Научная статья на тему 'Косвенное влияние туризмана сопутствующие отрасли экономики'

Косвенное влияние туризмана сопутствующие отрасли экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1379
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПРИБЫТИЯ / ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ВЛИЯНИЕТУРИЗМА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТУРИЗМА / СТАТИСТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОБЪЕМ ТУРИСТСКОГО ПОТОКА / ТУРИСТСКИЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР / INTERNATIONAL TOURIST ARRIVALS / DIRECT AND INDIRECT IMPACT OF TOURISM / ECONOMICIMPACT OF TOURISM / THE STATISTICS OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE VOLUME OF TOURIST TRAFFIC / TOURISTMULTIPLICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярыгина О. В.

Анализируетсядействующийподходпооценкесостояниятуристскойотраслив Российской Федерации. Сформулированы основные ограничения, которые влияютна качество получаемой статистической первичной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indirect impact of tourism on accompanied economy branches

This paper analyzes the current approach to assess the state of the tourism industry in theRussian Federation, formulated the basic restrictions that affect the quality of the resultingprimary statistical information.

Текст научной работы на тему «Косвенное влияние туризмана сопутствующие отрасли экономики»

УДК 338.48

□.В. ЯРЫГИНА

КОСВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА СОПУТСТВУЮЩИЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

Анализируется действующий подход по оценке состояния туристской отрасли в Российской Федерации. Сформулированы основные ограничения, которые влияют на качество получаемой статистической первичной информации.

Ключевые слова: международные туристские прибытия, прямое и косвенное влияние туризма, экономическое воздействие туризма, статистика Российской Федерации, объем туристского потока, туристский мультипликатор.

This paper analyzes the current approach to assess the state of the tourism industry in the Russian Federation, formulated the basic restrictions that affect the quality of the resulting primary statistical information.

Key words: international tourist arrivals, direct and indirect impact of tourism, economic impact of tourism, the statistics of the Russian Federation, the volume of tourist traffic, tourist multiplicator.

Динамика развития туристской отрасли обусловливается важностью ее роли для экономики, определяемой как прямым, так и косвенным влиянием. Прямое влияние туризма с той или иной степенью достоверности учитывается в действующих национальных счетах. Косвенное влияние туризма на российскую экономику учитывается не в полной мере, поэтому актуальность такого учета несомненна.

В опубликованном Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) в октябре 2011 г. докладе «Туризм: перспектива 2030» прогнозируется, что число международных туристских прибытий к 2030 г. достигнет 1,8 млрд. В этом прогнозе подтверждается, что в ближайшие два десятилетия будет продолжаться устойчивый рост международного туризма и, хотя темпы роста будут более умеренными по сравнению с прошлыми десятилетиями, в среднем увеличение числа международных туристских прибытий в мире прогнозируется на 3,3% в год (в среднем на 43 млн междуна-

© Ярыгина О.В., 2013

родных туристов) [1]. Прогноз ЮНВТО на 2020 г. оценивает численность международных туристов в 1,6 млрд человек, при этом предполагается, что темпы роста расходов туристов будут в два раза больше темпов роста их численности. Если в настоящее время суммарные расходы путешествующих составляют 445 млрд долл. в год, то к 2020 г. они возрастут до 2 трлн долл.[2], что, в частности, свидетельствует о привлекательности данной сферы хозяйствования.

Заметно расширяется перечень видов деятельности сферы туризма, к числу которых относятся индустрия гостеприимства, общественное питание, страхование, медицинское обслуживание, транспорт, анимационная деятельность в широком смысле, информационные сети и системы и т.д.; при этом их характеристики постоянно усложняются. Например, в докладе ЮНВТО «Рекомендации к статистическому учету в сфере туризма, 2008 г.» приводится три перечня видов деятельности: типичных для туризма (табл. 1) [3]; прочих; прямо и косвенно связанных с туризмом (табл. 2) [4].

Таблица 1

Перечень категорий типичных туристских потребительских продуктов и типичных для туризма видов деятельности (отрасли туризма) ЮНВТО

Продукты Виды деятельности

1. Услуги по размещению посетителей 1. Размещение посетителей

2. Услуги по предоставлению питания и напитков 2. Деятельность по обеспечению питания и напитков

З.Услуги железнодорожного пассажирского транспорта 3. Железнодорожный пассажирский транспорт

4. Услуги пассажирского дорожного транспорта 4. Пассажирский дорожный транспорт

5. Услуги водного пассажирского транспорта 5. Водный пассажирский транспорт

6. Услуги воздушного пассажирского транспорта 6. Воздушный пассажирский транспорт

7. Услуги по аренде транспортного оборудования 7. Аренда транспортного оборудования

8. Услуги туристских агентств и прочие услуги по бронированию 8. Деятельность туристских агентств и других организаций, занимающихся бронированием

9. Услуги в культурной области 9. Деятельность, связанная с оказанием услуг в культурной области

10. Спортивные и рекреационные услуги 10. Деятельность, связанная с оказанием спортивных и рекреационных услуг

11. Характерные для конкретной страны типичные туристские товары 11. Розничная торговля характерными для конкретной страны типичными туристскими товарами

12. Характерные для конкретной страны типичные услуги в сфере туризма 12. Прочие типичные виды деятельности в туризме, характерные для конкретной страны

Таблица 2

Перечень прочих видов деятельности, прямо и косвенно связанных с туризмом

Виды деятельности, прямо связанные с туризмом Виды деятельности, косвенно связанные с туризмом

Рекламные услуги в сфере туризма Услуги по исследованию рынка и опросу общественного мнения

Информационные услуги для посетителей Услуги органов полиции и противопожарной службы

Государственные административные услуги, относящиеся к оптовой и розничной торговле, системе предприятий общественного питания, гостиницам и ресторанам Прочие услуги в области образования и профессиональной подготовки, не включенные в другие категории

Государственные административные услуги, относящиеся к делам в сфере туризма Вспомогательные услуги в области образования

Таким образом, взаимосвязь туризма с широким спектром деятельности различных организаций и структур обусловливает рост внимания не только к оценке его социально-экономических результатов, но и к анализу и оценке его взаимосвязей с социальными и экономическими процессами других сфер и отраслей. В связи с этим ряд стран и международных организаций участвуют в разработке концепций, баз данных и методов, которые позволили бы проводить такого рода оценки и анализ [1].

К сожалению, существующая статистика Российской Федерации учитывает и фиксирует лишь число туристов и денежные суммы, затрачиваемые ими на путешествия. Следовательно, экономическое воздействие туризма определяется по заниженным показателям, генерируемые им доходы учитываются в других отраслях, поэтому посчитать общий вклад туризма в экономику можно лишь приблизительно.

Чтобы понять реальную значимость туризма в экономике, следует оценивать такие важные показатели, как, например, влияние отрасли на объем ВВП, занятость населения, эффект перемещения туристов внутри страны, с точки зрения перераспределения доходов.

Из Пояснительной записки к документу «Порядок определения объема туристского потока в Российской Федерации. Вклад туризма в экономику субъектов Российской Федерации» следует: «обобщение практики работы субъектов Российской Федерации показывает, что для определения численности въехавших в регион туристов используются следующие методы:

• федеральное государственное статистическое наблюдение по утвержденным Росстатом формам № 1-КСР, № 1-тур-фирма и др.;

• региональные статистические обследования посредством использования форм статистической отчетности на единовременной или регулярной основе;

• непосредственное измерение турпо-тока путем организации учета туристов на наиболее посещаемых туристских объ-

ектах данного региона (памятниках истории и культуры, в музеях, на природных объектах и др.);

• административные источники (например, регистрация в органах внутренних дел и в Федеральной миграционной службе);

• измерение изменений показателей, характеризующих жизнедеятельность постоянного населения региона, в высокий туристский сезон: объема потребления хлеба, вывоза мусора и др. В ряде случаев перечисленные методы комбинируются» (приказ Ростуризма от 18 июля 2007 г. № 69 «Об утверждении порядка определения внутреннего туристского потока в Российскую Федерацию и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации», приложение 4).

Следовательно, предлагаемый документ имеет целью установить единую для всех субъектов Российской Федерации методику определения объема туристского потока. Она основана на использовании существующих форм федеральной государственной статистической отчетности и результатов обследований, организуемых на региональном уровне. Данные таких обследований используются при определении роли туризма в экономике субъекта Российской Федерации.

Показатели оценки вклада туризма в экономику субъекта Российской Федерации являются важнейшими с точки зрения обоснования необходимости направления государственных и частных инвестиций в сферу туризма.

К числу серьезных информационных проблем, особенно на региональном уровне, следует отнести определение расходов внутренних визитеров (туристов, командированных, бизнесменов) на покупку товаров. В случае въездного и выездного туризма расходы на покупку товаров нерезидентами на внутреннем рынке и резидентами на внешнем рынке определяются исходя из косвенной информации.

Дело в том, что классификация туризма на «организованный» и «неорганизованный» в международных стандартах не применяется. Но, учитывая россий-

скую специфику, в дальнейших исследованиях по вопросу комплексных измерений платных туристских услуг населению в системе макроэкономических расчетов такую группировку можно использовать.

В настоящее время большинство нерыночных услуг домашних хозяйств при подсчетах макроэкономических показателей не учитываются (за исключением услуг по проживанию в собственном жилище). Поэтому в контексте методологии определения объема платных услуг населению, вовлеченных в оборот в сфере туризма, «дачный туризм» должен найти отражение под рубрикой «неорганизованный туризм» (проживание в гостях на бесплатной основе в контексте расширения содержания понятия «туристские услуги населению, вовлеченные в оборот в сфере туризма»).

В результате анализа действующего подхода по оценке состояния туристской отрасли в Российской Федерации можно сформулировать основные ограничения, влияющие на качество получаемой информации:

• в настоящее время отсутствует ясность в отношении ответственности за предоставление статистической информации, характеризующей туристский поток. Фактически качество источников получения данных может существенно отличаться в разных регионах;

• не предоставляется методология анализа численности туристов, размещенных не в КСР. Ответственность за выбор методов передается регионам. По факту это приводит либо к неполучению информации от ряда регионов, либо к получению данных, методология сбора которых зачастую не ясна;

• в настоящее время не предлагается единой методологии расчета объема

сферы туризма для регионов, что приводит к разнообразию получаемых данных. Возможность объединения данных разных регионов на настоящий момент представляется затруднительной;

• оценка численности занятых в сфере туризма в разных регионах может проводиться по-разному из-за отсутствия единого методологического подхода, распространенного по всем регионам. Отсутствует ясность в отношении того, что именно учитывается в данном показателе: количество работ или количество рабочих часов, переведенных в нормированные рабочие дни.

В итоге Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) не выделяет перечень отраслей, оказывающих влияние на экономику туризма и путешествий, что затрудняет его использование в применении са-теллитных счетов туризма. Включение группировки «Туризм» в ОКВЭД даст возможность эффективно использовать и в полной мере просчитывать экономический эффект от продуктивной туристской деятельности, в том числе с учетом мультипликативного фактора.

Так, одни специалисты в России утверждают, что доля туристских доходов в национальном бюджете достигает 10%, туристская отрасль обеспечивает совокупную занятость 8 млн человек. Другие специалисты считают, что такой вклад составляет менее 1%, а доля туризма в структуре занятости — 900 тыс. человек. Мнения экспертов расходятся почти на порядок. Использование туристского мультипликатора позволит ис-

ключить такую неадекватную оценку. ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. URL:http://www.media.unwto.org/ru/ press-release/2011-10-12/k-2030-godu-chislo-mezhdunarodnykh-turistov-vyrastet-do-18-milliardov (дата обращения: 20.03.2013).

2. URL: http://www.media.unwto.org/ru/ (дата обращения: 10.03.2013).

3. ЮНВТО: Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа,

2008 г. URL: http://www.media.unwto.org/ru (дата обращения: 12.03.2013).

4. ЮНВТО: Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 г. URL: http://www.media.unwto.org/ru/ (дата обращения: 15.03.2013).

педагогика профессионального образования

УДК 378:001.891 С.Е. ШИШОВ, В.А. КАЛЬНЕЙ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

Рассматривается актуальная проблема современного профессионального образования — качество подготовки студентов. Авторы уделяют особое внимание компе-тентностному подходу, который требует применения новых контрольно-оценочных технологий в процессе обучения.

Ключевые слова: профессиональное образование, интегративный подход, качество обучения, профессиональные компетенции, фонды оценочных средств.

This article describes the actual problem of modern professional education and the quality of students training. The authors give consideration to analyze the approach of competence, which needs to use new technologies of control and estimation in educational processes.

Key words: professional education, integrative approach, quality of education, professional competences, instruments of estimation.

Предпринимаемые за последнее десятилетие шаги по содержательной модернизации профессионального образования прежде всего нацелены на повышение его качества, интеграцию российского профессионального образования в международную образовательную среду. В этой связи следует отметить вхождение России в Болонский процесс, внедрение федеральных образовательных стандартов, направленных на расширение самостоятельности обучающихся и повышение индивидуализации учебного процесса.

Однако предоставленные профессиональному образованию возможности используются не в полной мере. Этому препятствуют отсутствие стимулов повышения качества, закрытость части системы профессионального образовании для своих основных заказчиков, расширение доступности профессионального образования. В то же время развивающаяся экономика требует повысить уровень

© Шишов С.Е., Кальней В.А., 2013

структуры и качества профессиональной подготовки выпускников вузов и колледжей. Поэтому необходимы целенаправленные системные усилия всех субъектов образовательного процесса для преодоления существующих диспропорций.

Историки отмечают, что каждые 20— 25 лет Россия переживает период радикальных политических реформ, которые весьма существенно влияют на сферу высшего профессионального образования. Объяснения этому даются разные: смена поколений, смена правящих элит; кто-то определяет этот цикл как объективно необходимый в любых реформах.

Только на протяжении XIX в. в России были проведены четыре радикальные реформы высшего образования, направленные на то, чтобы согласовать деятельность университетов с политическими приоритетами царствований Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Поэтому уже в период подготовки университетской реформы 60-х гг. были выделены три основ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.