2. Оздоровление производства возможно путем замены открытой аппаратуры закрытой типа Зоммера и промывки отходящих газов хлорной водой.
3. Выделяющиеся при варке лаковых основ дурнопахнущие газы при промывке хлорной водой хлорируются и теряют свой запах.
4. На принципе промывки отходящих газов хлорной водой была осуществлена опытная установка на одном из котлов для полимеризации масла. Эффект дезодорации оказался удовлетворительным.
О. О. РОЗАНОВА (Иваново)
ч
К вопросу о предельно допустимых нормах температуры и влажности для текстильных фабрик Средней Азии
Из Ивановского научно-исследсзательского института охраны труда в текстильной и
швейной промышленности
Проведенная нами работа является попыткой установления зоны комфорта для рабочих хлопчатобумажных фабрик и условиях климата Средней Азии. Заранее можно было предполагать, что «зоны комфорта», установленные для рабочих бумагопрядильного и бума-готкацкого производств средней полосы СССР, для рабочих среднеазиатских фабрик могут быть значительно повышены, поскольку здесь мы имеем дело с людьми, акклиматизировавшиеся на юге.
Наблюдения проведены на ашхабадской прядильно-ткацкой фабрике в июле — августе 1936 г. при средних наружных температурах от 32 до 40° и относительной влажности в 20 — 30%. На прядильной фабрике исследования проводились при двух метеорологических режимах: а) первом—обычном для этой фабрики режиме, когда увлажнение воздуха в летние месяцы производилось водой температурой 20—22°, наблюдения велись в течение 5 дней;
б) втором — временном опытном режиме с искусственно охлажденным воздухом путем увлажнения его холодной водой температурой 3 — 8°, наблюдения продолжались 4 дня.
На ткацкой фабрике исследования велись при обычном режиме в течение 5 дней.
Все прочие условия труда (сырье, качество вырабатываемых пряжи и ткани, работа машин и станков, режим рабочего дня, распорядок смен, загруженность работниц) оставались одинаковыми. Обследовались работницы одной только* дневной смены (с 11 ч. 30, м. до 19 час.), т. е. в наиболее жаркое время дня.
На прядильной фабрике были юяты под наблюдение все 40 работниц первой смены ватерного цеха, дававшей наилучшие производственные показатели. Сюда входили 10 ватерщиц, 20 съемщиц и 10 работниц приготовительного отдела. Состав работниц был довольно однороден по возрасту (20 •— 26 лет), стажу (3 — 8 лет), состоянию здоровья и степени акклиматизации (32 работницы — русские, прожившие в Средней Азии 3—7 лет и хорошо переносящие этот климат, остальные 8 — местные уроженки). Одеты были работницы легко — в сарафанах или легких платьях без рукавов и трусики.
Опрос относительно самочувствия производился до начала работы, через 1г/2 — 2 часа после начала и за IV2 — 2 часа до конца
работы. Опросу подвергались все 40 работниц. У 12 работниц (6 ватерщиц, 2 съемщицы, 4 работницы приготовительного отдела) проводились следующие физиологические исследования: 1) измерение температуры тела (одновременно с опросом о самочувствии); 2) взвешивание до работы и перед обедом; 3) регистрация деятельности потовых желез (по фазам потоотделения: I —влажная кожа, II — появления отдельных ,мелких капель, III — профузное потение); 4) частота пульса до начала и перед окончанием работы. Метод кожных температур в данных условиях при наличии сильного потения оказался непоказательным, и от него пришлось сразу отказаться.
В местах длительного пребывания работниц производилось измерение температуры и влажности воздуха в 9 точках зала. Показания психрометра записывались каждые полчаса.
Аналогичные исследования проводились в ткацком зале. Опросу о самочувствии подвергались 35 человек (13 ткачих, 6 отрывщиц, 16 зарядчиц); физиологические исследования производились у 15 человек.
Метеорологические условия во время исследования оказались не вполне одинаковым» ib. разных частях ватерного зала, поэтому результаты наблюдений пришлось разбить на 3 группы соответственно местам расположения машин: основных ватеров, уточных и приготовительного отдела. При первом режиме наиболее высокая температура, доходившая в отдельные часы до 37°, зафиксирована в отделении основных ватеров (в среднем 34,2°), в отделении уточных ватеров она была несколько ниже (33°), в приготовительном отделении еще ниже (30,6°). Во втором режиме почасовые колебания резко уменьшились, средняя температура снизилась на 3° в среднем. В отделении основных ватеров она упала до 29,8°, в приготовительном отделении— 28,3°. Относительная влажность в этих отделениях колебалась в пределах от 40 до 55%. В ткацком зале средняя температура в дни наблюдений ¡не превышала 28°, но относительная влажность была здесь гораздо выше и поддерживалась на среднем уровне в 75%. Результаты всех проведенных нами исследований приведены в форме средних величин в помещаемой сводной таблице.
При рассмотрении приведенных в таблице данных обращает на себя внимание различие показателей, во-первых, для разных мест наблюдения, во-вторых, для обоих режимов. При первом режиме работницы на основных ватерах при средней температуре воздуха в 34,2° и относительной влажности в 42% дают в преобладающем большинстве случаев показания «жарко», они жалуются на духоту, головную боль. Аналогичные показания (74% ответов «жарко») дают работницы на уточных ватерах, где .температура достигает 33° и относительная влажность в 46%. Гораздо более благоприятную картину мы видим у работниц приготовительного отдела при температуре в 30,6° и относительной влажности 55%: только 30% ответов попадают под рубрику «жарко», в остальных 70% мы имеем показания «хорошо». Еще благоприятнее показания по ткацкому залу: при средней температуре в 28° и отнсительной влажности в 75 % работницы и 87% случаев дают показание «хорошо».
После перехода ватерного зала на второй режим, что было связано со снижением температуры воздуха на 3°, положение здесь резко меняется: прекращаются жалобы ватерщиц на духоту и головные боди. Работницы основных ватеров при температуре 31° и 40% относительной влажности дают 90% показаний «хорошо». Работницы уточных ватеров при 29,8° и 42% относительной влажности дают ответ «хорошо» на 98% опросов. Работницы ватерного отдела при 28,3° и 49% относительной влажности показывают «хорошо» во веек 100% опросов.
Аналогичную картину, свидетельствующую о значительном улучшении терморегуляции работниц ватерного зала, мы видим и по всем другим физиологическим показателям.
Так, при первом режиме ватерщиц основных ватеров отмечены следующие фазы потоотделения: I—в 20% случаев, И—в 34%, III—в 46 % ; при втором режиме наблюдается резкий сдвиг в сторону уменьшения потоотделения: фаза I отмечается в 95%, II—в 5%, III фазы уже нет. Вполне аналогичное явление имеет место и у ватерщиц уточных ватеров: при первом режиме фаза I отмечена у 22%, II—у 39%, III—у 39%; при втором режиме получено соответственно 91, 6 и 3%.В приготовительном отделе, где при первом режиме метеорологические условия были более благоприятными, сдвиги количественно не столь значительны, но и здесь при втором режиме почти у всех работниц (99%) отмечалась только фаза I потоотделения.
То же мы наблюдаем и в отношении показателей потери веса: при первом режиме ватерщицы основных ватеров теряли к концу дня 1 460 г, ватерщицы уточных ватеров— 1 190 г, работницы приготовительного отдела - 975 г, при втором режиме эти потери снизились соответственно до 690, 625 и 675 г.
Температура тела, которая при первом режиме доходила у ватерщиц основных ватеров до 37,2° (повышение против начальной величины на 0,5— 0,6), при втором режиме не достигает 37° (повышение лишь на 0,3°). Пульс, который при первом режиме достигал у ватерщиц к концу дня 103—■ 91 в минуту, при втором уменьшается до 89—85. У работниц ткацкого зала потеря веса к концу дня достигает 920 г.
V X X О. ю
я «
о X X я х и
о X
л
4
5
=( № О*
« о
X и Е* га ю
ев X
Э «в
я
X
в> 55 X и 01 Я" X U
о ч о х
м
X •в-
о о. о
О)
н
<и
iiiopEd этой
cu^-,
го О
С. 03
О) —'
с S <и Е-
mog -Bd oir
7 « .
Щ ГО
" и С. _
—Г~ О ^
— с 2 к Sgl«
Й"« S
О "г- X
в*
иход -ed off
(л а) вээн Bdaiojj
О)
ч
^
О «
I—
О к с 2
цинэсонгр
-84 OlfЭИЬ
о я d вж»
«от -odox»
ВИНЭ1Г011Г9 -EH OlfDHh
Ы а)
хээи хиьо9 ■ed чюонжв1Г0
квнгэ^э
(э оЮ
хээи хиьо9
-Bd BdjCiBdaii
-иэх BBHirsd^
9
<u
s
£ IL)
CL
оюспю
OONOOM
OOOlRS (-. <-» f-- t^
CT) t-.
es es ooioioi
CD CD CO CO СО CO CO CO
OO t-*. OO ОЭ CO CO
CO iO CO CO CO CO CO CO
юоою
MNOXN СТЭ CT3 CO CO
CO CT) T CO
-r CT) CO CO
о es ,__ Ю о
CS es 00 CT) CT) CT)
СО 00 со оо о оо
оо — ю —1 CS со
—> CS .—t 1—1
CO T oc t^
TT CD —< CS
osoco
t4- OO CT) CD
CO CT) CT! о
оо—.ст> о
ГчМПЮ
ю ic о es
U"j t^. T
CS О со О О OO'
о CO —1 CT) СО CS СО CS
Си
<и
0
а>
си
О) .
4) К м си
• яз Я <D s J 3
— ТО trf ш П" V
U Он «=t J '1 -
С>)С
е
я
32 > л ч
О)
н
X «
о н о
Щ ö Н Си et о О СП о
<и к о S
5
в <3
3 ж
о 3 И И
° 5
f— со s ° о-«
са
S s S-° I S S
S ° 5
« ä £ о в.» О." о с
Е-
са _
Повышения температуры тела и учащения пульса к концу дня у них не обнаружено.
Выводы
1. В условиях среднеазиатского климата для работниц ватерного цеха предельно допустимыми метеорологическими условиями в летние месяцы можно считать температуру 30 — 31° при относительной влажности в 40—45%. Для работниц ткацкого зала допустима для летних месяцев температура 28° при относительной влажности в 75%.
2. Не считая приведенные величины температуры и влажности оптимальными для среднеазиатских фабрик, мы все же полагаем, что они в качестве ориентировочных могут быть использованы при проектировании вентиляционных установок для текстильных фабрик Средней Азии.
3. Г. ВАСИЛЬКОПА (Москва)
Роль биологической очистки нечистот и отбросов в эпидемиологии глистных инвазий
Из отдела борьбы с гельминтозами Всесоюзного тропического института им. Е. И.
Марциновского (дир.—проф. П. Г. Сергиев; зав. отделом—акад. К. И. Скрябин)
Рядом советских и иностранных авторов доказана чрезвычайная устойчивость яиц гельминтов (особенно яиц аскарид, наиболее широко распространенных у нас в Союзе) против различных химических веществ (серной, соляной, азотной, уксусной кислот, концентрированных растворов сулемы и других солей, а также щелочей). Из обычных дезинфицирующих препаратов в относительно слабых разведениях действуют на яйца аскарид только феноловые препараты (1—2% раствор креозота, 5% карболовая кислота, 10% лизол и некоторые другие). Поэтому дегельминтизация фекалий химическими реагентами чрезвычайно сложна, трудна, мало эффективна, а следовательно, и нерентабельна для широкого применения ее. В связи с этим представляет большой практический интерес вопрос об изучении влияния биологической очистки нечистот на их дегельминтизацию.
Естественные методы биологической очистки нечистот
и отбросов
Ни в нашей, ни в иностранной литературе нам не удалось найти работ, освещающих значение полей ассенизации в эпидемиологии глистных инвазий.
Нами были исследованы пробы земли с тульских полей ассенизации, с участков, залитых фекалиями -за два года, год, 7 и 2 месяца до взятия проб.
В земле с участков, залитых в последний раз фекалиямй за год, два года и 7 месяцев до взятия проб, были констатированы резко деформированные яйца аскарид. Весьма возможно, что часть яиц гельминтов попадала на поля ассенизации уже мертвыми, так как они могли деформироваться при нахождении в выгребных ямах. В про-