Научная статья на тему 'КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ СТОИЦИЗМА: "ОТ КЛАССИКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ"'

КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ СТОИЦИЗМА: "ОТ КЛАССИКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОПОЛИТИЗМ / СТОИЦИЗМ / ГОСУДАРСТВО / "ГРАЖДАНИН МИРА" / COSMOPOLITANISM / STOICISM / STATE / "CITIZEN OF THE WORLD"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дьяченко А.В., Акимова Н.А.

На протяжении всей истории развития философско-политических идей мыслители имели различное представление о том, как должно выглядеть государство и какое место в нем занимает человек. Сформировалось множество направлений, среди которых особенно можно выделить представления о мире без каких-либо разграничений, понимаемом как целостный феномен. Такие представления о неделимости мира и человека, как части целого являются основой космополитического мировоззрения. В данной работе рассматривается идея космополитизма, предпосылки ее формирования, а также отражение данных представлений в философии стоицизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COSMOPOLITAN WORLDVIEW IN THE PHILOSOPHY OF STOICISM: "FROM CLASSICS TO MODERN TIMES"

Throughout the history of the development of philosophical and political ideas, thinkers had a different idea of how the state should look like and what place people occupy in it. A lot of directions have been formed, among which one can especially distinguish the ideas about the world without any distinctions, understood as an integral phenomenon. Such ideas about the indivisibility of the world and man as part of the whole are the basis of cosmopolitan worldview. This paper discusses the idea of cosmopolitanism, the prerequisites for its formation, as well as the reflection of these ideas in the philosophy of stoicism.

Текст научной работы на тему «КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ СТОИЦИЗМА: "ОТ КЛАССИКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ"»

УДК 1(091)+130

Дьяченко А.В. студент 2 курса лечебный факультет научный руководитель: Акимова Н.А., к.филос.н.

доцент

кафедра «философии, гуманитарных наук и психологии» ФБГОУВО «Саратовский Государственный Медицинский

Университет им. В.И. Разумовского»

Россия, г. Саратов КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ СТОИЦИЗМА: «ОТ КЛАССИКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ» Аннотация: На протяжении всей истории развития философско-политических идей мыслители имели различное представление о том, как должно выглядеть государство и какое место в нем занимает человек. Сформировалось множество направлений, среди которых особенно можно выделить представления о мире без каких-либо разграничений, понимаемом как целостный феномен. Такие представления о неделимости мира и человека, как части целого являются основой космополитического мировоззрения. В данной работе рассматривается идея космополитизма, предпосылки ее формирования, а также отражение данных представлений в философии стоицизма.

Ключевые слова: космополитизм, стоицизм, государство, «гражданин мира»

Dyachenko A. V. student

2 course, medical faculty FBGOU VO «Saratov State Medical University

V.I. Razumovsky» Russia, Saratov

Supervisor: Akimova N.A., Candidate of Philosophy Associate Professor of the Department of«Philosophy, Humanities and

Psychology»

FBGOU VO «Saratov State Medical University»

V.I. Razumovsky " Russia, Saratov

COSMOPOLITAN WORLDVIEW IN THE PHILOSOPHY OF STOICISM: «FROM CLASSICS TO MODERN TIMES» Abstract: Throughout the history of the development of philosophical and political ideas, thinkers had a different idea of how the state should look like and what place people occupy in it. A lot of directions have been formed, among which one can especially distinguish the ideas about the world without any distinctions, understood as an integral phenomenon. Such ideas about the indivisibility of the world and man as part of the whole are the basis of cosmopolitan worldview. This

paper discusses the idea of cosmopolitanism, the prerequisites for its formation, as well as the reflection of these ideas in the philosophy of stoicism.

Key words: cosmopolitanism, stoicism, state, "citizen of the world»

Понятие «космополитизм» имеет множество определений, однако, в данной работе исходной установкой служит его определение как мировоззрения «Мирового гражданства» [1], которое отражает отрицание национального и государственного суверенитета при всеобщей направленности на ценности человечества. Данное убеждение проявляется в осознании себя гражданами планеты Земля, а также - в принятии всепланетарного единства. Космополитизм имеет свое полноценное отражение в таком философском течении как стоицизм. Именно взгляды его представителей в большей мере были направлены на понимание человека как гражданина мира, живущего соответственно его порядкам, и имеющего обязанность заботиться о благополучии мирового государства; при этом полагая свои блага ниже, чем потребности мира.

Но стоики были не первыми, кто развивал данную идею, ее становление началось еще со времени появления философского мировоззрения, когда человек начал соотносить себя с природой и другими людьми. В качестве исторического примера можно упомянуть активную политическую деятельность Александра Македонского, главной целью которого было создание единого государства в результате военных действий. Помимо этого происходила активная миграция населения, сопровождавшаяся взаимодействием различных культур. Именно в таких обстоятельствах великие мыслители того времени стали ощущать себя частью «Космоса», единого человечества.

Киники первыми объявили себя «гражданами мира». Они считали, что принадлежат бесконечному, всему миру. Понятие «Космополитизм» было введено Диогеном [2], который, странствуя по Греции, назвал себя не гражданином полиса, а гражданином Космоса - Космополитом, выходя таким образом за границы пространства и времени.

Говоря о космополитизме стоиков, стоит отметить, что их восприятие устройства государства фундаментально основывается на учении о «первичной склонности», что отражается в естественном расположении ко всем людям и передается понятием естественное «дружелюбие» или «единство жизни». «Единство было не только исходной точкой, но и целью учения» [3, с. 40]. То есть целостность всего, что существует, не допускающая дуализм, отражается в их взглядах наиболее остро. При этом все космическое единство должно подчиняться каким-либо законам, которые способствуют его поддержанию.

Еще во времена ранних стоиков разделенная полисная система была недостаточна для объединения людей, вследствие чего Зеноном был создан новый вид государства - «космополис», объединяющий в своем составе людей и богов, что отражено в сочинении «Государство» [4]. В отличие от

предыдущих мыслителей, затронувших данную тему, его представления были связаны не с идеей объединения свободных граждан; Зенон понимал «космополис» как совокупность людей, которые находятся в одном месте и подвластны одному закону.

Стоит обратить внимание на то, что Зенон большое внимание уделяет понятию справедливость. Это является реализацией добродетели, которая подталкивает одного индивида к воздаянию блага другому в соответствии с достоинством разумного существа [3, с. 221]. Так, для мудреца, который является по-настоящему нравственной личностью, закон морали один -стремление соблюдения справедливости, что контролируется его внутренним принуждением и совестью. Это важная часть представления Зенона и стоиков в целом, поскольку именно справедливость лежит в основе стремления гражданина ко всякому благу для ближнего, которое необходимо для целостного «Мирового Государства».

Один из представителей средней Стои Панэтий усовершенствовал идею ранних стоиков. Он полагал, что наряду с самодовлеющей добродетелью мудреца, была признана ценность практических добродетелей, а «подобающие деянья» провозглашены обязанностью всех людей, и мудреца в том числе. Так понятие «подобающего» отождествилось с римским «долгом», а мудрец приблизился к римскому «доблестному мужу».

При этом взгляды стоиков данного периода не слишком отличались от взглядов представителей ранней Стои. Они лишь добавили к идеям о государстве более рационалистическое основание, которое способствовало соотнесению их с личностью каждого. «Если выполнять свой долг перед республикой значит не только следовать завету отцов, но и поступать в соответствии с разумной природой человека, то нужно быть упорным в этом даже вопреки внешнему неуспеху и непризнанию граждан» [5].

Идеи римских (поздних) стоиков развивались в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти цезаризма, а также превращения Римской империи в мировую державу. В данных условиях в философии римских стоиков более, чем у древнегреческих, проявляются идеи фатализма, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного развития.

Так, Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Сенека считал, что все люди равны, это «члены единого тела», ведь природа сотворила всех на основе единой материи, а также наделила разумом, который делает нас богоподобными. Помимо этого люди получили общительность, вследствие чего живут тесными сообществами.

Концепция Сенеки базируется на том, что однозначный и божественный закон судьбы выполняет функции права природы, которому подчинены все люди, а также определяет государство и его законы. Естественное право выступает в качестве природного факта и императива разума. А разум как факт и норма естественного порядка воплощен и в

человеческом сообществе как части мирового целого [6, с. 90]. Вселенная -единое, естественное государство, обладающее соответствующим правом, признавать которое не только разумно, но и необходимо. Члены этого государства - люди, что задано самой природой, вне зависимости от того, признают они это или нет. Существующие небольшие объединения не играют никакой мировой роли, но необходимы только для узкого круга лиц.

Другим важным представителем Римского стоицизма был император Марк Аврелий Антонин. Марк Аврелий большое внимание уделял общению, которое соответствует мировому закону, естественному порядку мира. Из этого следует принцип единомыслия, который достигается философией стоицизма. М. Аврелий, как и Сенека, считал, что идеальное Государство строится на законе, который управляется в соответствии с равноправием и справедливостью. «Мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого Града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон» [7, с.41]. Важно то, что Марк Аврелий пытался создать такое государство, в котором люди будут глубинно стремиться к всеобщей добродетели, что способствовало бы его процветанию. С этой целью император открывал приюты для малоимущих, а также колледжи, в которых молодые люди смогли бы обучиться философии. «Тот же, кто чтит душу разумно-вселенскую и гражданственную, не смотрит уже ни на что другое. Его более всего занимает, как сохранить разумность и уважение к общественности в своей душе и помочь в том же своему ближнему» [7, с.76].

Таким образом, космополитическое мировоззрение возникло в кризисные и переломные моменты для культуры, способствуя появлению идей о том, что каждый человек является частью единого целого. Данная идея нашла свое отражение и в современности: примером служат происходящие процессы глобализации, при которых границы стран становятся открытыми; и многие экономические, социальные и политические явления охватывают огромные территории, взаимодействующие как единая система. В статье Диановой В.А. указывается на то, что «процессы глобализации способствуют осуществлению и так называемого цивилизационного слома, о котором свидетельствуют разрушения многих базовых оснований моделируемой на протяжении нескольких столетий цивилизационной системы» [8]. То есть речь идет об активизации разрушения привычных установок отдельных цивилизаций и образовании идентичностей другого порядка, в том числе -осознание себя как гражданина мира. Космополитизация может являться следствием разрушения старых порядков, а не их причиной, что, как правило, проходит вследствие глобализации.

Глобализация - это активная деятельность, масштабы которой охватывают весь мир. Но, как и любой процесс преобразования общества, она начинается с изменения менталитета человека, его психологии. Прежде всего - социального восприятия, ведь традиционно большой общностью, членом

которой ощущал себя человек, пространством, в котором замыкались его социальные связи с обществом, была нация и государство. Но в эпоху глобализации данные взаимодействия рушатся, на месте них возникают новые, выходящие за рамки традиционного восприятия. Более того, по мнению Касаткина П.И, данный процесс не просто неизбежен, он является необходимым для дальнейшего развития человечества: «Лишь взаимопроникновение различных культур, их синтез на основе общечеловеческих ценностей может дать стимул дальнейшему развитию человеческой цивилизации» [9]. Таким образом, человек, который являлся отражением норм, ценностей, характера поведения какой-либо локальной общности, становится частью новой «мировой культуры», объединяющей в себе различные нации и народы. Именно тогда, когда культура станет единой, человек сможет осознать себя частью целого, быть неделимым с остальным миром.

Необходимо обратить внимание, что глобализация является процессом культурной, политической, научной унификации, которая способствует объединению всех сфер жизни и деятельности человечества. В то время как понятие космополитизм отражает свободу человека от каких-либо национальных или государственных ограничений, а также осознание себя гражданином мира. Поэтому стоит подчеркнуть, что мыслители, развивавшие идеи космополитизма, наметили контуры реальной исторической практики, способствующей становлению мирового государства. Выводы:

1) Идея космополитизма возникла еще в древности, но ее проявления в современном мире сохранили свою актуальность. Космополитизм - феномен, возникающий в переломные моменты культуры, и означающий снятие каких-либо границ и объединение людей всех стран и народов в единое государство.

2) Значительным этапом в развитии и совершенствовании идей космополитизма является философия стоицизма, в частности размышления Зенона, Сенеки и Марка Аврелия.

3) На данном этапе развития современного общества космополитизм имеет место в процессе глобализации.

Использованные источники:

1. Большая советская энциклопедия: 3-е изд. - М.: Эксмо, 2008. - 672 с.

2. Киршин Ю.Я. Очерки по истории космополитизма. - Клинцы : [б. и.], 2014. - 185 с.

3. Столяров А.А. Стоя и стоицизм / А.А. Столяров - М.: АО «Ками Групп», 1995. - 448 с.

4. Столяров А.А. Фрагменты ранних стоиков. Т. 1. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1998. - 254с.

5. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. - М.: «Наука». -1977. - 384 с.

6. История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: «Норма», 2004. - 944 с.

7. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления /пер. С. Роговина. - М.: изд. АСТ, 2018. - 192 с.

8. Дианова В.М. Космополитизм в эпоху глобализации // Вопросы культурологии. - 2007. - № 1. - С. 8-13.

9. Касаткин П.И. Глобализация культуры: проблемы и перспективы // Власть. -2017. -Т. 25. - № 8. - С. 40-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.