и Лифляндского Нафанаила (Павловского). Он остановился в доме «первоприсутствующего Опочецкого духовного правления, градского благочинного, протоиерея Спасопреображенского собора Петра Бутырского». Утром, в день праздника Преображения Господня, отслужив на дому всенощную, владыка там же «принимал духовенство, чиновников, городского голову с членами Думы и магистрата, почётное купечество и дворян», приехавших из уезда на благословение. Затем в соборе отслужили литию, на которой протоиерей Бутырский произнёс поучительное слово, одобренное архиепископом... Отобедали тоже у Бутырских. (Как видим, отец краеведа занимал видное положение).

В упомянутой рубрике «Археология» 22 и 29 октября 1841 г. под заглавием «О кабале» ПГВ поместили снятые Бутырским копии с трёх кабальных служилых записей 1690-х гг. Они составлялись на суде в Опо-чецкой приказной палате в присутствии воеводы при передаче в кабалу вольных людей, не расплатившихся по долгам. Тогда воеводой в Опочке был Артемий Ильич Болкошин.

После некоторого перерыва, не меняя рубрики, 27 января 1843 г. ПГВ издали «Историческое и географическое описание города Опочки с уездом». Его передал Бутырскому чиновник Опочецкого городнического правления Карл Готфридович Грипгоф. Почерк на этом листе схож с написанием опочецких церквей на плане города Опочки, подготовленном местным землемером к приезду сюда императрицы Екатерины Второй в 1780 г. В Описании приведены размеры города, названы учреждения, кратко сказано о его шести деревянных храмах, двух богадельнях, перечислены реки уезда и виды рыб в них, выращиваемые людьми продукты и другие травы, содержимый скот, водящиеся звери и птицы, объяснено устройство крепости, названы четыре местные ярмарки и указано, что вывозится из уезда и кто соседствует с ним.

От Бутырского вновь стали поступать и «Материалы для истории Псковской губернии». Публикуя в №№ 9 и 10 от 3 и 10 марта 1843 г. первый из них, с подзаголовком «Происхождение Опочки», редакция отме-

тила: «Мы уже несколько раз помещали в нашей газете учёные исследования почтенного сотрудника нашего г-на Бутырского в Географическом и историческом объяснении различных мест Псковской губернии. Предлагаемая статья есть новое доказательство его трудолюбия и может служить богатым материалом тому, кто бы занялся составлением истории или статистики Псковской губернии...». В новой статье Бутырский утверждал, что до Опочки на его месте находился упомянутый в летописях город Опоки, куда псковичи в 1327 г. посылали делегацию к великому князю Ивану Даниловичу Калите во главе с посадником Селогой. А в 1341 г. летописец назвал это место селом Опочно, и там немцы убили 5 псковских послов.

Поместив в юбилейном труде «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414-1914 гг.)» на стр. 11-12 значительные выдержки из статьи Бутырского, Л. И. Софийский привёл и доводы, по которым не согласился с ним. Мы не будем повторять их, т. к. его книга дважды, в 2004 г., а затем и к 600-летию Опочки, была переиздана репринтным способом.

Окончание этой статьи в № 10 хотя и имело тот же подзаголовок «Происхождение Опочки», но содержало описание Бутырским безуспешной попытки литовского князя Ви-товта взять крепость 1 августа 1426 г. Тогда опочане победили хитростью, сделав мост, державшийся на верёвках, и разрезали их; набежавшие враги рухнули на острые колья, вбитые в дно оврага. Автор считал, что именно тогда литовцы прострелили икону Христа Спасителя, вынесенную крестным ходом. Она стала святыней их собора.

Ещё издавая указанное выше «Историческое и географическое описание города Опочки» и упоминая в примечании о проезде императрицы по пути в Могилёв, Бутырский отметил, что она «имела в Опочке ночлег в нарочно выстроенном для неё деревянном дворце, ныне уничтоженном. На этом месте находится теперь каменный сарай для пожарных инструментов». Впрочем, по Софийскому (стр. 146), дворец императрицы «находился на берегу реки Великой, за зданием присутственных мест, там, где разбит теперь тюремный огород». Следующие «Материалы

для истории Псковской губернии», появившиеся в № 23 ПГВ от 9 июня 1843 г., имели подзаголовок «Распоряжение Епархиального начальства по случаю проезда Ея Императорского Величества, Императрицы Екатерины II, в 1780 году». Как сообщал Бутырский, указом от 12 марта 1780 г. член Синода, архиепископ Псковский и Лифляндский Иннокентий дал указание, что делать духовенству тех мест, по которым она будет проезжать. В одном из восьми пунктов перечислялось, кому конкретно поручалось приветствовать её в местном храме.

Т. к. в Троицком соборе города Острова это поручение выполнил «тамошний протопоп Сергий», Бутырский в примечании разъяснил, что это — его дед по матери Сергий Антипович Владимирский, служивший там, и сообщил некоторые сведения о нём (мы привели их в начале публикации, в предыдущем номере журнала). Государыня столь довольна была его речью, что «благоизволила пожаловать ему в награждение пять сот рублей. Сумма, по тогдашним временам, весьма значительная». В конце заметки сказано, что в следующем номере будут напечатаны две речи, сказанные и перед императрицей, и перед её сыном Павлом Петровичем в Опочке.

При публикации их в № 24 от 16 июня 1843 г. Бутырский сообщил в примечании, что обе речи он выписал из небольшого сборника с печатными и рукописными статьями разного содержания, принадлежавшего священнику соборного храма Опочки. По мнению Бутырского, эта речь перед императрицей произносилась, когда она ехала в Могилёв, т. е. ещё в мае месяце 1780 г., поскольку в ней не было благодарностей за пожертвование 10 тыс. руб. на постройку собора. Дата, когда в тот раз через Опочку проезжал будущий император Павел I, неизвестна. Приводя тексты обеих речей, Софийский ссылался на эти июньские номера ПГВ, но не указал, что они от Бутырского.

Подзаголовок «Материалов для истории Псковской губернии» в № 17 от 26 апреля 1844 г. ПГВ дали курсивом: «Сказание о чудеси от образа Пресвятыя Богородицы Умиленгя Себежск1я во граде Опочки. Благослови, Отче!». Как следует из примечания, Бутырский извлёк название и текст Сказания

из рукописного сборника, хранившегося в Опочецком Спасо-Преображенском соборе. По словам сказителя, 14 и 16 марта 1681 г. из глаз Богородицы, изображенной на этой иконе, текли слёзы. Наименование «Себежская» он объяснил тем, что по воле царя Фёдора Алексеевича Себеж был отдан Литве, и служившие там опочане, возвращаясь на родину, привезли церковную утварь в Опочку и поставили в собор. Царь же этот, сын Алексея Михайловича, правил после его смерти (с 30 января 1676 г.).

Позднее Бутырский вернулся к этой теме, и ПГВ с 8 января по 26 февраля 1847 г. в рубрике «Исторические воспоминания» печатали сообщаемые им новые сведения, уточнения и дополнения «О чудотворной иконе Умиления Пресвятой Богородицы Опочец-кой». Кроме того, в № 23 за 4 июня этого года газета поместила поправки к ним под длинным названием «Показание погрешностей и опечаток, с пояснениями и дополнениями в некоторых местах, относящихся к примечаниям на статью «О чудотворной иконе Умиления Пресвятой Богородицы Опочецкой, помещённую в № 6 и 7...». Оказалось, что по сведениям ряда источников, в том числе и псковских летописей, 14 июля 1634 г. после тягостной войны царь Алексей Михайлович уступил Польше 16 городов, включая и три псковских: Себеж, Красный и Невель. А статья Бутырского в № 17 от 26 апреля имела много ценных примечаний, объясняющих, в частности, местонахождение храмов в Опочке при их первоначальной постройке, а также когда их строили заново после большого пожара 1774 г.

Следующие «Материалы для истории Псковской губернии» вышли сразу, уже в № 18 ПГВ от 5 мая 1844 г., и содержали статью «О построении в г. Опочке Спасо-Пре-ображенского собора» после того же пожара. Сообщив об отпуске императрицей на эти цели 10 тыс. руб. и назначении казенного архитектора, почти ничего не сделавшего за десять лет, Бутырский далее использовал воспоминания современника и очевидца событий Леонтия Травина. Мы не будем пересказывать его, поскольку Софийский изложил их подробнее.

Статью Бутырского в № 30 от 26 июля 1844 г. «О Друйской Троеручной Божией Ма-

тери в Опочке» Софийский не использовал. Опочецкий стрелец Григорий Колосов «со товарищи» привёз эту икону древней работы из похода, упоминавшегося в псковской летописи под 7071 (1563) г. (Польский город Друя с присоединением к России стал заштатным городом Виленской губернии). В Опочке к ней приделали с обеих сторон по дощечке с грубыми изображениями: справа — апостола Фомы, слева Николая Чудотворца. Её пожертвовали в деревянную Фоминскую церковь на Завеличье, а к 1816 г. местный купец Алексей Данилович Порозов построил взамен каменную Троицкую церковь с приделом св. Фомы (Его похоронили в притворе храма).

В 1845 г. новые «Материалы для истории Псковской губернии» ПГВ поместили с перерывами в пяти номерах (1, 4, 5, 6 и 9). Статью о героической обороне крепости Бутырский назвал так: «Безуспешная осада Опочки князем Константином Константиновичем Острожским в 1517 или в 1518 году». В псковских летописях эти события изложены под 7026 г., причём иноземные войска пришли под Опочку 20 сентября, а «отъидо-ша со многим студом посрамлени» 18 октября. Считая это чудом и небесной помощью, благодарные опочане поставили на валу в том же году церкви во имя Сергия Радонежского и Параскевы Пятницы.

Бутырский интересовался историей не только уездной Опочки. Продолжая начатую 4 июня 1847 г. рубрику «Материалы для отечественной истории», ПГВ в № 24 от 11 июня открыли новое сообщение Бутырского словами: «Нечто о пригороде Красном помещено в статье моей под названием «О священном потире с латинской надписью, находящемся в Николаевской церкви.». Статья эта напечатана в № 57 Ведомостей Санкт-Петербургской полиции за 1846 г. Повествование было продолжено Бутырским в следующем номере за 18 июня. К сожалению, поскольку материалы Бутырского в №№ 23-25 шли под одной рубрикой, Евлентьев в «Хронологическом указателе статей, касающихся Псковской губернии» (1870 г.), отметил их по названию статьи в № 23, не упомянув пригорода Красного. Не сделал этого в «Библиографическом указателе статей, относящихся к Псковской губернии. 1517-1887» и Василёв, пользовав-

шийся указателем Евлентьева. А Софийский в юбилейном издании об Опочке и её уезде привёл (на стр. 183) по Бутырскому забавную присказку («город Красный, река Синяя, народ чёрный, раков боится»), извлёк ее из книги «Опыт древней истории города Опочки» (О ней — ниже).

Ещё более странно, что по неизвестной причине К. Г. Евлентьев вообще не включил в свой «Хронологический указатель» сведения об обширной публикации Бутырского в ПГВ за 1848 г. Она печаталась в рубрике «Исторические сведения и предания», и её первый отрывок в № 19 от 12 мая начинался словами «О погосте Камено Псковской губернии Опо-чецкого уезда, где находится чудотворный образ Знамения Пресвятой Богородицы». Статья шла подряд в семи номерах газеты, и в последнем, за 23 июня, указан автор. Погост находился при озере Камено, на границе с Новоржевским уездом, в 14 верстах от села Глубокого. Естественно, что не упомянул её и Василёв.

Вернувшись к рубрике «Материалы для истории Псковской губернии», ПГВ с 16 февраля по 16 марта 1849 г. (в №№ 7, 8, 9 и 11) издали подробное описание опочецкой крепости, составленное в июле 7199 (1695) г. Эти подлинные «Переписные книги» Бутырский обнаружил в библиотеке Опочецкого уездного училища. Они содержали много любопытных деталей, к примеру, сообщали о водяном тайнике, который вёл «под стену из Великой реки», перечисляли и имеющееся оружие, упоминали даже старые хлебные запасы, слежалые и попорченные мышами.

Его последняя краеведческая работа

— «Опыт хронологической истории города Опочки, с критическими исследованиями, замечаниями и пояснениями» — печаталась в ПГВ с большими перерывами: в 1849 г. с 27 июля по 5 октября (в №№ 29-31, 33, 3739), в 1850 г. — с 18 января по 8 февраля и 22-29 ноября (№№ 3-6, 46 и 47), в 1851 г.

— 14-21 марта (№№ 10 и 11). В ней автор стремился излагать события из многовековой истории города в строго хронологическом порядке, тогда как предыдущие публикации появлялись по мере накопления материала на какую-либо тему. Естественно, что этот его труд начинался с рассказа о разорении

Коложи Витовтом и о построении Опочки псковичами. И Бутырский на первой странице, в примечании, напомнил, что сообщал об этом еще в № 34 ПГВ за 1840 г. А закончилось повествование в двух номерах газеты за 1851 г. длинным рассказом о поражении князя Острожского под Опочкой в 1518 г.

У новой его статьи своеобразная судьба. Рукопись Бутырского сохранилась в Опочке. Её копию 2 августа 1857 г. получил оттуда от своих родственников опочецкий купец Никифор Иванович Куколькин, находившийся тогда по делам своей частной службы в Новочеркасске. Два десятилетия он хранил эту копию и, став с 1871 г. опочецким городским головой, за свой счёт небольшим тиражом для бесплатной раздачи, с разрешения начальства решил издать труд Бутырского. С предисловием Куколькина от 7 октября 1878 г. типография Псковского губернского правления в 1879 г. отпечатала книгу с более простым названием «Опыт древней истории города Опочки».

Её краткую объективную оценку дал известный историк, профессор Киевского университета Владимир Степанович Иконников. «Русская старина» в январском номере за 1881 г. на задней обложке журнала за подписью «В. И.» поместила такую рецензию: «Опыт» составлен ещё в 1857 г. И. П. Бутырским и издан опочецким купцом, потомственным почётным гражданином Куколькиным. Он не отличается обработкой или системою. Это ряд выписок из летописей и позднейших сочинений (Карамзина, митрополита Евгения и др.), дополненных преданиями и замечаниями автора. Перечень событий доведён до конца XVII в., причём сообщаются выписки из актов и указания на материалы и статьи, помещённые в «Псковских губернских ведомостях». «Опыт» напечатан в небольшом числе экземпляров.

При сравнении издания Куколькина с текстом «Опыта хронологической истории города Опочки.», печатавшимся в ПГВ с 1849-го по 1851 гг., оказалось, что тогда успели опубликовать лишь меньшую половину работы Бутырского. В № 11 ПГВ за 21 марта 1851 г. его статья с таким названием обрывалась на описании осады крепости князем Острожским в 1518 г. Это соответствовало

67-ой странице книги, изданной Кукольки-ным. Между тем, в этой книге 148 страниц, причём до 75-ой продолжался рассказ о чудесах, происходивших во время той осады. Затем Бутырский в рукописи продолжал свои выписки и комментарии, касавшиеся Опоч-ки, которые впоследствии и вошли в издание Куколькина. При этом в рукописи при начале изложения фактов, относящихся к 1517-му и к 1518-му гг., Бутырский в виде заголовка жирно ставил посредине страницы соответствующий год (см. стр. 49 и 74 книги). Затем это было сделано и по 1536 году, когда по повелению Ивана Грозного за Опочкой был построен Иван-город (т. е. Себеж на озере Се-беже). И так далее, по1693 год (см. стр.146).

Затем автор как бы попрощался с читателями: «Вот всё, относящееся к истории города Опочки до XVIII столетия, что я доселе в течении слишком десяти лет мог отыскать, достать, собрать и, с Божиею помощию, привести в некоторый порядок, как материалы для будущего историка Опочки.

Ив. Бутырский 28 Ноября 1849 года. С. Ивахново, Опочецкого уезда».

И привёл на русском языке известную латинскую поговорку, взяв её в кавычки: «Я сделал, что мог, пусть сделают лучше люди опытнейшие и искуснейшие меня».

Есть на 148-ой странице и приписка издателя: «Окончена чтением и поверкою 1878 года, Октября 5 дня, в четверг, в Опочке. Никифор Иванов Куколькин». Его заслуги, в том числе и по изданию труда Бутырского, отмечены в юбилейной книге Софийского. Некоторые малоизвестные факты из семейной жизни Куколькиных приведены в очерке о купцах Лапиных (см. сборник опочец-ких чтений, изданных в 2012 г.). Краевед А. В. Кондратеня на Шестых региональных псковских краеведческих чтениях 2015 г., говоря о Покровском некрополе Опочки, показал снимки хорошо сохранившейся могилы Никифора Ивановича и изложил его биографию (книга 1-я по этим чтениям, с. 96-100).

Будущим историком Опочки, о котором думал Бутырский, стал Леонид Иванович Софийский. В юбилейном издании он 22 раза назвал фамилию Бутырского и сослался на 40 страниц из книги «Опыт древней истории города Опочки», в большинстве случаев (27)

не упоминая его. Были использованы и факты из ранее неопубликованной части рукописи.

Так что и она не осталась невостребованной.

Бутырский старался быть нужным людям не только как краевед, но и в обыденной жизни. В № 31 от 1 августа 1845 г. ПГВ поместили его заметку «Отвар из можжевельника, полезный в болезнях рогатого скота» и на-

чало статьи «Простой арифметический способ находить день пасхалии православной и западной и ключевую или исправную букву православной пасхалии». Её окончание вышло в № 33. А с 7 по 21 мая 1847 г. три номера газеты заняли «Древние, большей частию простонародные лекарственные средства».

Отец и сын Бутырские заслуживают самой доброй нашей памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.