Научная статья на тему 'КОСМОС КАК НОВОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАТО'

КОСМОС КАК НОВОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАТО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
339
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАТО / КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ США / СДЕРЖИВАНИЕ / ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ ПОЛИТИКА НАТО В КОСМОСЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Понамарева Анастасия

В статье проанализированы причины интеграции космоса в систему коллективной безопасности и обороны НАТО, парадокс космического сдерживания, основные принципы «Всеобъемлющей политики НАТО в космосе» и обозначен современный международный контекст выстраивания Североатлантическим альянсом своей космической стратегии. Автор исходит из предположения, что с подписанием «Всеобъемлющей политики НАТО в космосе» главный спонсор Альянса - Соединенные Штаты - последовательно блокирующие любые международно-правовые инициативы в области предотвращения космической гонки вооружений, получают еще одну платформу для внедрения своего видения, но не гарантию, что по всем интересующим их вопросам удастся добиться евроатлантического консенсуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОСМОС КАК НОВОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАТО»

КОСМОС КАК НОВОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАТО

Анастасия Пономарева,

зав. Отделом проблем европейской безопасности ИНИОН РАН

Аннотация. В статье проанализированы причины интеграции космоса в систему коллективной безопасности и обороны НАТО, парадокс космического сдерживания, основные принципы «Всеобъемлющей политики НАТО в космосе» и обозначен современный международный контекст выстраивания Североатлантическим альянсом своей космической стратегии. Автор исходит из предположения, что с подписанием «Всеобъемлющей политики НАТО в космосе» главный спонсор Альянса - Соединенные Штаты - последовательно блокирующие любые международно-правовые инициативы в области предотвращения космической гонки вооружений, получают еще одну платформу для внедрения своего видения, но не гарантию, что по всем интересующим их вопросам удастся добиться евроатлантического консенсуса.

Ключевые слова: космическая политика; НАТО; Космические силы США; сдерживание; Всеобъемлющая политика НАТО в космосе.

Keywords: space policy; NATO; United States Space Force; deterrence; NATO's overarching Space Policy.

На протяжении первого десятилетия XXI в., когда приоритетным вопросом для Североатлантического альянса оставался Афганистан, заинтересованности в активном обсуждении темы космоса в рамках блока не проявляла ни одна из стран - участниц НАТО. Ситуация изменилась к 2016 г., когда на Варшавском саммите Альянса космическое пространство было названо «оперативным». В мае 2018 г. была принята политика в области космической поддержки операций НАТО, и прошедшие в октябре-ноябре 2018 г. в Норвегии учения Trident Juncture уже официально интегрировали в себя космический компонент. В июле 2018 г. на встрече в верхах в Брюсселе о космическом пространстве заговорили как о сфере, принципиально важной для последовательной структуры сдерживания и обороны Альянса, в отношении которой необходимо выработать общую для всех его членов политику. Последняя была согласована меньше чем через год, и уже в декабре 2019 г. лидеры НАТО приветствовали признание космического пространства

«новым оперативным пространством, наряду с воздушным пространством, сушей, морским пространством и кибернетическим пространством»1.

К данному решению страны - участницы НАТО шли на протяжении нескольких лет обстоятельных прений, в том числе развивая собственную программу спутниковой связи SATCOM (Satellite Communication), однако СМИ в большинстве своем проигнорировали эту длительную предысторию, напрямую связав актуализацию темы космоса в Альянсе с инициативой президента Дональда Трампа о создании Космических сил США (КС США), озвученной им 21 декабря 2019 г. на церемонии подписания военного бюджета страны.

«Новый космос» США

В период президентства Д. Трампа военно-космическая политика США была дополнена первой национальной военно-космической стратегией. Заявленный в рамках национальной политики «новый подход» предполагал возрастание роли Пентагона и иных профильных ведомств страны в деле защиты американских космических объектов. В ноябре 2017 г. начальник штаба ВВС США Дэвид Голдфейн и министр ВВС США Хизер Уилсон выступили с сообщениями о том, что космос станет новой ареной деятельности ВВС США, так как никаких договорных запретов на размещение там летального (кроме ядерного) оружия нет2. С самого начала правления администрации Трампа американские военные транслировали месседж о том, что космос является такой же областью потенциальных боевых действий, как воздух, земля, море и ки-берпространство. На практике эта идея нашла

1 Палаускас К. Космос как новейший рубеж НАТО // Вестник НАТО. - 18 марта 2020 г. - Режим доступа: Вестник НАТО - Космос как новейший рубеж НАТО (nato.ini)

2 Штодина И.Ю. Некоторые актуальные вопросы правового обеспечения исследования и использования космоса // Московский журнал международного права. - 2018. - № 2. - С. 74.

отражение в восстановлении Космического командования США и формировании новой (шестой) ветви ВС США1. Космические силы стали первой новой независимой военной службой США после образования Военно-воздушных сил (ВВС) в 1947 г. Однако если ВВС США на момент своей официальной институционализации уже располагали сотнями тысяч личного состава, то у Космических сил такой базы не было. Это дает основания отдельным экспертам расценивать инициативу Д. Трампа как преждевременную, поскольку, с их точки зрения, КС США не хватает прочной институциональной основы, организационной культуры и они не могут опереться в своей деятельности на четко сформулированные доктринальные установки2.

С нашей же точки зрения, с учетом того, что начиная с 1950-х годов США неуклонно проводят курс на использование космического пространства для проведения боевых операций и размещение в нем ударных систем вооружений в целях достижения военного превосходства3, говорить о туманности установок официального Вашингтона в отношении перспектив превращения космоса в реальный театр военных действий не представляется возможным. Соответствующие задачи закреплены и в «Оборонной космической стратегии» (2020)4, и в первом доктри-нальном документе КС США под названием «Космическая мощь космических сил» (2020), в котором «космическая мощь» («spacepower») артикулируется как отдельная и отличная форма военной силы.

Главный советник Российского института стратегических исследований В.П. Козин справедливо отметил: «Хотя обнародованное 17 июня

1 Smith M. U.S. Space Force's First Space Doctrine Signals Expansive Plans // Spacepolicyonline.com. - August 10, 2020. -Available at: U.S. Space Force's First Space Doctrine Signals Expansive Plans - SpacePolicyOnline.com

2 Farley R. Space Force: Ahead of Its Time, or Dreadfully Premature? // Cato Institute, Policy Analysis. Washington, DC. -December 2020. - Vol. 904 - P. 2.

3 МИД РФ: США испытывает на орбите новейшие ударно-боевые средства, в том числе с уничтожением своих космических аппаратов // Интерфакс - АВН. - 16 ноября 2021 г. - Режим доступа: МИД РФ: США испытывает на орбите новейшие ударно-боевые средства, в том числе с уничтожением своих космических аппаратов - (militarynews.ru)

4 Defense Space Strategy. Summary. - Available at: 2020

Defense Space Strategy Summary Данная Стратегия имеет открытую и закрытую части. В ее десятистраничном резюме, разме-

щенном в открытом доступе, подтверждаются предыдущие заявления высшего американского военно-политического руко-

водства о том, что космическое пространство остается сферой

«военных действий», а также «уникальной областью применения военной силы».

краткое содержание новой американской космической стратегии имеет в своем названии слово "оборонная", ее нельзя квалифицировать таковой. С учетом ее ключевых положений это наступательная военно-политическая установка с большими негативными стратегическими последствиями для всего мира, поскольку она содержит четко выраженную заявку США на их монопольное доминирование в космическом пространстве, предусматривает активизацию их ударной военной деятельности в нем, а также создает основу для гонки вооружений качественно нового типа - гонки ударных космических вооружений»5.

Что же касается «Космической мощи космических сил», то доктрина определяет космос в качестве «канала, через который нация может генерировать и применять дипломатическую, информационную, военную и экономическую мощь» и намечает три ключевые области ответственности для КС США: сохранение свободы действий в космосе, обеспечение «совместной летальности и эффективности» и предоставление «независимых вариантов» руководству страны для достижения национальных целей6. Таким образом, документ подтверждает агрессивную направленность курса Вашингтона в космической сфере, обоснованием которой служит ссылка на действия «потенциальных противников» США в космосе, которые занимаются «разработкой, испытанием и распространением продвинутого противокосмического оружия», создавая тем самым угрозу для объектов на орбите»7. Референс к России и Китаю - понятен.

Доктринальные установки, предполагающие фокусировку деятельности КС США на повышении готовности к проведению военных операций в космосе (не только в целях «сдерживания», но и «принуждения»), вызывают озабоченность российского МИДа8. Но не меньшую обеспокоенность провоцируют попытки Вашингтона возгла-

Владимир Козин: В США принята «Оборонная стратегия» // Фонд Горчакова / Аналитика. - 25 июня 2020 г. - Режим доступа: Владимир Козин: В США принята «Оборонная космическая стратегия» (gorchakovfund.ru)

6 Smith M. U.S. Space Force's First Space Doctrine Signals Expansive Plans // Spacepolicyonline.com. - August 10, 2020. -Available at: U.S. Space Force's First Space Doctrine Signals Expansive Plans - SpacePolicyOnline.com

7 Young C. US Space Force Publishes 'Spacepower' Military Doctrine. - August 12, 2020. -Available at: US Space Force Publishes 'Spacepower' Military Doctrine (interestingengineering.com)

8 Цит. по: Иванов В. Пентагон выходит в околоземное пространство // Независимое военное обозрение. - 28 августа 2020 г. - Режим доступа: Пентагон выходит в околоземное пространство / Вооружения / Независимая газета (ng.ru)

вить процесс разработки стандартов поведения в космосе, поскольку предполагается, что все они окажутся дополнительными инструментами обеспечения интересов США1.

Принимая во внимание тот факт, что любые институциональные реорганизации военных структур или ведомств всегда носят политический характер, вне зависимости от технократического импульса, активизировавшего реформы, мы можем констатировать обоснованность опасений МИД РФ.

Причины интеграции космоса в систему коллективной безопасности и обороны НАТО

Угроза скачкообразной милитаризации космоса нарастает. Ветер перемен вытесняет на периферию доктринальных документов западных стран указания на необходимость противодействия самому страшному злу первой половины 2000-х годов - «международному терроризму». На смену этому абстрактному врагу приходят вполне конкретные потенциальные противники, возвращается дискурс великодержавной борьбы, но уже в новых форматах и в новых коммуникационных пространствах, одним из которых выступает космос.

Таким образом, инициативу Д. Трампа по созданию КС США целесообразно рассматривать в качестве маркера куда более серьезных сдвигов в международных отношениях, которые и подтолкнули НАТО к публикации текста стратегии взаимодействия стран - участниц Альянса в космическом пространстве.

Во-первых, за последние несколько лет количество субъектов деятельности в космическом пространстве заметно расширилось. Обратной стороной «удешевления» космоса и расширения доступа к космическим средствам стала большая уязвимость последних.

Во-вторых, символический ресурс победы в холодной войне, лежавший в основании «одно-полярного момента» США, оказался практически исчерпанным. Целый ряд стран - в первую очередь, Китай и Россия - поставили под сомнение право Соединенных Штатов и далее определять конфигурацию мирового порядка. Соответственно,

из режима наибольшего благоприятствования США и НАТО как один из основных инструментов реализации политики Вашингтона перешли в состояние напряженной борьбы за сохранение своих интересов во всех «оперативных пространствах». Причем логика этой борьбы лучше всего описывается так называемой гипотезой Черной Королевы: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Политический инстинкт самосохранения постоянно подталкивает НАТО к расширению предметной области своей деятельности.

В-третьих, существуют объективные технологические факторы, обуславливающие все большую зависимость НАТО от информации, поступающей из космического пространства и через него. Обладание этой информацией многократно повышает конкурентоспособность блока в плане обеспечения коллективной обороны, кризисного реагирования и борьбы с терроризмом. Отметим, что страны - участницы НАТО контролируют более 50% всех действующих спутников.

С учетом всего вышесказанного не вызывает удивления секьюритизация космической тематики и соответствующее расширение повестки дня сдерживания и обороны НАТО. Консенсус в отношении того, что страны-участницы будут вместе реагировать на угрозы в космосе, вплоть до применения Пятой статьи Североатлантического договора (нападение на одного из участников НАТО расценивается как нападение на Альянс в целом) был достигнут еще в июне 2021 г. А 17 января 2022 г. эта договоренность была закреплена в опубликованной «Всеобъемлющей политике НАТО в космосе»2.

Парадокс космического сдерживания

По мере возрастания зависимости страны от космического пространства последнее превращается в еще одну мишень для потенциальных противников. С точки зрения экспертов Разведывательного управления Министерства обороны США, такими противниками являются Китай и Россия, которые «предприняли шаги, чтобы бросить вызов Соединенным Штатам» и «рассматривают противокосмические возможности как средство снижения военной эффективности

1 Цит. по: Иванов В. Пентагон выходит в околоземное

пространство // Независимое военное обозрение. - 28 августа 2020 г. - Режим доступа: Пентагон выходит в околоземное пространство / Вооружения / Независимая газета (ng.ru)

NATO's overarching Space Policy // NATO.com - January 17, 2022. - Available at: NATO - Official text: NATO's overarching Space Policy, 17-Jan.-2022

США и их союзников». К менее проблемным в силу меньших технических возможностей, но также не внушающим доверия государствам были отнесены Иран и Северная Корея1.

Но применительно к космосу не работают апробированные десятилетиями правила ядерного сдерживания. В классическом варианте сдерживание обеспечивается двумя способами: 1) «обнулением» тех преимуществ, которые рассчитывает получить противник, готовясь нанести удар; 2) асимметричным наказанием противника за нанесенный удар, «вздувающим» цену его победы до уровня нерентабельности. Таким образом, потенциал сдерживания определяется сочетанием: 1) политической воли; 2) реальной способности нанести ответный удар; 3) своевременностью и четкостью информирования противника о наличии этих воли и способности2. Однако в космическом пространстве невозможно сдерживание угрозой симметричного и соразмерного наказания уже хотя бы в силу разницы в уровне развития космических программ потенциальных противников.

Этот парадокс космического сдерживания Соединенные Штаты успешно обошли в своей последней Стратегии национальной безопасности 2017 г., заявив, что «в ответ на любое вмешательство с целью причинения вреда или удар по критическим составляющим нашей космической архитектуры, непосредственно затрагивающим этот жизненно важный интерес США, будут предприняты намеренные ответные меры, причем время, место, способ и пространство, в котором они будут осуществлены, будут выбраны по нашему усмотрению»3.

Поскольку в области «военного» космоса превосходство США над всеми остальными членами блока очевидно4, именно эта страна формирует видение космической стратегии НАТО, рас-

1 Challenges to Security in Space // Defense Intelligence Agency. - 2019. - January 2019. - Available at: SPACE-SECURITY-CHALLENGES.PDF (defense.gov)

2 Палаускас К. Космос как новейший рубеж НАТО // Вестник НАТО. - 18 марта 2020. - Режим доступа: Вестник НАТО -Космос как новейший рубеж НАТО (nato.int) (Доступ: 23.03.2022).

3 National Security Strategy of the United States. - December 2017. - Available at: *NSS2017.pdf (defense.gov)

4 В 2020 г. государственные расходы США на космические программы составили 47,69 млрд долл., а в 2021 г. - уже

54,59 млрд долл. Для сравнения: государственные расходы на космические программы Франции, занимающей второе место в НАТО по расходам на военные цели в космосе, в 2020 г. составили 4,04 млрд долл., а в 2021 г. - 3,95 млрд долл. Данные приводятся по: Государственные расходы на космическую программу ведущих стран мира на 2020-2021 годы // Statista. -Март 2022. - Режим доступа: Глобальные государственные расходы на космические программы ведущих стран до 2021 года | Статиста (statista.com)

пространяя нормативные установки национальной стратегии космического сдерживания на политику всего блока.

«Всеобъемлющая политика НАТО в космосе» не содержит указаний на стремление блока стать самостоятельным субъектом в космосе. Альянс выступает за международные усилия по «разработке норм, правил и принципов ответственного поведения в космосе». И в этом, скорее всего, и заключается весь смысл проекта «Всеобъемлющей стратегии». Ведь Североатлантический союз, как обозначено в документе, «не стремится развивать собственный космический потенциал. Союзники на добровольной основе взяли обязательство в соответствии с национальным законодательством предоставлять данные, продукты и услуги, которые могут потребоваться для операций, миссий и других видов деятельности альян-са»5. Таким образом, создается платформа для выработки скоординированной политики всех стран-участниц и оказания дополнительного нормативного давления на другие, не вовлеченные в блок страны. Соединенные Штаты получают инструмент доступа к европейским космическим агентствам за счет создания площадки, где они с необходимостью должны взаимодействовать друг с другом.

Сегодня развитие космического направления в деятельности НАТО идет по пути, аналогичному эволюции политики Альянса в области операций в киберпространстве. Напомним, что в 2016 г. страны - участницы НАТО согласовали общий подход в отношении допустимости введения в действие Пятой статьи Североатлантического договора в ответ на произведенные кибератаки. Компьютерные сети, инфраструктура и программное обеспечение были признаны отдельной областью для разработки тактики и стратегии боевых действий, подобно сухопутному, морскому и воздушному пространствам. При этом НАТО до сих пор не может согласовать коллективную, устраивающую всех членов доктрину кибербезопасности. С учетом возрастания заинтересованности французских военных ведомств в освоении космоса и декларируемого администрацией Эммануэля Макрона нежелания в решении всех политических вопросов неизменно следовать в фарватере Вашингтона, можно предположить, что с выработкой «общего понимания концепций, таких как роль космоса в кризисе

NATO's overarching Space Policy // NATO.com - January 17, 2022. - Available at: NATO - Official text: NATO's overarching Space Policy, 17-Jan.-2022

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

или конфликте»1, также возникнут сложности. К тому же в документе четко не обозначено, какие атаки в космосе актуализируют применение Пятой статьи. Заявлено лишь, что решения будут приниматься в каждом конкретном случае Североатлантическим советом, главным органом по принятию политических решений Альянса. Таким образом, с подписанием «Всеобъемлющей политики НАТО в космосе» главный спонсор Альянса - Соединенные Штаты - последовательно блокирующие любые международно-правовые инициативы в области предотвращения космической гонки вооружений2, получают еще одну платформу для внедрения своего видения, но не гарантию, что по всем интересующим их вопросам удастся добиться евро-атлантического консенсуса.

Международный контекст выстраивания НАТО своей космической политики

Как будет разыграна эта карта в современных условиях, когда на фоне военной операции ВС РФ на Украине отношения России и коллективного Запада обострились до предела?

В настоящее время мы являемся свидетелями закрепления России в новых концептуальных подходах НАТО в качестве основного оппонента, ревизионистской державы, противодействие которой на всех направлениях служит задаче защиты ценностей демократии и свободы. Последний саммит НАТО, состоявшийся 24 марта 2022 г., подтвердил готовность США воевать с Россией «до последнего украинца»3. Показателен отказ от риторики вступления Украины в НАТО, причем с обеих сторон. Да, страны блока продолжат оказывать военную помощь Украине, но от непосредственного вовлечения в войну Альянс отказывается. Расчет строится на представлении о том, что затя-

1 NATO's overarching Space Policy // NATO.com - January 17, 2022. - Available at: NATO - Official text: NATO's overarching Space Policy, 17-Jan.-2022

2 В данном контексте уместно вспомнить, что США наряду с Великобританией, Израилем и Украиной проголосовали против выдвинутой Российской Федерацией 30 октября 2017 г. в Комитете по разоружению ГА ООН резолюции «Дальнейшие практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве». Фактически после выхода США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. единственной преградой на пути милитаризации космоса служит статья IV Договора о космосе 1967 г.

3 Джон Миршаймер: «НАТО готово воевать с Россией до последнего украинца» // Завтра. - 11 марта 2022. - Режим доступа: Джон Миршаймер: «НАТО готово воевать с Россией до последнего украинца» (zavtra.ru)

гивание конфликта позволит предотвратить падение киевского режима, измотает «веймарскую Россию» и приведет к ее полной политической трансформации под влиянием давления изнутри. Как заявил Джо Байден в своей речи в Варшаве, посвященной ситуации вокруг Украины, президент России Владимир Путин не может «оставаться у власти»4. Официальный представитель Белого дома, конечно, в кратчайшие сроки внес необходимые уточнения, сообщив: «Президент имел в виду, что [российскому лидеру] нельзя позволить осуществлять власть над своими соседями и регионом. Он не обсуждал власть Путина в России или же смену режима»5. Однако, как говорится, «ложечки-то нашлись, но осадок остался».

Надеющиеся на госпереворот в России, который позволит взять страну под внешнее управление, не учитывают эффект «сплочения вокруг флага» - усиление народной поддержки правительства или политических лидеров государства в период международного кризиса или войны. Влияние этого эффекта не было просчитано Москвой при начале военной операции, но также игнорируется западными державами, подвергнувшими всех россиян ковровой бомбардировке санкциями6. Так, по данным ВЦИОМ, по сравнению с 25 февраля к 23 марта доля поддерживающих решение провести специальную военную операцию России в Украине выросла на 9 п.п., составив 74% граждан7. Конфликт вокруг Украины и на внутриполитическом, и на международном уровне отношений запустил процессы, которые наилучшим образом описываются известной ленинской цитатой из «Заявления редакции "Искры"»: «Прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться». Происходит реконфигурация мировой системы и формирование новых коалиций. США пока еще

Цит. по: Biden: 'butcher' Putin cannot be allowed to stay in

power // Guardian. - March 27, 2022. - Available at: Biden: 'butcher'

Putin cannot be allowed to stay in power | Joe Biden | The Guardian

5 Цит. по: Biden says Putin 'cannot remain in power' in fiery speech on Ukraine war // Reuters. - March 27, 2022. - Available at: Biden says Putin 'cannot remain in power' in fiery speech on Ukraine war | Reuters

6 Россия обошла Иран, Сирию и КНДР по числу санкций против ее физических и юридических лиц. С 22 февраля 2022 г. под ограничения попали 2778 российских объектов, в дальнейшем их число выросло до 5530, что позволило экспертам сравнить принятые меры с «финансовой ядерной войной». Данные приводятся по: Bloomberg назвал Россию мировым лидером по количеству санкций // РБК. - 8 марта 2022. - Режим доступа: https:// www.rbc.ru/economics/08/03/2022/6226867a9a7947db2e9e223b

7 Специальная военная операция: мониторинг // ВЦИОМ. -23 марта 2022. - Режим доступа: ВЦИОМ. Новости: Специальная военная операция: мониторинг (wciom.ru)

успешно перекладывают на европейских союзников основную ношу военных рисков, связанных с противостоянием с Россией, при этом, как четко обозначил генеральный директор Российского совета по международным делам А.В. Кор-тунов: «НАТО на многие годы вперед становится оппонентом России не только на Европейском континенте, но и, возможно, в других регионах мира тоже»1. Список зон противоборства, обозначенных А.В. Кортуновым, можно расширить и до борьбы в новых коммуникационных пространствах, к которым относится космос.

Заключение

Политика и космонавтика - сферы глубоко взаимосвязанные. Космическая гонка - напряженное соперничество между СССР и США, продлившееся с 1957 по 1988 г. и вобравшее в себя запуски искусственных спутников, полеты в космос животных и человека, а также высадку на Луну - стала следствием холодной войны. Но даже в это непростое время обострения биполярной конфронтации у руководства двух стран присутствовало понимание значимости сотрудничества в освоении космоса. Еще в 1961 г. в своей инаугурационной речи Джон Кеннеди призвал стороны «стремиться ссылаться на чудеса науки, а не на ее ужасы... вместе исследовать звезды»2. В 1963 г., через год после Карибского кризиса, выступая на 18-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, тот же Джон Кеннеди озвучил идею совместной советско-американской миссии на Луну3.

Даже после войны 08.08.08, сецессии Крыма в 2014 г. при нарастании накала политической риторики и взаимных обвинений сотрудничество между США и РФ на уровне руководителей космических агентств, космонавтов и ученых продолжалось. Исключительно точно суть этих отношений выразил генерал-майор морской пехоты США, глава НАСА с 2009 по 2017 г. Чарльз

1 Цит. по: Логинова К. Затянуть полюса: что значит для России саммит НАТО // Известия. - 26 марта 2022 г. - Режим доступа: Затянуть полюса: что значит для России саммит НАТО | Статьи | Известия (iz.ru)

2 «John F. Kennedy Quotations», John F. Kennedy Presidential Library & Museum. - Available at: http://www.jfklibrary.org/ Research/Research-Aids/Ready-Reference/JFK-Quotations/Inaugural-Address.aspx

3 «Address at 18th U.N. General Assembly, 20 September 1963», John F. Kennedy Presidential Library & Museum. - Available at: http://www.jfklibrary.org/Asset-Viewer/Archives/JFKP0F-046-041.aspx

Болден, заявивший в одном из своих интервью: «Наши отношения с Россией сейчас натянуты. Наши отношения с "Роскосмосом" прекрасные. То, как мы сотрудничаем с ними, как мы тренируемся и в Хьюстоне, и в Москве, и в Звездном городке, как осуществляем запуски с Байконура, -это модель, которую вы захотите для будущего человечества»4. В разгар кризиса на юго-востоке Украины американский астронавт Майкл Хоп-кинс подтверждал, что «.охлаждение отношений между Москвой и Вашингтоном из-за Украины в космосе вообще не ощущается». В свою очередь, российский командир экспедиции на МКС Олег Котов говорил: «Люди, занятые в этой программе -инженеры, конструкторы, те, кто управляет полетами - далеки от политики и работают для достижения одной общей цели»5.

В настоящее время единственной областью сотрудничества между Западом и Россией в области космонавтики остается МКС, но и здесь возможен «технический развод».

Ограничительные меры Запада были анонсированы 24 февраля 2022 г. в ответ на начало специальной военной операции ВС РФ на территории Украины. По словам Джо Байдена, санкции в отношении ракетно-космической и других отраслей промышленности были призваны перекрыть более половины импорта высоких технологий в Россию. Однако формирование режима наименьшего благоприятствования вокруг российской ракетно-космической отрасли началось задолго до «специальной военной операции РФ на Украине».

Попытку систематизации соответствующего списка санкций по времени и важности стороны введения предпринял в своем Те^гаш-канале глава ГК «Роскосмос» Д.О. Рогозин. Придерживаясь заданной им структуры, обозначим основные санкционные меры США, Евросоюза, Великобритании и Канады6.

4 «Giving Up on Mars Would Be "Disastrous," NASA Chief Tells IFLScience», IFLScience, December 1, 2015. - Available at: http://www.iflscience.com/space/giving-mars-would-be-disastrous-nasa-chief-tells-iflscience

5 9«No politics in space: ISS example of what Russia, US can achieve working together», Russia Today, April 12, 2014. - Available at: https://www.rt.com/news/russia-us-space-friends-008/

6 Материал, размещенный Д.О. Рогозиным в Telegram, был незамедлительно перепечатан рядом специализированных изданий. См., например: Санкционные меры со стороны иностранных государств в отношении предприятий российской ракетно-космической промышленности // Все о космосе. - 2 апреля 2022. -Режим доступа: Санкционные меры со стороны иностранных государств в отношении предприятий российской ракетно-космической промышленности - Журнал «Все о Космосе» (aboutspacejornal.net)

США

В декабре 2019 г. Федеральным законом США об ассигнованиях на национальную оборону (National Defense Authorization Act 2020, NDAA1) был введен запрет для Министерства обороны США заключать контракты на оказание спутниковых услуг в случае наличия оснований полагать, что:

• спутниковая услуга будет предоставляться космическими аппаратами, запущенными за пределами США с использованием ракет-носителей (РН), разработанных или изготовленных в стране, на которую распространяет действие NDAA (включая Российскую Федерацию),

• спутниковая услуга будет предоставляться космическими аппаратами, запущенными за пределами США с использованием ракет-носителей (РН), предоставленных правительством страны, на которую распространяет действие NDAA,

• спутниковая услуга будет предоставляться космическими аппаратами, запущенными за пределами США с использованием ракет-носителей (РН), предоставленных организацией, полностью или частично контролируемой правительством или действующей от имени правительства страны, на которое распространяет действие NDAA.

Исключение из этого запрета было сделано лишь для пусковых услуг, оказываемых до 31 декабря 2022 г. и в случае, если юридически обязывающие соглашения на закупку РН были заключены до 10 июня 2018 г.

В декабре 2020 г. Министерство торговли США ввело целевые санкции в отношении АО «ЦНИИмаш» и АО «Ракетно-космический центр «Прогресс». Бюро промышленности и безопасности (Bureau of Industry and Security, BIS) Министерства торговли США присвоило этим организациям статус MEU (Military End User) - поставщиков продукции военного назначения и статус объектов политики отказа (Policy of denial) в экспортном регуляторном списке Export Administration Regulations (EAR) применительно

ко всем проектам экспорта, реэкспорта или передачи продукции американскими компаниями2.

В марте 2022 г. указанные санкции распространились и на АО «Российские космические системы». Этой организации был присвоен статус объекта Poücy of denial, однако предоставлена возможность выдачи BIS экспортной лицензии американским компаниям в каждом конкретном случае (case-by-case basis), если поставка касается космических программ, проводимых правительством США.

Одновременно в марте 2022 г. Российская Федерация была включена в «черный список» Международных правил торговли вооружениями (International Traffic in Arms Regulations, ITAR). Это означало, что в отношении нее будет применяться политика отказа в получении лицензий Госдепартамента США на экспорт и импорт продукции и услуг военного и двойного назначения, включая ракеты-носители, коммерческие космические аппараты и связанные с ними изделия.

При этом был разрешен экспорт указанной продукции в Российскую Федерацию в обеспечение программ межгосударственного сотрудничества в космосе при условии индивидуального рассмотрения каждого случая и предоставления исполнительным органам США гарантий невоенного применения экспортируемых изделий.

Также в марте 2022 г. в санкционный список физических и юридических лиц (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List, SDN List) управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (Office of Foreign Assets Control, OFAC) были включены АО «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады», АО «Салаватский химический завод» и АО «Государственный ракетный центр им. академика В.П. Макеева». Попадание в указанный санкционный список предполагает заморозку активов предприятий, блокировку счетов в коммерческих банках и запрет на осуществление экспортной и импортной деятельности к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

этим организациям .

H.R.2500 - National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020. - Available at: Text - H.R.2500 - 116th Congress (2019-2020): National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020 | Congress.gov | Library of Congress Отметим, что NDAA -это основополагающий для США в области планирования политики в сфере безопасности и вооруженных сил ежегодный документ. Вырабатываемый и принимаемый Палатой представителей, в дальнейшем он корректируется Сенатом и подписывается президентом.

2 Минторг США опубликует первый Список военных конечных пользователей с перечислением более 100 компаний КНР и РФ // Посольства и консульства США в Российской Федерации. - 21 декабря 2020. - Режим доступа: Минторг США опубликует первый Список военных конечных пользователей с перечислением более 100 компаний КНР и РФ - Посольство и консульства США в Российской Федерации (usembassy.gov)

3 SND List по состоянию на 1 апреля 2022 г. - sdnlist.pdf (treasury.gov)

Европейский союз

Канада

Вслед за американской стороной в феврале 2022 г. санкции в отношении ГК «Роскосмос» ввели Евросоюз и отдельные страны ЕС. В частности, по решению Германского центра авиации и космонавтики был отключен один из двух телескопов российской астрофизической обсерватории «Спектр-РГ». Одновременно в Европейском космическом агентстве признали маловероятным совместный с Россией запуск марсианской миссии ЕхоМатз. Очевидно, что, принимая такие решения, компетентные органы придерживались расширительного трактования ограничительных мер, невзирая на имеющиеся в существующих санкционных мерах оговорки, касающиеся программ международного сотрудничества в области космоса. ЕС также ввел ограничения в отношении АО «РКЦ «Прогресс», АО «ЦНИИмаш», а в марте 2022 г. - в отношении АО «РКС», предусматривающие запрет на продажу, поставку, перемещение или экспорт, напрямую или опосредованно, товаров и технологий двойного назначения, независимо от страны их производства, в адрес подсанкционных организаций, а также их закупку у этих организаций.

Запрещено оказание финансирования, финансовой помощи, технической помощи, брокерских и прочих услуг, сопутствующих вышеуказанной деятельности1.

Великобритания

В марте 2022 г. Правительство Великобритании внесло в санкционный список АО «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады», АО «Салаватский химический завод» и АО «Государственный ракетный центр им. академика В.П. Макеева». Попадание в указанный санкционный список предполагает заморозку активов предприятий, блокировку счетов в коммерческих банках и запрет на осуществление экспортной и импортной деятельности.

В марте 2022 г. АО «РКЦ Прогресс» и АО «ЦНИИмаш» включены в список организаций, к которым применяются «Специальные экономические меры (Россия)» - S0R/2014-58. Указанным документом запрещено заключение сделок, оказание финансирования, финансовой помощи, совершение сделок с новыми ценными бумагами, включая акции или любые иные формы финансового участия с внесенными в санкционный список организациями2.

Показательно, и это четко обозначил в своем материале Д.О. Рогозин, что «подавляющее большинство стран, вводящих антироссийские санкции, ориентируется и исходит из санкционных списков США (иногда прямо ссылаясь на необходимость "унификации и универсализации санкционных мер против Российской Федерации")»3.

В ответ на заморозку сотрудничества Евросоюза с Россией ГК «Роскосмос» приостановил пуски российских ракет «Союз-2» с космодрома Куру во Французской Гвиане. Госкорпорация также отказалась от обслуживания остававшихся у США 24 двигателей РД-180, и прекратила поставки РД-181. Прекращение российских поставок сделало бессмысленной программу «Вулкан» (создание США тяжелой ракеты для лунной программы, начатое в 2006 г.) стоимостью около 15 млрд долл. только на первом этапе. Госкомиссия отменила запуск спутников британской компании OneWeb с космодрома Байконур4.

12 марта 2022 г. «Роскосмос» направил NASA, Европейскому (ЕКА) и Канадскому космическому агентству (ККА) требование снять санкции в отношении ряда предприятий госкорпорации, напрямую связав это требование с дальнейшей судьбой МКС5. 31 марта с.г. срок действия российского космического ультиматума истек. Официальные ответы глав зарубежных космических агентств Д.О. Рогозин также опуб-

1 Санкционные меры со стороны иностранных государств в отношении предприятий российской ракетно-космической промышленности // Все о космосе. - 2 апреля 2022. - Режим доступа: Санкционные меры со стороны иностранных государств в отношении предприятий российской ракетно-космической промышленности - Журнал «Все о Космосе» (aboutspacejornal.net)

2 S0R/2014-58. - Available at: Special Economic Measures (Russia) Regulations (justice.gc.ca)

3 Санкционные меры со стороны иностранных государств в отношении предприятий российской ракетно-космической промышленности // Все о космосе. - 2 апреля 2022. - Режим доступа: Санкционные меры со стороны иностранных государств в отношении предприятий российской ракетно-космической промышленности - Журнал «Все о Космосе» (aboutspacejornal.net)

4 «Роскосмос» ответил на санкции ЕС и США // Lenta.ru. -3 марта 2022. - Режим доступа: «Роскосмос» ответил на санкции ЕС и США: Космос: Наука и техника: Lenta.ru

5 «Роскосмос» потребовал от стран-партнеров по МКС снять санкции со своих предприятий // Интерфакс. - 12 марта 2022. -Режим доступа: «Роскосмос» потребовал от стран-партнеров по МКС снять санкции со своих предприятий (interfax.ru)

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

ликовал в своем Telegram-канале, развитию которого он уделяет немало времени, очевидно, понимая, что подобные мессенджеры значительно опережают классические СМИ в скорости подачи информации и качестве обратной связи с аудиторией1. И Билл Нельсон (NASA), и Иозеф Ашбахер (ЕКА), и Лиз Кэмпбелл (ККА) с разной степенью изворотливости ушли от прямого ответа, попытавшись избежать увязывания вопросов взаимодействия с российской стороной по МКС с проблемой снятия санкций2. Это не удивительно с учетом того, что в настоящее время только российская сторона обеспечивает доставку топлива на МКС, двигатели наших грузовых кораблей корректируют положение станции, позволяя ей уворачиваться от «космического мусора». Однако локальные «изъятия из санкций» для обеспечения бесперебойной работы МКС при

сохранении всего санкционного пакета не устраивают ни ГК «Роскосмос», ни руководство страны. А значит, в среднесрочной перспективе и этот последний осколок сотрудничества останется лишь воспоминанием.

Как ни странно, но в период холодной войны мир был значительно стабильнее, чем в нынешние дни. В период Карибского кризиса 1962 г. и после геополитические противники понимали и признавали наличие «красных линий» у другой стороны. Сегодня это не так. Возрождение духа конфронтации произошло в отсутствие ясных и разделяемых всеми «правил игры». И даже потенциал кооперации, заложенный в космических связях, не может обеспечить дополнительную дипломатическую стабильность в межгосударственных отношениях.

1 Отметим, что в знак поддержки российской спецоперации на Украине глава «Роскосмоса» переименовал свой Те1е^"аш-канал в «Рогоzин». Буква Z, написанная на российской военной технике, участвующей в спецоперации на Украине, по официальному заявлению Минобороны РФ обозначает слова «За Победу» и «Задача будет выполнена».

2 Рогозин опубликовал ответы глав НАСА и ЕКА на требования снять санкции // РИА Новости. - 2 апреля 2022. - Режим доступа: Рогозин опубликовал ответы глав НАСА и ЕКА на требования снять санкции - РИА Новости, 02.04.2022 (ria.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.