Научная статья на тему 'Коучинг в обучении будущих ИТ-специалистов'

Коучинг в обучении будущих ИТ-специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА / МОДЕЛИ КОУЧИНГА / ИТ-СПЕЦИАЛИСТЫ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваныкина Галина Владиславовна, Сундукова Татьяна Олеговна

В статье раскрываются понятие, сущность и модели коучинга, а так же рассматривается использование коучинга в профессиональной подготовке ИТ-специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коучинг в обучении будущих ИТ-специалистов»

Ваныкина Г.В. 1 Сундукова Т.О. 2

1 Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, к.п.н., доцент

кафедры информатики и ИТ, dist- edu@yandex.ru

2 Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, к.п.н., доцент

кафедры информатики и ИТ, sto-ata@yandex.ru

КОУЧИНГ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Коучинг, принципы коучинга, модели коучинга, ИТ-специалисты, высшее профессиональное образование.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются понятие, сущность и модели коучинга, а так же рассматривается использование коучинга в профессиональной подготовке ИТ-специалистов.

Современное российское общество переживает период глубоких структурных социокультурных преобразований: в обществе и в образовании происходят серьезные изменения. Острота проблем образования и воспитания связана с нерешенностью ряда вопросов, в частности, доступности и качества образования, его фундаментальности и специализированности.

В настоящее время к специалистам в области компьютерной техники предъявляются очень высокие требования, такие как способность свободно ориентироваться в профессиональной предметной деятельности, способность проанализировать, выбрать и самостоятельно освоить средства реализации задачи с расчетом на их возможные изменения. Однако, как показывает практика, далеко не все выпускники обладают профессиональными качествами в достаточной степени адекватными требованиям, предъявляемым современным обществом.

Образование является важной функцией государственной политики. При этом адекватная и сбалансированная государственная политика в области образования решает проблему политической стабильности в обществе. Именно политика в области образования становится важнейшим элементом взаимодействия общественных и государственных структур, так как от ее эффективности зависит уровень и качество жизни граждан страны в целом. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года разработана для формирования единого системного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий. Реализация этой глобальной программы позволит заложить основы дальнейшей деятельности государства в области комплексного развития отрасли, в том числе за счет взаимодействия ее участников.

Для решения задач, которые государство ставит перед системой профессионального образования, необходимы инновационные подходы к моделированию процесса формирования ядра профессиональных компетенций в сфере ИТ с учетом потребностей рынка труда и квалификационных требований ФГОС. К таким инновационным подходам в полной мере можно отнести коучинг.

Коучинг — что это?

Коучинг — процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. Это технология партнерского взаимодействия с коучем, с партнерами, с самим собой, с окружающим миром.

Термином «коуч» обозначают специалиста, проводящего «коучинг» — процесс коуч-консультирования. Коучинг — это технология, перемещающая из зоны проблемы в зону эффективного решения. Это целостная система, которая позволяет увидеть, почувствовать новые подходы и возможности, позволяет раскрыть потенциал и привести в порядок многие области деятельности. Коучинг — это взаимодействие партнеров, и коуч в этом взаимодействии не выступает в роли консультанта, не дает экспертных советов или рекомендаций по решению проблемы. Это противоречило бы одной из основных задач коучинга — раскрытию потенциала человека.

Тренинг и коучинг: в чем разница?

Термин «коучинг» в настоящее время становится все более популярным, концепция

прорастает в парадигму, но однозначного понимания его в России пока еще нет. Многие считают, что «коучинг» — обычный тренинг или психотерапия, наставничество, названные зарубежным термином.

В некоторых же случаях тренинг и коучинг используются как почти взаимозаменяемые понятия. Без сомнения, они оба являются ценными процессами, однако, граница между ними несколько размыта. Недопонимание сущности и тонкости в различиях между тренингом и коучингом может произвести к кардинально разным результатам. В таблице 1 мы приводим сравнительный анализ тренинга и коучинга по наиболее значимым, на наш взгляд, параметрам.

Таблица 1. Сравнительный анализ тренинга и коучинга

Тренинг Коучинг

Цели Ориентировать новых сотрудников на предъявляемые требования к практической деятельности на рабочем месте. Стремиться овладеть определенными новыми навыками (например, использование нового ПО). Проинструктировать большое количество сотрудников одновременно с одной и той же информацией. Поощрять развитие персонала и повышение производительности. Решать конкретные проблемы с конкретным работником (а не с группой). Меньше акцентов на «Как сделать...» и больше на «Как лучше сделать.».

Орган изаци я занят ий Чаще предлагаются групповые занятия или курсы, иногда в цифровом формате. Могут быть разовые сессии (занятия) или серии сессий. Не предусматривает широкие возможности для обсуждения проблемы индивидуально, один на один. Чаще всего занятия происходят один на один, несмотря на то, что один коуч может управлять более, чем одним работником. Менее структурировано, чем тренинг; планируется и проводится по мере необходимости. Непрерывный процесс, за которым следует прогресс работника.

Содер жание Стандартные одинаковые занятия для всех сотрудников. Содержимое может быть собственной разработкой, которая принадлежит компании или стороннему поставщику Индивидуальные занятия, учитывающие потребности работника и построенные по индивидуальной траектории. Реальные возможности учиться и практиковаться, иногда непосредственно на работе. Рабочие листы и раздаточные материалы менее распространены, но коуч может рекомендовать дополнительный материал для дальнейшего обучения. Может быть связано с отзывами о результатах работы сотрудников.

Метод ика Нисходящий подход, групповой стиль преподавания одного или нескольких инструкторов. Рабочие листы, рабочие тетради, раздаточный материал или необходимая литература. Мероприятия, презентации, проекты, индивидуальные или групповые. Может завершиться тестом и / или выдачей свидетельства (сертификата) об окончании. Восходящий подход, занятия построены на потребностях и вопросах сотрудника. Поощрять сотрудников за обучение, демонстрировать его собственное развитие и принимать конструктивную критику. Осознанный акцент на конкретные направления совершенствования с ориентирами и целями для оценки прогресса.

Основные принципы коучинга

Выделим основные принципы, которые лежат в основе коучинга.

Принцип осознанности и ответственности: в основе принципа лежит понимание достигнутого уровня сознания, а коучинг работает на расширение границ осмысления реальности в ходе анализа поставленной задачи. Осознанность предполагает приведение в соответствие

состояния реальности и ответственности за свои действия.

Принцип отсутствия экспертной позиции: в процессе проведения консультаций коуч никогда не занимает экспертную позицию по отношению к клиенту, не высказывает своего мнения в качестве неоспоримого и единственного верного, не дает окончательных советов или готовых решений, не проецирует свой опыт на коучируемого. Данный принцип является самым сложным и ответственным в ходе подготовки коуч-консультантов, оставаясь одним из главных принципов, отличающих коучинг от других видов тренинга, консалтинга или терапии.

Принцип взаимосвязи: детальное изучение и грамотная проработка личностных проблем во взаимоотношениях с персоналом в коллективе положительно влияет на другие виды деятельности.

Принцип сопротивления: в процессе работы над решением проблемы коучируемый разрабатывает план поэтапного формирования новой стратегии и тактики совместно с коучем, а все новое воспринимается через сопротивление или непонимание на начальных этапах деятельности.

Принцип равенства: в основе формирования партнерских отношений между коучем и клиентом лежит коммуникативное сотрудничество.

Принцип поэтапного развития: каждая итерация при движении клиента к поставленной цели должна находиться в условной зоне ближнего развития.

Принцип мониторинга: область интересов коуча — конкретная поставленная цель в будущем клиента, шаги и действия по ее достижению находятся в настоящем и опираются на уроки из прошлого, которые помогут целенаправленно и эффективно двигаться к ней сейчас.

Модели коучинга

Важным инструментом в арсенале коуча является используемая модель. В связи с тем, что технология коучинга не дает готовых решений или советов, применяемая модель должна быть индивидуальной для каждой ситуации. В связи с большим числом предметных областей и классов решаемых задач, охваченных коучингом, большим разнообразием отличаются и используемые модели. Рассмотрим некоторые из них.

Интегральная модель AQAL

Суть системного подхода нашла свое отражение в интегральной модели AQAL, название которой является аббревиатурой словосочетания «all quadrants, all levels, all lines, all states, all types» — «все блоки, все уровни, все линии, все состояния, все типы».

Модель предполагает единство и тесное взаимодействие пяти автономных элементов: блоки (секторы), уровни (стадии), линии (направления), состояния (статусы) и типы (множества). Все перечисленные составные элементы не рассматриваются как теоретические концепции: это элементы, основанные на собственном опыте, на индивидуальности сознания, что на протяжении всей сессии ощущается и проверяется обучаемым. В процессе реализации модели обучаемому предлагаются «уровни (стадии) развития», а идея заключается в том, что каждый новый уровень отличается структурой и сложностью от предыдущего. В интегральной модели коуч работает несколькими уровнями развития сознания (достаточно эффективной считается модель из 8-10 уровней). Развитие уровней происходит по спирали и опирается на полученный ранее опыт, поэтому одна из концепций стадий, которые часто используется на практике, является Интегральной Спиральной Динамикой (Spiral Dynamics Integral), основанной Доном Беком на базе исследований Клэра Грейвза.

Модель GROW

Наиболее распространенным способом выстраивания структуры беседы в коучинге является модель эффективных вопросов, созданная Дж. Уитмором. Модель GROW, название которой является аббревиатурой, понимается и расшифровывается так: Goal — расстановка приоритета целей, определение целей на ближнюю перспективу, на ближайшее будущее, на долгосрочный период; Reality — исследование текущей ситуации с точки зрения понимания действительности; Options — список имеющихся возможностей, а также дальнейших стратегий или направлений действий; Way/Will — обозначение ожидаемого результата, то есть того, что надо сделать.

Смысл модели заключается в технике достижения целей, при этом анализ начинается с целеполагания или формирования цели (goal). Даже если цели можно определить лишь приблизительно до детального изучения ситуации, это следует сделать в первую очередь. Далее выполняется оценка имеющегося реального состояния и положения вещей (reality), что дает возможность понять, в какой точке своего развития находится клиент, на каком этапе пути по

достижению цели он находится. Затем, когда становится ясной траектория ожидаемого движения, выполняется изучение всех возможных вариантов (options). Когда клиент выбрал подходящий вариант, то самый главный и завершающий шаг — действия, или намерения, или (will). Рассматриваемая последовательность является циклической, так как при изучении списка возможностей постоянно приходится возвращаться, чтобы проверить, насколько каждая из них приближает к цели. Задавая клиентам правильные вопросы, можно научить их вести логическую цепочку от цели к действию, тем самым учить думать над выбором оптимального пути решения проблемы.

Модель Кагана

В ходе исследования процесса межличностного общения в группе Каган и его коллеги обратили внимание на возможности получения информации из невербального поведения участников. Модель, разработанная на основе этого исследования, включает в себя три ключевых структурных элемента: источник невербального поведения, осознание коммуникации и длительность невербального поведения.

Первый элемент — источник невербального поведения в ходе беседы — может быть связан либо с вербальным содержанием, с темой разговора, либо с имеющимся опытом.

Второй элемент — уровень осознания клиентом своих невербальных действий — означает, что клиент не только знает о своем поведении, но и намеренно использует его.

Третий элемент — продолжительность поведения.

Взаимодействие между источником и уровнем осознания описывается в шести психологических категориях невербального поведения: выделение, фасилитация, изображение, неосознанное открытие, осознанное открытие и демонстрация аффекта.

Модель Экмана

Экман на основе проведенного им исследования предложил общую теорию невербального поведения, включающую в себя модель и категории, помогающие охарактеризовать формы невербального поведения. Экман перечислил те приоритетные обстоятельства, которые должен учитывать коуч при наблюдении за невербальной коммуникацией: внешние условия и другие нестандартные обстоятельства; уровни соотношения невербального поведения с вербальным; степень осознания клиентом того факта, что он производит или произвел некое невербальное действие; намерение клиента выражать свои чувства невербальными средствами; внешняя обратная связь; характер сообщаемой информации.

Экман выделил пять категорий невербального поведения. Первая категория — эмблемы. Сюда входят такие действия или жесты, смысл которых можно передать вербально с помощью одного-двух слов. Вторая категория — иллюстраторы, которые обычно сопутствуют речи и выполняют функцию повышения наглядности вербального изложения. Третья категория выразители аффекта — включает в себя всю мимику. В четвертую категорию — регуляторы — входят все формы поведения, которые способны регулировать течение беседы между двумя участниками. Пятая категория — адаптеры — включает такие формы невербального поведения, которые являются сокращенными вариантами неких действий, сформированными на основе жизненного опыта и принятых в обществе.

Различные формы невербального поведения используются для выделения или акцентирования внимания на вербальном сообщении, для усиления какой-либо части сообщения, для добавления новой информации к высказыванию или для искажения смысла вербального сообщения. С помощью теоретических моделей коучу легче понять вклад невербального поведения в консультативные отношения. Чувствительность к невербальным сообщениям требует концентрации и развивается в процессе тренировки.

В настоящее время модели коучинга постоянно развиваются и совершенствуются, комбинируются идеи и методы разных моделей для достижения требуемого эффекта:

•WHAT-IS — эффективная и простая модель, которая поможет научиться осознавать, планировать и достигать поставленные цели;

•SUCCESS — модель в коучинге, которая позволяет расширить коучинговый репертуар;

•STEPPPA — это модель фокусируется на эмоциях при достижении целей;

•WHAT — эта модель позволяет научиться задавать правильные вопросы. Она является простой, но в то же время эффективной стратегией для поиска необходимых решений.

Достоинства и недостатки коучинга

Выделим следующие достоинства коучинга: • повышение продуктивности деятельности сотрудников;

• развитие сотрудников;

• повышение эффективности обучения персонала;

• улучшение взаимоотношений в рабочей группе и формирование благоприятной атмосферы в компании;

• совершенствование качества жизни персонала;

• эффективное использование сотрудников, их навыков и ресурсов;

• увеличение креативности персонала;

• многократное увеличение эффективности сотрудника и скорости его продвижения к цели;

• быстрая и эффективная реакция работников на критическую ситуацию;

• увеличение гибкости и адаптивности к изменениям;

• приобретение жизненного навыка сотрудниками. К недостаткам коучинга можно отнести:

• психологическое сопротивление личности;

• занимает много времени и требует от сотрудников много терпения;

• может представить опасность для сотрудников неуверенных в своих силах или навыках;

• большая зависимость результатов метода от личности и профессиональной квалификации коуча.

Применение в обучении будущих ИТ-специалистов

В последнее время феномен «коучинг» отождествляют с такими понятиями как менеджмент и психология. Однако такое явление как «коучинг» в образовательной среде является принципиально инновационным направлением в педагогической науке и практике, в основе которого лежит постановка и максимально быстрое достижение целей путем мобилизации внутреннего потенциала, повышения мотивационной составляющей, освоения передовых стратегий получения результата. Коучинг выступает в роли мощного средства, способствующего как личностному так и коммуникативному развитию студентов.

В связи с процессами модернизации российского образования, внедрением в образовательный процесс новых Федеральных государственных образовательных стандартов, значимости развития компетенций у современных специалистов, формирование профессиональных компетенций у будущих ИТ-специалистов должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений деятельности высшей школы [1, 2], а технология коучинга — как альтернативный инновационный подход.

По мнению экспертов и работодателей, качество профессиональной подготовки программистов далеко не в полной мере отвечает современным требованиям. Статистические данные подтверждают недостаточную мобильность выпускников программистов на рынке труда и низкие темпы внедрения новых технологий, что косвенно говорит о недостаточной конкурентоспособности специалистов данного профиля.

Таким образом, в настоящее время не хватает программистов-профессионалов, умеющих реализовывать свои способности на практике, готовых к работе в условиях современных компаний, которые, как правило, быстро развиваются, претерпевают постоянные изменения, и внедряют инновационные решения, основанные на новых информационных технологиях.

В связи с интенсивным развитием программного и аппаратного обеспечения к специалистам предъявляются очень высокие требования: способность свободно ориентироваться в профессиональной предметной области, способность проанализировать, выбрать и самостоятельно освоить средства реализации поставленной задачи с расчетом на их возможные изменения. Однако, как показывает анализ данных качества подготовки будущих ^-специалистов, далеко не все выпускники обладают профессиональными качествами в достаточной степени адекватными требованиям, предъявляемым современным обществом.

Анализируя проблемы высшего образования, выделим ключевые и значимые моменты, на которые следует обратить особое внимание при подготовке будущих ^-специалистов.

1. Все больше увеличивается разрыв между общим уровнем знаний, полученных студентом в вузе, и стремительным развитием науки и техники за время его практической деятельности в роли ^-специалиста;

2. Постепенно расширяется разрыв между теоретической и практической подготовкой студентов. В большинстве случаев вузы и компании не связаны между собой, что отрицательно сказывается на качестве подготовки квалифицированных ^-специалистов;

3. Поточная система подготовки специалистов рассчитана на обучение ^-специалистов

среднего уровня;

4. Низкий интерес к получению именно образования привел к тому, что уровень подготовки абитуриентов значительно снизился.

По нашему мнению, в подготовке квалифицированных IT-специалистов необходимо соблюдать не только выше перечисленные положения, но и учитывать специфику будущей профессии, которая предъявляет к таким специалистам ряд требований [3]:

• профессиональное понимание процесса разработки программного обеспечения на промышленном уровне, ясное видение этого процесса и всех его составляющих. Как организован процесс разработки программы на промышленном уровне и почему он так организован? Как организовано взаимодействие участников команды и распределены роли? Как достичь эффективной разработки программы с точки зрения времени, качества, реализации требований заказчиков?

• наличие практических знаний и навыков разработки программ различного типа с использованием различных технологий и алгоритмов. Это позволяет увеличить эффективность разработки с точки зрения времени и качества;

• подготовленность к профессиональной работе с технологическими компонентами процесса разработки (документация, стандарты качества, результаты тестирования и др.);

• наличие философии качества разработки на профессиональном уровне и принципов командной работы;

• мотивация к постоянному самообразованию, к повышению качества и эффективности своей работы, способность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за результат.

Проблема формирования профессиональных компетенций в современных педагогических исследованиях последних лет занимает одно из ведущих мест. Исследования затрагивают структуру данного феномена, его значение для образовательной деятельности при подготовке современного специалиста и организацию соответствующего обеспечения образовательного процесса. Разработкой компетенций для ИТ-специалистов в мире занимаются в рамках национальных проектов различные рабочие группы, а в России изучением и внедрением такие ученые как: В.А. Сухомлин, В.П. Гергель, С.А. Белов, Е.И. Веремей, С.Н. Андрианов, Ю.Ф. Тельнов, И.Л.Толмачев, К.Е. Самуйло и другие авторы.

Проблемами качественного ИТ-образования занимаются А.П. Бельтюкова, H.H. Непейвода, В.И. Родионов, Т. В. Алыпанская и другие. В работах этих авторов исследовались методы выявления профессиональных компетенций, методы многокритериального оценивания уровня достижения профессиональных компетенций.

Однако многие вопросы реализации компетентностного подхода в обучении ИТ-специалистов остаются сегодня до конца не выясненными. Среди них можно выделить следующие:

1. Как создавать образовательные модели профессиональных компетенций для ИТ-специалистов, учитывающие различные и иногда противоречивые точки зрения на ее составляющие: ФГОС, отраслевые (профессиональные) стандарты и требования рынка труда?

2. Как разработать и реализовать адекватный механизм контроля за достижением уровня выполнения профессиональных компетенций в процессе обучения?

3. Каким образом обеспечить переход от образовательной модели профессиональных компетенций к образовательной модели изучаемых дисциплин согласно ФГОС? Проблемы коучинга исследовались в трудах таких зарубежных ученых, как Сорокоумов А.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Огнев А., Мэри Бэт О'Нил, Тимоти Голуэй, Лаура Уитворт, Генри кем-Хаус, Фил Сэндал, Макс Ландсберг, Дилтс Роберт, Джон Уитмор, Эдвард Стак, Самольянов O., Майкл Р. Джей. Исследования этих авторов содержат способы реализации коучинговой взаимодействия, методы применения коучинга, отдельные аспекты по оценке элементов коучинга. Среди отечественных ученых можем выделить работы А. Кузьмина, Н. Чухрай, В. Павлова, Л. Круглова, Ю. Кравченко, М. Таран, М. Нагары, Е. Денисенко, В. Кулик, И. Петровской, Г. Назаровой и др. В их работах освещены трактовки коучинга, особенности его применения, рекомендации по развитию потенциала работников с применением коучинга.

Н.В. Сербиновская и Б.Ю. Сербиновский используют коучинг для раскрытия потенциала и внутренних ресурсов, повышения личной эффективности, целенаправленного саморазвития, самосовершенствования и формирования компетенций, недостающих для достижения

поставленных целей и решения задач интеллектуального и профессионального роста.

Коучинг в образовании созвучен инновационной культуре, он может рассматриваться как особый инструментарий преодоления сопротивления инновационным переменам, его целесообразно использовать в преподавании дисциплин, формирующих инновационные компетенции.

Проведенный анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что в науке имеются существенные предпосылки для проектирования модели профессионального образования, опирающейся на основные методологические принципы компетентностного подхода и реализующей инновационные подходы образовательного коучинга. Учитывая новизну, профессиональную значимость, сложность и актуальность проблемы формирования профессиональных компетенций будущих ИТ-специалистов в контексте образовательного коучинга, встала необходимость в проведении научных исследований в рамках предлагаемого проекта.

Практическая значимость использования технологий коучинга в образовании заключается в разработке моделей формирования ядра профессиональных компетенций в сфере ИТ с учетом потребностей рынка труда и квалификационных требований ФГОС. Такие модели и методики их внедрения в образовательное пространство вуза позволят достигать панируемого уровня профессиональных компетенций будущих ИТ-специалистов и могут быть использованы для:

1. Интенсификации и повышения качества образовательного процесса за счет повышения мотивации к обучению;

2. Адаптации образовательного процесса вуза к изменениям потребностей рынка труда и повышению конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей (формирование эмоциональной компетентности и самоидентификация студента в проблеме, преодоление узких рамок проблемы и обозначение дополнительных перспектив, вход в различные перспективы, фасилитация выбора, планирование ситуации, ответственное восприятие плана, действия по воплощению плана);

3. Подготовка мотивированных на результат выпускников в области ИТ, стремящихся к постоянному самообразованию, к повышению качества и эффективности своей работы, способных принимать самостоятельные решения и нести ответственность за результат. Таким образом, учитывая высокие темпы развития научного и технологического процессе,

на первый план выходит задача подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных ИТ-специалистов, которые способны творчески решать поставленные задачи, создавая оригинальные программные продукты.

Литература

1. Ваныкина Г.В., Сундукова Т.О. Использование технологий 1С как средства формирования профессиональных компетенций будущих программистов // Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов XIII международной научно-практической конференции. Часть 1. — М.:ООО «1С-Паблищинг», 2013. — С. 117-122.

2. Ваныкина Г.В., Сундукова Т.О. Обучение программистов в вузе на базе технологий «1С» в условиях перехода к новым образовательным стандартам // Университет XXI века: научное измерение: Материалы науч. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого: В 2 т. Т.1. Тула: Изд-во Тул. гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 2010. — С. 195-200.

3. Сундукова Т.О., Оськин И.В. Профессиональные качества необходимые будущим программистам Современные информационные технологии и ИТ-образование // Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции — Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). —ISBN 978-5-9556-0128-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.