Научная статья на тему 'Космо-экологические константы сознания (по В. В. Налимову)'

Космо-экологические константы сознания (по В. В. Налимову) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
304
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРОЯТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ЯЗЫКА / ЖИЗНЕТВОРЕНИЕ / МЫСЛЕФОРМА / НАЛИМОВ / СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТАНТА СОЗНАНИЯ / ЭТИКА МЫСЛИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мальцева С. В.

В данной статье автором рассматриваются творческие идеи российского ученого, математика и философа, В.В.Налимова, чьи работы посвящены таким проблемам как соотношение языка и мышления, философии и методологии науки, проблемам человека в современной науке, вероятностной теорией смыслов. Двумя из таких работ, заслуживающих особого внимания в данном контексте являются В.В.Налимова «Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности» и «Вероятностная модель языка». Далее в статье раскрываются и интегрируются несколько теорий относительно заявленной темы, кроме того, предлагается авторский взгляд на данную проблематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космо-экологические константы сознания (по В. В. Налимову)»

УДК 13

КОСМО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ СОЗНАНИЯ (ПО В.В.НАЛИМОВУ)

КГУ

им.К.Э.Циолковского

[email protected]

С.В. МАЛЬЦЕВА

В данной статье автором рассматриваются творческие идеи российского ученого, математика и философа, В.В.Налимова, чьи работы посвящены таким проблемам как соотношение языка и мышления, философии и методологии науки, проблемам человека в современной науке, вероятностной теорией смыслов. Двумя из таких работ, заслуживающих особого внимания в данном контексте являются В.В.Налимова «Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности» и «Вероятностная модель языка». Далее в статье раскрываются и интегрируются несколько теорий относительно заявленной темы, кроме того, предлагается авторский взгляд на данную проблематику.

Ключевые слова: вероятностная модель языка, жизнетворение,

мыслеформа, Налимов, сознание, экологическая константа сознания, этика мысли.

В то время как современность требует нового сознания, или «перемены ума» (термин Карсавина1), мы со своей стороны дополним данный термин и подчеркнем, что на данном этапе человечество нуждается в качественной перемене ума, перемене сознания и взгляда на окружающую действительность через призму внутреннего состояния. Наряду с этим, мы можем добавить, что, по нашему видению, основная проблема современной философии — это проблема интерференции смыслов, проблема их проявленности в мире и одновременно их вневременной трансценденции. Проблема также заключается в том, что подчас философию приравнивают к классической науке, тем самым ограничивая круг ее возможностей и круг видения космоса и вселенной в целом; другой крайностью становится принятие философии как исключительно абстрактной дисциплины, отдаленной и трудной для восприятия человеком в повседневной жизни, в мире чаще наблюдаются попытки сворачивания глубинных смыслов бытия с целью аппликации манипулятивных методик психологии, социологии и этики, с помощью которых в наше время и достигается управление и оказывается массовое воздействие на людей. Данные проблемы заставляют еще раз обращаться к теме о сознательных принципах жизнедеятельности и жизнетворения.

В свою очередь, анализируя диахроническую философию, мы видим, что на протяжении веков, философы разных школ и направлений, выделяли существенную значимую особенность сознания и мысли человека, а также их влияния на окружающую действительность. В то время как сама наука довольно скептически относится к данным высказываниям, все больше научных открытий неопровержимо свидетельствуют о важности понимания и осознания этического существования человека как проявленного Творца, как представителя Земли, Вселенной и Космоса в целом, хранящего в себе источник жизни и несущего энергии экологически-сознательного бытия окружающим.

И, тем не менее, наиболее интересным для нашего изучения представляется философия пост-неклассического направления, именно в данном направлении философы активно развивают синергетические концепции, идею малтилога и космо-этического положения бытия, рассматривая человека как творящего субъекта внешнего мира через свой внутренний мир.

Одним из таких основателей школ неклассической философии являлся по нашему мнению Налимов Василий Васильевич. Его вероятностно-ориентированная философия,

1 Карсавин Л. (2004) О совершенстве. Перевод Асии Ковтун, Богословские труды. Московская патриархия, № 39., 2004. — С.295.

как направление философских исследований, сформировалась в результате более чем 30летних научных исследований. Начало было положено от построения и создания математической теории эсперимента в 1960 — 1965 гг. Затем последовал не менее интересный период, посвященный теме наукометрии и вероятностной модели языка, рассматривающей семантику обыденного языка. Завершающей работа цикла исследований явилась книга «Спонтанность сознания» (1989), в которой раскрывается природа смыслов и строится вероятностно ориентированная смысловая модель человеческой личности.

В последней книге Налимова, написанной в 1985 г. речь шла о проявленности смыслов через биосферу, в первых трех (1979, 1981, 1982 гг.) — о проявленности их через человека в таких сферах его деятельности, как язык, воображение, наука. В данной работе мы опять возвращаемся к человеку, концентрируемся на нем и только на нем и пытаемся показать, как через него — в этике его бытия в Мире раскрываются смыслы. Смыслы распаковываются всегда через тексты. Человек для нас — это многообразие текстов, грамматику и семантику которых мы хотим охватить единым, вероятностно задаваемым взглядом. Отсюда вытекает множество вопросов о том, почему мы понимаем друг друга, когда в нашей речи используются слова с полиморфными (не атомарными) смыслами; как возможна единая модель, задающая творчество в самом широком его понимании, включающем развитие как ноосферы, так и биосферы; как возможно введение представления о собственном времени как о мере изменчивости; если сознание действительно есть функция высокоорганизованной материи, то почему до сих пор не появилось модели, эксплицирующей это утверждение.

Итак, человек — самоорганизующееся целое, способное выстраивать ритмику собственных мыслей, позитивных мыслеформ, и одновременно выходящий за рамки уже созданной мировой инфра-структуры, вследствие того, что «проснувшийся» человек самостоятельно творит и гармонизирует свое пространство. Невозможно не заметить, как один за одним рушатся сценарии апокалипсисов, и в этом проявляется любящая рука Творца и его команды, своими гармонизирующими воздействиями возвращающими Землю на предназначенный ей путь творческой лаборатории и вселенского университета. Соглашаясь с высказыванием Ф. Шиллера о том, что Вселенная есть мысль бога, мы рассматриваем возможности мышления и работы мысли, генерирующиеся нашим сознанием. Освобождающаяся от оков загрязненного общественного сознания, мысль способна творить, передавая потоки энергий, а мозг человека в данном случае выступает трансформатором.

Вместе с тем, выстраивание данной позиции влечет за собой поиск других точек — назовем их точками совершенства. Главное совершенство проявляется тогда, когда мировосприятие гармонично, если в матрице гармонии у каждого есть точка баланса. Отсюда новое сознание (у приходящих детей-индиго или обновляющееся и выстраивающееся заново у человеков, уже населяющих Землю. А измененное гармонизующее сознание влечет за собой совершенно новое качество бытия и переход на другой уровень этого бытия.

В первой части книги о «Спонтанности сознания» Налимов пишет о телесной идентификации и проблемах сознания, упоминая тот факт, что еще египтяне высказывали идею о том, что «...сохранение подверженного разложению тела также некоторым образом было необходимо для обеспечения вечной жизни». Но мы ставим вопрос, идет ли здесь речь о сохранении просто тела без души ушедшего человека, как это трактуется обычно, или все же существует необходимость и возможность сохранять и поддерживать тело на протяжении гораздо более длительного времени, нежели стандартное летоисчисление жизненного цикла человека. В определенных обрядах тело наделялось превращения в «sahu» — духовное тело — «.тело, которое достигло знания и силы и великолепия, в результате чего оно обретает теперь длительность существования, неподверженность разложению. Тело, ставшее sahu, приобретает силу объединения с душой и общения с ней. В этом состоянии оно может подняться на «rift» небо и существовать с богами и sahu богов и с другими праведниками. В тесной связи с телами — естественными и духовными — оказывается сердце или, скорее, часть его, которая является вместилищем жизненной силы. Мы добавим, что именно такой человек в наибольшей мере является проявленной личностью, носителем индивидуальности и обладает абсолютной независимостью существования.

Здесь имеет место говорить о полноте сознания, об уровнях организованности такого полного сознания. И вполне очевидно, что для термина «сознание» существует большое количество определений, где их авторы делают попытку описать данное понятие с точки зрения своей позиции в науке, а также с точки зрения, на чем базируется данное обоснование. Но все же, отдаем ли мы себе достаточный отчет о смысле этого слова?

Так например, в статье Дж.Рея2 «Основания для сомнения в существовании сознания», автор, с позиции, занимаемой современной аналитической философией, показывает всю противоречивость, которая связана с самим понятием сознание. В начале статьи мы читаем: «.Сознание не является неопределенным в том прямом смысле, в каком являются таковыми слова bank и pride, согласно данным Oxford English Dictionary. Все его употребления тесно связаны, подчеркивая то одни, то другие стороны ментальной жизни. Эти употребления показывают существенные различия в значениях в зависимости от того, являются ли соответствующие аспекты существенно разными аспектами; чтобы решить это, необходимо принимать решения относительно той или иной теории ментальной жизни... Наверное, при классификации употребления слова мы должны устанавливать различие между разными, ранее смешиваемыми процессами, причем каждый из них включает сознание «в разном смысле». И далее мы находим в статье такие высказывания: «... в противовес духу Декарта и букве Локка... большинству определений в Oxford English Dictionary, а также претензиям многих теоретиков, вплоть до наших дней... сознание должно включать в себя нечто большее, чем просто мышление ... компьютеры представляются способными иметь убеждения и предпочтения (до неопределенной степени упорядочения), самооценку, обращенный во вне язык, интроспективные сообщения и процессор, преобразующий информацию о состоянии мира и собственного тела — и все это, видимо, не обладая сознанием. Единственно значимые черты нашей ментальной жизни, которых, безусловно, в настоящее время нет у машины,— это способность к «индукции», или кажущейся безграничной изобретательности в схватывании мира (см. Chomsky — Reflection). Концепция сознания может оказаться включающей в себя чрезмерно упрощенный взгляд на нашу ментальную жизнь. И это приводит к тому, что мы можем ошибаться, думая о себе или о чем-либо еще как об обладающих истинным сознанием.

Сознание, в соответствии с этико-экологической философской теорией, всегда активно трансформирует реальность воспринимая реальность или любой ее аспект перерабатывается сознанием. Реальность в данном случае и нахождение человека в ней, это продукт сознания. «Какое сознание, такая и реальность». (см. А.К.Зайцев3)

Давайте подумаем, каков смысл двух следующих выражений: «переработка реальности» и «трансформация реальности». Оба эти определения предполагают, что существует некая автономная реальность, к которой сознание применяется и которую оно обрабатывает. Согласно В.В. Налимову, такая картина фундаментально неверна. Не существует реальности как таковой, которую сознание посещает и которую обрабатывает. Реальность всегда дается совместно с сознанием, которое осмысляет ее, причем акт осмысления является одновременно и актом трансформации. У нас не существует никакого представления о том, что такое реальность — как таковая, потому что всегда, когда мы думаем о ней, когда мы созерцаем ее (любым образом), реальность неизменно предстает перед нами трансформированной нашими когнитивными способностями.. Вместе с тем, устройство и структурированность нашего сознания ведет к понимаю того, что сначала окружающая среда есть зеркало происходящего внутри нас, далее это сигналы и знаки среды в целом. Сознание, освободившееся от социальных рамок, отделяется от коллективного разума и способно воспринимать и видеть внешнее как систему. Проводя параллель с лингвистикой, можем говорить об «универсальной грамматике» и «абсолютной адекватности» (термины В.В.Налимова), в этом смысле возможность абстрагироваться от частных особенностей и перейти в «философскую грамматику».

Для лучшего понимания возьмем высказывание В.В. Налимова о кибернетике: «.объектом исследования в кибернетике являются самоорганизующиеся системы, свое-

2 Ray J., The wisdom of God manifested in the works of the Creation Online text: http://www.jri.org.uk/ray/wisdom/

3 Зайцев А.К. Государство аграрно-информационной эко-цивилизации: Калуга: Эйдос, 2009.

образные организмы, образованные из некоторого множества вещей, объединенных системой управления. Структура управления — структура языка системы»4. Следовательно, кибернетика может изучать любой живой организм, в котором происходит информационное взаимодействие и непрерывное образование новых систем. Вернемся, однако, к кибернетическому понятию системы управления. Если данная система является самоорганизующейся, а сознание человека мы по праву можем относить к уникальной в своей природе системе, значит и у сознания есть собственная система управления, которая не может быть подвластна другим таким системам. А раз она самоорганизуется, значит такая система способна организовывать или творить. Из чего следует, что наше сознание творит мир вокруг нас, но прежде всего наш собственный мир. И далее, это означает, что такие системы находятся во взаимодействии, но по идее должны находиться в равном положении относительно друг друга.

Однако, мы видим, что сознания, каждое имея собственную систему управления, не находятся в равном положении, и более того, большинство сознания подчиняются чужой системе управления зачастую бессознательно. Почему же так происходит? Эмоциональная сфера жизни человека с присоединением, нежелание нести ответственность за происходящее в своей жизни, замещение истинных принципов бытия и стремление вторгаться в чужое сознание, приводит неизбежно к потере баланса собственной системы, что является также неэкологичным мышлением и бытием.

В нашем понимании, экологическая константа сознания — это не отражение старомодного идеализма, который отрицает реальность или окружает ее таинственностью. Экологичность сознания в данном случае есть уважение чужого сознания, невмешательство в любое сознание и толерантность по отношению к процессам в нем происходящих. Это и прежде всего ответственность за свое собственное сознание, за поток своих мыслей, за чистоту данных мыслей. Мы уже сказали, что сознание — самоорганизующийся человеком юнит, но вместе с тем, оно еще и творящая врожденная структура, данная человеку от Абсолюта для прямой связи с Космосом, для прямого чувствования процессов и возможности правильно оценивать ситуации. Хотя, подчеркнем еще раз, что для большинства населения нашей планеты, сознание по-прежнему остается затушеванным и замытым в силу определенных причин, и главным образом, неструктурированности и хаотичности процессов собственного сознания. Отсюда проистекает, понятие этики сознания, это то, как мы думаем, качественный процесс, направленный на себя и космос. Кроме того, мы не должны забывать, что априорно, это субъективные процессы и функции распределения будут также субъективны, а значит этика сознаний может объединяться в определенные семантические группы, коррелирующие по смысловому сознательному принципу.

«.Возникновение сознания — это одна из вечных тайн. Представлять сознание как тайну — менее таинственно и странно, чем полагать, что сознание — это просто мозг, функционирующий только по физиологическим и механистическим законам; первый путь означает, что мы признаем тайну частью естественного порядка вещей». Сознание и Воображение взаимосвязаны. Природа Воображения дает нам лучшую возможность понять сознание, чем сотни нейрофизиологических исследований. «Природа Воображения восхитительно таинственна»5. Полезно будет также упомянуть понятие «визуализация», которая помогает при работе с сознанием. Само сознание таинственно до тех пор, пока человек самостоятельно не снимает покров тайны с данной сущности своего бытия. При работе со своим Высшим Я мы способствуем потоку энергии распределяться в теле и работать через визуализацию, которая помогает максимально усилить процессы гармонизации. Известный филолог Блумфилд однажды заметил, что минимальная свободная форма есть слово. Мы бы хотели дополнить, что мысль скорее будет такой минимальной свободной единицей, ибо слово уже не свободно от социума, что означает, что слово может и не являться свободным, полностью отражающим мысль. В то время как внутреннее слово-мысль, остающееся в рамках одного сознания является абсолютным. Слово в данном случае уже следующая ступень закодированности информации. Как известно, забытые и стертые когда-то способности ясноговорения и ясновидения были естественны как

4 Налимов В.В. Вероятностная модель языка. — М.: Наука, 1974. — 272 с. Второе издание: 1979. — С.5.

5 Налимов В.В. В поисках иных смыслов. — М.: Прогресс, 1993. — С.788.

человеческая речь сегодня и также направлены на чистое энергетическое общение человеков без искажения смыслов, ведь говорение есть одна из форм жизни (Витгенштейн). Тогда же была потеряна глубина сознания, то что мы пытаемся обрести в пространстве «здесь и сейчас» (термин А..К.Зайцева). И в свою очередь, это значит, что изучение языка в настоящее время иногда единственный способ изучения мысли, тем не менее в некоторых случаях верификация для ученых появляется в формах отличных от цифр или скажем модифицированного количественно-качественного результата..

«.Чудо и тайна эволюции сознания состоит в его способности увеличивать реальность по мере того, как оно растет и трансформируется. Сознание — свет, который все освещает и везде проникает. Сознание, являясь частью реальности, посылает луч другим частям реальности и, освещая их, возвращает их к источнику света, к сознанию. Освещая темноту, оно поднимает небытие на уровень бытия. Способность видения и процесс видения неотделимы от глаза. Чем глаз является для акта видения, тем является сознание для акта осмысления реальности»6.

Эти современные представления о космической природе сознания удивительным образом смыкаются с высказываниями не только Оригена, но и гностиков, для которых развитие телесной материи обусловливалось изначальным проникновением (падением, пленением) в нее Света. Вот что об этом пишет Джонас7: «.Наиболее радикальным [в гностицизме] оказался образ падения: душа, или дух — часть первичной Жизни, или Света, пала в мир или в тело. Это один из фундаментальных символов Гностицизма: пред-космическое падение божественного принципа оказалось в основе развития мира и человеческого существования в большинстве гностических систем. «Свет упал во тьму» — обозначение ранней фазы той божественной драмы, о которой можно сказать, что выражение «Свет засиял в темноте» обозначает последующую фазу. Как возникло это падение и через какие стадии оно проходило — это было предметом широко варьируемых размышлений».

Итак, мы видим, что почти две тысячи лет тому назад возник миф (позднее подавленный официальным христианством), смысл которого по-новому раскрывается в наши дни. Мы узнаем в нем представление о таинственности сознания, его трансперсо-нальности (т. е. континуальности) и космичности. И нам, кажется, становится ясным, что всякое упрощение — персонально капсулизированное видение сознания оказывается ущербным и философски несостоятельным8.

Связь семантического мира с миром физическим, природа, включая и творческий мир личности, неотъемлемо связанны с многомерностью сознания и внутренним миром человека. Семантика так называемого обыденного языка в действительности заключает в себе гораздо более глубокий смысл, нежели просто идею инструмента общения. Можно сказать, это самое элементарное понимание данного вопроса, когда язык используется с целью передачи поверхностных смыслов.

В заключении хотелось бы отметить, следующее:

— Преодоление социальных рамок сознания есть шаг на пути раскрытия себя как творца-преобразователя как внутреннего так и внешнего.

— Всякое упрощенное «капсулизированное» (по Налимову) видение сознания оказывается ущербным в том числе, когда мы раскрываем данное понятие в философии.

— Новый подход позволяет рассмотреть такие темы: связь семантического мира с миром физическим; природу понимания; творчество; многомерность личности; пути преодоления личностной ограниченности; достоинство человека; личностное время; смысл жизни и смысл Вселенной. Предлагаемый подход берет свое начало от Платона и перекликается с развитием западной философии вплоть до экзистенциализма и философской герменевтики.

— Динамика бытия метафизична.

6 Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — М.: Прометей, 1989. — 781с.

7 Jonas H., The Imperative of Responsibility: In Search of Ethics for the Technological Age (trans. of Das Prinzip Verantwortung) trans. Hans Jonas and David Herr (1979).

8 Налимов В.В. Вероятностная модель языка. — М.: Наука, 1974. — 272 с. Второе издание: 1979.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ^jj Серия филосоФия- Социология. Право.

29B

— Сознание действительно есть функция высокоорганизованной материи

— Основным условием успешности жизни, ее гармоничной эффективности на Земле, есть встраивание собственного мировосприятия, наполненного Любовью, которая в данном случае несет в себе коды гармонизации внутреннего и внешнего пространств.

— Осознание творения границ собственной свободы и выстраивания пространства — еще одна константа космо-этического бытия

— Невмешательство в чужое сознание и работа с собственным полем сознания рассматриваются как единственная возможность гармоничного экологического и этического существования.

— Человек есть Творец своего бытия

— Точка внутренней стабильности есть условие для развития и раскрытия собственного потенциала и мыследеятельности.

Рождаясь, человек осваивает мир не только непосредственно сам, но и с помощью языка, слов, текстов, которые достались ему по наследству. «Мышление, не наученное мыслить самостоятельно, пользуется словом, текстами, ограничивая спектр значений заданными транслируемыми смыслами. Так человек, идя на поводу средств массовой коммуникации, создает удобный для себя мир, в котором вместо действительных чувств и мыслей подставлены подменные образования, в результате чего он начинает жить в фантомном мире псевдомыслей, псевдочувств, псевдодействий»9. Так появляется серое большинство, слепо верящее в одну единственную, специально транслируемую для него истину. «В процессе саморазвития мы, как правило, всегда движемся в сторону более высоких частот, принимая и осваивая новые. В этом процессе происходит и преобразование нашего тела. Все пространства имеют вибрации, определенные частоты. В любом случае происходит интеграция этих частот в соразмерности своих возможностей»10. Этика жизни в разных измерениях отличается друг от друга по ряду параметров. В качестве константы предлагается бытие в шестом измерении, которое является измерением эффективной мысли, позитивных мыслеформ. При переходе на шестое измерение уменьшается объем речи, улучшается качество мышления. Мысль действует почти мгновенно, разрывов между производством мысли и ее воплощением практически нет. Наивысшая эффективность достигается любящим сознанием

В заключении, мы еще раз хотели бы подчеркнуть, что духовность и материя творчества являются и содержанием Вселенской жизни, и формой ее проявления. Следовательно, творчество можно рассматривать как структурообразующее начало человеческого сознания и главную функцию, производной от которой будут художественная и культурная деятельность человека, которая порождается не только вдохновением, но и удерживается сознанием человека по степени его духовной силы и воли. «Из этого следует, что при определенном уровне организации личности творчество есть сознательно вызываемое индивидом состояние, направляемое и удерживаемое его волей»11. Из данного утверждения возможен вывод о том, что проявленный мир — деятельность сознания, сутью которого является творчество — как процесс непрерывного становления, изменения, достижения качества, преображения самого человека и окружающего мира как демонстрации самобытия.

Все бегут к свету, забывая про тьму творящую

С.В. Мальцева

Список литературы

1. Chomsky, N., 1975. Reflections on Language. Pantheon Books, New York.

2. Jonas H., The Imperative of Responsibility: In Search of Ethics for the Technological Age (trans. of Das Prinzip Verantwortung) trans. Hans Jonas and David Herr (1979). ISBN 0-226-40597-4 (University of Chicago Press, 1984) ISBN 0-226-40596-6

9 Мальцева С.В. Истина языкового текста // Сборник материалов «III Международная научно — практическая конференция «Наука и современность - 2010».Часть 3. //Новосибирск, 2010.

10 Мальцева С.В. Язык как мир, как хАос и хаОс, // Сборник материалов КГУ им.К.Э. Циолковского «Межрегиональная научно — практическая конференция преподавателей и аспирантов»// Калуга, 2010

11 Мальцева С.В. Этические константы человека творящего //Сборник материалов «Наука и практика: проблемы, идеи, инновации», всероссийская научно-практическая конференция с международным участием // Екатеринбург, 2010

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия с)3(НэЬс№|9и£Р бс)цЙоВё1Ф№Р|Г1^во. 299

3- Ray J., The wisdom of God manifested in the works of the Creation

Online text: http://www.jri.org.uk/ray/wisdom/

4. Зайцев А.К. Философия ведической цивилизации, Калуга, ИД «Эйдос», 2005

5. Зайцев А.К. Государство аграрно-информационной эко-цивилизации: Калуга: Эйдос, 2009.

6. Карсавин, Л. (2004) О совершенстве. Перевод Асии Ковтун, Богословские труды. Московская патриархия, № 39., 2004: с295

7. Мальцева С.В. Истина языкового текста // Наука и современность — 2010 : сборник материалов III Междунар. науч.-практ. конф. Часть 3. — Новосибирск, 2010.

8. Мальцева С.В. Язык как мир, как хАос и хаОс // Сборник материалов КГУ им.К.Э. Циолковского «Межрегиональная научно-практическая конференция преподавателей и аспирантов». — Калуга, 2010.

9. Мальцева С.В. Этические константы человека творящего // Сборник материалов «Наука и практика: проблемы, идеи, инновации», всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. — Екатеринбург, 2010.

10. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. — М.: Наука, 1974. — 272 с. Второе издание: 1979.

11. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — М.: Прометей, 1989

12. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. — М.: Прогресс, 1993.

COSMO-ECOLOGICAL CONSTANTS OF CONSCIOUSNESS (BYV.V. NALIMOV)

S.V. MALTSEVA

Tsiolkovsky Kaluga

State University

sv-maltseva@ bk.ru

The article is devoted to the creative philosophical ideas and concepts of a great Russian scientist, mathematician and philosopher, V.V. Nalimov, whose works regard such topics as the correlation between language and thinking, that of philosophy and science methodology, human being notions in modern science and probabilistic senses theory. Two of these works by Nalimov V.V., worth analyzing and taking into consideration, are Spontaneity of Conscious- ness: Probabilistic Theory of Meaning and Semantic Architectonics of Personal- ity' and probabilistic Model of Language and Conscience'. Afterwards in the article there are several theories concerning the given thematic under examina- tion and analysis.

Key words: probabilistic model of language, life-creation, Nalimov, thought-form, ethical constant of consciousness, thought ethic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.