Научная статья на тему 'КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ'

КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОУЧИНГ / КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жолудева Светлана Васильевна, Щеголев Сергей Юрьевич

В статье описан новый подход к осуществлению профориентационной деятельности. Обоснована необходимость начинать профессиональную ориентацию школьников с 8 класса с использованием коучингого подхода. Приведен опыт применения коучинга в образовании. Техники коучинга рассмотрены как новые методы профориентации, максимально отвечающие личностно-ориентированному подходу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING APPROACH TO PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS OF CLASS 8

This paper describes a new approach to the implementation of career guidance activities. The necessity to start the professional orientation of pupils with grade 8 using couchingowe approach. The experience of application of coaching in education. Techniques of coaching are considered as new methods of vocational guidance, best suited to the personalityoriented approach.

Текст научной работы на тему «КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ»

хология «разъехаться» в сторону, в частности, естественных наук, ассимилировав и преобразив их «самовлюбленность» в собственный дискурс в нетривиально понимаемую «любовь к человеку», тем формируя предпосылки нового антропологического языка Взгляда? И надо сказать, психология уже вступила на этот путь: мы наблюдаем бум астрологических шлягеров, эзотерики, мистики и мантики, мифологических интерпретаций сновидений и т.д. Все это остается «по ту сторону» канонической психологии, но делает очевидной необходимость выработки символического языка психологического высказывания. Символический язык будет настолько востребован конкретным человеком, насколько он окажется перспективным для осмысления человеком своей жизни. А выражается эта перспективность в удовлетворении запроса человека на недосказанность и свободу интерпретации содержания и смысла его жизни. И хотя сегодня такие тексты, по большей части, носят популистский характер, они могут стать предметом осмысления для психологии, ищущей релевантный себе язык.

Список литературы

1. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 296 с.

2. Буданов В.Г. Альтернатива общественного прогресса: Homo Agens. - М.: Прейскурантиздат, 1990. 122 с.

3. Дружинин В.Н. Голографическая модель психической реальности (доклад на научной конференции по синергетике. - Ижевск, 2001. С. 465.

4. Знаков В.В. Психология человеческого бытия: итоги первых пятнадцати лет исследований. С. 10-14 / Личностная идентичность: вызовы современности /под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. Мат-лы Всероссийской психологической научно-практической конференции. Майкоп, 3-4 окт. 2014. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН; 2014. - 223 с.

5. Капра Ф. Поворотный пункт. 1981. Гл.9.

6. Леонтьев А.Н. Психофизиологическая проблема и ее решение в теории деятельности /Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность //Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 тт. Т.2. - М.: Педагогика, 1983. С. 159-165.

7. Словарь античности. - М., 1989. С. 142.

8. Субъект, личность и психология человеческого бытия /под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 384 с. (Труды Института психологии РАН).

9. Фуко М. Археология знания: Пер с фр. / Общ.ред. Бр. Левченко. К.: Ника-Центр, 1996. 208 с. (Серия «OPERA APARTA»; Вып.1).

10. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии //Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 112-133.

КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

8 КЛАССОВ

Жолудева Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Щеголев Сергей Юрьевич магистр 1 курса, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

COACHING APPROACH TO PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS OF CLASS 8

Zholudeva Svetlana Vasilievna, candidate of psychological Sciences, associate Professor, Southern Federal University Rostov-on-Don

Shchegolev Sergey Yuryevich, master 1 course, Southern Federal University, Rostov-on-Don АННОТАЦИЯ

В статье описан новый подход к осуществлению профориентационной деятельности. Обоснована необходимость начинать профессиональную ориентацию школьников с 8 класса с использованием коучингого подхода. Приведен опыт применения коучинга в образовании. Техники коучинга рассмотрены как новые методы профориентации, максимально отвечающие личностно-ориентированному подходу. ABSTRACT

This paper describes a new approach to the implementation of career guidance activities. The necessity to start the professional orientation of pupils with grade 8 using couchingowe approach. The experience of application of coaching in education. Techniques of coaching are considered as new methods of vocational guidance, best suited to the personality-oriented approach.

Ключевые слова: профориентация, профориентационная деятельность, самоопределение, учащиеся, ко-учинг, коучинговый подход, коучинговые технологии, коуч-сессия.

Keywords: career guidance, career guidance activities, self-determination, students coaching, coaching approach, coaching techniques, coaching.

Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать, как индивидуальные особенности каждой личности, так и

необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества [5]. Профориентация должна представлять собой единство практики и междисциплинарной теории. При этом важное значение имеет

теория: ведь именно в ней преломляются те или иные идеи, которые затем помогают превратить практическую работу в научно-практическую. Теория не появляется, как правило, вместе с самой деятельностью, чтобы сформулировать теорию, способствующую совершенствованию практики профориентации.

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь определить принципы, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества :

- принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;

- принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии;

- принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому;

- принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п. [4, с. 43].

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

В данный момент много исследований посвящено изучению проблемы профессиональной ориентации школьников. В России работ, посвященных этой проблематике достаточно, такие работы как теория профессиональной ориентации молодежи (Н.Д. Сазонов, В.Л. Савиных, В.Д. Симоненко, Е.А. Климов, С.Н. Чистякова и др.), теоретические основы становления «Я-концепции» в юношеском возрасте (Т. Берне, И.С. Кон, В.А. Крутецкий и др.), педагогические основы формирования интереса к профессиональной деятельности (С.А. Воронин, С.Я.Баты-шев, Е.А. Казачкова, А.И. Удалов и др.), личностно ориентированный и социально ориентированный подходы в образовании (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.И. Загвя-зинский, В.В. Сериков, Е.Н. Сорочинская и др.), методология проектирования информационно-образовательных пространств (С.Б. Загвязинский, В.А. Ясвин и др.).

Исследования в профессиональной ориентации принадлежат Н.С. Пряжникову, Е.А. Климову, А.Д. Сазонову, И.С. Кону, Н.Н. Чистякову, А.Е. Голомштоку.

Профориентация включает объемный комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий помогающий в выборе профессии соответственно склонностям, желаниям и способностям. От качества и уровня профессиональной ориентации школьника зависят его дальнейшие пути развития.

Уровень вовлеченности в процесс образования в сфере деятельности, которая не соответствует профессиональным склонностям человека существенно ниже, чем гармонично подобранная, исследованная и желанная деятельность, соответствующая уровню потребностей общества в данный либо будущий период времени. Однако, помимо этого, проблема заключается в том, то в условиях резкого изменения социальной и трудовой ситуации к имеющимся методам необходимо применять новые методики для вовлечения школьника в процесс саморазвития, самоопределения и актуализации.

У учащихся восьмых классов есть период до принятия решения о начале подготовки в той или иной профессиональной сфере для поступления в колледжи на базе 9 классов. В этот период актуально проводить исследования. Исследования профессиональной ориентации школьников имеют свою историю. Так Н.С. Пряжников считал, что профориентация представляет собой стержень всего процесса образования. Личностное и профессиональное самоопределение с помощью профориентации, помогает школьнику получить ответ на вопрос, зачем он учится. У Л.И. Божович появление проф. направленности, складывается из уже сложившимися к определенному периоду качествами личности, ее стремлениями, взглядами, переживаниями [5].

Климов Е.А. выделял важность работы по профориентации. Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессии. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути [2].

В 70-80х годах 20 века профориентация в СССР была восстановлена, благодаря знаменитому психологу Климову Е.А. Классификация профессий которую он разработал, является стандартом в России. Распад СССР и соответствующие изменения в управлении, стали причиной игнорирования профессиональной ориентации молодежи. В тот период Государство отказалось от гарантий в

сфере трудоустройства и образования граждан, появилась государственная служба занятости. Основные усилия были направлены на помощь в трудоустройстве, а не на профориентационную работу [2].

Только в середине 90-х годов, стали появляться профильные классы в школах. Начали включаться высшие и средние учебные заведения в процесс, заинтересованные в качественных студентах своих заведений.

На ряду с имеющимися методиками выгодно внедрять инструменты, положительно зарекомендовавшие себя и применяемые в других сферах деятельностей, а именно коучинг.

Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться [6]. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориен-тированного обучения.

Одной из основных целей коучинга является обучение думать по-новому. Важным элементом в коучинге считается осознание, которое является результатом фокусирования внимания, четкости и концентрации. Так же одной из ключевых целей и концепций коучинга является ответственность. Положили основу коучинга такие труды ученых как А.Маслоу, Дж. Уитмор, Т. Голви, А.И. Приго-жин, С.А. Савкин, М. Аткинсон.

Коучинговый подход в образовании применяется во многих странах Европы и северной Америки. С относительно недавних пор активно внедряется в азиатский регион и Россию.

Первое официально зафиксированное использования коучинга в сфере школьного образования было предпринято в Норвегии в 2002 году. Автором этого проекта стал Ян Георг Кристиансен - мастер-коуч Международной Федерации Коучинга, глава Эриксоновского университета Нордик с 1998 г. [7].

С 2010 года коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях. Приоритет по внедрению коучинга в сферу образования принадлежит Ростову-на-Дону, позже подобные курсы появились в Москве, Минске, Екатеринбурге и др. [3].

В Фейсбуке существует сообщество коучей, занимающихся проблемами образования, которое на сегодняшний день насчитывает около 200 активных участников. Активно ведутся научные исследования по использованию коуч-технологий как в образовании, так и в других отраслях (Н. Гульчевская, С.В. Жолудева, Ю.Г. Барабаш, А.О. Антонова и др.) [1; 8].

В самых различных дисциплинах вводятся инструменты и техники коучинга, такие как Колесо, Сетевые графики, Шкалирование ясности до начала урока, темы и ясности по его окончанию. Давая ученикам, возможность адекватно и честно оценивать свои результаты и достижения которых они добиваются на уроках. Так же коучинговый подход учит искать и видеть смысл за рамками той информации, которая подается как первичная. Ведь совсем не обязательно, если человек пошел учиться в технический ВУЗ по специальности "Автоматизация технологических процессов и производств", он всю жизнь будет работать инженером КИПиА. Приобретя навыки, соответствующие специальности он вполне может освоить смежные специальности и стать руководителем отдела, департаменте, предпринимателем, обзаведясь определенными навыками, способностями, компетенциями и опы-

том. Но для того что бы разглядеть открывающиеся возможности, скрываемые за основными навыками той или иной специальности нужно уметь перемещать фокус внимания глобализируя и рассматривая контекст профессиональных компетенций с разных позиций.

Важной составляющей жизни человека, приносящее ему удовольствие и проявляющееся в общении с другими людьми и в самовыражении являются ценности. Когда человек принимает свои ценности, жизнь ощущается как позитивная. Существуют несколько техник прояснения ценностей человека. Так вот между результатами традиционных тестов и анкет по профориентации и результатами коуч-сессий на выявление ценностей и призвания можно провести параллели. Однозначно утверждать, что путь, который выберет учащийся, будет с ним на всю жизнь, было бы не правильно, но выбрав себе специальность, соответствующую его типу личности, предпочтениям и ценностям, осознавая ответственность за свое развитие и совершенствование, ученик может увеличить свою личную эффективность при прохождении этапов обучения. Усиливая приверженность в выбранной профессии совершенствоваться, видя, ставя и достигая целей, находить новые смыслы. Учитывая ситуацию на рынке труда, что 4 из 8 профессий, которые будут актуальны через 7 лет, еще не выдуманы, процесс саморазвития и планирования своего будущего является жизненной необходимостью, стремительно набирающего скорость течения жизненных процессов во времени.

Литература

1. Жолудева С.В., Барабаш Ю.Г. Коучинг-технологии в работе по уточнению профессиональных представлений и планированию карьеры студентов // Современные концепции научных исследований // Сборник научных работ II международной научной конференции Евразийского Научного Объединения (г. Москва, февраль 2015). — Москва: ЕНО, 2015. — 350 с., стр.226-229

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. Заведений / Е.А.Климов. - 4-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 310 с.

3. Коучинговый подход в обучении старшеклассников как технология реализации современного образования - режим доступа к изд.: http:// coachingineducation.ru/kouchingovvi-podxod-v-obuchenii-starsheklassnikov/

4. Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 2007.

5. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики: Уч. пос. / Н.С. Пряжников. М.: Ассоциация «Профцентр», 2003.

6. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005

7. Kristiansen J.G. Coaching i skolen - personlig veiledning (Коучинг в школах - личный гид). -Pedlex, 2005. - 60 sider.

8. Zholudeva S.V., Antonova A.O. About the question of coach-ing of the personnel in adaptation period // Proceedings of the 3rd International conference on development of psychological science in Eurasia. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2015. P. 112-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.