Научная статья на тему 'Изображения водоплавающих птиц в традиционном декоративно-прикладном искусстве коми'

Изображения водоплавающих птиц в традиционном декоративно-прикладном искусстве коми Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
842
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коми (зыряне) / декоративно-прикладное искусство / водоплавающие птицы / мифология / мировоззрение / komi (zyrians) / waterfowl / decorative and applied art / mythology / world view

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волокитина Надежда Александровна

В статье рассматриваются изображения различных водоплавающих птиц в традиционном декоративно-прикладном искусстве коми (зырян). Образ водоплавающей птицы народные мастера воплощали в бытовой утвари, предметах обихода, декоре построек. Автор обобщает разрозненный материал, собранный исследователями-этнографами и опубликованный не в полной мере, а также привлекает материалы музейных коллекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the images of various waterfowl in decorative and applied art of the Komi (Zyrians). The image of a waterfowl was embodied in household utensils, items of daily use and decorations of buildings. The author summarises the odd materials accumulated by researchers-ethnographers and published not in full as well as the materials of museum collections.

Текст научной работы на тему «Изображения водоплавающих птиц в традиционном декоративно-прикладном искусстве коми»

Н. А. Волокитина

ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ В ТРАДИЦИОННОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КОМИ

Работа представлена кафедрой археологии, этнографии и источниковедения Сыктывкарского государственного университета.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор В. А. Семенов

В статье рассматриваются изображения различных водоплавающих птиц в традиционном декоративно-прикладном искусстве коми (зырян). Образ водоплавающей птицы народные мастера воплощали в бытовой утвари, предметах обихода, декоре построек. Автор обобщает разрозненный материал, собранный исследователями-этнографами и опубликованный не в полной мере, а также привлекает материалы музейных коллекций.

Ключевые слова: коми (зыряне), декоративно-прикладное искусство, водоплавающие птицы, мифология, мировоззрение.

N. Volokitina

ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ В ТРАДИЦИОННОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КОМИ

The paper is devoted to the images of various waterfowl in decorative and applied art of the Komi (Zyrians). The image of a waterfowl was embodied in household

utensils, items of daily use and decorations of buildings. The author summarises the odd materials accumulated by researchers-ethnographers and published not in full as well as the materials of museum collections.

Key words: Komi (Zyrians), waterfowl, decorative and applied art, mythology, world view.

Коми (зыряне) относятся к финской группе народов финно-угорской языковой семьи. Большинство коми (зырян) проживает на территории современной Республики Коми. Народное декоративно-прикладное искусство коми в прошлом было разнообразным: резьба по дереву, узорное вязание, ткачество, плетение из бересты, корня и пр. Некоторые образцы декоративно-прикладного искусства коми (зырян) конца XIX - начала XX в. сохранились до наших дней. Немало предметов было собранно в коллекциях Национального музея республики Коми (г. Сыктывкар), Музея археологии и этнографии Сыктывкарского государственного университета (г. Сыктывкар), Российского этнографического музея (Санкт-Петербурга).

Одним из излюбленных мотивов в декоративно прикладном искусстве зырян был мотив птицы, в частности водоплавающей. Известно, что в мифологии и традиционном мировоззрении коми и других финно-угорских народов водоплавающие птицы играют немаловажную роль. Утка, лебедь, гагара в космогонических мифах финно-угорских народов часто являются творцами мироздания или являются помощниками богов-демиургов. Так, например, в мифе, записанном в 1923 г. П. Г. Дорониным в д. Пронъдор с рукописного списка на коми языке, утка сносит 6 яиц, из которых четыре она роняет в пучину океана. Из двух оставшихся появляются боги-демиурги (Ен и Омоль) в образе утят, которых мать-утка носила на спине, пока они не подросли. Сама утка погибает, а Ен и Омоль создают все сущее на земле из яиц, которые они достают со дна моря - океана [8, с. 5-8]. У коми существует другая вариация мифа, где на поверхности первозданного океана плавали гагара и лебедь [16, с. 44]. По еще одной легенде, записанной А. С. Сидоровым в 1913 г. в д. Кони на Выми, гагара родилась от плевка Ена «бога» и участвовала в

создании мира, как двойник-антагонист Ена Омоль. [17, с. 13].

Кроме того, исследователями-этнографами зафиксированы элементы сакрального отношения к водоплавающим птицам у зырян. Например, по данным П. Г. Доронина, скелет утки, как амулет, всегда хранился у старожилов на божнице около икон [8, с. 8]. В Сысольском и Княжпогостском районе Республики Коми чучело утки вешалось часто в переднем углу избы. Под бревно, приходящееся к красному углу дома, клали крыло рябчика, утки или серебряную монету [2, с. 14, 19]. Исследователями неоднократно фиксировалось поверье о том, что водяной может принимать вид утки [8, с. 8; 16, с. 44]. Зафиксированы исследователями и приметы, связанные с утками, так, например, считалось, что «если во время перелета у утки шея серая, то ожидается длительная холодная весна, а если чистая - то теплая» [12, с. 66].

Однако наиболее ярко образ водоплавающих птиц проявился в традиционном декоративно-прикладном искусстве зырян. Прежде всего эти образы воплощались в декоре построек, а также в бытовой утвари коми. Как отмечает Л. Н. Жеребцов, в декоре крестьянского жилища большое внимание уделялось фронтонам и крышам изб. На фронтонах изображались кони, утки, гуси и другие животные. По мнению исследователя, такие узоры являлись подражанием природе [9, с. 72]. По материалам П. Г. Доронина, в старинных предметах домашнего обихода коми повсеместно встречались изображения утки: шкафы, божницы и вешалки делались с вырезными мотивом утки [8, с. 8]. Скульптурные изображения птиц и конских головок, а иногда каких-то фантастических животных украшали охлупни крыш на многих постройках в деревнях коми. Так, например, исследователями зафиксированы охлупни в форме птичьей головы в Летском районе Республи-

ки Коми [10, с. 76, 143]. Иногда крыши домов поддерживались с обеих сторон дюжиной резных уключин в виде конских или птичьих головок. Эти изображения можно было увидеть повсеместно во многих районах Республики Коми. Даже сейчас еще сохранились дома с подобными уключинами в виде головок водоплавающих птиц, например в с. Чухлэм Сысольского района Республики Коми [13]. Дома в с. Помоздино Усть-Куломского района Республики Коми, по данным И. В. Ильиной, до сих пор имеют в конце ската крыши деревянный желоб, который поддерживают деревянные крюки в виде торса птицы [11, с. 4, 5]. Утка изображалась на шестах-флюгерах коми, причем птицы-флюгеры всегда назывались «утка», каких бы птиц они ни изображали. Один такой флюгер Л. С. Грибова обнаружила в 1970 г. в с. Пожег Усть-Сысольского района [5, с. 8]. В коллекции С. И. Сергеля, находящейся в Российском этнографическом музее (РЭМ), хранится флюгер из деревни Бадьйоль Усть-Кулом-ского района Республики Коми в форме уточки [15], который крепился на крышу, его хвост и крылья составлены из тонких щепочек. Г. Н. Романова упоминает о том, что коми вырезали флюгеры в форме утки из бересты [14, с. 49].

В форме водоплавающих птиц также делались ковши для пива (сура) и солонки-утицы, причем такие солонки входили в приданое невесты и комплекс предметов благословения невесты и жениха. Почти в каждом доме можно было встретить деревянную солонку в форме утки. Такими резными солонками в семье очень дорожили, так как они обычно переходили из поколения в поколение [1, с. 343]. В фондах Национального музея Республики Коми (НМ РК) хранятся подобные ковши и солонки. Хронологически эти предметы относятся к концу XIX - началу XX в. Изготавливались они из березового капа. Большие ковши для подачи пива на праздничный стол и ковши-скопкари значительно меньшего размера, использовавшиеся для питья, имели форму широко уплощенной с боков чащи с двумя ручками, одна из которых чаще всего оформлялась в виде головки

водоплавающей птиц, а другая ее хвоста. В коллекции НМ РК хранится 8 ковшей для пива, классическим образцом можно назвать огромный ковш с Удоры с приземистой, округлой чашей и двумя ручками в виде головы и хвоста. В коллекции есть и ковш, у которого обе ручки изображают головки птиц: одна - утиная, а другая - гусиная. В коллекции музея археологии и этнографии Сыктывкарского госуниверситета хранится ковш небольших размеров из Усть-Кулом-ского района, предназначавшийся для подачи пива на стол, обе его ручки выполнены в форме утиного хвоста.

Еще более разнообразными были солонки-утки. В коллекции бытовых предметов НМ РК хранятся 27 солонок, вырезанных из капа и выполненных в форме водоплавающих птиц. Вот описание лишь некоторых из них. В фондах музея имеется массивная солонка в форме утки, изготовленная из березового капа овальной формы. Есть также две солонки-утицы, на крышке которых вырезана пара маленьких утят, что напрямую перекликается с текстом мифа, записанного Дорониным. Еще три солонки-утицы, привезенные из Республики Коми, хранятся в фондах РЭМа. В фондах НМ РК хранится также солонка-уточка, сплетенная из бересты. Хотя головка-затычка утрачена, форма солонки весьма схожа с изображением уточки. О подобных солонках из бересты, выполненных в форме водоплавающих птиц, упоминает Л. С. Грибова [6, с. 10].

Изображения водоплавающих птиц можно было встретить и среди ювелирных украшений коми. Массивные серебряные «чусы» («чус1») представляли изображения уток, а «лапи» - изображение утиной лапы [8, с. 8]. «Лапи» представляли собой изогнутый стержень, в середине которого находились цветное стекло («камень»), а внизу было прикреплено по четыре подвески в виде птичьих лапок [1, с. 278]. Кроме того, как отмечает Л. С. Грибова, в XIX - начале XX в. у коми была развита резьба по кости. Из кости и рога делались различные бытовые предметы: игольницы, походные солонки и т. д. В Национальном музее Республики Коми

имеется несколько изделий неизвестного назначения с объемным изображением птиц, скорее всего водоплавающих [4, с. 45].

В сюжетах росписи изображения водоплавающих птиц практически не встречаются. Исключение составляют три прялки, которые хранятся в фондах НМ РК, изображения на которых можно интерпретировать как фигурки уточек. На двух прялках, детской и взрослой, в нижней части стойки изображены знаки солнца (круги с лучами), на лицевой и оборотной - символ «реки-дороги», одновременно напоминающий плывущих уточек [3, с. 13]. На стойке третьей прялки нарисованы стилизованные изображения летящих уточек.

Стоит упомянуть и об отдельных элементах изображения водоплавающих птиц. Так, например, в узорном вязании коми был весьма распространенным орнамент «утиная лапа» [7, с. 28]. В этнографической коллекции глиняной посуды музея археологии и этнографиии Сыктывкарского госуниверситета есть несколько сосудов с нанесенным на них орнаментом в виде трехпалой «птичьей лапки», хотя традиционная глинянная посуда зырян не имеет орнамента. На сосудах встречается орнамент из од-

ной, двух и трех «птичьих лапок», иногда в сочетании с другими элементами, такими как квадрат, горизонтальные черточки. Т. И. Чудова полагает, что данные изображения являются пасами (знаками собственности), значение которых сейчас утрачено [18, с. 16]. Подобные знаки в последнее время носили утилитарный характер, однако ранее они могли иметь сакральный смысл и магическое значение. Г. Н. Романова указывает на то, что подобный знак имел название «утка кок» - утиная нога или человек с утиными ножками [14, с. 199].

В заключение можно сказать, что изображения водоплавающих птиц являются одними из самых распространенных и интересных в декоративно-прикладном искусстве коми (зырян). И хотя уже в начале XX в. изображения водоплавающих птиц на предметах домашнего обихода и в декоре построек играли роль традиционного украшения, изначально они несли более глубокую смысловую нагрузку. Несомненно, что образ утки и других птиц в декоративно-прикладном творчестве связан с космогоническими мифами коми. Данный мотив, являясь одним из самых распространенных, служил символом благополучия и счастья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми XIX - начало XX в. М., 1958.

2. Белицер В. Н. Предварительный отчет о работе этнографического отряда северной археолого-этнографической экспедиции 1945 года // НА Коми НЦ УрО РАН (Научный арх. Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук). Ф. 1. Оп. 13. Ед. хр. 5.

3. Волокитина О. Н. Мифологема «Мировое древо» в контексте крестьянского прикладного искусства коми // Музеи и краеведение. Труды Национального музея Республики Коми. Сыктывкар, 1997. Вып. 1. С. 12-16.

4. Грибова Л. С. Научный отчет по теме «Историческая традиция в народном искусстве коми (зырян)» за 1969-1970 гг. // НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 39.

5. Грибова Л. С. Традиционное народное искусство коми // НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр. 4.

6. Грибова Л. С. Общая характеристика народного искусства народов коми // НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр. 10.

7. Грибова Л. С. Отчет Печорской этнографической экспедиции // НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 102.

8. Доронин П. Г. Сведенья о занятиях, быте и религии коми народа // НАРК (Нац. арх. Республики Коми). Ф.1346. Оп. 1. Д. 143.

9. Жеребцов Л. Н. Крестьянское жилище в Коми АССР. Сыктывкар, 1971.

10. Лашук Л. П., Жеребцов Л. Н. Отчет Прилузской этнографической экспедиции 1959 г. // НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 1. Оп. 13. Ед. хр. 48.

11. Ильина И. В. Отчет Верхневычегодского этнографического отряда. Сыктывкар, 2001 // НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 578.

12. Научный отчет этнографической экспедиции 1967 г. в Троицко-Печорский район Коми АССР по теме: «Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление» // НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 1. Оп. 13. Д. 159.

13. ПМА (Полевые материалы автора). Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, 2008.

14. Романова Г. Н. Традиционные домашние ремесла и кустарные промыслы коми (конец XIX -начало XX в.) // НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 208.

15. РЭМ (Российский этнографический музей). Описи Коми-зырян кн. № 1, 10-7192.

16. Сидоров А. С. Следы тотемистических представлений в мировоззрении Зырян // Коми Му -Зырянский край. 1924. № 1. С. 43-50.

17. Сидоров А. С. Идеология древнего населения Коми края // Этнография и фольклор коми. Тр. ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. № 13. Сыктывкар, 1972. С. 10-23.

18. Чудова Т. И. Гончарство коми (зырян) во второй половине XIX - начале XX в. Сыктывкар,

2001.

REFERENCES

1. Belitser V. N. Ocherki po etnografii narodov komi XIX - nachalo XX vv. M., 1958.

2. Belitser V. N. Predvaritel'ny otchet o rabote etnograficheskogo otryada severnoy arkheologo-etnograficheskoy ekspeditsii 1945 goda // NA Komi NTs UrO RAN (Nauchny arkh. Komi nauchnogo tsentra Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk). F. 1. Op. 13. Ed. khr. 5.

3. Volokitina O. N. Mifologema «Mirovoye drevo» v kontekste krest'yanskogo prikladnogo iskusstva komi // Muzei i krayevedeniye. Trudy Natsional'nogo muzeya Respubliki Komi. Syktyvkar, 1997. Vyp. 1. S. 12-16.

4. Gribova L. S. Nauchny otchet po teme «Istoricheskaya traditsiya v narodnom iskusstve komi (zyryan)» za 1969-1970 gg. // NA Komi NTs UrO RAN. F. 5. Op. 2. Ed. khr. 39.

5. Gribova L. S. Traditsionnoye narodnoye iskusstvo komi // NA Komi NTs UrO RAN. F. 11. Op. 1. Ed. khr. 4.

6. Gribova L. S. Obshchaya kharakteristika narodnogo iskusstva narodov komi // NA Komi NTs UrO RAN. F. 11. Op. 1. Ed. khr. 10.

7. Gribova L. S. Otchet Pechorskoy etnograficheskoy ekspeditsii // NA Komi NTs UrO RAN. F. 5. Op. 2. Ed. khr. 102.

8. Doronin P. G. Sveden'ya o zanyatiyakh, byte i religii komi naroda // NARK (Nats. arkh. Respubliki Komi). F.1346. Op. 1. D. 143.

9. Zherebtsov L. N. Krest'yanskoye zhilishche v Komi ASSR. Syktyvkar, 1971.

10. Lashuk L. P., Zherebtsov L. N. Otchet Priluzskoy etnograficheskoy ekspeditsii 1959 g. // NA Komi NTs UrO RAN. F. 1. Op. 13. Ed. khr. 48.

11. Il'ina I. V. Otchet Verkhnevychegodskogo etnograficheskogo otryada. Syktyvkar, 2001 // NA Komi NTs UrO RAN. F. 5. Op. 2. Ed. khr. 578.

12. Nauchny otchet etnograficheskoy ekspeditsii 1967 g. v Troitsko-Pechorskiy rayon Komi ASSR po teme: «Religioznye perezhitki v Komi ASSR i ikh preodoleniye» // NA Komi NTs UrO RAN. F. 1. Op. 13. D. 159.

13. PMA (Polevye materialy avtora). Respublika Komi, Sysol'skiy rayon, s. Chukhlem, 2008.

14. Romanova G. N. Traditsionnye domashniye remesla i kustarnye promysly komi (kon. XIX -nachalo XX v.) // NA Komi NTs UrO RAN. F. 5. Op. 2. Ed. khr. 208.

15. REM (Rossiyskiy etnograficheskiy muzey). Opisi Komi-zyryan kn. N 1, 10-7192.

16. Sidorov A. S. Sledy totemisticheskikh predstavleniy v mirovozzrenii Zyryan // Komi Mu -Zyryanskiy kray. 1924. N 1. S. 43-50.

17. Sidorov A. S. Ideologiya drevnego naseleniya Komi kraya // Etnografiya i fol'klor komi. Tr. IYaLI KNTs UrO RAN. N 13. Syktyvkar, 1972. S. 10-23.

18. Chudova T. I. Goncharstvo komi (zyryan) vo vtoroy polovine XIX - nachak XX v. Syktyvkar,

2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.