Научная статья на тему 'Коучинг: психология и технология'

Коучинг: психология и технология Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1636
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Т. А.

Данная статья посвящена рассмотрению психологического аспекта феномена коучинга, как эффективной технологии развития человека и организации. Рассматриваются теоретические и методологические основы коучинга, выделяются его основные принципы, описывается основная модель, приводится пример использования системы логических уровней в исследовании особенностей мышления руководителей различных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коучинг: психология и технология»

ся причинами суицидов, приобщения к наркотикам и алкоголю, развитию психосексуальных и агрессивных патодлогических наклонностей и влечений, служат препятствием в создании собственной прочной счастливой семьи.

Практические психологи, ориентированные на предупреждение, превенцию отклоняющегося поведения должны быть готовы к разговору на «трудную» тему, связанную со вступлением подростков во взрослую жизнь, с началом половой жизни. Особую остроту для нашего общества (треть абортов в мире делается в нашей стране), представляет проблема своевременного знакомства молодежи с контрацепцией, предохраняющей от беременности и сохраняющей здоровье девушкам. Исследования медиков показывают, что лишь 2 % из девушек до 16 лет, начавших половую жизнь, обращаются к гинекологам. Поэтому психолог должен быть готов дать соответствующий совет. Большой и нерешенной проблемой остается также создание специальной реабилитационной службы для девушек, женщин, перенесших сексуальное насилие, психологические травмы, которые не излечиваются годами [1].

Для подростков, относящихся к категории «социальных сирот», особенно важно найти в лице педагога, психолога старшего друга, к которому они могли бы проникнуться доверием и уважением, который мог бы авторитетно повлиять на их духовный мир, на отношение к различным жизненным ценностям, в том числе и к интимной жизни человека.

Список литературы:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

2. Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации. - М., 1990.

3. Навайтис. Профессиональная психологическая помощь подростку: монография / Г. Навайтис. - М.: ИздательствоНПО «МОДЭК», 2007.

4. Фрейд А. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. - М., 1991.

КОУЧИНГ: ПСИХОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

© Никитина Т.А.*

Самарская академия государственного и муниципального управления,

г. Самара

Данная статья посвящена рассмотрению психологического аспекта феномена коучинга, как эффективной технологии развития человека и организации. Рассматриваются теоретические и методологические ос-

* Заведующий кафедрой Общей и прикладной психологии, кандидат психологических наук, доцент.

новы коучинга, выделяются его основные принципы, описывается основная модель, приводится пример использования системы логических уровней в исследовании особенностей мышления руководителей различных организаций.

Слово «коучинг», еще недавно вызывающее у многих людей не понимание и сопротивление, становится все более и более популярным, а сам коучинг востребованным, как эффективная персонал-технология, как подход в консультировании, как интегративная технология развития человека, группы, организации, бизнеса. В книге A.B. Перцева и И.И. Карнауха коучинг трактуется как высшая психология, которая помогает открыть каждому человеку новые перспективы его жизни [4, с. 2].

В настоящее время коучинг стал не просто распространенным практически во всех экономически развитых странах, но и приобрел особое значение в сфере HR-менеджмента, стал огромной индустрией, услугами которой пользуются сотни тысяч людей во всем мире.

Аткинсон М., доктор психологии, основатель и президент Международного Эриксоновского Университета, создатель коучинговой тренинго-вой программы «Искусство и наука коучинга», в аннотации к своей книге по коучингу пишет: «За пределами религиозных и политических движений есть одно главное движение развития человека в современном мире -коучинг» [1, с. 4].

Однозначного понимания и определение того, что называют сегодня коучингом, пока нет. В переводе с английского коучинг (coaching) - наставлять, воодушевлять, тренировать для специальных целей, подготавливать к решению определенных задач. Можно говорить о куочинге, как о системе принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности и группы, совместно работающих людей, а также обеспечивающих максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала, направляя на достижение целей в различных областях жизни. Это система, которая перемещает субъекта деятельности (одно из значений английского слова «coach» - это «карета», «повозка») из зоны проблемы в зону эффективного решения и позволяет увидеть, почувствовать новые подходы и возможности, раскрыть потенциал личности [9].

Коучинг - это и взаимодействие партнеров на смысловом уровне, коуч в этом взаимодействии выступает в роли фасилитатора, но не консультанта, дающего советы и рекомендации. Это противоречило бы одной из основных задач коучинга - раскрытию потенциала человека. Таким образом, коучинг, как новая стратегия поведения и мышления, побуждает человека к творческому поиску решений и поддерживает его решимость достигать цели и осуществлять планируемые изменения в жизни.

Каковы теоретические и методологические основы коучинга? Во-первых, гуманистическая психология и психоанализ. Гуманистическая психо-

логия сдвинула консультирование и психотерапию к отношениям, в которых предполагается, что у клиента есть способность изменяться и расти благодаря созданию терапевтического союза, который дает клиенту то, что К. Роджерс называл «безусловным положительным отношением» [10]. Отсюда один из основных принципов коучинга - безоценочнсти, принятия партнера по взаимодействию (или клиента).

Другой известный ученый, основатель гуманистической психологии, А. Маслоу, в своей монографии «К психологии существования» (1968), исследуя потребности и мотивацию людей, исходил из того, что человек изначально является существом, ищущим здоровья и счастья. Когда препятствия для личностного роста устранены, человек переходит к самоактуализации и творчеству. Абрахам Маслоу полагал, что потребности на этом уровне лежат в области развития Высшего Я [5].

Современному коучингу предшествовали теории Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и Альфреда Адлера. Символическое мышление, на котором делал ударение 3. Фрейд, является очень полезным для коучей, поскольку они могут помочь клиентам открыть их сильные стороны, часто лежащие замаскированными или похороненными в их бессознательном и обнаруживающиеся лишь тогда, когда начинается осознанный и целенаправленный анализ жизни. Альфред Адлер, к примеру, представлял себя как «личного учителя». Он видел в каждом человеке создателя и творца собственной жизни и часто привлекал своих клиентов к постановке целей, планированию жизни, изобретению своего будущего, что является рабочим принципом коучинга. Карл Юнг верил в «ориентацию будущего» и телеологическую теорию, гласящую, что мы можем создавать наше будущее через видение и целенаправленную жизнь (визуализация - один из основных методов коучинга). Карл Юнг часто стимулировал своих клиентов жить соз-нательно, выражая свои природные дарования и таланты, двигаться к индивидуальности, «живя с целью» [5]. Отсюда другой важный принцип коучинга - осознанности и ответственности.

Для создания контекста осознанности целесообразно задавать специальные вопросы. Например, «Что ты сейчас делаешь? Что ты чувствуешь, когда «это» делаешь? О чем ты думаешь, когда «это» делаешь и «что-то» чувствуешь?».

Второй фундаментальной основой коучинга стали сократовские методы диалога (майевтика). Это специально организованная система выстраивания вопросов: каждый последующий вопрос обусловлен предыдущим ответом собеседника. Основные положения сократовского искусства диалога заключаются в том, что человек обладает всей полнотой знаний и сознание черпает из самого себя все понимание истины и лишь оттуда оно и должно черпать это понимание; что только то знание единственно прочно и ценно для человека (личностно), которое добыто самим мыслящим

субъектом, и задача учителя заключается в том, чтобы помочь человеку породить знание [9]. Отсюда, выстраивая отношения и задавая вопросы, коуч воспринимает партнера (клиента), как самостоятельную, конструктивную, знающую ответы на вопросы, личность.

Результаты взаимодействия с клиентами, слушателями интерактивных семинаров («Основные технологии коучинг», «Коучинг эмоциональной компетентности», «Руководство в стиле коучинг или командный коучинг»), студентами специальных дисциплин (например, «Основы коучинга») показывают, что вопросы, касающиеся осознания чувств и эмоций, вызывают наибольшее затруднение. Поэтому по праву третьем «китом» коучинга можно считать концепцию эмоционального интеллекта (EQ) Дэниела Го-улмена. В 1995 году Дэниэл Гоулмен открыл, что не менее важную роль, чем «IQ», играет другой замечательный коэффициент - «EQ» (emotional intelligence), эмоциональный показатель интеллекта, поскольку контроль над собственными эмоциями, а также способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить. Результаты этих исследований были впоследствии положены в основу менеджмента в стиле коучинг [2].

Для построения модели коучинга целесообразно обратиться к модели четырехквадрантного мышления К. Уилбера [3], выделив четыре основных аспекта и определив для каждого из них основные вопросы, позволяющие организовать любой процесс, используя идеи, принципы и методы коучинга.

Рассмотрим на примере управленческой деятельности. Данная модель позволяет по-новому взглянуть на организацию деятельности и анализ необходимых условий для ее реализации, определив социально-психологические аспекты управления: постановка мотивирующей цели, определение необходимых ресурсов (средств) для реализации намеченной цели, создание отношений, способствующих сохранению приверженности поставленной цели (приверженность своим ценностям и убеждениям, исходя из которых формировалась цель), и, наконец, анализ результата как обратной связи [6].

Управленческая деятельность, как деятельность по обеспечению другой деятельности, представляет в первую очередь мыслительный процесс, направленный на решение задач, выполнение которых обеспечит достижение поставленных целей. От того, как думает руководитель, каков образ его мышления, его ментальность, зависит будущее организации. Можно сказать, что управление - форма выражения ментальности, форма проявления внутренней социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом контексте менталитет является основой поведенческого менеджмента.

Для изучения образа мышления руководителей использовалась еще одна основополагающая модель - иерархическая модель логических уров-

ней, разработанная Р. Дилтсом и основанная на уровнях наущения Г. Бэйт-сона [1]. С помощью этой модели, представленной Дилтсом в виде пирамиды, состоящей из шести главных интегральных логических уровней, можно анализировать особенности мышления человека (в наших исследованиях это были студенты факультетов управления разных вузов и руководители различных организаций). Эта простая модель дает представление о том, как люди думают и действуют в своей жизни. Структура логических уровней позволяет отделять действия от результатов и способности от идентичности так, чтобы человек мог построить эффективную модель достижения цели и воплощения миссии. Вопросы логических уровней систематизируют мышление, организуют нашу деятельность и являются «основополагающими частями трасфомационнойструктуры коммуникации» [1, с. 168].

В ходе пятилетнего исследования особенностей мышления, студентам и руководителям различных организаций, разного пола и стажа работы было предложено дать определение эффективному руководителю, продолжив следующую фразу: «Эффективный, успешный руководитель сегодня - это человек, который в ситуации сложной, неопределенной, изменчивой знает ответы на следующие вопросы...». В этом задании нужно было написать пять - семь вопросов на которые важно знать ответы современному успешному руководителю. Затем эти вопросы сопоставлялись с вопросами логических уровней [7, 8].

Результаты исследований, проведенных в рамках межкафедральной лаборатории «Оптимизация системы оценки персонала и повышения готовности сотрудников организаций к эффективной деятельности» Самарской академии государственного и муниципального управления, направленных на выявление особенностей стереотипов мышления руководителей различных организаций, показали, что существует противоречие между управленческой деятельностью и сложившемся образом мышления руководителей. В работах респондентов отражены, в первую очередь, уровни мышления, касающиеся деятельности и способностей, в значительно меньшей степени представлены уровни идентичности (осознание респондентами тех ролей, которые они играют) и ценностей (понимание важности тех задач, которые они решают).

Осознание, понимание сложившихся противоречий позволяет последним выступать в качестве трамплина для развития человека, группы, организации (бизнеса). Они говорят о возможности изменений, которые позволят создавать новые качества жизнедеятельности человека и организации.

Для осознания, понимания возможности профессионального роста и развития, а в дальнейшем и их осуществления, нужны адекватные условия, которые возможно организовать, используя принципы и методы коучинга, направленные на осознание человеком своих возможностей, на раскрытие личностного потенциала, на понимание смысла своей жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Аткинсон Мэрилин, Чоис Т. Рае. Пошаговая система коучинга / Пер. с англ. - К.: Companion Group, 2009.

2. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Мак-ки. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

3. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки тренера коучей / Пер. с англ. - М.: ООО Издательство «Добрая книга», 2005.

4. Карнаух, Перцаев. Коучинг: успех после успеха. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

5. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. - СПб.: Издательство «Речь», 2004.

6. Никитина Т.А., Шаталина М.А. Социально-психологические аспекты управления: коучинг. - Самара, СМИХ 2008.

7. Никитина Т.А. Логические уровни внимания в системе обучения и повышения квалификации управленческих кадров // Управление высшими учебными заведениями в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование»: материалы международной научно-практической конференции. - Пенза, 2007.

8. Никитина Т.А. Эффективность деятельности руководителей и актуальные технологии развития их управленческих способностей и навыков // Вестник самарского муниципального института управления: теоретический и научно-методический журнал. - Самара: СМИУ, 2006. - № 4. -С. 67-80.

9. Столин В. Коучинг как инженерия менеджерского развития / В. Сто-лин // Управление персоналом. - 1999. - № 8. - С. 76.

10. www.coachu.com.

СТЕРЕОТИПЫ В ПСИХОЛОГИИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

© Пискунова Е.Ю.*

Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

Рассматриваются устойчивые причины поведения людей в обществе под воздействием стереотипов. Анализируются современные направления изучения тендерных отношений и взаимосвязь с психологическими стереотипными проявлениями в поведении и осознании людей.

* Доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью», кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.