КОУЧИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
А. А. Жолдасбеков
Южно-Казахстанский университет им.М.Ауэзова
Ж. С. Сихынбаева
Университет "МИРАС"
М. А. Джанзакова
Южно-Казахстанский университет им.М.Ауэзова
АННОТАЦИЯ:
В статье рассмотрены возможности использования технологии коучинга в вузе, описаны основные инструменты коучинга, а также перспективы коучинга как инновационной образовательной технологии. Коуч-тренер помогает будущему специалисту определить, что мешает ему достичь цели, желаемого результата, определить шаги к успеху, используя соответствующие инструменты коучинга в конкретной ситуации. С помощью технологии коучинга предлагаемый подход к подготовке специалистов обеспечивает уверенность студентов в своих силах, умение ставить цели и планировать их достижение, развивать навыки управления, совершенствовать коммуникативные навыки. Все это помогает будущим специалистам быть успешными и уверенными в своей профессиональной деятельности. И использование технологий коучинга в образовании является эффективным инструментом обучения конкретным навыкам.
Ключевые слова: коучинг, инновация, инструменты коучинга, коуч технология, образование, инновационные инструменты, будущий специалист.
ANNOTATSIYA:
Maqolada universitetda murabbiylik texnologiyasidan foydalanish imkoniyaüari muhokama qilinadi, asosiy murabbiylik vositalari, shuningdek, innovatsion ta'lim texnologiyasi sifatida murabbiylik istiqbollari tavsiflanadi. Murabbiy bo'lajak mutaxassisga o'z maqsadiga, kerakli natijaga erishishga nima to'sqinlik qilayotganini aniqlashga yordam beradi va muayyan vaziyatda tegishli murabbiylik vositalaridan foydalangan holda muvaffaqiyat sari qadamlarni belgilaydi. Mutaxassislarni tayyorlash bo'yicha taklif etilayotgan yondashuv murabbiylik texnologiyasi yordamida o'quvchilarda o'z-o'ziga ishonch, maqsad
May 2024
237
O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
^ationalUniversity^fUzbekista^^^^^^^^^MediaeiHi
qo'yish va ularga erishishni rejalashtirish, boshqaruv ko'nikmalarini rivojlantirish, muloqot ko'nikmalarini oshirishni ta'minlaydi. Bularning barchasi bo'lajak mutaxassislarning o'z kasbiy faoliyatida muvaffaqiyatli va ishonchli bo'lishiga yordam beradi. Ta'limda murabbiylik texnologiyalaridan foydalanish esa aniq ko'nikmalarni o'rgatishning samarali vositasidir.
Kalit so'zlar: murabbiylik, innovatsiya, murabbiylik vositalari, murabbiylik texnologiyasi, ta'lim, innovatsion vositalar, bo'lajak mutaxassis.
ANNOTATION:
The article discusses the possibilities of using coaching technology at a university, describes the main tools of coaching, as well as the prospects for coaching as an innovative educational technology. A coach helps a future specialist determine what prevents him from achieving his goal, the desired result, and determine steps to success, using appropriate coaching tools in a specific situation. With the help of coaching technology, the proposed approach to training specialists provides students with self-confidence, the ability to set goals and plan to achieve them, develop management skills, and improve communication skills. All this helps future specialists to be successful and confident in their professional activities. And the use of coaching technologies in education is an effective tool for teaching specific skills.
Keywords: coaching, innovation, coaching tools, coaching technology, education, innovative tools, future specialist.
На современном этапе реформирования системы высшего образования возникает необходимость поиска новых современных технологий подготовки и воспитания будущих специалистов. Вуз предъявляет высокие требования не только к специальной подготовке выпускника , но и к оценке его личных качеств и достижений. На первом месте стоит подготовка к саморазвитию, освоению нового оборудования, технологий, методов работы. Цель современного образования - пробуждение естественных функций образования, обеспечивающих мобильность обучающихся, способность осваивать новые технологии, искать и использовать дефицитные ресурсы, самообразование, способность приобретать знания самостоятельно.
При этом вопрос самообразования также весьма актуален. Если эта часть учебной деятельности студентов организована на основе новой инновационной технологии данной деятельности, это позволяет повысить качество образовательного процесса. В связи с этим можно выделить коучинговый подход как одно из перспективных направлений индивидуализации высшего образования, основанное на раскрытии индивидуальных возможностей и
May 2024
238
способностей обучающегося. Коучинг - это искусство создания среды (посредством разговора и поведения), которая облегчает движение человека к желаемым целям. В своей работе Т. Голуэй определил коучинг как «технологию раскрытия потенциала человека с целью повышения его эффективности» [1].
Сегодня коучинг очень популярен за рубежом. Его используют не только в спорте, но и в бизнесе, экономике, политике, образовании и других важных сферах человеческой деятельности. Коучинг - это вид консультативной поддержки, который помогает человеку достичь важных целей в оптимальные сроки путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков. Коучинг позволяет создать новый подход к процессу обучения, ввести интерактивные элементы, придать новый смысл как преподавателю, так и ученикам, повысить мотивацию и ответственность за результат.
В настоящее время к коучам-тренерам обращаются многие успешные люди, предприниматели, топ-менеджеры крупных корпораций. В зависимости от области применения коучинг подразделяется на следующие виды:
— Лайф-коучинг — очень широкое понятие, поскольку оно охватывает практически все сферы жизни: повышение личной эффективности, построение семьи и различных отношений, улучшение физического состояния и личностный рост.
- Бизнес-коучинг - включает в себя следующие аспекты: помощь в открытии, продвижении и расширении бизнеса, а также обучение сотрудников и руководителей.
- Карьерный коучинг - это форма обучения, которая помогает клиенту выявить ранее неиспользованные скрытые способности и ресурсы. Также помогу найти подходящую работу и построить карьеру. Это основная классическая классификация.
Изучение возможностей использования инструментов коучинга в системе образования. Коучинг может использоваться в двух направлениях как средство повышения эффективности обучения в системе образования:
1) с помощью коучинга педагог хорошо знает, где развиваться по специальности и как совершенствовать свое педагогическое мастерство;
2) преподаватель способствует пропаганде авторской позиции среди студентов, повышению их активности, осознанности и ответственности в обучении.
239
Мау 2024
Проанализированы работы отечественных и зарубежных ученых, изучавших возможности использования коучинга и коучинговых инструментов в образовании. В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение, сравнение, классификация психолого-педагогической и научно-методической литературы;
- эмпирический: изучение нормативных документов; проведение опросов с использованием различных видов включенного наблюдения, анкетирования, бесед, интервью; изучить организацию образовательного процесса в вузе с использованием различных методов обучения.
Мы используем классическую трактовку понятия «коучинг» с некоторыми уточнениями, основанными на реальности. Коучинг в нашем исследовании - это интерактивная технология обучения, направленная на достижение важных личностных целей, повышение эффективности планирования, мобилизацию внутреннего потенциала, развитие необходимых навыков, освоение передовых технологий для получения результатов.
В настоящее время существует множество тренерских школ и видов коучинга. Среди основоположников коучинга Тимоти Голуэй, Т. Дж. Леонард, Дж. Уитмор и другие. Психологический аспект играет очень важную роль в коучинге. Коучинг активно используется в психологии, образовании, но по-прежнему преобладает в деловой деятельности. Коуч-тренер лишь направляет и помогает клиенту найти внутри себя необходимые ответы и решения. Коучинговый подход дает новый импульс к значительному прогрессу, но, в отличие от консультирования, не обеспечивает конкретного обучения. На консультации специалист делится своим личным опытом, информацией и знаниями.
А коуч-тренер направляет клиента самому принимать решения и определять четко определенные шаги для достижения цели. Коучинг отличается от наставничества тем, что фокусируется на конкретных целях, а не на общем развитии. И в отличие от наставничества, коучинг гибок и изменчив и применяется в самых разных сферах: от бизнеса до здоровья и личностного развития. Наличие личного тренера значительно сократит путь к результатам и успеху.
При использовании технологии коучинга особое внимание следует уделять постановке (определению) личных целей и созданию плана их достижения. Тренер должен постоянно следить за ходом достижения промежуточной цели вместе с будущим учителем и оценивать достижения после каждого этапа.
240
May 2024
Э.И. По мнению Рогова, цель коучинга в образовании - помочь студентам учиться осознанно, учиться с интересом, раскрывать и максимально использовать свой потенциал, развивать бизнес и навыки, более эффективно усваивать программу и выполнять задания [2].
Что касается казахстанской системы образования, то в нее уже давно включен коучинг, примером тому является активная работа с учителями и кураторами в назарбаевских школах. Коучинг начал распространяться в Казахстане в 2003 году, поначалу многие не понимали, что это такое. Но позже появились и «первые тренеры-тренеры», достигшие уровня профессионального тренера-тренера. Вторая волна интереса пришла со стороны бизнес-сообщества в 2007-2008 гг., когда менеджеры постепенно начали использовать определенные инструменты [3].
Инструменты коучинга - это инструменты, которые профессионал использует для достижения целей. Что касается разницы между методами и инструментами коучинга: метод - это способ работы с клиентом, а коуч-тренер достигает цели посредством инструмента. В ходе коуч-сессии они ознакомились с тонкостями использования инструментов коучинга, применяемых в образовании, и поделились опытом
Основная идея коучинга в образовании - создать условия для достижения личностных результатов, повысить мотивацию к учебе и сформировать осознанную жизненную позицию обучающегося, которого принимают как равноправного партнера со своими внутренними знаниями [4]. Поэтому коучинг рассматривается не как метод обучения, а как средство повышения его эффективности, где преподаватель с помощью специальных вопросов помогает учащимся создавать логические и причинно-следственные связи, побуждает к поиску ответов и решений, дает им пространство.
Таким образом, коучинг позволяет развивать осознанность, инициативность, навыки целеполагания, самостоятельность в обучении, а за счет использования инструментов коучинга обучающиеся получают возможность самостоятельно определять цель обучения, самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные пути, учебные и познавательные задачи, формирует такие умения, как осознанный выбор эффективных способов решения, умение связывать свои действия с запланированными результатами, самоконтроль, самооценка, принятие решений и овладение основами осознанного выбора. образовательная и познавательная деятельность. Таким образом, коучинг в образовании можно рассматривать как инновационную технологию повышения профессионального мастерства современного педагога, и необходимо более активно внедрять
Мау 2024
241
O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
NatjonalUnive^
инструменты коучинга в образовательный процесс. Все это приводит к раскрытию индивидуальных интеллектуальных и творческих возможностей как студентов, так и преподавателей.
Использование инструментов коучинга в образовании позволяет развивать мышление, творческие способности, самостоятельность, укрепляет уверенность в себе и своих силах, а также способствует развитию индивидуальности и психологической зрелости личности. Самосознание и способность брать на себя ответственность - важные качества для профессионального успеха и личной эффективности каждого человека. Он должен освоить технологию коучинга, которая является одним из инновационных инструментов, и научиться играть роль коуча-тренера. Такой тренер-тренер в работе со студентом раскрывает его потенциал, выявляет его сильные стороны, позволяет развивать его таланты и способности. Можно сделать вывод, что обучающийся использует те ресурсы, которые изначально в нем есть, для достижения своей цели, что помогает обучающимся поверить в свои силы и научиться использовать внутренние ресурсы. В целом коучинг помогает будущим специалистам стать уверенными и компетентными.
REFERENCES:
1. Голуэй У. Тимоти. Внутренняя игра работы: концентрация, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 252 с.
2. Рогов Е.И., Панкратова И.А. Коучинг в образовании. Издательство Ипполитова, 2016. 88 с.
3. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Журнал практического психологического образования. - 2004. - № 1. - С. 46-49. БЮЛЛЕТЕНЬ КазНПУ им. Абая, серия «Физико-математические науки», №1(81), 2023. 256
4. Шаповалова А. Коучинг постепенно укореняется в образовании. https://kz.kursiv.media/2018-04-05/kouching-postepenno-ukorenyaetsya-v-obrazovanii/
242
May 2024