Научная статья на тему 'Кот д’Ивуар и Россия: аналогия историко-политических сегментов'

Кот д’Ивуар и Россия: аналогия историко-политических сегментов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кот д’Ивуар и Россия: аналогия историко-политических сегментов»

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

МЕЖДУНАРОДНАЯ РУБРИКА

«КОТ Д'ИВУАР И РОССИЯ: АНАЛОГИЯ ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СЕГМЕНТОВ»

История любого государства насчитывает огромное число «смутных времён», дворцовых интриг. Причем, для достижения своих политических целей цари не чуждались манипуляцией самого острого и опасного вопроса -идеологическими расхождениями и национальной политикой (искусственное разжигание межнациональной розни), превращая борьбу за власть в кровавую резню.

В истории внутриполитических процессов России и Кот д'Ивуара много общего. В начале 90-ых годов в жизни обеих стран произошли кардинальные изменения, что втянуло Россию в глубокий всесторонний кризис, а Кот д'Ивуар ещё и в гражданскую войну.

Первый президент Кот д'Ивуара Феликс Уфуэ-Буаньи вытащил страну из экономического кризиса, совершив тем самым экономическое чудо, не нарушая при этом прав человека. Сам Уфуэ-Буаньи признался, что сумел достигнуть экономического роста, но не развития. После его смерти в 1993 г. оказалось, что политическая система была полностью не развита и не готова к новому этапу политической жизни. Эту ситуацию можно сравнить с общественно-политическим положением России начала 90-х годов ХХ века. После 1993 г. в экономически развитом африканском государстве полностью «рассыпалась» экономика, и страна стала уязвима для разного рода политических манипуляций.

Архитекторы перестройки и шоковой терапии, после 4 октября, написали для России сценарий, который был схожим с разорванным гражданской войной Кот д'Ивуаром. И первая война на Кавказе, несмотря на очаговый характер, по количеству жертв выглядит более ужасной и крупномасштабной

гражданской войны в Кот-д-Ивуаре 20022007 г.г..

До военных событий Кот д'Ивуар вообще был одной из самых стабильных стран Африканского континента, где за годы независимости не состоялось ни одного переворота и ни одного крупного конфликта.

С начала 90-х г. ХХ века, после сорока лет авторитаризма, в Кот д'Ивуаре появилась многопартийная система (видна прямая аналогия с СССР). Политический режим обладал большой легитимностью в глазах граждан и удачно избегал весьма возможных в местных условиях межэтнических эксцессов. Однако, стабильность оказалось временной -"Страна росла, но не развивалась".

Политические институты Кот д'Ивуар, которые находились в зачатке, так же как и в СССР, дали о себе знать после десятилетий авторитаризма. Ведь если отсутствует представление о том, что такое свободные выборы, то не возможно легитимно взять или отдать власть. С 1999 г. ситуация в Кот д'Ивуаре начала проявлять признаки дестабилизации, что вылилось в гражданскую войну 20022007 г., со всем традиционным набором ужасов.

Несомненно, что в этот период имелись факты систематического нарушения прав человека с применением наемников. Кроме жандармов, полиции, вооруженных банд, рэкетиров,

политические группировки задействовали бойцов, переброшенных из Либерии. После падения генерала Гуэя на улицы выдвинулись мусульманские сторонники президента Уаттары и его партии, требовавшие проведения повторного голосования на выборах с участием своего национального лидера, незаконно отстраненного от участия. Стороны устраивали массовые драки. Демонстрации разгонялись силой, с расстрелами пойманных без суда. Итоговая цифра убитых в конфликте, связанном с

выборами, согласно международному справочнику составляет 150 человек. Итоговая цифра погибших при «расстреле Белого Дома» в Москве в 1993 г. составила 157 человек.

О сегментарной идентичности России и Кот д'Ивуара можно рассуждать довольно долго. И история, и экономика, и политика имеют некую аналогию, об этом ещё говорила Маргарет Тетчер, занимая должность премьер-министра

Великобритании.

Сегодня о политико-правовой составляющей Кот д'Ивуара мы поговорим с гражданином Кот д'Ивуара, руководителем Центра Африканских Исследований РУДН, преподавателем кафедры международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов Аду Яо Никэзом.

- Добрый вечер, господин Аду Яо Никэз. В современной действительности глобальный масштаб приобрело распространение в законодательствах различных стран концепции «правового государства». Расскажите, пожалуйста, как вы понимаете термин «правовое государство», и как, по Вашему мнению, должно выглядеть правовое государство в действительности?

- Прежде всего, хочу поблагодарить Вас за наше сотрудничество. Это для меня большая честь дать интервью вашему научному журналу, к которому я отношусь с большим уважением.

Под «правовым государством» понимается страна, в которой господствует право в широком смысле. Сочетание «государства» и «права», в широком смысле, включает не только понятие права как нормы права (для которой характерна общеобязательность), но и также воплощение права в действительность. Другой вопрос состоит в том, является ли правом всякое право? Ответ на этот вопрос не однозначен. В диктаторских «государствах», имеется в виду «режимах», существует право как общеобязательная норма. Однако, такие страны не относятся к правовым

государствам, а их законы не являются правовыми.

Если сформулировать, каким должно быть правовое государство, следует отметить, что «правовое государство - это государство, в котором господствует право, признанное «цивилизованными государствами». Здесь термин «цивилизованное государство» не имеет никакого отношения к существующим в мире различным цивилизациям. Следует понимать цивилизацию как государство, в котором человек, его права, свободы и достоинство являются высшими ценностями. А для того, чтобы эти человеческие ценности были обеспечены надлежащим образом, должен существовать принцип

противовеса государственной власти во избежание произвола.

- Хотелось бы услышать характеристику участия граждан Кот-д'Ивуара в политической жизни республики.

- В Кот д'Ивуаре, как в любом современном демократическом государстве, граждане участвуют в политической жизни своей страны непосредственно путем участия во всеобщем голосовании. Однако одно дело участвовать в голосовании, но другое дело понимать процедуру голосования и быть способным влиять на политический курс страны посредством своего голоса. Тут много вопросов, которые нуждаются в уточнении. Это тема для отдельного разговора.

То, что произошло в стране в последние годы, связано с президентскими выборами, которые завершились преследованием Лорана Гбагбо, бывшего президента Международным уголовным судом (я напомню, что он сейчас находится в Гааге).

Я хотел бы также подчеркнуть, что Кот д'Ивуар представляет собой молодое государство, в отличие от России или многих европейских и североамериканских государств, которые имеют многовековую историю, что важно для укрепления государственности.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

- Как вы осознаёте Ваше государство в качестве субъекта правовой системы? Как вы можете охарактеризовать источники становления в Кот-д'Ивуаре института прав человека. И к какой модели государственности Вы отнесёте Ваше государство?

- Как я уже сказал, Кот д'Ивуар является молодым государством, которое долгое время было Французской колонией. После предоставления независимости (07.08.1960 г.) страна унаследовала французскую правовую систему, которая, конечно, не соответствовала традициям и обычаям местного населения. Прошло более 50 лет, но еще многое нужно сделать. Правовое государство за 50 лет не построишь, учитывая растущие интересы бывшего Метрополия, который продолжает играть важную роль в политической жизни страны на основе своих интересов, а также глобализацию, которая оказывает влияние и не обязательно в лучшую сторону. Тем не менее, можно сказать, что правовая база существует, и следует её воплощать в действительность. Охарактеризовать модель государственности страны я сейчас затрудняюсь. До гражданской воины я мог с уверенностью сказать, что Кот д'Ивуар является переходным молодым демократическим государством. Но сейчас представьте себе государство, которое только начало оправляться после гражданской войны! Сейчас требуется все заново начать, и какая модель государственности будет завтра, трудно предугадать.

- Действуют ли на территории Кот-д'Ивуара институты зарубежной публичной дипломатии? Если да, то какое они имеют значение?

- Да, действительно, как почти во всех развивающихся государствах на территории Кот д'Ивуара действуют институты зарубежной публичной дипломатии, особенно из бывшего Метрополия (Франции), США, Канады и др. Они, в конечном счете, играют важную роль в оказании помощи населению

страны. Значение огромное не только для ивуарийцев, но и, в основном, для стран «аккредитованных организаций», так как они являются прямыми посредниками в доступе в экономическую, политическую и социальную жизнь страны.

- Расскажите, пожалуйста, о причинах возникновения прошедшего политического кризиса в Кот-д'Ивуаре. Как политический кризис повлиял на систему прав и свобод человека?

- Любой политический кризис, особенно, когда он порождает военные столкновения, обязательно поражает правовую систему государства и права человека в целом. Насилие, особенно в условиях гражданской войны, не может существовать с правом и правами человека.

Причины кризиса в Кот д'Ивуаре множественные. Он имеет исторические оттенки с желанием бывшего Метрополия любым путем сохранить свое влияние в стране для защиты своих интересов. Это также недобросовестность политиков, которые, несмотря ни на что, хотят прийти к власти или сохранить власть, при этом разжигают национальную рознь.

- Расскажите о юрисдикции и компетенции Африканского суда по правам человека. Возможно ли его сравнить с Европейским судом по правам человека?

- Юрисдикция и компетенция Африканского суда по правам человека и народов пока остаётся лишь на бумаге. В настоящее время в рамках Африканского Союза активно действует Африканская комиссия прав человека и народов, но, к сожалению, её компетенция, особенно, когда речь идет об исполнении её решений, ещё далека от совершенства. В отличие от Европейского суда по правам человека, Африканский суд по правам человека и народов является молодым институциональным органом в Африке. Как вы знаете, Африка имеет свою специфику, здесь имеются в виду исторические, культурные, политические, социальные особенности. Поэтому сравнивать Африканский суд по правам

человека и народов с Европейским судом по правам человека пока было бы ошибочно.

- Какие политические силы конкурируют в современном Кот-д'Ивуаре? Что представляют собой бете (Bëtë) и дьюла фюи1а)? Какие политические цели они преследуют?

- С 18 февраля 1992 г. официально была объявлена многопартийная система в Кот д'Ивуаре. В настоящее время в стране официально действуют десятки политических партий. Самые крупные из них - это Демократическая Партия Кот д'Ивуара (РБС1-КБА), Объединение Республиканцев (КОЯ) и Ивуарийский Национальный Фронт (РР1). Как во многих развивающихся странах, к сожалению, можно зачастую констатировать этнический характер этих партий в их борьбе за власть.

Если говорить о бете (Bëtë) и дьюла (Оюи1а), то нужно сказать, что иногда даже в Кот д'Ивуаре есть путаница. «Бете» - это этническая группа запада страны. «Диула» - это не этническая группа, это вид коммерческой деятельности групп людей, принадлежащих к этнической группе севера страны, то есть «маленке». Я понимаю ваш интерес, потому что многие думают, что гражданская война связана именно с противостоянием этих групп, так как нынешний президент принадлежит к «маленке», а предыдущий - к «бете». Действительно, такой поворот событий имел место во время войны. Однако я, как гражданин, знающий историю страны, категорически отрицаю точку зрения, согласно которой война имеет межэтнический характер. Так, например, смешанные браки в стране фактически представляют собой основу единства страны, поэтому идея о межэтнической войне несостоятельна.

- Большое спасибо, господин Аду Яо Никэз! Надеемся и на дальнейшее

продуктивное сотрудничество между нашими научными центрами.

Мир переживает беспрецедентный по историческим меркам переходный период, сопровождающийся перелицовкой геополитического ландшафта,

формированием новой расстановки сил.

В этих условиях Россия стремится проводить ответственную внешнюю политику, выстраивать на международной арене коллективные действия в интересах укрепления безопасности и стабильности, урегулирования конфликтов путём поиска разумных компромиссов, а также через развитие полноценного диалога и сотрудничества со всеми государствами.

Наиболее значимые для мирового сообщества сегодня становятся вопросы поиска наднациональной идентичности населения стран мира. Достижения согласия по вопросам культуры, науки, образования и права являются основополагающими постулатами

развития экономических отношений и достижения компромисса в спорных вопросах геополитики.

Объединяющей воедино умы и сердца народов и наций является идея благополучия и защищённости, уважения и признания. Всё это достижимо лишь в пределах правового государства. На сегодняшний день в мире нет полностью правового государства. Но есть страны, где наиболее эффективно исполняются принципы правового государства и его ценности декларируются непопрекаемой основой уважения прав и свобод человека. Такие государства признаются мировым сообществом - как развитые. Развивающиеся же государства могут стать развитыми только лишь с помощью реализации идей правового государства на своей общественно-политической

платформе.

Беседовали:

Павел Минаков Константин Сафронов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.