Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2022, №3, Том 14 / 2022, No 3, Vol 14 https://esi.today/issue-3-2022.html URL статьи: https://esi.today/PDF/08ECVN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Сундукова, Г. М. Коучинг как ресурс для инновационных изменений в подготовке бакалавров /
Г. М. Сундукова, Л. Н. Деревягина, Т. Б. Шрамченко // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 3.
— URL: https://esi .today/PDF/08ECVN322.pdf
For citation:
Sundukova G.M., Derevyagina L.N., Shramchenko T.B. Coaching as a resource for innovative changes in the preparation of bachelors. The Eurasian Scientific Journal, 14(3): 08ECVN322. Available at: https://esi.today/PDF/08ECVN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Сундукова Галина Михайловна
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия Доцент кафедры «Теория и организация управления» Кандидат экономических наук E-mail: kafedra_tou@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=664302
Деревягина Людмила Николаевна
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия Доцент кафедры «Теория и организация управления» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: dereviag@gmail.com РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=848071
Шрамченко Тамара Борисовна
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия Профессор кафедры «Теория и организация управления» Кандидат экономических наук, профессор E-mail: tomashram2011@gmail.com РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=679594
Коучинг как ресурс для инновационных изменений в подготовке бакалавров
Аннотация. В статье рассмотрены причины, задачи и приоритетные направления модернизации системы высшего образования в современных условиях. Цель исследования — показать роль коучинга как одного из основных подходов в осуществлении инновационного образовательного процесса. В статье приведены наиболее интересные определения понятия коучинга, анализ которых позволил определить то из них, которое в большей степени подходит к коучингу в высшей школе. Авторы сформулировали цель и задачи коучинга в сфере высшего образования, определили его принципы, которые были интерпретированы применительно к сфере высшего образования. В статье показано, что дает применение коучингового подхода для студентов. Коучинг предъявляет новые требования к компетенциям преподавателя и к искусству преподавания.
Авторы подчеркивают, что важным условием реализация коучингового подхода в вузе является разработка модели коучинга. Она должна быть закреплена в регламентирующих документах, которые должны быть рассмотрены и утверждены на Ученом совете вуза и доведены до всех заинтересованных лиц. Авторами предложен интегрированный подход, в котором коучинг выступает как составная часть образовательной программы подготовки
бакалавров. Раскрыты задачи, принципы и методы интеграции коучинга в образовательную программу.
На основе анализа практических материалов и личного опыта авторы определили основные направления влияния цифровизации на учебный процесс. Цифровизация меняет взаимоотношения между преподавателем-коучем и обучающимся, между самими студентами. Меняются методы, инструменты и технологии осуществления учебного процесса, что обязательно следует учитывать при реализации коучингового подхода.
Предложения и выводы авторов имеют практическое значение и могут быть использованы при введении коучингового подхода в образовательном процессе в вузах.
Ключевые слова: коучинг; принципы коучинга; вуз; высшее образование; образовательная программа; цифровизация; дистанционный коучинг
В настоящее время модернизация системы высшего образования является важной и актуальной проблемой. Это связано с кризисом системы высшего образования, о котором говорят последние годы, а также с глубокими изменениями, происходящими в обществе, главная отличительная черта которых в том, что изменения затрагивают все сферы жизни общества, все направления деятельности организаций. Прежде всего, речь идет о цифровизации нашей экономики. Руководство организаций должно держать руку на пульсе всех этих изменений, чтобы адекватно на них реагировать.
Все это влияет на требования, предъявляемые к высококвалифицированным специалистам в различных сферах профессиональной деятельности. Сегодня очень важно в полной мере задействовать человеческий потенциал, создать условия, при которых творческий подход к работе, самоотдача работников, добросовестный труд стали бы нормой жизни. В этих условиях происходит актуализация роли высшего образования, поскольку именно оно формирует качество интеллектуального потенциала, способного генерировать и воплощать идеи для развития российской экономики.
Сказанное обусловливает необходимость модернизации системы высшего образования в России, важнейшей задачей современного этапа которой является подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих широким кругозором, способных эффективно решать практические производственно-управленческие проблемы нашей экономики, и, в конечном счете, способных осуществить ее качественный прорыв.
Ускорить модернизацию российского образования, результатами которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям, призван приоритетный национальный проект «Образование». В связи с этим важной задачей модернизации системы высшего образования выступает разработка и внедрение инновационных педагогических подходов, технологий, методов, которые дают возможность повышать учебную мотивацию студентов, их вовлеченность в процесс обучения, способствуют развитию самостоятельности и ответственности за результаты своего обучения, побуждают их к самообучению и профессиональному саморазвитию.
Анализ выступлений Президента Российской Федерации, нормативных материалов правительства, сложившейся практики обучения в вузах (а авторы статьи имеют стаж педагогической работы в вузе от 15 до 43 лет) позволяют сделать вывод, что в современных условиях основными акцентами модернизации высшего образования выступают следующие.
Введение
Во-первых, реализация компетентностного подхода, который является основой построения образовательной программы подготовки студентов. Он дает представление о том, какими должны быть содержание образования и его результаты. Формирование и развитие компетенций, под которыми подразумевается способность применять умения, знания и личностные качества, определяет профессиональную квалификацию выпускника, успешность его профессиональной деятельности.
Во-вторых, введение личностно-ориентированного обучения, которое необходимо, поскольку в процессе обучения происходит формирование будущего работника, члена общества. Этот подход требует учитывать в процессе обучения сложные личные мотивы и качества обучающихся.
В-третьих, увеличение объема самостоятельной работы, на который ориентируют студентов образовательные стандарты последних поколений.
В-четвертых, существенное усиление практической направленности подготовки студентов.
В-пятых, введение нового формата обучения, заключающегося в реализации проектно-ориентированных программ, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла. Это один из современных инновационных подходов к организации учебного процесса в вузах России.
В-шестых, усиление внимания к воспитательной работе со студентами, формирование их гражданской позиции, что особенно важно в современных условиях.
В-седьмых, цифровизация учебного процесса.
Особое место в становлении и развитии инновационных подходов для решения задач модернизации системы высшего образования с учетом вышеназванных приоритетных задач приобретает методология коучинга.
Цель нашего исследования — показать роль коучинга как одного из основных инновационных подходов в осуществлении образовательного процесса в высшем учебном заведении, и на основе изучения работ отечественных и зарубежных специалистов, аналитических материалов практики и их обобщения определить подходы к построению системы коучинга в вузе и дать рекомендации по ее развитию, предложив интегрированный подход к внедрению системы коучинга в образовательную программу подготовки бакалавров.
Внедрение коучинга в системе российского образования является по сути формированием новой модели обучения, основанной на принципе стимулирования самообучения.
Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Сегодня популярность этого подхода во всем мире очень велика. Он применяется в различных сферах жизни общества, в том числе и в сфере высшего образования. Насчитывается более 500 видов коучинга. Их выделяют по количеству людей, с которыми контактирует коуч, и характеру целей, по организационной форме, по назначению [1].
В научной литературе дается множество определений коучинга. Приведем несколько классических определений коучинга:
• это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека [2];
• это особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, ставящая своей целью личностный и профессиональный рост [3];
Вестник Евразийской науки 2022, №3, Том 14 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2022, No 3, Vol 14 https://esj.today
• это партнерство с тренерами в заставляющем задуматься творческом процессе, который поддерживает их, чтобы добиться большего профессионализма [4];
• это метод психологической поддержки, в котором главное — развитие осознанности и ответственности [5].
Безусловно, содержание определения зависит от целей исследования или использования коучинга в практике деятельности организаций. Вместе с тем, каждое из определений подчеркивает ту или иную черту коучинга, характеристику или значение для определенной сферы деятельности, где он используется. Не смотря на то, что термин коучинг трактуется различными специалистами весьма дифференцировано, основополагающим является то, что коучинг выступает инструментом, стимулирующим мышление и творчество обучающихся, вдохновляющим их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала.
Обширный список, включающий более 350 ссылок на ресурсы о коучинге в образовании, составили Кристиан ван Ньивербург и Маргарет Барр1.
Для проводимого нами исследования в большей мере подходит определение, которое было дано Международной федерацией коучинга (ICF): «Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество клиентов и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала»2.
Основательница Международного Эриксоновского Университета Коучинга Мэрилин Аткинсон утверждает: «Цель коучинга состоит в том, чтобы помочь человеку раскрыть его внутренний потенциал, определить свои главные ценности и видение высокой цели и научиться эффективно реализовать любые жизненные проекты, будь то освоение нового навыка, избавление от вредной привычки или запуск нового бизнеса» [6, с. 4].
Особенности коучинга в высшей школе
Важнейшим показателем качества подготовки будущих специалистов является приобретение студентами совокупности теоретических знаний и практических умений, опыта деятельности, умений осуществлять рефлексию и самообразование, как составных компонентов их профессиональной компетентности. Это в полной мере позволяет сделать методология коучинга.
Рассмотрим цель, задачи и принципы коучинга, которые мы интерпретировали применительно к сфере высшего образования.
Основная цель коучинга в сфере высшего образования: раскрытие внутреннего потенциала студента, приведение в действие его системы мотивации для достижения поставленных целей максимально эффективным способом.
1 Van Nieuwerburgh, C. & Barr, M. (Eds.). (2019, November 30). Resources for coaching in education: Useful research and references. Sydney, NSW: Growth Coaching International. URL: https://www.leedsbeckett.ac.uk/-/media/files/schools/school-of-education/resources-for-coaching-in-education-30nov2019.pdf?la=en. Accessed: 28.03.2021.
2 International Coaching Federation Code of Ethics. URL: https://coachingfederation.org/code-of-ethics-overview/ Accessed: 18.04.21.
Задачи, решаемые в процессе коучинга.
1. Создание настоящей атмосферы активного обучения, как определяющего фактора его эффективности.
2. Учет образовательных потребностей и профессиональных интересов студентов, стимулирование их познавательного интереса.
3. Вовлечение студентов в процесс учебно-профессиональной самореализации, повышение осознания и формирование ответственности индивида, в результате чего осуществляется переход от помощи к самопомощи.
4. Оказание помощи студентам в расширении кругозора, в выполнении учебных заданий, курсовых, научно-исследовательских, дипломных (выпускных) работ, с использованием специальных методов и инструментов коучинга.
5. Содействие саморефлексии, саморегуляции, самовосприятию обучающегося как самостоятельной личности, что приводит к удовлетворению и сохранению его здоровья, что приводит к укреплению уверенности студента в его собственных силах, способствует его самоутверждению и самостоятельному решению реальных проблем.
6. Направление студента и формулирование задач, оказание ему помощи в осуществлении ценностных выборов, в рефлексии и развитии для поиска им самостоятельных решений и альтернативных действий, что приводит к повышению личной эффективности.
Исследования зарубежных специалистов продемонстрировали положительное влияние коучинга на повышение осознанности деятельности, на самореализацию у будущих профессионалов не только в области профессиональной ориентации, но и в области общей самореализации [4; 7].
Философия коучинга включает два положения:
• уважается личный и профессиональный опыт субъекта;
• каждый субъект рассматривается как творческая, ресурсная и целостная личность2.
Исходя из философии коучинга, сформулируем основные его принципы. Анализ и обобщение научной литературы позволяет выделить следующие принципы коучинга, которые мы интерпретируем применительно к сфере высшей школы.
1. Коучинг исходит из того, что потенциал человека не имеет границ. У каждого человека имеется достаточно внутренних ресурсов для достижения своих целей и становления тем, кем он хочет. Человек способен самостоятельно решать свои задачи. И никто кроме самого человека не сможет решить их лучше, чем он сам.
2. Человек знает о своих возможностях, гораздо больше, чем любой другой человек, в том числе и преподаватель.
3. Целенаправленность, конструктивность. Коучинг преследует четкие ясные цели, которые определены заранее и реализуются в ходе этого процесса. Он помогает обучающимся осмыслить собственные, задачи и роли, свои цели, ценности, видение, ресурсы, а также использовать свой потенциал и развить собственные профессиональные практики.
4. Ориентация на перспективу. Коучинг, в отличие от наставничества, которое базируется на прошлом опыте, основан на сегодняшней ситуации и устремлен в будущее, он
помогает обучающимся конструктивно мыслить на основе системного подхода. Он базируется на положительных аспектах, проблемы не рассматриваются, вся речь идет о стремлениях обучающегося и достижении его мечты.
5. Четкое распределение и понимание ролей обучающегося и коуча. Обучающиеся отвечают за собственное обучение, за использование личного потенциала. Их следует стимулировать на самостоятельную работу, и, главное, на поиск собственных решений. Обучение и развитие будут эффективными только тогда, когда студент сам принимает на себя ответственность за результаты.
Коуч выступает как консультант, слушатель и партнер по диалогу. Его задача создать условия, в которых обучающиеся самостоятельно генерировали бы решения, обеспечение обратной связи и их направление к успеху в учебе.
Опираясь на философию коучинга, коучи берут на себя ответственность:
• Обнаруживать, прояснять и придерживаться тех целей, которых желает достичь обучающийся.
• Стимулировать самостоятельные открытия обучающегося.
• Выявлять разработанные обучающимся решения и стратегии.
• Считать обучающегося ответственным и надёжным2.
6. Отношения между коучем и обучающимися основаны на доверии, уважении, одобрении и двухсторонней коммуникации. Между коучем и обучающимся устанавливается равноправное сотрудничество. Коучинг должен применять личностно-ориентированную модель: «Творческий тандем», сущность которой состоит в том, что коуч и обучающийся общаются на равных, работают вместе, деля пополам ответственность за результат, они становятся неделимым целым.
О сотрудничестве и партнерских отношениях как необходимых условиях коучинга пишут большинство авторов [8; 9].
7. Включенность обучающегося и его желание учиться. Коучинг предполагает, что обучающийся хочет активно и добровольно учиться и принимать собственные решения, поскольку человек знает о своих возможностях, гораздо больше, чем любой другой человек, в том числе и коуч.
8. Каждый человек старается выбрать оптимальное решение, исходя из известных ему альтернатив. То есть он выбирает наилучшую из известных ему моделей поведения, для каждого конкретного случая. Чем больше моделей поведения известно человеку, тем богаче его выбор. В процессе коучинга каждый человек делает наилучший выбор для себя [10].
9. Люди нуждаются в поддержке, а не в критике, чтобы совершенствовать свою деятельность. Коуч не должен критиковать или оценивать идеи и работу студента (безоценочное суждение коуча). Ему следует принимать студента таким, какой он есть, относиться к нему с симпатией, признавая его право на уникальность и личное мнение. Коуч должен помнить, что в основе любого действия — позитивное намерение [10].
10. Использование методов и инструментов коучинга, способствующих процессно-ориентированной поддержке обучающихся с целью оптимизации деятельностных компетенций.
Коучинг как интегрированная часть образовательной программы подготовки бакалавров
Международные и российские исследования показывают, что процесс коучинга будет эффективным, если он концептуально и методологически проработан и представляет собой целостную систему деятельности с четко определенной целью, логической структурой (объект, субъект, формы, средства, методы, результат) и временем, необходимым для ее осуществления.
В практике деятельности высших учебных заведений коучинг может применяться в различных направлениях учебной деятельности студентов, в том числе при изучении отдельных учебных дисциплин. Однако, в настоящее время не разработан интегрированный подход, в котором коучинг выступает как составная часть образовательной программы подготовки бакалавров в течение всего периода обучения в вузе, что определило предмет и цели исследования. Предметом нашего исследования являлась система коучинга как интегрированная часть программы подготовки бакалавров.
Авторами были разработаны общие принципы построения системы коучинга и определены содержательный, организационный и технологические подходы (аспекты) к реализации коучингового подхода в процессе обучения в вузе. При этом мы предполагаем учет влияния цифровизации и внедрения информационных технологий в учебный процесс.
Важным условием реализация коучинга в любой организации, в том числе и в вузе, является разработка модели коучинга [11; 12]. Модель должна включать цель и задачи коучинга. общие принципы построения системы коучинга, характеристику его направлений в вузе, этапы коучингового процесса и рекомендуемые технологии, методы, инструменты и техники для каждой конкретной ситуации. В модели должны быть прописаны функции преподавателей — кручей, обязанности и ответственность студентов, обязательства руководителей вуза. Коучинг меняет отношения между обучающим и обучаемым, меняются также требования к личности преподавателя, к его профессиональным компетенциям, к его искусству преподавания. Преподаватели должны быть подготовлены к введению коучингового подхода в вузе, поскольку все они становятся коучами. Особенно это касается молодых преподавателей. Поэтому в модели необходимо предусмотреть формы подготовки преподавателей к осуществлению этого подхода.
В современных условиях важным обязательным моментом при описании технологий, методов и техник коучинга в модели выступает использование методов и инструментов цифровизации учебного процесса. Кроме того, цифровизация значительно облегчает процесс разработки модели коучинга в вузе.
Модель разрабатывается исходя из специфики каждого вуза для конкретных условий его работы. Модель должна быть облечена в форму организационного регламента, с которым необходимо ознакомить всех заинтересованных лиц.
Основой построения образовательной программы подготовки бакалавра является компетентностный подход, который задает представление о том, какими должны быть содержание образования и его образовательный результат.
Основными принципами применения системы коучинга в образовательной программе подготовки бакалавра являются:
1. Введение коучинга как отдельной дисциплины, которая должна быть включена в учебный план подготовки бакалавров, программа реализуется в течение всех четырех лет обучения студентов в университете.
2. Связь коучинга с развитием профессиональных навыков студентов и соответствующее смещение фокуса коучинга в течение четырех лет подготовки.
3. Мониторинг и руководство прогрессом в обучении. Для эффективной реализации программы коучинга необходима организация постоянного мониторинга и оценки, которые осуществляются на основании критериев эффективности и представляют оценочно-диагностический компонент разработанной системы.
Коучинг в процессе обучения связан с решением трех основных задач:
• раскрыть и развить способность студента разрабатывать и осуществлять планы (проекты) личного развития с четко сформулированными целями и намеченными результатами, ожидаемой продолжительностью, ожидаемыми ориентирами;
• раскрыть и развить способность студента проводить самооценку своей продуктивности, достигнутых результатов, определять в своей работе и поведении сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, последствия для себя и других, делать на основе этих представлений выводы в целях дальнейшего улучшения своей учебной деятельности;
• укрепить уверенность студента в своих собственных силах, помочь ему самоутвердиться и в дальнейшем с успехом самостоятельно решать реальные проблемы.
Ежегодно студент определяет цели и ожидаемые результаты, составляет план личного развития, включающий как развитие профессиональных компетенций, так и личностное развитие. В этих целях он проводит личный аудит, анализирует свои сильные и слабые стороны. Коучинг также связан с работой студента над своим портфолио, к формированию которого он приступает с первого года обучения.
Для реализации задач студенты должны освоить и уметь применять широкий спектр аналитических, познавательных методов и инструментов, рефлексию, включающих: методы анализа сильных и слабых сторон, полученную обратную связь, методы (проектного) планирования, модели для формулирования личных характеристик, понимать цели развития и потребности организации (объектов всех его практических работ в вузе, и в конечном счете, выпускной работы), направления дальнейшего саморазвития, формулировать цели обучения SMART, уметь проводить самооценку, строить профессиональный профиль/диаграмму компетенций, планы карьерного роста, уметь создавать команду и совместно работать с коллегами.
Преподаватель, взаимодействуя со студентом, обеспечивает обратную связь, оценивает развитие компетенций, направляет движение к успеху в обучении. Коучинг подразумевает рефлексию, мотивирование и подбор стиля обучения совместно с коучем дифференцированно — в зависимости от степени готовности обучаемого к выполнению той или иной учебной задачи.
Особую роль играет коучинг на 4 курсе, когда студенты завершают обучение в университете, итогом обучения является его готовность к профессиональной карьере. Целями коучинга на 4 курсе являются поддержка студента при определении направленности выпускной квалификационной работы и в завершении подготовки портфолио.
В своем портфолио выпускник должен продемонстрировать полученные навыки и подтвердить владение компетенциями, формируемыми в результате прохождения образовательной программы. Подготовленный студентом портфель должен дать полное представление о развитии его компетенций, начиная с первого года обучения, включая соответствующие документальные подтверждения. Портфолио представляется в Государственную аттестационную комиссию вместе с готовой выпускной работой. Итоговая
оценка студенту выставляется по результатам защиты выпускной работы с учетом оценки портфолио.
Таким образом, в течение четырех лет студенты достигают в процессе обучения своих личных целей и развития поэтапно, систематически и целенаправленно. Коучинг выступает как программа поддержки обучения, нацеленная на развитие способности студентов к самоуправлению и инструмент их профессионального развития, за счет овладения студентами соответствующими навыками. В результате обучения на основе коучингового подхода выпускник бакалавриата должен стать «рефлексивным практиком», способным анализировать и оценивать свои собственные действия и их эффективность, и использовать эту информацию для постоянного развития своей профессиональной деятельности и личностного потенциала.
Влияние цифровизация на учебный процесс в вузе
Анализ материалов практики, связанных с образовательным процессом в ряде вузов, а также анализ собственного многолетнего опыта преподавательской работы позволил определить ряд основных направлений влияния цифровизации на учебный процесс.
Цифровизация изменила среду, в которой осуществлялись коммуникации в процессе коучинга между коучем и студентом, между студентами. Во-первых, расширились временные возможности для общения. Это общение в виртуальном пространстве. Оно не обязательно должно быть синхронным, как было раньше (межличностное общение посредством встреч и электронной почты), оно может быть сдвинуто во времени. Во-вторых, улучшились возможности для общения студентов друг с другом (при работе в малых группах), т. к. они могут общаться в любое время суток, а с помощью видеоконференций они могут видеть друг друга и общаться коллективно в виртуальном пространстве, находясь при этом дома. В-третьих, цифровизация, применение информационных технологий позволяет также коучу эффективно общаться с несколькими студентами или группой студентов одновременно посредством видеоконференцсвязи. Появился даже новый вид коучинга — дистанционный коучинг (интернет-коучинг; телекоммуникационный коучинг; телефонный коучинг (заочные телефонные сессии).
Информационные технологии позволяют получить информацию, находящуюся в свободном доступе (причем более оперативно), для выполнения заданий, проектных, курсовых, научно-исследовательских и дипломных работ. Это учит студентов искать информацию, анализировать ее, использовать для разработки, обоснования и оценки вариантов решений, учит системно и критически мыслить. Таким образом, цифровизация способствует самоорганизации студентов, их саморазвитию, стимулирует их познавательный интерес, улучшает мотивацию к учебе, повышает их ответственность за конечные результаты выполняемых работ.
С цифровизацией меняется характер выполнения заданий. В учебном процессе больше времени может уделяться творческой работе над заданиями и проектами, что делает ее более самостоятельной. Появляется больше возможностей для развития студенческих талантов, проявления ими различных инициатив, укреплению чувства ответственности по отношению к своей будущей профессии. Неслучайно в России в последние годы начали проводиться и приобретают все большую популярность среди молодежи различные конкурсы, где студенты наряду с выпускниками могут попробовать свои силы, например, «Лидеры России» и другие.
Цифровизация дает возможность использовать математический аппарат для применения новых методов решения задач, для обоснования принимаемых решений, а в конечном счете, для развития собственных аналитических и креативных способностей, системного мышления обучающихся.
Еще одно положительное следствие цифровизации — возможность организовать учебный процесс с использованием удаленного формата с помощью видеоконференцсвязи. Этому же во многом поспособствовала пандемия коронавируса, введенный длительный карантин в России (как и во многих странах мира). И после карантина во многих организациях, в том числе и в вузах, продолжает оставаться удаленный формат работы, который показал свою эффективность. Положительные моменты удаленного учебного процесса отмечаются и преподавателями, и студентами. При этом следует особо подчеркнуть необходимость и возможность сочетания очной и удаленной формы организации учебного процесса (так называемой, гибридной формы).
Коучинг в высшей школе выступает и как важная персонал-технология, и как методология подготовки специалистов — профессионалов, и как новая самостоятельная дисциплина, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основную процедуру, и как программа поддержки обучения, нацеленная на профессиональное и личностное развитие студентов в течение всего периода обучения. Авторами разработан подход, в рамках которого объединяются воедино все аспекты, и создается система коучинга как интегрированная часть программы подготовки бакалавров, определены задачи, принципы и методы интеграции коучинга в образовательную программу подготовки бакалавров.
Коучинговый подход основывается на всех современных подходах в управлении вузом, как организацией особого типа, и его деятельностью и позволяет учесть все современные тенденции и инновации в образовательном процессе.
Введение коучингового подхода в вузе способствует росту вовлеченности студентов в учебный процесс, увеличению мобильности студентов и преподавателей — коучей, повышению продуктивности занятий, и, в конечном счете, ведет к укреплению уверенности студентов в своих силах, раскрытию их творческого потенциала, росту удовлетворенности от проделанной работы, самоуправлению и самореализации.
Проведенные авторами исследования показали, что успешность применения коучингового подхода зависит от того, насколько разработана модель процесса коучинга применительно к конкретным условиям деятельности вуза.
Таким образом, коучинг как системная парадигма раскрытия потенциала личности, являясь ключевым ресурсом для инновационных изменений и методологией эффективного обучения, обеспечивает наилучший подход к осуществлению модернизации системы высшего образования в условиях цифровизации, позволяющим решить поставленные задачи и учесть необходимые акценты.
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
1. Никитина Т.А., Шаталина М.А. Основы коучинга. Руководство. — Самара: СГПУ, 2007. — 184 с. — ISBN 978-5-8428-0602-7.
2. Дауни М. (2019) Эффективный коучинг. Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы. — М.: Добрая книга, 2019.
— 288 с.
3. Голви, Т. (2012) Работа как внутренняя игра: раскрытие личного потенциала / Тимоти Голви; пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Издательство Альпина, 2012. — 266 с.
4. Thompson, S. (2019). The power of pragmatism: how project managers benefit from coaching practice through developing soft skills and self-confidence. International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring 2019, S13, pp. 4-15. DOI: 10.24384/86ee-ps25.
5. Уитмор Дж. (2020) Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства. — М.: Издательство Альпина, 2020. — 320 с.
6. Аткинсон М., Чойс Р. (2016) Искусство и наука коучинга: внутренняя динамика коучинга. — Москва: Издательство Альпина, 2016. — 214 с.
7. Slaninova G. (2019) Coaching As A Tool For Increasing Self-Efficacy With Regard To Professional Identity. In Besedova, P., Heinrichova, N., Ondrakova, J. (Eds.), ICEEPSY 2019 — 10th International Conference on Education and Educational Psychology (pp. 389-396) / Barselona, Spain. D0I:10.15405/epsbs.2019.11.47
8. Jackson K. (2020) Digital platforms significantly enhance high school entrepreneurship programs by enabling coaching, collaboration, and competition, 14th International Technology, Education and Development Conference (pp. 8008-8013). Valencia, Spain. DOI: 10.21125/inted.2020.2180.
9. Milistetd M., Salles W. das N., Backes A.F., Mesquita I., Nascimento J.V. do. (2019) Learner-centered teaching in a university-based coach education: First attempts through action research inquiry. International Journal of Sports Science & Coaching. 2019; 14(3): 294-309. D0I:10.1177/1747954119842957.
10. Аткинсон М., Чойс Р. (2013) Искусство и наука коучинга: пошаговая система. — М.: Издательство Альпина, 2013. — 250 с.
11. Collet, V.S. (2015), "The Gradual Increase of Responsibility Model for coaching teachers: Scaffolds for change", International Journal of Mentoring and Coaching in Education, Vol. 4 No. 4, pp. 269-292. https://doi.org/10.1108/IJMCE-06-2015-0017.
12. Terblanche N.H.D. (2020) The coaching model derivation process: combining grounded theory and canonical action research for developing coaching models, Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice, 13:1, 45-60, DOI: 10.1080/17521882.2019.1619794 Accessed: 08.04.22.
Sundukova Galina Mikhailovna
State University of Management, Moscow, Russia E-mail: kafedra_tou@mail.ru RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=664302
Derevyagina Ljudmila Nikolaevna
State University of Management, Moscow, Russia E-mail: dereviag@gmail.com RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=848071
Shramchenko Tamara Borisovna
State University of Management, Moscow, Russia E-mail: tomashram2011@gmail.com RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=679594
Coaching as a resource for innovative changes in the preparation of bachelors
Abstract. The article considers the causes, objectives and priority areas of modernization of the higher education system in modern conditions. The purpose of the study is to show the role of coaching as one of the main innovative approaches in the implementation of the educational process in a higher educational institution. The article provides the definitions of the concept of coaching, presented in the scientific literature, the analysis of which made it possible to single out one of them, which is more consistent with the ongoing research. On this basis, the authors revealed the features of coaching in the field of higher education, formulating its goals, objectives and principles.
The article shows what gives the use of the coaching approach for students. It is also noted that coaching imposes new requirements on the competencies of a teacher and on the art of teaching, in connection with which it is necessary to properly prepare teachers for the introduction of a coaching approach at a university.
The authors emphasize that an important condition for the implementation of the coaching approach in the university is the development of a coaching model, which should be fixed in the relevant regulatory documents. The authors propose an integrated approach in which coaching acts as an integral part of the educational program for the preparation of bachelors. The article reveals the tasks of coaching, the principles and methods of integrating coaching into the educational program. It is emphasized that coaching acts as a learning support program implemented throughout the years of students' studies at the university, its main characteristics are systemic, purposeful and phased.
Based on the analysis of practical materials and personal experience, the authors identified the main directions of the influence of digitalization on the educational process, which should be taken into account when implementing the coaching approach at the university.
Keywords: coaching; principles of coaching; university; higher education; educational program; digitalization; distance coaching