Научная статья на тему 'Костюм как предмет коллекции'

Костюм как предмет коллекции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1552
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОТИКА ИСКУССТВА / КОСТЮМ / МОДА / ОДЕЖДА / ИСТОРИЯ КОСТЮМА / ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / КОЛЛЕКЦИИ КОСТЮМА / SEMIOTICS OF ART / COSTUME / FASHION / HISTORY OF COSTUME / CLOTHING DESIGN / MUSEOLOGY / COSTUME COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валевская Н. А.

Автор рассматривает примеры из российской истории коллекционирования костюма и его отдельных предметов на рубеже 19–20 веков. На основании этих примеров сделан вывод о том, что интерес к моде и истории костюма в России долго отсутствовал, и хотя были предпосылки для создания музеев костюма в стране, таковые так и не появились в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Costume as a collectible

The author is describing several examples of clothing and costume collections in Russia of the late XIX and early XX century. Based on these examples, the conclusion is made that for a long time Russia has not expressed interest in fashion and history of costume. And even though there was background for creation of costume museums, they never really existed in full sense.

Текст научной работы на тему «Костюм как предмет коллекции»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 392

костюм КАК ПРЕДМЕТ КОЛЛЕКЦИИ

© Н. А. ВАЛЕВСКАЯ Московский государственный университет, кафедра семиотики искусства факультета искусств

Валевская Н. А. - Костюм как предмет коллекции //Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. I—III.

- Автор рассматривает примеры из российской истории коллекционирования костюма и его отдельных предметов на рубеже 19-20 веков. На основании этих примеров сделан вывод о том, что интерес к моде и истории костюма в России долго отсутствовал, и хотя были предпосылки для создания музеев костюма в стране, таковые так и не появились в полной мере..

Ключевые слова: семиотика искусства, костюм, мода, одежда, история костюма, дизайн одежды, музейное дело, коллекции костюма..

Valevskaya N. A. — Costume as a collectible // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 27.

P. I—III. - The author is describing several examples of clothing and costume collections in Russia of the late XIX and early XX century. Based on these examples, the conclusion is made that for a long time Russia has not expressed interest in fashion and history of costume. And even though there was background for creation of costume museums, they never really existed in full sense.

Keywords: semiotics of art, costume, fashion, history of costume, clothing design, museology, costume collections.

Среди коллекционных предметов всегда есть самые распространенные в среде собирателей. К таковым во все времена относились графические листы, книги, нумизматика, живопись, предметы фарфора, открытки и др. Но только единицы собирали, например, коллекции автографов, не так часто встречаются коллекционеры предметов стекла, к редким коллекционным предметам относятся геммы и многое другое. с первого взгляда может показаться, что причина в одном: в хрупкости этих предметов и особом уходе при хранении. Отчасти это и так, но при более пристальном расмотрении возможно и выявление других причин. Особенно это касается коллекционеров, которые так или иначе в своих собирательских интересах соприкасались с тканями, костюмом, деталями костюма. Даже историки российского собирательства не сразу назовут вам имена коллекционеров, которые занимались собирательством таковых предметов, если говорить о прошлом, а не о настоящем положение дел.

Чаще всего костюм попадал в коллекцию, как часть ее, как прилагаемое к основной коллекции. Так было на протяжении 19 - начала 20 веков. Например, коллекция знаменитого Алексея Александровича Бахрушина, которая была передана Москве и легла в основу нынешнего Театрального музея, который носит имя коллекционера. среди театральных реликвий бахрушинской коллекции и личные вещи великих актеров, фотографии, автографы, эскизы к декораци-

ям, архивы и, конечно, не обошлось без сценических костюмов знаменитостей. Но предмет костюма, как таковой не интересовал коллекционера, а интересовала принадлежность костюма тому или иному великому или менее великому актеру, важен был аспект мемориальности.

Или, например, колелекция выдающегося художника-баталиста Василия Васильевичса Верещагина. собирал иконы, древнерусское прикладное искусство, оружие, ковры, но в коллекции находились и костюмы разных народов и эпох. Но они были необходимы художнику для работы над историческими полотнами, они были второстепенны в его коллекции, поэтому после гибели художника именно эта часть собрания была утрачена, хотя еще при жизни он подарил лучшую часть своих собраний в музеи. скорее всего, он рассматривал костюм как часть необходимой атрибутики для работы над живописными полотнами, может даже считал костюм не частью коллекции, а частью необходимого рабочего материала...

Хотя во всех выше приведенных примерах, несомненно, элемент эстетического наслаждения присутствовал, очарование стиля, изящества, красок, форм не играли свою роль для коллеционера.

Вероятно не было и предпосылок для составления коллекций костюма. В Россию мода приходила с Запада, чаще всего копировались французские модные достижения. Это хорошо видно и из калейдоско-

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►»

па модных картинок, наполнявших русские журналы

19 века. Не сформировалось отношение к костюму как предмету, отражающему историю и человека в истории. Не сложилось понимания о костюме как предмете коллекции.

скорее случайно сложилась небольшая коллекция костюма у известной русской певицы Леоновой Дарьи Михайловны (1829/1834-1896). Хотя ее имя и не отображено в последнем своде российских коллекционеров , тем не менее в предыдуших изданиях подобного типа можно отыскать информацию о ее жизни и деятельности, а еще лучше обратиться к ее собственным воспоминаниям и архивным данным. леонова начинает свое жизнеописание со слов: «Желание мое описать мою жизнь возникло во-первых из деятельности моей, как артистки, которой случалось сталкиваться со множеством людей разных общественных положений, во-вторых, как женщины, побывавшей во многих странах и объехавшей кругом света...» Действительно, будучи известной певицей, выступавшей на сценах императорских театров, но всегда, как и подобает талантливому человеку, окруженной интригами и завистью недоброжелателей, она оставляет сцену и решается на довольно необычный шаг: совершить кругосветное путешествие. Дарья Михайловна, действительно, совершает это путешествие, насыщенное приключениями, не раз рискуя жизнью, но на всем пути леонова дает многочисленные концерты, которые собирают полные залы. Три года - с 1874 по 1876 - длились эти гастроли, где сама леонова была и импрессарио, и исполнительницей. Она вернулась в Петербург с двумя коллекциями. Одна — это коллекция наимоднейших платьев от французских модисток, которые она купила, потратив почти все свои сбережения. «В этот приезд мой в Париж я исключительно занялась своим туалетом, для того, чтобы, приехав в Петербург, показать моим завистникам, что до путешествия своего я никогда не могла иметь подобных туалетов» . Действительно, эта часть ее коллекции, произвела фурор в Петербурге. Второе ее собрание - это предметы Китая и Японии. Обе страны поразили воображение Леоновой, она с удовольствием покупала сама многие вещи и предметы, но многое ей дарили.

В Петербурге в своем доме она устроила некое подобие Восточного музея. Ее гости, которые приходили на домашние концерты, с удовольствием разглядывали богатейшую колллекцию редкостей, тканей, оружия, утвари, домашней посуды, изделий из слоновой кости, японские и китайские вышивки, восточные халаты.

Коллекции складываются очень по-разному, имеют разные основания для формирования. В случае известной певицы Д. М. Леоновой - это скорее собрание предметов, которые традиционно каждый путешественник при возможности привозит из своих странствий. Но кроме этого, Леонова целенаправленно приобретала детали костюма, костюмы, которые могли помочь ей в дальнейшей сценической деятельности. Она не преследовала цели создать цельную коллекцию костюма, как мы видим, но тем не менее ее приобре-

тения были расценены именно как коллекции по прибытии на Родину.

Интересовал отдельных коллекционеров костюм и как принадлежность русской национальной культуры. Именно традиционный русский костюм попадает в коллекции Щукина, Уварова, Шереметева своими отдельными частями, но никак не в полном объеме. Наверное, наиболее последовательной собирательницей такого рода костюма была кнгягиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928). Именно ее коллекция называлась Музей русской старины. Мария Клавдиевна не только собирала старинные образцы вышивок, костюмы, головные уборы, пояса и прочие атрибуты костюма, но еще и обучала детей в своей знаменитой флеровской школе шитью и вышивке именно по образцам этой коллекции.

Трудно представить общий состав коллекции и ее количественные характеристики. собрание Тени-шевой, даже в своей сохранившейся части, не изучается должным образом, к сожалению. Она сама пишет как зародился ее интерес к русской старине: «Но с годами все чаще и чаще, все более и более русские древности останавливали мое внимание, манили, и все шире и шире открывался передо мной целый, до сих пор неведомый мне мир, и этот мир все сильнее приковывал меня к себе» . В журнале «Исторический вестник» за 1901 год (№ 10) описывается Тенишев-ский музей, среди хранящихся в нем предметов перечисляются и следующие: «среди предметов бытовых, относящихся к посуде и украшениям одежды, особенно выделяются изяществом рисунка и прекрасной техникой финифти запоны, пуговицы, серьги различных фасонов...»; «Кроме старинной парчи, набоек и вообще шитья, в музее находится богатая коллекция коптских тканей...»; «Уже и теперь собраны в музее украшенные шитьем рубахи крестьянок смоленской губернии и другие части костюма... » . А вот выдержка из письма в редакцию «Смоленского вестника за 1901 год (5 августа, № 171): «Из принадлежностей одежды выделяются кокошники, кички, повязки, повойники, шитые жемчугом и золотом, сарафаны, куски старой парчи, бархаты и штофы, вышивки, кружева, пуговицы...». В статье из журнала «Искусство» за 1905 год (№ 5) перечисление продолжает удивлять количеством и качеством предметов костюма из коллекции Тенишевой: «Масса редких пуговиц, серег, поясов, пряжек, цепей очень тонкой искусной работы. Замечательно собрание северных русских кружев, заключающее в себе очень редкие образцы из золоченых и разноцветных шелковых нитей. Далее идут коллекции одежды, шубок, кафтанов, головных уборов, кик, шапок и проч.”.

Когда революция 1905 года внесла смуту в жизнь Смоленской убернии, княгиня Тенишева вывезла в Париж свой Музей русской старины, где вскоре получила предложение выставить свою коллекцию в Лувре, что и случилось с 10 мая по 10 октября 1907 года. Вот некоторые отклики французской прессы о выставке: «Коллекции русского искусства постепенно сформировались. Среди этих музеев необычайно важных, три особенно заслуживают внимания: это Музей Алек-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

сандра III (С.-Петербург), известный галереей картин и отличными этнографическими коллекциями, музей истории Москвы и музей княгини Тенишевой» - вот так французы поставили музей княгиня Тенишевой в ряд самых лучших российских музеев того времени. Обратимся к предмету интереюсующему нас в восторженном описании тенишевского музея: «Встречаются настоящие шедевры и в образцах тканей, вышивок и кружевах. Затем мы видим богатые и красочные костюмы, кушаки-пояса польские, русские, татарские и персидские», «Очень живописны женские головные уборы, кокошники, которых у княгини Тенишевой огромное количество» .

Около 10 000 предметов было передано княгиней Тенишевой городу Смоленску с Музеем русской старины. Для более подробного анализа необходимо поднять архивные описи, каталоги, издаваемые музеем и каталоги выставок коллекции Тенишевой, чтобы окончательно понять размах ее собирательской деятельности. Но важно то, что в конце 19 - начале

20 века возникла потребность в сохранении такого русского этнографического наследия (и не только этнографического), встречаются в отзывах прессы и упоминания о пристутствии в коллекции купеческого, городского костюма. Сохраняя старину, княгиня Те-нишева использовала еще свое собрание для развития кутстарных промыслов, в том числе - крестьянских вышивок. Деятельность Тенишевой была направлена на собирательство предметов древности, на изготовление подобных предметов в учрежденной ею же школе народного искусства, ради того, чтобы «воссоздать но-

вый русский стиль, основанный на старом искусстве, возвышенном пониманием художников», которые окружали Тенишеву.

В деятельности Тенишевой и ее музея, школы нам видятся зачатки того типа музея, который необходим нашему обществу - музей истории костюма, который будет способствовать развитию направлений дизайна костюма именно на базе своих исторических коллекций, не только русского костюма и других народов и эпох.

Мы видим, как на протяжении 19 столетия формируется интерес к истории костюма, как начинает формироваться в российском обществе потребность сохранять детали костюма, образцы, сам костюм, ткани. Частные собрания, в которых имеются интересные нам предметы, формируются очень по-разному, иногда даже случайно, но тем не менее во всем этом проявляются первые признаки стойкого интереса к истории костюма, к его бытованию, желание изучать костюм и сохранять его для последующих поколений. Осмыслить опыт прошлого периода из истории коллекционирования, проанализировать основные цели и суть каждой коллекции, посвященной в той или иной мере истории костюма - вот одна из задач, стоящих перед новым типом музея костюма. Анализ этого процесса укажет на ту информацию по истории костюма, которую мы потеряли в период отсутствия моды, отсутствия интереса к истории костюма как таковой в нашей стране. Новый тип музея костюма будет призван рассмотреть и эти «белые пятна», без чего невозможно понять и осмыслить весь процесс во всей полноте и глубине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.