Научная статья на тему 'Анализ вызовов глобальных угроз России при развитии систем космического вооружения США как построение системы тотального военного доминирования '

Анализ вызовов глобальных угроз России при развитии систем космического вооружения США как построение системы тотального военного доминирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космическая гонка вооружения / угроза безопасности РФ / военные расходы США / военная стратегия / космическое командование / милитаризация космоса / кибербезопасность / ядерный паритет / NASA / space arms race / threat to Russian se- curity / US military budget / military strategy / United States Space Command / USSPACECOM / space milita- rization / cybersecurity / nuclear parity / NASA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексей Сергеевич Харланов, Руслан Владимирович Белый

В статье исследуются основные особенности политики глобального военного доминирования США. Дается оценка новой Директиве о космической политике и Стратегии национальной обороны США 2018 г. Описываются возможные угрозы, исходящие от вновь созданного Космического командования. Анализируется перспектива развития космических систем вооружения, способных пошатнуть ядерный паритет. Проводится анализ военного бюджета США. В статье также проанализированы международные резолюции ООН, принятые в 2019 г. по вопросам предотвращения милитаризации космоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Challenges of Global Threats to Russia in the Sphere of Development of US Space Weapons as the System of Total Military Domination

The article scrutinizes the main peculiarities of America’s global military dominance policy. The authors evaluate the new US National Defense Strategy 2018 and the Space Policy Directive #3 and the possible threats emanating from the newly created “Space Command”. The authors analyze the impact of promising types of space weapons on nuclear parity. The article includes the chronology US military budget. The study also analyzes international UN resolutions adopted in 2019 on the prevention of space militarization.

Текст научной работы на тему «Анализ вызовов глобальных угроз России при развитии систем космического вооружения США как построение системы тотального военного доминирования »

УДК 327 ББК 66.0

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10021

Анализ вызовов глобальных угроз России при развитии систем космического вооружения США как построение системы тотального военного доминирования

Analysis of the Challenges of Global Threats to Russia in the Sphere of Development of US Space Weapons as the System of Total Military Domination

Алексей Сергеевич ХАРЛАНОВ,

доктор экономических наук, кандидат технических наук, магистр юриспруденции, магистр политологии, профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД России

E-mail: [email protected]

Руслан Владимирович БЕЛЫЙ,

аспирант Московского авиационного института (национального исследовательского университета)

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье исследуются основные особенности политики глобального военного доминирования США. Дается оценка новой Директиве о космической политике и Стратегии национальной обороны США 2018 г. Описываются возможные угрозы, исходящие от вновь созданного Космического командования. Анализируется перспектива развития космических систем вооружения, способных пошатнуть ядерный паритет. Проводится анализ военного бюджета США. В статье также проанализированы международные резолюции ООН, принятые в 2019 г. по вопросам предотвращения милитаризации космоса.

Ключевые слова: космическая гонка вооружения; угроза безопасности РФ; военные расходы США; военная стратегия; космическое командование; милитаризация космоса; кибербезопасность; ядерный паритет; NASA

Abstract. The article scrutinizes the main peculiarities of America's global military dominance policy. The authors evaluate the new US National Defense Strategy 2018 and the Space Policy Directive #3 and the possible threats emanating from the newly created "Space Command". The authors analyze the impact of promising types of space weapons on nuclear parity. The article includes the chronology US military budget. The study also analyzes international UN resolutions adopted in 2019 on the prevention of space militarization.

Keywords: space arms race; threat to Russian security; US military budget; military strategy; United States Space Command; USSPACECOM, space militarization; cybersecurity; nuclear parity; NASA

Существующая геополитическая модель мира у каждой цивилизации или группы государств требует осознанного и персонально сориентированного взгляда на будущий миропорядок. Россия в этом вопросе на уровне военной стратегии и дальнейшего го-сударствоустроительства стоит на позициях мно-

гополярности и полицентричности, сохранения национальных, альтерглобалистических сценариев и предлагает транспарентную и согласованную с ведущими державами политику на самоопределение и невмешательства в дела других стран.

Возвратив отмененную ранее Б. Обамой доктрину Монро, Д. Трамп провозгласил новый кре-

стовый поход за величием и абсолютным доминированием США в мировой политике через переформатирование системы глобальных акторов, пересмотра и разрушения системы сдержек и противовесов в области ядерного вооружения, заявил о возможных несимметричных киберответах в виртуальном пространстве, включая его превентивное переформатирование ВС США, а также об обновлении идеи стратегии «звездных войн» — вывода В и ВТ в космос. Данная реакция во многом могла бы быть вызвана риторикой российского руководства, гарантирующего стабильность мировому сообществу и мирное равномерное созидание суверенных государств в рамках единого рынка и дальнейшей интернационализации экономических субъектов мезоу-ровня, таких как глобальные ТНК и ТНБ, при наличии у российской армии систем гиперзвукового и гравитационного оружия.

Такая альтернатива во многом раздражает англосаксонский мир, претит его видению своего абсолютного доминирования в социальной, правовой и финансовой сферах, обеспечивающих прорыв государств «золотого миллиарда» в благополучное и контролируемое только ими будущее.

В.В. Путин, ранее задававший риторические вопросы «о мире без России» и «кому такой мир нужен», подвел и Мюнхенской речью 2007 г., и перевооружением ВС РФ до 68% современными видами В и ВТ базис о справедливом и равновеликом диалоге об идее «устойчивого развития» планеты с участием всех заинтересованных сторон, на принципах взаимного уважения и равнозначности в формулировании дальнейших планов глобального мирного сосуществования.

Однако США, как гегемон и лучший образец демократии в лице идеалов западной цивилизации, исходя из идеи Платона о падении всех тираний во благо наступления окончательного и ничем непоколебимого мира между оставшимися демократиями, продолжает развивать докт-ринально и стратегически США для упреждения любых сценариев мироустройства, кроме как единственно верного — Pax Americana1. И главным театром военных действий за стратегическое и технологическое лидерство выступает реформа ВС США, особенно в области развития космических технологий и места потенциального размещения В и ВТ межпланетного / астероидного базирования.

В начале 1950-х годов, на первом этапе такого звездно-ориентированного строительства между Востоком и Западом ставилась конечная цель раннего и безальтернативного освоения косми-

ческого пространства для всестороннего обеспечения, в первую очередь, эффективного применения стратегических ядерных сил страны. Достижению этой цели содействовало установление стратегического паритета между СССР и США2.

На втором этапе освоения космического пространства основная задача ставилась к мировому лидерству в совершенствовании космических средств, способных в глобальном масштабе снабдить группировки войск, системы обычного и высокоточного оружия, оперативного и тактического уровня соответствующим информационным обеспечением, навигацией и связью для надежного функционирования в различных условиях ведения вооруженной борьбы и интенсивного воздействия со стороны противника.

На современном этапе, когда США превращают космос в «театр войны», ими предложена идеология отказа и денонсации ранее заключенных договоров о полной демилитаризации космоса, тем самым разрушающая установившийся стратегический паритет. Россия вынуждена на такие действия США принять ответные меры для надежного обеспечения своей безопасности. В условиях потенциальной милитаризации и доминирования в околоземном и космическом пространстве в интересах укрепления обороноспособности страны на прогнозируемый период задачей России являются упреждение и срыв возможности получения США военного превосходства в космосе путем разработки, создания, а при необходимости — своевременного развертывания группировок космических сил и средств, обеспечивающих надежное и эффективное решение задач военных действий в космосе и из космоса.

Вести политику революций и региональных конфликтов по всему миру в целях получения экономической выгоды в многополярном мире не так-то просто. Космическая война против стран третьего мира — слишком затратное средство достижения цели. Милитаризация космоса США нацелена в первую очередь против России и Китая — против тех стран, с которыми в силу их военной мощи и наличия ядерного оружия нужно считаться на геополитической арене. Так, согласно Стратегии национальной безопасности США 2018 г. главными угрозами американской безопасности являются Китай и Россия, хотя в предыдущих редакциях главной угрозой считался международный терроризм, а Россия была отмечена как государство, повторно появившееся на международной арене как сильный игрок, с которым нужно строить более глубокие и эффективные партнерские отношения3.

Вопреки тому, что холодная война формально давно в прошлом, «Стратегия оборонной инициативы» 1983 г. Рональда Рейгана, широко известная как упоминавшиеся ранее «звездные войны», все еще живет в умах высших офицеров Объединенного комитета начальников штабов США4. В 1985 г. для координации использования космического пространства вооруженных сил США впервые сформировано космическое командование, но после событий 11 сентября 2001 г. оборонный бюджет был пересмотрен, и Космическое командование было расформировано5. Большая часть актуальных экономических и политических целей и задач США переместилась на Ближний Восток. В связи с окончанием холодной войны Россию более не воспринимали как серьезного игрока, потому в США были приняты решения о сокращении ассигнований на стратегические оборонные инициативы и производство некоторых видов вооружений в соответствии с договорами СНВ-1 и СНВ-П. Гонка космического вооружения была на время забыта, большинство проектов милитаризации космоса были заморожены, особо важные продолжали получать минимальное финансирование под прикрытием научных программ. Часть функций космического командования, таких как контроль космического пространства, была передана другим ведомствам, в частности, командованию воздушно-космической обороны Северной Америки (МОКЛБ).

На современном этапе взаимоотношения России и Америки заметно пошатнулись. Правительство США не скрывает своих намерений эскалации ситуации, открыто заявляя в СМИ об исходящей угрозе для Европы, выдвигает обвинения в нарушении Договора о РСМД, а затем, в феврале 2019 г., приостановив соблюдение своих же обязательств, окончательно расторгает договор в августе того же года. Далее, США неоднократно заявляют о выходе из договора по «открытому небу», выделяют в оборонном бюджете на 2019 г. средства на «инициативы по сдерживанию России» в размере 6,5 млрд долл.6

Возрождение Космического командования — еще одна предпосылка к агрессивной внешней политике, направленной против России. Историю можно проследить, проанализировав Закон о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону США 2019 года от 13 августа 2018 г., в разделе 1601 можно найти предписание Министерству обороны «создать под командованием стратегического командования Соединенных

Штатов подчиненное Объединенное космическое командование для проведения совместных боевых действий в космосе»7. Но в отличие от формулировок Конгресса США в указе президента Д. Трампа от декабря 2018 г. было предписано создание независимого Космического командования США. Президент США Дональд Трамп 21 декабря 2019 г. объявил о создании в стране космических войск. Соответствующее заявление он сделал в рамках церемонии подписания военного бюджета на 2020 финансовый год, проходившей на объединенной авиабазе Эндрюс (штат Мэриленд). В бюджете на нужды нового, шестого по счету вида ВС США еще на 2019 г. выделено 12 млрд долл.8 Инициативу одобрили министр ВВС Хезер Уилсон и начальник штаб ВВС США генерал Дэвид Голдфин, официально заявив9, что «космос превращается для американских Военно-воздушных сил (ВВС) в пространство ведения боевых действий».

Оценка технико-экономического потенциала космических войн

Для оценки технико-экономического потенциала создания средств ведения космических войн целесообразно проанализировать военный бюджет и выделяемые ресурсы на развитие космических систем в США. С приходом в Белый дом Дональда Трампа военные расходы в 2018 г. были увеличены до 700 млрд долл., из них Пентагону было выделено 589,5 млрд долл. Совокупный оборонный бюджет в 2019 г. составил 716 млрд долл. 21 декабря 2019 г. был подписан годовой бюджет на 2020 г. на самую крупную сумму в истории — 738 млрд долл., из них на базовые нужды Пентагона отводится 635 млрд долл. В 2020 г. в составе вооруженных сил США предполагается иметь 2 млн 140 тыс. 300 военнослужащих, находящихся на действительной военной службе и в резерве. Только на закупки В и ВТ предусмотрено 144,3 млрд долл. Ниже (см. табл. 1 и рис. 1) представлены данные по военным ассигнованиям за последние 20 лет России, США и Китая10. Согласно данным отчета Стокгольмского международного института исследований проблем мира SIR.PI от декабря 2018 г., военный бюджет США в 2017 г. в 10,6 раза превышал военный бюджет России, в 2018 г. — в 13,4 раза11.

Таблица 1. Военные расходы США, РФ и Китая 2000—2019 гг., в млрд долл.

Страна 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

США 301,6 312,7 356,7 415,2 464,7 503,4 527,7 557,0 621,1 668,6

РФ 9,2 11,6 13,9 17,9 21,0 27,5 34,0 43,8 56,1 51,6

Китай 22,9 27,9 32,1 35,1 40,4 45,9 55,3 68,0 86,4 105,6

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

США 698,2 711,3 684,8 639,7 609,9 596,1 600,1 605,8 648,8 718,0

РФ 58,8 70,0 81,0 88,3 84,2 66,1 69,0 66,1 61,3 60,0

Китай 115,7 138,0 157,4 179,9 200,8 214,1 216,0 227,8 250,0 270,0

800,00 700,00 600,00 500,00 400,00 300,00 200,00 100,00 0,00

США

270,00

200,77 ^ _ рф

66,00

о — гчсо^гюсог^оооо — гч со^гюсог^ооаэ

ОООООООООО— т-т- т- т- т- т- т- т- т-

ооооооооооооо ооооооо

гчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгч гчгчгчгчгчгчгч

Рис. 1. Военные расходы США, РФ и Китая 2000—2019, в млрд долл.

В соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2020 г. ассигнования по разделу «Национальная оборона» составят 3 056 223,9 млн руб. (48,9 млрд долл.), что в 15 раз меньше суммы, заложенной в бюджете США на 2020 г.12 Бюджет «Роскосмоса» без оборонного заказа на 2020 г. составит 176 млрд руб., что составляет 12% бюджета NASA (21 млрд долл.13). Если учесть, что NASA — это не все ассигнования на космос правительства США, а реальные цифры в совокупности общих расходов США на космос в 2014 г. составили 38,1 млрд долл., в 2015 г. были на уровне 38,2 млрд долл., в 2016 г. составили 47,5 млрд долл., а за 2018 г. возросли до 50,1 млрд долл.14

Согласно военному бюджету США на 2020 г. предполагается израсходовать на военный космос 14,1 млрд долл. Эти средства будут направлены на создание новой штаб-квартиры недавно созданных Космических войск ВС США (72,4 млн долл.); исследование и запуск КА спутниковой связи США (1,1 млрд долл.); систему наблюдения и систему глобального позиционирования GPS (1,8 млрд долл.); совершенствование и поддержание спутников системы предупреждения о ракетном нападении (SBIRS) (1,6 млрд долл.); на запуски ракет и космические разработки в области ракетоносителей (1,7 млрд долл.).

Данные отчетов Министерства обороны США по финансированию традиционных

средств космического базирования с 2018 по 2020 г.15 представлены в табл. 2. Под традиционными средствами понимаются спутники свя-

зи, навигации, наблюдения, предупреждения о ракетном нападении, а также ракетоносители для их выведения.

Таблица 2. Расходы на системы космического базирования, млрд долл.

Расходы 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Обеспечение запусков КА 1,774 2,0576 1,666

GPS и КА наблюдения 1,1548 1,4249 1,7572

КА SBIRS 1,4881 0,8121 1,6292

КА Спутники связи 1,0744 0,8307 1,1127

Прогноз перспектив развития нетрадиционного космического вооружения вероятного противника должен включать как маловероятные средства типа лазеров, так и вполне реальные высотные истребители. Американцы уже начали выводить в космос и испытывать определенные системы. Например, успешно прошедший пять испытательных полетов проект Boeing X-37 оценивается в 307 млн долл., разработку профинансировало Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA). Самолет многоразовый, высокоманевренный, способен быстро менять высоту орбиты от 200 до 750 км, имеет возможность выводить на орбиту небольшие грузы. Аэродинамика и навигация были отработаны с 1998 по 2001 гг. в ходе семи летных испытаний проекта Boeing X-4016. Успех миссии может означать, что боевые возможности при увеличении грузоподъемности самолета позволят иметь на борту оружие на новых физических принципах.

Программа DARPA Falcon направлена на разработку многоразовой системы гиперзвукового оружия. Тендеры на разработку системы в 2003 г. были выиграны тремя компаниями Andrews Space Inc., Lockheed Martin Corp. и Northrop Grumman Corp., Air Combat Systems, каждая из которых получила контракт на сумму от 1,2 до 1,5 млн долл.17 На 2008 бюджетный год проекту было выделено 170 млн долл. Многоразовый многоцелевой аэрокосмический корабль найдет широкое применение как боевое космическое средство, позволит оперативно создавать орбитальные группировки космических средств для борьбы с ракетами, головными частями и космическими аппаратами, длительно летать в верхних плотных слоях атмосферы практически без расхода топлива, что позволит применять их и для решения задач поражения воздушных и морских целей на дальних подступах к территории США.

По открытым заявлениям руководителя космическим командованием США генерала Джон Раймонда, космический флот США к 2030 г. позволит выявлять и сдерживать потенциальные угрозы, а также при необходимости выводить аппараты противника из строя. По его словам, США смогут ввести «космическую войну» по всем направлениям — начиная от изменения траектории чужих спутников вплоть до применения кинетического оружия из космоса. Например, американский проект «Стрелы Бога» (Rods from God) — это группа низкоорбитальных спутников, работающих попарно. Один из них несет систему управления и коммуникаций, второй служит пусковой платформой для вольфрамовых стрел. И никакой взрывчатки. Стрелы входят в атмосферу на скорости 11 км/с. Менее чем за 15 мин. после старта «стрела» пронзает крышу бункера или здания в любой точке земного шара18.

Такие средства представляют наибольшую угрозу для национальной безопасности России, так как по боевым возможностям приведенные системы боевых космических средств позволят значительно снизить эффективность ответного ракетно-ядерного удара, вести борьбу с отечественными орбитальными группировками в границах возможного космического театра военных действий (ТВД), решать задачи поражения стратегических целей в любом районе Земного шара, поддерживать действия стратегических группировок войск (сил флота) НАТО на континентальных и океанских ТВД.

Выход США из договора о ПРО и намерения милитаризации космоса представляют серьезную опасность для России. США давно ведут разработки космических средств, способных выводить из строя ядерные ракеты на участке выведения. В военном бюджете на 2018 и 2019 г. были заложены средства на разработку системы перехвата космического базирования. Первый прототип предположительно должен появиться к 2022 г.

В совокупности система ПРО, состоящая из за-атмосферных кинетических перехватчиков (Exoatmospheric Kill Vehicle19), ракет-перехватчиков наземного базирования (GBI), размещенных в Европе и на Аляске, корабельных многофункциональных боевых информационно-управляющих систем (Aegis20), способная давать целеуказания противоракетам SM-321, мобильные противоракеты наземного базирования THAAD и Patriot PAC-3, лазерная система перехвата ракет воздушного базирования — все это может пошатнуть стратегический ядерный паритет. Кроме того, способность спутников-перехватчиков уничтожать отечественные космические средства раннего оповещения, связи и наблюдения даст странам НАТО колоссальное преимущество.

Игра в мировом правовом поле как средство уменьшения угрозы национальной безопасности

Ввязываться в гонку вооружения глобальным космическим игрокам не позволительно, это приведет к еще большой эскалации и угрозе безопасности всего мира. Основная общегосударственная цель космической деятельности Российской Федерации остается неизменной и определяется стремлением максимально использовать все достижения в освоении космического пространства в целях достижения развития науки и техники, освоения новых технологий, обеспечения национальной безопасности и сохранения мира на Земле, поэтому Россия предпринимает попытки действовать в правовом поле международного права. Так, 12 декабря 2019 г. на 46-м пленарном заседании 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН большинством голосов были приняты три российские резолюции, против этих резолюций проголосовали США, Израиль, Грузия и Украина. В первом документе «Неразмещение первыми оружия в космосе» содержится призыв ко всем странам мира взять на себя политическое обязательство о неразмещении оружия в космосе первыми22. Во второй резолюции «Дальнейшие практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве» авторы призывают международное сообщество продолжать прикладывать усилия, нацеленные на предотвращение гонки вооружений, включая размещение оружия, в космосе23. Согласно резолюции «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности» страны должны предоставлять на различных площадках информацию о том, какие меры они принимают для сотрудничества и укрепления доверия в космосе.

Одним из ключевых элементов резолюций является призыв всех стран ООН принять меры

по обеспечению равной и неделимой безопасности для всех и поддержанию глобальной стабильности, а также выработать международные соглашения о предотвращении размещения оружия в космосе. Этому вопросу необходимо уделить особое внимание и на ежегодной конференции по разоружению в Женеве. Говорить, надолго ли подписанные документы смогут сдержать гонку космического вооружения, трудно, но одна из целей — донести миру, что предотвращение гонки вооружений в космосе — неотложная задача, которая должна быть выполнена во благо всего человечества, — должна быть достигнута в виде международного правового соглашения ведущих космических держав.

Милитаризация космоса, открытые заявления о целях совершать кибератаки на военные вычислительные сети и военную инфраструктуру своих противников, созданным Кибернетическим командованием, а также ежегодно растущий военный бюджет показывают истинную цель США — предотвратить установление многополярного мира24, при котором станет затруднительно, прикрываясь ширмой заботы о соблюдении прав человека и попытки создания лучшего мира, использовать военную силу в качестве средства достижения экономических целей. В глобальном масштабе нужно ввести систему реальной оценки угроз на планируемый период времени, своевременно парировать их, направить основные усилия и финансовые потоки на опережающее развитие экономики РФ исходя из вновь разработанной и введенной системы критериев минимальной оборонодостаточности и перечня потенциальных сценариев развития военной агрессии США и любого другого противника, угрожающего национальной безопасности и экономическим интересам РФ.

1 См.: Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? М.: Ладомир, 2002.

2 Там же.

3 National Security Strategy of the USA (December 2017, Washington, D.C.) // URL: https://www.whitehouse. gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905-2.pdf

4 См.: Киреев А. Кто оплатит «звездные войны»? Экономические аспекты империалистических планов милитаризации космоса. М.: Международные отношения, 1989.

5 Handberg R. (2000). Seeking New World Vistas: The Militarization of Space. Greenwood Publishing Group // URL: https://books.google.ru/books?id=peDiztWcNDg C&pg=PA109

6 Overview — FY2020 Defense Budget // US Department of Defense Fiscal year 2020 budget request. URL: https://

comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/ defbudget/fy2020/fy2020_Budget_Request_0ver-view_Book.pdf

7 H.R.5515 — John S. McCain National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2019.

8 Там же.

9 Американский генерал рассекретил план США на случай ядерной войны // URL: https://ria.ru/20190 704/1556208222.html

10 Data for all countries from 1988—2018 in local currency// SIPRI Military Expenditure Database. URL: https://www.sipri.org/databases/milex

11 Tian Nan, Fleurant A., Kuimova A., Wezeman P.D., Wezeman S.T. Trends in world military expenditure // SIPRI 2018.

12 Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете РФ на 2020 г. и плановый 2021, 2022 г. // URL: https://www.minfin.ru/common/ upload/library/2019/12/main/Budzhet_dlya_ grazhdan_2020-2022.pdf

13 FY2019 Agency financial report. NASA // URL: https://www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/ afr19_508_tagged_reassembled_v2.pdf

14 The Space Economy Report 2019 (previously titled Satellite Value Chain) // URL: http://www.euroconsult-ec.com/

15 Program Acquisition Costs by Weapons System // US Department of Defense Fiscal year 2020.

16 Military Spaceplane X-40 Space Maneuver Vehicle Integrated Tech Testbed. Military Space Programs. Federation of American Scientists.

17 USAF DARPA FALC0N Program Archived 2008-0830 at the Wayback Machine. Air-attack.com.

18 Adams E. Rods from God // Popular Science. 2004. June.

19 Pietsch B. "Pentagon ends Boeing 'kill vehicle' contract, cites technical problems

20 Aegis Combat System. The Warfighter Encyclopedia. Warfighter Response Center. 0ctober 8, 2003.

21 Aegis Ballistic Missile Defense Intercepts Target Using Space Tracking and Surveillance System-Demonstrators.

22 Резолюция ГА ООН № 74/33 от 12 декабря 2019 г. // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/33

23 Резолюция ГА ООН № 74/32 от 12 декабря 2019 г. // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/32

24 National Cyber Strategy of the USA // White House September 2018. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/09/National-Cyber-Strategy.pdf

Список литературы

1. Подберезкин А.И., Родионова О.Е. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: Международные отношения, 2019.

2. Hitchens Т., Samson V., Black S. Space Weapons Spending in the FY 2008 Defense Budget // The Project On Government Oversight USA. Feb. 21, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. National Cyber Strategy of the USA // White House. September 2018.

4. Pelt M. van. Space Tourism: Adventures in Earth Orbit and Beyond // Springer Science & Business Media. 2005. P. 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.