Научная статья на тему 'КОЖНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ И ПОТООТДЕЛЕНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИИ ТКАЧА '

КОЖНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ И ПОТООТДЕЛЕНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИИ ТКАЧА Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKIN TEMPERATURE AND PERSPIRATION IN SCHOOL CHILDREN UNDERGOING TRAINING FOR WEAVERS

Observations were carried out on secondary school 9—10th form children undergoing training for weavers at Moscow textile plants. The temperature and osmotic pressure of various skin surfaces and the axillary temperature were registered in students before starting, in the course and at the end of the work day. The shifts of these temperature values noted in the course of the first two years of industrial training indicated that students could adapt themselves quite well to meteorological conditions prevailing in the weaving shops. Interruption of work for a long period brought about deadaptation of the body.

Текст научной работы на тему «КОЖНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ И ПОТООТДЕЛЕНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИИ ТКАЧА »

КОЖНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ И ПОТООТДЕЛЕНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИИ ТКАЧА

Аспирантка Л. А. Леонова

Из научно-исследовательского института физического воспитания и школьной

гигиены АПН РСФСР

В связи с требованиями технологического процесса на ряде производств работа проводится при температуре и влажности воздуха, превышающих комфортные. Следует отметить, что даже субнормальные температуры в сочетании с высокой влажностью воздуха, как показали исследования, проведенные на текстильных фабриках С. С. Вишневской, Н. Е. Скурат1 и др., не являются безразличными для работающих на этих фабриках.

Полученные нами материалы по динамике температуры и омического сопротивления кожи учащихся в процессе производственного обучения имеют значение для установления его рационального режима.

Под наблюдением находились ученицы 9—10-го класса общеобразовательной школы, проходящие производственное обучение по профессии ткача на одной из текстильных фабрик Москвы. Школьники работали на фабрике 2 раза в неделю по 4 часа без регламентированных перерывов. Одежда учащихся состояла из легкой обуви, летнего хлопчатобумажного платья, фартука и косынки.

При постоянном контроле за состоянием микроклимата цеха у учащихся измеряли температуру и омическое сопротивление кожи при помощи микроэлектротермометра МК-58 до начала, во время и к концу работы.

По мнению ряда авторов (В. В. Петров и др., Н. Ф. Стожкова-Гольдфарб), температура кожи на каком-либо одном участке тела не дает основания для заключения о комфортности или дискомфортности микроклимата. Это позволяет делать лишь сравнительный анализ динамики температуры кожи открытых и закрытых поверхностей тела. Поэтому температуру и омическое сопротивление кожи мы определяли в нескольких точках (палец руки, лоб, грудь). Кроме того, медицинским термометром измеряли аксиллярную температуру тела учащихся до и после работы. Наблюдения показали, что на протяжении всего периода исследования температура и влажность воздуха в цехах были примерно одинаковыми. Температура воздуха в цехах колебалась от 24,5 до 25,5° при относительной влажности 54—58%, скорости движения воздуха меньше 0,3 м/сек.

За время 4-часовой работы в условиях ткацкого цеха закономерных изменений температуры тела учащихся отмечено не было. В 45 из 100 наблюдений она повышалась в пределах 0,05—0,4°, в остальных случаях оставалась без изменения или незначительно понижалась.

Сосудистая и потоотделительная реакции на микроклимат цеха у учащихся не были одинаковыми на протяжении первого года обучения. В первые месяцы (сентябрь, октябрь) в подавляющем большинстве случаев температура кожи на всех измеряемых участках тела повышалась к концу рабочего дня, несмотря на все усиливающееся потоотделение на тех же участках тела. В качестве примера приводим изменения температуры и омического сопротивления кожи пальца руки у учащихся (табл. 1). Аналогичные сдвиги, но выраженные в меньшей степени, отмечались и на коже лба и груди.

В ноябре—декабре средние дневные сдвиги кожной температуры во всех измеряемых точках были незначительными и не выходили за

1 Автореферат кандидатской диссертации. М., 1960.

Таблица I

Температура и омическое сопротивление кожи пальца руки учащихся 9-го класса на. протяжении периода производственного обучения (средние данные)

Месяц 9-й класс 10-й класс

температура (в градусах) омическое сопротивление (в ком) температура (в градусах) омическое сопротивление (в ком)

до работы после работы изменение до работы через час работы в конце рабочего дня до работы после работы изменение до работы через час работы в конце рабочего дня

Сентябрь .... 26,5 ■ 31,1 +4,6 93 78 38 26,4 30,2 +3,8 107 88 41

Октябрь ..... 27,0 31,1 +4,1 72 60 35 29,4 31,9 +2,5 61 29 25

Ноябрь..... 28,8 28,6 -0,2 60 46 27 30,6 29,9 -0,7 42 27 23

Декабрь..... 30,3 30,3 0 42 25 24 31,4 30,7 -0,7 41 33 25

Январь..... 30,3 29,6 -0,7 38 22 21

Февраль..... 30,5 28,8 -1,7 45 24 25

Май....... 30,5 29,8 -0,7 42 34 34

пределы ошибок измерения и вычисления. Однако более тщательный анализ данных табл. 1 показал, что у половины исследуемых температура кожи как открытых, так и закрытых поверхностей тела в ноябре — декабре продолжала еще повышаться к концу работы, в то время как у другой половины учащихся она, наоборот, снижалась, причем средние величины повышения температуры кожи от начала к концу работы от месяца к месяцу уменьшались.

Измерение температур и омического сопротивления кожи учащихся на протяжении рабочего дня (через 1, 2 часа и в конце смены) позволило выявить некоторые различия в динамике кожных температур и потоотделения за рабочую смену на различных этапах производственного обучения. Так, в начале обучения на производстве температура кожи пальца руки у учащихся 9-го класса имела явную тенденцию к постепенному повышению к концу рабочего дня. После 1-го часа работы она повышалась на 1,8°, после 2-го — на 3,3°, к концу 4-го часа работы — на 4,6°.

Потоотделение наибольшей величины достигало лишь к концу смены. В дальнейшем (декабрь) наблюдалось изменение описанных соотношений: температура кожи, повышаясь в середине смены (на 3,2°), к концу рабочего дня имела тенденцию к снижению (на 1,7°), потоотделение уже через час работы в цехе достигало своей устойчивой величины и уже почти не изменялось к концу рабочего дня. Не оставались неизменными на протяжении года и исходные величины температуры и омического сопротивления кожи учащихся. По мере прохождения учащимися 9-го класса производственного обучения в цехах фабрики утренние (до работы) величины температуры и омического сопротивления кожи школьников повышались (см. табл. 1).

Наблюдаемые изменения, как нам кажется, не могут быть обусловлены состоянием микроклимата цеха, так как температура и влажность воздуха в цехах колебались незначительно даже при переходе от осеннего периода к зимнему. Они не могут быть объяснены и сезонными колебаниями температуры кожи, так как температура кожи у учащихся в дни занятий в школе от начала к концу учебного года изменялась незначительно (например, температура кожи пальца в сентябре — октябре равнялась 26,9°, в декабре—27,1°, а в мае — 27,6°).

Использование метода математической статистики — выравнивание средних способом наименьших квадратов по уравнению прямой

(Ут = а0 + а1/) — еще нагляднее демонстрирует закономерность в изменении температуры кожи и потоотделения учащихся на протяжении первого года производственного обучения (рис. 1 и 2).

Такая же закономерность была отмечена и у учащихся, проходящих производственное обучение в приготовительных цехах ткацкой фабрики — мотальном, сновальном, крутильном (М. В. Антропова и др.). Отмеченные изменения температуры кожи открытых и закрытых поверхностей, видимо, находятся в прямой связи с изменением интенсивности потоотделения на тех же участках тела.

Уом 70

Ж

32° Ж 28° 26°

гт-1

грудь

палеи

60

50

ьо 30 20 /о

/ 2 3 4 5 6 9 Месяц обучения

Рис. 1. Динамика кожной температуры у учащихся на первом году производственного обучения профессии ткача (теоретические кривые).

/ — до работы; 2 — после работы.

X

/ 4 5 6 9

Мвсяи обцченир

Рис. 2. Динамика омического сопротивления кожи пальца руки у учащихся на первом году производственного обучения профессии ткача (теоретические кривые).

1 — до работы; 2 — после работы.

На определенном этапе производственного обучения потоотделение как один из механизмов теплорегуляции начинает включаться уже з самом начале работы. Этим обеспечиваются наряду с другими реакциями определенное уравновешивание теплоотдачи организма при данных условиях внешней среды и удержание температуры тела на постоянном уровне.

Изучение динамики кожных температур и потоотделения у учащихся 10-го класса показало, что в начале второго года производственного обучения у школьников к концу рабочего дня снова наблюдается значительное повышение температуры кожи пальца, лба и груди. Потоотделение снова постепенно увеличивается и достигает своего максимума лишь к концу смены. Однако в последующие месяцы работы на фабрике кожаные температуры повышаются у них на меньшие величины, чем у учащихся первого года обучения на производстве. Потоотделение, постепенно увеличивавшееся в первые недели второго года обучения, начиная со второго месяца (раньше, чем у учащихся 9-го класса), полностью включалось в процесс терморегуляции уже в течение первого часа работы (табл. 2).

Кроме того, исходные величины кожных температур у учащихся 10-го класса повышались быстрее, чем у учащихся 9-го класса, а число случаев наблюдаемых кожных термоасимметрий у первых было достоверно меньше (11%), чем у вторых (22%).

Выявленные различия между сдвигами температуры и омического сопротивления кожи за рабочий день у учащихся 9—10-го класса, как нам кажется, не могут быть объяснены только возрастными особенностями учащихся, так как различия в анатомо-физиологических особенностях между 16- и 17-летними подростками несущественны. Полученные

Таблица 2

Частота распространенности разнонаправленных изменений температур кожи пальца руки у учащихся 9-го и 10-го класса в зависимости от продолжительности производственного обучения (средние данные в градусах)

Месяц Средняя величина изменения (М); ошибка средней величины изменения (т) 9-й класс 10-й класс

повышение понижение без изменений число случаев пови-шение понижение без изменений число случаев

Сентябрь м....... 4,6 — — 15 3,8 — — 17

т....... ±0,4 ±0,25

Процент случаев . 100 — — 100 — —

Октябрь М л * л • • • • • • • 4,1 1,2 — 27 2,5 1,0 38

т....... ±0,2 ±0,7 ±0,2 ±0,2

Процент случаев . 93 7 — 75 25 —

Ноябрь М . . '..... 2,2 2,2 1,5 2,6

• • « т....... ±0,4 ±0,4 — 17 ±0,3 ±0,8 • — 16

* Процент случаев . . 59 41 • 37 51 12

Декабрь М....... 1,6 1,5 1,1 1,4

т....... ±0,4 ±0,4 - 21 ±0,25 ±0,2 — 19

Процент случаев . . 47 47 6 26 74

Январь М....... 1,9 3,2

т....... ±0,26 ±0,5 - 21

Процент случаев . . 47 53 •

Февраль М....... 0,5 2,2

т....... ±0,3 ±0,3 ■ 14

Процент случаев 34 49 7 •

Май М....... 1,5 1,3

га....... ±0,25 ±0,36 ■ ■ 16

« Процент случаев . . 31 62 7

изменения мы склонны объяснить тем, что организм школьника на втором году обучения специальности быстрее приспосабливается к своеобразным условиям производства.

Таким образом, в первые месяцы производственного обучения у учащихся отмечалось некоторое напряжение терморегуляторных процессов. Это выражалось в значительном повышении температуры различных участков кожи, сближении температур кожи открытых и закрытых частей тела у отдельных учащихся, а в ряде случаев — в значительной асимметрии кожных температур. Однако у учащихся уже в процессе первого года производственного обучения наблюдаются специфические сосудистые и потоотделительные реакции, свидетельствующие в какой-то мере об адаптации организма к своеобразным метеорологическим условиям производства.

За время летних каникул они угасают. На втором году производственного обучения, несмотря на деадаптацию за время летних каникул, организм подростка быстрее приспосабливается к микроклимату ткацкого цеха и способен выполнять работу в этих условиях с меньшим напряжением терморегуляторных механизмов.

Выводы

I

1. Работа учащихся 9—10-го класса в условиях ткацкого производства связана с некоторым напряжением терморегуляторных реакций.

2. Организм подростка способен довольно быстро приспосабливаться к метеорологическим условиям ткацких цехов. •

3. Длительные перерывы (летние каникулы) приводят к деадапта-ции организма.

4. Приспособление учащихся к метеорологическим условиям ткацкого цеха на втором году производственного обучения (10-й класс) наступает быстрее, чем у учащихся 9-го класса.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В. В кн.: Материалы конференции по гигиене политехнического и производственного обучения. М., 1962, стр. 3. — Вишневская С. С.„ Горшков С. И. В кн.: Физиология теплообмена и гигиена промышленного микроклимата. Тезисы докл. М., 1959, стр. 79. — Петров В. В., Розен баум Н. Д. Гигиена труда, 1935, № 3, стр. 45. — Стожков а-Г о л ь д ф а р б Н. Ф. В кн.: Метеорологический фактор и его влияние на организм. JL, 1940, стр. 109.

Поступила 10/VII 1962 г..

SKIN TEMPERATURE AND PERSPIRATION IN SCHOOL CHILDREN

UNDERGOING TRAINING FOR WEAVERS

L. A. Leonova, aspirant

Observations were carried out on secondary school 9—10th form children undergoing training for weavers at Moscow textile plants. The temperature and osmotic pressure of various skin surfaces and the axillary temperature were registered in students before starting, in the course and at the end of the work day. The shifts of these temperature values noted in the course of the first two years of industrial training indicated that students could adapt themselves quite well to meteorological conditions prevailing in the weaving shops. Interruption of work for a long period brought about deadaptation of the body.

-fr it it

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.