ГОГОРСК-НО®°
Причерноморье
Problemy istorii, filologii, kul'tury Проблемы истории, филологии, культуры
4 (2016), 71-78 4 (2016), 71-78
© The Author(s) 2016 ©Автор(ы) 2016
КОСТЯНАЯ ТЕССЕРА ИЗ РАСКОПОК ФАНАГОРИИ
С.Н. Остапенко
Институт археологии РАН, Москва,
Аннотация. В 2014 г. во время работ Фанагорийской экспедиции ИА РАН на городище Фанагории (раскоп «Нижний город») была найдена костяная тессера с греко-латинским цифровым обозначением на оборотной стороне - ХУ/1Е - и рельефным изображением левой руки, считающей на пальцах, на лицевой. Данная тессера относится к типу игральных фишек le comput digital, на лицевой стороне которых комбинация пальцев левой руки обозначает числа от 1 до 15, соответствуя римскому и греческому цифровому обозначению на оборотной стороне.
В Северном Причерноморье тип тессер le comput digital встречается впервые и сочетает в себе уникальные черты. Во-первых, из всего корпуса известных на данный момент тессер на тессере из Фанагории присутствует как римское, так и греческое граффити, в то время как на всех тессерах подобного типа на обратной стороне имеется только одно граффито - римское. Во-вторых, ранее была описана лишь одна тессера типа le comput digital с числом 15. Она выделялась из всего корпуса тессер тем, что на ней был изображен бюст мужчины, показывающего рукой число, а не только рука, как на остальных тессерах этого типа. Фанагорийская тессера оказалась первой, на которой числу 15 соответствует изображение только ладони с согнутыми пальцами.
Ключевые слова: Боспорское царство, Северное Причерноморье, Римская империя, Фанагория, тессера
Остапенко Сергей Николаевич - аспирант Отдела классической археологии Института археологии РАН, младший научный сотрудник Государственного историко-археологического музея-заповедника "Фанагория".
© IA RAS, NMSTU, JHPCS, 2016 | DOI 10.18503/1992-0431-2016-4-54-71-78
Введение
В 2014 г. на нижнем плато городища Фанагория, на пересечении главной древней магистрали, соединявшей приморскую часть города с его южной окраиной1 и основной улицей, ведущей от восточных ворот на запад, был заложен новый раскоп - «Нижний город» («НГ»)2. Раскоп имеет форму прямоугольника, вытянутого с запада на восток (50^40 м). Дневная поверхность раскапываемого участка понижается с юга на север, как и все нижнее плато. Работы в полевом сезоне 2014 г. на раскопе «НГ» имели подготовительный характер. На всей площади был снят дерновый слой. Следует отметить, что данный участок нижнего плато в советское время принадлежал совхозу «Залив», который на протяжении нескольких десятилетий распахивал его тракторами для выращивания сельскохозяйственных культур. По этой причине культурный слой на раскопе «НГ» на глубину до 0.5 м был практически уничтожен. Возможно, в процессе культивации пашни местные жители производили выборку камня и древних артефактов, о чем свидетельствует незначительное количество найденных предметов во время снятия верхнего слоя на раскопе.
Во время снятия дернового слоя в юго-восточном углу раскопа была обнаружена костяная тессера3. Ее лицевая сторона представлена рельефным изображением разжатой левой ладони с соединенным большим и указательным пальцами и согнутым средним пальцем. Тессера оформлена врезанными окружностями и валиком по краю. В центре ладони сохранилось технологическое углубление (рис. 1, 1, 3, 5). На поверхности присутствуют незначительные утраты и царапины. Оборотная сторона имеет плоскую поверхность, на которой прочерчены граффити с цифровыми обозначениями: сверху римскими буквами - XV, снизу греческими буквами - IG (рис. 1, 2, 4). Диаметр тессеры составляет 2.9 см, толщина без рельефа - 0.25 см; толщина с рельефом - 0.4 см4 (рис. 1, 5).
В исторической и археологической науке до 1884 г. полагали, что тессеры играли роль билетов-жетонов для прохода в театр или на гладиаторские состяза-ния5. Первая попытка объяснить их назначение в качестве игральных фишек была предпринята В. Френером в публикации 1884 г.6 Более подробно этот аспект развил М.И. Ростовцев7. Подтверждением гипотезы об использовании их в качестве игральных фишек послужили находки как костяных тессер сериями по 15 штук (на оборотной стороне у них были прочерчены граффити с римской и греческой нумерацией от 1 до 15), так и фишек из многоцветного стекла8. В частности, в 1903 г. в захоронении в Пантикапее была найдена шкатулка, полностью укомплек-
1 Kuznetsov, Zavoikin 2014, 37, fig. 10.
2 Кузнецов 2014, 102.
3 В статье рассматривается «александрийский» тип тессеры - дискообразной игральной фишки, на лицевой стороне которой представлены различные изображения эллинистическо-египетского сюжета, а на оборотной стороне числительное от 1 до 15, выраженное латинскими и греческими буквами (сверху и снизу), между ними помещалась надпись на греческом языке, которая идентифицирует изображение на лицевой стороне.
4 Тессера хранится в фондах ФГБУК «Историко-археологического музея-заповедника "Фанагория"» (ФМ-КП-22).
5 Alfoldi-Rosenbaum 1971, 1.
6 Frohner 1884, 232-238.
7 Ростовцев 1904, 109-110, 114-115.
8 Ростовцев 1904, 109-111.
тованная набором из 15 уникальных тессер, датируемая II в н.э.9 На основании целой серии находок М.И. Ростовцев сделал предположение о том, что тессеры служили для особого рода шашечной игры по типу усложненной греческой petteia10 или египетской игры, придуманной в Александрии вскоре после завоевания Египта Римом в 30 г. до н.э.11 и распространенной по всей Римской империи.
М.И. Ростовцев первым предпринял попытку классификации игральных фишек по группам12. Впоследствии Э. Альфельди-Розенбаум13 в серии публикаций, посвященных изучению игры в римское время, детально изучила около 500 тессер и выделила основные типы: боги и герои, портреты правителей, атлетов, поэтов, философов, театральные маски, храмы, фрукты, деревья и животные, связанные с зодиакальными знаками, изображения руки при счете на пальцах (Le comput digital)14.
Найденная тессера из Фанагории относится к типу игральных фишек, на лицевой стороне которых комбинация пальцев левой руки обозначает числа от 1 до 15, соответствуя римскому и греческому цифровому обозначению на оборотной стороне15. На оборотной стороне тессера из Фанагории имеет два граффити, каждое из которых обозначает число 15. Таким образом, лицевое изображение тессе-ры также должно соответствовать численному обозначению 15.
В своих работах Э. Альфельди-Розенбаум16, Б. Вильямс совместно с Р. Ви-льямс17, Г. Минауд18 показали, что в античном мире и в раннем средневековье были приняты унифицированные жесты для цифрового обозначения, основу которых составляла комбинация пальцев относительно раскрытой ладони. Вероятно, эта система использовалась для ведения международной торговли, которая помогала преодолеть языковые барьеры между торговцем и покупателем19. В то же время Дж. Х. Тернер20 в своей статье анализирует возможности счета при помощи различных методов и операций в римское время, основываясь в том числе и на ранние средневековые источники, и говорит, что счет при помощи пальцев руки являлся первой альтернативой письменного расчета, и помогал вычислению в уме.
Самые ранние полные описания счета на пальцах оставил бенедиктинский монах Беда Достопочтенный (ок. 673-735 гг.)21 в труде «De Temporum Ratione»,
9 Ростовцев 1904, 109-110.
10 Ростовцев 1904, 118-120.
11 Bianchi 2015, 55; Винокуров, Трейстер 2015, 235; Alföldi-Rosenbaum 1971, 2.
12 Ростовцев 1904, 114-116.
13 Alföldi-Rosenbaum 1971, 1-9; 1976, 205-239; 1980, 29-39; 1984, 378-390.
14 Римского или греческого оригинального названия техники счета с использованием пальцев рук античная традиция не оставила. В 1884 г. вышла работа В. Френера «Le comput digital», в которой исследуется т.н. «странный» тип тессер, на которых изображена ладонь и сжимающиеся пальцы. Техника счета на пальцах получила название Le comput digital.
15 Alföldi-Rosenbaum 1971, 4.
16 Alföldi-Rosenbaum 1971, 1-9.
17 Williams, Williams 1995, 586-608.
18 Minaud 2006, 3-34.
19 Williams, Williams 1995, 587; Minaud 2006, 4.
20 Turner 1951, 65-66.
21 Wallis 2004, I; Germann 2006, 35.
датируемом 725 г.н. э.22 В главе «De computo vel loquela digitorum»23 Беда Достопочтенный описывает счет с помощью пальцев рук и положения руки относительно тела от 1 до 1 000 000. Левая рука использовалась для счета единиц и десятков, а правая - для сотен и тысяч24. Цифры от 1 до 9 представлялись с помощью левой руки тремя пальцами раскрытой ладони: мизинцем, безымянным и средним, а числа от 10 до 90 - при помощи большого и указательного пальцев25. В тоже время Г. Минауд26, основываясь на изображениях на римских стелах, саркофагах и мозаиках, пришел к выводу, что исчисление единиц и десятков может быть как на левой руке, так и на правой, если левой рукой было неудобно показать цифру в силу специфики изображения.
Числа старше 10 составлялись сложносочиненно: например, число «15» представлено комбинацией пальцев, которая сохраняет позицию, обозначающую число 10 (большой и указательный пальцы соединены вместе), и добавляет позицию, обозначающую число 527.
Изображение на лицевой стороне тессеры из Фанагории (рис. 1, 1-5), однако, не полностью соответствует комбинациям, описанным Бедой Достопочтенным. В труде средневекового ученого число 10 описано как соединение кончика указательного пальца со средней фалангой большого пальца28, в то время как на рассматриваемой тессере число 10 символизируют соединенные кончики указательного и большого пальцев. На тессерах типа Le comput digital29 изображения по форме комбинаций из пальцев соответствуют тессере из Фанагории. Более подробно несовпадение цифрового исчисления с помощью пальцев рук в античности и раннем средневековье с письменными и иконографическими источниками исследовано в статьях Э. Альфельди-Розенбаум, Б. Вильямс и Р. Вильямс30.
Следует отметить публикации о тессерах, найденных во время раскопок античных городищ на территории Северного Причерноморья, М.И. Ростовцева31, Т.В. Блаватской32, Б.Г. Петерса33, Д. А. Костромичева34 и Н.И. Винокурова совместно с М.Ю. Трейстером35, которые в большинстве своем учтены в исследованиях Э. Альфельди-Розенбаум. В статье Н.И. Винокурова и М.Ю. Трейстера, вышедшей недавно, детально проработана историография и рассмотрены находки тессер последних лет не только Северного Причерноморья, но и других регионов.
22 Germann 2006, 36.
23 Beda Venerabilis 1843/VI, 141-144.
24 Beda Venerabilis 1843/VI, 142-144.
25 Beda Venerabilis 1843/VI, 142-144; Turner 1951, 66-68.
26 Minaud 2006, 6-29.
27 Alföldi-Rosenbaum 1971, 6.
28 Beda Venerabilis 1843, VI, 142; Turner 1951, 67-70, fig. 1.
29 Fröhner 1884, Pl. 3; Alföldi-Rosenbaum 1971, 6-7, Taf. I-III.
30 Alföldi-Rosenbaum 1971, 4-9; Williams, Williams 1995, 590-595.
31 Ростовцев 1904, 109-124.
32 Блаватская 1959, 68-80.
33 Петерс 1986, 84-91.
34 Костромичев 2012, 213-218.
35 Винокуров, Трейстер 2015, 227-239.
Рис. 1. Костяная тессера из Фанагории
Э. Альфельди-Розенбаум в работе 1971 г.36, соглашаясь с выводами М.И. Ростовцева37, датирует тессеры временем от Юлия Цезаря до III в. н.э. и считает, что они были произведены в Александрии38. А в статье 1976 г.39 исследователь пересмотрела верхнюю границу, и пришла к выводу, что все тессеры, принадлежащие группе с номерами от I до XV на оборотной стороне и рельефом на лицевой, принадлежат периоду около 45 г. до н.э. по 68 г. н.э., но это вовсе не означает, что они не использовались на протяжении всего I и II вв. н.э.
36 Alföldi-Rosenbaum 1971, 2.
37 Ростовцев 1904, 120.
38 Alföldi-Rosenbaum 1971, 2.
39 Alföldi-Rosenbaum 1976, 206.
Находки тессер происходят как из Александрии и ее окрестностей, так и из Греции, Македонии, Малой Азии, Италии, Сирии, с юга Франции и др.40. Несмотря на широкую географию находок, Э. Альфельди-Розенбаум в своих фундаментальных исследованиях на основе тщательного анализа памятников и живой природы Александрии - изображений на монетах, видов и сцен на лампах, а также пейзажей с картин и мозаик - пришла к заключению, что на тессерах лицевое изображение связано с районами города, гробницами, символами или эллинистически-египетскими богами41. Предположительно, все тессеры были произведены в Александрии42. Однако последние исследования выдвигают гипотезу, говорящую об их производстве в разных регионах эллинистического мира43.
Заключение
Из всех находок тессер в Северном Причерноморье тип Le comput digital встречается впервые. По сравнению с корпусом находок подобного типа на территориях бывшей Римской Империи, изученном в работах Э. Альфельди-Розенба-ум44, тессера из Фанагории является уникальной. Во-первых, на всех найденных тессерах с изображением счета на пальцах на оборотной стороне присутствуют только римские цифровые обозначения, расположенные в центре45. Тессера же из Фанагории сочетает как римское, так и греческое граффити. Во-вторых, ранее была описана лишь одна тессера типа Le comput digital с числом 1546. Она выделялась из всего корпуса тессер тем, что на ней был изображен бюст мужчины, показывающего рукой число, а не только рука, как на остальных тессерах этого типа. Фанагорийская тессера оказалась первой, на которой числу 15 соответствует изображение только ладони с согнутыми пальцами.
ЛИТЕРАТУРА
Блаватская, Т.В. 1959: Игральные кости из Пантикапея. Listy fi lologicke. Folia philologica
8 (Eunomia. Suppl. III. 2), 68-80. Винокуров, Н.И., Трейстер, М.Ю. 2015: Тессера из слоя гибели ранней цитадели городища
Артезиан. ВДИ 4, 227-239. Костромичев, Д. А. 2012: Тессера из портового района Херсонеса. БЧ 13, 213-218. Кузнецов, В. Д. 2014: Отчет о работе Фанагорийской экспедиции Института археологии
РАН в Фанагории в 2014 г. Архив ИА РАН. № 45554. Петерс, Б.Г. 1986: Косторезное дело в античных государствах Северного Причерноморья. М.
Ростовцев, М.И. 1904: Древние костяные шашки с юга России. ИАК 10, 109-124. Alföldi-Rosenbaum, E. 1971: The Finger Calculus in Antiquity and in the Middle Ages Studies on Roman Game Counters I. Frühmittelalterliche Studien 5, 1-9.
40 Alföldi-Rosenbaum 1976, 208.
41 Alföldi-Rosenbaum 1976, 226-228; Bianchi 2015, 53.
42 Alföldi-Rosenbaum 1971, 2-3; 1976, 226-228; Bianchi 2015, 53-55.
43 Plantzos 2002, 38-39.
44 Alföldi-Rosenbaum 1971, Taf. I-III.
45 Alföldi-Rosenbaum 1971, Taf. I-III.
46 Alföldi-Rosenbaum 1971, 7-8, Taf. II, 14.
KocraHaa Teccepa H3 pacKonoK OaHaropHH
77
Alföldi-Rosenbaum, E. 1976: Alexandriaca. Studies on Roman Game Counters III. Chiron 6, 205-239.
Alföldy-Rosenbaum, E. 1980: Ruler Portraits on Roman Game Counters from Alexandria. In:
Eikones: Studien zum griechischen und römischen Bildnis (Beiheft zur Halbjahresschrift Antike Kunst 12), Bern, 29-39.
Alföldy-Rosenbaum, E. 1984: Characters and Caricatures on Game Counters from Alexandria (Studies on Roman Game Counters. 5). Alessandria e il mondo ellenistico-romano. Studi in onore di Achille Adriani I. Roma, 378-390.
Beda Venerabilis 1843: The Complete Works of Venerable Bede. Vol. I-VIII. London.
Bianchi, C. 2015: 'Pedine alessandrine': testimoni illustri di un gioco ignoto. In: Imateriali della Collezione Archeologica "Giulio Sambon" diMilano. 1. Tra alea e agon: giochi di abilità e di azzardo. Firenze, 53-65.
Fröhner, W. 1884: Le Comput digital. In: Annuaire de la Société de numismatique 8, 232-238.
Germann, N. 2006: De temporum ratione: Quadrivium und Gotteserkenntnis am Beispiel Abbos von Fleury und Hermanns von Reichenau (Studien und Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters. 89). Leiden-Boston.
Kuznetsov, V., Zavoikin, A. 2014: On the archaeological topography of Phanagoria. In: Phanag-oreia und darüber hinaus... Festschrift für Vladimir Kuznetsov (Altertümer Phanagoreias. Bd 3). Göttinen, 29-52.
Minaud, G. 2006: Des doigts pour le dire. Le comput digital et ses symboles dans l'iconographie romaine. Histoire and Mesure XXI/1, 3-34.
Plantzos, D. 2002: A Royal Seal of Antiochos IV of Syria and Some Contemporary Minima Ptol-emaica. Revue belge de numismatique et de sigillographie CXLVIII, 33-39.
Turner, J.H. 1951: Roman Elementary Mathematics: The Operations. The Classical Journal 47 (2), 63-74; 106-108.
Wallis, F. 2004: Bede: The reckoning of time (Translated texts for historians 29). Liverpool.
Williams, B.P., Williams, R.S. 1995: Finger Number in the Greco-Roman World and the Early Middle Ages. Isis 86, 587-608.
REFERENCES
Alföldi-Rosenbaum, E. 1971: The Finger Calculus in Antiquity and in the Middle Ages Studies on Roman Game Counters I. Frühmittelalterliche Studien 5, 1-9.
Alföldi-Rosenbaum, E. 1976: Alexandriaca. Studies on Roman Game Counters III. Chiron 6, 205-239.
Alföldy-Rosenbaum, E. 1980: Ruler Portraits on Roman Game Counters from Alexandria. In:
Eikones: Studien zum griechischen und römischen Bildnis (Beiheft zur Halbjahresschrift Antike Kunst 12). Bern, 29-39.
Alföldy-Rosenbaum, E. 1984: Characters and Caricatures on Game Counters from Alexandria (Studies on Roman Game Counters. 5). Alessandria e il mondo ellenistico-romano. Studi in onore di Achille Adriani I. Roma, 378-390.
Beda Venerabilis 1843: The Complete Works of Venerable Bede. Vol. I-VIII. London.
Bianchi, C. 2015: 'Pedine alessandrine': testimoni illustri di un gioco ignoto. In: I materiali della Collezione Archeologica "Giulio Sambon" di Milano. 1. Tra alea e agon: giochi di abilità e di azzardo. Firenze, 53-65.
Blavatskaya, T.V. 1959: Igral'nye kosti iz Pantikapeya. Listy fi lologické. Folia philologica 8 (Eunomia. Suppl. III. 2), 68-80.
Fröhner, W. 1884: Le Comput digital. In: Annuaire de la Société de numismatique 8, 232-238.
Germann, N. 2006: De temporum ratione: Quadrivium und Gotteserkenntnis am Beispiel Abbos von Fleury und Hermanns von Reichenau (Studien und Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters. 89). Leiden-Boston.
Kostromichev, D.A. 2012: Tessera iz portovogo rayona Hrersonesa. BCH 13, 213-218.
Kuznetsov, V.D. 2014: Otchyet o rabote Fanagoriyskoy ekspeditsii Instituta arhreologii RAN v Fanagorii v 2014 g. Arhriv 1A RAN. № 45554.
Kuznetsov, V., Zavoikin, A. 2014: On the archaeological topography of Phanagoria. In: Phanagoreia und darüber hinaus... Festschrift für Vladimir Kuznetsov (Altertümer Phanagoreias. Bd 3). Göttinen, 29-52.
Minaud, G. 2006: Des doigts pour le dire. Le comput digital et ses symboles dans l'iconographie romaine. Histoire andMesure XXI/1, 3-34.
Peters, B.G. 1986: Kostoreznoe delo v antichnyhr gosudarstvahr Severnogo Prichernomor 'ya. Moscow.
Plantzos, D. 2002: A Royal Seal of Antiochos IV of Syria and Some Contemporary Minima Ptolemaica. Revue belge de numismatique et de sigillographie CXLVIII, 33-39.
Rostovtsev, M.I. 1904: Drevnie kostyanye shashki s yuga Rossii. 1AK 10, 109-124.
Turner, J.H. 1951: Roman Elementary Mathematics: The Operations. The Classical Journal 47 (2), 63-74; 106-108.
Vinokurov, N.I., Treister, M.Yu. 2015: Tessera iz sloya gibeli ranney tsitadeli gorodishcha Artezian. Vestnik drevney istorii 4, 227-239.
Wallis, F. 2004: Bede: The reckoning of time (Translated texts for historians. 29). Liverpool.
Williams, B.P., Williams, R.S. 1995: Finger Number in the Greco-Roman World and the Early Middle Ages. Isis 86, 587-608.
BONE TESSERA FROM PHANAGORIA Sergey N. Ostapenko
Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, Russia,
Abstract. In 2014, a bone tessera was found during the excavations conducted by the Phanagorian Mission of the Institute of Archaeology, RAS, at Phanagoria (the site of "Lower City"). It bears Greek and Latin numerals XV and IE situated on its reverse side and the relief depiction of a left hand with fingers combination, occupying its obverse. This tessera is of a type of playing draughts, which is called Le comput digital, bearing combinations of fingers of a left hand marking out numbers from 1 to 15, situated on the obverse and corresponding to the numerals on its reverse.
This tessera is a first draught of Le comput digital type found in the North Pontic Region. It combines some unique features. Firstly, it is the first known tessera combining both Greek and Roman graffiti, while all the previously found specimens had only Roman graffito situated at the reverse. Secondly, the only tessera of Le comput digital type was previously found, showing a sign XV. It differs from all other tesserae because it bears a bust of a man with his hand showing number fifteen instead of just common hand. The Phanagorian tessera is the first specimen showing a palm with combination of fingers marking out the number 15.
Key words: Bosporan Kingdom, North Pontic Region, Roman Empire, Phanagoria, tessera