УДК 513.4 ББК 76.038
Валевская Наталья Александровна
аспирант
кафедра семиотики искусства факультета искусств Московский государственный университет Г. Москва Valevskaya Natalia Alexandrovna Post-graduate Chair of Art Semiotics Moscow State University Moscow
Обоснование необходимости создания первого Музея моды и костюма
в России
The Basis for Creating the First Fashion and Costume Museum in Russia
В статье рассматривается вопрос о необходимости создания в России первого Музея костюма. Автор анализирует современные российские выставки, связанные с модой и костюмом, и сравнивает их с крупнейшими музеями моды в США, Европе и Азии.
This article describes the idea of creation of the first Russian costume museum. The author analyzes contemporary exhibitions and museums in Russia which are dedicated to fashion and costume and compares them to similar museums in the USA, Europe and Asia.
Ключевые слова: семиотика искусства, костюм, мода, одежда, история костюма, дизайн одежды, музейное дело, коллекции костюма.
Key words: art semiotics, costume, fashion, history of costume, clothing design, museology, costume collections.
Создание музея моды или музея костюма в нашей стране становится все
более и более насущной задачей. Чтобы осмыслить эту проблему и этапы процесса становления нового музея, необходимо рассмотреть опыт других стран, понять особенности музейного процесса развития, проанализировать имеющиеся возможности и предпосылки. Попытки такого рода в некоторой степени уже были предприняты [1, 257-263], что лишний раз указывает на актуальность поставленной задачи.
«Мода» за последние двадцать лет стала в нашей стране более ощутимым и достижимым явлением. Советское государство интересовал процесс удовлетворения нужд общества, а не формирование у этого общества чувства стиля. Сегодня же мы можем констатировать, что мода — это и мир высокой моды, и мир повседневной моды, которые вполне гармонично сосуществуют. Совре-
менные российские дизайнеры и модельеры известны во всем мире. Такое стало возможным в связи с произошедшими в стране социально-общественными переменами.
«Прикладные, или практические искусства — создают искусственный мир вещей, окружающих человека, организуют и различают предметную среду его обитания» [2, 5]. Иначе прикладные искусства называют «художественно приспособительным формообразованием», по выражению искусствоведа А.Г. Габричевского, который, развивая эту мысль, пишет о том, что «... в модах личность творца играет сравнительно меньшую роль, чем в других искусствах, так как в них форма определяется главным образом потребностями и самочувствием облекаемого, то есть человека во всех стадиях и видах его личной и коллективной деятельности» [3, 429]. Исходя из этого, мы рассматриваем костюм, как «своего рода самоназвание человека», поскольку, с одной стороны, «костюмом человек обозначает и представляет себя другим людям, а с другой — по костюму, еще до непосредственного общения с человеком, определяют того, кто его носит» [2, 24]. Но до недавнего времени в широком сознании представление о «костюме» скорее было связано с национальным пониманием одежды, с русским фольклором, с традициями, чем с историей моды. Для нас «костюм» — это часть этнографии, истории [4; 5].
Скорее всего, мы находимся на том этапе восприятия представлений о костюме, когда это понятие становится более широким и требует изучения с разных сторон. Подтверждением этому служит и появление в 2006 году журнала «Теория моды», ориентированного на междисциплинарное исследование моды в академическом ключе. Шеф-редактор журнала Л. Алябьева в одном из своих интервью отмечала: «Мы с самого начала понимали, что ориентируемся не только на академическую среду, но и на всех тех энтузиастов, кто, может быть, не имея специального образования, стремится понять историю и философию моды. Иными словами, одновременно хотелось угодить и ученым мужам, которые вообще к моде относятся с подозрением, полагая, что это предмет несерьезный и совершенно ненаучный, и профессионалам модной индустрии, и
утонченным барышням...» [6].
В российских музеях хранится достаточное количество костюмов прошлых эпох, как в виде отдельных коллекций, так и единичных экземпляров. Наиболее представительные коллекции костюма собраны в этнографических, исторических и краеведческих музеях. Задача такого типа музеев — сохранить наше историческое прошлое, национальные традиции. В описаниях костюма почти не уделяется внимание дизайну, крою, модным аксессуарам, стилевым влияниям и пр. Костюмы хранятся и в российских художественных музеях, но в этом случае они чаще всего отбираются в фонд музея с точки зрения мастерства исполнения костюма, его исключительного материала. Коллекции костюма присутствуют в фондах театральных музеев России. Чаще всего это — мемориальные предметы, которые сохраняют память о выдающемся человеке. Костюм в большинстве из перечисленных типов музеев выступает чаще как случайный предмет в представленных этими музеями экспозициях.
Когда речь заходит о создании Музея костюма, надо понимать, что это не просто формирование коллекций отдельных предметов и их научное описание и экспонирование. Костюм — это знак, представляющий персону как личность для других, его «можно уподобить паспорту, который человек носит «на себе» [2, 23]. В создании костюма большую роль, с одной стороны, играют материалы, из которых он сделан, а с другой стороны — «костюм как целостный знак складывается из фигур» [2, 29], которые представлены такими материальноконструктивными частями, как платье, обувь, головные уборы, аксессуары и пр., что необходимо широко представлять в предполагаемом музее. Кроме этого, «строгое различение понятий костюма и одежды обозначилось только в XX веке. Это объясняется тем, что до XX века создатель костюма был в то же время и создателем одежды. И лишь в прошлом веке с появлением высоко профессионализированного моделирования — «высокой моды», не предназначенной быть одеждой, а только эталоном и мотивом для создания одежды и костюма, — эти понятия были строго разграничены» [2, 28]. Весь процесс становления
современного понятия костюма должен найти свое отражение в предполагаемом нами Музее костюма.
В разработке образа будущего Музея костюма, несомненно, понадобится учесть богатый опыт зарубежных музеев.
Одним из наиболее представительных музеев такого рода является Музей Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) — Национальный музей изящных и прикладных искусств в Лондоне, ведущий свою историю с 1899 года. В многочисленных галереях Музея возможно ознакомиться с 400-летней британской историей прикладного искусства и дизайна. Коллекция Музея Виктории и Альберта наиболее представительна в Европе, но это — «музей в музее», со сменяющимися экспозициями, которые не всегда дают возможность увидеть процесс развития костюма и моды в целостности.
Сходным по возрасту и качеству собрания является Музей моды и текстиля (Musee de la Mode et du Textile) в Париже, основанный в 1905 году. С самого начала была поставлена задача формирования коллекции тканей, вышивки, кружев, гобеленов. Только лишь в 1948 году, после учреждения Союза французских искусств по инициативе историка костюма Франсуа Буше, начала параллельно формироваться коллекция костюма. В 1981 году коллекции объединились и в 1986 году открылись для посетителей в Лувре. Считается, что на сегодняшний день это крупнейшая коллекция костюма в мире: она насчитывает более 81 000 единиц хранения, охватывающей период французской истории от Регенства до вчерашнего дня.
Институт костюма (The Costume Institute) в Нью-Йорке является частью знаменитого Музея Метрополитен. Начинался этот Институт как Музей искусства костюма в 1937 г., но в 1946 г. при поддержке индустрии моды, которая осознавала необходимость наличия такого института для своего дальнейшего развития, Музей искусства костюма был соединен со столичным Музеем искусства, а в 1959 г. стал вполне самостоятельным. Собрание этого Института насчитывает более 31 000 едниц хранения, представляющих костюмы пяти столетий и разных континентов.
Музей Костюма в японском Киото (Kyoto Costume Institute) располагает одной из крупнейших в мире коллекций одежды и курирует множество выставок этой направленности во всех странах мира. Музей был основан в 1978 году после первой полноценной выставки моды в Японии, организованной Нью-Йоркским Метрополитен. Восхищенный выставкой Коити Цукамото, президент Wacoal Corporation, одного из крупнейших производителей дамского белья в Японии, и одновременно вице-президент Киотской торгово-промышленной палаты, осознал необходимость создания в своей стране института, который бы собирал, изучал и выставлял образцы западной моды. «Киотский Институт костюма стремится достичь понимания истинной сути костюма и изобретает методику предвидения развития моды в будущем. Институт определил, что костюм выражает базовые человеческие чувства, и что способы выражения этих чувств меняются со временем» [7, 13].
«После Второй мировой войны текстильная промышленность Японии находилась в кризисе. Положение страны в международном сообществе также было драматичным, необходимо создать условия для того, чтобы японская мода смогла занять одну из ведущих ролей в мире. Крайне важно понимать весь исторический процесс развития западной швейной промышленности, вплоть до мельчайших нюансов, ибо знание старого способствует созданию нового» — утверждал Коити Цукамото в поддержку нового музея [7, 14].
Сегодня Музей костюма в Киото обладает одной из самых крупных в мире коллекций одежды, располагает широчайшей подборкой исторических костюмов, нижнего белья, обуви и модных аксессуаров от XVIII столетия до наших дней. Каждый экспонат также дополняется разного рода документами, что создает в целом образ времени, а также определяет и проясняет возникновение и смысловое содержание каждого предмета костюма. Такого принципа, формирования коллекций мы не наблюдаем ни в одном из западных музеев.
Принцип демонстрирования коллекций Института костюма — это часто сменяющиеся экспозиции, возможность потрогать руками наиболее интересные предметы, примерить некоторые костюмы, рассмотреть детали. Отдельные
приемы такого типа музеев только начинают использоваться в российском музейном пространстве, чаще в музеях, посвященных истории науки — например, в недавно открывшимся в Москве Музее занимательных наук «Эксперимента-ниум» [8] или в одном из старейших естественнонаучных московских музеев — Государственном Дарвиновском музее [9].
Институт в Киото полагает, что «костюм является важнейшим проявлением нашего бытия, и его дизайн продолжит свой неустанный путь по тропе эволюции», представляя «костюм не только как исторический артефакт, но и как жизненный элемент моды» [7, 14]. Поэтому Музей костюма сегодня — это исследовательский центр и учебная площадка для многих начинающий модельеров.
В нашей стране идея создания подобного рода музея назрела, за последние годы много говорилось об этом в печати. Музей костюма должен располагать обширным фондом по истории костюма, представляющим разные эпохи разных народов, изучение и экспонирование которого будет способствовать развитию дизайнерской мысли, прогнозированию направлений моды. Музей должен быть призван воссоздавать образ времени, который так ярко отражается в костюме. Музей костюма в Киото — наиболее приемлемая модель подобного музея, но речь идет не о копировании, а о создании собственного образа музея костюма, о развитии модели такого музея в России, о дискуссии и обсуждении этого нового музейного пространства со всеми заинтересованными лицами.
Библиографический список
1. Конева А.В. Музеи моды: историческое знание или каноны искусства? // В поисках музейного образа. Материалы научной конференции. СПб., 1213 апреля 2007 г. СПб., Изд-во СПбГУ, 2007.
2. Лободанов А.П. Лекции по семиотике. Вып. III. Прикладные искусства. М., 2007.
3. Г абричевский А.Г. Одежда и знание. // Морфология искусства. М., 2002.
4. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. М., Слово, 2002.
5. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII - первой половине XX вв. Опыт энциклопедии. М., 1995.
6. http: //magazines.rus s. ru/ino stran/2008/5/na 10. html
7. The collection of the Kyoto Costume Institute. Fashion. A History from 18th to the 20th Century. Tokyo, 2002.
8. www.experimentanium.ru
9. www.darwin.museum.ru
Bibliography
1. [Electronic Resource]. - Access Mode:
http: //magazines.russ. ru/inostran/2008/5/na 10. html
2. [Electronic Resource]. - Access Mode: www.experimentanium.ru
3. [Electronic Resource]. - Access Mode: www.darwin.museum.ru
4. Gabrichevskiy, A.G. Clothes and Knowledge [Text] // Morphology of Art. -Moscow, 2002.
5. Kirsanova, R.M. The Russian Costume and Living in XVIII-XIX Centuries [Text]. - Moscow: Slovo, 2002.
6. Kirsanova, R.M. Costume in the Russian Artistic Culture of XVIII — First Half of XX Centuries. Encyclopedic Experience [Text]. - Moscow, 1995.
7. Koneva, A.V. Museums of Fashion: Historical Knowledge or Canons of Art?
[Text] // In Search of a Museum Image. Materials from the Science Confe-
rence. St.-Petersburg, April, 12-13, 2007. - St.-Petersburg: SPbSU Publishing House, 2007.
8. Lobodanov, A.P. Lections on Semiotics. Book III. Ornamental Arts [Text]. -Moscow, 2007.
9. The Collection of the Kyoto Costume Institute. Fashion. A History From XVIII to XX Century. - Tokyo, 2002.