Косвенное налогообложение трансграничных сделок в электронной торговле
Indirect Taxation of Cross-Border Transactions in Electronic Commerce
УДК 336.22
Соколовская Елена Васильевна
ведущий научный сотрудник Лаборатории азиатских экономических исследований Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат экономических наук
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9
Elena V. Sokolovskaya
St. Petersburg State University
Universitetskaya Emb. 7-9, St. Petersburg, Russian Federation, 199034
Данное исследование направлено на оценку современных тенденций и особенностей косвенного налогообложения трансграничных сделок в электронной коммерции. Цель. Исследовать основные элементы налогообложения НДС и таможенными пошлинами в электронной торговле на современном этапе.
Задачи. Определить основные особенности применения НДС и таможенных пошлин при налогообложении международной электронной торговли, а также основные проблемы в этой сфере и направления их решения. Методология. В работе использовались методы логического обобщения, сравнительного и графического анализа данных. Результаты. Развитие цифровой экономики привело к существенному росту возможностей для осуществления покупок и обслуживания потребителей по всему миру без обеспечения физического присутствия в стране потребителя. Часто это приводит к отсутствию или относительно низким суммам косвенных налогов, которыми облагаются такие транзакции, приводя к потере доходов бюджета и нарушению правил равной игры между продавцами-резидентами и продавцами-нерезидентами. Для экономических агентов отсутствие международных признанных стандартов взимания налога приводит к повышению рисков потери дохода и росту издержек соблюдения налогового законодательства. Для правительств это создает риски потери доходов бюджета и сворачивания торговли, а также рост издержек администрирования при контроле значительного количества транзакций с низкой стоимостью. Выводы. Определено, что ключевой проблемой, связанной с косвенным налогообложением в цифровой экономике, является торговля услугами и нематериальными товарами в условиях, когда потребитель и поставщик этих услуг находятся в разных юрисдикциях. Развитые страны мира разработали и вне-
> <
дрили ряд практических инициатив, направленных на минимизацию рисков возникновения мошенничества при трансграничных операциях в электронной торговле. Эти инициативы связаны прежде всего с обеспечением быстрого обмена актуальной информацией в налоговых и таможенных органах, а также выборочным предоставлением льготных режимов налогообложения для определенных секторов цифровой экономики. Ключевые слова: косвенное налогообложение, международные финансы, НДС, электронная торговля, цифровая экономика, бизнес-модели, потребление
This study assesses the current trends and specific features for the indirect taxation of cross-border transactions in electronic commerce.
Aim. This study aims to examine the key elements of VAT taxes and customs duties in electronic commerce at the present stage. Tasks. This study identifies the main features of the application of VAT and customs duties in the taxation of international electronic commerce, outlines major problems in this field, and provides solutions.
Methods. This study uses logical generalization, comparative, and graphical data analysis. Results. The development of the digital economy has significantly expanded opportunities to provide goods and services to consumers around the world without maintaining a physical presence in the consumer's country. Indirect taxes on such transactions are often low or absent, which leads to a decline in budget revenues and breaks the rules of equal competition between resident and non-resident sellers. For economic agents, the lack of internationally-recognized standards of taxation results in increased risks of revenue loss and increased costs of compliance with tax regulations. For governments, this leads to risks of declining budget revenue and trade collapse,
^ as well as increased administrative costs from
¡5 trying to control a large number of low-value
transactions.
^ Conclusion. The key problem associated with
1 indirect taxation in digital economy arises from s trade in services or intangible products, where x the consumer and the provider of services fall x within different jurisdictions. Developed coun-ш tries have adopted and implemented a series m of practical initiatives aimed at minimizing £ the risks of fraud during cross-border transac-> tions in electronic commerce. The primary fo-
2 cus of these initiatives is to ensure swift exchange of up-to-date information within tax
< and customs authorities guidelines, along with
selective grants of preferential taxation for ^ certain sectors of digital economy.
x Keywords: indirect taxation, international fi-
o nance, VAT, electronic commerce, digital econ-
omy, business models, consumption
1. Введение
На сегодняшний день прогресс информационных технологий стал причиной значительных изменений моделей ведения бизнеса в мире. Инновации и технологические прорывы обеспечили распространение новых бизнес-моделей в различных странах и среди различных слоев населения. Цифровая экономика (digital economy) не только радикально ускорила изменение типов моделей ведения бизнеса, но также создала совершенно новые модели бизнеса и открыла новые рынки, что, в свою очередь, способствовало росту уровня занятости и производства в странах мира.
В контексте налоговой политики вызовы цифровой экономики для правительств касаются, прежде всего, внутренней и международной налоговой политики и затрагивают такие аспекты, как международное законодательство по вопросам конфиденциальности и защиты данных, регулирования и учета. Цифровая экономика на сегодняшний день находится в состоянии непрерывного роста и развития, предопределяющих необходимость постоянного мониторинга для оценки ее влияния на налоговые системы стран, в частности на налогообложение потребления, что обусловливает актуальность данного исследования.
2. Краткий обзор литературы
Основные исследования касательно налогообложения транзакций в цифровой экономике принадлежат экспертам международных финансово-экономических организаций — ОЭСР, ВТО, ЮНКТАД, Всемирного банка и др. В этих исследованиях рассматриваются основные вызовы, формируемые электронной
коммерцией для косвенного налогообложения. Также большое внимание указанным вопросам уделяют специалисты международных консалтинговых компаний — PwC, E&Y, De-loitte, которые готовят различного уровня отчеты о состоянии налогообложения электронной коммерции и причинах его изменений. Отдельная группа исследований посвящена эмпирическому анализу влияния электронной торговли на доходы государства в разрезе отдельных стран и отдельных глобальных торговых площадок (Amazon, eBay и др.) [1-6].
3. Эмпирический анализ и обсуждение основных результатов
В условиях традиционной экономики деятельность компаний обеспечивает налоговые поступления в бюджет за счет уплаты не только налога на прибыль (на доход) и НДС, но и значительного количества других налогов (налог на имущество, экологические налоги, земельные налоги, налоги на фонд заработной платы и т. п.). Развитие цифровых технологий привело к тому, что компании, работающие в онлайн-режиме, имеют гораздо больше возможностей или для неуплаты этих налогов вообще, или для значительного сокращения соответствующей налогооблагаемой базы. Это может привести к повышению налогового давления на других налогоплательщиков с целью компенсации потерь доходов. Также это повышает важность планирования построения системы подоходного налогообложения и налогообложения потребления, которая способствовала бы росту инвестиций и экономическому росту, одновременно сокращая неравенство и устанавливая единые правила игры для всех экономических агентов.
Эволюция бизнес-моделей в целом и рост цифровой экономики в частности привели к тому, что компании-нерезиденты работают на рынках стран с фундаментально иными правилами, в отличие от тех, которые были при установлении норм и правил международного налогообложения. Новые методы ведения бизнеса вместе с либерализацией торговли и научно-техническим прогрессом позволили компаниям удаленно управлять функциями, которые ранее требовали физического присутствия. Следует отметить, что действующие пороговые значения дохода для налогообложения основаны частично на факте физического присутствия экономического агента в стране для осуществления операций по покупке/продаже товаров или услуг в принимающей стране и частично на необходимости предоставления принимающей стране админи-
стративных рычагов для обеспечения соблюдения налогового законодательства нерезидентами. В целом тот факт, что современные методы ведения бизнеса делают необязательным физическое присутствие налогоплательщика, создает новые проблемы для международного налогообложения. В частности, цифровые технологии облегчают ведение трансграничного бизнеса, а также доступ потребителей к товарам и услугам из разных стран мира, усложняя одновременно взимание соответствующих налогов на потребление [7, с. 98-99].
Основные характеристики цифровой экономики, которые должны учитываться при формировании налоговой политики, заключаются в следующем:
• мобильность нематериальных активов (intangibles), которые составляют значительную долю всех активов цифровой экономики;
• зависимость от данных, в том числе использование так называемых больших массивов данных (big data);
• сетевые эффекты (network effects) для определения участия пользователей, интегрирования и взаимодействия;
• использование многосторонних бизнес-моделей (multi-sided business models), в которых участники сделки могут быть резидентами разных юрисдикций;
• тенденция к монополизации или олигопо-лизации в некоторых бизнес-моделях, которые значительно зависят от сетевых эффектов;
• волатильность за счет низких барьеров входа и быстро прогрессирующих технологий [Там же, с. 64-65].
На сегодняшний день основные сферы, где наиболее распространены технологии цифровой экономики, — это розничные продажи, финансовые услуги, производство и сельское хозяйство, образование, здравоохранение, эфирное вещание и медиа [Там же, с. 52-53]. Цифровая экономика привела к возникновению новых бизнес-моделей, часть из которых дополняют друг друга либо пересекаются (например, платежные услуги могут быть представлены как электронная торговля либо как сервисы хранения данных по схеме cloud computing). Рассмотрим подробнее основные бизнес-модели в современной цифровой экономике.
1. Электронная коммерция (electronic commerce, e-commerce). Согласно определению ОЭСР, это продажа либо приобретение товаров или услуг, осуществляемые с помощью компьютерных сетей методами, специ-
ально предназначенными для получения ^
или размещения заказов. Электронная ком- ш
мерция может использоваться для упроще- *
ния заказа товаров или услуг с последу- ^
ющей доставкой традиционными методами ^
(косвенная электронная коммерция, indi- х
rect, offline e-commerce) или для заказов и ^
доставки товаров или услуг исключительно ^
в электронном режиме (непосредственная <
электронная коммерция direct, on-line e-com- Е;
merce) [8, c. 72; 9, с. 11]. 2
К основным моделям электронной торговли ^
относятся следующие. Si
1) Модели «бизнес — бизнес» (business-to-bu- х siness models, B2B) — наиболее распростра- | ненный тип электронной коммерции, кото- о
ш
рый включает транзакции, в которых бизнес >-продает товары или услуги другим бизнес-субъектам. На сегодняшний день около 80% интернет-транзакций относятся к этому типу, и предполагается рост этого показателя в будущем.
2) Модели «бизнес — потребитель» (business-to-consumer models, В2С) — одна из первых форм электронной коммерции, сущность которой заключается в продаже бизнес-субъектом товаров или услуг индивидуальному потребителю. Примерами таких моделей ведения бизнеса являются Amazon, Rakuten, Yahoo и др.
3) Модели «потребитель — потребитель» (consumer-to-consumer models, С2С), которые включают следующие системы: интернет-аукционы на специальных порталах, одноранговые (пиринговые) системы (peer-to-peer systems), которые позволяют пользователям обмениваться файлами; порталы — специальные торговые площадки, позволяющие продавцам и покупателям вести переговоры. Примером такой системы является аукцион eBay, где объем продаж достигает 1 млн долл. в сутки. В таких моделях бизнес-субъекты играют роль посредников, помогая индивидуальным потребителям продать или сдать в аренду их активы, публикуя соответствующую информацию на сайте и упрощая сделки.
4) Модели «бизнес — правительство» (business to government, B2G) включают торговые транзакции, в которых задействованы компании общественного сектора и правительство, в частности, по такой схеме могут быть организованы процедуры регистрации, лицензирования, реклама и т. д. [10, c. 11-14].
Согласно отчету Boston Consulting Group
(2012), темпы роста цифровой экономики составляют примерно 10% и постоянно уве-
> <
ч
о 1200
«
ч
П
| 1000
800
600
400
200
1056,8
822,8
572,5
644,0
446,0
505,1
□ —2014 г.
□ —2015 г.
25,8 33,0 21,7 25,8
Азиатско- Северная
Тихоокеанский Америка регион
Европа
Латинская Америка
Страны MENA
Рис. 1. Объемы электронной торговли в регионах мира по модели В2С за 2014-2015 гг.
Составлено по: [11, с. 11].
Таблица 1
Топ-10 стран мира по объемам продаж товаров и услуг В2С (2015 г.)
Страна Регион* Объем продаж, млрд долл.
Китай Азиатско-Тихоокеанский 766,5
США Северная Америка 595,1
Великобритания Европа и Центральная Азия 174,2
Япония Азиатско-Тихоокеанский 114,4
Франция Европа и Центральная Азия 71,9
Германия Европа и Центральная Азия 66,2
Южная Корея Азиатско-Тихоокеанский 64,8
Канада Северная Америка 35,7
Индия Южная Азия 25,5
Россия Европа и Центральная Азия 22,8
* Согласно классификации Всемирного банка [12]. Составлено по: [11, с. 20].
личиваются. При этом драйверами инноваций становятся эмерджентные экономики. К 2020 г. ожидается, что количество устройств, подключенных к Интернету, будет колебаться между 26 и 50 млрд [9, с. 12-13]. Объемы электронной торговли за 2014-2015 гг. в разрезе регионов мира представлены на рис. 1.
На рис. 1 видно, что наибольший прирост (28,4%) за период 2014-2015 гг. наблюдался в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего за счет Китая и Японии, которые по результатам 2015 г. вошли в десятку стран с наибольшими объемами В2С транзакций (табл. 1). Второй по значению прирост был зафиксирован в странах Латинской Америки (28%). Несмотря на то что США и Канада входят десятку упомянутых стран, прирост данного показателя здесь минимальный в сравнении с остальными регионами мира — 12,5%.
Следует отметить, что рынок Китая на сегодняшний день растет опережающими тем-
пами в сравнении с США: за 2015 г. продажи В2С в Китае выросли на 33%, тогда как в США — на 12% (в сравнении с 2014 г.). В 2016 г. рост этого рынка в Китае составил около 27%, тогда как в США — 9%.
В 2015 г. Россия занимала 10-е место среди стран мира по объемам электронной торговли В2С. При этом разница с Китаем по данному показателю составила 33,6 раза, а с Индией, занимающей 9-е место, — 1,1 раза (рис. 2).
В сравнении с 2014 г., в 2015 г. Китай увеличил свою долю рынка на 5,9%, в том числе и за счет сокращения доли других стран, входящих в топ-10. Так, например, Великобритания и Япония потеряли 1 и 2% своих долей рынка соответственно. В рамках топ-10 Китай и США занимают около 60% всего мирового рынка транзакций В2С, тогда как на долю остальных восьми стан приходится немногим более 25% [11, с. 21].
Россия, 1,0% Индия 1,1% Канада, 1,6%
Южная Корея, 2,8%
Германия, — 2,9%
Франция, 3,2%
Прочие страны, 14,8%
Китай, 33,7%
Япония, 5,0%
'Л'*.»;*'*'*,*'}
> <c
Великобритания, 7,7%
США, 26,2%
Рис. 2. Топ-10 стран мира на глобальном рынке транзакций В2С (2015 г.)
Составлено по: [11, с. 21].
2. Платежные услуги (платежные системы, payment services). Основные виды современных платежных систем включают: денежные платежи (cash payment solutions), электронные кошельки (е-wallets, cyber-wal-lets), платежи с мобильных устройств (mobile payment solutions). Кроме того, цифровая экономика стала одним из драйверов развития криптовалют, которые могут рассматриваться как альтернатива платежным услугам [7, c. 57].
3. Магазины приложений (appstores) — это торговые площадки для продажи или бесплатного предоставления программного обеспечения, которое часто входит в состав операционной системы определенного устройства.
4. Реклама в сети Интернет (online advertising) является одним из наиболее динамично растущих типов ведения бизнеса в цифровой экономике. Рост рынка интернет-рекламы прогнозируется на уровне около 12,1% в год (до 2019 г.), с достижением оборота USD 239,8 млн в 2019 г. [13].
5. Сервисы хранения данных (cloud computing) — это предоставление стандартизированных конфигурируемых электронных услуг по запросу, включающих расчеты, услуги по хранению и управлению данными, предоставление программного обеспечения с использованием физических и виртуальных ресурсов, включая сети, серверы и приложения. На 2014 г. 22% компаний стран ОЭСР зависели от данных, которые хранились с помощью таких сервисов.
6. Высокочастотная торговля (high frequency trading) используется для небольших
заказов, размер которых позволяет их обрабатывать с высокой скоростью. 7. Партисипативные сетевые платформы (participative networked platforms) — это посредники, которые позволяют пользователям сотрудничать, а также развивать, распространять, оценивать разработанный ими контент [7, с. 58-62]. Трансграничная торговля в цифровой экономике порождает проблемы для косвенных налогов, в частности НДС, поскольку товары (материальные и нематериальные) и услуги приобретаются отдельными потребителями у поставщиков за рубежом. Эта проблема частично обусловлена отсутствием эффективной международной координации, связанной с взиманием НДС в юрисдикции потребления. В частности, для субъектов малого и среднего бизнеса отсутствие международных стандартов по взиманию и перечислению налогов налоговым органам создает дополнительные сложности и повышает расходы соблюдения налогового законодательства (compliance costs). С точки зрения государственного бюджета есть риск потери дохода и свертывания торговли (trade distortion), а также риск роста издержек администрирования, поскольку речь идет о значительном количестве транзакций с низкой стоимостью [Там же, с. 100].
Исключение товаров из налогообложения НДС является важным аспектом, который нарушает нейтральность этого налога. Значительное количество систем налогообложения НДС применяет исключения для тех видов деятельности, которые сложно облагать (как правило, это финансовые услуги) и/или для которых сложно придерживаться целей рас-
1. Намеренное занижение стоимости транзакции (under declaration).
2. Намеренное указание неверноЗ стоимости в декларации (mis declaration)
1. Намеренная неверная классификация и описание товаров для целей налогообложения.
2. Намеренное занижение импортных цен (under invoicing).
3. Дробление поставок (splitting) для целей налогообложения
Й-
1. Потери доходов бюджета.
2. Возрастание рисков ввоза запрещенных товаров либо товаров, объем ввоза которых ограничен
Рис. 3. Проблемы, возникающие при взимании косвенных налогов, в трансграничных сделках
в электронной коммерции
Составлено по: [14, с. 23].
< —
ш 2 X Ч ш I ш
пределения (сельское хозяйство, торговля ГСМ, здравоохранение и образование). Еще одним негативным последствием применения исключений по НДС является то, что они создают каскадный эффект, когда применяются к моделям В2В. Бизнес, который исключает из налогообложения операции по поставкам товаров или услуг, может включать значительный входящий налог (input tax) в цену этого товара или услуги, тогда как подобный «скрытый налог» может не быть «прокредитован» получателем. В целом основные проблемы, с которыми сталкивается государство при налогообложении электронных транзакций В2В и В2С, представлены на рис. 3.
В рамках модели В2В «экспортируемые» услуги освобождаются от уплаты НДС в стране происхождения (origin country), и налоговые обязательства возникают в юрисдикции, где услуга используется потребителем. В современных условиях существует два подхода для налогообложения НДС таких операций.
Первый подход, который определяет налогообложение в соответствии с размещением потребителя, рекомендуется ОЭСР как основное правило для обложения НДС поставок услуг в рамках модели В2В [15]. Он также рекомендован для трансграничных поставок услуг и нематериальных товаров [16]. Ключевым преимуществом такого подхода является то, что он не требует возмещения НДС при проведении трансграничных сделок для экономических агентов, которые приобрели услуги за рубежом. Подобное возмещение зачастую приводит к росту административных издержек и издержек соблюдения налогового законодательства как для налоговых органов, так и для бизнеса. Однако на практике многие страны используют второй подход, при котором услуги облагаются с учетом места размещения поставщика, с целью, прежде всего, минимиза-
ции рисков мошенничества с незаконным возмещением НДС при экспорте услуг.
Указанные два подхода в целом соответствуют требованиям принципа места назначения (destination principle) для моделей В2В, однако ситуация усложняется, когда речь идет о поставках в рамках моделей В2С. Применение принципа места назначения (нулевая ставка на трансграничные поставки конечным потребителям-нерезидентам) и «надежда» на эффективность самообложения потребителем в юрисдикции, где он является резидентом, на практике приводит к отсутствию налогообложения таких поставок НДС в принципе. Реверсивное налогообложение НДС, которое срабатывает относительно эффективно для В2В моделей, для В2С поставок неэффективно, поскольку такой метод предусматривает самообложение по услугам, приобретенным за рубежом. Однако такое добровольное соблюдение налогового законодательства характерно далеко не для всех потребителей услуг, и поэтому взимание и контроль за начислением НДС в таких операциях требуют значительных издержек администрирования со стороны налоговых органов, которые могут не быть компенсированы соответствующими налоговыми поступлениями.
Таким образом, большинство стран выбирают налогообложение услуг, получаемых частными потребителями, в юрисдикции, резидентом которой является поставщик. Значительное количество стран, использующих нулевую ставку НДС при операциях с трансграничными поставками услуг потребителям-нерезидентам, ограничивают эти правила только В2В бизнесом, в основном только для услуг, которые обычно предоставляются бизнес-агентам (реклама, консультирование и т. д.). Предоставление услуг частным потребителям облагается НДС в юрисдикции
поставщика, поскольку эти услуги не являются объектом налогообложения в стране потребителя. Несмотря на то что такой подход является результатом использования принципа места происхождения (origin principle), и он менее уязвим к мошенничеству, одновременно он может создавать стимулы для поставщиков для перемещения своей деятельности в юрисдикции с низкой ставкой НДС и продавать услуги потребителям также в странах с низкой ставкой НДС. Такое потенциальное искажение и соответствующие ему потери дохода становятся все более значимыми, поскольку объемы трансграничных поставок услуг быстро растут.
Все больше стран, таким образом, рассматривают возможности применения принципа места назначения для трансграничных поставок услуг типа В2В и В2С. Поскольку самообложение далеко не всегда является эффективным, эксперты ОЭСР предлагают использование минимальных пороговых значений стоимости сделки, ниже которых экономический агент может не регистрироваться как
плательщик НДС, а также не уплачивать та- ^
моженные пошлины [7, c. 29-32; 17]. ш
Рассмотрим подробнее проблемы, связанные *
с использованием минимальных пороговых ^
значений при косвенном налогообложении ^
трансграничных операций в электронной тор- х
говле. На сегодняшний день в подавляющем ^
большинстве развитых стран мира таможенные ^
„ со
пошлины и налоги взимаются с операций по <
поставке товаров, если их стоимость превы- Е;
шает некое минимальное пороговое значение. 2
Такая политика привела к возникновению про- н
блем налогообложения импорта товаров с низ- 2
кой стоимостью (import soflow value parcels) x
в онлайн-транзакциях, которые во многих юрис- |
дикциях не облагаются НДС. Также множество о
ш
товаров пересылается контрагенту в виде «подарков». При этом в ряде стран ЕС для операций, стоимость которых не превышает порогового значения, все-таки предусматриваются упрощенное декларирование и процесс таможенной очистки. Минимальные пороговые значения ставок налогов для некоторых стран мира приведены в табл. 2.
Таблица 2
Минимальные пороговые значения стоимости трансграничных сделок в электронной коммерции, которые дают право на освобождение от уплаты налогов на потребление, в странах мира
Страна Минимальное пороговое значение Товары, на которые не распространяется пороговое значение
Таможенная пошлина Налог (НДС/GST — аналог НДС) Подарок Коммерческий образец Упрощенная декларация
1 2 3 4 5 6 7
Австралия USD 1000 USD 1000 USD 1000 USD 1000 < USD 1000 Подакцизные товары
Венгрия, Франция, Германия, Польша, Словения, Швеция, Италия, Мальта, Люксембург EUR 150/ EUR 45 Свыше EUR 22 EUR 45 Н/д Для партий импортного товара со стоимостью, ниже минимальной Подакцизные товары
Индия INR 1000 INR 1000 INR 20 000 для товаров, которые не являются объектом запрещенного либо ограниченного импорта и операции с которыми не связаны с ввозом/ вывозом иностранной валюты INR 10 000 для товаров, которые не являются объектом запрещенного либо ограниченного импорта и операции с которыми не связаны с ввозом/вывозом иностранной валюты. Н/д
Канада USD 20 USD 20 USD 60 USD 1 USD 2500 Подакцизные товары
1 2 3 4 5 6 7
Китай Таможенная пошлина с товаров, попадающих в категорию «Трансграничная розничная электронная торговля», не взимается НДС и GST с товаров, попадающих в категорию «Трансграничная розничная электронная торговля», взимаются по льготной ставке Не включены Не включены Н/д
Латвия EUR 150 Свыше EUR 22 EUR 45 Н/д Н/д Подакцизные товары
Литва EUR 150/ EUR 45. EUR 150-700. Свыше EUR 700 Свыше EUR 22 EUR 45 Ряд исключений из уплаты НДС и таможенных пошлин Для партий импортного товара со стоимостью ниже минимальной Подакцизные товары
Нидерланды EUR 150/ EUR 45 Свыше EUR 22 EUR 45 По законодательству трактуется как стоимость, не подлежащая учету (пе§Н§1-Ъ1еуа1ие) Не используется Н/д
Новая Зеландия USD 60 USD 60 USD 110 (за исключением табачных изделий) Пороговые значения отсутствуют. Временный ввоз освобождается от пошлин и НДС < USD 100 Подакцизные товары
РФ EUR200. Для личного пользования: EUR 1000 в течение одного календарного месяца для одного получателя, при условии что общий вес не превышает 31 кг
США USD 800 Н/д USD 100; USD 200 — для жителей островных территорий Н/д Н/д Алкогольные напитки, парфюмерия, содержащая спирт, сигары, сигареты и др.
Таиланд ТНВ 1500 ТНВ 1500 ТНВ 1500 ТНВ 1500 Специальные правила отсутствуют Специальные правила отсутствуют
Турция Импортируемые товары, оцененные менее чем в EUR 75, освобождаются от НДС и пошлин Импортируемые товары для личного использования, оцененные в пределах EUR 75-1500, с весом менее 30 кг, облагаются НДС по ставке 18% для товаров из ЕС и 20% — для товаров из других стран мира На общих основаниях Исключены из налогообложения вне зависимости от оценочной стоимости Н/д Подакцизные товары
1 2 3 4 5 6 7
Уругвай USD 200 — для отправлений экспресс-почтой; USD 50 — для отправлений обычной почтой USD 200 — для почтовых отправлений Аналогично иным товарам USD 50 Не используются Н/д
Финляндия EUR 150/ EUR 10 Свыше EUR 22/EUR 5 EUR 45 Нет особых правил Для партий импортного товара со стоимостью ниже минимальной Подакцизные товары
Швейцария CHF 5 CHF 5 CHF 100 CHF 100 < СЫР 100 и < 1000 кг Товары, ввезенные туристами
Япония JPY 10 000 JPY 100 000 JPY 10 000 Образцы, направляемые для продвижения товара, не облагаются таможенными пошлинами Для партий импортного товара со стоимостью ниже минимальной Свекловичный сахар, рис, тростник и т. д.
Составлено по: [14, с. 25-31].
На сегодняшний день основные практические направления, связанные с минимизацией рисков возникновения мошенничества при косвенном налогообложении трансграничных операций в электронной торговле в развитых странах мира, заключаются в следующем.
1. Таможня Канады внедрила систему CDS, которая позволяет международным почтовым операторам обмениваться информацией в электронном виде с Почтой Канады и в последующем — с канадскими таможенными органами с целью предварительной оценки товаров (pre-arrival assessment) в целях налогообложения пошлинами и/ или налогами.
2. В Австралии начиная с 1 июля 2017 г. иностранные поставщики, оборот которых от операций в стране превышает 75 000 долл. США, будут обязаны регистрироваться для начисления и уплаты налога на товары и услуги (GST) при импортных сделках с низкой стоимостью. При этом изменений, связанных с минимальным пороговым значением для взимания таможенных пошлин, не предусматривается.
3.В странах ЕС на сегодняшний день рассматриваются три инициативы, направленные на сокращение мошенничества с НДС при трансграничных операциях в электронной торговле: совершенствование механизма взимания НДС (advanced collection mechanism for VAT) посредством системы mini-one-
stop-shop (MOSS) [18]1; совершенствование механизма взимания таможенных пошлин и НДС (advanced collection mechanism for Customs duties and VAT) посредством системы CustomsMOSS; специальное налогообложение электронных импортных транзакций [14, c. 23-24].
4. Выводы
Поскольку цифровая экономика очень быстро приближается к традиционной экономике, очень сложно, если вообще возможно, отделить ее от последней для целей налогообложения. Развитие цифровой экономики привело к существенному росту возможностей для осуществления покупок и обслуживания потребителей по всему миру без обеспечения физического присутствия в стране потребителя. Часто это приводит к отсутствию или относительно низким суммам косвенных налогов, которыми облагаются такие транзакции, приводя к потере доходов бюджета и нарушению правил равной игры между продавцами-резидентами и продавцами-нерезидентами.
1 Система «М1п1-0пе-8"Ьор-8Ьор»(М088) дает возможность поставщикам цифровых услуг (телекоммуникационных услуг; услуг теле- и радиовещания; услуг, поставляемых в электронном виде) в странах ЕС в рамках операций В2С регистрироваться как плательщик в НДС только в одной стране.
2 Ключевой проблемой, связанной с косвен-ш ным налогообложением в цифровой экономите ке, является торговля услугами и нематери-^ альными товарами в условиях, когда потре-2 битель и поставщик этих услуг находятся х в разных юрисдикциях. Частично это проис-^ ходит из-за отсутствия эффективного между-^ народного сотрудничества в этой сфере. Для < экономических агентов, в частности субъектов Е; малого и среднего бизнеса, отсутствие между-2 народных признанных стандартов взимания
х
н налога приводит к повышению рисков потери
£ дохода и росту издержек соблюдения налого-
х вого законодательства. Для правительств это
| создает риски потери доходов бюджета и сво-
о рачивания торговли, а также рост издержек
ш
администрирования при контроле значительного количества транзакций с низкой стоимостью.
Развитые страны мира разработали и внедрили ряд практических инициатив, направленных на минимизацию рисков возникновения мошенничества при трансграничных операциях в электронной торговле. Эти инициативы связаны, прежде всего, с обеспечением быстрого обмена актуальной информацией в налоговых и таможенных органах, а также выборочным предоставлением льготных режимов налогообложения для определенных секторов цифровой экономики.
Литература
1. Agrawal D. R., Fox W. F. Taxes in an E-Commerce Generation / CESifo Working Paper. N 6050. 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.econstor.eu/bitstream/10419/145085/1/cesi-fo1_wp6050.pdf.
2. Brândas C., Megan O., Crâciunescu M. Study on the Impact of E-Commerce on Tax and Accounting Activities // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 24 (4). P. 534-539.
3. De Sousa M. P. The Challenges of Taxation on E-Commerce in Brazil: Lessons Learned From The United States. Washington, DC, 2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www2.gwu.edu/~ibi/ minerva/Spring2014/Monique_Sousa.pdf.
4. Duke J., Efiok S., Kankpang K., Emenyi E. Impediments of Electronic Commerce as a Tax Revenue Facilitator in Nigeria // International Business Research. 2013. Vol. 6 (6). P. 152-161.
5. Einav L., Knoepfle D., Levin J., Sundaresan N. Sales Taxes and Internet Commerce // American Economic Review. 2014. Vol. 104 (1). P. 1-26.
6. Panigrahi D., Sarangi S. K. Legal and Taxation Issues in Online Marketing in India — A Case Study // International Journal of Scientific Engineering and Applied Science. 2016. Vol. 2 (2). P. 50-58.
7. Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, Action 1 — 2015 Final Report, OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project. OECD Publishing, Paris, 2015. 290 р.
8. OECD Guide to Measuring the Information Society 2011: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// lincompany.kz/pdf/General/9311021e.pdf.
9. Proposal for equalization levy on specified transactions (Report of the Committee on Taxation of E-Commerce). GovernmentofIndia, 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://incometaxindia. gov.in/news/report-of-committee-on-taxation-of-e-commerce-feb-2016.pdf.
10. Kham T. International Taxation of Electronic Commerce / Niigata University, 2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dspace.lib.niigata-u. ac.jp/dspace/bitstream/10191/32151/2/h26zlk29. pdf.
11. Global B2C E-commerce Report 2016 / Ecommerce Foundation, 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ecommercewiki.org/wikis/ www.ecommercewiki.org/images/5/56/Global_B2C_ Ecommerce_Report_2016.pdf.
12. World Bank Country and Lending Groups: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data-helpdesk.worldbank.org/knowledgebase/articles/ 906519-world-bank-country-and-lending-groups.
13. The Global Entertainment and Media Outlook: 20152019. PwC, 2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pwc.com/ca/en/entertainment-media/publications/pwc-global-em-outlook-2015-2019-canadian-highlights-2015-09-en.pdf.
14. WCO Study Report on Cross-Border E-Commerce. World Customs Organization, 2017. 31 p.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. wcoomd.org/~/media/wco/public/global/pdf/topics/ facilitation/activities-and-programmes/ecommerce/ wco-study-report-on-e_commerce.pdf?la=en.
15. International VAT/GST Guidelines. OECD, 2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.oecd.org/ctp/consumption/international-vat-gst-guidelines.pdf.
16. Place of Effective Management Concept: Suggestions for Changes to the OECD Model Tax Convention, 2003: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.oecd.org/tax/treaties/2956428.pdf.
17. Consumption Taxation of Cross-Border Services and Intangible Property in the Context of E-commerce, A. Guidelines on the Definition of the Place of Consumption, OECD: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/tax/consumption/ 5594831.pdf.
18. Mini one-stop-shop (MOSS Scheme): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://europa.eu/your-europe/business/vat-customs/moss-scheme/index_ en.htm.
References
1. Agrawal D. R., Fox W. F. Taxes in an e-commerce generation. CESifo Working Paper, 2016, no. 6050. Available at: https://www.econstor.eu/bitstream/ 10419/145085/1/cesifo1_wp6050.pdf.
2. Brândas C., Megan O., Cräciunescu M. Study on the impact of e-commerce on tax and accounting activities. World Applied Sciences Journal, 2013, vol. 24, no. 4, pp. 534-539.
3. de Sousa M. P. The challenges of taxation on ecommerce in Brazil: Lessons learned from the United States. Washington, DC: IBI-The Institute of Brazilian Issues, The George Washington University, 2014. 23 p. Available at: https://www2.gwu.edu/ ~ibi/minerva/Spring2014/Monique_Sousa.pdf.
4. Duke J., Efiok S., Kankpang K., Emenyi E. Impediments of electronic commerce as a tax revenue facilitator in Nigeria. International Business Research, 2013, vol. 6, no. 6, pp. 152-161.
5. Einav L., Knoepfle D., Levin J., Sundaresan N. Sales taxes and Internet commerce. American Economic Review, 2014, vol. 104, no. 1, pp. 1-26.
6. Panigrahi D., Sarangi S. K. Legal and taxation issues in online marketing in India - A case study. International Journal of Scientific Engineering and Applied Science, 2016, vol. 2, no. 2, pp. 50-58.
7. Addressing the tax challenges of the digital economy, Action 1 — 2015 Final Report. OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project. October 05, 2015. Paris: OECD Publ., 2015. 290 p. Available at: http://www.oecd.org/ctp/addressing-the-tax-challenges-of-the-digital-economy-action-1-2015-fi-nal-report-9789264241046-en.htm.
8. OECD Guide to Measuring the Information Society 2011. Paris: OECD Publ., 2011. 209 p. Available at: http://lincompany.kz/pdf/General/9311021e. pdf.
9. Proposal for equalization levy on specified transactions. Report of the Committee on Taxation of E-Commerce. New Delhi: Ministry of Finance, Government of India, 2016. 124 p. Available at: http://income-taxindia.gov.in/news/report-of-committee-on-taxa-tion-of-e-commerce-feb-2016.pdf.
10. Kham T. International taxation of electronic commerce. Dr. of laws diss. Niigata: Niigata Univ., 2015. 125 p. Available at: http://dspace.lib.niigata-u.ac.jp/ dspace/bitstream/10191/32151/2/h26zlk29.pdf.
11. Global B2C E-commerce Report 2016. Amsterdam: Ecommerce Foundation, 2016. 109 p. Available at:
https://www.ecommercewiki.org/wikis/www.ecom- < mercewiki.org/images/5/56/Global_B2C_Ecommerce_ J Report_2016.pdf.
12. World Bank country and lending groups. The World ^ Bank. Available at: https://datahelpdesk.world-bank.org/knowledgebase/articles/906519-world-bank- s country-and-lending-groups. x
13. The global entertainment and media outlook 2015- x 2019: Global and Canadian highlights. Toronto: 5 PwC, 2015. 30 p. Available at: http://www.pwc. m com/ca/en/entertainment-media/publications/pwc- 2 global-em-outlook-2015-2019-canadian-highlights- > 2015-09-en.pdf. 2
14. WCO study report on cross-border e-commerce. Brus- fE sels: World Customs Organization, 2017. 31 p. Avail- < able at: http://www.wcoomd.org/~Zmedia/wco/pub- i= lic/global/pdf/topics/facilitation/activities-and-pro- x grammes/ecommerce/wco-study-report-on-e_com- s merce.pdf?la=en. o
15. International VAT/GST Guidelines. Paris: OECD, h 2015. 81 p. Available at: http://www.oecd.org/ctp/ consumption/international-vat-gst-guidelines.pdf.
16. Place of effective management concept: Suggestions for changes to the OECD Model Tax Convention. Discussion Draft. 2003. Available at: http://www. oecd.org/tax/treaties/2956428.pdf.
17. Consumption taxation of cross-border services and intangible property in the context of t-commerce. A. Guidelines on the definition of the place of consumption. Paris: OECD. Available at: http://www.oecd. org/tax/consumption/5594831.pdf.
18. Mini one-stop-shop (MOSS Scheme). Available at: http://europa.eu/youreurope/business/vat-customs/ moss-scheme/index_en.htm.