Научная статья на тему 'КОСМО-ПСИХО-ЛОГОС ПРАВОСЛАВИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ'

КОСМО-ПСИХО-ЛОГОС ПРАВОСЛАВИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМО-ПСИХО-ЛОГОС / ПРАВОСЛАВИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИИ / ГОСУДАРСТВО / КОНЦЕПТ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ / АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / КУЛЬТУРА / БОЖЕСТВЕННЫЙ МИР / СОБОРНОСТЬ / ЛОГОС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Емелькина Ирина Владимировна

Введение. Цель статьи - провести теоретический анализ космо-психо-логоса православия в условиях современных вызовов: политизации, секуляризации межрелигиозного диалога. Определить общий контур процессов государственно-религиозного взаимодействия на примере Саранской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви. Выявить наиболее значимые тенденции современной трансформации религиозного (православного) самосознания, влияние на это процессов глобализации. Обосновать необходимость обращения к изучению космо-психо-логоса православия. Материалы и методы. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических (анализ научной литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация) и эмпирических (метод экспертных оценок) методов. Результаты исследования. Сделан ряд предварительных замечаний, указывающих на особенности рассматриваемой проблемы. Отдельными экспертами вопросы религиозного самосознания воспринимаются очень остро. Появляются работы, в которых внимание уделяется не столько постижению сущности феномена, сколько его политизированной интерпретации. Отмечены позитивные (сохранение религиозных традиций) и негативные (новые формы атеизма, синкретизма) тенденции в развитии религиозного самосознания российского народа. Выявлены изменения религиозного самосознания в условиях трансформации российского общества, а также их последствия. Сделан вывод, что развитие религиозного самосознания в условиях глобализации достаточно благополучно осуществляется, но требует серьезного исследования. Обсуждение и заключение. Религиозное самосознание связано с развитием и конструированием собственной идентичности. Последние два десятилетия под влиянием ряда факторов религиозное самосознание подвергается трансформации. Несмотря на положительную динамику в области развития религиозного сознания, в представлении населения Респуб-лики Мордовия стали наблюдаться явления, препятствующие сохранению религиозной идентичности (секуляризация). Катализатором этих тенденций становятся глобализация, влияние СМИ, массмедиа, тиражирующие образцы нового поведения. В соответствии с этим необходима грамотная и теоретически продуманная внешняя и охватывающая все сферы жизни систематическая деятельность всех структур общества, реагирующая на изменения в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COSMO-PSYCHO-LOGOS OF ORTHODOXY IN THE CONTEXT OF MODERN CHALLENGES

Introduction. The purpose of the article is to conduct a theoretical analysis of the cosmo-psycho-logos of Orthodoxy in the context of modern challenges: politicization, secularization of interreligious dialogue. To determine the general outline of the processes of state-religious interaction on the example of the Mordovian and Saransk diocese. To identify the most significant trends in the modern transformation of religious (Orthodox) self-consciousness, the impact of globalization processes on this. To substantiate the need to turn to the study of cosmo-psycho-logos of Orthodoxy. Materials and Methods. The solution of research tasks was provided by a complex of complementary theoretical (analysis of scientific literature on the studied problem, comparative analysis, comparison, generalization, systematization) and empirical (expert evaluation method) methods. Results. A number of preliminary remarks were made indicating the peculiarities of the problem under consideration (some experts perceive the issues of religious self-awareness very acutely. There are works in which attention is paid not so much to the comprehension of the essence of the phenomenon as to its politicized interpretation). Positive (preservation of religious traditions) and negative (new forms of atheism, syncretism) trends in the development of religious consciousness of the Russian people are noted. The changes of religious self-consciousness in the conditions of transformation of Russian society, as well as their consequences, are revealed. The conclusion is made that the development of religious self-consciousness in the conditions of globalization is quite successfully carried out, but requires serious research. Discussion and Conclusion. Religious self-awareness is associated with the development and construction of one’s own identity. Over the past two decades, under the influence of a number of factors, religious consciousness has been undergoing transformation. Despite the positive dynamics in the development of religious consciousness, the population of the Republic of Mordovia began to observe phenomena that hinder the preservation of religious identity (secularization). The catalyst for these trends is globalization, the influence of mass media, mass media, replicating patterns of new behavior. In accordance with this, a competent and theoretically thought-out external and systematic activity of all structures of society covering all spheres of life, responding to changes in society, is necessary.

Текст научной работы на тему «КОСМО-ПСИХО-ЛОГОС ПРАВОСЛАВИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.060.022.202204.441-449

УДК 1. 130.3

И. В. Емелькина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: zagirina71@yandex.ru

Космо-психо-логос православия в условиях вызовов современности

Аннотация

Введение. Цель статьи - провести теоретический анализ космо-психо-логоса православия в условиях современных вызовов: политизации, секуляризации межрелигиозного диалога. Определить общий контур процессов государственно-религиозного взаимодействия на примере Саранской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви. Выявить наиболее значимые тенденции современной трансформации религиозного (православного) самосознания, влияние на это процессов глобализации. Обосновать необходимость обращения к изучению космо-психо-логоса православия.

Материалы и методы. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических (анализ научной литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация) и эмпирических (метод экспертных оценок) методов.

Результаты исследования. Сделан ряд предварительных замечаний, указывающих на особенности рассматриваемой проблемы. Отдельными экспертами вопросы религиозного самосознания воспринимаются очень остро. Появляются работы, в которых внимание уделяется не столько постижению сущности феномена, сколько его политизированной интерпретации. Отмечены позитивные (сохранение религиозных традиций) и негативные (новые формы атеизма, синкретизма) тенденции в развитии религиозного самосознания российского народа. Выявлены изменения религиозного самосознания в условиях трансформации российского общества, а также их последствия. Сделан вывод, что развитие религиозного самосознания в условиях глобализации достаточно благополучно осуществляется, но требует серьезного исследования.

Обсуждение и заключение. Религиозное самосознание связано с развитием и конструированием собственной идентичности. Последние два десятилетия под влиянием ряда факторов религиозное самосознание подвергается трансформации. Несмотря на положительную динамику в области развития религиозного сознания, в представлении населения Республики Мордовия стали наблюдаться явления, препятствующие сохранению религиозной идентичности (секуляризация). Катализатором этих тенденций становятся глобализация, влияние СМИ, массмедиа, тиражирующие образцы нового поведения. В соответствии с этим необходима грамотная и теоретически продуманная внешняя и охватывающая все сферы жизни систематическая деятельность всех структур общества, реагирующая на изменения в социуме.

Ключевые слова: космо-психо-логос, православие, глобализация, традиции, государство, концепт, православные ценности, архетипические представления, культура, божественный мир, соборность, логос.

Для цитирования: Емелькина И. В. Космо-психо-логос православия в условиях вызовов современности // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2022. Т. 22, № 4. С. 441-449. DOI: 10.15507/2078-9823.060.022.202204.441-449.

© Емелькина И. В., 2022

Irina V. Emelkina

National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Mordovia),

e-mail: zagirina71@yandex.ru

Cosmo-psycho-logos of Orthodoxy in the Context of Modern Challenges

Abstract

Introduction. The purpose of the article is to conduct a theoretical analysis of the cosmo-psychologos of Orthodoxy in the context of modern challenges: politicization, secularization of interreligious dialogue. To determine the general outline of the processes of state-religious interaction on the example of the Mordovian and Saransk diocese. To identify the most significant trends in the modern transformation of religious (Orthodox) self-consciousness, the impact of globalization processes on this. To substantiate the need to turn to the study of cosmo-psycho-logos of Orthodoxy. Materials and Methods. The solution of research tasks was provided by a complex of complementary theoretical (analysis of scientific literature on the studied problem, comparative analysis, comparison, generalization, systematization) and empirical (expert evaluation method) methods.

Results. A number of preliminary remarks were made indicating the peculiarities of the problem under consideration (some experts perceive the issues of religious self-awareness very acutely. There are works in which attention is paid not so much to the comprehension of the essence of the phenomenon as to its politicized interpretation). Positive (preservation of religious traditions) and negative (new forms of atheism, syncretism) trends in the development of religious consciousness of the Russian people are noted. The changes of religious self-consciousness in the conditions of transformation of Russian society, as well as their consequences, are revealed. The conclusion is made that the development of religious self-consciousness in the conditions of globalization is quite successfully carried out, but requires serious research.

Discussion and Conclusion. Religious self-awareness is associated with the development and construction of one's own identity. Over the past two decades, under the influence of a number of factors, religious consciousness has been undergoing transformation. Despite the positive dynamics in the development of religious consciousness, the population of the Republic of Mordovia began to observe phenomena that hinder the preservation of religious identity (secularization). The catalyst for these trends is globalization, the influence of mass media, mass media, replicating patterns of new behavior. In accordance with this, a competent and theoretically thought-out external and systematic activity of all structures of society covering all spheres of life, responding to changes in society, is necessary.

Keywords: cosmo-psycho-logos, Orthodoxy, globalization, traditions, state, concept, orthodox values, archetypal representations, culture, divine world, conciliarity, logos.

For citation: Emelkina I. V. Cosmo-psycho-logos of Orthodoxy in the context of modern challenges. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2022; 22(4): 441-449. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.060.022.202204.441-449.

Введение конструкцию которого определяла идея

Духовная сфера российского общества космо-психо-логоса православия - глубин-

сегодня подвергается значительным изме- ная структура или совокупность структур,

нениям. В этих условиях сложно обозна- определявших все стороны жизни человека

чить такой фактор, который бы играл устой- в обществе.

чивую роль в смысле сохранения традиций В условиях вызовов современного рос-

и традиционных для российского общества сийского общества, таких как разрушение

ценностей. Россия - многоконфессиональ- традиционных ценностей нравственности,

ная страна, но у истоков государственности доминирование секулярных тенденций,

и цивилизации стояло православие, общую главной целью становится нахождение то-

Л гуманитарии : актуальные проблемы ^ „„ ,

442 ~ - том 22, № 4, 2022

■ ■— гуманитарной науки и образования ' '

чек соприкосновения и ответов на общие вызовы.

Православная церковь в этих условиях ведет активный диалог и ищет формы сотрудничества и взаимодействия, которые позволят устранить заблуждения и непонимание. В процессе ведения диалога представители православной церкви предпринимают попытки разграничения среды и указания на те сферы, где достижение согласия возможно, а где маловероятно. Поэтому для православной церкви вызовами становятся политизация, либерализация, секуляризация межрелигиозного диалога.

В современном мире однозначно очевидны попытки изменения основ православия, внесения изменений в вероучительные положения, привнесение в учение новых представлений, почерпнутых из других религий.

В будущем, как отмечают ученые, возрастет идентификационная функция православия в связи с тем, что она будет реализовываться на индивидуальном и ци-вилизационном уровне.

В связи с этим нами предпринята попытка изучить «психологос православия», проанализировав основные идеи и концепты в русской духовной культуре, несущие православно-архетипическую смысловую нагрузку, и описать социальные формы универсальных психологосов православия в русском социокультурном процессе.

Антропологические аспекты данной темы развивались П. В. Знаменским, А. В. Карташевым, В. О. Ключевским, А. Нечволодовым, С. М. Соловьевым. С. Зариным, И. М. Концевичем, С. Смирновым. Аксаковыми, С. Н. Булгаковым, Н. А. Бердяевым, Н. Я. Данилевским, Ф. М. Достоевским, И. А. Ильиным православие преподносилось как фундамент духовной культуры, общества и государства. В контексте русской религиозной филосо-

фии и антропологии Ю. М. Гончаровым, О. Долженко, М. В. Ждановой осмысливались идеалы семьи, образования, воспитания, детства и спектр проблем традиционной семьи как онтологические аспекты бытия. В свете сохранения православных традиций в аспектах воспитания детей, молодежи содержатся в работах О. Николаевой, И. Медведевой и Т. Шишовой.

A. Г. Асмолова, Ю.Н. Давыдова.

В области исследования теоретических проблем космо-психо-логоса очень мало работ. Одна из них принадлежит Г. Гачеву -«Национальные образы мира. Космо-психо-логос», в которой он обозначил это понятие.

Отдельные теоретические проблемы космо-психо-логоса затрагивались С. И. Вавиловым, Е. М. Верещагиным,

B. И. Вернадским, Л. Н. Гумилевым, Н. Я. Данилевским, В. Г. Костомаровым, Ю. Г. Марковым, Д. И. Менделеевым. Среди западных авторов следует выделить П. Т. де Шардена, О. Шпенглера, К. Яспер-са. В их трудах присутствуют отдельные вопросы миропонимания. Исходя из этого можно констатировать, что данная тема недостаточно раскрыта, потому нуждается в дальнейшей разработке.

Понятию «психологос» в истории и теории философии предшествовали такие категории, как «архетип», «эйдос». В разные исторические эпохи при помощи идеи психологоса отражали онтологические, гносеологические аспекты, процессы трансформации бытия. Понятие психологоса выражает важные, а иногда и системообразующие идеи как древних, так и современных философских учений. Доказано, что социальные процессы и явления, мыслящиеся в категориях повторения, продолжения или преобразования социального опыта, могут быть успешно осмыслены, проанализированы и концептуализированы при помощи категории «психологос», важнейшими структурными элементами которого выступают цели

и смыслы социального действия, связанного с системой православных ценностей [2;

3].

Для научного знания характерна по-липарадигмальность, в контексте которой могут синхронно использоваться несколько терминов, в результате чего возникает необходимость выработки синтезирован-но-обобщенного представления о том или ином феномене в целях достижения межпа-радигмального диалога.

Материалы и методы

Строятся на анализе, синтезе, абстрагировании, обобщении, аналогии. Использованы описание, сравнение, структурный, трансцендентный, феноменологический методы. Объединяющей методологической идеей является методология системного анализа.

Результаты исследования

Состоят в определении и уточнении содержания понятия «космо-психо-логос православия», которое позволяет использовать средства и методы социальной философии к решению религиоведческих, антропологических, теологических, а также собственно философских проблем, связанных с духовным бытием, институтами и ценностями современного российского общества [2; 3].

То, что подразумевается под психологосом, придает аспект цельности отдельной личности, народу в целом, культуре России. Его можно представить как нечто субстанционально-родовое, лежащее в самой глубине. Или атрибутивное (национальное/ культурное), представляющее собой сооружение из символов, понятий, образов и представлений, в мире которых живем мы, познающие мир, образно выражаясь, располагающиеся на самой вершине. Таким образом, «психологос православия» - это в определенном смысле «поле субстанциональности» или «организующий фон». Иначе выражаясь, сердцевина, душа на-

рода, которая формирует отдельного человека, народ, культуру в целом, мир. Это воспроизведение пространства в виде ощущений, представлений православного человека о действительности или понятийное воспроизведение реальности, связанное с данными представлениями, выраженное через концепты, образы. В воспроизведении бытия «логос» означает представление, «психея» - рефлексию. Данные понятия в таком отражении позволяют нам воссоздать некую целостность. Душа - это национальный характер, а логос - склад мышления, тип логики.

Каждый из нас может реализовать свою позицию двояко: как некий интуитивный прорыв, устремляющий нас к истине. Это происходит в том случае, если человек в своих познавательных актах отталкивается от своей родовой субстанциональной основы, выступая за ее пределы и внося изменения в свою субстанциональность, но не отрывается от почвы. Либо, если этого не происходит, может восприниматься как поверхностный отрыв от корней.

В целом данное понятие может претендовать на статус категории, несущей право-славно-архетипическую смысловую нагрузку и определяющей социальные формы универсальных психологосов православия в русском социокультурном процессе.

Религиозные традиции - это некий субстрат духовной культуры русского/российского общества, передающийся в виде социального опыта от одного поколения к другому, выразившийся в русском самосознании как идеал нравственной жизни. Не все образы позволяет рассмотреть объем данной статьи, но следует отметить, что мы могли бы обратиться к образам христианских святых воинов, великомучеников, святых женщин, жен.

Видение мира действительного в контексте психологоса православия - это модель поведения, включающая образы Спасителя,

ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы ^ „ „ „

том 22, № 4, 2022 гуманитарнои науки и образования ' '

Церкви, Богоматери, святых. Образ мира в ней - система, формирующаяся концептами: Бог, божественный мир, церковь, душа.

Обобщая изложенное, отметим, что видение мира действительного с точки зрения психологоса православия давало представление о некоей модели поведения как истине, ключевую роль в которой играли образы Спасителя, Церкви, Богоматери, святых.

Диалектика индивидуального и всеобщего в контексте содержания психологоса православия отражает многообразие и сложность как бытия, так и сознания людей. История общества убедительно свидетельствует о том, что с изменением бытия меняется сознание. Тем не менее отметим и то, что сознание обладает некоторой самостоятельностью, поскольку каждый человек остается самим собой. Поэтому общество производно от личности, а личность есть духовное существо, несущее в себе образ Божий. Органичное сочетание общего, социального и единичного, личного нашло выражение в понятии «соборности» - центральной темы Русской идеи. Фундаментальная идея православного вероучения -идеявсеединства-выраженавпоня-тиях Святой Троицы и всемирного спасения. В них православное сознание выразило свою жажду всеобщности.

Итак, цели, ценности, смысловые ориентиры, повлиявшие на формирование психологоса православия, можно условно разграничить по трем группам. Первая - ценности, связанные с повседневной жизнью и прежде всего с семьей (дом, благополучие, счастье детей и др.). Вторая - ценности, имеющие отношение к социальному строю (идея всеединства или соборности, выраженная в понятии Святой Троицы). Третья группа включала ценности, связанные с индивидуальной и обще-

ственной жизнью человека и утверждением в обществе христианского миропонимания (Любовь, добро, красота как высший идеал в деле нравственного совершенствования каждого человека и общества в целом: христианское преображение мира на началах добра, истины и красоты).

Из сказанного следует, что в обстоятельствах значительных изменений в области духовной сферы российского общества важно объективно воспринимать религию как фактор, который играет стабилизирующую роль.

Вызовами для православной церкви становятся: политизация, либерализация, секуляризация межрелигиозного диалога. Несмотря на вызовы, православная церковь пытается наладить активный диалог, найти эффективные формы сотрудничества и взаимодействия.

Обобщая опыт нашего региона, мы можем утверждать, что в Республике Мордовия проделана и продолжает вестись необходимая работа в этом направлении. В течение ряда лет успешно строится и развивается сотрудничество Саранского епархиального управления с органами исполнительной власти. В республике действует Общественный Совет по развитию православной культуры при Главе Республики Мордовия, координирующий связи Мордовской митрополии с общественностью1. Благодаря деятельности Общественного Совета по развитию православной культуры при Главе Республики Мордовия реализована региональная программа изучения православной культуры; создан учебник по основам православной культуры, включающий этнокультурный компонент содержания образования. В Саранске действует Межрегиональный координационный центр по работе с православной молоде-

Отчет о деятельности Саранского духовного училища за 2017 год. URL: https://e-mordovia.ru/o-mordovii/obshchaya-irformatsiya/obrazovame-i-nauka/seminariya-sarep/.

жью Приволжского федерального округа. Подписано Соглашение о сотрудничестве между советом ректоров вузов Республики Мордовия и епархиями, входящими в состав Мордовской митрополии.

В партнерстве с Мордовской митрополией Русской православной церкви в 2016 г. в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва при поддержке Министерства образования и Министерства по национальной политике Республики Мордовия создан Научно-исследовательский и экспертно-консультативный Центр по духовно-нравственному воспитанию и образованию. Одна из задач деятельности Центра - консолидация усилий Церкви, государства и общества в сфере духовно-нравственного воспитания населения, экспертная поддержка мероприятий и инициатив в рамках государственной программы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи Республики Мордовия.

Саранская духовная семинария ставит перед собой задачи подготовки качественных специалистов в области православной теологии, готовых работать в различных сферах образовательной, научной и общественной деятельности. Программы подготовки служителей Русской православной церкви, специалистов в области православного богословия и теологии Саранской духовной семинарии преимущественно ориентированы на удовлетворение потребностей трех епархий Республики Мордовия (Саранской и Мордовской, Красно-слободской и Темниковской, Ардатовской и Атяшевской) в священнослужителях и церковнослужителях, а также в преподавателях воскресных школ и православных

гимназий. Помимо представителей названных епархий, в семинарии также проходят подготовку священнослужители и прихожане храмов других епархий Приволжского федерального округа и иных регионов Российской Федерации2.

Резюмируя сказанное, мы можем утверждать, что с 90-х гг. XX в. изменился не только характер деятельность Церкви, но и ее формы, принципы. Мы предполагаем, что это повлечет за собой существенные изменения сознания представителей отечественного социума по отношению к Церкви и ее представителям.

Во-первых, усилились масштабы работы в области благотворительности, миротворчества, социального, культурно-просветительского взаимодействия государства и Церкви. В документе «Основы социальной концепции Русской православной церкви» концептуализированы важные вопросы церковно-государствен-ных отношений: экологии, биоэтики, войны и мира, семейных отношений. Таким образом, сферой деятельности Церкви становится решение глобальных проблем человечества. Церковь демонстрирует высокую компетентность в процессах внутреннего развития и вопросах модернизации института духовенства.

Все это было продиктовано многовековой традицией участия Церкви в консолидации общества в сложные исторические периоды; миссией Церкви по сохранению нравственных устоев и норм общественной жизни, формированию нравственного климата в обществе. В то же время это было своеобразным откликом православной церкви на развитие тенденций постмодернизма, секуляризации.

2 Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2025 годы: Постановление Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 451 // Гарант: справ.-правовая система. Версия Проф. М., 2022. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Мордов. гос. ун-та им. Н. П. Огарёва.

ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы ^ „ „ „

том 22, № 4, 2022 гуманитарнои науки и образования ' '

Во-вторых, в это время начало осуществляться сотрудничество с различными ведомствами, на основе действующего законодательства заключались федеральные и региональные договоры и соглашения, что происходит и по настоящий день. Все это говорит о возвращении православной церкви высокого социального статуса, роли «культурного стержня» нации, полноправного участника социально-культурных коммуникаций.

В-третьих, основными формами взаимодействия в области церковно-государ-ственных отношений стали соработниче-ство, партнерство, сотрудничество, диалог, форумы, работа духовно-просветительских центров. Причем это делалось не только на уровне Московской патриархии, но и на уровне митрополий и епархий в регионах, в том числе в Республике Мордовия.

В-четвертых, увеличение роли религиозных организаций как социальных институтов современного общества, возрастание их авторитета.

Таким образом, Русская православная церковь - один из социальных институтов, реализующих функцию попечения о духовно-нравственном состоянии общества3.

Русская православная церковь в современном кризисном цивилизационном пространстве выполняет роль ключевого носителя системообразующих ценностей и интегратора. Реализация этой ее роли невозможна без открытости светскому обществу. Мы полагаем, что она останется значимой для многих россиян и в последующем будет способствовать смягчению общественных отношений, ориентации граждан на приоритет духовных ценностей над материальными.

В плане перспектив развития и совер-

шенствования церковно-государственных взаимоотношений, в том числе в Республике Мордовия, видится целесообразным:

1. Оказывать поддержку инициативам, направленным на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, в целях формирования гражданской позиции, нравственных установок современной молодежи.

2. Организовывать работу групп с привлечением педагогов, психологов, служителей Русской православной церкви, представителей органов власти и местного самоуправления, общественных организаций для разработки контента духовно-нравственного содержания, который можно использовать для воспитания молодежи на основании православных ценностей.

5. Воспитывать молодое поколение в духе православных духовно-нравственных ценностей, просвещения и образования молодежи, укрепления физического здоровья; обеспечивать вовлечение молодежи в деятельность приходов, епархиальных отделов Русской православной церкви.

6. Содействовать в организации клубов общения молодежи в вузах для просвещения в делах устроения прочной семьи и обретения дружбы с участием врача, священника, педагога, работника социальной службы и представителя общественной организации по вопросам семьи. С целью укрепления нравственной культуры современного студента рекомендовать введение курсов «Православная педагогика», «Педагогика семейных отношений», «Психология православной личности» в вузах Республики Мордовия.

7. Тиражировать опыт работы необходимо на сайтах Мордовской митрополии, Саранской духовной семинарии, в вузах, в средствах массовой информации, в виде из-

3 Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2025 годы: Постановление Правительства Республики Мордовия от

4 октября 2013 г. № 451.

дания материалов конференций и методических пособий, в форме презентационных мероприятий в социальных сетях и т. д.

Обсуждение и заключение

Изучение психологоса и психологоса православия выходит за рамки философского знания, но актуализация вопроса о месте человека в мире, его взаимоотношениях в социуме побуждает нас к поиску нового инструментария, свежих ракурсов в решении данной проблемы. Мы не можем руководствоваться однозначным видением, толкованием и осмыслением таких сложных явлений, как психологос. Несмотря на то что новое знание еще не приняло своей развитой формы, мы должны, опираясь на имеющиеся немногочисленные исследования, развивать его.

В условиях попыток изменения основ православия важно не только конкретизировать содержание концепта «психологос православия», но и акцентировать на нем внимание в условиях стремительно распространяющейся «новой религиозности» [1; 4].

Таким образом, искомая целостность бытия православного человека может быть обозначена как психологос. Термин «психологос православия» сегодня соотносится с понятием «архетип православия» в значении «сердцевина, душа народа, которая формирует отдельного человека, народ, культуру в целое, мир»; придает аспект цельности культуре России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В контексте психологоса православия модель поведения включает образы Спа-

сителя, Церкви, Богоматери, святых. Образ мира представляет собой систему, формирующуюся концептами Бог, божественный мир, церковь, душа.

Цели, ценности, смысловые ориентиры, определившие психологос православия, разграничиваются по группам: первая связана с повседневной жизнью и с семьей; вторая - с социальным строем; третья группа - с индивидуальной и общественной жизнью человека и утверждением в обществе христианского миропонимания. Мир действительного в контексте психологоса православия предусматривает некую модель поведения как истину, в которой образ Спасителя, Богоматери, святых - это ориентиры преобразования или самосовершенствования внутри концептосферы.

Таким образом, психологос православия - это метатеоретическая категория, универсалия, несущая православно-архе-типическую смысловую нагрузку и определяющая социальные формы универсальных психологосов православия в русском/ российском социокультурном процессе. Психологос православия как основа жизни народа способен обеспечить духовное воспроизводство традиций и норм общества, препятствовать трансформации архетипи-ческих представлений в условиях плюрализма в понимании идентичности. В качестве кулуьтурфилософской универсалии психологос православия может использоваться как понятие, содействующее межпа-радигмальному диалогу.

Список источников

1. Воронцова И. В. Основополагающие черты христианского модернизма (конец XIX - начало XX в.) // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 55-62.

2. Лаза В. Д. Православие в современном мире: ценности и социальный архетип. М.: Центр стратег. конъюнктуры; изд. Воробьев А. В., 2013. 220 с.

3. Лаза В. Д. Социальный архетип православия в современной России: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет». Белгород, 2013. 22 с.

лло ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы ^ „„ ,

448 - я Том 22, № 4, 2022

■ ■ гуманитарной науки и образования ' '

4. ЯковенкоИ. А. Тенденции развития религиозного сознания в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 1. С. 40-48. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-religioznogo-soznaniya-v-sovremennoy-rossii.

References

1 Vorontsova I. V. Foundational Features of Christian Modernism (late 19th - early 20th century). Voprosy philosofii = The Questions of Philosophy. 2010; 10: 55-62. (In Russ.)

2. Laza V. D. Orthodoxy in the Modern World: Values and Social Archetype. Moscow, 2013, 220 p. (In Russ.)

3. Laza V. D. Social archetype of Orthodoxy in modern Russia: Doc. Sci. (Phil.) Dissertation. Belgorod, 2013, 22 p.(In Russ.)

4. Yakovenko I. A. Trends in the development of religious consciousness in Russia. Electronic data. Available at: https://cyberleninka.m/article/n/tendentsii-razvitiya-religioznogo-soznaniya-v-sovremennoy-rossii (accessed 10.03.2022). (In Russ.)

Поступила 08.07.2022.

Сведения об авторе

Емелькина Ирина Владимировна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва. Область научных интересов: философия образования и воспитания; социально-философский анализ менталитета, логика. Автор более 130 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0071-0163.

E-mail: zagirina71@yandex.ru

Submitted 08.07.2022.

About the author

Irina V. Emelkina - Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: philosophy of education and upbringing; socio-philosophical analysis of mentality, logic. The author of more than 130 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0071-0163.

E-mail: zagirina71@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.