10. Тюняев, А.А. Древнейшая Русь. Сварог и сварожьи внуки /У Исследования древнерусской мифологии. - М., 2011.
11. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981.
12. Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники. - М., 1837. - Вып. 1. (цитата по книге Рыбакова Б. А. Язычество древних славян, с. 184-185).
13. [Э/р]. - Р/д: http://mifijslavyan.ru/stories4/179.htm
14. Соколова, В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX - начало XX в. - М., 1979.
15. Соколова, В.К. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX - начало XX в. Весенние праздники. -
М., 1977.
16. Забылин, М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. - М., 2002.
Bibliography
1. Toporov, V.N. Mifih narodov mira: ehnciklopediya. - M., 1980. - T. 2.
2. Dalj, V.I. Tolkovihyj slovarj zhivogo russkogo yazihka. - M., 2002. - T. 3.
3. Mazaev, A.I. Prazdnik kak socialjno-khudozhestvennoe yavlenie. Opiht istoriko-teoreticheskogo issledovaniya. - M., 1978.
4. Alekseev, P.V. Filosofih Rossii XlX-XX stoletiyj. Biografii, idei, trudih. - M., 2002.
5. Bakhtin, M.M. Tvorchestvo Fransa Rable. Narodnaya kuljtura Srednevekovjya i Renesansa. - M., 1965.
6. Rogers, Nicholas (2002). «Samhain and the Celtic Origins of Halloween». Halloween: From Pagan Ritual to Party Night, pp. 11—21. New York: Oxford Univ. Press.
7. Hutton, Ronald. Stations of the Sun: A History of the Ritual Year in Britain. - Oxford: Oxford University Press, 1996.
8. Salomonsen, Jone (2002). Enchanted Feminism: Ritual, Gender and Divinity Among the Reclaiming Witches of San Francisco, p.190. New
York: Routledge.
9. Ellwood, Robert S; McGraw, Barabara A. (1999). Many Peoples, Many Faiths: Women and Men in The World Religions, p. 31. Prentice Hall.
10. Tyunyaev, A.A. Drevneyjshaya Rusj. Svarog i svarozhji vnuki // Issledovaniya drevnerusskoyj mifologii. - M., 2011.
11. Rihbakov, B.A. Yazihchestvo drevnikh slavyan. - M., 1981.
12. Snegirev, I.M. Russkie prostonarodnihe prazdniki. - M., 1837. - Vihp. 1. (citata po knige Rihbakova B. A. Yazihchestvo drevnikh slavyan, s. 184-185).
13. [Eh/r]. - R/d: http://mifijslavyan.ru/stories4/179.htm
14. Sokolova, V.K. Vesenne-letnie kalendarnihe obryadih russkikh, ukraincev i belorusov. XIX - nachalo XX v. - M., 1979.
15. Sokolova, V.K. Kalendarnihe obihchai i obryadih v stranakh zarubezhnoyj Evropih. Konec XIX - nachalo XX v. Vesennie prazdniki. - M., 1977.
16. Zabihlin, M. Russkiyj narod: ego obihchai, predaniya, obryadih i sueveriya. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 02.03.14
УДК 7.046
Nekrasov R.V. COSMOGENESIS IN MYTHOLOGY OF THE ANCIENT KOMI-ZYRIANS. The paper observes the main stages of formation of the world on the earth as they are presented in the understanding of the ancient Komi-Zyrians. During the research the author comes to a conclusion that in a mythological and poetical picture of the world of the Komi-Zyrians the central place is taken by aquatic and ornithological images, which structure and lay in the foundation of this picture.
Key words: traditional outlook, mythological model of the world, aquatic and birds' images.
Р.В. Некрасов, ст. преп. факультета искусств, каф. дизайна Сыктывкарского гос. университета,
г. Сыктывкар, E-mail: [email protected]
КОСМОГЕНЕЗ В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ КОМИ-ЗЫРЯН
Рассматриваются основные этапы становления и формирования земного мира по представлениям древних коми-зырян. В ходе исследования автор приходит к выводу что в мифопоэтической картине мира коми-зырян центральное место занимают акваорнитоморфные образы, которые структурируют и закладывают основу данной картины.
Ключевые слова: традиционное мировоззрение, мифологическая модель мира, акваорнитоморфные образы.
Изучение традиционного мировоззрения древних коми-зырян имеет большое значение для современной жизни этноса, поскольку условием их этнического начала являются как сохранение и развитие языка, так и знания о своем культурном наследии, способствующие повышению этнического самосознания. К сожалению, урбанизация и изменение образа жизни современного человека способствуют процессу ассимиляции, растворению национальной самобытности коми в мировом культурном пространстве, в частности русской и европейской. Влияет на культурные артефакты этноса и фактор времени - элементы традиционного искусства и культуры постепенно руинируются, унося с собой информацию о характерных для них духовных, эстетических и функциональных особенностях. Поэтому анализ, возрождение, сохранение этой информации, а так же популяризация уникального народного искусства и культуры является актуальной задачей.
Одним из ключевых аспектов этого процесса сохранения является изучение большого разнообразия мифологических традиций коми-зырян, так как изучение традиционных мифов позволяет составить представление о мировоззренческих позициях исследуемого этноса. Мифология коми-зырян, хранящая в себе древнее богатейшее наследие и собственные уникальные
черты, выражающиеся в символической семантике и художественно-эстетических предпочтениях, представляют собой ценнейший материал для научного осмысления.
В основе мифологической модели мира народа коми, как и у абсолютного большинства мифологических мировоззрений других этносов, является момент сотворения мира. Подтверждением этому служат результаты многочисленных исследований в самых различных областях науки: искусствоведении, культурологии, археологии, этнографии, религиоведении, семиотики, литературоведении, лингвистики, фольклористики, фактическими источниками которых является традиционное искусство, культура, быт, верования, обычаи, эпос (предания, легенды, сказки) и фольклор коми-зырян, передающиеся с древних времен из века в век, из поколения в поколение. При этом не исключена вероятность того, что источники, на базе которых были проведены исследования, в силу хронологических и межэтнических влияний, были плохо сохранены и изменены. Но, несмотря на это, их ценность как первоначального фактического материала неоспорима.
На основании изученного и проанализированного материала можно сказать, что среди достаточно большого количества версий о сотворении мира, известных народам коми, доминиро-
вали дуалистические мифы о созидательной деятельности двух богов-демиургов - Ена и Омоля (у коми-пермяков Ена и Куля; у удмуртов Инмар и Керемет). В мифологических словарях можно встретить следующую формулировку понятия «демиург»: «демиург (Дr||JюupY6<;, буквально, «творящий для народа»), мифологический персонаж, «мастер», созидающий элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как правило, путём изготовления» [1]. Первоначальным материалом творения для богов был безграничный хаос. Как отмечает Е.М. Меле-тинский, «превращение хаоса в космос составляет основной смысл мифологии, причем космос с самого начала включает ценностный, этнический аспект» [2, с. 169]. Мир до начала становления представлял собой первобытный хаос в виде безбрежной водной стихии. По заметкам исследователей эта первобытная материя представляется «первозданным океаном», «безбрежным океаном», «беспредельным первозданным море-океаном».
Представления древних коми-зырян о материи первобытного хаоса не случайны. В мифологических системах фино-угор-ских народов вода является первоначалом всего сущего, дающая жизнь и среду обитания для множества разных живых субстанций. По мнению Н.Д. Конакова «Вода - это основа жизни. Человек как биологический вид не может существовать без воды. Человек рождается из воды (околоплодные воды). Но вода -это и смерть. Человек не может существовать в воде. Поэтому в символике антиномии «жизнь и смерть» вода не имеет жесткого знакового (плюс и минус) значения. Но его не имеет и хаос. Именно поэтому она предстает в качестве одной из фундаментальных стихий мироздания. Перечисленные выше и многие другие сугубо рациональные познания раннего человеческого разума о самом распространенном веществе в природе послужили основанием для чрезвычайно полисемантического и универсального употребления его в качестве символа при кодировке самых различных объектов и явлений» [3, с. 8]. Как не парадоксально, но в своих мифах о «пракосмосе» наши предки далеко опередили современные научные гипотезы о возникновении жизни из воды.
«Безбрежная» водная стихия статична, константна. И, возможно, в этих первобытных просторах само по себе ничего бы и не изменилось, если бы в ней не появились элементы динамики, жизни, души, представленных в совокупности в виде водоплавающих птиц. В большинстве дошедших до нас мифах, иллюстрирующих процесс космогенеза, фигурируют орнитоморф-ные образы. По одной из космогонических версий демиурги Ен и Омоль представлены в виде лебедя (юсь) и гагары (токты, гогора), причем вначале плавал только лебедь. «Решил Ен сотворить себе товарища, плюнул - из плевка его возник Омоль, в виде гагары. Захотел Ен создать землю, заставил гагару - Омоля нырнуть - тот нырнул и принес землю. Положил Ен принесенный кусочек на поверхность вод - и выросла суша» [4, с. 39].
В других космогонических вариациях первообитатель хаоса - «утка-мать» (чож) роняет четыре яйца жизнерождения в воду, а из двух спасенных вылупляются два брата утенка: Ен и Омоль. Возмужав, они достают со дна «море-океана» утонувшие яйца и разбивают о спину утки-матери. От первого разбитого яйца тело утки-матери разрастается в длину и ширину и покрывается лесом и зеленью, а в небе загорается солнце. Из второго яйца Ен делает себе помощников. Омоль разбивает оставшиеся яйца: из третьего яйца появляются луна, озера, болота и зыбуны, а из четвертого - помощники Омоля. Потом Ен и Омоль принимают человеческий вид и переходят на землю. Эта версия «непорочного зачатия и чудесного рождения» в традиционном мировоззрении коми-зырян является доминирующей.
С появлением Ена и Омоля в космогонических мифах коми-зырян описывается процесс дальнейшего становления мира как результат последовательного введения основных «бинарных оппозиций», противоположных начал: жизни и смерти, добра и зла, неба и земли, солнца и луны, дня и ночи. «Посредством бинарных оппозиций первобытное сознание удивительно просто и в то же время гениально разрешило один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира - единства и борьбы противоположностей» [3, с. 9].
В дуалистическом мировоззрении древних коми Ен отождествлялся со светлым началом, небом, богом дающим жизнь. Если обратиться к лингвистике, то слово «ён» по коми определению значит «сильный, крепкий, здоровый». В результате оп-
роса информантов, сделанных в ходе научной экспедиции в Сысольский район Республики Коми (2011 г.) была выявлена антропоморфизация и ассоциация Ена с солнцем: «Енмой, Енмой ШондiбанOй» (Ен, Ен Солнцеликий) [5]. Слово «Шондiбан» состоит из двух частей «ШондЬ> - солнце и «бан» - лик, от «чужомбан» - лицо.
Противоположным темным началом представляется Омоль как антагонист (противник) светлого и доброго. В коми-зырянской мифологии Омоль отождествляется с темными подземными и подводными (загробными) силами [6]. В обыденной речи у коми слово «омоль» имеет значение «худой, плохой, слабый, больной». «Более ранний лингвогенетический аналог наименования «Омоль» можно предположить в коми терминах «омла», «омлод», «омлог», означающих «заводь», «омут», «глубокое место в реке», «яма на дне реки» Связь всех этих терминов с полисемантической символикой так называемого нижнего мира несомненна» [3, с. 11].
На основании вышеизложенного можно предположить, что противостояние Ена и Омоля подводит изложение материала к основным мифологическим противоположностям «верх - низ». Не спорят с этим утверждением и содержания мифов, в которых Ен и Омоль наделены разным обликом: лебедь и гагара или утка и гагара. «В этих вариантах обозначена двойная идея: первоначальная тождественность и столь же изначальная тенденция к разделению. Если лебедь и утка - это птицы «верхнего мира», точнее - медиаторы между миром средним и миром верхним, то гагара (прекрасная ныряльщица) - аналогичный медиатор между миром средним и миром нижним, а поэтому - птица нижнего мира» [3, с. 13]. Исходя из вышесказанного, следует, что орнитоморфные образы в коми мифологии, кроме функции творцов, играют еще роль символов связывающих универсальную трехуровневую мировую структуру: верхний мир - средний мир - нижний мир.
Перейдя на землю Ен и Омоль стали ее совершенствовать путем творения новых элементов мироздания. Однако, в актах творения, принимали участие не только они. Так уже в момент, когда Ен разбивает первое яйцо о спину матери-утки, земля выявила способность к росту. «Практически во всех космогонических версиях земля обладала способностью к самопроизвольному росту, вначале она разрасталась до размеров небольшого острова, и лишь затем, постепенно, приобретала свои истинные размеры. Демиурги в этом процессе не участвовали. Также без их участия земля сама по себе покрывалась лесом и травой» [7, с. 42]. Далее Ен создает реки, а Омоль - болота и озера. На основе чего вновь выявляется их дуалистическое противостояние: «вода текущая - вода стоячая» [3]. Ен создает камни, но они обретают способность к росту и тянуться в верх до тех пор, пока Ен не останавливает их рост - таким образом, появляются горы. По другим версиям мифов реки возникли на месте троп, по которым ходил мамонт. Или же на плоскую ещё землю приходит огромный медведь и всю её расцарапывает, после чего появляются водоемы и горы [7].
В это мифическое время, пока окончательно не утвердилась иерархия по вертикальной мировой оси «верх - низ», пока не установились стабильность и порядок, космос представлял динамичную, пластичную, изменяющуюся, субстанцию. Создавая элементы мирового порядка, демиурги, тем самым, определяли и сферы своих влияний. Это прослеживается в этиологических мифах. В сотворении различных животных в коми мифологии принимали участие оба демиурга. Данный процесс сопровождался острым соперничеством между Еном и Омолем. «Так, Ен создал белку, чтобы человек мог на неё охотиться; тогда Омоль сотворил куницу, чтобы она ела белку; в ответ на это Ен создал собаку, чтобы она помогала человеку охотиться на куницу и стерегла его дом. Ен сотворил петуха и курицу, тетерева, куропатку, рябчика и утку-широконоску. Тогда Омоль создал в противовес ястреба, филина и ворону, а также хищных зверей: лисиц, рысей, росомах и др. Кроме того, Омоль сотворил лося, оленя, зайца, кошку, крыс и мышей, ящерицу, всех рыб и вредных насекомых» [7, с. 42-43].
В антропогонистических мифах наиболее распространённой версией происхождения человека у коми-зырян был миф, где Ен создает первочеловека из земли или глины. Ен делал человека и оживлял его без помощи Омоля, тот лишь пытался напакостить и осквернить творение Ена. «Существовали и другие версии происхождения первочеловека. Так, в одном из коми-зырянских мифов говорится, что все животные появились из крови Омоля, когда он в облике лягушки упал с кочки и поранился.
Верхний мир - небесный Место обитания Ена, его помощников, небесных людей
Средний мир - земной Место обитания обычных людей, сказочных героев, духов природных стихий
Рис. 1. Мифологическая структура мира по представлениям древних коми-зырян
Самое красивое животное стало женщиной. Некоторые коми-зыряне считали, что человек появился из дерева и травы» [7, с. 43].
Завершается становление мира созданием неба и установлением трёхуровневой структуры вертикали космоса. Ен, завершив свой акт творения, строит небо и удаляется туда жить. В небе он оставляет отверстие (вход-выход), чтоб спускаться по лестнице и исправлять свои недоделки или укрощать бесчинства [7]. В качестве «космической лестницы» выступает «мировое древо» - универсальный мифологический символ. «Это дерево, поднимающееся из первоначального холма, разделяет и в то же время связывает небо и землю (или верхний мир и нижний миры) и, как таковое, является самым поразительным символом дуальной организации мира и присущего ему единства» [8, с. 136-137]. У коми синонимом «холма» откуда поднимается дерево, согласно мифам, является остров - «самовосп-роизводящаяся земля».
В попытке завоевать верхний мир Омоль терпит поражение и оказывается заточенным со своей темной свитой в глиняные горшки, которые Ен закапывает в землю. После чего борьба за космический верх завершается окончательной победой Ена и удалением темного демиурга под землю, в космический низ.
Таким образом, в мифопоэтической картине мира древних коми-зырян центральное место занимают акваорнитоморфные образы, которые структурируют и закладывают основу данной картины. Мифы, прежде всего, космогонические превращают хаос в осмысленный космос, конструируют основные составля-
Библиографический список
ющие мира (вода, земля, небо) и его компоненты (флора, фауна, человек). Тексты космогонических мифов коми-зырян отражают мифологическую систему через совокупность представлений о мифологических персонажах и их функциях. Персонаж, который придает форму и закладывает структуру вселенной, в космогонии коми-зырян - это водоплавающая птица. В представлениях коми-зырян именно водоплавающие птицы способны к созиданию и формообразованию мира.
Творение космоса в коми мифологии предстает как результат совместной, хотя и противоборствующей деятельности антагонистических сил - Ена и Омоля. Суть творения во многом представляла собой создание и закрепление основных и вторичных «бинарных оппозиций», определявших сферы влияний светлого и темного демиургов.
Окончание мифологического времени и установление в космосе стабильности связано с окончанием борьбы за небо, завершившим формирование основной «бинарной оппозиции»: «космический верх - космический низ». По версиям мифологий древних коми-зырян, был сделан вывод, что для них была характерна универсальная трехуровневая вертикальная структура космоса, где все три уровня связывала вертикальная мировая ось. Наглядным материальным демонстратором этой идеи выступает универсальный стереотип в виде образа-символа -мирового дерева (Рис. 1). После чего создание трёхмерной структуры мировой вертикали: мир верхний, мир средний и мир нижний был завершен.
1. Энциклопедия мифологии [Э/р]. - Р/д: http://godsbay.ru/hellas/demiurg.html
2. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976.
3. Конаков, Н.Д. Традиционное мировоззрение народов коми: окружающий мир, пространство и время. - Сыктывкар, 1996.
4. Напольских, В.В. Как Вукузё стал создателем суши. - Ижевск, 1993.
5. Некрасов, РВ. Материалы анкетирования, проведенное автором в ходе этнографической экспедиции в Сысольском районе Респуб-
лики Коми, 2011.
6. Грибова, Л.С. Пермский звериный стиль (пробл. семантики). - М., 1975.
7. Мифология коми / В.В. Напольских [и др.] - М., 1999.
8. Кёйпер. Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. - М., 1986.
Bibliography
1. Ehnciklopediya mifologii [Eh/r]. - R/d: http://godsbay.ru/hellas/demiurg.html
2. Meletinskiyj, E.M. Poehtika mifa. - M., 1976.
3. Konakov, N.D. Tradicionnoe mirovozzrenie narodov komi: okruzhayuthiyj mir, prostranstvo i vremya. - Sihktihvkar, 1996.
4. Napoljskikh, V.V. Kak Vukuzyo stal sozdatelem sushi. - Izhevsk, 1993.
5. Nekrasov, R.V. Materialih anketirovaniya, provedennoe avtorom v khode ehtnograficheskoyj ehkspedicii v Sihsoljskom rayjone Respubliki
Komi, 2011.
6. Gribova, L.S. Permskiyj zverinihyj stilj (probl. semantiki). - M., 1975.
7. Mifologiya komi / V.V. Napoljskikh [i dr.] - M., 1999.
8. Kyoyjper. F.B.Ya. Trudih po vediyjskoyj mifologii. - M., 1986.
Статья поступила в редакцию 25.02.14