(II) фундаментальные изменения контекста, и (III) изменения в производительности. Предлагаемые характеристики не претендуют быть всеобъемлющими или оптимальными, скорее они предлагаются в качестве отправной точки для анализа и обсуждения.
Библиографические ссылки
1. Purchase, V., Parry, G., Valerdi, R., Nightingale, D. J. and Mills, J., «Enterprise Transformation: Why Are We Interested, What Is It, And What Are The Challenges?» Journal of Enterprise Transformation, 1(1), 14-33, 2011.
2. William B. Rouse, «Necessary Competencies for Transforming an Enterprise», Journal of Enterprise Transformation, 1(1), 71-92, 2011.
3. Rouse, W. B., ed. (2006). Enterprise Transformation: Understanding and Enabling Fundamental Change. New York: John Wiley.
4. Valerdi, R., Nightingale, D. J. and Blackburn, C., "Enterprises as Systems: Context, Boundaries and Practical Implications," Information, Knowledge and Systems Management, 7(4), 377-399, 2008.
УДК 159.9.072.532
А. В. Павлов, E.C. Койава
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Москва, Россия
КОУЧИНГ В ОБРАЗОВАНИИ
Рассмотрено определение понятия "коучинг", его цели и польза. Также рассмотрены функции коуча. Предложено авторское видение проблемы коучинга в российском образовании.
Definition of the concept "coaching", its purpose and advantage is considered. The coach functions are also considered. Author's vision of a problem of coaching in Russian education is offered.
В последние годы в современном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения будущих специалистов.
Идеи личностно-ориентированного обучения стали активно развиваться в последние десятилетия, и уже официально заявлены в стандартах образования. Однако, разработка практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки преподавателей, находится на стадии зарождения. Именно поэтому внимание педагогов-новаторов привлек коучинг как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия. А что же такое «коучинг»? Приведем несколько определений.
Коучинг - это новая форма работы психологов, пришедшая с Запада и очень хорошо зарекомендовавшая себя в бизнесе и спорте.
Приведем также несколько официальных определений понятия «коучинг»:
«Коучинг» - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви).
Коучинг - это управленческое поведение, альтернативное командно-контролирующему (Джон Уитмор).
«Коучинг» - возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
«Коучинг»- процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
«Коучинг» — процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
«Коучинг» — процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно. Определение коучинга 1СГ (Международной Федерацией Коучинга):
"Профессиональный коучинг" - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.
Таким образом, в сфере образования необходимо иметь опытных специалистов - коучей, которые помогут выпускникам, студентам, преподавателям смотреть на жизнь, человеческие ценности, карьерный рост, личностный рост, методики достижения поставленных целей по - новому, с более креативной точки зрения.
Персональный коуч - это успешный, состоявшийся в жизни человек, который владеет системными знаниями для того, чтобы помогать заказчику в достижении любой реальной цели. Он приглашается, в первую очередь, для совместной работы над достижением цели, для профессиональной поддержки и воодушевления.
У коуча существуют специальные психологические инструменты коучинга и программы, коучинг вопросы, применяемые индивидуально к каждому клиенту.
Работа коуча базируется на пяти основных принципах:
1. Вера в себя. Помогать раскрыться способностям в человеке, можно лишь в том случае, если коуч может верить в себя, и тем самым, верить в других.
2. Доверие к миру. Коуч верит, что мир поддерживает нас, когда мы идём собственным путём.
3. Осознанность. Благодаря осознанию возникает полная ясность относительно того, что коуч делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно.
4. Коуч знает, что у каждого человека уже есть все необходимые ему ресурсы для достижения цели.
5. Готовность ставить дерзкие цели.
Коуч - это тот человек, который сам стремится быть смелым в своих желаниях, мечтах, формулировке своих ценностей и выстраивании целей в соответствии с ними, и помогает своему клиенту вести себя также, причём, коуч учит клиента создавать возможности под свои задачи. То есть, сначала: «Что я хочу, что мне важно?», а затем: «А что у меня сейчас есть?»
Все выше перечисленные определения и характеристики помогаю нам в целом понять что такое «коучинг», для кого он, и возможно ли его эффективное применение в различных образовательных учреждениях. Коучинг, как стиль обучения, может быть использован в любой сфере обучения.
Сессии коучинга, как правило, проводятся один на один, клиент -коуч. Стандартный вариант - по одному часу в неделю. А вот срок работы над целями может колебаться от трех месяцев до полугода в зависимости от цели человека. В процессе сессий коуч и клиент проясняют и структурируют цели. Во время общения коуч создает позитивную творческую среду для того, чтобы определить и уточнить глубинные ценности своего клиента, на основе которых и будет проведена работа с целями. После выяснения целей и потребностей разрабатываются стратегии и подходы, лучше всего работающие именно для этого конкретного человека, мобилизуются все внутренние резервы и устраняются внутренние барьеры, выбираются индивидуальные инструменты коучинга.
Среди существующих систем развивающего взаимодействия наиболее эффективным является поэтапное внедрения коучинга и коучингового подхода в образовательном процессе.
1. Первый этап - Обучение коучингу тех работников образования (педагогов, психологов, администрацию), которые уже интуитивно применяют такой подход в своей работе, которым близки принципы коучинга.
2. Второй этап - Обученные педагоги начинают применять полученные знания в практической деятельности, нарабатывая опыт, вопросы, ответы, собственные модификации коучинговых техник, адаптированных к учебно-воспитательному процессу. Таким образом, вокруг этих педагогов будет формироваться особое образовательное пространство, вовлекающее как студентов, так и других педагогов. На этом этапе особенно важна поддерживающая среда.
3. Третий этап - Обучение новых педагогов. Распространение успешного опыта на конференциях, семинарах, круглых столах, открытых уроках, в статьях и на форумах.
Коучинг - это работа как с отдельным человеком или с группой, так и с организацией по постановке собственных целей и продвижению к ним. Коуч-консультант, работая с мышлением человека, опираясь на его личные знания, опыт, помогает открыть человеку собственные возможности и цели, превращая проблемы в задачи, помогая стать творцом своих целеустремлений и собственного будущего. И эта работа не в контексте проблем, а в контексте решения задач и раскрытия потенциала становится возможна уже и для внутреннего психолога, то есть школьного (университетского).
Молодой специалист, приходящий на работу сразу же после окончания университета испытает, как минимум стресс, а как максимум попадает в период социально-профессиональной адаптации, т.е. приспособлению к новому статусу, которому соответствуют определенные функции и определенная микросреда. Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации.
В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровые работники. Нередко случается, что, попав в новую, малоизведанную производственную среду, молодой специалист начинает терять уверенность в своих силах и знаниях, и труд становится ему не в радость. Самое главное на этом этапе - помощь молодому специалисту по возможности сразу для того, чтобы он ощутил себя полноправным членом коллектива. Необходима повседневная, кропотливая, вдумчивая работа с каждым новым сотрудником. Молодой специалист стремится к активности, но прежде чем проявить себя, ему необходимо практическое усвоение новой роли. Проблему адаптации будущего специалиста необходимо рассматривать еще в стенах университета, когда студент еще только получает базовую теоретическую нагрузку. Здесь может «придти на помощь» коучинг.
Основной задачей совместной работы организаций, предприятий и высших учебных заведений по подготовке будущих специалистов производства, различных фирм и компаний является обучение их самостоятельному принятию решений, умению отвечать за свои действия, обеспечение глубоких профессиональных знаний, а также развитие материальной базы учебных заведений.
Дело в том, что на сегодняшний день рынок трудовых ресурсов пересыщен. Если человек не умеет быстро приспособиться к изменениям, новым «модным» тенденциям экономики, производственного дела, то он оказывается за бортом активной, успешной, богатой жизни, в которой живут, возможно, его одноклассники и лучше однокурсники, с которыми вместе начиналось профессиональное становление человека как специалиста. Успешен и эффективен тот, кто умеет меняться сам в соответствии с изменениями мира. Этому раньше не учили. Многие учителя, педагоги и преподаватели, руководители фирм так сказать не имеют прогрессивного взгляда в будущее на нынешнюю экономику России и мира в целом. Это вовсе не означает, что они плохие специалисты, не знающие свое дело.
В России много талантливых, квалифицированных работников. Но они не всегда осознают, что советская политика «все у всех одинаково» давно неэффективна, а на смену ей пришла новая Россия с рыночной экономикой, где важную роль играет мотивация молодых людей, их навыки взаимодействия с изменениями, умения на ходу избавляться от старых шаблонов мышления, от
убеждений, которые в новых условиях становятся ограничивающими, от неэффективных сегодня способов поведения и взаимодействия.
Результат коучинга для одного клиента, а именно выпускника школы или студента ВУЗа, отличается от результата другого по простой причине -у каждого человека свой индивидуальный запрос. Наиболее распространенный результат коучинга - разработанная стратегия и пошаговый план достижения поставленной цели, алгоритм решения задачи. Как и в бизнес-планировании результатом коучинга может быть долгосрочный (стратегический) план, среднесрочный (3-5 лет) и краткосрочный (на текущий или календарный год).
Хорошим результатом любого коучинга является осознанное принятие клиентом ответственности за свою жизнь, за свои поступки и решения. Принятие активной позиции. «Я в ответе за себя, хочу изменений в своей жизни к лучшему. Если прошлый и настоящий момент жизни - продукт моей деятельности, то и будущий, следовательно, тоже. Я могу изменить в своей жизни все, что захочу». Достижение успеха в личной жизни, финансах, бизнесе, спорте и т.д. Разрешение проблем, конфликтов, устранение непонимания со значимыми для клиента людьми. Обучение методам и приемам самокоучинга. В любой момент времени, при любых ситуациях самокоучинг позволит эффективно решать поставленные задачи. Навыки успешно самостоятельно изменяться в новом деле, новой обстановке и т.д.
Россия пока еще только начинает свой путь в коучинге (бизнес-коучинг, коучинг в сфере образования), как в практике, так и в теории. На сегодняшний день коучинг в России еще находится на стадии «распространения» (вторая стадия в эволюции развития коучинга), тогда как Германия уже на седьмой - фазе углубленной профессионализации. Нам еще предстоит пройти весь путь, начиная от определения четких границ процесса и продолжая развивать российские теории и концепции. Сейчас в России в большей степени представлены последователи американских традиций. Многие руководители компаний, ВУЗов воздерживаются от услуг коучинга, т.к. на этом рынке достаточно много непрофессиональных и недобросовестных игроков. Поэтому остро стоит вопрос о том, что необходимо создавать профессиональные ассоциации коучей, вводить сертификацию, проводить аттестацию сотрудников таких объединений.
Библиографические ссылки
1. Перцев А.В., Карнаух И.И. Коучинг. Успех после успеха. М.: Феникс, 2011
2. http://www.coacha.ru/ - сайт международной академии коучинга